кабардинцы и осетины отношения

Отношения кабардинцев и осетин

В предыдущей статье речь была о том, что в конце 14 – начале 15 вв. на аланскую равнину, которая освободилась, с Северо-Западного Кавказа переместились кабардинцы. С 16 в. кабардинский народ занимал уже предгорья и степи Предкавказья от верховьев Кубани на западе до бассейна Сунжи на востоке. (Перемещение кабардинцев на земли бывшего Аланского государства)

кабардинцы и осетины отношения. Смотреть фото кабардинцы и осетины отношения. Смотреть картинку кабардинцы и осетины отношения. Картинка про кабардинцы и осетины отношения. Фото кабардинцы и осетины отношения

кабардинцы и осетины отношения. Смотреть фото кабардинцы и осетины отношения. Смотреть картинку кабардинцы и осетины отношения. Картинка про кабардинцы и осетины отношения. Фото кабардинцы и осетины отношения

Интересно проследить отношения осетин и кабардинцев после этих событий. Это мы с вами сейчас и сделаем.

В 15-18 вв. Осетия находилась в тесных взаимоотношениях с Кабардой. Осетинам и кабардинцам важно было поддерживать культурные, политические и хозяйственные связи между собой. Кабардинским пастухам нужны были горные пастбища в летний период, осетинским же скотоводам необходимы были равнинные земли для выпаса скота зимой.

В Кабарду, куда ввозилась соль и прочие товары из Крыма и Турции, осетины ехали с целью меновой торговли, то есть обменивать один товар на другой. (Народы Кавказа)

Через осетинские перевальные дороги кабардинцы перегоняли лошадей на продажу в Закавказье.

Осетинская знать нуждалась в укреплении своей власти и поэтому она заручилась поддержкой кабардинских князей.

Были и такие случаи, что осетинские аристократы становились воспитателями (аталыками) детей кабардинских дворян и даже князей.

Чтобы быть в более тесных связях, заключались смешанные браки, зачастую это происходило в кругу осетинской и кабардинской знати.

Источник

Кабардинцы и осетины отношения

кабардинцы и осетины отношения. Смотреть фото кабардинцы и осетины отношения. Смотреть картинку кабардинцы и осетины отношения. Картинка про кабардинцы и осетины отношения. Фото кабардинцы и осетины отношения

кабардинцы и осетины отношения. Смотреть фото кабардинцы и осетины отношения. Смотреть картинку кабардинцы и осетины отношения. Картинка про кабардинцы и осетины отношения. Фото кабардинцы и осетины отношения

Магас Дедяков запись закреплена

К ВОПРОСУ ОБ «ИЗВЕЧНЫХ ВРАГАХ».

Если посмотреть скупую осетинскую публицистику конца XIX – начала XX веков, можно заметить довольно прохладное отношение авторов к кабардинцам. Это отношение не является случайным, еще недавно, отцами и дедами данных публицистов, кабардинцы воспринимались как угнетатели, и об этом на рубеже еще хорошо помнили. Но прошло сто лет, и от былого отношения в осетинской среде не осталось и следа. Кабардинцы – «вековые враги» стали просто соседями. Думаю, это еще один аргумент в пользу тезиса о том, что «извечных врагов» не существует, а существуют лишь текущая политическая реальность.
Судьба осетин и адыгов во многом схожа: оба народа доминировали в регионе (за исключением Дагестана [1]), оба народа потерпели национальную катастрофу, вызванную сокрушением от внешнего врага в шаге от централизованного государства [2], оба народа являются разделенными между разными государственными образованиями (республиками). В каком-то смысле, именно феодальная Кабарда стала геополитической наследницей феодальной же Алании.
Показательно, что кабардинцы и осетины, считаются «старыми народами», т.е. народами с затухающей «пассионарностью». Усугубляет «старость» этих народов высокий уровень урбанизации, причем урбанизации, по региональным меркам, давней. На арену истории региона выходят более молодые, мобильные и агрессивные народы, с высоким процентом сельского населения, которым уже тесно в «детских одежках» [3]. Речь о балкарцах, карачаевцах, чеченцах и ингушах. С чеченцами все понятно, с помощью русских, они близки к полному доминированию на Восточном Кавказе [4], и их сегодня амбиции гораздо более высокого порядка, а вот три оставшихся народа требуют отдельного рассмотрения.

