как даже в такой маленькой форме периоде может быть воплощено глубокое музыкальное содержание
Как даже в такой маленькой форме периоде может быть воплощено глубокое музыкальное содержание
Давайте вспомним, что период это самая маленькая, одночастная музыкальная форма, в которой может быть написано целое произведение. Но чаще в форме периода пишется только раздел произведения, и очень часто музыкальная форма складывается из нескольких периодов, как из кубиков.
А вспомните, из каких «кубиков» состоит сам период? Ну конечно, это мотивы, фразы и предложения. Вот они в первом периоде Вальса Чайковского из «Детского альбома» (чтобы проще было разобраться, привожу только мелодию).
У этого периода есть одна особенность. Он начинается в ми-бемоль мажоре, а кончается в соль миноре. Такой период называется модулирующим. А период без модуляции называется однотональным. Запомним, что
В Вальсе период делится на два предложения, которые одинаково начинаются. Таких периодов в музыкальных произведениях очень много, и вам они наверняка встречались и в знакомых песнях, и в пьесах, которые вы играли по специальности. Этот период называется периодом повторного строения, потому что начало второго предложения повторяет начало первого.
А бывает, что второе предложение повторяет первое, но на других ступенях и даже в другой тональности, как в этой известной мелодии Владимира Яковлевича Шаинского:
Пример 13
В. Шаинский. ПЕСЕНКА КРОКОДИЛА ГЕНЫ
Это похоже на секвенцию. Но между звеньями находятся другие фразы. Такой приём называется секвенцией на расстоянии и часто используется в периодах повторного строения вместо точного повторения.
Второе предложение отклоняется в другую тональность (соль минор), но она не закрепилась, в конце возвращается основная тональность (ре минор), модуляция не состоялась, поэтому период однотональный, хотя и с отклонением в середине.
А бывает, что второе предложение совсем не повторяет первое, хотя схоже с ним по ритму и строению фраз. Это вам уже встречалось в марше В. И. Агапкина «Прощание славянки».
Такой период называется периодом неповторного строения.
Каждое предложение в периоде заканчивается кадансом особым завершающим музыкальным оборотом наподобие точки или запятой в обычном языке. Заключительным кадансом «точкой» обычно заканчивается весь период (хотя и не всегда), а половинный каданс «запятая» часто бывает в конце первого предложения. Но иногда (как в последнем примере из «Прощания славянки») оба каданса заключительные. Очень редко встречаются периоды из трёх предложений. Но период может и вовсе не делиться на предложения, как в Менуэте из Симфонии № 40 В. А. Моцарта:
В этом периоде есть четыре фразы, но только один каданс в самом конце. Такое безостановочное движение усиливает тревожный, напряжённый характер этой музыки.
Большинство периодов делится на предложения. Все виды таких периодов объединяются под названием классический период. Классический период (обычно повторного строения) из двух предложений по 4 или 8 тактов называют квадратным. А период, который нельзя разделить на предложения, называется периодом единого строения.
Теперь, когда вы узнали разные виды периодов, давайте определим, что такое период и какие бывают периоды.
А теперь творческое задание.
а) Досочините период повторного строения по заданной схеме, заполнив пустые такты:
б) Досочините период с секвенцией на расстоянии (шаг кварта вверх)
Музыкальная форма: Период. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах
Музыкальная форма: Период
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах
«Великое, истинное и прекрасное в искусстве – это простота».
Наверно, каждому из вас приходилось разбирать игрушку или какую-нибудь вещицу, заглядывать внутрь и смотреть, как она устроена. То же самое можно проделать и с произведением.
Рассмотрим произведение, написанное в форме периода, которая в музыке считается одной из простейших.
Вслушайтесь в её звучание. Прелюдия эта так невелика, что всю её целиком можно уместить на небольшом фрагменте обыкновенной страницы.
Если охарактеризовать это произведение с точки зрения его композиционного строения, то выяснится, что оно относится к одной из самых простых форм, какие существуют в музыке. Период, то есть небольшое законченное музыкальное повествование, может заключать в себе всевозможные отступления, расширения, дополнения, однако в Прелюдии Шопена ничего этого нет. Её форму отличает повторное строение: то есть мелодия во втором предложении начинается с того же мотива, что и в первом, равная продолжительность предложений, состоящих из восьми тактов (в музыке это называется квадратностью), простота фактурного изложения.
Однако означает ли такая предельная простота формы, что перед нами бесхитростная незамысловатая пьеска?
