к реальным натуральным пособиям по обж относятся

Изобразительные средства обучения ОБЖ

Изобразительные средства обучения условно подразделяются на объемные, плоскостные и экранно-звуковые пособия.

Объемные средства обучения ОБЖ.К ним относятся модели, муляжи, рельефные таблицы.

Муляж представляет собойточную копию натурального объекта, в которой отображены все признаки объекта. Например, муляжи съедобных и ядовитых грибов, внутренних органов организма человека.

Разборные модели предназначены для демонстрации, они имеют простую конструкцию и приспособлены для крепления.

Другой разновидностью объемных средств обучения выступают рельефные таблицы.Для выделения информативных элементов таблицы используют явление обратного контраста, т.е. элементы, несущие информационную нагрузку, выделяют контрастной окраской. Примеры рельефных таблиц – изображения форм рельефа (вулканы, равнины, горы, речная сеть). К моделям, муляжам, рельефным таблицам прилагается описание и методические рекомендации для учителя.

Плоскостные изобразительные средства обучения ОБЖ.В эту группу средств обучения входят печатные учебные таблицы. В перечне рекомендуемого учебного оборудования, как правило, предлагаются комплекты готовых таблиц. С точки зрения оценки педагогической эффективности таблиц, следует обратить внимание на следующие моменты: объекты и надписи должны быть хорошо видны с рабочего места ученика; главное в содержании таблицы выделено цветом, размером, рамкой, Таблица не должна быть перегружена рисунками, надписями и соответствовать материалу учебной программы.

Особое место среди изобразительных пособий занимают атласы и географические карты. В последние годы стало возможным использование крупномасштабных карт, значение которых в учебном процессе важно, т.к. их применение позволяет развивать у учащихся начальные картографические и коммуникационные умения. Ведь именно в крупномасштабных картографических пособиях условные знаки напоминают ученикам конкретные местные предметы. Имея под рукой план или крупномасштабную карту, школьник без труда сможет сопоставить картографическое изображение с хорошо знакомыми ему объектами на местности.

С помощью специальных карт школьники получают информацию о местоположении на территории (региона, города, района) особо опасных объектов, о радиационной обстановке региона и др.

Экранно-звуковые средства (ЭЗСО). Специфической особенностью этих средств обучения является наличие зрительного ряда. Речевой и музыкальный ряды способствуют лучшему восприятию и пониманию зрительного ряда.

Статические экранные средства – слайды. Применение статичной проекции позволяет рационально использовать учебное время за счет быстрой выдачи на экран рисунков, текстов, схем, таблиц, на выполнение которых на доске затрачивается много времени и усилий. Эти средства обучения позволяют разнообразить методы обучения и виды контроля знаний.

Учебные фильмы. Эти средства позволяют показать чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера в динамике и развитии. Огромное значение имеют такие свойства, как изменение пространства, превращение невидимых объектов в хорошо видимые изображения. Применение фильмов на уроке целесообразно при изучении процессов, протекающих в недоступных для непосредственного наблюдения местах (жерло вулкана; зоны радиационного загрязнения), при объяснении материала, демонстрация которого затруднена (виды кровотечений и способы их остановки, виды оружия) и т.д.

При демонстрации учебных фильмов следует помнить, что они не могут создавать длительную мотивацию учения, поэтому их применение должно гармонично сочетаться с другими методами обучения.

Средства новых информационных технологий (СНИТ)

Применение компьютерных средств в процессе обучения ОБЖвозможно с помощью специально разработанных программ.

Использование компьютера как инструмента для решения разнообразных прикладных задач позволяет проводить тестирование учащихся; значительно расширяет возможности создания учебных пособий.

С помощью компьютера учащиеся развивают творческую активность в решении познавательных задач, при этом учитываются индивидуальные психологические особенности школьников. Внедрение новых технологий в учебный процесс способствует его совершенствованию, расширению возможностей учащихся удовлетворить свои образовательные потребности.

В настоящее время совокупность программно-аппаратных средств, обеспечивающих продуцирование, сбор, накопление, хранение, обработку и передачу информации, условно называют новыми информационными технологиями (НИТ). Это технологии основаны на применении компьютера и современных средств связи, их важнейшей составляющей являются программно-педагогические средства (ППС). В образовательном процессе применяют следующие ППС:

1. Обучающие программные средства (ПС).

3. Контролирующие ПС.

4. Информационно-поисковые и информационно-справочные ПС.

7. Демонстрационные ПС.

