к средствам обучения праву относятся
Средства обучения на занятиях по правовым дисциплинам
Средства обучения – предметы, которые в процессе преподавания и обучения передают научную информацию или её представляют, а также оказывают воспитательно-эстетическое воздействие на учащихся.
Средства обучения – обязательный элемент оснащения образовательного процесса, который вместе с содержанием составляет информационную среду и является компонентом дидактической системы
Система средств обучения:
1. первичная система – оптимальное число взаимосвязанных средств обучения, которые необходимы для прохождения содержания учебной программы;
2. вторичная система – комплекс средств обучения – все предметы учебного оборудования, которые используются при прохождении конкретной темы, раздела.
Перечень средств обучения определяется целями, задачами, содержанием и методикой, а также особенностями познавательной деятельности усвоения учащимися материала.
Распространённые виды средств обучения.
1. Объекты окружающей среды (в правовом обучении не применяются).
2. Действующие модели (машин, механизмов, сооружений (в правовом обучении не применяются).
3. Макеты и муляжи (в правовом обучении не применяются).
4. Приборы и приспособления для учебных экспериментов (в правовом
обучении не применяются).
5. Графические средства (картины, рисунки, схемы, таблицы и т.д.)
6. ТСО (видиофильмы, DVD, компьютерные программы и т. п.)
7. Учебники и учебные пособия.
Перечень не исчерпывающий, но в него вошли наиболее применимые. Что касается правового обучения, то здесь правовые явления не могут быть представлены в виде макетов, моделей, механизмов и т.д. В качестве основных средств выступают схемы, таблицы, диаграммы, демонстрации, как учебных фильмов, так и демонстрация в виде разыгрывание ролей, т.е. демонстрация через игровые средства обучения.
Средства обучения классифицируются по многим основаниям:
1. По составу объектов:
• материальные (учебники, пособия, мебель, оборудование и др.);
• идеальные (усвоенные ранее знания и умения, образные представления).
2. По способу использования:
• динамичные (видео, анимация);
• статичные (карты, схемы).
3. По особенностям строения:
• плоские (карты, схемы);
• объёмные (макеты, модели);
• виртуальные (мультимедийные программы).
4. По характеру воздействия:
Педагогические средства – это
1) материальные объекты, предназначенные для организации и осуществления педагогической деятельности;
2) предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в педагогической деятельности в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащегося для достижения поставленных целей обучения и воспитания;
3) это то, с помощью чего достигаются цели обучения и воспитания.
Педагогические средства отвечают на вопрос, с помощью чего учить и
воспитывать. В современной теории и практике существует три подхода к разработке и использованию педагогических средств.
1. Педагогические средства не влияют на качество ЗУН, они создают
комфорт в процессе обучения, но без них можно обойтись.
2. Абсолютизация педагогических средств, от них зависит всё.
3. Педагогические средства необходимо рассматривать в системе деятельности педагога и воспитанника. Следует использовать педагогические средства исходя из принципа достаточности и необходимости.
Функции педагогических средств: наглядность, информативность, компенсаторность (облегчение процесса усвоения), адаптивность, интегративность (целостное представление о предмете), увеличение объёма передаваемой информации, оптимизация процесса обучения.
Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Сам по себе этот объект существует независимо от учебного процесса, да и в учебном процессе может участвовать как предмет усвоения, либо в какой-нибудь другой функции.
Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняет друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства – с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет чётких границ: часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся.
Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. Так, ТСО существенно изменяют методы учебной работы благодаря тому, что имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определёнными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они по-новому, нежели с помощью печатных пособий, организуют и направляют восприятие учащихся, объективируют содержание; выполняют функции источника и меры учебной информации в их единстве; стимулируют познавательные интересы учащихся; создают при определённых условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе; позволяют проводить контроль и самоконтроль знаний. Обучение на базе компьютерных технологий – это вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и учения, используются различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипликации.
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ
План:
1. Метод и его роль в процессе обучения праву. Сущность методических приёмов и средств преподавания.
2. Различные способы классификации методов. Факторы, влияющие на выбор учителем методов обучения.
3. Словесные методы обучения праву и приёмы словесной коммуникации.
4. Приёмы словесно-понятийного мышления.
5. Практические методы, приёмы и средства обучения.
Методика обучения праву старается обозначить основные вопросы, встречающиеся в практике обучения юридическим дисциплинам, и дать ответы на них, разработав систему методов обучения праву.
Греческое слово «метод» переводится на русский, как «путь исследования, теория, учение». Методаминазывают способы, с помощью которых познаётся окружающая действительность или достигаются конкретные цели.
Великий французский философ и математик п.п. 17 в. Рене Декарт писал в своей книге «Рассуждение о методе»: «Хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте» (почему-то Е.А. Певцова приписала эти слова его современнику Ф. Бэкону).
Действительно, выбранный метод достижения цели играет очень важную роль в деятельности человека, позволяя ему быстро достичь желаемого результата или уводя от него, либо же искажая в негодном результате цель деятельности. От того, какой метод избран, во многом зависит и процесс, и результат деятельности.
Метод обучения – это совокупность приёмов, система взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, устойчиво ведущая к достижению образовательной цели. В области правового обучения сложилась своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового обучения и воспитания граждан. В этой связи, методы обучения правурассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового обучения, воспитания и развития учащихся.
Всё многообразие методов, которыми оперирует такой раздел педагогической науки, как дидактика – теория образования и обучения – сводят к трём группам методов:
— методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
— методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
— методы контроля и самоконтроля её эффективности.
Составной частью методов преподавания являются методические приёмы и средства обучения –действия и условия, направленные на решение конкретные познавательных задач на уроке. Методический приёмв правовом обучении – это частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания правовой действительности и приобретения навыков в области права. Средствами обучениямогут выступать варианты и способы применения методов, а также оборудование урока (технические средства обучения, наглядные материалы, тексты юридического содержания, информационно-коммуникативные технологии и т.п.).
В реальной практике сложилось большое разнообразие методов обучения, классифицируемые по различным основаниям.
Так, исходя из уровня и характера познавательной деятельности, М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер выделяют:
— Объяснительно-иллюстративный метод, сущность которого состоит в том, что учитель при помощи различных средств сообщает учащимся готовую правовую информацию, иллюстрируя её на примерах из юридической практики, а ученики её воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
— Репродуктивный метод заключается в том, что учитель системой логически взаимосвязанных вопросов организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению (репродукции) сообщённых им ученикам знаний и показанных способов деятельности.
Эти методы важны в плане формирования у школьников прочной основы знаний, но если оперировать только ими, то ученики превращаются в пассивных слушателей своего педагога, задача которых – запомнить то, что он говорит, и затем воспроизвести это в своих ответах, что сродни схоластике – начётничеству.
— метод проблемного изложения призван стимулировать самостоятельную работу школьника по поиску ответа на поставленную учителем перед ним проблему на основе образца пути решения, показанного педагогом. Противоречие, возникающее между знанием и незнанием, стимулирует познавательную активность ребёнка.
— Частично поисковый (эвристический) метод заключается в том, что учитель ставит проблемный вопрос или даёт проблемное задание, ориентируя школьников уже на самостоятельное выполнение отдельных шагов поиска ответов на них, что создаёт условия для творчества учеников.
— Исследовательский метод, обеспечивающий подлинный простор творчеству учащихся, все возможности творческого применения знаний, способствующий овладению методами научного познания при целиком самостоятельном решении проблемной задачи, что более всего развивает у детей интерес к предмету.
Т.А. Ильинавыделяет:
— методы сообщения новых знаний (объяснение, рассказ, лекция);
— методы приобретения новых знаний (самостоятельная работа с книгой, упражнение, экскурсия);
— методы работы с техническими средствами;
— самостоятельную работу вне школы.
Е. А. Певцоваделит методы обучения на6
На выбор учителем методов правового обучения оказывает влияние целый ряд факторов:
— цели и задачи, которые учитель формулирует перед каждым учебным занятием;
— особенности правового материала, степень сложности данной темы;
— уровень подготовленности класса, способностей учеников, степень спаянности классного коллектива, характер его взаимоотношений с учителем;
— объём времени, отводимый на изучение темы;
— место темы и посвящённого ей урока в курсе;
— особенности личности самого педагога, уровень его «технической продвинутости», коммуникабельности, творческого потенциала, характер темперамента, эмоциональность, предпочтения, отношение педагога к своему предмету, к учащимся.
Важно помнить о том, что в целях эффективности организации учебного процесса требуется умение сочетать на практике традиционные (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) методы с инновационными, проблемно-творческими методами. Доминирование одних над другими может негативно сказаться на результативности правового обучения.
Важнейшими из методов обучения являются, конечно, словесные.Живое слово учителя ничто не может заменить. Но они вовсе не сводятся только к устному изложению материала, но также могут выражаться и в работе с печатным способом передачи информации: изучением фрагментов НПА, газетных материалов правового характера, статей правоведов и теоретиков права и т.п. При этом, метод устного изложения материала остаётся определяющим.
В методике выделяют виды устного изложения: лекция, сюжетный или описательный рассказ, характеристика правового явления, обобщение правовой информации, подведение выводов.
Вербальное (словесно – лат.) общениепредставляет собой передачу мыслей с помощью слова, мимики – выразительного движения мышц лица, и пантомимики – жестикуляции, движения всего тела. Оно должно включать как ретиальное общение (общение с группой обучаемых в целом), так и аксиальное общение (общение с каждым конкретным учеников). Педагогу очень важно обладать культурой речевого общения, которую составляют такие элементы, как: грамотность речи, правильная расстановка ударения, отсутствие словесных штампов, слов-паразитов, логичность, убедительность, доступность, доброжелательный тон общения, владение возможностями кинетики (движений) паралингвистики (вокализация речи, её тональность, тембр) и экстралингвистики (громкость речи, её темп, паузы).
Вербальное общение дополняется визуальным (зрительным) общениемс аудиторией – контактом глазами с классом, с каждым конкретным учеников, чтобы каждый учащийся чувствовал себя объектом внимания педагога.
К основным средствам словесной коммуникацииотносятся:
— монолог учителя (лекция, рассказ, объяснение), без чего ученикам трудно будет усвоить сложные правовые дефиниции (понятия, положения юридической науки);
— совместное с учениками рассуждение, связанное с осмыслением учащимися логических взаимосвязей, пониманием логики изучаемого материала;
— диалог с учеником. Диалогический стиль вербального общения вообще должен преобладать в процессе преподавания гуманитарных наук, в т.ч. права.
Важными приёмами словесной коммуникации методика считает:
— приём логического осмысления правового явления, предполагающий умение учителя систематизировать и выделять в своей речи яркие факты;
— приём разъяснения, когда учитель, показывая сущность юридического правила или понятия, иллюстрирует его разнообразными примерами;
— приём детализации – расчленения изучаемого объекта, предполагающий движение мысли от общего к частному, используя возможности дедуктивного метода;
— приём разносторонней оценки, вполне уместный для уяснения сути неоднозначных явлений, спорных суждений, норм и т.п.;
— приёмы анализа, в т.ч. – исторического анализа – того или иного правового явления с целью выявления тенденций его развития, скажем, эволюции сущности права, его норм с точки зрения усиления гуманистических начал от этапа к этапу всемирной истории;
— приём выработки умения учеников давать аргументированные ответы на вопросы, что предполагает отработку умения доказывать свою позицию по тому или иному вопросу, вырабатывать выход из конфликтной или сложной юридической ситуации;
— приём самостоятельного или совместно с учителем составления учениками плана урока (темы, параграфа, фрагмента текста) с элементами развёрнутого плана.
Система приёмов активизации умственной деятельности при изучении правовых понятий включает ряд приёмов словесно-понятийного мышления:
-приём запоминания, очень важны для запоминания правовых терминов и понятий;
анализ – предполагающий не только расчленения целого на отдельные его составляющие с помощью метода дедукции, но и проникновение в самую суть изучаемого, выявление причинно-следственных связей;
— синтез, предполагающий применение метода индукции – создания на базе отдельных элементов образа целого, движение мысли от простого к сложному, от частного – к общему;
— приём сравнения, позволяющий выявить общее и особенное (отличия) сравниваемых явлений или понятий, например – норм права и норм морали, преступления и проступка и т.п.;
— приём выявления существенного в изучаемых явлениях, отслоение второстепенного и маловажного;
— приём доказательства, предполагающий умение представить свои теоретические аргументы, подкрепив их фактической аргументацией (примерами);
-приём воображения, предусматривающий выработку способности конструирования ситуаций правового характера
— производство выводов, подведение итогов изученного учениками, например, путём умозаключения
Практические методы обучения заключаются в совершении определённых действий с учебными предметами. Это может быть работа с текстами документов, научной, научно-популярной, учебной и даже художественной литературой, решение практических, логических и теоретических задачек по праву, работа с газетными или журнальными материалами, создание схематических рисунков и таблиц, мультипликационных вариантов правового содержания, анализ данных диаграмм, гистограмм, схем, таблиц, пиктограмм, статистических выкладок, участие школьников в научно-исследовательской деятельности: подготовка ими проектов, докладов, рефератов, выступлений, презентаций и т.п.
Многообразие практических методов позволяет учителю отобрать из этого арсенала те, которые он считает наиболее продуктивными и реально осуществимыми в конкретной ситуации.