как автоматизировать управленческий учет
Как за семь шагов автоматизировать управленческий учет
Каждому предпринимателю и организации нужен управленческий учет. С ним в разы повышается эффективность и скорость принятия решений. Имея под рукой управленческие показатели, вы сможете найти и исправить причины убытков, спрогнозировать будущее развитие, понять за счет чего можно увеличить прибыль. В общем, управленческая отчетность, умение ее составлять и анализировать — это очень полезные и незаменимые вещи, если вы хотите опередить конкурентов и удержаться на рынке.
«Из всех трудностей, с которыми столкнулись НАСА, отправляя человека на Луну, управление было наверно самой сложной задачей», — верно подметил американский историк Роджер Лаунис.
Мы живем в век автоматизации и цифровизации, почему бы искусственному интеллекту не поручить сбор данных, составление отчетности и визуализацию результатов.
Вот к чему приведет автоматизация управленческой отчетности:
Ответив на вопрос, для чего нужна автоматизация управленки, переходим к описанию шагов по внедрению автоматизации в свой учет.
Шаг № 1 — планирование и выбор
В идеале ещё до запуска вы должны в бизнес-плане предусмотреть расходы на автоматизацию максимального количества процессов: бухгалтерский и управленческий учет, торговля, производство, логистика, обслуживание клиентов и т. д. Важный нюанс, нужно выбирать программное обеспечение «на несколько размеров больше». Потому что главная цель любого бизнеса это рост и развитие, а он невозможен без увеличения оборотов, штата и усложнения процессов. Возможно, что на смену ПО вы потратите больше денег и времени, чем если установите заранее с запасом.
Для существующих организаций, понявших, что без автоматизации развиваться невозможно, советуем выбирать ПО, основываясь на существующих и предстоящих задачах.
Например продукты 1С применяются абсолютно во всех видах деятельности. Их можно использовать как выборочно, так и единым комплектом, потому что между собой они не будут конфликтовать. Каждый отдел работает в своем индивидуальном продукте 1С, в итоге в управленческую отчетность без ошибок и нестыковок попадают все необходимые данные.
Выбирая ПО, обращайте внимание на его возможности и перспективы:
Шаг № 2 — подготовительные работы
Изучив и выбрав ПО для внедрения автоматизации или взамен существующей, нужно провести предустановочные и проектные работы. Каждый бизнес по-своему уникален, поэтому нужно определиться с ключевыми задачами и под их решение подготовить план автоматизации.
План действий должен показать:
Многие финдиректора и специалисты по автоматизации без стеснений рекомендуют сначала «обкатать» планируемые процессы и отчеты в старом-добром Excel.
Шаг № 3 — путь реализации проекта
Мало разработать план, нужно выбрать метод управления проектом. Вкратце скажем, какие модели существуют:
Какой бы подход вы не выбрали, вам необходимо разделить проект на задачи, установить сроки выполнения, определить контрольные точки, проверять работу, сверяясь с планом, оперативно решать текущие задачи.
Шаг № 4 — определите бюджет автоматизации
Будьте внимательны и не покупайтесь на рекламу быстрой и дешевой автоматизации, за этим могут скрываться дополнительные расходы и последующая ежемесячная обязательная техническая поддержка. Выбираете ПО, которое не требует ежедневных наладок и обновлений. Загляните в будущее, возможно выбранный поставщик планирует прекратить выпуск бесплатных обновлений, организуется ли его замена. Наглядный пример, окончание поддержки 1С 7.
Шаг № 5 найдите исполнителей для внедрения и настройки автоматизации
В вашей команде обязательно должны быть профессионалы, тогда количество проектных работников можно сократить. Привлекайте IT-специалистов с опытом реализации подобных проектов. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, которую быстрее и проще понимать человеку из этой или схожей сферы. Кроме этого в состав рабочих групп должны входить представители отделов, которые потом будут эксплуатировать систему. Вместе с ними вы сможете разработать конкретное и четкое технического задание.
Не бойтесь ставить невыполнимые задачи перед разработчиками, после автоматизации вам должно стать легче и удобнее работать.
