как должна выглядеть характеристика с работы для суда образец
Характеристика с места работы в суд
Достаточно часто в организациях появляется необходимость составить характеристику с места работы в суд. Характеристика представляет собой определенный документ, в котором изложено чье-либо мнение о человеке. В рассматриваемом нами случае это мнение работодателя. Несмотря на то что в характеристике указываются впечатления о работнике в целом, она должна носить максимально объективный характер.
Образец характеристики с места работы в суд
«____» _____________ 2019 года
Характеристика
Иванов Иван Иванович, «__» ________ 19__ года рождения, образование: высшее, от несения воинской обязанности освобожден (военный билет №_____) в настоящее время занимает в ООО «_________» должность менеджера по продажам (трудовой договор №_____ от «___»______ 201_ года. На данную должность Иванов И.И. был принят «___»______201_ года в соответствии с Приказом №___ 201__ года.
За время своей трудовой деятельности Иванов И.И. всегда добросовестно относился к исполнению своих трудовых обязанностей, выполнял все требования руководства. Энергичен, стрессоустойчив, ответственен. В трудовом коллективе со всеми имеет ровные отношения, коллеги его уважают, ценят опыт и профессионализм.
За время работы со стороны руководства нареканий и замечаний не имел, зарекомендовал себя как добросовестный работник. К дисциплинарной ответственности не привлекался.
Документ выдан по месту требования
Что должна отражать характеристика?
Характеристика с места работы является одним из видов данного документа. Наряду с ней судебными органами также обычно запрашивается характеристика по месту жительства. Для суда имеет значение выяснение качеств человека, замеченных за ним в рамках рабочего процесса. Именно поэтому в характеристике не должно содержаться информации относительно жилищных условий, семейных отношений, материального положения лица. Как правило, частично данные аспекты отражаются в иных видах характеристик.
При составлении документа работники кадровых служб должны отразить деловые качества человека, его отношение к трудовым обязанностям. Упор обычно делается на роль лица в коллективе и его трудовую репутацию. При оформлении документа не рекомендуется использовать оценочные суждения и отдавать предпочтение конкретным фактам.
Даже если на момент составления характеристики работодателю известно о деталях судебного процесса, в рамках которого представляется документ, это не должно оказывать влияния на его содержание. При составлении формы не следует давать свою субъективную оценку фактическим действиями лица вне зависимости от его процессуального статуса.
По своему содержанию характеристика с места работы может являться:
Каким образом должна быть составлена характеристика?
В настоящее время единая форма для составления характеристики отсутствует, в связи с чем работодатель может составить документ по удобному для него шаблону. Однако, поскольку характеристика относится к официальным документам, необходимо соблюдать ряд требований к ее составлению:
Важно! Документ следует подписать руководителю организации. Также его необходимо будет скрепить печатью. Характеристика составляется в двух экземплярах: один из них остается у работодателя, а второй выдается лицу, которое запрашивало соответствующую информацию.
Несмотря на отсутствие типовой формы характеристики, можно выделить несколько смысловых блоков данного документа:
В конце характеристики обычно содержится информация о дисциплинарных взысканиях либо о его профессиональных достижениях.
Характеристика с места работы на сотрудника. Образец написания
Эта важная бумага может быть составлена по просьбе самого сотрудника, по инициативе руководителя или по внешнему запросу, в зависимости от места и цели предполагаемого предъявления. Характеристика на сотрудника может быть внутренним документом и предназначенной для предоставления по любому месту требования. Ниже приведён пример характеристики на работника. Скачайте и отредактируйте под себя.
Образец написания универсальной характеристики
«____» _____________ 201_ года
Характеристика
на Аверину Веру Владимировну, старшего экономиста ООО «_____________»
Аверина В.В., «__» ________ 19__ года рождения, образование высшее (окончила в 2000 г. Московский Государственный Университет по специальности «Экономика и управление»).
Работает в ООО «_____________» на должности экономиста с 18 апреля 2007 г., в 2009 году переведена на должность «старший экономист». За время работы направлялась на курсы повышения квалификации, которые успешно окончила, получив сертификаты по программам: «Отчетность-2016», «Финансовая аналитика», «Современный экономический прогноз».
За время работы показала комплексное владение знаниями и умениями по своей специальности. Обладает отличными навыками ведения деловых переговоров, коммуникабельна, стремится к активному самосовершенствованию. Интересуется последними информационными новшествами в экономической области, посещает тренинги и семинары по специальности.
Зарекомендовала себя как надежный, ответственный работник, не нарушающий сроки выполнения заданий и предоставляющий исчерпывающую отчетность. В трудных ситуациях быстро принимает оптимальное решение. Стрессоустойчива и спокойно воспринимает критические замечания. В коллективе пользуется уважением и хорошим отношением коллег, в конфликтных ситуациях не замечена.
Дисциплинарных взысканий за время работы не получала.
Характеристика выдана для предъявления по месту требования.
Внутренние характеристики
Вышестоящий руководитель может затребовать непосредственное руководство дать оценку личностным и профессиональным качествам сотрудника в различных ситуациях. Эти ситуации могут быть такие, как:
В составлении этого документа может принимать участие не только начальник структурного подразделения, где работает характеризуемый сотрудник, но и работники отдела кадров, а также, при необходимости, руководитель службы безопасности.
К СВЕДЕНИЮ! Основания для составления внутренних характеристик должны быть прописаны в локальных нормативных актах предприятия.
Внешние характеристики
Официальные документы, которые будут предоставляться в инстанции помимо предприятия, могут быть оформлены по запросу самого сотрудника или непосредственно по требованию самих инстанций.
ВНИМАНИЕ! Когда точно известна цель написания характеристики и место ее предоставления, легче сделать акцент на информации определенного рода. Например, для получения кредита не так важны производственные показатели, как дисциплинированность, ответственность, обязательность работника и т.п. На практике чаще всего в характеристике указывают «Для предъявления по месту требования», а значит, она должна носить универсальный характер.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В стороннем запросе далеко не всегда четко определено, какого рода информация о работнике требуется. Поэтому лучше составлять характеристику по базовым шаблонам, рекомендуемым для подобных документов.
Правильно оформленная характеристика
Любой документ требует правильного оформления и наличия соответствующих реквизитов. Основные моменты, важные для оформления характеристики, заключаются в следующем.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Чтобы характеристика набрала силу юридического документа, она должна быть датирована, завизирована руководством и заверена круглой печатью предприятия.
Содержание характеристики: необходимость и достаточность
Различие в написании внутренней и внешней характеристик базируется на том, что в первом случае изначально известно, где именно работает сотрудник, и куда будет предоставляться характеристика. Поэтому в документе «для внутреннего пользования» эти сведения можно опустить, зато полнее раскрыть рабочий и творческий потенциал работника.
Во внешней же характеристике нужно как можно полнее указать все личные данные сотрудника, причем только с письменного его согласия на их обработку и использование, как того требует закон (ст.88 ТК РФ).
Прежде чем составлять текст характеристики, определите цель ее предоставления: это поможет правильно отобрать факты для изложения.
Обычно характеристику содержательно можно разделить на несколько блоков:
Заголовок и заключение относятся к оформлению характеристики. Остальные пункты рассмотрим подробнее.
Анкета
В первом абзаце нужно коротко описать официальные данные о человеке: указать его год рождения, перечислить оконченные им учебные заведения, уточнить специальность, а также, если есть ученые степени и звания. В этом абзаце достаточно употреблять только фамилию с инициалами, так как полное имя уже было указано в заголовочной части.
Трудовая деятельность
Описание трудового пути работника может быть как полным, так и ограниченным работой в данной организации. При этом важно указать:
Личные качества
Один из самых важных разделов документа, ведь если трудовую деятельность можно оценить объективно (по наличию результатов, отсутствию дисциплинарных взысканий и т.п.), то характеристика личности всецело зависит от способа ее подачи. Особенно этот раздел имеет значение для внешних характеристик, ведь сторонние организации интересует, в первую очередь, «психологический портрет» человека, а не его трудовые достижения. Приведем план развернутой характеристики личности сотрудника, при необходимости можно выбрать нужные пункты и ограничиться ими.
Образцы положительных характеристик с места работы
Характеристика – один из обязательных документов, который составляется, на работника в различных случаях. Как правило, положительная характеристика с места работы оказывает благотворное влияние на процесс продвижения по службе.
