как агрегаторы платят налоги
Какой налог платят таксисты, работающие с агрегаторами такси
Такси — лицензируемая деятельность
Остановимся вначале на основном моменте, который является краеугольным камнем в деятельности такси.
ВАЖНО! Для легальной деятельности такси необходимо получать лицензию!
То есть для того, чтобы совершать пассажирские перевозки на законных основаниях, необходимо получить разрешение.
Посмотрим, какие условия выдвигает закон для перевозчиков (ст. 9 федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ):
Подытожим основные тезисы, чтобы на их основе показать, какие схемы работы с Яндекс.Такси являются законными, а какие — нет, и ответить на вопрос: придется ли платить налог Яндекс.Такси.
Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте алгоритм действий по получению лицензии такси.
Распространенные схемы работы водителей через агрегаторов
Как таксисты Яндекс платят налоги? С появлением налогового режима под названием самозанятость стал актуальным вопрос: какой налог платят самозанятые таксисты, так как «Яндекс» активно приглашает их работать в такси.
В связи с этим рассмотрим схемы, которые повсеместно применяются. Однако их распространенность совершенно не означает законность. Что мы сейчас и покажем. Незаконны схемы не только потому, что налоги в Яндекс.Такси для водителей не уплачиваются, но еще и потому, что данные схемы склоняют водителей к незаконной предпринимательской деятельности. Причем в некоторых случаях она является таковой даже с условием того, что Яндекс.Такси налог самозанятого отражает в его приложении.
Покажем несколько схем и разберем подробно, какая из них законна, а какая нет, и почему:
Как видим, во всех схемах Яндекс.Такси (как и любой другой агрегатор) работает через партнеров. Это обязательное условие. Партнером является ИП либо юридическое лицо. Напрямую с физлицами агрегаторы не работают. Ситуацию, когда Яндекс.Такси подключает самозанятого, рассмотрим ниже. Спойлер: зачастую это также незаконно.
Отношения агрегаторов с партнерами
Рассмотрим цепочку по порядку. Оговоримся, что партнеров-посредников в цепочке может быть несколько, но на таких схемах мы останавливаться не будем.
Рассмотрим взаимосвязь «агрегатор — партнер». Как уже было сказано, Яндекс.Такси работает только так. Напрямую с водителем агрегатор может работать только при условии, что водителем является ИП (схема № 1).
Итак, агрегатор заключает с партнером:
Таким договором агрегатор закон не нарушает и, надо полагать, уплачивает налоги с вознаграждения за оказываемые услуги, а также со своего агентского вознаграждения.
Если партнером Яндекс.Такси является водитель — ИП, то мы говорим о схеме № 1, которая является полностью законной. Сюда же можно отнести законную схему № 2, где партнером является ООО, у которого заключены трудовые договоры с водителями.
Покажем на рисунке, как работают эти схемы и почему они законны.
Как оформить путевые листы для такси, читайте в статье «Какие особенности у путевого листа для легкового такси».
Как видим, закон о лицензировании такси не нарушен, налоги с доходов агрегатора уплачиваются, налогообложение партнера Яндекс.Такси прозрачное и в него включена уплата налога с доходов водителей.
Из рисунка также становится очевидным ответ на частый вопрос: платит ли Яндекс.Такси налоги за водителей? Нет, не платит, так как не взаимодействует непосредственно с таксистами.
Отношения партнеров с водителями
Незаконность схем заключается именно во взаимодействии между партнерами и водителями. Вернемся в начало нашей статьи и напомним основную проблему — физлицо или самозанятое физлицо без статуса ИП не может получить лицензию на такси. Поэтому физлицу необходим посредник, у которого может быть такая лицензия. И таксисты обращаются к ИП или ООО — таксопаркам — партнерам агрегаторов. По закону таксопарк должен заключить с таксистом трудовой или гражданско-правовой договор (что рискованно, как было сказано выше в статье). Но это невыгодно, так как в этом случае необходимо платить НДФЛ и взносы с доходов водителя и, кроме того, налог по соответствующей системе налогообложения со всего дохода, приносимого водителем. Партнеры выкручиваются и заключают либо агентский договор с водителем, либо договор аренды транспортного средства, либо оба сразу.
Поясним еще раз: если самозанятый платит налог в Яндекс.Такси, как это может быть незаконным?
Здесь нарушается закон о лицензировании деятельности такси, возникает незаконная оптимизация налогообложения для таксопарка Яндекс.Такси, а также незаконная предпринимательская деятельность со стороны водителя.
С вопросами, касающимися работы самозанятых, можно ознакомиться в наших статьях:
Законные способы быть самозанятым таксистом
Теперь расскажем, можно ли законно быть самозанятым в Яндекс.Такси и какой налог платить при этом. Самозанятость — это специальный режим налогообложения (НПД — налог на профессиональный доход), который могут применять как физлица, так и ИП.
Законные способы быть самозанятым таксистом:
Итоги
Самозанятые физлица не могут заниматься таксомоторной деятельностью, так как не имеют права получить лицензию. Для того чтобы стать водителем такси, необходимо зарегистрировать как ИП (можно на НПД) или заключить трудовой договор с партнером Яндекс.Такси — таксопарком. Иных законных способов работать таксистом нет.
Сервисы удерживают комиссию из дохода. С какой суммы платить налог?
У меня два вопроса с похожими ситуациями.
Муж работает таксистом и платит налоги как самозанятый на НПД. Кроме этого он отдает комиссию службе такси. Но налог ему начисляют на всю сумму поездки, без учета этой комиссии. То есть ему нужно платить налог и с суммы комиссии тоже, хотя эти деньги у него вычитают. Можно ли уменьшить доход на эту комиссию, чтобы ее не облагали налогом?
Я зарабатываю написанием текстов и работаю на УСН «Доходы». Клиенты часто платят мне электронными деньгами, то есть переводят деньги на кошельки, а потом я их перевожу на свой счет в банке за вычетом комиссии платежных систем. Фактически клиент платит мне 10 тысяч рублей, а реально я получаю только 9500. С какой суммы я должна платить налог: с той, что платит клиент, или с той, что я реально получаю?
Светлана, самозанятые на режиме «Налог на профессиональный доход» и предприниматели на УСН «Доходы» должны платить налог со всей суммы своего дохода, не уменьшая его на комиссию сервисов и банков. Так работают эти спецрежимы: уменьшить свой доход на расходы не получится. Даже если вам кажется, что это удвоение расходов.
Самозанятые не могут уменьшать доход на комиссию
Ситуация. Ваш муж работает как самозанятый, то есть он зарегистрировался в приложении «Мой налог» и применяет льготный спецрежим, который ввели с 2019 года. С доходов от физических лиц ему начисляют налог по ставке 4%, а с учетом вычета ставка и того меньше — 3%.
Комиссия. При работе со службой такси самозанятый водитель платит комиссию агрегатору. Для таксиста это реальные расходы. Он действительно не видит всей суммы, а получает заработок уже за вычетом какого-то процента. Но платить налог нужно со всей суммы, на которую пробиты чеки клиентам. То есть с учетом этой комиссии, как будто она тоже доход водителя.
Пояснение. Дело в том, что налог на профессиональный доход — это такой налоговый режим, на котором налог платят со всей суммы доходов и на расходы их уменьшать не разрешают. Доход самозанятого — это сумма, которую заплатили клиенты, а не та сумма, которую он реально сможет потратить на себя. На НПД нельзя вычесть из расходов комиссию агрегатора такси, стоимость бензина, мойки и техобслуживания. Расходы вообще никак не учитываются и не влияют на налог. Инспекция посчитает его автоматически, умножив сумму чеков на 3 или 4%.
Примеры расчета. Если таксист пробил чеков на 50 тысяч рублей, он должен заплатить в бюджет 2 тысячи рублей. Даже если реально на оказание этих услуг он потратил 30 тысяч и оставил себе только 20 тысяч, на расчете налога это не отразится.
Допустим, домашний кондитер печет торты и работает на НПД. Торт стоит 5 тысяч рублей, а на продукты ушло 3 тысячи рублей. Реально кондитер заработал только 2 тысячи рублей. Но налог нужно платить со стоимости всего торта, а не только с разницы между переводом от покупателя и стоимостью продуктов. В бюджет придется перечислить 4% от 5 тысяч рублей — это 200 рублей.
И нет таких аргументов, которые позволили бы самозанятому уменьшить доход на расходы. Нельзя ссылаться на то, что служба такси сразу переводит деньги за вычетом комиссии и водитель их даже не видит. Или на то, что 3 тысячи рублей ушли на покупку продуктов, есть все чеки и реальный заработок меньше выручки. В этом смысл льготного налогового режима.
На УСН «Доходы» нужно платить налог с той суммы, которую платит клиент
Ситуация. Вы пишете тексты и получаете деньги через электронные кошельки. Работаете на УСН «Доходы». Это когда платят 6% с выручки и раз в год сдают декларацию.
Комиссия. Реально вам на счет приходит меньше денег, чем списано со счета клиента: платежная система оставляет себе процент за перевод, вы на это согласились, когда зарегистрировались или приняли оферту.
Пояснение. На упрощенной системе налогообложения можно платить 6% с суммы доходов или 15% с разницы между доходами и расходами. Но выбрать нужно один раз на весь год.
Если предприниматель использует УСН «Доходы», он не может учесть вообще никакие расходы при расчете налога. И вот почему.
В налоговом кодексе написано, что на упрощенке доход — это доход от реализации товаров и услуг. То есть учитывать нужно сумму всех поступлений от клиента любым способом, которым клиент погашает свою задолженность перед предпринимателем. Когда заказчик текстов платит через «Яндекс-кассу» или картой на сайте, сервис или банк удерживает комиссию. Но клиент же погашает всю сумму задолженности. Комиссию сервис и банк удерживает не у него, а у предпринимателя. Такая комиссия — расход не клиента, а именно ИП. А его доход — это стоимость оказанных услуг или проданных товаров, а не те деньги, которые реально поступили на счет.
Предприниматели, которые решили платить налог с доходов, сами согласились не учитывать никакие расходы. Налоговая даже не требует документов на эти суммы — их можно не хранить и никому не показывать. Главное для расчета налога — это сумма, которую погашает клиент.
Формально процесс оплаты через агрегаторов и эквайринг такой:
Все это происходит практически одновременно и автоматически, но сути не меняет: комиссия — это расход ИП, а расходы при расчете налога на УСН «Доходы» не учитываются.
Как учесть расходы при расчете налога
Чтобы уменьшить доходы на расходы, ИП и самозанятым нужно выбирать такую систему налогообложения, которая это предусматривает:
Просчитать, какую систему налогообложения выбрать для работы, можно еще до начала деятельности и регистрации. Каждый год объект налогообложения можно менять — например, перейти с УСН «Доходы» на «Доходы минус расходы», отказаться от УСН и платить НДФЛ на ОСНО или не применять НПД, а использовать что-то другое. Но тогда придется забыть о прелестях льготных режимов, где не нужно учитывать доходы. Кроме документов там еще послабления с кассами, отчетностью и проверками.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Как агрегаторы помогут ФНС вывести самозанятых из тени
Основатель сайта поиска догситтеров dogsy.ru Михаил Репников только на днях узнал, что биржи фрилансеров могут обязать регистрировать только легальных самозанятых, вставших на налоговый учет. Сейчас на dogsy.ru – 5000 догситтеров, каждый месяц регистрируются еще 100–200 новых исполнителей. При регистрации они указывают данные паспорта и место жительства, говорит он. В Москве догситтеры получают около 500 руб. в день за передержку собаки. Хозяева платят догситтерам наличными, а фрилансеры самостоятельно перечисляют платформе 20% от суммы. Если при регистрации придется указывать ИНН и платить налоги, то исполнители перестанут пользоваться платформой и бизнес придется закрывать, опасается он.
Федеральная налоговая служба (ФНС) уже провела ряд совещаний с десятком крупных агрегаторов заказов для фрилансеров и таксистов, в совещаниях участвуют также банки, говорят представители сервисов. Последнее совещание представителей платформ с главой ФНС Михаилом Мишустиным состоялось в четверг, рассказал один из участников встречи. Мишустин подтвердил, что разработка информационной системы «Мой налог» для самозанятых находится на финальной стадии. Речь идет об информационной системе ФНС, интерфейсах для площадок, а также мобильном приложении для самозанятых, через которое они будут регистрироваться в ФНС, проводить платежи и платить налоги. Сам Мишустин ранее рассказывал в интервью, что приложение будет готово в январе 2019 г. Агрегаторы будут подключаться к системе «Мой налог», интегрировать в свои сервисы «основные функции системы», говорит представитель сайта «Профи.ру», который присутствовал на совещаниях в ФНС.
Напомним, что в январе будет запущен новый налоговый режим для самозанятых. Для тех, кто оказывает услуги или продает товары физлицам, налоговая ставка составит 4%, для работающих с юрлицами – 6%. Эксперимент пройдет в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане. Воспользоваться новой налоговой системой может фрилансер с доходом не более 200 000 руб. в месяц, или 2,4 млн в год.
Площадки подчиняются
«Профи.ру» планирует подключиться к платформе ФНС «Мой налог» к концу этого года, говорит представитель сервиса. «Профи.ру» будет в онлайновом режиме проверять данные самозанятого в базах ФНС. Однако регистрироваться на сайте смогут все – в том числе и физлица без статуса самозанятого, утверждает заместитель гендиректора «Профи.ру» Алексей Няненко. Он уверяет, что сервис лишь будет рекламировать фрилансерам платформу «Мой налог» и предлагать им встать на учет. На сервисе «Профи.ру» зарегистрировано 450 000 фрилансеров.
Гендиректор сервиса поиска нянь «Помогатель.ру» Михаил Сорокин поддерживает инициативу, но считает ее неэффективной. Он уверен, что если нянь заставить регистрироваться в ФНС, это не повысит налоговые сборы. Даже если няня встанет на учет, то проверить ее доход не удастся: няни получают деньги наличными, у них непостоянный доход, отмечает он. На сайте «Помогатель.ру» зарегистрированы 550 000 нянь. Ежемесячно на сайте регистрируются около 3000 новых исполнителей.
Сдающие жилье в аренду могут получить скидку по налогам
На первых порах ФНС предложила площадкам стать налоговыми агентами по перечислению в бюджет налогов с самозанятых. Но сейчас этот вопрос закрыт, говорят представители площадок, потому что в этом нет смысла. По словам представителя «Профи.ру», только часть агрегаторов проводят безналичные платежи через платформу, а большинство не следят за расчетами между заказчиком и исполнителем.
ФНС напоминает, что 21 сентября в Госдуму был внесен законопроект по введению нового налогового режима для самозанятых. В документе сказано, что самозанятый сам будет решать, через кого ему удобнее отчитываться перед ФНС и платить налоги. Он может быть зарегистрирован в разных агрегаторах и быть клиентом нескольких банков. Агрегаторы не будут перечислять налоги – это будут делать банки на основании переданных агрегаторами сведений.
Сервис YouDo (700 000 зарегистрированных работников) идею налоговых агентов поддерживает. «Если самозанятый захочет, чтобы мы стали налоговым агентом, мы, скорее всего, предоставим эту возможность», – говорил ранее сооснователь сервиса YouDo Алексей Гидирим, который входит в экспертную группу при ФНС. Денис Кутергин, сооснователь YouDo, говорит, что такая услуга даже поможет платформе развивать новое направление бизнеса: самозанятые смогут получать заказы от юрлиц, которые ранее отказывались работать с нелегитимными исполнителями.
Представитель «Профи.ру» говорит, что сервис не планирует становиться налоговым агентом и следить за налоговыми платежами фрилансеров. Против такого предложения выступает и Avito.ru, где на данный момент опубликовано 1,2 млн предложений услуг от фрилансеров. Представитель сайта сообщил, что сервис «не дублирует надзорные и фискальные функции государства».
Хлопоты платформ
Статус налогового агента увеличит административную нагрузку на платформы, предполагает советник налоговой практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Игорь Шиков. Платформам придется разрабатывать и внедрять алгоритмы подсчета налогов. Возможно, понадобится нанять в штат дополнительных сотрудников, которые по запросу самозанятых будут выдавать тем справки 2НДФЛ. И, наконец, статус налогового агента даст ФНС основания проверять платформы чаще, чем сейчас: налоговики будут выяснять, правильно ли платформа начислила налоги.
Артем Климов, гендиректор онлайнового агрегатора страховок Prosto.Insure, говорит, что сервисы могут использовать две модели: автоматически перечислять 4% суммы каждой сделки в ФНС либо удерживать налог с каждой транзакции и перечислять всю сумму в конце месяца. Оба варианта затратны для агрегаторов: им придется автоматизировать процессы, договариваться с банками, нанимать в штат бухгалтеров. Репников из dogsy.ru опасается, что ему придется заново настраивать внутренние учетно-управленческие системы и нанимать новых разработчиков.
Столько самозанятых не хотят регистрироваться и платить налоги – по данным исследования YouDo, который опросил 50 000 зарегистрированных на сайте исполнителей
По мнению Климова, судьба проекта будет зависеть от того, насколько хорошо сработает ФНС и насколько эффективно платформы интегрируют свои системы с базами ФНС. По мнению основателя IBS Сергея Мацоцкого, налоговой службе проект создания платформы по верификации всех самозанятых налогоплательщиков может обойтись в несколько сотен миллионов рублей, а вместе с инфраструктурой (серверами) – в 1 млрд руб. Как сообщает ФНС, наиболее приемлемый вариант взаимодействия ФНС с платформами – через автоматизированные сервисы (API). Агрегаторы опасаются, что первое время система «Мой налог» будет давать сбои.
Кутергин считает, что, если сервис обяжут регистрировать на сайте только ИП или самозанятых, вставших на учет, привлекать фрилансеров будет труднее, а часть работников уйдет. Площадки не отрицают, что им придется делиться данными о фрилансерах с ФНС, они понимают, что массовые проверки отпугнут пользователей. На вопрос, использует ли ФНС данные платформ для проверки самозанятых, пресс-служба ответила, что сейчас проверки самозанятых не входят в компетенцию управления оперативного контроля ФНС.
Что ждет самозанятых
Если фрилансер встанет на налоговый учет, ему мало что грозит, уверен Сорокин. Большинство самозанятых используют платформы для поиска клиентов, но получают деньги наличными, поэтому налоговые инспекторы не смогут оценить их истинных доходов, говорит Сорокин.
Но заработки фрилансеров снизятся. Если у платформ из-за налоговых нововведений вырастут административные расходы, они повысят комиссионные, взимаемые с каждого заказа. Поэтому самозанятым помимо налога придется платить площадкам повышенные комиссионные, допускает Шиков. Крупные агрегаторы и сервисы – самый эффективный способ выйти на клиентов, но многие будут отказываться от сервисов, считает 24-летний Илья Емельянов, последние три года он занимается ремонтом, сборкой мебели в квартирах. Самозанятые станут по старинке приклеивать бумажные объявления на подъезды или начнут активнее публиковать предложения в соцсетях, уверен он.
Евгений около двух лет назад зарегистрировался на платформе YouDo как частник, занимающийся перевозкой мебели. Несколько месяцев назад он оформил ИП. Евгений платит налог 6% и страховые взносы 32 000 руб. в год. ИП платят больше налогов и взносов, но компаниям привычнее работать с ИП, говорит он. Возможный выход – зарегистрироваться не как самозанятому, а как ИП, считает Евгений.
Бизнес-агрегаторы и право. Часть первая, налоговая
В то же время граждане, которые предоставляют жильё для проживания (случай Airbnb), и не должны как-то оформлять своё право. Значит, налоговые органы не устраивает в деятельности бизнес-агрегаторов не только то, что они способствуют неуплате налогов лицами, которых они привлекают, отказываясь проверять, надлежащим ли образом они оформили свой статус. Ведь и без всяких бизнес-агрегаторов граждане могут сдавать жильё в наём, самостоятельно уплачивая налоги. То же самое можно сказать и в отношении частного извоза.
Налоговые органы могут сами проверить контрагентов бизнес-агрегаторов и выявить тех из них, кто ненадлежащим образом оформил свою деятельность и не платит налоги. Тем более что бизнес-агрегаторы, как правило, исчерпывающим образом идентифицируют своих контрагентов и даже часто устанавливают для них профессиональные стандарты. Казалось бы, выбирай и проверяй. Однако налоговые органы проверять контрагентов не хотят, стремясь ограничить или запретить деятельность самих бизнес-агрегаторов. Почему?
Видимо, проблема состоит не в проверке бизнес-агрегаторами оформления права его контрагентов на занятие той или иной деятельностью и не в том, что его контрагенты не платят налоги. Дело тут в «издержках» проверки. Бизнес-агрегаторы вовлекают в свою орбиту множество экономических агентов (частных извозчиков, наймодателей и т.д.), которые получают мелкие суммы, причём их так много, что проверить их крайне трудно. И даже если вы выявили кого-то, кто не уплатил налоги, недоимка порой настолько мала, что не позволяет привлечь нарушителя к уголовной ответственности и даже не покрывает издержки по проверке.
Казалось бы, выход состоит в возложении на бизнес-агрегаторов обязанностей налогового агента. Однако концепция налоговых агентов признаётся далеко не всеми государствами, к тому же она предполагает участие бизнес-агрегаторов в расчетах его контрагентов, что во многих случаях неудобно или даже невозможно. Но и тогда, когда это возможно, учёт и удержание налогов по каждой конкретной сделке будет выглядеть странно и приведёт к невозможности полноценного учета затрат контрагентов бизнес-агрегатора и чрезмерной налоговой нагрузке на них.
Допустим, речь идёт о частном извозе и с каждого платежа удерживается подоходный налог. Это означает, что налог удерживается и с затрат (на бензин, ремонт и прочих). По итогам налогового периода после подачи декларации налог может быть возмещён. Легко представить себе, какие сложности это вызовет. Как показывает практика возмещения НДС, получить что-либо из бюджета крайне трудно. Но даже при беспрепятственном возврате налога такое авансирование бюджета сделает невыгодной деятельность бизнес-агрегаторов. Они бюрократизируются и потеряют свои конкурентные преимущества, которые состоят в генерировании чистой рыночной цены. Поэтому применение концепции налоговых агентов погубит бизнес-агрегаторов.
Здесь работает та же логика, что и применительно к национальным торговым сетям. Проверить все их операции во время выездной налоговой проверки, конечно, можно, но расходы на такую проверку будут выше выгоды бюджета от обнаруженных нарушений. Поэтому проверять торговые сети можно лишь аналитическим способом, изучая данные компьютерного учета и выявляя отступление отдельных операций от общего алгоритма (ну или если есть конкретная информация об имеющихся нарушениях, что будет особым случаем).
Как платить налоги партнеру Яндекс.Такси
Сегодня к нам поступил интересный запрос от нашего клиента. Интересен он тем, что проблема глобальна для России и касается большого числа налогоплательщиков. Вопрос поступил от ООО, которое работает с водителями и агрегатором Яндекс.Такси. И заключался он в законности и рисках при перечислении денег водителям без удержания НДФЛ.
Как работает система
Вся система работы Яндекс.Такси осуществляется следующим образом:
1. Пассажир заказывает поездку через приложение.
2. Пассажир оплачивает поездку по карте и деньги поступают в агрегатор.
3. Этот агрегатор не работает с физическими лицами — водителями, он работает только с Партнерами (ООО и ИП) или водителями-предпринимателями — перечисляет им деньги от пассажира за минусом своей комиссии.
4. А уже эти Партнеры в дальнейшем удерживают свою комиссию и перечисляют сумму оплаты от пассажира реальному исполнителю заказа — водителю.
Таким образом, движение денег происходит по схеме ПАССАЖИР-АГРЕГАТОР-ВОДИТЕЛЬ, если водитель зарегистрирован как ИП, или ПАССАЖИР-АГРЕГАТОР-ПАРТНЕР-ВОДИТЕЛЬ, если водитель — это физическое лицо, которое заключило договор с Партнером Яндекс.Такси.
Платит ли Яндекс.Такси налоги за водителей?
Яндекс.Такси не работает с водителями-физ.лицами, потому что при выплате физическим лицам этот агрегатор обязан был бы удерживать налог на доходы физических лиц. Он таким образом снизил налоговые риски тем, что работает только с ООО или ИП и выступает агентом между пассажирами и этими ООО или ИП. В договоре между Яндекс.Такси и Партнером указано, что именно Партнер оказывает услуги по перевозке пассажиров. На самом же деле Партнеры в большинстве случаев создаются не как Таксопарки с наемными водителями в штате, оказывающие пассажирские перевозки, а как посредники между Яндекс.Такси и водителем физ.лицом, оказывающие агентские услуги «по установлению взаимодействия между Сервисом Яндекс.Такси и Перевозчиком».
Важно! Если бы можно было на законных основаниях перечислять плату водителям за поездки без уплаты налогов с этой платы, то Яндекс.Такси работал бы напрямую с водителями.
Сколько зарабатывают партнеры Яндекс.Такси и зачем водителю партнер
Поскольку водители не хотят регистрироваться как ИП, они заключают договоры с Партнерами агрегатора. Те в свою очередь получают деньги на свой счет от агрегатора и перечисляют водителям за минусом своей комиссии. Для водителя это выгодно, потому что он получает заказы через сервис, а для Партнера это выгодно, потому что он получает комиссию. Сумма этой комиссии устанавливается Партнером самостоятельно и в среднем равна 5-10%.
Налоги Яндекс.Такси: кто платит государству?
В этой системе взаимодействия получается, что налог с доходов водителя не платит никто. Яндекс.Такси платит налоги со своей комиссии, Партнеры платят налоги со своей комиссии, водители получают деньги от Партнеров и не платят налог. Получается, что сами водители работают вне рамок правового поля, а Партнеры оказывают пособничество в незаконной предпринимательской деятельности.
Где риски
Все Агрегаторы составляют свой договор с Партнерами так, что претензий к самим Агрегаторам никаких возникнуть не может, потому что Агрегатор — по договору это всего лишь агент, который ни за что не отвечает — ни за перевозку, ни за лицензию, ни за пассажиров. Он лишь передает сведения о заказе и принимает деньги. А вот отвечать за все по идее должен Партнер, который по договору оказывает пассажирские услуги. Но он тоже не отвечает ни за что, потому что в договоре с водителем указано, что он тоже только агент и передает сведения от Яндекс.Такси водителю. Таким образом получается, что один договор противоречит другому и при налоговой проверке у инспектора может возникнуть множество вопросов по этому поводу.
Расчеты с водителями и НДФЛ
К тому же при перечислении денег от Яндекс.Такси водителям Партнер может быть признан налоговым агентом, то есть налоговая может признать, что обязанность исчислять НДФЛ и перечислять его в бюджет должен именно Партнер. В статье 226 Налогового кодекса указано, что компании (ООО или ИП), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доход, являются налоговыми агентами и обязаны удержать и перечислить налог на доходы физических лиц.
В договоре между Партнером и водителем, как правило, есть указание на то, что водитель является выгодоприобретателем и оказывает услуги по перевозке от своего имени, а значит и налоги должен платить самостоятельно. Но если рассматривать с точки зрения законодательства, то данный пункт может быть признан ничтожным. А судебная практика сложилась таким образом, что лицо, выплачивающее денежные средства физическому лицу, очень часто судом признается именно как налоговый агент, независимо от источника выплат.
Расчеты с водителями и риски признания договора трудовым
Поскольку в договоре с Яндекс.Такси указано, что Партнер является исполнителем услуг, то договор между Партнером и водителем может быть признан притворным. Тогда налоговая инспекция может переквалифицировать агентский договор в трудовой и начислить все причитающиеся налоги с заработной платы водителя. А вместе с налогами еще и привлечь к ответственности за невыполнение обязанности налогового агента.
Как правильно
Самыми безопасными с точки зрения налогового законодательства является два варианта:
Выводы
Рисковать или не рисковать каждый владелец бизнеса решает сам. Риски посреднического договора с водителями при работе с Яндекс.Такси — это риск признания Партнера налоговым агентом по удержанию НДФЛ и риск признания договора с водителем притворным, что влечет за собой взимание не только налогов, но и штрафа за неудержание и неперечисление НДФЛ (и возможно взносов).