И не забывайте периодически тестировать систему в процессе её сборки. Тогда конечный результат вас не разочарует.
Шаг № 6 — подготовка и обучение персонала
Еще на этапе планирования вы прогнозировали будущее обучение. Настало его время. Специалисты по внедрению должны обучить не только, как включать кнопки, но и как с помощью нее составлять отчеты. Вместе с ними можно разработать подробные инструкции, чтобы даже новички быстро вливались в процесс.
Совет: не отступайте от намеченного плана. Иногда вместо внедрения новой системы происходит ремонт и латание дыр в прежней.
Мы разработали курс «Построение бизнес-процессов» специально для собственников бизнеса и руководителей, которые хотят выстроить системные процессы в компании. На курсе вы научитесь грамотно использовать автоматизацию и увеличивать прибыль компании.
Шаг № 7 — настройка рабочей панели руководителя
Финал, то ради чего затевалась автоматизация управленческого учета и отчетности — максимальная скорость и простота анализа для принятия решения. Ключевые показатели и метрики должны оказаться на дашборде руководителя. Это своего рода приборная панель, с помощью которой можно следить за финансовым здоровьем организации. Аналогичные формы можно вывести на рабочие столы начальников всех отделов, отображая только необходимые показатели для эффективности участка.
Правильная настроенная автоматизация убережет от ошибок, незапланированных трат свыше лимита, подскажет какому клиенту звонить в первую очередь, предупредит о возникновении кассовых разрывов и т.д.
Теперь вы знаете какие действия и в какой последовательности нужно выполнить для получения эффективной управленческой отчетности.
Хотите узнать больше? Подписывайтесь на наши каналы и соцсети:
Автоматизация управленческого учета: сравнение программ от Excel до ERP
Автоматизация — это заключительная стадия постановки управленческого учета. Чтобы система автоматизации повышала эффективность деятельности, была помощником в принятии управленческих решений и осуществляла необходимый контроль, нужно заранее подготовиться к ее внедрению: проанализировать текущее состояние учета, существующих бизнес-процессов и сформировать цели и задачи деятельности компании. После этого можно создать формы в таблицах Excel и некоторое время вести в них учет, чтобы при необходимости безболезненно внести корректировки в управленческую модель компании.
Ранее я рассказывал об этапах внедрения управленческого учета. В этой статье рассмотрим, какие сервисы и программы позволяют эффективно вести и автоматизировать управленческий учет в компании, в чем их разница и как выбрать подходящую.
Excel для учета простых бизнес-процессов
Программа Excel подходит для использования при небольших объемах данных и простой схеме бизнес-процессов учета. Excel является универсальной программой, в которой с помощью математических, финансовых и статистических формул можно сформировать формы для управленки в малом и среднем бизнесе без существенных затрат.
Если каких-то функций не хватает, можно расширить функционал за счет разработки дополнительных макросов, или использовать дополнительные программы. Например, PowerBI позволяет превратить финансовые отчеты Excel в наглядные дашборды.
Чтобы вести учет в Excel удобно и эффективно, желательно соблюдать следующие правила:
После подготовки отчета желательно защитить листы от изменения, кроме листов корректировок.
По мере роста таблиц, поддерживать корректность учета в Excel становится сложнее, а часть задач управленческого учета нельзя решить без использования макросов и дополнительного программирования. Также на масштабируемость учета влияют низкая отказоустойчивость и минимальные возможности по интеграции с другими системами.
Онлайн-сервисы для управленческого учета
Избежать проблем при работе в Excel можно с помощью веб-сервисов для управленческого учета. Существует большое количество сервисов, которые позволяют без развертывания и постановки учета, получить необходимую информацию по финансовому состоянию компании в виде заранее настроенных дашбордов и отчетов. Такие сервисы автоматически синхронизируются с банками, что позволяет отслеживать состояние компании (или группы компаний) в реальном времени. Например, сервис «Управленка» синхронизируется с такими банками, как Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Райффайзенбанк, Тинькофф, Точка, Юникредит Банк. Помимо этого сервис может загружать информацию из 1С Бухгалтерия по всем движениям по расчетному счету и кассе.
