как изучить гражданское право самостоятельно
Самоизоляция с пользой // Бесплатные онлайн-ресурсы для изучения права
Подборка онлайн-ресурсов для изучения права. Поможет юристам (и не только) провести с пользой «нерабочий апрель» и режим самоизоляции. Делитесь комментариями, какие еще ресурсы вы знаете.
Петербургский международный юридический форум онлайн
В этом году Петербургский международный юридический форум проводится онлайн и бесплатно. Любой сможет посмотреть круглые столы и даже виртуально посетить их, задав вопросы спикерам. Последнее — при условии регистрации по этой ссылке. Спешите — начало уже завтра!
Полная программа форума здесь. Самые горячие темы:
— О влиянии актов госорганов на обязательства. То, что еще долго будут разгребать суды. Выступать будут Роман Бевзенко, Максим Башкатов и Юлий Тай.
— Суды во время пандемии. Модератор — Михаил Шварц. Среди спикеров — судья ЕСПЧ Дмитрий Дедов и председатель Совета судей Виктор Момотов.
— Коронавирус и банкротство. Модератор — Рустем Мифтахутдинов. Среди спикеров — Олег Зайцев и ученые из Англии и Германии.
— Корпоративные действия в изоляции. Модерирует первый зампред Центробанка Сергей Швецов.
— Образование без перерыва. Модератор — директор Издательской группы «Закон» Владимир Багаев. О том, как проходит обучение в изоляции, расскажут представители МГУ, СПбГУ, Ноттингемского университета и LF Академии.
Канал ANTONIVANOV.RU
180 передач с разбором самых актуальных правовых вопросов: обсуждение новых постановлений Пленума Верховного суда и изменений в законодательстве. Ведущий — глава департамента дисциплин частного права, экс-председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов. Гости — ведущие эксперты в соответствующих правых областях.
Записи лекций преподавателей Российской школы частного права
В рамках проекта «Оставайся дома — изучай частное право» Исследовательский центр частного выложил в свободный доступ записи лекций преподавателей РШЧП. Обычно такой доступ есть только у студентов. Сейчас на сайте уже доступны лекции Анны Архиповой, Романа Бевзенко, Виктора Гербутова, Дмитрия Дождева и других экспертов в области частного права. База пополняется.
«М-Логос»
На сайте юридического института «М-Логос» есть бесплатный доступ к электронным книгам, материалам и записям научных круглых столов, дайджестам новостей права и научным публикациям. Полезные ресурсы для самообразования в самоизоляции!
«Лекскурс»
«Лекскурс» — это образовательный проект для практикующих юристов. Здесь можно найти комментарии к определениям Верховного суда по гражданскому праву, процессуальному праву и банкротству. Материалы для чтения бесплатные.
«Банкротный клуб»
«Банкротный клуб» — ассоциация создана для юристов, чья профессиональная деятельность связана с банкротством и управлением проблемными активами, а также для просвещения и содействия развитию научной мысли в данной сфере деятельности. На канале клуба в Youtube можно посмотреть записи заседаний и интервью.
LF Academy
Еще один образовательный онлайн-проект для юристов. Здесь собраны видеолекции по разным отраслям права. Но не все ресурсы бесплатные. Для просмотра чаще всего потребуется платная подписка.
Открытое образование
Это современная образовательная платформа с онлайн-курсами по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах, в том числе в области права. Платформа создана Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и Университетом ИТМО. Все курсы бесплатные.
ПостНаука
ПостНаука — это проект о современной фундаментальной науке и ученых, которые ее создают. Здесь есть как видеолекции, так и материалы для чтения. Для правоведения — отдельная рубрика. Там, например, есть записи с Романом Бевзенко, Дмитрием Дождевым, Денисом Новаком, Ариной Ворожевич.