Звучание первых же тактов убеждает нас в обратном. Невероятная изысканность, тонкость, очарование этой музыки вызывают впечатление художественного совершенства, поистине гениальной простоты.
В чём же секрет такого воздействия Прелюдии?
Может быть, он таится в едва уловимой танцевальности этой музыки? Мягкая трёхдольность, навевающая ритм мазурки, придаёт ей неповторимую пленительность и обаяние.
Искренняя речь человека, который хочет сообщить нам что-то по-своему веское и значительное, обычно и строится негромко, спокойно, без лишних слов.
Так, полностью определив композиционное строение Прелюдии и даже начертив его схему, мы можем обратиться к другим средствам музыкальной выразительности, какие использовал в ней композитор.
Так в одном совсем небольшом произведении слились воедино благородные исторические традиции европейской музыки, сочетающие и возвышенно-духовные, и нежно-танцевальные истоки. Эта «память жанра», запечатлённая с изысканным лаконизмом, оказывается во много раз дороже и весомее многих сложных музыкальных структур, лишённых глубины содержания.
Итак, содержание здесь много глубже и объёмнее, чем может заключить в себе такая маленькая пьеса. Несмотря на свою краткость, она как будто раздвигает границы пространства и времени, вступая в диалог с животворящей традицией прежних времён, навевая образы ушедшей музыки, былых чувств и душевных стремлений.
И, оживляя в нас самые глубокие пласты памяти, она перерастает свои собственные масштабы, так что её кульминация, звучащая в 12-м такте, вызывает чувство душевного порыва: не столь бурного (что естественно для такой маленькой прелюдии), но яркого и значительного.
Таковы поистине невероятные глубины смысла, которые заключает в себе одно из самых простых по форме музыкальных произведений. Один период, два предложения, восемь фраз образуют подлинный музыкальный шедевр, в котором краткость изложения в сочетании с несколькими выразительными приёмами приоткрывают завесу в тот неведомый мир, откуда к нам приходят все образы и все мечты.
Презентация
В презентации дан разбор произведения по фразам, предложениям.
Перечислите основные музыкальные формы
4 главные принципа музыкальной формы:
•повторение
•варьирование
•контраст
•развитие
Основные музыкальные формы и их схемы:
•период – состоит обычно из 2-х предложений
•2-х-частная форма А–В
•3-х-частная форма А–В–А
•куплетная форма А–А–А–А–А и т. д.
•рондо А–В–А–С–А
•вариации А–А1–А2–А3–А4–А5 и т. д.
•соната
•фуга
Схемы с использованием букв (А, В, С) – это строфические формы, где каждая буква – строфа.
12.07.2011 00:00
Сложная 3-х частная форма
СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ — муз. формы из двух, трёх и более частей (каждая или только 1-я часть сложнее периода), сопоставленных по контрасту (различаются по тематизму, фактуре, тональности). Ранние образцы — в сюитах 16—17 вв. (дубль — Da capo; сопоставление двух одноимённых, но разных танцев).
4 главные принципа музыкальной формы:
•повторение
•варьирование
•контраст
•развитие
Основные музыкальные формы и их схемы:
•период – состоит обычно из 2-х предложений
•2-х-частная форма А–В
•3-х-частная форма А–В–А
•куплетная форма А–А–А–А–А и т. д.
•рондо А–В–А–С–А
•вариации А–А1–А2–А3–А4–А5 и т. д.
•соната
•фуга
Схемы с использованием букв (А, В, С) – это строфические формы, где каждая буква – строфа.
Дидактические материалы 7 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Дидактический материал к урокам музыки.
Самостоятельная работа №1
по теме: «Когда музыка не нуждается в словах».
1. Какие программные произведения тебе известны? В каких произведениях легко угадывается образ, данный в названии, а в каких связь с названием менее заметна?
2. Помогает ли тебе программность лучше понять музыкальное произведение или, наоборот, она усложняет его восприятие?
3. В Дневнике музыкальных размышлений напиши, какие темы и образы чаще всего отражаются в программных произведениях.
4. В Дневнике музыкальных размышлений напиши небольшое сочинение на тему «Мир музыки».
Самостоятельная работа №2
по теме: «Такие разные песни, танцы, марши».
1. Как ты понимаешь выражение «память жанра»?
2. Для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки? Назови такие музыкальные произведения.
3. Как средства музыкальной выразительности участвуют в создании жанрового своеобразия.
4. Из каких музыкальных средств складывается форма произведения.
Самостоятельная работа №3
по теме: Образ Великой Отечественной Войны в «Ленинградской симфонии»
1. Почему музыкальные произведения, написанные в одной форме, часто совсем не похожи друг на друга?
2. Как даже в маленькой форме – периоде – может быть воплощено глубокое музыкальное содержание? Объясни на примере Прелюдии Ф.Шопена ля мажор.
3. Почему трех частная форма более динамична, чем двух частная?
4. В Дневнике музыкальных размышлений запиши стихотворение, основанное на принципе повторности.
Самостоятельная работа №4
по теме: «Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии».
1. Почему опера является одним из самых ярких в драматическом отношении жанров?
2. Можно ли считать, что опера основана только на музыкальной драматургии?
3. Участвуют ли другие виды искусства в организации оперного целого (какие именно).
4. Всегда ли совпадает содержание литературного первоисточника и либретто, лежащего в основе оперного произведения?
5. В Дневнике музыкальных размышлений нарисуй свою иллюстрацию к опере «Князь Игорь».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-537985
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Музыкальный синтаксис
Музыкальный синтаксис – описание музыкальных структур и закономерностей их соединения.
Слово синтаксис произошло от древнегреческого σύν-ταξις (σύν – вместе, ταξις – построение, порядок, звание). Когда мы пытаемся сконструировать мелодию из элементов, то на первый план действительно выступает проблема, как объединить элементы в целое, а не разваливающееся по форме произведение. Но, когда мы сталкиваемся с новым произведением в виде нот (хороший музыкант очень облегчает восприятие слушателя), то очень важно понять (именно понять, а не просто разделить) из каких элементов музыка состоит.
Точки, где разделяются синтаксические структуры, называют «цезурами». Ощущение цезуры возникает там, где музыка «остановилась», то есть сильнее всего на:
Членение музыки в этих случаях столь очевидно, что задачей музыканта, как правило, является не подчеркивание членения музыки, а, напротив, поиск исполнительских средств объединения этих построений. Именно поиск других средств, а не сокращение времени паузы или звука. Ведь синтаксис – слуга двух господ: музыкального содержания и коммуникации между слушателем и музыкантом. Не всегда легко угодить обоим: глубокое проникновение в идею автора делает музыку понятной не для всех, а легкость восприятия может привести к упрощению смысла.
Несколько менее очевидны, но все еще дающие информацию для ощущения местонахождения цезуры:
Достаточно сложно воспринимается цезура между:
В учебниках по теории музыки и музыкальной форме можно найти множество определений составляющих музыкальный синтаксис элементов, но все эти определения описывают формальные структуры. по этим определениям нельзя понять в чем их содержательные различия. Абсурдно пытаться их копировать. Ниже приводится их нестандартное, но более точное описание.
Синтаксис в музыке изучает такие элементы как:
Период – самое крупное музыкальное построение, изучаемое музыкальным синтаксисом, и самая мелкая из структур рассматриваемых музыкальной формой. Период может быть как отдельной законченной мыслью в развернутом произведении со сложной структурой, так и единственной мыслью в небольшом произведении.
В простой (чаще танцевальной) музыке распространена так называемая квадратная структура, когда мотив по продолжительности равен такту, фраза – двум тактам, предложение – четырем, а период – восьми. В этом случае структура является продолжением метра. Для простых размеров ( 2 4, 3 4) квадратный период будет иметь следующую структуру:
восьмитактовый квадратный период
Или со смещением, если музыка начинается с неполного такта (затакта):
Восьмитактовый квадратный период с затактом
В сложных размерах (например 4 4), в которых каждый такт кроме сильной первой содержит еще и относительно сильную долю, структура может быть такой же, как и в простых, но встречаются и четырехтактные периоды:
Четырехтактный период с затактом
Весьма распространен и противоположный случай, когда период составляет 16 и даже 32 такта.
Чем сложнее по содержанию музыка, тем меньше она напоминает указанные схемы:
Часто возникает вопрос, о том, как правильно определить границы между мотивами, фразами и т.п. Для начала следует разобраться, есть ли вообще в данном произведении те структуры, между которыми ведется поиск цезур. Ведь существует музыка, в которой нет ни фраз, ни мотивов, ни, даже тактов и тактового размера. Существует музыка, в которой нет даже звуков.
Разговор о синтаксисе можно будет продолжить после разбора выразительного значения тональностей, ладов и музыкальных функций.