Для контроля кассовых разрывов в сервисе есть платежный календарь. Данные в платежный календарь можно вносить как вручную, так и загружать из 1С Бухгалтерии:
Рис.1 Сервис Управленка — Платежный календарь
Загруженные операции автоматически распределяются по настроенным правилам по аналитикам управленческого учета. Сервис помогает определить, какие проекты прибыльные, а какие нет. Помимо веб-интерфейса, доступ к данным можно получить с помощью специального чат-бота. Через него можно получить настроенные в системе отчеты, сводную информацию по счетам, а также вводить операции. Другой онлайн-сервис «Финолог» тоже позволяет загружать операции из банков и кассовых сервисов (Тинькофф оплата, Яндекс касса, Робокасса). В сервисе поддерживается проектный и позаказный учет в операциях.
При подборе веб-сервиса необходимо обратить внимание на то, поддерживает ли он интеграцию со всеми вашими банками или 1С Бухгалтерией. Какие в нем ограничения по количеству компаний и расчетных счетов, есть ли необходимые вам отчеты, удобство работы с операциями и платежным календарем.
Программы на базе 1С
Программы, разработанные на базе 1С, сочетают в себе различную функциональность. Их можно разделить на 2 группы:
К первой категории можно отнести такие конфигурации, как 1С Управление нашей фирмой, 1С Управление торговлей и 1С Комплексная автоматизация. В этих программах можно вести финансовое планирование, бюджетирование и формировать управленческую отчетность в различных разрезах. Основное преимущество использования таких программ — весь учет ведется в одной программе, и это позволяет оперативно контролировать деятельность компании.
Каждая конфигурация разработана для определенного сегмента рынка:
Программа | Сегмент бизнеса |
---|---|
1С Управление нашей фирмой | Для небольших фирм, ведущих торговую деятельность или занимающихся производством |
1С Управление торговлей | Для небольших и средних компаний, занимающихся оптовой и розничной торговлей |
1С Комплексная автоматизация | Комплексное решение для компаний среднего бизнеса в области продаж или производства |
В этих программах есть несколько блоков управленки, которые позволяют контролировать финансы компании и осуществлять анализ бизнеса. С помощью программ можно формировать бюджеты компании, управлять денежными потоками и рассчитывать финансовые показатели деятельности компании.
Также на базе 1С разрабатываются отдельные системы, которые используются для проектирования финансового учета. Эти программы подходят тем компаниям, у которых нет необходимости в системе оперативного учета или система оперативного учета не в состоянии поддерживать управленческий учет. С их помощью можно настроить уникальную модель управленческого учета.
Эти системы могут работать как вместе с системой бухучета, так и представлять собой отдельное решение, синхронизирующее с бухгалтерией в онлайн-режиме.
У отдельно стоящих систем есть ряд преимуществ:
Подобной системой является конфигурация «WA: Финансист» — модульная система, различные модули которой позволяют автоматизировать управление денежными средствами, договорной документооборот, бюджетирование и управленческий учет по международным стандартам. Модули системы интегрируются друг с другом, что позволяет сформировать комплекс функций для решения конкретных задач компании в сфере управленческого учета.
ПО для холдингов и крупных компаний
Крупные торговые, производственные компании и холдинги часто используют ERP-системы комплексной автоматизации. Они включают в себя различные модули, позволяющие автоматизировать управление всеми ресурсами предприятия. Основными лидерами на отечественном рынке считаются:
Самой известной зарубежной ERP-системой является SAP — продукт, включающий в себя интеграционную платформу и различные отраслевые решения. SAP обладает широкими возможностями интеграции с различными программами, например с 1С, что позволяет увеличить результативность работы и уменьшить трудозатраты на ведение учета.
Основной продукт 1С для крупного бизнеса — 1С ERP охватывает все области деятельности компании:
1С ERP — универсальное и модульное решение, позволяющее автоматизировать все процессы в компании с помощью сочетания необходимых модулей. При этом неиспользуемые модули могут быть подключены в дальнейшем по мере роста компании.
Автоматизация всех процессов в конфигурации позволяет снизить транзакционные издержки, повысить доступность данных и скорость их получения, улучшить контроль над деятельностью компании и всех ее подразделений.