С точки зрения реального положения вещей, кабардинцы никогда не являлись горцами. Собственно «горцами» они называли осетин, ингушей, чеченцев, карачаевцев и балкарцев. Кроме осетин, все они себя также называли просто «горцами» («ламрой» и «таулу»), в условиях отсутствия каких-либо намеков на национальное самосознание, это объяснимое явление. Приход русских подстегнул этностроительство данных народов, активно продолжавшееся вплоть до советского времени. Например, «вайнах» был придуман советскими историками, и ими же плотно внедрен в национальное самосознание чеченцев и ингушей. Причем внедрение было настолько удачным, что даже на волне антисоветизма и русофобии 90-ых годов, в Чечне всерьез обсуждались государственно-политические проекты будущей «Республики Вайнахия». Для карачаевцев и балкарцев такого единого названия придумано не было, а уже использовавшееся до революции название «горские татары», не отвечало потребностям зарождающейся интеллигенции (ср. «крымские татары», «азербайджанские татары», «казанские татары»). Перед карачаево-балкарским научным сообществом встал выбор между двумя перспективами: «кипчакский проект» и «аланский проект». Казалось бы, очевидный выбор в пользу своих предков-кипчаков был маргинализирован, а его сторонники фактически проигнорированы [5], т.к. он не отвечал задаче «удревнения» своего присутствия на занимаемой территории. В споре с кабардинцами такой задаче отвечал только «аланский проект». На сегодняшний день, на доказательство аланского происхождения карачаевцев и балкарцев брошены внушительные силы фольк-хистори [6]. Примерно такая же ситуация и в Ингушетии. Несмотря на то, что ингушские идеологи вступили в спор за «аланское наследство» последними, они показывают поистине феноменальную работоспособность, и можно констатировать, что во «псевдоаланском трио», они начинают играть ведущую роль.

Считается, что адыги являются потомками племен касогов. Это мнение вполне научно аргументировано, но не для осетин. С точки зрения осетинского языка, адыги и есть касоги. Знание о них не прерывалось со временем, и осетины донесли это название соседей до сегодняшнего дня [7]. Кабардино-осетинское соседство, вне зависимости от его характера, имеет древние корни, эти народы давно и хорошо знают друг друга, а общность проблем и схожесть вызовов ставит перед прогрессивными силами обеих народов схожие повестки дня. Можно ли говорить о потенциальном адыго-осетинском альянсе в будущем? На данном этапе это возможность довольна призрачна. Осетины с подозрением относятся к адыгскому националистическому движению. Общим местом является мнение, что данное движение не соизмеряет непомерные амбиции с реальными своими возможностями, особенно в условиях того удручающего положения в котором оно находится. Свою роль играет и то, что определенные круги адыгского национального движения ориентируются на противостоящую осетинам Грузию. С осетинской стороны также есть проблемы. Если адыгское движение задавлено спецслужбами и разделено внутренними распрями, то у осетин вообще нет никакого национального движения. Кабардинцам просто не с кем говорить, и пока нет никаких предпосылок для изменения ситуации.

=============
[1] Северный Кавказ, по моему мнению, весьма условно, можно разделить на три района: «Кубанский Кавказ», «Терский Кавказ» и «Сулакский Кавказ». «Сулакский Кавказ» или собственно «Дагестан», еще до недавнего времени воспринимался особым регионом, вплоть до того, что существовали «Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана», «Терско-Дагестанское правительство» и т.д. Не входил Дагестан и в Горскую Республику.

[2] Попытки англичан форсировать государствостроительство в Черкесии (вплоть до того, что именно они придумали современный адыгский флаг) не увенчались успехом. Точнее, англичане просто не успели.