Зачем составляется характеристика на работника
Документ, в котором всесторонне отражаются достоинства, хорошие деловые качества и навыки сотрудника, раскрываются его потенциальные возможности на возможном новом месте работы, составляется как для внутреннего пользования, так и для предоставления в адрес сторонних организаций.
Это могут быть самые разные случаи:
В большинстве случаев без составления характеристики не обходится. Если руководство планирует продвинуть сотрудника по службе, наградить грамотой или дипломом за образцовое выполнение должностных обязанностей, выплатить денежное вознаграждение. Нередко учреждения банка в закрытом режиме требуют от руководства предприятия характеристику на сотрудника, подавшего заявку на получение кредита или рассрочки.
Таким образом, составив положительную характеристику на работника, руководство предприятия (организации, учреждения) показывает, насколько он хорош, выполняя должностные обязанности на своём рабочем месте. Формируя всесторонний портрет работника, руководство предприятия, таким образом, принимает на себя часть ответственности за его дальнейшую профессиональную деятельность.
В общем случае характеристики можно разделить на три отдельные категории:
Не всегда положительный образ сотрудника следует представлять в документах одинаково. Если целью является перевод сотрудника на более высокую должность, следует указать, что он имеет отличные профессиональные качества, навыки работы на должности. Для выдвижения работника на должность руководителя отдельного проекта главными в характеристике становятся его креативные качества, умение руководить командой сотрудников, генерировать и отстаивать интересные идеи.
Главным условием составления характеристики является её написание от 3-го лица. Наличие в тексте отвлечённых комментариев по конкретным случаям из практики, а также личных суждений и оценок относительно фигуранта характеристики недопустимо. Текст должен быть сухим и строгим. Таким образом, задача сотрудника, занимающегося составлением характеристики – беспристрастное изложение фактов о деятельности сотрудника.
Порядок составления положительной характеристики
Текст характеристики составляется на фирменном бланке или обычной писчей бумаге формата А4. Основанием для составления документа является письменный запрос от сторонней организации или решение руководителя предприятия. В соответствии с требованиями ст.62 ТК РФ на этот процесс руководству предприятия (организации, учреждения) отводится три рабочих дня. Руководитель обязан выдать работнику характеристику, даже если он уже уволен. Судебная практика по данному вопросу – решение Мосгорсуда от 08.09.2011 по делу № 33-28750.
На листе необходимо указать дату составления, реквизиты адресата характеристики (фамилия, имя, отчество, дата рождения, должность, подразделение). Далее по правилам, указанным в предыдущем разделе составляется характеристика с указанием положительных качеств сотрудника. В заключительном блоке следует указать аналогичные реквизиты составителя характеристики. Если она предназначена для выдачи в стороннюю организацию, необходимо указать её название.
Документ визируется подписями руководителя предприятия (организации, учреждения) и непосредственного составителя, заверяется печатью.
Варианты написания положительной характеристики
Несколько различных текстов свидетельствуют о том, что для каждого отдельного случая есть нюансы в порядке их подготовки.
Образец для суда
Судьи, занимающиеся рассмотрением гражданских и уголовных дел в отношении физических лиц, запрашивают с места работы ответчиков различные данные о них, в том числе характеристики. Положительно охарактеризованный гражданин, проходящий по делу обвиняемым, может получить смягчающее обстоятельство.
Для работодателя важно уяснить, что выданная им характеристика приобщается к уголовному делу в качестве свидетельских показаний. Соответственно, данные, указанные в характеристике должны быть максимально приближены к фактическому положению дел.
Помните! Очень важно подчеркнуть, что руководство предприятия полностью осознаёт цель составления документа. Для этого в конце письменного текста следует указать, что характеристика составлена для предоставления в суд.
Образец в полицию
Часто характеристику на работника предприятия (организации, учреждения) запрашивают намного раньше – на стадии уголовного или административного производства, или в случае розыска физического лица для привлечения в качестве свидетеля или обвиняемого. В этом случае местом предоставления документа является отделение полиции.
Поводом для подачи заявки на характеристику может стать, кроме уголовного дела, трудоустройство бывшего сотрудника полиции в другой орган Министерства внутренних дел. В этом случае кадровая служба регионального управления запрашивает по предыдущему месту работы сотрудника детальную информацию о том, чем он отличился за время прохождения службы. Как и в общем случае, на руководство органа, выдавшего характеристику, ложится вся полнота ответственности за предоставление реальной информации о человеке.
Запрос инстанции МВД о предоставлении данных на физическое лицо, как правило, содержит те вопросы, на которые необходимо ответить. Это облегчает процесс написания характеристики. При отсутствии таких вопросов документ составляется по стандартному шаблону на листе формата А4, и включает:
Полная информация об этом содержится в карточках унифицированного учёта Т-2 и Т-11, утверждённых приказом Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. №1.
Образец для юриста
В данном случае речь идёт о документе, с помощью которого можно подтвердить квалификацию и положительные качества сотрудника, занимающего должность юрисконсульта.
Целью составления характеристики является подтверждение профессиональных качеств и ценности работника, занимающего должность юрисконсульта или адвоката. В данном случае совершенно лишним будет указание в документе такого качества как доброта. Более уместным будет упомянуть высокую стрессоустойчивость, ровные отношения с коллегами по службе и клиентами.
Образец при повышении по службе
В крупной компании или органе государственного (муниципального) управления сотрудник может довольно быстро продвигаться по служебной лестнице, каждый раз занимая более ответственные посты.
В личное дело, которое ведётся в управлении кадров, подшиваются все положительные характеристики, которые выдают ему руководители подразделений. Кроме того, документ хранится в кадровом резерве, и при проведении конкурса на замещение вакантной руководящей должности играет важную роль в судьбе работника.
Образец для аттестации
В органах государственной службы периодически проводятся аттестации сотрудников. Их целью является подтверждение квалификации. Основанием для проведения аттестации является локальный нормативный акт – Положение. Аттестационная комиссия рассматривает пакет документов, в состав которого обязательно должна входить характеристика.
Документ должен содержать следующую информацию об аттестуемом сотруднике:
Образец для награждения государственной наградой
Наиболее подробная положительная характеристика составляется по случаю представления работника к награждению государственной наградой – орденом или медалью. Помимо всех вышеозначенных разделов в документ необходимо включить подробное описание того, за что сотрудник номинируется на получение награды.
Все требования, которые предъявляются к пакету наградных документов, сведены в Указе Президента РФ от 07.09.2010 №1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации». Кроме того, Администрацией Президента 04.04.2012 г. утверждены методические рекомендации №AK-3560 по порядку оформления пакета, в том числе положительной характеристики на номинанта.
Образец при поощрении
Поощрение сотрудника может носить локальный характер. Руководство предприятия вправе награждать сотрудников почётными грамотами, денежными премиями. Порядок поощрения может быть расписан в Правилах внутреннего трудового распорядка предприятия (организации, учреждения).
Как правило, обязанность составления характеристики в этом случае возлагается на непосредственного руководителя поощряемого работника. Очень важно в этой ситуации расписать самые положительные качества человека, которые помогают безупречно исполнять свои должностные обязанности – инициативность, способность принимать ответственные решения, соблюдение сроков составления документов, умение работать в команде, ровные и доброжелательные отношения с коллегами по службе и руководством предприятия.
Более того, в крупных вертикально выстроенных компаниях этот документ вовсе скрыт от глаз номинанта – он становится частью личного дела сотрудника, а с текстом характеристики его не знакомят. Таким образом, характеристика является частью конфиденциальной информации о сотруднике, проще говоря, его подробного досье. Исключение составляет только один документ – характеристика для проведения аттестации. С ней руководство предприятия (организации, учреждения) обязано ознакомить работника под роспись.