Рис.2 1С ERP — Монитор бюджетного процесса
В системе есть специализированные формы контроля процессов, например, монитор бюджетного процесса. Использование этого инструмента позволяет контролировать формирование и утверждение бюджетов.
Ключевое достоинство рабочего места — визуализация отклонений от поставленных задач управления, отставание от сроков бюджетной кампании. Это облегчает представление больших объемов данных и принятие управленческих решений по повышению эффективности.
Как выбрать программу для управленческого учета
Подобрать решение на базе 1С Предприятие 8 можно для управленческого учета на предприятии разного объема и сложности. С помощью 1С можно построить систему оперативного учета, управленческой отчетности и финансового контроля в компаниях любого масштаба. С помощью автоматизированных систем повышается эффективность работы компании, увеличивается контроль над каждым этапом автоматизированных процессов. Руководство получает инструмент, с помощью которого можно адаптировать текущую деятельность к изменениям внешней среды.
Общие рекомендации могут быть следующие:
Малый бизнес | Средний бизнес | Крупный бизнес |
---|---|---|
EXCEL Если компания только начинает вести управленческий учет и необходимо «примерить» управленческие формы к текущей деятельности компании. При малых объемах использование Excel не менее оправдано ввиду его универсальности и небольшой стоимости, чем внедрение 1С. | ||
Онлайн-сервисы управленческого учета Позволяют сразу получить отчеты и графики по текущему состоянию финансов в организации за счет интеграции с банками и 1С Бухгалтерия. | 1С Управление торговлей Программа для оперативного и управленческого учета в компаниях в сфере торговли с блоком управленческого учета и казначейства. | 1С ERP ERP-система для автоматизации всех бизнес-процессов крупных компаний. |
1С Управление нашей фирмой Единое решение для организации учета в небольших торговых и производственных компаниях. | 1С Комплексная автоматизация Конфигурация для автоматизации торгового, бухгалтерского, производственного и управленческого учета. Программа помогает эффективно управлять всеми сферами деятельности предприятий. | |
Специализированные системы для управленческого учета на базе 1С (Бит.Финанс, WA:Финансист) С их помощью можно получить информацию по всем финансовым показателям из различных конфигураций, обладают модульной структурой и легко адаптируется к любому виду деятельности. | ||
1C Управление холдингом Специализированное решение 1С для автоматизации управленческого учета крупных холдинговых структур. |
Подбирать систему стоит с учетом целей и задач компании, анализа управленческого учета внутри компании и существующих бизнес-процессов.
Об авторе
Эксперт-практик в области управленческого учета, финансового управления и автоматизации бизнес-процессов. Руководитель проектов 1С-WISEADVICE
Профиль в Facebook
Опыт в сфере 15 лет:
Управленческий учет: как внедрить и автоматизировать в компании
Что такое управленческий учет
Управленческий учет — это система анализа финансовых показателей компании, планирования и отчетности. Эта информация используется для принятия руководством управленческих решений, основанных на цифрах.
Часто управленческий учет путают с бухгалтерским. Это ошибка. Бухучет — лишь часть управленческого, он нужен для отчетности перед ФНС. Вы ведь понимаете, что вашему бухгалтеру куда важнее вовремя сдать государству отчет или дождаться пятницы, чем подумать о том, как ваш бизнес может больше зарабатывать?
Зачем вести управленческий учет
Управленческий учет нужен предпринимателю, чтобы в любой момент времени ответить на вопросы — в каком состоянии находится компания и как распределить ресурсы, чтобы поднять продажи и снизить издержки.
Конкретные задачи, которые решает управленческий учет:
1. Расчет прибыльности направлений бизнеса/проектов
Допустим, вы оказываете разные виды услуг. На каждое направление тратится определенный бюджет, каждое приносит свой доход. Бухучет не покажет, какие сегменты бизнеса прибыльные, а какие нужно закрывать, какие сотрудники или филиалы приносят убыток, сколько людей нужно уволить, чтобы не обанкротиться. Управленческий учет призван решать такие задачи.
Собственник компании «Окей, трактор» Михаил Иванов внедрил управленческий учет на базе сервиса ПланФакт и поделился результатами:
«У нас есть диспетчерская техника — это техника подрядчиков из разных регионов. ПланФакт помог нам разделить само диспетчерское направление и еще разбить его по регионам. Мы создали группы проектов, назвали их областями РФ, в которых ведем работу, а внутри еще разделили на города и населенные пункты региона. Так мы понимаем, из какого региона и какого города приходит больше денег, какая техника и где лучше всего продается и с какой маржинальностью. Это позволяет нам грамотно распределять рекламный бюджет»
2. Планирование финансовой деятельности
Вы фиксируете ожидаемые расходы и доходы и понимаете, сколько денег и когда можете вывести, инвестировать в другие проекты. Всегда интересно понимать, когда вы сможете позволить себе новенький «ягуар» без последствий для бизнеса. Планирование также позволяет предсказать и предотвратить кассовый разрыв — временную нехватку денег на счетах. Бывали случаи, когда подходит день выдачи зарплаты, а платить сотрудникам нечем?
Екатерина Зуева, совладелица студии Be in Bikram Yoga рассказала, как кассовые разрывы преследовали компанию:
«Пока мы не вели управленческий учет, у нас были проблемы с кассовыми разрывами: расходы оплачивались по наитию, без плана. Есть деньги на счету — платим, нет — договариваемся об отсрочке. Вся финансовая политика сводилась к затыканию дыр. Это был огромный стресс»
3. Контроль дебиторки и кредиторки
В любое время вы получите ответы на вопросы: «Какой общий размер долга ваших клиентов и когда они его выплатят?», «Сколько у вас на счетах чужих денег, которые нельзя тратить?»
Наталия Морозова, эксперт по управлению финансами и налоговой безопасности, делится опытом:
«В Казани у моего клиента 17 аптечных киосков и постоянная нехватка денег. Он обратился ко мне с этой проблемой, не мог понять, в чем дело. Оказалось, что из 17 киосков прибыльны были всего 2. Собственник не вел управленческий учет, поэтому не понимал, насколько большой убыток»
Какие отчеты важны для ведения управленческого учета
В математике есть понятия необходимого и достаточного условия. Вы можете создавать любые отчеты, которые вам удобны, но 3 самых важных отчета обязательно должны присутствовать в управленческом учете:
Отчет о движении денежных средств (ДДС) покажет, что происходит с деньгами за определенный период: сколько было на начало периода, сколько пришло, откуда и куда ушло и сколько денег будет на конец этого периода.
Практически у всех предпринимателей есть ДДС, у некоторых есть отчет о прибылях и убытках (ОПиУ), он же отчет о финансовых результатах (или PNL). Используется, чтобы понять, насколько эффективно работает компания, либо ее направления. Он показывает, какая была выручка компании, сколько всего реализовано продукции, товаров и услуг, какие были расходы и какая прибыль у компании за требуемый период.
Баланс — это мгновенная фотография, которая показывает положение бизнеса, что у компании есть и откуда это приходит. Балансовый отчет формируют на конкретную дату, например, на 1 января. Этот отчет предприниматели почти не ведут и напрасно его недооценивают.
Виды управленческого учета
Нет четкой классификации управленческого учета по видам, поскольку каждая компания имеет свои особенности и может устанавливать методы учета исходя из бизнес-целей.
Условно принято выделять четыре вида управленческого учета по направлениям.
1. Производственный учет
Направлен на расчет себестоимости с учетом затрат на производство. Отвечает на вопрос: сколько и каких ресурсов было потрачено на тот или иной вид продукции.
2. Маржинальный учет
Направлен на оптимизацию объема реализации продукции, затрат и итоговых цен для получения максимальной прибыли.
3. Бюджетный учет
Направлен на повышение работы и эффективности подразделений и отдельных сотрудников. Позволяет повысить управляемость и предсказуемость финансовых результатов для руководителей разных направлений и усилить их ответственность за выполняемую работу.
4. Стратегический учет
Направлен на обеспечение компании финансами и ресурсами, необходимыми для развития, а также на повышение конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.
Внедрение управленческого учета в организации
Обычно управленческий учет начинается с Excel и учета движения денежных средств. Таблицы можно использовать только на самом начальном этапе, пока бизнес маленький и у собственника есть время, чтобы самостоятельно вносить все данные. Но даже в небольшом бизнесе недостаточно видеть только как движутся денежные средства. Это не является показателем успеха.
С ростом бизнеса собственники внедряют специализированные программы или облачные сервисы, которые способны собирать информацию из нескольких источников и автоматически строить все важные отчеты. Также часто владелец бизнеса обзаводится финансистом или финансовой службой.
Основные программы для ведения управленческого учета:
Каждая из программ будет иметь как подходящие для конкретной компании возможности, так и отсутствующие. И это логично, ведь разработчики не могут учесть все особенности и сделать универсальное ПО для бизнесов разных отраслей и размеров.
Автоматизация управленческого учета на базе ПланФакта
Когда Excel убивает все больше времени и сил, разрастаясь в десятки разных таблиц, появляется потребность автоматизировать внесение данных и построение отчетов. С этим справляется онлайн-сервис ПланФакт:
Понятные отчеты и графики позволяют собственникам принимать решения на основе цифр, а не интуитивно.
ПланФакт — это система управленческого учета, которой пользуются тысячи компаний в России и СНГ. Это бизнесы самых разных отраслей и размеров — от онлайн-школ до строительных компаний.
Ниже кейсы разных компаний, которые внедрили управленческий учет на базе ПланФакта.
Тимофей Логвиненко, управляющий партнер транспортной компании, долгое время страдал от кассовых разрывов и сознательно сдерживал рост бизнеса, чтобы контролировать финансы:
«Кассовые разрывы стали для нас чуть ли не стандартной процедурой. Я приловчился их отслеживать за счет резерва денежных средств. Раньше я проходил проблему с большими кассовыми разрывами, с перерасходами, несколько компаний я обанкротил по этой причине. У меня были классические истории, когда из одних проектов брал деньги и вкладывал их в другие, когда уже давно работал в минус, но продолжал пировать, все это заканчивалось кучей долговых обязательств.
Я делал отчеты для себя в каком-то минимальном виде, чтобы можно было контролировать хотя бы что-то. Вывод, который я сделал из этой работы, — самостоятельные отчеты вручную — это очень краткосрочное финансовое планирование, они не позволяют компании расти. О каком масштабировании можно говорить, если я сознательно не давал компании наращивать объемы, чтобы держать финансы под контролем»
Прочитайте, как Тимофей автоматизировал учет и нашел потерянный миллион рублей.
Владимир Андреев, руководитель компании «Трион» (монтаж каркасных конструкций и мобильных павильонов), вел учет денег в Excel-таблицах. Данные не сходились, убивалась куча времени, нельзя было отследить рентабельность разных проектов:
«Когда я занимался финансовым учетом сам, постоянно что-то терялось. Я ездил по командировкам, снимал наличку, что-то вносил, что-то забывал, получался очень условный учет. Куча тетрадок и Exсel-таблиц не давали желаемого эффекта. Не было четкого понимания прибыли по проектам, по периодам, не было учета и планирования расходов, случались кассовые разрывы, приходилось занимать деньги»
Узнайте, как правильно организованный финансовый учет помог Владимиру купить микроавтобус Ford и не попасть в кассовый разрыв.
Антон Тимофеев (благоустройство и озеленение города Пермь) почувствовал потребность в ведении финучета, когда бизнес вырос и превратился в группу компаний:
«Пока компания была маленькая, я справлялся: в каждом направлении высчитывал свою прибыль, вел отдельные проекты. Но когда мы превратились в группу компаний, это стало тяжело. Я использовал для финучета Excel, 1С. Но 1С для бухгалтера, а Excel занимал слишком много времени»
Посмотрите, как Антон наладил учет и сэкономил более 1,5 млн рублей.
Автоматизированный управленческий учет — это как приборная доска и навигатор вашего автомобиля: ты видишь, где находишься, сколько бензина осталось, когда масло менять, сколько километров прошел. Ты перестаешь двигаться вслепую и знаешь, как добраться до цели.