как аннулировать электронную подпись в сбербанке после сделки с недвижимостью
Как отозвать сертификат усиленной квалифицированной подписи
В случае увольнения владельца, утери или поломки токена вы можете дистанционно отозвать сертификат в личном кабинете сервиса «Документооборот».
Выберите сотрудника
В меню слева выберите раздел Документооборот и перейдите в сервис.
На странице сервиса перейдите на вкладку Пользователи и выберите из списка необходимого пользователя.
Аннулируйте электронную подпись
В открывшемся окне напротив выбранного сертификата нажмите кнопку дополнительных действий и выберите пункт Аннулировать электронную подпись.
Проверьте заполненное заявление и нажмите Подписать. Заявление автоматически отправится на аннулирование и будет обработано в течение 24 часов. По окончании сертификат будет аннулирован.
СберБанк защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Контактная информация
Коммуникации с клиентами
Сбербанк в социальных сетях
Приложения
© 1997—2021 ПАО Сбербанк.
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.
Как не потерять квартиру при цифровых сделках с недвижимостью
Через пять-семь лет россияне смогут получать ипотечный кредит в один клик, как сейчас потребительский. От этого момента их отделяют доработки ИТ-систем на стороне государственных органов и банков, повсеместное использование биометрической идентификации и создание индивидуального кредитного рейтинга заемщика, которое уже вынесено на обсуждение Банком России.
С использованием электронной подписи и цифровой закладной процесс оформления ипотечных договоров стал намного удобнее для заемщиков, застройщиков и банков уже сейчас. Однако удачные эксперименты мошенников, связанные с выпуском электронной цифровой подписи (ЭЦП), замедлили скорость ее внедрения. На мой взгляд, основная проблема дискурса этой темы — отсутствие внятного анализа основных риск-сценариев цифрового и аналогового формата оформления документов при сделках с недвижимостью.
Сценарии мошенничества с цифровой подписью
В мае журналисты рассказали о сценарии, в котором квартира была без ведома хозяина переведена в собственность другого человека с использованием поддельной электронной цифровой подписи. Вслед за этим журналисты другого, регионального издания рассказали уже о собственном креативном эксперименте: им удалось получить ЭЦП по поддельным документам. Слабое место в каждой из этих историй одно — деятельность удостоверяющего центра, который должен проверить личность получателя цифровой подписи и убедиться в ее подлинности.
Если сотрудник удостоверяющего центра оказывается небрежным или коррумпированным, у государственных органов нет возможности отследить мошенничество. По крайней мере до момента, когда реальный владелец данных предъявит претензии.
В европейской законодательной практике регулирования сделок с ЭЦП, которая насчитывает уже два десятилетия, закреплены четыре ключевых параметра, которые определяют валидность цифрового подписания сделки:
И если гарантии исполнения первого и четвертого пунктов лежат в технологической плоскости (главное — использовать правильные программные решения с необходимым уровнем криптографии), то второй и третий пункты открывают дверь для социальной инженерии и человеческого фактора: продажи собственных авторизационных данных, подмены документов, кражи личности (identity theft). Российские примеры текущего года относятся именно к этой области. Путь к решению проблемы человеческого фактора один — тесное сотрудничество государственных органов, банков и технологических поставщиков, а также усиление ответственности за мошенничества с использованием данных.
Мошенничество в «бумажных» сценариях
Ошибка опасающегося в связи с подделкой цифровой идентификации — думать, что в случае с бумажными документами он от нее застрахован. Человеческий фактор в виде коррумпированности или неосторожности сотрудника МФЦ, оформляющего документы, остается абсолютно тем же: бумажные документы и поддельные паспорта могут стать основой для проведения сделки и в аналоговом формате. Чего стоят только истории о снятых в банках депозитах, в которых мошенникам удавалось беспрепятственно получить чужие средства.
Однако в случае с «бумажной» регистрацией договоров купли-продажи недвижимости помимо фактора мошенничества есть и другой аспект, навсегда стираемый цифровыми сделками, — непрозрачность и неэффективность рынка. Работа регистраторов, которые помогают в оформлении сделок, как правило, зашита в стоимость квартиры, при этом покупатель об этом может не знать. С помощью «своих» регистраторов, к которым ходят целые поколения, люди вкладывают время и средства в развитие рынка «черных нотариусов» и других помощников всевозможных мастей вместо того, чтобы быстро и эффективно провести сделку.
Борьба за безопасность: фигура законодательная
Отвечая на новые риски, связанные с цифровой регистрацией договоров на недвижимость, в августе этого года правительство согласовало поправки к федеральному закону о регистрации недвижимости. Согласно 286-ФЗ, электронная верификация договоров купли-продажи рассматривается Росреестром, только если продавец за пять дней до подачи написал заявление в МФЦ на оформление заявления в электронном виде. Исключение сделано только для подачи такого заявления органами местной власти, федеральной кадастровой палатой, нотариусами или при использовании информационных систем кредитной организации.
Эта мера, инициированная Росреестром, по факту направлена на ограничение доступа к цифровым инструментам регистрации. Теперь они доступны только учреждениям и лицам, которые гораздо более жестко контролируются правительством.
Автостопом по цифровым сделкам: как избежать рисков
В известной книге Дугласа Адамса человеку, желающему быстро и недорого переместиться из одного конца Вселенной в другой, требовалось иметь «субэфирный чуткомат» для того, чтобы узнать о приближении космического корабля, коротенькую черную палочку с тумблерами и шкалами, которая помогала на него попасть, а также полотенце на тот случай, если на корабле окажется очень холодно. Чтобы сэкономить время и застраховаться от неожиданностей при продаже или покупке квартиры, вам не нужны ни полотенце, ни сложные приборы — достаточно придерживаться одного правила. Воздержаться от ненужных визитов в МФЦ можно, если цифровая электронная подпись выдана вам:
Все современные средства подписания документов электронной подписью предусматривают то, что документ можно просмотреть при подписании и пользователь сам вводит пароль, известный только ему. Остерегайтесь схем, где вас просят назвать пароль сотруднику, особенно если это происходит по телефону, когда человек вам звонит, представляясь сотрудником застройщика или банка.
В случае если вы все-таки стали жертвой мошенничества с недвижимостью, государство берет на себя часть рисков. Согласно принятой в сентябре поправке к ст. 69 218-ФЗ, любой человек имеет право на однократную компенсацию за утрату прав собственности на жилое помещение, произошедшее не по вине гражданина. Получить возмещение из бюджета Российской Федерации в таком случае можно в суде. Правда, до всего этого лучше не доводить.
Росреестр и мошеннические сделки с ЭП. Как защитить свое имущество?
Только ленивый не написал о том, что квартиру у собственника якобы можно увести, если подать в Росреестр договор купли-продажи или дарения, который подписан с помощью электронной цифровой подписи. Сама подпись при этом получается либо путем сговора с сотрудниками удостоверяющего центра, либо по липовой доверенности там же.
Росреестр активно рекламирует услугу запрета действий с недвижимостью без личного участия. Если есть такая отметка, Росреестр не будет регистрировать сделки по доверенности. Но распространяется ли этот запрет на документы, подписанные ЭП и поданные электронно?
СМИ часто пишут о мошенничестве с ЭП. По их мнению, подача такого заявления в Росреестр — это способ обезопасить себя от мошенников. Но я тут теряю логику: сначала пишем об ЭП, а затем рекомендуем запретить сделки по доверенности. Это же не одно и то же!
Иными словами, если я подал в Росреестр заявление о запрете действий без личного присутствия, можно ли совершать другие сделки с помощью ЭП? Если следовать формальной логике, другие сделки совершать можно, потому что закон приравнивает ЭП к собственноручной подписи. Но тогда существует ли способ себя обезопасить? Не везде есть аналогичное заявление «ограничить действия с ЭП».
Могу я хотя бы проверить, выдавалась ли когда-нибудь на мое имя ЭП, по аналогии с кредитной историей?
Алексей, электронная подпись для многих граждан остается некой загадочной вещью. Все знают, что ее можно оформить. Но что ей подписывать и как защитить имущество от ее несанкционированного использования — понятно не всем.
Я оформил ЭП на свое имя и попробовал ее в действии. Основная задача эксперимента — выяснить, может ли узнать простой гражданин, что на его имя оформили такую подпись и начали ее использовать в мошеннических целях.
Расскажу, что выяснил и как обезопасить себя, если используете электронную подпись.
Дисклеймер
Мошенники появились задолго до того, как возникли банки и электронные подписи. Ни одному государству мошенники не нравятся. Они выводят деньги из реальной экономики, не платят налоги сами и уменьшают налоговую базу обычных граждан. Поэтому государство усложняет мошенникам жизнь — придумывает гербовые бланки, печати, государственную регистрацию сделок и электронные подписи.
Мошенники ищут способы перехитрить государство и собственников. Государство эти способы выявляет и делает так, чтобы никто не мог ими воспользоваться. Эта борьба длится веками, и появление электронных услуг не поставит в ней точку.
Электронные подписи и электронные услуги в целом не защищают от мошенников. Но сильно осложняют им жизнь. А в некоторых случаях — осложняют жизнь и простым гражданам, если они не знают, что это за услуги и какие правила безопасности нужно соблюдать. Но если вы знаете все тонкости работы системы — мошенникам можно противостоять.
У собственника действительно украли квартиру с помощью ЭП?
Такой факт действительно имел место. В октябре 2018 года была совершена сделка дарения квартиры между жителем Москвы и жителем Уфы. Дарственная подписывалась электронными подписями без участия нотариуса. После этого сделку зарегистрировали в Росреестре. Сами участники сделки утверждают, что ЭП никогда не получали.
Собственник квартиры в Москве узнал о потере собственности только в мае 2019 года: в квитанциях на оплату коммунальных услуг в графе «собственник» появилась новая фамилия.
Пресса делала много предположений, как именно это могло произойти. Но на сегодняшний день это только версии. По этой сделке возбудили уголовное дело, сейчас ведется следствие. Сотрудники полиции комментариев не дают — это обычная практика по таким делам.
Владелец московской квартиры обратился в суд с иском о признании сделки недействительной. Дело № 02-3237/2019 рассматривает Бабушкинский районный суд Москвы, а судебное заседание назначено на 25 июля 2019 года.
О перспективах пока говорить сложно, но, учитывая, что новый владелец квартиры на нее не претендует, сделку дарения могут отменить.
Что такое ЭП
Электронная подпись — аналог собственноручной подписи. Она нужна, чтобы удостоверять электронные документы. Существует два вида ЭП — простая и усиленная.
Простая подпись — это подпись с кодами и паролями. Она подтверждает сам факт того, что человек решился сформировать себе электронную подпись. Эту комбинацию из логина и пароля можно использовать на госуслугах или при документообороте с физическими лицами.
Утверждается, что подделать усиленную подпись невозможно. Так это или не так — достоверно не известно, но информации о подделке таких подписей в открытых источниках мне найти не удалось.
Выдать ЭП может удостоверяющий центр, у которого есть аккредитация в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Как получить ЭП
Я прошел процедуру и получил электронную подпись.
На сайте Минкомсвязи есть список аккредитованных удостоверяющих центров. Можно выбрать ближайший к дому. Регистрация на процедуру оформления не влияет — я получал ЭП в 400 километрах от города, где зарегистрирован.
Посещать удостоверяющий центр придется лично. По доверенности ЭП не выдается. Но никто не мешает мошенникам получать подпись по паспорту с переклеенной фотографией: такую схему давно используют, чтобы получить кредит по украденному паспорту.
Стоит такая подпись 1400 рублей. Срок действия — год, потом нужно заплатить 600 рублей, чтобы ее продлить, или она перестанет работать.
Как пользоваться ЭП
Сразу пользоваться электронной подписью не получится — нужно настроить компьютер. Можно обратиться к специалистам центра, который выдал ЭП, они все сделают сами. А можно самостоятельно скачать все необходимые программы с сайта удостоверяющего центра.
У меня на ноутбуке была установлена операционная система Линукс. Самостоятельно настроить ее для работы с ЭП я не смог, а к специалистам ехать было далеко. Пришлось установить привычный для многих Виндоус 10. После этого все необходимые приложения без проблем установились в автоматическом режиме.
С этого момента логин и пароль для авторизации в системе ЕСИА становятся не нужны. Достаточно вставить носитель с ЭП и при авторизации указать, что входите с электронной подписью. Система потребует только ввести пин-код к ЭП.
Пин-кода нет ни в одном документе, который мне выдали при получении подписи. Я его узнал, когда позвонил по телефону сервисной службы. Пин стандартный для всех: 12345678. Сотрудник сервисной службы не рекомендовал его менять: новый пин-код владелец забудет, а сайт госуслуг все равно будет требовать стандартный пин. Это означает, что, если физический носитель ЭП украдут или вы случайно его потеряете, воспользоваться этой подписью может кто угодно.
Какие есть риски, если оформить ЭП
Пока произошла только одна сомнительная сделка с использованием ЭП. Поскольку в результате нее собственник потерял права на недвижимость, Росреестр решил подстраховаться и предложил гражданам не регистрировать сделки без их личного участия. Для этого нужно подать специальное заявление.
Но даже такой отказ не дает гарантий, что электронную подпись не смогут использовать в противоправных целях. Даже если наложить запрет на регистрацию сделок с собственностью без личного участия, юридическую силу электронной подписи это не отменяет. Да, с помощью нее уже нельзя будет подарить или продать квартиру, но на любом другом документе она будет равнозначна обычной подписи. И здесь возникнут уже другие риски.
Например, мошенники могут оформить юрлицо без посещения налоговых органов. Инструкция, как это сделать, есть на сайте госуслуг. А потом мошенники могут от имени учредителя подписать приказ о назначении директора и бухгалтера и открыть счет в банке. Отвечать за любые незаконные действия мошенников, скорее всего, придется человеку, который не имеет к этому никакого отношения.
А еще недобросовестный муж может подать документы через госуслуги на развод и подписать их электронными подписями — своей и жены. Причем супруга, возможно, узнает об этом только через несколько лет, когда выяснится, что совместно нажитого имущества у них нет, брак расторгнут уже давно по обоюдному согласию и делить нечего.
Как защитить себя
Даже в такой ситуации можно защитить себя и свое имущество.
Запрашивать все удостоверяющие центры, выдавалась ли на ваше имя ЭП, бесполезно. Сейчас, когда я пишу эту статью, в России, по данным Минкомсвязи, действует 493 удостоверяющих центра. Этот список не окончательный: некоторые центры прекращают свою деятельность, появляются новые. Отправлять в них запросы технически сложно, тем более во все 493.
Информацию о сертификатах ЭП вносят в единый реестр. Закон разрешает запрашивать информацию из этого реестра, в том числе в электронном виде. Но в запросе нужно будет указать серийный номер сертификата. Если его не знаете, запрос сделать не получится.
Выпущенную ЭП можно отозвать — закон это разрешает. Но делать это должен тот удостоверяющий центр, что выдал электронную подпись. Туда нужно будет подать заявление — на бумажном носителе или в формате электронного документа. Если подпись оформили мошенники и вы не знаете, в каком удостоверяющем центре они это сделали, то подать заявление будет затруднительно.
Я вижу следующие способы защиты.
Зарегистрировать учетную запись на портале госуслуг и подключить к ней смс-уведомления и уведомления на электронную почту о проводимых операциях.
Регулярно отслеживать раздел «Последние действия» на госуслугах. Если кто-то зарегистрирует там полученную без вашего участия ЭП, это отобразится в списке операций. Также будет видно, к каким ресурсам обращался мошенник с использованием ЕСИА. Если он заходил на сайт Росреестра, в налоговую или в загс, нужно обратиться туда с заявлением о приостановлении действий с использованием ЭП. В крайнем случае можно будет обратиться в суд и потребовать наложить судебный запрет до того, как сделку зарегистрируют. Судебный запрет — это дело небыстрое, но, по крайней мере, будут доказательства, что вы пытались противостоять мошенникам. Кстати, если у вас будет собственная электронная подпись, можно попробовать отменить сделку, пока ее не зарегистрировали.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Что делать, если украли электронную подпись?
Мы подготовили инструкцию о том, что делать, если вы потеряли электронную подпись или она оказалась в руках посторонних. Узнайте, как обнаружить пропажу и куда обратиться, чтобы остановить злоумышленников.
Потеря или кража электронной подписи (ЭП) — редкая, но неприятная для владельца подписи ситуация. Чтобы минимизировать ущерб, нужно быстро заметить пропажу и отозвать сертификат. Как выявить пропажу, что делать дальше и каких последствий опасаться — рассказываем в статье.
Как понять, что электронная подпись пропала
Потеря и кража ЭП (или ЭЦП) очевидна, если из вашего офиса вынесли сейф, в котором лежал токен с подписью, носитель пропал из ящика тумбочки или вы думаете, что потеряли электронную подпись. Сложнее заметить пропажу подписи, если ее закрытый ключ скопировали с компьютера или подпись тайком оформил тот, кто завладел вашим паспортом.
С 1 июля 2020 года электронная подпись стала еще более недоступным инструментов для мошенничества. Теперь нельзя получить электронную подпись за другого человека — владелец подписи должен лично встретиться с сотрудниками удостоверяющего центра и подтвердить свою личность.
О компрометации или краже электронной подписи можно узнать несколькими способами:
Главное — если подозреваете, что электронная подпись скомпрометирована, электронный ключ утерян или им кто-то завладел без вашего ведома, отзовите сертификат подписи в удостоверяющем центре и примите меры, описанные ниже.
Что делать, если украли электронную подпись: инструкция
Шаг 1. Отзовите сертификат в удостоверяющем центре
Напишите в УЦ заявление на отзыв сертификата ЭП, как только поймете, что ваша подпись попала в руки посторонних. Чем раньше вы аннулируете сертификат, тем меньше незаконных операций от вашего имени они проведут.
Шаг 2. Подайте в налоговую заявление о недостоверности данных
Это шаг для тех, от чьего имени незаконно подали налоговую декларацию, зарегистрировали компанию или совершили другое действие в налоговой.
Если за вас сдали отчетность, как можно скорее посетите ближайшую налоговую инспекцию и подайте заявление в произвольной форме о недостоверности сведений.
Если на вас зарегистрировали компанию, то нужно посетить налоговую инспекцию, в которой на учете стоит фиктивная организация. Узнать, в какую именно, можно в выписке из ЕГРЮЛ. Подайте заявление в произвольной форме о том, что не регистрировали юрлицо. Что нужно указать в заявлении, разъяснила налоговая.
Шаг 3. Подайте заявление в полицию
Если действия посторонних с вашей электронной подписью причинили ущерб, то подайте заявление в полицию по месту своего жительства или по месту нахождения налоговой инспекции, в которой зарегистрировали фиктивное юрлицо. К заявлению приложите копии документов из УЦ. Если в полиции откажутся возбуждать дело, то можно обратиться в прокуратуру и Минкомсвязь.
Возможно от вашего имени успеют провести незаконную сделку или подписать значимые документы. Тогда вы можете обратиться в суд и аннулировать договор или признать документы недействительными. Так, в октябре 2019 года суд признал недействительным договор купли-продажи квартиры, которую мошенники украли у москвича с помощью электронной подписи. Разбирательство заняло около полугода.
Как отозвать электронную подпись
Если вы потеряли ЭЦП или ее у вас украли, как можно скорее отзовите сертификат. Тогда посторонние люди не смогут им воспользоваться. Для этого напишите заявление на отзыв сертификата и передайте его в удостоверяющий центр, выпустивший сертификат.
Бланк для заявления вам выдадут в офисе УЦ, на нем нужно будет поставить свою рукописную подпись и печать компании. Также бланк можно заранее получить по электронной почте. Для этого позвоните в техподдержку УЦ. Еще один способ получить бланк — скачать с сайта УЦ. Для клиентов удостоверяющего центра СКБ Контур форма для заявления опубликована в разделе «Документы».
Сертификат будет отозван в течение 12 часов с момента, как УЦ примет ваше заявление. Проверить это можно на сайте удостоверяющего центра — там будет опубликован список отозванных сертификатов. Списки обновляются каждые 12 часов.
Большинство УЦ без проблем отзывают подпись по заявлению владельца. Но если УЦ откажется прекращать действие сертификата, необходимо обратиться в Минкомсвязь или суд. Когда в суде будет доказано, что законный владелец потерял ключ электронной подписи или просто им не владеет, УЦ будет обязан аннулировать сертификат.
Что будет, если не отозвать электронную подпись
Злоумышленники редко охотятся за электронными подписями физлиц, поскольку риск быть пойманным очень высок, а суммы махинаций сравнительно небольшие. Однако с такой подписью они могут открыть фиктивные фирмы или ИП, оформить кредит и подписать любые документы вместо владельца.
Раньше мошенники также могли украсть квартиру с помощью ЭП, однако теперь это невозможно. С 12 августа 2019 года электронная продажа квартир, которыми владеют физлица, запрещена по умолчанию. Чтобы провести сделку онлайн, собственник должен сначала передать свое согласие в Росреестр — лично или по почте. Нет согласия на электронные сделки — нет возможности украсть недвижимость с помощью подписи.
Для юридических лиц последствия кражи электронной подписи более серьезные. Чаще всего мошенникам интересны ЭП руководителя, бухгалтера или сотрудника с генеральной доверенностью — с ними можно провести махинации на большие суммы:
Чтобы минимизировать эти риски или полностью избежать их, нужно отзывать сертификат ЭП, как только стало известно о краже или утере электронного ключа.
Помните, что действия мошенников с ЭП можно аннулировать. Суды часто встают на сторону потерпевших и признают недействительным договор, подписанный украденной электронной подписью. Также благодаря тому, что мошенник «засветился» в УЦ при получении незаконной ЭП, полиция с высокой вероятностью найдет его и поможет возместить ущерб.
Электронная подпись в любых сделках с жильем. Что об этом надо знать
Оформить куплю-продажу или дарение недвижимости можно дистанционно. Участники сделки могут находиться в разных концах страны и использовать электронную цифровую подпись (ЭЦП). Особенно это стало актуально во время самоизоляции и карантина. Теперь банки и девелоперы готовы продавать ипотечные кредиты и новостройки полностью бесконтактным способом.
Однако с появлением такой возможности еще в 2019 году участились случаи мошенничества с имуществом. Рассказываем, как пользоваться электронной подписью и обезопасить себя от махинаций с недвижимостью.
Электронная цифровая подпись представляет собой уникальный идентификатор, который присваивается физическому или юридическому лицу. Существуют подписи с разной степенью защиты: простая и усиленная. При заключении сделок с недвижимостью и взаимодействии с госпорталами и ведомствами необходимо оформить усиленную квалифицированную электронную подпись. Она подтверждает подлинность виртуального документа и приравнивает его к бумажному аналогу.
Как пользоваться ЭЦП
С помощью электронной подписи можно дистанционно оформить куплю-продажу, дарение или мену недвижимости. Для этого необходимый пакет документов сканируется и загружается на сайт Росреестра, и участники сделки заверяют бумаги с помощью ЭЦП. Для осуществления такой процедуры нужно установить соответствующее программное обеспечение — криптопровайдер. В России широко используется КриптоПро CSP (его можно скачать на сайте удостоверяющего центра или на официальном сайте разработчика).
Сделки с использованием электронной цифровой подписи регистрируются быстрее, а размер госпошлины при их оформлении на сайте Росреестра сокращается на 30%. В личный кабинет, помимо его владельца, имеют доступ банк (при наличии ипотеки), девелопер и Росреестр. Договор долевого участия и ипотечный договор подписываются дистанционно. После регистрации сделки на почту покупателя приходит документ с электронной печатью Росреестра.
С августа 2019 года электронная регистрация сделок с недвижимостью возможна только при наличии согласия собственника на проведение таких дистанционных операций. Для этого гражданину необходимо лично посетить подразделение Росреестра и составить соответствующее заявление. Если этого не сделать, то при попытке провести электронную сделку без личного участия собственника документы о регистрации перехода права собственности с использованием ЭЦП будут возвращены без рассмотрения. Отозвать согласие на сделки с электронной подписью можно в любой момент.
Раньше, чтобы защитить имущество от мошенничества, владельцы писали о запрете на электронную регистрацию сделки. Составить заявление о невозможности проведения подобных операций без личного участия можно и сейчас. Для этого документ необходимо подать в Росреестр или МФЦ. Соответствующая отметка вносится в реестр в течение пяти рабочих дней с момента приема заявления. При этом запрет не будет действовать в случае, если на имущество наложен арест по решению суда или открыто исполнительное производство.
По материалам риелторской компании «Метриум»