8. Учебно-игровые ПС.

Средства новых информационных технологий позволяют разнообразить контроль знаний и повысить его качество. С их помощью целесообразно проводить тренинги по решению проблемных задач; моделировать глобальные природные процессы, недоступные непосредственному наблюдению (зарождение циклона, извержение вулкана, землетрясение и т.д.) с последующим обсуждением их экологических последствий. Их можно применять как информационно-справочные и консультирующие системы.

Компьютерные средства способны заменить многие традиционные средства обучения, обеспечить высококачественные изображения натуральных объектов и явлений. Так, очевидны дидактические преимущества, которые дают информационные технологии (АОС, мультимедиа, гипертекст) электронному учебнику по сравнению с традиционной печатной книгой. В технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для школьников; осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе. Гипертекстовая технология, благодаря применению гиперссылок, упрощает навигацию и предоставляет возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала. На основе моделирования процесса обучения становится возможным дополнить учебник тестами, отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь.

Использование средств мультимедиа при изучении ОБЖ открывает широкие возможности для эффективного наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке и при выполнении домашних заданий; для полноценного усвоения учебного материала в условиях самообразовательной деятельности учащихся.

Тем не менее, остается целый ряд элементов учебно-воспитательного процесса (в том числе, средств обучения), которые, не могут быть заменены компьютерными средствами и технологиями. Так, задачами обучения ОБЖ является не только ознакомление школьников с видами опасностей и причинами их возникновения, но и формирование умений действовать в случае ЧС. Умения формируются только посредством практических действий.

Негативные стороны использования КТ:

— весьма вероятна опасность развития аддитивного (зависимого) поведения пользователя, когда мотивация к самому процессу работы на компьютере становится самоцелью, происходит нивелировка основной учебной задачи, разрушение мотива к учебной деятельности;

— весьма ограничена возможность развития культуры речи учащихся, недостаточно активно развиваются навыки работы с терминами, навыки письменной речи.

Средства новых информационных технологий вполне могут заменить (и такая замена вполне успешно происходит в современных образовательных учреждениях) традиционные технические средства обучения, а также средства изобразительной наглядности.

Электронный учебник. Электронное пособие представляет собой разделенный на так называемые «уроки»школьного курса ОБЖ. Каждый «урок» может состоять из нескольких модулей: например. информационного, практического (тренажера), модуля диагностики и контроля.

Информационный модуль включает в себя основной объем подаваемой информации. Для разграничения обязательного для усвоения учащихся содержания и дополнительной информации используются гиперссылки, а также рубрики: «Факультатив», «Это интересно», «Факты». Информация подобрана авторами таким образом, чтобы, с одной стороны, учебный материал раскрывал основные положения современной биологии, а с другой – был доступен и интересен для школьников.

Гиперссылки являются характерной особенностью мультимедийных объектов. С их помощью учащиеся могут не только обратиться к дополнительной, пояснительной информации, но и уточнить определение какого-либо понятия, получить доступное и краткое объяснение биологических фактов и закономерностей, убедительно проиллюстрированных средствами новых информационных технологий.

В разделах «Факультатив» или «Это интересно» представлены научно значимая и интересная информация об ученых-биологах, истории биологических открытий и новых достижениях науки биологии. Весьма важным является освещение историко-научного материала во взаимосвязи и взаимовлиянии развития науки и общества.

Несомненным достоинством электронного учебника является включение процесса восприятия учебного материала с предъявления ключевого проблемного вопроса, к ответу на который учащиеся будут готовы к концу изучения модуля.

В информационном и в особенности в практическом модуле содержится большое количество схем: классификационных, систематизирующих; таблиц: сравнительных, обобщающих, а также графиков и диаграмм, которые иллюстрируют важнейшие процессы и явления.

Контролирующий модуль включает большое разнообразие форм оценивания усвоенных знаний и умений учащихся. Для этой цели служат различные кроссворды, подборки разных по сложности задач; виртуальные дидактические карточки, викторины и т.д. Задания на соотнесение экологических объектов и процессов, на установление последовательности экологических явлений позволяют быстро проверить и оценить знания и умения учащихся.