Coursera
Это платформа для массового онлайн-образования, которую создали профессора из Стэнфордского университета (США). Проект сотрудничает с университетами по всему миру, которые публикуют и ведут курсы по различным отраслям знаний, в том числе по праву. Слушатели проходят курсы, общаются с сокурсниками, сдают тесты и экзамены непосредственно на сайте Coursera или в приложении на смартфоне. Здес можно найти как платные, так и бесплатные курсы.
По такому же принципу работает еще один ресурс — EdX. И его тоже основали в США, но уже другие университеты (Массачусетский технологический институт и Гарвард). Курсы по праву тут тоже есть.
Юристы в Youtube
«Петербургская цивилистика» — канал, созданный студенческим кружком гражданского права юрфака СПбГУ. Видеозаписи посвящены цивилистическим проблемам теоретического и практического характера.
Есть свой канал и у «Уральского журнала правовых исследований». Здесь уже выложены интервью с Андреем Егоровым, Сергеем Будылины, Юлием Таем.
Вебинары на Закон.ру
Видеозаписи вебинаров на Закон.ру всегда можно посмотреть в открытом бесплатном доступе на этой странице или на нашем канале в Youtube.
Если же вы хотите отвлечься от юриспруденции, то вот список бесплатных ресурсов для досуга:
Юридическая карьера: с чего начать
Связано это с дистанционным форматом работы, который не всегда позволяет качественно адаптировать и обучить молодых специалистов. Кроме того, удаленка уменьшила объем технической работы, которая не требует высокой квалификации и опыта, подчеркивает руководитель юридического отдела недвижимости и строительства «Метро Кэш энд Керри» Алексей Марин.
Поэтому стажеры будут первыми в очереди на потенциальное трудоустройство, уверен юрист: «Для них сейчас самое благоприятное время. Есть возможность быстро чему-то научиться и заявить о себе». Оптимизируя свои бюджеты, компании с радостью возьмут на работу молодого и перспективного соискателя, который выполнял бы задания не хуже, чем опытный специалист, но за меньшие деньги, соглашается с коллегой вице-президент ГК «ПИК» по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям Дмитрий Тимофеев.
Источник: hh.ru, профобласть «юриспруденция», специализация «начальный уровень».
Поиск вакантного места: с чего начать и где искать
Вакантное место можно найти и на университетском дне открытых дверей. Компании, которые заинтересованы в молодых специалистах, презентуют себя студентам. На факультете права НИУ ВШЭ такое ежегодное мероприятие называется «День карьеры». Последний раз в нем приняли участие 23 фирмы. Юрфак МГУ дважды в год проводит целые карьерные недели под названием «Первая ступень». Юркомпании рассказывают о тонкостях трудоустройства и предлагают оставить свое резюме. Подобные мероприятия проходят также в МГЮА, МГИМО, Финансовом университете и многих других вузах, выпускающих юристов.
Кроме того, помочь с началом карьеры могут преподаватели – практикующие юристы. К ним, по словам Цветкова, нередко обращаются коллеги за рекомендацией талантливых студентов. Совет можно получить и от однокурсников, которые расскажут о своих текущих местах работы и шансах трудоустроиться туда, добавляет Виноградов.
Веерную рассылку никто не отменял, но нужно подходить к ней с умом. Всегда лучше отправить свое резюме конкретному лицу: партнеру, главе юридического департамента. Конечно, соискателю в таком случае нужно быть готовым, что большая часть адресатов может проигнорировать его сообщения, но часть может и ответить.
Дмитрий Тимофеев, вице-президент ГК «ПИК» по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям
Стажировка vs штат
Начинающий специалист, как правило, всегда оказывается перед выбором: попробовать свои силы сначала на стажировке или постараться сразу попасть в штат. На первый взгляд, второй вариант кажется куда более заманчивым, но все не так просто. Набережный уверен, что начинать лучше всего со стажировки. По его словам, она дает молодому специалисту возможность поработать в нескольких местах и попробовать себя в разных практиках. Когда устраиваешься в штат, то возникает чувство привязанности, поясняет юрист: «Если быстро уволиться, то последующие работодатели будут смотреть на кандидата с опаской».
Но даже если начинающий юрист не намерен экспериментировать, такой формат работы позволит ему получше присмотреться к выбранной организации. «Стажировка – отличная возможность познакомиться с корпоративной культурой, принципами компании, особенностями организации рабочего процесса и пространства, правилами взаимодействия и коммуникаций в коллективе», – поясняет Марин. Все эти нюансы лучше изучить до подписания трудового договора.
Еще одно немаловажное преимущество стажировки – плавное погружение в профессию. Такой формат подразумевает не только гибкий график работы, который проще совмещать с учебой, но и своеобразное продолжение обучения. Для стажера совершенно нормально чего-то не знать, его главная цель – получение новых знаний. Поэтому не надо бояться спросить совета у старших коллег, замечает Виноградов.
А самый главный плюс стажировки – возможность без опыта работы попасть в крупную фирму и попытаться в ней закрепиться.
Лучше стажировка в перспективном месте, чем штатная должность в малоперспективном. Важно не тратить время зря. Второго шанса попасть в правильное место может и не быть.
Дмитрий Прокофьев, партнер компании по поиску юридического персонала Norton Caine
По словам партнера компании по поиску юридического персонала Norton Caine Дмитрия Прокофьева, молодому юристу для успешной карьеры необходимо только одно – попасть в самом ее начале в «высокоорганизованное юрсообщество». Речь, по его словам, идет об «ильфе», ведущем «рульфе» или юрдепартаменте с качественной командой. С ним соглашается Кульков, подчеркивая, что начинающим специалистам следует идти только в фирмы с «именем».
Да, туда сложно попасть. Да, там на первых порах будут «много бить и мало кормить». Да, там помощников юристов не подпускают к сложной и интересной работе, в основном только к поиску информации и простейшим документам. Но это опыт, хорошая строка в резюме, а также с самого начала правильно поставленная техника.
Максим Кульков, управляющий партнер ЮФ «Кульков, Колотилов и партнеры»
В фирме «помельче» молодого юриста могут сразу «бросить в бой», ему придется учиться на своих ошибках, но переучиваться потом будет гораздо сложнее, уверен Кульков. Другого мнения придерживается Тимофеев. По его словам, большая и известная структура – это вовсе не обязательное требование для начала успешной карьеры, а лишь дополнительный бонус.
Я бы рекомендовал начинающему специалисту искать не компанию и должность, а конкретную функцию и дело, которым кандидат хочет заниматься.
Дмитрий Тимофеев, вице-президент ГК «ПИК» по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям
Для начинающего специалиста нет особой разницы работать в качестве стажера или же устраиваться в штат компании, говорит Даниил Тюпич из INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 13 место По количеству юристов 25 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 36 место По выручке Профайл компании × : обязанности на обеих позициях будут, как правило, одинаковые из-за отсутствия опыта. Смотреть нужно на условия, которые предлагает тот или иной работодатель, уверен эксперт.
Научные работы и социальные проекты: о чем писать в резюме
«При активном образе профессиональной жизни опыта не может не быть», – считает Тимофеев. Хороший бэкграунд – участие в конкурсах и конференциях, прохождение практики и дополнительных курсов. Весь этот накопленный багаж стоит перечислить в своем резюме.
Покажите, что вам уже что-то удалось сделать: вы стажировались там-то, научились тому-то, сделали проект такой-то, просудили для родственника или друга какой-нибудь несложный суд, провели студенческое исследование.
Артем Подшибякин, руководитель юридического департамента Inditex Russia
Такая активность свидетельствует о мотивации студента, которая очень важна для начинающего специалиста, говорит директор по правовым вопросам ППК «Российский экологический оператор» Александр Вязовик. О своем намерении развиваться в профессии не лишним будет упомянуть и прямо.
Акцентировать внимание в резюме стоит на желании работать, развиваться и получать новые знания, советует директор по управлению трудовой, уголовной, административной практиками и сопровождению исполнительного производства ПАО «ВымпелКом» Андрей Петров. Каждый из этих пунктов стоит конкретизировать. Соискатель может описать направление, в котором он видит свое профессиональное развитие, а также задачи, которые ему интересно решать уже сейчас, поясняет Марин.
Также вполне уместно упомянуть в резюме универсальные компетенции, которыми владеет кандидат. Хорошие аналитические способности и умение готовить процессуальные документы добавят «очков» претенденту, замечает Набережный.
Будьте готовы: вопросы, ошибки и главная задача на интервью
На собеседовании начинающему специалисту зададут вопросы, через которые интервьюер попытается раскрыть личностные качества претендента. Молодого юриста могут спросить о его увлечениях, о мотивации и даже об отношениях с близкими, предупреждает Марин.
Во время интервью проверяются не только профессиональные знания или навыки, но и способность рассуждать, умение анализировать, желание развиваться в выбранном направлении, изучать что-то новое.
Александр Виноградов, заместитель генерального директора «Пепеляев Групп»
По словам Тимофеева, с большой долей вероятности соискателю следует быть готовым как минимум к двум вопросам: почему вы выбрали именно эту компанию и чего ожидаете от первой работы. «Ответы на них, как и все интервью, должны быть логичным продолжением вашего резюме», – советует эксперт.
Самая большая проблема студента на интервью – это волнение.
С ней соглашается Виноградов, добавляя, что кандидаты без опыта прохождения собеседований нередко пугаются первой встречи, начинают стесняться, зажимаются и дают односложные ответы. Все это мешает соискателям проявить себя в полной мере.
Вообще, главная задача кандидата на интервью – правильно подать свои преимущества. Очень важно сделать это в меру, дать себе адекватную оценку. «Например: «Я вам подхожу на такую-то позицию, потому что хочу заниматься этой тематикой. Она меня всегда интересовала, я писал по ней курсовые работы, участвовал в профильных олимпиадах. У меня есть хороший теоретический базис, дайте мне шанс проявить его на практике». Такой подход сразу выделит кандидата из числа других, заставит к нему присмотреться получше», – подсказывает Тимофеев.
Как «зацепиться» в компании?
Молодой специалист успешно прошел все этапы отбора и занял вакансию, на которую претендовал. Как правило, главная цель стажера теперь – попасть в штат компании, а работника на младших позициях – получить повышение. Что поможет достигнуть желаемого? Первое, что нужно сделать специалисту, – подтвердить рассказанное о себе на интервью. «Если сотрудник на собеседовании был очень уверен в себе и зацепил своего работодателя именно этим, то ошибкой с его стороны будет в последующем проявить себя «мямлей», – приводит пример Тимофеев.
Также важно ответственно подходить к выполнению даже самых простых задач. «Под ответственностью подразумевают и качество работы, и соблюдение сроков, и умение вовремя уточнить детали, задать вопрос или попросить помощи коллег», – поясняет Виноградов.
Иногда бывшие студенты считают, что большое количество вопросов – это показатель некомпетентности. Это не так. Стажировка – это передача опыта. И чем больше вы будете спрашивать, тем больше получите.
Андрей Набережный, руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры»
Нередко бывают случаи, когда молодой специалист не понял задание, но все равно решил попробовать. У него не получилось, поэтому в дедлайн он пришел не с готовым результатом, а с вопросом. Такой подход ошибочен, он может подвести команду. Поэтому умение по делу побеспокоить нужных людей, отсутствие барьера к этому – это очень важный навык, подчеркивает Тимофеев. В целом начинающий специалист должен быть готов много работать и выполнять самые разные поручения. Ему могут поручить и подготовку процессуальных документов, и их подачу в суд, предупреждает Цветков.
Важно никогда не отказываться от работы, выполнять ее качественно и даже с опережением срока. Можно и ночь посидеть. И не одну. Для молодого юриста это необходимое условие успешного старта карьеры. Оставляют в основном таких.
Дмитрий Прокофьев, партнер компании по поиску юридического персонала Norton Caine
Еще один необходимый навык – инициативность. Для молодого юриста важно быть активным, не стесняться, обсуждать и просить новые задачи. По словам Набережного, сотруднику нужно показать, что он готов и хочет учиться. Часто фирмы набирают кучу стажеров, половина сидит без дела, подчеркивает Кульков: «Надо самому добывать себе работу, предлагать сделать чуть больше, чем просят».
Нельзя забывать о значении социальных связей. Попадая в новый коллектив, молодые специалисты, как правило, «тихонечко сидят в уголке», мало общаются с коллегами и избегают «тусовок». Такой подход во многом мешает им «зацепиться» в компании, признается Махнева. Важно понимать, что именно коллеги могут предложить руководителю взять стажера в штат, поясняет директор по правовым вопросам корпорации «Русские машины» Александр Горлов. А если сотрудник ничем не запомнился, то и предложение такое вряд ли поступит.
Самостоятельное изучение теории гражданского права
V. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Приступая к самостоятельному изучению гражданского права, студент должен в полной мере проникнуться осознанием того, что гражданское право является одной из фундаментальных учебных дисциплин, изучаемых в юридических вузах страны, важнейшей из отраслевых наук о праве.
Значение гражданского права как отрасли права обусловлено тем, что оно облекает в юридические формы экономические отношения, складывающиеся в обществе, регламентирует главным образом повседневные, желаемые для общества отношения.
Не случайно французский ученый Рене Давид отмечал, что стать юристом можно тогда, когда в достаточной мере освоишь гражданское право.
Оно опосредует имущественные и неимущественные отношения, содействуя их развитию и совершенствованию, решению задач в области экономики, предпринимательской, интеллектуальной деятельности, удовлетворению потребностей субъектов гражданского права.
Овладение знаниями в области гражданского права необходимо не только для осуществления профессиональной деятельности, но и для удовлетворения своих личных имущественных и интеллектуальных потребностей.
Курс гражданского права разделен на пять разделов, каждый из которых содержит темы, подлежащие изучению по методическим соображениям, исходя из содержания гражданского законодательства и науки гражданского права.
Целью самостоятельной работы является исследование теоретических вопросов по всем разделам курса:
2) право собственности и другие вещные права;
3) обязательственное право. Общие положения;
4) отдельные виды обязательств;
5) наследственное право.
По первому разделу следует усвоить основы теории гражданского права, учение о гражданско-правовом отношении. Изучение этого раздела позволит студенту получить четкое представление о понятии гражданского правоотношения, его структурных особенностях и элементах, о субъектах и объектах гражданских прав и обязанностей, о возникновении и осуществлении субъективных прав, их защите, о понятии сделок и их видах, о сроках в гражданском праве и исковой давности.
При изучении второго раздела студент должен получить четкое представление о собственности как экономической категории и о праве собственности, о видах и формах собственности, о содержании права собственности, проблемах защиты права собственности и других вещных прав.
Применительно к третьему разделу следует обратить внимание на состояние научных взглядов на общее понятие обязательства как особого вида гражданских правоотношений, на роль обязательственного права в экономике РФ. Важно уделить внимание изучению гражданско-правового договора, исполнению обязательств, роли договорной дисциплины в экономике РФ. И, конечно же, изучить научное понятие ответственности за нарушение гражданских прав и обязанностей, а не только за нарушение обязательств, что соответствует пониманию роли ответственности как средства укрепления дисциплины в предпринимательской деятельности и иных имущественных отношений в стране.
Четвертый раздел предусматривает изучение разнообразных обязательственных правоотношений как договорных, так и внедоговорных. Среди договорных важное место отводится изучению обязательств, опосредующих разные стороны предпринимательской деятельности: снабжение и сбыт, закупки, поставки, капитальное строительство, транспортная деятельность, кредитование и др., а также обязательствах, направленных на удовлетворение потребительских нужд граждан, на их торговое, жилищное, бытовое, транспортное обслуживание, страхование и т.д.
Внедоговорные обязательства представлены обязательствами вследствие причинения вреда (деликтными) и обязательствами вследствие неосновательного обогащения. Раскрывается роль этих обязательств в обеспечении охраны прав личности и отношений собственности в Российской Федерации.
Необходимо уделить должное внимание изучение таких институтов гражданского права как: авторское и смежное с ним права, патентное право. Их специфика заключается в том, что они тесно связаны и становятся следствием интеллектуальной творческой деятельности субъектов гражданского права.
Эти институты вошли в ч. IV ГК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2008 года. Наряду с такими понятиями как субъекты и объекты авторского (смежного) и патентного права, делается акцент на личных неимущественных и имущественных правах и их защите.
Пятый раздел посвящен вопросам наследственного права, в котором предусмотрено детальное изучение помимо общепонятийного материала такие новации, как: круг наследников по закону, завещание при чрезвычайных обстоятельствах, закрытое завещание, право на обязательную долю, наследование отдельных видов имущества и т.д.
Самостоятельную работу над темой того или иного раздела следует начать с изучения лекционного материала и соответствующей нормативной базы (законы, подзаконные нормативные акты). Гражданский кодекс должен стать настольной книгой студента. Не ограничиваться только лекцией, использовать учебники и учебные пособия, монографические работы, статьи, тезисы, опубликованную судебную практику, комментарии ГК.
Следует помнить, что для уяснения списка кодифицированных актов (как и других федеральных законов) следует не только буквально толковать содержание соответствующей нормы, но и в системе с другими нормами ГК РФ.
Лекцию необходимо внимательно изучить, т.к. в ней отражены как теоретическое изложение вопросов с обоснованием позиции различных правовых школ и самого лектора, так и последние изменения в законодательстве по рассматриваемым вопросам, которые еще не отражены в учебной литературе.
В учебниках и учебных пособиях находит отражение широкий спектр вопросов, а также некоторые вопросы по теме, неосвещенные в лекциях, но которые позволяют в большей мере иметь представление о рассматриваемых проблемах.
Представляется заслуживающим внимания в процессе самоподготовки такой вариант как опережающее чтение. Это означает, что студент является на лекцию, уже ознакомившись с темой по учебнику или другой монографической литературе. Работа во время лекции становится более осмысленной, позволяющей все непонятные или спорные вопросы обсуждать с лектором по ходу освещения им материала. Сейчас, к сожалению, студент присутствует на лекции как статист, и, приступая к самостоятельному изучению темы (отработки материала), зачастую испытывает определенные трудности, которые вынуждают к большой трате времени и мозговому напряжению.
Отыскивать литературу и нормативную базу студент может в методических пособиях, библиографических (тематических) списках библиотеки, с использованием компьютерной техники, в консультационные дни у преподавателя (лектора, ассистента, ведущего практические занятия).
Нередко вопросы, рассматриваемые на практических занятиях, носят дискуссионный характер, поэтому рекомендуется изучить несколько источников, поскольку высказанные в них точки зрения могут в той или иной мере отличаться друг от друга.
При подготовке не следует заучивать вопрос наизусть, главное – понять его и уметь раскрыть его содержание своими словами в доступной для других форме (за исключением определений правовых понятий, которые необходимо знать как квалифицированному юристу).
При возникновении затруднений целесообразно обсудить спорные, непонятные вопросы с однокурсниками, а при не достижении консенсуса прибегнуть к консультации преподавателя.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет