кадастровый учет линейных объектов 2020
Кадастровый учет линейных объектов 2020
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Какова процедура государственной регистрации линейно-кабельных сооружений связи (поэтапно)?
Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Обзор наиболее распространенных причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении сооружений, расположенных в пределах более одного кадастрового округа (по результатам анализа решений о приостановлении за период с мая по август 2017 г.) (утвержден Росреестром).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона Московской области от 10.10.2014 N 124/2014-ОЗ «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области» (принят постановлением Московской областной Думы от 25.09.2014 N 15/99-П).
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Кадастровый учет линейных объектов 2020
Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 01.07.2021 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 275-ФЗ), который вступил в силу 01.09.2021.
Закон № 275-ФЗ содержит положения, направленные на снижение административных барьеров для бизнеса на рынке недвижимости и призван упростить процедуру государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав линейных объектов (линии электропередачи, связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы (водопровод, канализация, газопровод, теплотрасса и другое), автомобильные дороги, железнодорожные линии и т.д.).
В настоящее время различие проектной и фактической протяженности построенного линейного объекта является препятствием для получения разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию и его оформления. Кроме того, причиной приостановки государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости, в том числе на линейный объект, может стать несвоевременное или неполное внесение изменений в проектную документацию и различие сведений о характеристиках объекта.
«Принятый закон установил допустимые пределы (5%) отклонения фактической протяженности построенного линейного объекта от проектной — как для целей ввода объекта в эксплуатацию, так и для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на такие объекты», — пояснил статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий.
Нововведение позволит сократить количество приостановлений государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Кроме того, в законе исключена необходимость приложения проектной документации объекта строительства к техническому плану такого объекта.
Оформление недвижимости. Регистрация права линейных объектов. Возможные проблемы и их решения.
22 сентября 2019 года, 09:54 просмотров: 6323
Здравствуйте! Нам поступает много вопросов про то, какую недвижимость можно оформить в собственность или как зарегистрировать свою недвижимость. Попробуем сегодня подробно поговорить на тему регистрации прав собственности.
В данной статье мы предлагаем рассмотреть следующие вопросы:
При совершении сделок, связанных с недвижимостью всегда стает вопрос регистрации прав собственности.
1. Регистрация прав собственности и оформление недвижимости.
Для того чтобы зарегистрировать свое право собственности на объекты недвижимости, нужно подать документы в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по месту жительства или месту нахождения имущества.
Направить документы можно почтой с описью вложения и уведомлением, (подпись заявителя в этом случае должна быть удостоверена нотариусом) или подать документы в электронном виде на сайте Росреестра. А также документы на оформление недвижимости можно подать в многофункциональный центр (Далее – МФЦ).
Что для этого необходимо?
А также, есть возможность заказать выездное обслуживание (это бесплатно, но возможно только для ветеранов и инвалидов ВОВ, инвалидов 1 и 2 групп).
Важно, что заявлений должно быть столько, сколько лиц обращаются за оформлением прав (например, от продавца и от покупателя по заявлению).
При обращении с собой вы должны иметь документ – основание перехода права. Это может быть: свидетельство о праве на наследство в случае наследования имущества; документ, удостоверяющий права на землю, если регистрируется право собственности на здание, договор покупки, дарения, обмена; договор долевого участия в строительстве и прочие.
А также при себе необходимо будет иметь:
Точную информацию по комплектности пакета документов, необходимых в каждом конкретном случае, можно получить на сайте Росреестр.
Отметим, что срок строго регламентирован Законом. В соответствии со ст.16 Закона №218 эти временные рамки составляют: составляет не более 12 рабочих дней.
Отдельно остановимся на размере государственной пошлины.
Физические лица, при оформлении прав на недвижимость, должны оплатить госпошлину в размере:
Повторная выдача выписки ЕГРН будет стоить 350 рублей.
Для юридических лиц и организации цен будет другой.
Повторная выдача выписки ЕГРН будет стоить 1000 руб.
Квитанцию на госпошлину можно скачать на сайте Росреестра. Она действительна до тех пор, пока не изменится размер пошлины или реквизиты для перечисления денег, если по каким-то причинам не была использована. Если же стороны сделки уплатили госпошлину и вдруг передумали проводить регистрацию прав или уплатили госпошлину ошибочно, то деньги можно вернуть. Единственное сделать это нужно в течение 3 дней с момента оплаты пошлины: написать заявление о возврате на имя руководителя Ростреестра (регионального отделения).