[3] Это процесс начался, безусловно, не сегодня, и в этой связи, не кажется случайным, что грузин Сталин, прекрасно разбирающийся в кавказских реалиях, принимая решение о депортации, сослал именно «молодые народы». Причины этого решения выходят за рамки обсуждаемой темы.

[4] Султанистский режим в Чечне, добившись безраздельного господства в своей республике, уже примиряет на чеченцев одежки региональных жандармов и ландскнехтов путинизма. Федеральные власти не только наполнили национально-государственным проект «Ичкерия» своим содержанием, но и взяли его на свое полное содержание (тавтология не случайна). Это позволило чеченским властям начать новую волну доминирования в раздираемом этническими спорами Дагестане. В этом контексте, тюремный срок для Саида Амирова, символа сопротивления прошлому «проникновению» из Чечни, не кажется только лишь следствием политических игр нынешнего дагестанского президента.

[6] Мухаммад Будай: бодибилдер на страже исторической науки (http://magas-dedyakov.livejournal.com/112541.html).

[7] ] Роль осетин в данной ситуации аналогична роли грузин для самих осетин. С точки зрения грузинского языка и истории, нет никакой разницы между Аланией и Осетией, понятия эти синонимичны.

Источник

Северокавказский вопрос, часть II. Кабардинцы, горские татары, осетины, вайнахи

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Публикую свой внеочередной подцикл по реальной истории, и на сей раз он коснется Северного Кавказа. Рассмотрена будет его краткая история в XVIII веке, особенности общественного и религиозного развития, а также перспективы присоединения горских народов к Российской империи в этом же столетии. В текущей статье речь пойдет о кабардинцах, горских татарах и вайнахах.

Содержание:

Кабардинцы (восточные черкесы)

кабардинцы и осетины отношения. Смотреть фото кабардинцы и осетины отношения. Смотреть картинку кабардинцы и осетины отношения. Картинка про кабардинцы и осетины отношения. Фото кабардинцы и осетины отношения

Горские татары (карачаевцы и балкарцы)

кабардинцы и осетины отношения. Смотреть фото кабардинцы и осетины отношения. Смотреть картинку кабардинцы и осетины отношения. Картинка про кабардинцы и осетины отношения. Фото кабардинцы и осетины отношения

Сразу позади Кабарды, если ехать с Севера, начинаются интересные места. Если склониться более на запад, то можно будет попасть на территории коренного проживания двух родственных народов – карачаевцев, и балкар. Они живут в узкой полосе горных территорий, протянувшихся с запада на восток. Происхождение их в разных местах можно увидеть разное, однако общим всегда является сочетание двух основ – автохтонного кавказского населения, и тюркского пришлого элемента. По поводу последнего возникает больше всего вопросов. Так, карачаевский тюркский элемент пришел то ли из Крыма, то ли в гораздо более ранние времена из Алании. Правда, аланы были иранским народом, а не тюркским, так что при таком раскладе пришлый элемент у карачаевцев уже не был чисто тюркским или аланским…. Пришлый элемент у балкарцев, как правило, приписывается к волжским булгарам, небольшая часть которых мигрировала на Кавказ, и осела там еще в раннее Средневековье. А еще и карачаевцам, и балкарцам некоторые приписывают древний скифский элемент, так как на территории их проживания есть следы скифской культуры. Как оно было на самом деле – сказать сейчас уже сложно.

Ислам среди карачаевцев и балкарцев впервые объявился где-то в XVII веке, но не нашел большой популярности. Еще в середине XVIII столетия подавляющее большинство горских татар были язычниками, причем по карачаевцам встречаются обороты «абсолютные язычники», или «поголовно язычники». Какое-то самое мизерное меньшинство мусульман существовало лишь у балкарцев. Но в 1780-х годах к этим народам прибыли проповедники, вероятно, из Дагестана, и буквально за пару поколений, в кратчайший срок эти небольшие народы были целиком обращены в ислам суннитского толка. Правда, «целиком» — не совсем подходящее слово. При внешнем соблюдении исламских канонов многие на практике сочетали бурную смесь из традиционных верований и обрядов, суннизма и православия, и поклонялись не Аллаху или Иисусу Христу, а верховному богу Тенгри. Лишь к концу XIX века следы язычества и христианства были вытеснены из религиозной практики горских татар, да и то не полностью, и еще периодически встречаются среди них. Не произошло и полного забвения о былых временах – до сих пор на территории проживаниях этих народов можно найти священные камни, деревья, рощи, алтари и т.д.