Пишем характеристику с места работы в суд
Характеристика — это документ, в котором люди, которые хорошо знают человека, рассказывают о его деловых и личных качествах. Она необходима для того, чтобы, не зная человека, можно было бы составить о нем какое-либо мнение. Фактически это своеобразный оценочный документ, который каждому из нас могут выдать начальство, коллеги или даже соседи. Содержание такого документа должно быть максимально кратким, но емким. Однако главное, чтобы оно было как можно более объективным. Субъективные оценочные суждения в характеристике недопустимы, в ней есть место только фактам. Особенно если это характеристика от коллег по работе в суд
Как правильно написать: требования и запреты
Унифицированная форма или утвержденный образец характеристики с места работы в суд действующим российским законодательством не предусмотрена. Это совершенно произвольный по форме и содержанию документ, при написании которого все же необходимо придерживаться определенных правил. Главное из них: для суда документ можно составлять исключительно на фирменном бланке с указанием всех реквизитов компании или ИП:
Только в таком виде этот бланк будет принят судом к рассмотрению. Что касается текста, то писать его можно на усмотрение составителя. Поскольку любая характеристика в первую очередь направлена не на раскрытие индивидуальных черт и особенностей личности, а на деловые качества и общественную роль человека, то в ней не принято пространно описывать личные качества работника. Упор рекомендуется делать на роль в коллективе и деловую репутацию. Ведь запросить информацию о личном суд всегда может у членов семьи, друзей и соседей человека. Ни в коем случае не нужно писать о материальном положении, жилищных условиях или взаимоотношениях фигуранта документа с противоположным полом. Только о тех качествах, которые имеют отношение к его общественной и деловой жизни в организации.
Формально любой корректный пример характеристики с места работы для суда можно условно разделить на три большие блока:
Сведения об образовании, семейном положении, поощрениях и взысканиях обычно выносят в конец документа.
Если останавливаться на каждом из этих пунктов немного подробнее, то в первом блоке желательно написать о том, где сотрудник проходил воинскую службу (если он военнообязанный), в каких общественных делах принимал участие. Важно помнить, что по нормам статьи 3 Трудового кодекса РФ нельзя указывать политические или религиозные взгляды сотрудника, а также его национальность. В этом могут усмотреть признаки дискриминации.
Далее следует информация о рабочей деятельности. Тут нужно указать, когда человек начал работу в данной компании, когда уволился (если с ним уже расторгнут трудовой договор), каких карьерных высот успел достичь. В этом блоке необходимо сделать акцент на профессиональных навыках человека. Если характеризуемый проходил обучение или курсы повышения квалификации, об этом также нужно написать. Кроме того, нужно проинформировать суд обо всех поощрениях или дисциплинарных взысканиях, если имели место.
Образец характеристики с работы в суд
Любая характеристика, в зависимости от качеств человека, на которого она пишется, может быть:
Но это все оценочные суждения, суд по-своему будет оценивать содержание этого документа. Основное требование к нему — объективность.
При оформлении бумаги в суд важно не отталкиваться от роли гражданина в судебном процессе. Ведь даже если он является подсудимым, сведения должны быть исключительно объективными.
В документе можно (но не обязательно) указать, для каких целей он составлен. Чаще всего пишут просто: «выдана по месту требования».
Готовый документ должен заверить своей подписью руководитель организации. Если компания использует круглую печать, ее тоже необходимо поставить.
Составить характеристику необходимо в двух экземплярах: один из них останется в делах отдела кадров, а второй будет передан по месту назначения.
Готовый документ будет выглядеть примерно так:
Если администрация хочет особо подчеркнуть достижения и награды, а также исполнение общественных поручений, можно написать, например:
Кошкин М.С. за время работы участвовал в общественных мероприятиях, посещал тренинги. Занял первое место на соревнованиях по волейболу среди менеджеров города Москвы. Имеет грамоты и поощрительные письма от руководства организации.
Если составитель хочет акцентировать внимание на систематическом нарушении трудовой дисциплины, отзыв может выглядеть так:
Служебные обязанности исполняет небрежно. Постоянно задерживает оформление заказов клиентов. В течение всего времени работы в организации опаздывает. Зафиксированы также два прогула. Имеет три выговора от руководителя организации. Предупрежден об увольнении в случае еще одного прогула.
Самое главное, что должен помнить любой работодатель: искажать факты нельзя. За недостоверные сведения предусмотрена ответственность.
Ответственность за содержание документа
За достоверность сведений в характеристике несет ответственность то должностное лицо, которое ее подписало. Работодатель принимает на себя ответственность за предоставление судебным органам достоверных сведений о человеке. Этот документ после его получения обычно приобщается к материалам административного дела, следовательно, его автор несет административную ответственность по статье 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний. Размер штрафа может составить от 1000 до 1500 рублей. Если дело является уголовным, то нарушение может быть квалифицировано по нормам Уголовного кодекса РФ со всеми вытекающими последствиями.