По уплате госпошлины закон предусматривает льготы для некоторых категорий граждан и организаций (статья 333.35 НК РФ).
По окончании всех этапов регистрации настоящему владельцу выдается выписка из ЕГРН. При получении документов после регистрации права собственности рекомендуем внимательно сверить всю информацию, содержащуюся в выписке с действительными данными. Ошибок, разночтений или опечаток быть не должно.
В выписке из ЕГРН о зарегистрированных правах на имущество будет содержаться информация о самой недвижимости, правомочиях на нее, обременениях (залоге, аресте и т. п.). В выписке с информацией о переходе прав на недвижимость будут данные об имуществе, оформленных правах на него и основаниях, из-за которых права были зарегистрированы. Подробно о выписках из ЕГРН мы говорили в предыдущей статье.
2. Государственная регистрация прав на линейные объекты
Регистрация прав собственности на линейные объекты всегда вызывает немало вопросов у их правообладателей, особенно тогда, когда правоустанавливающие документы по каким-то причинам на такие объекты отсутствуют.
К линейным объектам можно отнести основные группы:
Для постановки на кадастровый учет линейного объекта необходимо сформировать земельный участок, занимаемый им, с учетом технических и охранных зон.
Для этого необходимо:
В случае, если объект недвижимости является вновь образованным, то в данном случае необходимо провести процедуры предварительного согласования места размещения данного объекта, которая включает в себя: подготовку и согласование акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории.
Ст. 25 вышеуказанного Закона говорит, что все вновь созданные объекты регистрируются на основании следующих документов:
Законодательно не уточняется вид правоустанавливающего документа, потому что в отношении линейных объектов может быть несколько видов правовых оснований для подтверждения прав на земельные участки.
Считаем необходимым сказать, что в случае, если выяснится, при регистрации объекта, что документов о праве нет, то в регистрации владельцу линейного объекта будет отказано.
Что делать в таком случае?
Например. После определения или уточнения границ земельного участка выяснилось, что остался линейный объект (трубопровод, кабель, канализация и пр.), который необходимо поставить на государственный учет. Для решения данного вопроса государственного регистратора устроило бы решение суда. Однако, как правило.
Земельные участки под такими объектами существует на праве собственности либо постоянного бессрочного пользования, и исковое производство в данном случае невозможно, так как нельзя предъявить иск в суд самому себе. То есть владелец объекта недвижимости может им пользоваться, может владеть, но не может распоряжаться им.
Зарегистрировать права на такой объект можно по декларации. Но скажем сразу, что каждый государственный регистратор решает субъективно, зарегистрировать право или нет.
На практике же юристы нередко сталкиваются с ситуацией, когда, получив отказ в регистрации от одного регистратора, по этому же пакету документов, другой специалист того же регистрирующего органа, может вынести положительный результат. Но ситуацию не всегда удается разрешить без решения суда.
Следует иметь в виду, что Декларация всегда составляется только на вспомогательный объект недвижимого имущества. Права на основной объект должны быть зарегистрированы.
Проверить, какой объект является основным достаточно просто: все вспомогательные объекты указаны в акте ввода в эксплуатацию основного объекта недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке.
А вот с основными объектами, которые были приватизированы в 1990-х гг. сложнее. В этом случае при регистрации прав на линейные объекты регистратор запрашивает информацию из БТИ, если это ему необходимо, и из архива, чтобы получить информацию о том, как и когда строился объект, когда он был введен в эксплуатацию.
Обращаем Ваше внимание, что если разрешение на строительство не требуется оформление прав на земельные участки государственной или муниципальной собственности осуществляется в упрощенном порядке.
Если же, объекты недвижимости, находятся на земельных участках, правообладателями которых являются физические лица, то необходимо заключить договора аренды с каждым из них, на части земельных участков, по которым проходит данный линейный объект.
А также в законе появилась возможность осуществлять постановку на учет и регистрировать линейные объекты как единый недвижимый комплекс (п. 1.1 ст. 16 Закона № 218-ФЗ).