Урок как основная форма обучения экологии предоставляет обширные возможности для использования электронных учебных модулей. Однако хотелось бы предостеречь учителей школ, имеющих высокую техническую оснащенность и возможность постоянного применения электронных учебных модулей, о нецелесообразности одновременной работы с информационным, контрольным и практическим модулем на каждом уроке. Специфика предмета «экология» предполагает широкое включение в учебный процесс лабораторных и практических работ, применение натуральных, в том числе объектов живой природы. Поэтому оптимальным вариантом является работа учащихся с модулями не только на уроке, но и дома, в качестве самоподготовки и повторения пройденного материала.

Информационный и практический модули можно применять на уроке, как при изучении нового материала, так и при его закреплении. Контрольный модуль целесообразно использовать при повторении и закреплении нового материала, а также при контроле знаний и умений на обобщающих уроках.

Работа с электронными учебными модулями содействует значительной индивидуализации процесса обучения ОБЖ благодаря деятельности учеников, способных эффективно работать в быстром темпе. С помощью электронных модулей они могут успешно изучить такие разделы модулей, как «Факультатив», «Интересно», «Факты», а также освоить контрольный модуль. За это же время другие ученики могут ознакомиться с основным блоком информационного модуля в удобном для них темпе.

Применение в образовательном процессе электронного учебника приводит к изменению обучающей и контролирующей функций учителя. Осуществляя общее управление процессом взаимодействия учащихся с мультимедиа-пособием, учитель в затруднительной ситуации должен указывать учащимся направление поиска, помогать им в освоении и оперировании понятиями высокого уровня абстракции, предоставлять возможность учащимся осуществлять рефлексивный анализ всего алгоритма решения учебной проблемы.

Изучение модулей способствует эффективной интеграции естественнонаучных (биологических, экологических, химических и физических) и гуманитарных знаний. Например, такие понятия, как «загрязнение природной среды», «химическое загрязнение», «виды физического загрязнения природной среды», «особо охраняемые природные территории», «демографические показатели популяции», «абиотическая среда», «социальная среда», а также понятия об этическом и эстетическом значении природы. Это определяет целесообразность применения модулей при проведении интегрированных уроков.

Разнообразить уроки экологии поможет совмещение методики применения электронных учебных модулей с элементами таких педагогических технологий, как «проектное обучение» и «обучение в сотрудничестве». Подразделив коллектив класса на группы, можно поручить учащимся каждой группы проработку материала по каждому отдельному блоку и последующего обмена информацией между группами. Такой вид деятельности будет способствовать повышению интереса учащихся к самостоятельному приобретению знаний, общению в группах и сотрудничеству в коллективном решении проблем.

Электронные учебные модули экологической направленности могут применяться и во внеклассной работе. Например, информационные модули об особо охраняемых природных территориях, о Красной книге, о биоразнообразии как условии сохранения биосферы могут стать основой для проведения занятий кружка или школьной конференции, а также оказать помощь в проведении недели окружающей среды.

Контрольные и практические модули предоставят возможность очень быстро организовать и провести игру по станциям, интеллектуальную эстафету, заседание «Клуба знатоков живой природы». Все типы учебных модулей могут выполнять функции методического сопровождения элективных курсов, таких как «Биоразнообразие» и «Охраняемые природные территории».

Технические средства обучения (ТСО) –аппаратура для проявления информации, заложенной в экранно-звуковых средствах обучения.

Технические средства обучения принято классифицировать следующим образом:

1. Аудиальные средства, представленные различными техническими устройствами для воспроизведения звуковой информации (проигрыватели, электрофоны, магнитофоны, современные стереомузыкальные центры).

2. Визуальные средства включают как традиционное проекционное оборудование (диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы), так и современное презентационное оборудование (карусельные слайд-проекторы, графопроекторы повышенной величины светового потока, электронные доски и др.), а также носители визуальной информации.

3. Аудиовизуальные средства ПИТ, к которым относятся электронно-технические устройства, предназначенные для представления информации по двум каналам: слуховому и зрительному. В данную категорию средств относят телевидение, видеомагнитофоны, видеокамеры, персональные компьютеры и мультимедиа-системы, а также классические кинопроекционные аппараты.

Лабораторное оборудование.Особое место и значение при обучении ОБЖ занимает лабораторное оборудование. К нему относятся химическая посуда, реактивы, приборы для измерения (радиационные дозиметры), индивидуальные аптечки, экспресс-лаборатории для определения видов загрязнений помещений или территории.

Источник

Особенности методики преподавания основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Особенности методики преподавания

основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС

Преподавание предмета ОБЖ – это подготовка детей к жизни, к выживанию в самых сложных ситуациях и видах жизнедеятельности. Это воспитание гражданина – патриота, любящего свою Родину – Россию.