Осетины

кабардинцы и осетины отношения. Смотреть фото кабардинцы и осетины отношения. Смотреть картинку кабардинцы и осетины отношения. Картинка про кабардинцы и осетины отношения. Фото кабардинцы и осетины отношения

Осетины – это еще один народ, являющийся результатом смешения кочевников-алан с автохтонными кавказскими народами, причем, в отличие от горских татар, кочевые предки осетин были именно что ираноязычными аланами, без примеси тюрок. К XVIII веку это был относительно небольшой, и достаточно сильно изолированный от внешнего мира народ, проживающий по обе стороны от Кавказского хребта, который делил их земли на Северную и Южную Осетию. От степняков и России с севера осетин ограждали кабардинцы, а с юга – грузины. При этом своей государственности они не имели, и находились частично в составе грузинских царств, а частично – в составе той же Кабарды, при этом многие общины не признавали ничью власть, и никого это особо не волновало. Правда, осетин, загнанных в горы, все же тревожили набеги черкесов, в первую очередь – кабардинских князей, от которых приходилось откупаться или отбиваться. Но и осетины в долгу не оставались, совершая поездки в гости к соседним грузинам и кабардинцам, и даже к ингушам. Впрочем, разобщенность и малочисленность осетин делала их положение далеко в горах достаточно шатким. Именно на основе защиты от их набегов и были начаты переговоры о протекторате с Россией, который был подписан в 1751 году. Правда, тут имелись свои забавные особенности. На деле оказалось, что речь шла скорее не о протекторате, а о полном включении Осетии в состав России, но на деле процесс поглощения де-факто свершился только где-то в 1-й половине XIX века, т.е. в течении 100 лет после юридического акта. При этом местное самоуправление не ломалось, а мягко реформировалось, и большого сопротивления процесс интеграции этой части Северного Кавказа в состав империи не вызвал. Правда, некоторое количество осетин, судя по всему, все же участвовали в Кавказской войне на стороне мусульман, но это имеет свое объяснение, которое будет приведено ниже.

Религиозный вопрос у осетин тоже достаточно интересный. Они довольно рано приняли христианство, но лишь частично, и длительное время традиционное язычество сосуществовало с православием на равных. Ислам в Осетию проник поздно, лишь где-то в XVIII веке, и не обрел большой популярности среди рядового православного или языческого населения, но вот местная знать очень быстро исламизировалась, и уже к середине того же века жила в основном по законам магометанства, пытаясь подтянуть за собой и крестьян. Сложно сказать, с чем это было связано, хотя есть вероятность, что банально сказывалось влияние относительно близкого Дагестана, из которого ислам предпринимал попытки экспансии в западном направлении как раз примерно с XVIII века. Результат оказался сильно так себе – даже в наше время исламу остаются верны лишь 10% осетин, в то время как традиционным верованиям сохраняют верность в три раза больше людей, т.е. до 30% представителей этого народа. А мусульманская знать вместе с теми, кого удалось обратить в магометанство, как раз и приняла участие в Кавказской войне на стороне прочих горцев, воодушевившись идеями газавата, а затем была вынуждена отправиться в изгнание, так как свою войну проиграла. На рядовых осетинах это не так чтобы сильно сказалось, так как мусульман среди них было мало, да и те далеко не в полном составе поддержали начинания своей знати. Это, кстати, является весьма яркой иллюстрацией того, насколько важным оказался ислам во всей Кавказской войне – без него, и тем более при христианизации, горские народы могли скорее повторить путь осетинских христиан, и без особого сопротивления принять Россию в качестве верховного владыки, а не оказывать ожесточенное сопротивление.

В целом же история Осетии является наглядным примером того, насколько легко и мирно могла бы Россия интегрировать в состав империи прочие горские народы, пока среди них не закрепился ислам. Нельзя сказать, что у осетин менее горячий нрав, чем у прочих горцев, но при этом такой большой проблемы в экспансии России они не видели, и большого сопротивления не оказывали. Более того, важным остается тот момент, что осетины в значительной мере были язычниками, и это тоже не стало проблемой для включения в состав России – в то время как практически весь Кавказ исповедовал язычество. Кроме того, из осетин можно сделать реальную опору в регионе, да они и были ей, ибо именно через их территории проходили важные для России коммуникации с Грузией и Закавказьем. Так что пример осетин можно считать как раз тем случаем, когда все складывалось правильно и удачно, может лишь с какими-то небольшими перегибами и ошибками, по крайней мере до 1917 года.

Вайнахи (чеченцы и ингуши)

кабардинцы и осетины отношения. Смотреть фото кабардинцы и осетины отношения. Смотреть картинку кабардинцы и осетины отношения. Картинка про кабардинцы и осетины отношения. Фото кабардинцы и осетины отношения

Если бы среди лиц с типично горским менталитетом была своя элита, или, говоря проще – если бы среди горцев были свои горцы, которые еще более горцы, чем простые горцы, то на Северном Кавказе ими стали бы вайнахи, или же, говоря более знакомо – чеченцы и ингуши, которых в рамках текущего материала можно смело объединить в одну группу. Гордость, непокорность, кровная месть, любовь к холодному оружию – это все про них. А еще про вайнахов – это сельское хозяйство. По меркам Северного Кавказа у чеченцев были весьма неплохие территории, пригодные для земледелия. Правда, здесь следует сделать несколько оговорок. Дело в том, что вайнахи некогда проживали и в горной части нынешней Чечни, и в равнинной, т.е. бассейне Терека, но под давлением степняков в свое время с равнин им пришлось уйти. Это вынуждало развивать хозяйство в горах, расчищать участки земли от камней и лесов, и вообще вести кропотливую подготовительную работу, но другого пути определенное время не было. Это, с одной стороны, стимулировало развитие местного сельхоза, который по меркам региона достиг неплохих высот, а с другой — все равно в горах много не напашешься. Так что приходилось и в набеги на соседей ходить, и скот уводить, и невест похищать из-за невозможности выплатить калым. Вдобавок на XVI век есть информация о том, что весь народ уже по факту жил в состоянии перманентного голода, т.е. горные районы Чечни были перенаселены, и чеченцы начали спускаться с гор и отвоевывать свои старые равнинные земли. Правда, отвоевывать их приходилось уже не у степняков, а у новых хозяев — на западе кабардинцев, а на востоке — дагестанцев. Часть земель заняли и русские, а именно — гребенские казаки, но, как ни странно, с ними отношения сложились как раз довольно неплохие. Нет, мелкие набеги за скотом, а иногда рабами и женами все еще случались, но, во-первых, гребенцы в долгу не оставались, и аналогично угоняли скот и похищали невест у вайнахов, а во-вторых — серьезных причин для конфликтов у них не было, так как гребенцов было мало. Так что русских с вайнахами сначала связывали достаточно спокойные, а порой даже дружественные отношения, с некоторым кавказским колоритом.

Общественный строй горцев к этому моменту уже напоминал нечто вроде первобытного коммунизма – у них не было феодалов, всем управляли роды (тайпы, или тейпы) и старейшины, и любой переселенец, даже имея статус аристократа, в результате сам вливался в существующую структуру социальной иерархии, где все вайнахи были условно равны. Такая же социальная структура у них существовала еще длительное время, включая Кавказские войны, да и к 1917 году не так чтобы сильно изменилась. При этом есть некоторые упоминания о чеченской аристократии, но этот вопрос следует все же разобрать детально, чтобы понять, насколько эта «аристократия» является феодалами в привычном европейском смысле этого слова. Самый знаменитый чеченский князь — Ших-мурза Окоцкий — был, вероятнее всего, не князем-феодалом, а выборным предводителем объединения из нескольких тейпов, причем есть основания считать, что он мог быть даже не чеченцем, а дагестанцем, так как носил дагестанское (мусульманско-арабское) имя, которые среди вайнахов, в подавляющем большинстве язычников, еще не использовалось. Есть и другие упоминания чеченских князей, но чаще всего это были кабардинцы или дагестанцы, которые или силой брали контроль над тейпами, или попросту избирались ими в качестве лидера единого союза тейпов. Обманываться их титулами мирз и князей не стоит — землевладельцами они не были, и целиком зависели от воли общин, даже если возглавили их силой. К слову, в сельском хозяйстве вайнахи активно применяли рабский труд, но при этом торговля рабами или была развита слабо, или вообще как таковая отсутствовала — Чечня не поставляла рабов на турецкие рынки, ей самой нужна была рабочая сила.

Отношения с вайнахами у местных русских, в первую очередь – терских казаков – до конца XVIII века складывались достаточно неплохие. Казаки в свое время вообще «окавказились», проживая на правом берегу Терека, и поддерживая постоянные контакты с горцами вплоть до похищения невест и взаимных набегов в перерывах с достаточно спокойными взаимоотношениями, что в рамках региона было вполне нормальным, до серьезного ожесточения и ненависти дело доходило редко. В начале XVIII века Петр I переселил казаков на левый берег Терека, и на освободившихся территориях, в треугольнике между Сунжей, Тереком и Малой Кабардой поселились чеченцы. При этом Россия, де-юре установив свою границу по Тереку, все же имела влияние на территориях его правого берега, и чеченцы селились в этих местах при условии принятия русского подданства — что не являлось для них чем-то серьезным, ибо налицо были выгоды, так как протекция со стороны России давала им защиту от кабардинских князей, проживавших немного западнее, и тоже имевших виды на эту территорию. Правда, протекция в результате пошла по одному месту, но об этом ниже…. А так, процесс включения вайнахов в состав России вполне себе шел, и шел мирно — не без эксцессов, но и без того жесткача, что начнется в Чечне в XIX веке. В 1781 году даже был заключен отдельный договор со старейшинами горных тайпов вайнахов, по которому Россия устанавливала над ними свой протекторат, и тем самым де-юре вся Чечня включалась в состав империи. Победа русской внешней политики? Чеченцы включены в состав империи? Как бы не так. Сама по себе экспансия России вызывала среди рядовых вайнахов определенное сопротивление, но сопротивление это было если и больше обычного в таких случаях, то незначительно. Но вот некоторые, с позволения сказать, нюансы предшествующей русской экспансии на земли вайнахов, значительно усилили это сопротивление, ибо с точки зрения вайнахов эти действия и планы были для них неприемлемы.

Во-первых, Россия планировала совершенно прекратить набеги вайнахов на равнинные поселения, и ликвидировать рабство на их территориях. Что вполне понятно и допустимо для нас, но для вайнахов, у которых и рабство было одним из важных факторов ведения успешного сельхоза, и набеги успели уже стать традицией, это было уже перебором. Причем нельзя сказать, что вайнахи совершали набеги из любви к искусству — в сравнении с дагестанцами и черкесами они до начала XIX века вообще были, если можно так сказать, скромниками, но вот в их условиях брать многие ресурсы и блага для существования было просто неоткуда, и набеги хотя бы немного исправляли эту проблему. А без набегов, и каких-либо альтернатив, вайнахи рисковали превратиться в абсолютно нищий народ, что само собой им не нравилось. Так что планы России по поводу их замирения горцам не очень понравились. В принципе, этот момент можно было обойти, и решить многие проблемы, но вот в сочетании с остальными….

В-третьих, Россия проявила странное двойственное мышление относительно горцев по части земельного вопроса. С одной стороны, чеченцам в горах было явно тесно, новая земля распахивалась медленно, из-за чего они предпринимали попытки спуститься с гор и взять под контроль новые, уже распаханные земли, или хотя бы требующие куда меньше усилий для освоения, чем те, что еще были не освоены в горах. Но на равнинах и в горных долинах земля уже имела своих хозяев. Из-за этого проистекали многие конфликты вайнахов с кабардинцами и дагестанцами, были споры за землю с казаками и осетинами, определенные трения зафиксированы даже с грузинами, хотя их от чеченов отделял Кавказ. Так вот Россия, которая вроде как позволяла вайнахам переселяться на свои территории, согласна была обеспечить их поселенцев землей в обмен на подданство, и вообще вроде как вела себя по отношению к этим горцам достаточно дружественно…. В земельных спорах чаще всего вставала на сторону врагов ингушей и чеченцев, не разбираясь в деталях, а просто выказывая поддержку дагестанским и кабардинским князьям, которые были феодалы, и куда ближе «по понятием» имперским властям, чем нохчи-общинники. В большинстве случаев это были достаточно мелкие споры, но вот в системе получалось, что, несмотря на заселение вайнахами долины Терека и Сунжи, территории, контролируемые ими, за XVIII век сократились. Даже то же междуречье Терека и Сунжи в конце концов попало в зависимость от Малой Кабарды, что для проживавших там вайнахов оказалось ударом ниже пояса, тем более что Россия вроде как гарантировала их защиту в обмен на принятие подданства, а тут вот нате, держите…. А иногда Россия даже помогала проводить кабардинцам и дагестанцам силовые акции против ингушей и чеченцев, особенно в равнинной части. Хотя русским по большому счету в эти разборки лезть было вообще не нужно, так как при любом решении они бы все равно остались крайними, а тут еще и получалось, что поддержав крайне сомнительных союзников в лице дагестанцев и кабардинцев, имперские власти портили отношения с вайнахами. Ну а там оставалось шлифануть все это дело исламской пропагандой, чтобы главным злом в конце концов стала именно Россия, а не «братья-мусульмане» из Дагестана и Черкесии. Но был еще один махонький пунктик, который заслуживает отдельных аплодисментов.

И в результате получается очень неприятная картина, когда Россия создала себе большую проблему, и сильно обострила отношения с целым народом исключительно своими руками, без всяких происков турок, татар, англичан, американцев, жидомасонов и рептилоидов. Просто вмешавшись в местные процессы, не понимая их до конца, зато имея моторчик в одном месте и уже отработанные методики работы с другими народами, которые с вайнахами работали чуть более чем никак. Причем опять замечу — вайнахи не были горными ангелами, у них на полях легко и непринужденно работали рабы, в том числе русские, но как небольшой горный народ, численность которого в XVIII веке была меньше, чем население Москвы или Петербурга, их «вклад» в обострение отношений с Россией был меньше, чем у самой России, которая и задавала тон. Многое из того, что было плохого с Чечней в дальнейшем, идет именно с той поры, когда царские власти попытались очень топорными методами включить в состав империи Чечню и Ингушетию. Знаете, что самое забавное? Чеченская тайповая организация общества могла отлично вписаться в бюрократическую иерархию административного аппарата империи, безо всяких феодалов, как вписались в имперскую администрацию осетины. Достаточно было сохранить тайпы в качестве минимальных административных единиц, и выстраивать вертикаль вверх уже в таком же виде, как, к примеру, в какой-то Орловской или Курской губерниях, где вместо тайпов были сельские крестьянские общины. При этом обычаи вайнахов задевались минимально, и в то же время их можно было включать в состав империи уже в полный рост, и спустя какое-то время их социальная структура перестроилась бы под современный вид. Точно так же можно было использовать горячих чеченских парней наравне с казаками в местных военных действиях, обеспечивая им вполне конкретный профит в виде земли и доли в добыче от конфликтов с куда более враждебно или двулично настроенными к России народами, вроде некоторых дагестанских, или черкесских. А вместо этого получилась ситуация, когда весть о договоре о протекторате, подписанном в 1781 году, сразу же вызвала ответную реакцию среди вайнахов, которые не желали входить в состав России на тех условиях. И угроза поглощения Чечни в результате сплотила до того не самые организованные тайпы, и сразу же появились амбициозные и умелые лидеры, и куда более востребованным стал ислам…. Хотя религиозный вопрос у вайнахов все же стоит рассмотреть отдельно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *