как дистанционно подписать договор между физическими лицами
Особенности заключения онлайн-договоров с физическими лицами
В последнее время эксперты рассказывают интересные вещи о возможности заключения договоров в электронной форме и действительной юридической силе таких документов. Но есть еще один интересный пласт документов – это онлайн-договоры организаций с физическими лицами. Например, такие договоры можно встретить во всяких онлайн-сервисах, предоставляющих услуги населению (коммунальные услуги, услуги связи, финансовые услуги и многие другие). Вы, наверное, даже такие сами заключали.
Об этих онлайн-договорах и пойдет речь. Для работы с ними, необходимо определить 2 момента: способ заключения договора в письменной форме и способ подписания сторонами.
Действующим законодательством разрешается заключать договоры в электронном виде: «Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору» (п.2 ст.434 ГК РФ).
Далее необходимо ответить на 2 вопроса: как стороны подпишут и как обменяются документами. Поскольку нами выбрана электронная форма, то и подписывать его надо электронной подписью. Отсюда вытекают способы обмена – электронная почта или оператор электронного документооборота.
При этом, если стороны решили заключить соглашение/договор в электронном виде с использованием инструментов электронной подписи, необходимо в тексте договора указать, что сторонами признается юридическая сила договоров, подписанных аналогами собственноручной подписи. Гражданский Кодекс (п.2 ст.160) разрешает использование электронной подписи и иных аналогов собственноручной подписи, для подписания договоров.
Специфика работы организаций с физическими лицами заключается в том, что одна из сторон, как правило потребитель, обычно не имеет возможности применения квалифицированной электронной подписи. В этом случае, самым доступным вариантом будет использование простой электронной подписи. Применение простой электронной подписи регламентируется Федеральным Законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи»:
«Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия» (63-ФЗ «Об электронной подписи»).
У кого-то может возникнуть вопрос – для чего тратить ресурсы на внедрение онлайн договоров с «физиками»? Необходимо учитывать современное развитие онлайн сервисов, когда популярность набирают продукты тех компаний, в офисах которых нет необходимости появляться потребителю. Это сильное конкурентное преимущество. А если вы занимаете преимущественное положение на рынке, то посчитайте, сколько средств уходит на оплату труда операционистов, аренду и обслуживание операционных залов.
Как дистанционно подписать договор между физическими лицами
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Возможно ли подписание сторонами договоров с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи путем обмена документами через электронную почту, а не через оператора электронного документооборота?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Договор может быть заключен путем обмена электронными документами, подписанными усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием электронной почты.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Обмен электронными документами между физическими лицами: какая нужна электронная подпись?
В документообороте между физическими лицами нет никаких существенных трудностей. Простые граждане обмениваются юридическими документами крайне редко, а если это происходит, то обычно в свободной форме или при участии третьих лиц (нотариусов, семейных юристов), которые берут на себя все трудности оформления. При этом в 100% случаях обмениваются бумажными документами: если уж не все крупные юридические организации доверяют электронным подписям, то чего ждать от обычных людей? Например, если взять оформление дарственных на недвижимость, то это чрезвычайно многоплановый процесс с участием нескольких ведомств, перевод в электронный вид которого пока не представляется возможным.
Но документы попроще – расписки, письма, договоры аренды или на оказание услуг, документы, сопровождающие мелкие сделки – вполне могут быть оформлены в электронном виде. И это может быть очень полезно, когда граждане не имеют возможности встретиться и подписать бумажный документ. В этой статье мы рассмотрим, какие виды электронных подписей и сервисов физические лица могут использовать для обмена.
Простая электронная подпись
Использование простой подписи – самый очевидный и доступный вариант. Такая подпись не требует установки СКЗИ и создания сертификата, что делает процесс получения проще, быстрее и заметно дешевле. Выдать ключ простой электронной подписи может любой специализированный сервис при предъявлении паспорта: интернет-магазин, портал объявлений или сервис обмена электронными документами, а для безопасности можно осуществлять подписание с дополнительной верификацией, например, через SMS-код. Более того, постановлением правительства от 25 января 2013 г. N33 утверждено, что простая электронная подпись может использоваться для документооборота в рамках предоставления государственных услуг.
Автоматизируйте документооборот, исключите потери, сокращайте затраты на бумагу и почту, выстройте 100% прозрачный обмен!
Фактически простой электронной подписью может быть что угодно – адрес e-mail, уникальный идентификатор пользователя в социальной сети, номер телефона, лицевой счет. Чаще всего в качестве ключей ПЭП используется пара логин/пароль. Но есть серьезный нюанс, описанный в ст.9 ФЗ-63: эта подпись либо должна содержаться в самом электронном документе, либо ее ключ должен применяться в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, с использованием которой осуществляются создание и (или) отправка электронного документа. Плюс к этому необходимо соглашение о том, что, например, получение электронного сообщения с определенного адреса электронной почты будет считаться подписанием документа. Вряд ли пользователи будут отдельно заключать такое соглашение.
Квалифицированная электронная подпись на УЭК
Приобретение сертификата квалифицированной электронной подписи физическим лицом выглядит избыточным: расходы в 1500 рублей за возможно единственное применение – это слишком. Есть альтернативный вариант – универсальная электронная карта (УЭК). В последней версии УЭК устанавливается квалифицированный сертификат ЭП, что позволяет подписывать документы для юридических лиц, в том числе и с платежной информацией. Сертификат в УЭК действует три года и бесплатен, однако нужен считыватель карт УЭК (card reader), который стоит не менее 1500 рублей.
Правда, есть несколько «но». Во-первых, придется настраивать рабочее место: установить считыватель карт и развернуть СКЗИ.
Во-вторых, само состояние проекта УЭК не ясно, и его развитие под большим вопросом. В-третьих, мы не встречали ни одного практического решения по применению УЭК в обмене документами. Мы не знаем, как и в каких сервисах это может работать. Может быть, уважаемая аудитория сможет привести примеры такого использования УЭК?
Электронная подпись в государственной электронной почте
Мы много слышали про государственный e-mail. Новый закон «О почтовой связи» подразумевает использование такого сервиса для обмена по схеме гражданин-государство, но никто не запрещает пользователям отправлять с его помощью электронные документы друг другу. По сути государственная электронная почта будет представлять собой сеть «операторов почтовой связи», по факту фиксируя личность пользователя и его действия с отправлениями.
Интересный нюанс работы такого оператора почтовой связи – использование «почтового штемпеля». В п. 4 ст. 18 законопроекта говорится, что штемпелевание отправлений в электронной форме осуществляется путем присоединения дополнительной информации, подписанной в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63 «Об электронной подписи». То есть это вполне может быть электронной подписью.
Обмен электронными документами между физиками с помощью государственной электронной почты кажется одним из самых вероятных способов. Сервис должен быть широко распространен и доступен, регистрация в нем происходит по паспорту, оператор выступает гарантом юридической значимости. Один минус – непонятно, когда он все-таки заработает по всей стране.
Операторы ЭДО
Конечно, специализированные сервисы для обмена электронными документами нужны, прежде всего, юридическим лицам для обмена финансовыми документами и договорами. Но многие сервисы обмена успешно решают задачи B2C-обмена, о котором мы говорили в прошлой статье. Никто не закрывает вход в такие сервисы для физических лиц, а значит, у них есть возможность обмениваться между собой.
На первый взгляд это самый надежный вариант. Оператор ЭДО может выдать таким пользователям ключ электронной подписи, подходящей для работы в сервисе, обеспечит соблюдение порядков и форматов обмена. Более того, в таких сервисах существует возможность регистрации бесплатно по логину и паролю, что делает их доступными.
Но и здесь есть серьезные нюансы, которые стоит учитывать. Во-первых, оба участника обмена должны быть зарегистрированы в одном сервисе, но никто не согласится специально делать это. Во-вторых, для простого пользователя оператор ЭДО слишком избыточен, в нем придется разбираться, учиться создавать и загружать документы. В-третьих, сами операторы, чьи услуги должны быть платными, до сих пор не обозначили свою позицию по стоимости услуг обмена между «физиками». Согласятся ли простые пользователи еще и платить за обмен документами – тот еще вопрос. Более подробно о плюсах и минусах обмена через оператора ЭДО СФ читайте здесь.
На самом деле обмен электронными документами между физическими лицами – это пока больше фантазия, чем хотя бы скромная практика. При всем разнообразии возможностей и технологий обычные люди никогда не будут утруждать себя поиском способов электронного обмена. В этом сегменте еще долгие годы будут царить бумажные документы только потому, что сами сценарии обмена слишком редки, а некоторые граждане за всю свою жизнь не подписывают ни одной расписки или дарственной.
С другой стороны, все возможности для такого обмена у нас уже есть. Электронные подписи могут использоваться физическими лицами без каких-либо ограничений, а практика в перспективе все-таки появится.
Дистанционный формат: как заключить договор в условиях коронавируса
Даже оставаясь дома предприниматель может продолжать коммерческую деятельность и заключать новые сделки, соблюдая несколько правил работы с документами на удаленке.
Ссылка на исполнение договора в электронном виде
Для того, чтобы сделка в письменной форме была совершена, нужно составить документ, выражающий ее содержание и подписанный лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими.
Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае, если лицо совершило сделку с помощью электронных или иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки. В таком случае требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.
При составлении договора необходимо сделать специальную ссылку на возможность заключения, изменения договора, а также ведения деловой переписки по исполнению договора в электронном виде.
Скан-копии или электронный документооборот
Не стоит заключать договоры, направляя электронные версии документов в формате «DOCX», поскольку такая форма договора, во-первых, может быть с легкостью подвергнута изменениям, а во-вторых, нельзя исключать, что недобросовестный контрагент будет пытаться оспорить действительность договора в целом или его отдельных положений в судебном порядке.
Сложившаяся практика более лояльно относится к заключению договора через обмен скан-копиями с подписями сторон. При этом ряд условий будет свидетельствовать о заключенности договора:
Одним из доступных вариантов для минимизации рисков является электронный документооборот (ЭДО), который представляет собой, в том числе, и обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи. При этом электронный договор получает юридическую силу равную письменным документам, только при наличии квалифицированной электронной подписи – ЭЦП, которая является дополнительным доказательством того, что документ исходит от одной из сторон договора.
Недвижимость, как исключение
Тем не менее, существует ряд исключений: договор купли-продажи недвижимости, аренда зданий и сооружений, доверительное управление имуществом и др., от заключения которых следует воздержаться до окончания ограничительных мер. Такие договоры должны заключаться на бумажном носителе в виде единого документа, подписанного сторонами, а также, как правило, подлежат государственной регистрации или требуют нотариального удостоверения. Они не могут быть признаны судом заключенными без соблюдения указанных требований.
В настоящих условиях, в случаях, не терпящих отлагательств, рекомендуем заключать договоры купли-продажи, аренды недвижимости, иные виды договоров, требующих соблюдения нотариальной или простой письменной формы, в виде предварительного или рамочного договора, соглашения о намерениях, позволяющего закрепить вашу волю и условия сделки, которые впоследствии будут оформлены надлежащим образом.
Когда договор считается действующим
Стоит обратить внимание и на то, что показывает анализ судебной практики: если стороны не оспаривают договор и не заявляют о его фальсификации, суды признают такие договоры действующими и подлежащими исполнению.
Позиция Верховного суда такова: несоблюдение требований к форме договора при достижении сторонами соглашения по всем существенным условиям не свидетельствует о том, что договор не был заключен. В этом случае последствия несоблюдения формы договора определяются в соответствии со специальными правилами о последствиях несоблюдения формы отдельных видов договоров, а при их отсутствии – общими правилами о последствиях несоблюдения формы договора и формы сделки.
Также следует учитывать, что при несоблюдении письменной формы договора стороны не вправе ссылаться на свидетельские показания в подтверждение договора и его условий.
Доказательствами того, что договор заключен, может являться принятие полного или частичного исполнения по договору. Либо иное подтверждение действия договора, при котором сторона не вправе недобросовестно ссылаться на то, что договор является незаключенным.
Как подписать договор электронной подписью
Из нашей статьи вы узнаете:
Российским законодательством предусмотрено право применять ЭЦП для заключения договоров. Основное требование — правильное оформление, с учетом юридических и технических требований. Мы подготовили материал о том, как правильно подписать договор электронной подписью.
Правовая основа подписания договора электронной подписью
В Российской Федерации правовой основой такого типа договора считаются нормы Гражданского и Трудового Кодекса:
Чтобы заключенный договор признавался юридически верным, необходимо подтвердить описанное решение усиленной ЭЦП (электронная подпись). Законодателем не оговаривается нужна подпись квалифицированная или нет.
Если читатель хочет получить дополнительную информацию о том, как проходит подписание договора в цифровой форме, следует обратиться к Федеральному Закону номер 63 от 6 апреля 2011 года.
Юридическая сила заключенных соглашений
В упомянутом выше ФЗ под номером 63 говорится о том, что юридическая сила договора дается применением ЭЦП. Именно она подтверждает подлинность соглашения, которое подписали стороны. Если электронный договор решили подписать ЭЦП, с точки зрения действующего законодательства, он ничем не отличается от формально признанного юридического соглашения, где используется бумажный носитель.
Другие необходимые к соблюдению правила, чтобы электронный договор признавался подлинным:
У подписания договора, где применяется электронный сертификат, есть и другие особенности. Надо смотреть на вид договора, прежде чем его подписать и заверить ЭЦП. Документы бывают формализованные и неформализованные, они отличаются правилами составления.
Что такое формализованные соглашения
Подписание формализованных документов будет соответствовать действующему законодательству только при условии, что они соответствуют установленной форме. Среди таких документом выделяют отчетность, трудовой договор и т. п. Если вы подпишите соглашение и заверите его цифровой подписью, у него будет юридическая сила при выполнении следующих условий:
Обе стороны имеют действующий сертификат на момент заключения соглашения. Если действующей ЭЦП в данный момент нет, можно обратиться за помощью в аккредитованный удостоверяющий центр.
Что такое неформализованные документы
Чаще всего это простой документ, для которого отсутствует единый формат, установленный государственными органами. Любая сторона может оформить доверенность, написать письмо, предложить хозяйственное соглашение. Форма при этом может быть любой. Вторая сторона смотрит на содержание предложенного соглашения, а для юридической силы используется:
Если подписание соглашения выполняется в рамках действующего электронного документооборота, нужно предварительно выполненное подписание соглашения о признании силы в юридической форме у данных типов сертификатов. Перед подписанием убедитесь в том, что документ содержит описание требований к типу подписи, а также присутствуют все необходимые реквизиты документа.
Документы для подписания цифровым способом
Для получения помощи относительно возможности или невозможности подписания соглашений в цифровой форме ознакомьтесь с предоставленной ниже информацией. Юридический документ, который заключен с использованием криптографической защиты, формально равен тому же самому документу, который написан на бумаге и на который надо поставить обычную печать, а также написать фамилию и инициалы. Но есть вид документов, который может быть заключен только в традиционной бумажной форме. К сожалению, никакая помощь в виде усиленной криптографической защиты не изменит этого факта.
В том же самом ФЗ под номером 63 оговариваются случаи, когда надо использовать только бумажный вид носителя информации. Но есть и противоположные случаи.
Например, вид документа «Контракт по результатам электронного аукциона» не выполняется в бумажной форме. Обязательно надо перевести его в электронный вид.
Оба типа носителя пригодны к использованию только в том случае, если законом прямо не оговаривается обратное.
Где используется ЭЦП для подписания договора
Контракты, заверенные КЭП, заключаются на следующих площадках:
Как правило, образец соглашения можно найти на любом из этих сервисов. Чтобы можно было легально заключать сделки, надо иметь признанную КЭП, получить которую можно в одном из удостоверяющих центров.
Лучше всего обратиться в УЦ «Астрал-М», который давно известен на рынке и предлагает качественный продукт за разумные деньги. Для приобретения электронной подписи заполните форму обратной связи и наш специалист свяжется с вами.