Главной целью предмета ОБЖ является создание условий для формирования у обучающихся системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедеятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств личности, обеспечивающих возможность предвидеть угрозы и опасности, умения защищаться от угроз и опасностей. Привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, мотивирование молодежи к безопасной жизнедеятельности, любви к своей Родине.

1. Содержание, цели и задачи обучения основам безопасности жизнедеятельности.

С начала 90-х годов прошлого столетия в нашей стране по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации, а также Госкомитета по делам гражданской обороны преподают в школе дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ). Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312. В соответствии с ФБУП учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» впервые вводится как обязательный предмет в основной общеобразовательной школе. В средней (полной) общеобразовательной школе учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» преподается на двух уровнях – базовом и профильном.

Содержанием дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания через развитие творческих способностей школьника.

Цель предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – сформировать осознанную мотивацию на здоровый образ жизни, а также осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей, как одного из факторов существования живых систем. Современные требования к воспитательному процессу изменились с изменением экономической и политической системы в нашей стране. Стало ясно, что государство не может гарантировать безопасность отдельных граждан. Каждого россиянина надо учить выживать в условиях криминального беспредела, локальных военных конфликтов, безработицы, поэтому каждый школьник должен знать свои права и обязанности, соблюдать правовые отношения и законодательные акты, чтобы избежать опасных ситуаций в своей жизни. Наиболее результативно прививаются учащимся мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем – в обществе и на производстве, через общее образование на уроках ОБЖ.

Как предмет школьной программы – это целая система знаний и умений, система по приобретению навыков для обеспечения безопасности жизни человека в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях. Также этот предмет изучает оказание первой медицинской помощи, психологической помощи пострадавшим. И самое главное это то, что предмет ОБЖ формирует сознание, мировоззрение, характер, воспитывает в человеке самые высокие принципы нравственности и морали.

Предмет ОБЖ занимает особое положение в школьной программе. Так как основы безопасности жизнедеятельности неразрывно связаны с самой жизнью. Этот предмет максимально приближен к реальной действительности, которая окружает школьников в стенах образовательного учреждения и за его стенами на улице, среди посторонних людей, в семье, в обществе и т.д.

Курс ОБЖ включает в себя основы знаний многих предметов. Важное место в преподавании ОБЖ занимает интеграция с такими предметами как: география, биология, физика, математика, информатика, история, химия.

Цель уроков по основам безопасности жизнедеятельности – заложить в школьников умение ориентироваться в сложной ситуации, не растеряться и при необходимости оказать посильную помощь пострадавшим. Задача учителя состоит в том, чтобы вложить в учениказнания и умения, которые он в последующем смог бы применить на практике уже без помощи учителя.

Как предмет изучения курс ОБЖ должен решать следующие задачи:

• формирование высокодуховного культурного человека с патриотическим и гуманистическим настроем, с духовно-нравственным мировоззрением, с жизнеутверждающей философией, стремящегося к гармоничным взаимоотношениям с обществом и с окружающей средой;

• привитие здорового образа жизни, укрепление, коррекция, улучшение физического состояния учащихся;

• обучение всем навыкам и приемам по сохранению жизни и здоровья учащегося в экстремальных ситуациях и в быту.

Исходя из поставленных задач, курс ОБЖ включает 3 основных блока изучаемого материала:

1. Обеспечение безопасности и защиты детей и взрослых в условиях чрезвычайных ситуаций.

2. Основы медицины и здоровья.

3. Основы по обороне государства. Воинская обязанность российских граждан.

Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. Урок является основной формой организации образовательного процесса. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, средства и методы.

Урок ОБЖ – единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой работы.

Методы обучения – это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.

На занятиях в урочное и внеурочное время педагог может использовать различные методы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов.Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей учащихся: возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; специфики изучения предмета, раздела, темы; возможностей материально-технической базы образовательного учреждения.

Методы обучения ОБЖ можно разделить на три группы: словесные, наглядные, практические.

Словесными методами обучения ОБЖ являются: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом), консультация.

Наглядные методы основываются на непосредственном восприятии изучаемых предметов посредством использования наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фотографий; таблиц, схем, диаграмм, чертежей, графиков; демонстрационных материалов: моделей, приборов, предметов (образцов изделий, муляжей и т. д.); видеоматериалов, диафильмов, диапозитивов и др.

В основе использования практических методов лежит самостоятельная деятельность учащихся:

• метод упражнения: упражнения, тренинг, тренировка;

• письменные работы: конспект; выписки, составление тезисов (доклада), реферат; письменные ответы на вопрос; составление аннотации (произведения, статьи);

• графические работы: составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей; составление структурно-логических схем; заполнение матриц;

• метод наблюдения: запись наблюдений, ведение дневника наблюдений; зарисовка, рисунки; запись звуков, голосов, сигналов; фото-, кино-, видеосъемка; проведение замеров;

• лабораторные и практические занятия: опыт-постановка, проведение и обработка результатов опытов; лабораторные занятия – работа с приборами, препаратами, техническими устройствами;

• проектные и проектно-конструкторские методы обучения: разработка проектов, программ; построение гипотез; моделирование ситуации; создание новых способов решения задачи; создание моделей, конструкций; создание творческих работ; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.

Наиболее применяемыми методами преподавания ОБЖ являются:

Рассказ – метод устного изложения, монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Требования к методу: достоверность информации и научно проверенных фактов; четкая логика изложения; эмоциональность изложения материала; доступность подачи материала; соответствие подачи материала возрастным особенностям учащихся и их развитию; опора на жизненный опыт учащихся. При подготовке к рассказу учитель намечает план изложения материала, подбирает методические приемы, максимально способствующие достижению целей, использует энциклопедический и хрестоматийный материал, научно-популярную литературу, в которой имеются сведения по теме урока. Чаще всего при использовании данного метода применяются мнемонические приемы, такие как сравнение, сопоставление, резюмирование, обобщение. Эффективность рассказа зависит от его сочетания с другими методами обучения: иллюстрацией (в младших классах), обсуждением, диалогом, беседой (в средних и старших классах), а также от места и времени, выбранных учителем для рассказа (на традиционном уроке, во время экскурсии, при проведении внеурочных мероприятий).

Объяснение – доказательная форма изложения программного содержания, словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала. Как метод обучения объяснение широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Применение метода объяснения практически всегда осуществляется в совокупности с рассказом, беседой, с использованием наглядности.

Беседа – вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся, применяющийся на всех этапах образовательного процесса для сообщения новых знаний, их закрепления, проверки и оценки. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов актуализировать знания учащихся, полученные ими ранее и достичь усвоения учащимися новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов, обобщений. По форме организации беседа может бытьиндивидуальной (если вопросы адресованы одному ученику) и групповой (вопросы обращены к группе учащихся). По назначению выделяют беседы: вводные, или организующие; сообщающие новые знания; закрепляющие; контрольно-коррекционные. Беседа начинается с обоснования темы, краткой характеристики учителем основных понятий, а затем следует постановка вопросов для обсуждения. Применение метода требует обязательного заключительного слова учителя. Вопросы в беседе должны опираться на уже известный материал, на работу с натуральными объектами и наглядными пособиями.

Лекция – как метод устного изложения должна обладать информационной емкостью; системным, логическим построением учебного материала; высокой доказательностью учебного материала;адаптированностью учебного материала к слушателям. Обычно в курсе ОБЖ в старших классах лекция применяется, когда необходимо дать учащимся общую характеристику явлений или процессов. После лекции целесообразно провести самостоятельную работу, а завершить тему уроком обобщающего повторения.

3. Проблемное изложение – метод, переходный от исполнительской к творческой деятельности, используется главным образом на лекции, в ходе работы с книгой, экспериментирования и т. д. Сущность метода заключается в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, показывая при этом путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях. Учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, а учащиеся мысленно следят за его логикой, усваивая этапы решения целостных проблем. Результатом проблемного изложения является усвоение учеником способа и логики решения поставленной проблемы, но еще без умения применять их самостоятельно. Своеобразие этого метода заключается в том, что ученик не только воспринимает, осознает и запоминает готовые знания, но и следит за логикой доказательства, контролирует убедительность мысли учителя. В ходе изложения нового материала ипоследующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых направлено на закрепление у учащихся умений использования полученных ранее знаний. Противоречия между имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельно действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация – психологическое состояние умственного затруднения при решении проблемы, поставленной учителем.

Проблемную ситуацию обычно создает учитель.

Выделяются три типа проблемных ситуаций:

• первый тип – ситуация при недостатке знаний для решения поставленной задачи, когда ее условия содержат неполную информацию. Недостаток знаний вызывает потребность в новых знаниях;

• второй тип – выбор из имеющихся знаний тех, которые нужны для решения поставленной задачи;

• третий тип – когда учащийся сталкивается с новыми условиями применения знаний.

При формулировке проблемного задания и решения учебной проблемы учитель обращается и к другим методам обучения, таким как рассказ, объяснение, беседа и т.д.

5. Исследовательский метод определяется как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и их применения. Кроме того, он является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности. При использовании исследовательского метода учитель вместе с учащимися формулирует проблему; знания учащимся не сообщаются, а добываются ими самостоятельно; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

В настоящее время в соответствии с концептуальными основами преподавания ОБЖ в школе предпочтение отдается использованию наглядных и практических методов обучения. Все основное учебное время должно быть отведено на показ и отработку практических действий в условиях возникновения опасной ситуации и навыков оказания первой помощи пострадавшим. Безусловно, сложно, а в некоторых случаях и невозможно, смоделировать действия, например, при цунами, наводнении, урагане, аварии, но действия по обеспечению безопасности жилища и личной безопасности на дорогах, по применению приемов самозащиты от противника, оказанию первой помощи пострадавшим, надеванию противогаза, работе с ВПХР и индивидуальным дозиметром должно быть организовано практически.

От применяемых методов обучения зависит успех всего учебного процесса, и именно этим обусловлено особое внимание к методам обучения. Метод осуществления учебного процесса разделяется на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами.

Поскольку преподавание основ безопасности жизнедеятельности в школе предпочтительнее осуществлять с превалированием наглядных и практических методов обучения, среди наиболее эффективных приемов обучения можно выделить:

• наблюдение – один из самых простых и интересных приемов для школьников младших классов и младших подростков. Суть приема состоит в том, что учащиеся наблюдают какое-либо явление или предмет и под управлением учителя выделяют его наиболее существенные черты.

• работа с учебником, учебной литературой – это возможность для ученика многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Работая с учебником, учащиеся овладевают умениями свободного чтения и понимания прочитанного; выделения главного в изучаемом материале; конспектирования, составления структурных и логических схем; подбора литературы по изучаемому вопросу. Наибольшее распространение при изучении курса ОБЖ получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний;

• упражнение – планомерно организованное повторение выполнения действий с целью овладения ими или повышения их качества. На уроках ОБЖ применяются специальные, производные и комментированные упражнения. Специальные упражнения – многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков (надевание противогаза, работа с ВПХР и индивидуальным дозиметром, измерение пульса и кровяного давления и т.д.). Производные упражнения способствуют повторению изакреплению ранее сформированных навыков. Без производных упражнений навык забывается. Сущность комментированных упражнений состоит том, что учитель и учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются. Прием комментированных упражнений обеспечивает высокий темп урока, способствует сознательному, прочному усвоению материала всеми учащимися;

• анализ конкретной ситуации (АКС) – используется на уроках ОБЖ с целью приучения учащихся к системе аналитического поведения в окружающей среде: предвидения опасных ситуаций, оценки и прогнозирования их развития, принятия целесообразных решений и действий для предупреждения возникновения опасной ситуации или смягчения тяжести ее последствий. В результате применения АКС происходит накопление личного опыта учащихся посредством анализа причин происшествий и несчастных случаев, они приобретают и пополняют знания засчет анализа ошибок и нарушений других людей, попадавших вразличного рода опасные ситуации. Одним из основных этапов в подготовительной работе учителя является поиск сюжета, который подбирается в соответствии с темой занятия. Сюжет должен быть реалистичен и адекватен подготовке учащихся, включать в себя конфликт, проблему или задачу, решение которой потребует усилий. Учебную ситуацию можно смоделировать, опираясь на информацию в СМИ, публикации в газетах и журналах, жизненный опыт очевидцев событий, произведения искусства (фильмы, романы, повести, очерки) и т.д. Найденный сюжет необходимо особым образом обработать: описать его доступным для учащихся языком, при необходимости проиллюстрировать, разработать учебные задания и сформулировать контрольные вопросы. АКС может осуществляться при демонстрации видеозаписи какого-либо реального события, эпизодов художественных и документальных фильмов, сюжетных слайдов, рисунков, отражающих состояние какого-либо факта или процесса, а также при использовании игрового метода – моделирования и проигрывания ситуации непосредственно перед обучающимися (иногда самими обучающимися).