Если у вас в собственности несколько объектов на земельном участке — здания, строения, сооружения, то можно обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией единого недвижимого комплекса (Далее – ЕНК) в составе объектов недвижимого имущества.
Для начала необходима постановка на кадастровый учет всего недвижимого комплекса. Государственный регистратор выявляет объекты, входящие в ЕНК, проверяет права на объекты, вошедшие в комплекс, и прекращает права на них. Далее они прекращают существовать как самостоятельные объекты недвижимости.
Собственник становится владельцем ЕНК, распоряжаться которым можно только целиком, так как в законе имеется уточнение, что этот объект «неделим».
Кстати, распоряжаться им можно как угодно: делить, выделять, осуществлять любые сделки с объектами, которые входят в его состав.
Но нужно отметить, что этот объект недвижимого имущества не ставится на кадастровый учет, поскольку сделать это невозможно из-за разрозненности объектов недвижимого имущества либо вообще по их отсутствию в составе этого объекта. Следовательно, ему присваивается условный номер по правилам, которые прописаны в приказе Минэкономразвития России от 23.12.2013 № 765.
Это удобно для крупных промышленных предприятий с большим количеством земельных участков и составляющих объектов недвижимости. Регистрацию ПИК осуществляет только центральный аппарат Росреестра. Но если в ПИК входят объекты недвижимости, то права на него регистрирует огран, находящийся на территории, на которой находится этот объект,. Росреестр, в свою очередь, вносит в записи ЕГРП изменения о составе предприятия как имущественного комплекса.. Но в свидетельстве о праве собственности на объект недвижимости, вошедший в ПИК, обязательно должна быть ссылка на то, что он — часть ПИК. При этом у каждого участка и объекта недвижимости будут свои кадастровые номера, а по месту нахождения будет проведена своя кадастровая оценка.
Кинедвижимым объектам относятся земельные участки, здания, сооружения и помещения, объекты незавершенного строительства, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. С этой точки зрения линейный объект — это вид сооружения.
3. Оформление правоустанавливающего документа и проведения кадастровых работ в отношении земельных участков на период строительства и эксплуатации линейных объектов
В которой Горбунов Константин Сергеевич – Заместитель директора по развитию Компании «Региональный кадастровый центр» очень подробно раскрывает такие понятия как:
Если у вас есть дополнительные вопросы, высококвалифицированные специалисты ООО «РКЦ» помогут Вам. Будем рады ответить на все возникшие вопросы. Присылайте отзывы и комментарии.
Росреестра от 21.07.2020 N 18-6421-АШ/20
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
от 21 июля 2020 г. N 18-6421-АШ/20
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по вопросу проведения комплексных кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории Российской Федерации, сообщает следующее.
земельных участков, образование которых предусмотрено документами, указанными в части 6 статьи 42.1 Закон о кадастровой деятельности;
зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
В результате выполнения комплексных кадастровых работ согласно части 2 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ:
1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;
2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ;
3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;
4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;
5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.
В связи с этим полагаем возможным отметить следующее:
1. По вопросу уточнения местоположения границ земельных участков и определения их площади при выполнении комплексных кадастровых работ.
Выполнение комплексных кадастровых работ земельных участков и исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости предусмотрены пунктами 1, 5 части 2 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ при уточнении местоположения границ земельного участка, указанных в пункте 1 части 1 статьи 42.1 Закона 221-ФЗ, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом N 218-ФЗ требований, не должна быть:
1) меньше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на десять процентов;
2) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством;
3) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.
Таким образом, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципального образования, то увеличение площади такого земельного участка не должно превышать десяти процентов относительно площади земельного участка, сведения о которой содержатся в ЕГРН.
В случае если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, за исключением случая исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, получено значение площади земельного участка, которое превышает значение площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством, либо более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен, исполнитель комплексных кадастровых работ:
1) устанавливает местоположение границ земельного участка в соответствии с требованиями части 3 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ и включает сведения о таком земельном участке в проект карты-плана территории;
2) готовит информацию о возможности образования земельных участков на территории выполнения комплексных кадастровых работ, включающую кадастровые номера исходных земельных участков, сведения о способе образования земельных участков, местоположении границ, площади и виде (видах) разрешенного использования образуемых земельных участков.
Дополнительно сообщаем, что в карту-план территории не включаются сведения в отношении земельных участков, границы которых установлены и соответствуют требованиям действующего законодательства к описанию местоположения характерных точек границ земельного участка, а также если их местоположение соответствует фактическому расположению объекта недвижимости.
Таким образом, исходя из положений части 1 и части 6 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ при выполнении комплексных кадастровых работ наличие проекта межевания территории является необходимым условием для осуществления действий, предусмотренных пунктами 1, 3, 5 части 6 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ. Проект межевания территории больше не является документом, исходя из сведений которого при выполнении кадастровых работ определяется местоположение границ земельных участков при их уточнении (часть 10 статьи 22 Закона о регистрации в редакции 150-ФЗ).
2. По вопросу применения проекта межевания территории при выполнении комплексных кадастровых работ.
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Наличие проекта межевания территории является обязательным условием образования земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ.
В соответствии со статьей 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В свою очередь, подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства.
При этом следует учитывать, что согласно пункту 3 части 6 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ в отношении земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, комплексные кадастровые работы выполняются в соответствии с утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проектом межевания территории либо в случае, если применительно к такой территории утвержден проект организации и застройки территории или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в границах такой территории, на основании указанных проекта или документа (при наличии таких утвержденных проекта или документа).
3. По вопросу установления или уточнения местоположения на земельных участках зданий, в том числе многоквартирных домов, указанных в части 1 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ.
Законом N 218-ФЗ предусмотрена возможность осуществления государственного кадастрового учета как здания, так и расположенных в нем помещений при наличии в ЕГРН сведений об этом здании.
В соответствии с частью 5 статьи 41 Закона N 218 при прекращении права на здание, зарегистрированного в ЕГРН, государственная регистрация права в отношении всех помещений в таком здании должна быть осуществлена одновременно, при этом данное здание с государственного кадастрового учета не снимается.
Учитывая положения гражданского и жилищного законодательства, а также положения части 5 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, согласно которым государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется, многоквартирный дом (здание в целом) не является объектом регистрируемых вещных прав (самостоятельным объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством); государственной регистрации подлежат права на помещения, расположенные в многоквартирном доме, а также право общей долевой собственности на недвижимое имущество, составляющее общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, если на помещения в многоквартирном доме зарегистрированы права в соответствии с Законом N 218-ФЗ, сведения об описании местоположения такого многоквартирного дома, расположенного на земельном участке, или при отсутствии в ЕГРН сведений о земельном участке, на котором расположен такой многоквартирный дом, из карты-плана территории не исключаются.
Глава 4.1 Закона N 221-ФЗ, Требования к подготовке карты-плана территории, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 21.11.2016 N 734, не содержат запрета на установление или уточнение местоположения ОКС, если в ЕГРН отсутствуют сведения о земельном участке, в границах которого такой ОКС расположен.
Образование земельного участка, занятого ОКС (кроме объекта незавершенного строительства), в том числе при проведении комплексных кадастровых работ, возможно в случае, если образование такого земельного участка предусмотрено утвержденным проектом межевания территории.
5. По вопросу предоставления согласия залогодержателя при уточнении местоположения границ земельных участков, осуществлении установления или уточнения местоположения на земельных участках ОКС, указанных в части 1 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ.
Главой 4.1 Закона N 221-ФЗ не установлены особенности выполнения комплексных кадастровых работ и внесения в ЕГРН сведений, полученных в результате таких работ, в отношении объектов недвижимости, обремененных залогом.
Необходимо также отметить, что, исходя из положений части 3 статьи 39 и части 7 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ, залогодержатель земельного участка также не является лицом, с которым проводится согласование определенного в ходе выполнения комплексных кадастровых работ местоположения границ такого земельного участка. Согласование с кем-либо описания местоположения ОКС (контура) при выполнении кадастровых работ или комплексных кадастровых работ не предусмотрено ни Законом N 221-ФЗ, ни Законом N 218-ФЗ.
Требования к подготовке карты-плана территории и перечень документов, включаемых в приложение к ней, установлены приказом Минэкономразвития России от 21.11.2016 N 734 и не предусматривают включение в состав приложения согласия залогодержателей объектов недвижимости, в отношении которых выполнены комплексные кадастровые работы.
6. Относительно выполнения комплексных кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, отмечаем.
Отсутствующие в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которые в соответствии с частью 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ считаются ранее учтенными либо права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, могут быть внесены в ЕГРН до дня начала разработки проекта карты-плана территории в порядке, установленном пунктом 3 части 2, частями 4 и 4.1 статьи 42.6, частью 6 статьи 42.7 Закона N 221-ФЗ.
Кроме того, частью 4.1 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения о выявленных в ходе выполнения комплексных кадастровых работ земельных участках, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, используемых лицами, не имеющими предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на такие земельные участки, а также о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы, в том числе сведения о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке направляются исполнителем комплексных кадастровых работ заказчику комплексных кадастровых работ и в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного земельного надзора.
7. По вопросу порядка направления и получения письменного согласия правообладателя земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, при выполнении комплексных кадастровых работ.
Частью 5 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ установлено, что если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы (в том числе с целью исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка), получено значение площади земельного участка, которое меньше значения площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на десять процентов, и отсутствует возможность соблюдения требований пункта 1 части 3 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ, сведения о таком земельном участке включаются в карту-план территории при наличии письменного согласия правообладателя такого земельного участка с результатами комплексных кадастровых работ, которое включается в состав приложения соответствующей карты-плана территории.
При этом законодательством не установлен порядок направления и получения письменного согласия правообладателя такого земельного участка при выполнении комплексных кадастровых работ.
Вместе с тем, учитывая положения статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», полагаем, что для возможности применения части 5 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ в рассматриваемом случае необходимо письменное согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
8. По вопросу уточнения местоположения контура ОКС и земельных участков под ОКС.
Частью 2 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ установлено, что в результате выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках ОКС, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Согласно статье 42.4 Закона N 221-ФЗ в результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается в установленном Законом N 221-ФЗ и Законом N 218-ФЗ порядке подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, ОКС, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии с пунктом 7 Приказа раздел «Описание местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке» включается в состав карты-плана территории, если в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ расположены указанные в подпункте 3 пункта 3 Приказа ОКС, описание местоположения которых отсутствует в ЕГРН или не соответствует установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения контуров ОКС, и в результате выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках таких ОКС.
Разделы карты-плана территории «Сведения об уточняемых земельных участках, необходимые для исправления реестровых ошибок в сведениях о местоположении их границ», «Сведения о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, необходимые для исправления реестровых ошибок в сведениях об описании их местоположения» включаются в состав карты-плана территории, если в результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ земельных участков, об описании местоположения ОКС на земельном участке.
Таким образом, при проведении комплексных кадастровых работ устанавливается (уточняется) только местоположение контура ОКС на земельном участке, а определение площади ОКС в рамках комплексных кадастровых работ не осуществляется. Превышение размера площади ОКС по сравнению с площадью земельного участка не может быть отнесено к реестровым ошибкам.
Особенности уточнения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ, когда в результате уточнения местоположения границ земельного участка получено значение площади земельного участка, которое превышает значение площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, указаны в части 4 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ.
9. По вопросу внесения в ЕГРН ранее учтенных объектов недвижимости.
Порядок выполнения комплексных кадастровых работ установлен статьей 42.6 Закона N 221-ФЗ. При этом пунктом 3 части 2 указанной статьи и частью 6 статьи 42.7 Закона N 221-ФЗ исполнителю комплексных кадастровых работ даны полномочия на обращение в орган регистрации прав с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, в соответствии с предоставленными правообладателями этих объектов и заверенными в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Закона N 218-ФЗ, копиями документов, устанавливающих или подтверждающих права на эти объекты недвижимости, которые в соответствии с частью 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ считаются ранее учтенными, но сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, либо права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен.
Информация о том, что правообладатели земельных участков, ОКС вправе предоставить исполнителю комплексных кадастровых работ имеющиеся у них материалы и документы, указывается в том числе в извещении о начале выполнения комплексных кадастровых работ в соответствии с контрактом на выполнение комплексных кадастровых работ. Заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости с приложением копии документов, устанавливающих или подтверждающих права на указанные объекты недвижимости, должны быть направлены в орган регистрации прав до дня начала разработки проекта карты-плана территории.
Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) территориальных органов Росреестра необходимо довести указанную информацию до исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В свою очередь, Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров» и руководителям саморегулируемых организаций кадастровых инженеров соответственно довести до кадастровых инженеров.