В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство обучения». Можно выделить две большие группы средств обучения: средство – источник информации и средство – инструмент освоения учебного материала. Главное дидактическое назначение средств – ускорить процесс усвоения учебного материала, т. е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. Средствами обучения называются все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебнойинформации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.

К материальным средствам обучения относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование.

Среди многообразия средств обучения особое место занимает учебник, который по своему содержанию и структуре соответствует учебной программе. Учебники по ОБЖ представляют собой стройную систему, в которой каждый последующий учебник является логическим продолжением и развитием предыдущего. Их содержание и структура практически соответствуют обязательному минимуму содержания образовательных программ, предусмотренному новыми стандартами. Применение учебников в учебном процессе позволяет обеспечить реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, а также выполнение задач индивидуализации образования. Учебники имеют конкретную и четкую методологическую основу, позволяющую моделировать познавательную деятельность, проектировать способы закрепления знаний, навыков и умений, осуществлять связи с другими средствами обучения. В них включен материал, способствующий формированию у учащихся навыков приемов самостоятельной работы и самоконтроля, развитию у них мышления, творческого отношения к учебе, реализации у них деятельностногоподхода к изучению предлагаемого содержания. Каждый учебник имеет хорошо продуманный методический аппарат (система контрольных вопросов, практических заданий и ситуационных задач). Этот аппарат позволяет организовать дифференцированную работу с учащимися, развивать у них коммуникативно-познавательную активность, дает возможность детям и подросткам осваивать знания в соответствии с темпами их индивидуального развития.

Качество изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во многом зависит от создания требуемой учебно-материальной базы ОБЖ и использования ее элементов в процессе обучения.

По функциональному назначению технические средства обучения обычно делят на три основных класса:

1. Контролирующие учебный процесс: подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы), контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий.

2. Информационные: мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);

3. Обучающие: практическое выполнение учебных заданий.

Эффективность усвоения учащимися курса ОБЖ во многом зависит от того, как организован и с применением каких технических средств обучения осуществляется учебный процесс, основными компонентами которого являются:

• Научно обоснованная учебная программа курса ОБЖ.

• Оптимальная методика проведения занятий.

• Соответствующая современная учебно-материальная база (УМБ), в том числе и технические средства обучения.

Необходимость технических средств обучения обусловлена значительным усложнением преподаваемого материала: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство только вербальными средствами и с помощью мела и доски. Технические средства обучения позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации.

В кабинете ОБЖ проводятся все теоретические и часть практических занятий, на которых учащиеся приобщаются к сознательному и ответственному отношению к личной безопасности, приобретают навыки оказания первой помощи себе и пострадавшим. На базе кабинета ОБЖ строится самостоятельная работа обучающихся и их внеклассная работа. В кабинете ОБЖ могут проводиться встречи с интересными людьми, тематические вечера и лектории.

Оптимальный вариант оснащения кабинета ОБЖ: это класс, укомплектованный мебелью и оборудованный стендами с экспозициями по разделам предмета ОБЖ; технические средства обучения, набор натуральных и печатных пособий.

Примерный набор технических средств обучения может быть следующий:

• интерактивная доска с лазерной указкой;

• универсальный (мультимедиа) видеопроектор с экраном;

• DVD плеер и телевизор;

• музыкальный центр с микрофоном;

• набор видеофильмов на CD по тематике ОБЖ.

Использование технических средств обучения на уроках ОБЖ позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность проведения урока.

Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, необходимо использовать различные педагогические технологии. В процессе внедрения инновационных технологий повышается учебная мотивация, уровень самостоятельности, мастерство учащихся, усиливается стремление к творческой активности. Образовательные технологии способствует достижению положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

К современным образовательным технологиям относятся: технология ситуативного обучения, технология проектного обучения, технология проблемно-поисковой направленности, игровые технологии. Их называют активными и интерактивными технологиями обучения. Активные и интерактивные технологии обучения имеют между собой много общего. Однако интерактивная методика ориентируется на широкое взаимодействие школьников не только с педагогом, но и между собой. Педагог направляет деятельность учащихся к выполнению поставленных перед классом задач.

Интерактивные технологии используют для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. В основе интерактивных методов лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии. Формула интерактивной технологии – вперед и вместе: через живое общение, через работу в группе. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.

Одним из инновационных педагогических методов является метод проектов, который можно широко использовать на уроках по ОБЖ. Суть его заключается в том, что, работая в учебных проектах, школьники учатся проводить исследования, а действуя за компьютером, формируют навык четко излагать свои мысли в письменном виде, получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать её и представлять новые идеи. Проектная деятельность осуществляется наиболее эффективно в процессе изучения таких тем из курса ОБЖ, как «Первая помощь в автодорожном происшествии», «Действия в экстремальной ситуации в природной среде», «Действия в криминогенной ситуации».

При использовании проектной технологии на уроках ОБЖ прослеживается интеграция с информатикой. Использование на уроках компьютера и заданий, которые в основном носят творческий характер, способствует повышению мотивации у учащихся. В результате этой интеграции предметов обучающиеся проявляют больше осознанности в изучении предмета, становятся увереннее в оценках и выводах; растет уровень обученности. Владея обобщенным умением проектировать предстоящую деятельность, ученик может использовать его в дальнейшем при решении широкого круга задач.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к творческо-поисковой. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Кроме того, детям привычнее обучаться в игре, поскольку именно в такой форме информация воспринимается ими лучше, поддерживается интерес.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

• как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

• в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

• как технологии внеклассной работы.

Используя на уроках ОБЖ ролевую игру «Ориентирование на местности», можно наглядно продемонстрировать обучающимся важность топографических знаний, умений ориентироваться, быть физически подготовленным в сложной жизненной ситуации спасти себя или другого человека. Тем самым игра закрепляет знания, полученные на уроках географии. Богатый фактический материал для осуществления межпредметных связей дает такой учебный предмет как химия. Например, при изучении раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения», а именно последствий этих аварий, необходимо прибегать к помощи учителя химии, который приводит примеры взаимодействия различных веществ и последствия результатов этих реакций на организм человека.

Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех уроков, где рассматривается здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном).

Из всего многообразия современных педагогических технологий, используемых на уроках ОБЖ, педагогу предоставляются широкие возможности по выбору чего-то конкретного, так и по комбинированию технологий в зависимости от целей и содержания образовательного процесса.

Важными моментами в проведении успешного урока с применением личностно-ориентированных технологий обучения является:

• создание ситуации успеха с осознание радости от проделанной на уроке работы;

• мотивация для четкого понимания то, для чего изучается тот или иной материал;

• ясное представление о результатах своей работы на уроке;

• создание педагогом благоприятной атмосферы для эффективной поисковой деятельности;

• опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;

• использование дифференцированного подхода;

• возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями;

• возможность наблюдать собственный рост, т.е. динамику развития;

• учет жизненного опыта каждого ребенка и его семейной ситуации.

Используя на уроках предметно-ориентированные технологии обучения, рекомендуется обратить особое внимание на:

• значение системы целеполагания и умение формулировать цели в когнитивной, аффективно и психомоторной областях;

• концентрация усилий на главном в образовательном процессе;

• ясность и гласность в совместной работе педагога и обучающихся;

• создание эталонов оценки результатов обучения;

• повышение качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими закономерностями воспитания;

• формирование умений творческого применения знаний;

• преодоление разобщённости содержания и увязывает элементы обучения в единое целое.

При использовании информационных технологий необходимо руководствоваться принципами целесообразности применения компьютера и целеполагания (для каких целей используется компьютер – демонстрации нового материала или контроля знаний). Важно рассматривать компьютер не просто как инструмент визуальной наглядности материала, но средство применения готовых мультимедийных программ и создания собственных разработок с помощью стандартного программного обеспечения.

При внедрении в образовательный процесс технологий оценивания достижений учащихся следует опираться на следующие положения: оценка должна иметь комплексный подход (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов); в качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных образовательных программ; качество образования достигается путем сочетания внешней и внутренней оценки; накопительная система оценивания (портфолио) характеризует динамику индивидуальных образовательных достижений.

Использование интерактивных технологий ставит своей целью активизировать индивидуальные умственные процессы учащихся; стимулировать у них внутренний диалог. При внедрении таких технологий обеспечивается понимание информации, являющейся предметом обмена, происходит индивидуализация педагогического взаимодействия. Немаловажной особенностью интерактивного обучения становится вывод учащегося на позицию субъекта обучения и достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.

Итак, ОБЖ – дисциплина, максимально приближенная к нашей повседневной жизни. Каждый современный человек, в том числе и каждый школьник, должен быть в состоянии оказать в случае необходимости помощь себе и своему близкому. Только грамотный человек способен быстро оценить ситуацию, принять единственно правильное решение, отчего зависит не только здоровье, но, зачастую, и жизнь попавшего в беду человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *