как мбрр выдает кредиты

Кредиты и кредитная политика МБРР

Кредиты и кредитная политика МБРР. Опираясь на капитал, сформированный странами-участницами, МБРР аккумулирует средства мирового рынка капиталов и выдает ссуды государст­вам с ограниченным доступом к этому рынку, выполняя роль посредника. Ссуды выдаются либо непосредственно правительст­вам, либо под их гарантию. Этот механизм и основные цели остаются неизменными, однако стратегия и тактика МБРР, ис­пользуемые им инструменты меняются в зависимости от мирохо­зяйственных условий, ситуации в отдельных регионах, а также под влиянием критического анализа накапливаемого опыта.

В 40-х — первой половине 50-х годов основная цель МБРР заключалась в том, чтобы, мобилизуя частный капитал, оказать содействие восстановлению хозяйства в странах, пострадавших от войны. Свою деятельность Банк координировал с программой плана Маршалла. Первую ссуду Банк предоставил в 1947 г. Фран­ции на сумму в 250 млн долл. (примерно 2,5 млрд долл. в ценах середины 90-х годов). Затем последовали кредиты примерно на такую же сумму Нидерландам, Дании, Люксембургу. Кроме ев­ропейских стран крупные кредиты получили Япония и Австралия. Из развивающихся стран первой получила кредит в 1948 г. Чили, затем Мексика, Бразилия, Индия. В рассматриваемый период МБРР кредитовал преимущественно инфраструктурные объекты. Сфера интересов Банка замыкалась главным образом проблемами эффективности отдельных проектов. МБРР фактически не выхо­дил за рамки проектного финансирования.

К середине 50-х годов экономика Западной Европы и Японии была восстановлена, и эти страны перестали нуждаться в услугах МБРР в качестве финансового посредника. Но одновременно повы­шается потребность в посреднической роли МБРР со стороны развивающихся стран, которые приступили к реализации программ развития в условиях низкой нормы внутренних сбережений и огра­ниченного доступа на мировой рынок капиталов. Под эгидой МБРР для 40 стран создаются консультативные группы, в рамках которых страны-доноры вырабатывают общую стратегию помощи. Круп­ные средства Банк, как и страны-доноры, выделял Южной Корее и Тайваню. Им предназначалась роль «витрины развития» при поддержке Запада. МБРР в рассматриваемый период разделял стратегическую линию развития стран Латинской Америки и Азии, в основу которой были положены планирование и ведущая роль государства в экономике. Свою главную непосредственную задачу МБРР видел в том, чтобы путем кредитования капиталоемких инфраструктурных объектов стимулировать экономический рост.

Резкий поворот в стратегии МБРР связан в известной мере с приходом к его руководству в 1968 г. Р. Макнамары. Основная цель деятельности Банка осталась неизменной — борьба с бед­ностью и отсталостью. Но если прежде достижение ее предпола­галось решить, наращивая инвестиции и ускоряя экономический рост, то в 70-х годах приоритет получают социальные ориентиры. Разрабатывается стратегия удовлетворения основных нужд — в пище, чистой воде, жилье, медицинском обслуживании, образо­вании. Поскольку основные очаги бедности сосредоточены в сель­ских районах, то акцент сместился на их кредитование. Их доля в 70-е годы повысилась в два раза и достигла 20% общей суммы. Инфраструктура осталась в числе важнейших направлений, но ее доля уменьшилась с 65% в 60-х годах до 37% в 70-х годах. Радикальный пересмотр структуры инвестиций МБРР был обусловлен тем, что даже в условиях относительно быстрого роста экономики число жителей, живущих за чертой бедности, не со­кращалось, а разрыв между доходами бедных и богатых слоев населения расширялся. Усилия, направленные на борьбу с бед­ностью, были неэффективны.

В 80-е годы МБРР сталкивается с новыми проблемами, кото­рые потребовали пересмотра одного из основополагающих при­нципов его кредитной политики, а именно предоставления ссуд почти исключительно под конкретные объекты. В 1981 г. был опубликован доклад Берга по проблемам развития африканских стран. В нем был сделан вывод о том, что нарушения в экономике под воздействием политических факторов очень существенны. По­этому надеяться на эффективность проектного финансирования в подобных условиях, не пытаясь повлиять на общеэкономическую ситуацию, не приходится.

Затем в 1982 г. разразился долговой кризис, который подтвер­дил правоту этого вывода также в отношении других стран, прежде всего латиноамериканских. В 80-х годахМБРР вводит практику предоставления кредитов на структурную адаптацию. В отличие от инвестиционных проектных кредитов они не являют­ся связанными, и их цель заключается в поддержании экономичес­ких реформ. Эти кредиты, предоставляемые обычно под програм­мы, в отличие от ссуды под объекты быстро осваиваются.

Основные принципы программ схожи с теми, которые выдвига­ются МВФ. К ним относятся: ослабление государственного воз­действия на экономику; реформы в области государственных фи­нансов; либерализация цен и отмена контроля над ними; стимули­рование экспорта; опора на частный капитал в развитии экономики. Но при всем сходстве основных принципов программ, разрабатываемых при содействии МБРР и МВФ, конкретная де­ятельность первого имеет свою специфику. МБРР лучше подгото­влен для анализа и решения отраслевых, микроэкономических проблем. Ряд стран, остерегавшихся контактов с МВФ, реализо­вывали программы структурной адаптации с помощью МБРР. МБРР в меньшей степени, чем МВФ, подвержен критике.

При всей значимости программ структурной адаптации, по мне­нию руководства Банка, ассигнования на эти цели не должны превышать 25% общей суммы. Традиционному направлению — проектному финансированию должна принадлежать ведущая роль.

Глобальный валютно-финансовый кризис, начавшийся в Азии в 1997 г., вновь потребовал пересмотра стратегии Банка. Реакция МБРР на кризис привела к следующим структурным изменениям в потоке его финансовых ресурсов. Во-первых, к переориентации их на регион, находящийся в центре кризиса. Удельный вес Юго-Восточной и Восточной Азии в предоставленных в 1998 финан­совом году (начинается с 1 июля) кредитах составил 1/3, намного превысив доли других отдельных регионов. Основная масса ресур­сов была выделена Южной Корее, Таиланду и Индонезии, стра­нам, которые с наибольшей готовностью приняли программы МВФ и ВБ. На эти три страны пришлось около 1/5 кредитов МБРР в 1998 финансовом году.

Во-вторых, оказание срочной помощи в 1998 финансовом го­ду вызвало беспрецедентное увеличение предоставленных креди­тов — более чем на 40%.

В-третьих, объем кредитов, не привязанных к объектам, в 1998 финансовом году составил 39% их общей суммы против 27% в предыдущем году. Такой поворот противоречит отмеченной выше традиционной стратегии МБРР, концентрирующим свои усилия на проектном финансировании.

В-четвертых, большая масса ресурсов была направлена на под­держку финансового сектора. По объему выделенных в 1998 фина­нсовом году ресурсов он вышел на первое место. Его доля со­ставила около 22% против 6% в предыдущем году. Из этого следует, что проблему выхода из кризиса Банк связывает прежде всего с укреплением финансового рынка и финансовой системы. Деятельность МБРР по преодолению кризиса тесно координирует­ся с позицией МВФ. Последнему принадлежит ведущая роль, и именно на него направлена острая критика в связи с неудачными попытками преодоления кризиса.

Деятельность МБРР строится в рамках следующих программ: борьба с бедностью и экономическое управление; социальное раз­витие и экология; финансы, частный сектор, инфраструктура; раз­витие человеческого потенциала. В борьбе с бедностью МБРР координирует свои усилия с МВФ, ЮНКТАД, ВТО и другими институтами. Развитие человеческого потенциала увязывается с удовлетворением основных нужд населения. Важное значение придается экологическим проектам. В 90-х годах МБРР, а также его филиалы заметно усилили свою деятельность по стимулирова­нию развития частного сектора, в том числе путем обеспечения для него инфраструктурных условий. Финансовая поддержка бан­ком частного сектора в 1998 финансовом году увеличилась на 2/3.

С 1983 г. МБРР ввел практику совместного финансирования, привлекая дополнительные ресурсы для кредитуемых им проек­тов. Участниками софинансирования выступают как частные, так и официальные институты. В 1995—1998 финансовых годах около 2/5 кредитов МБРР предоставлялось по этой линии. При совмест­ном финансировании инвесторы получают ряд выгод: МБРР обес­печивает экспертизу проекта и, что самое главное, снимает с ин­вестора риск неплатежей.

При решении вопроса о предоставлении кредита Банк требует широкой информации об экономическом положении страны-заем­щика и направляет туда свои миссии. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то обычно он не предоставляется. Отказ МБРР может негативно повлиять на решение и других инвесторов. Поскольку кредиты Банка покрыва­ют лишь около 30% общей стоимости объектов, а остальная часть расходов должна обеспечиваться за счет внутренних источников, то тем самым МБРР воздействует на инвестиционный процесс в стране-заемщике. Медленное освоение кредитов Банка часто обусловлено тем, что страна-заемщик испытывает финансовые трудности. Кредиты МБРР обычно покрывают только валютные расходы. Инвестиционные кредиты МБРР носят связанный харак­тер. Но в отличие от экспортных кредитов поставщик оборудова­ния выбирается на основе проведения тендеров.

Поскольку преобладающая часть ресурсов МБРР мобилизу­ется на мировом финансовом рынке путем эмиссии облигаций, стоимость его кредитов определяется конъюнктурой этого рын­ка. Условия кредитования пересматриваются два раза в год. Получение прибыли не является основным мотивом в деяте­льности МБРР. Однако он неизменно сводит свой баланс с при­былью. Спрэд обычно устанавливается в размере 0,25—0,5%. Это для многих стран значительно ниже, чем по банковским кредитам. В отличие от кредитов коммерческих банков МБРР устанавливает спрэд независимо от платежеспособности заем­щиков. Кредиты предоставляются на срок от 12 до 20 лет, льготный период — 3—5 лет, что превышает сроки банковских и экспортных кредитов.

Заемщику может быть предоставлен выбор следующих кредит­ных инструментов: кредиты на основе корзины валют, одновалют­ные кредиты по плавающей ставке (либор), одновалютные креди­ты по фиксированной ставке. Валютная структура кредитов соот­ветствует валютной структуре привлеченных ресурсов.Тем самым Банк исключает потери из-за валютных рисков. Осторожная поли­тика МБРР проявляется также в том, что средние сроки его активов соответствуют средним срокам его пассивов. Кроме того, размеры активов не могут превышать подписной капитал Банка. На 30 июня 1998 г. соотношение между выданными МБРР креди­тами и его подписным капиталом составило 52,9 %. Отмеченные условия, а также отсутствие процедур реструктуризации долга обеспечивают надежность эмитируемых Банком облигаций, их высокий рейтинг и соответственно их низкую стоимость.

После распада Советского Союза, вступления на путь рыноч­ных и структурных реформ республик бывшего СССР, а также стран Центральной и Восточной Европы «регион Европа и Цент­ральная Азия» (определение ВБ) оказался в фокусе политики Банка. В 1997/98 финансовом году данному региону МБРР ежегод­но предоставлял кредитов на сумму около 5 млрд долл. В 1997 финансовом году Европа и Центральная Азия по этому показателю находились на первом месте (около 1/4 от общей суммы). В 1998 финансовом году при таком же объеме кредитования регион значительно уступил свои позиции охваченной кризисом Юго-Восточной и Восточной Азии, а также оказался немного позади Латинской Америки.

Россия занимает одно из первых мест среди стран — получа­телей кредитов МБРР (см. гл. 10, § 10.7). За 1993/1998 финансовые годы России было выделено средств на сумму в 9,8 млрд долл., из них получено 5,4 млрд долл. До 1996 г. Россия медленно осваивала кредиты МБРР и на нее накладывались штрафные санкции; затем процесс этот ускорился. Большая часть кредитов МБРР России имеет инвестиционный характер. Однако, по оценке руководства Банка, много средств выделялось на покрытие бюджетного дефи­цита (бюджетозамещающие кредиты). Такая форма кредитования не приоритетна для МБРР и не поощряется руководством. С 1999 финансового года Банк намерен свести бюджетозамещающие кре­диты на нет, сосредоточив усилия на проектном финансировании. В связи с финансовым кризисом с августа 1998 г. у России возни­кли трудности с получением очередных траншей займа на струк­турную адаптацию. Реализация его носит обусловленный характер и зависит от одобрения МВФ экономической программы.

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 1557 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Как мбрр выдает кредиты

заместитель начальника отдела Департамента международного

сотрудничества Минэкономики РФ

Как получить международный кредит

Россия попадает в группу стран (в соответствии с годовым доходом на душу населения), которым займы МБРР предоставляются на 17 лет с пятилетним льготным периодом.

Портфель одобренных МБРР за последние пять лет проектов по российским займам составляет 34 займа на сумму 6,9 миллиарда долларов, из которых на сегодня израсходовано 2,7 миллиарда.

ЕБРР активно поощряет развитие частных коммерческих и промышленных предприятий и обязан не менее 60 процентов своих ресурсов направлять в негосударственный сектор. При этом не требуются государственные гарантии и такие проекты осуществляются исключительно на основе расчетов окупаемости и с учетом степени риска. Другими словами, при реализации операций в частном секторе ЕБРР действует как коммерческий банк, готовый брать на себя высокий риск. Под государственные гарантии ЕБРР предоставил для России 10 процентов займов, остальные связаны с частным сектором.

Основные этапы взаимодействия претендентов на кредиты с федеральными органами власти и другими организациями показаны на схеме.

Инициируют инвестиционные проекты федеральные и региональные органы исполнительной власти путем предоставления соответствующих заявок в Минэкономики России. Для того чтобы получить кредит, нужно прежде всего правильно составить заявку. Причем знать об этом необходимом условии должны не только региональные власти, но и сами предприятия, заинтересованные в кредите, поскольку они составляют проект заявки.

Минэкономики и Минфин России совместно с Федеральным центром проектного финансирования (ФЦПФ) проводят отбор проектов с учетом реализации среднесрочной программы экономических реформ и федеральных инвестиционных программ и вносят их на рассмотрение Межведомственной комиссии по сотрудничеству с международными финансово-экономическими организациями и «Группой семи» (МВК).

Минфин России включает одобренные МВК займы в проект программы государственных внешних заимствований на очередной финансовый год, которая вносится российским правительством на рассмотрение Федерального Собрания.

Общий порядок получения в России кредитных средств МБРР определен постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 395. Решением МВК (протокол N 1, утвержденный Председателем Правительства РФ от 6 июня 1997 г. N ВЧ-П22-П-2-14 пр.) данный порядок распространен и на кредиты ЕБРР, предоставляемые под гарантии российского правительства.

Форма заявки на получение кредита ранее не публиковалась. Она у тверждена МВК (протокол заседания МВК N 3, утвержденный Председателем Правительства РФ от 27.09.96 N ВЧ-П2-26 пр.).

Источник

Что такое Мировой банк и Всемирный банк?

как мбрр выдает кредиты. Смотреть фото как мбрр выдает кредиты. Смотреть картинку как мбрр выдает кредиты. Картинка про как мбрр выдает кредиты. Фото как мбрр выдает кредиты

оказание помощи в реконструкции и развитии экономики государств ‑ членов;

содействие частным иностранным инвестициям;

содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;

сбор и публикация статистической информации.

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в государствах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 1950-х годов, когда хозяйство государств Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на государства Азии, Африки и Латинской Америки.

3. Основные направления деятельности МБРР:

МБРР предоставляет финансирование правительствам государств со средним уровнем дохода и кредитоспособных государств с низким доходом. Государства, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

4. Механизмы управления МБРР:

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета управляющих, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой государства в капитале МБРР (более 180 млрд. долл. США). Хотя членами МБРР являются 188 государств, лидирующее положение принадлежит семёрке: США, Японии, Соединённое Королевство, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

5. Группа Всемирного банка.

В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Все эти финансовые институты работают в тесном взаимодействии, образуя Группу Всемирного банка. В начале 2009 года в состав членов этих организаций входили 186 государств. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд. долл. США. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

Юджин Айзек Майер (июнь 1946 года – декабрь 1946 года);

Джон Джей Макклой (март 1947 года – июнь 1949 года);

Юджин Роберт Блэк (июль 1949 года – декабрь 1962 года);

Джордж Дэвид Вудс (январь 1963 года – март 1968 года);

Роберт Стрэйндж Макнамара (апрель 1968 года – июнь 1981 года);

Олден Уиншип «Том» Клаузен (июль 1981 года – июнь 1986 года);

Барбер Конейбл (июль 1986 года – август 1991 года);

Льюис Престон (сентябрь 1991 года – май 1995 года);

Джеймс Дэвид Вулфенсон (июнь 1995 года – май 2005 года);

Пол Вулфовиц (июнь 2005 года – июнь 2007 года);

Роберт Брюс Зеллик (июль 2007 года – июнь 2012 года);

Джим Ен Ким (июль 2012 года – настоящее время).

как мбрр выдает кредиты. Смотреть фото как мбрр выдает кредиты. Смотреть картинку как мбрр выдает кредиты. Картинка про как мбрр выдает кредиты. Фото как мбрр выдает кредиты

7. Всемирный банк (также Мировой банк, англ. The World Bank) – международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся государствам.

В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.

Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития, осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее в 1960 году была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации:

Международный банк реконструкции и развития ;

В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка ещё три организации:

Международная финансовая корпорация ;

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций ;

Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка. В отдельных случаях под Всемирным банком по-прежнему понимается Международный банк реконструкции и развития, который до сих пор составляет основу деятельности Всемирного банка.

как мбрр выдает кредиты. Смотреть фото как мбрр выдает кредиты. Смотреть картинку как мбрр выдает кредиты. Картинка про как мбрр выдает кредиты. Фото как мбрр выдает кредиты

8. Всемирный банк является одной из двух (наряду с Международным валютным фондом) крупных финансовых организаций, созданных по итогам Бреттон-Вудской конференции, состоявшейся в США в 1944 году. Делегаты из 45 государств, в том числе представители СССР, обсуждали вопросы восстановления экономики и устройства мирового хозяйства после Второй мировой войны.

СССР являлся одним из активных участников Конференции, однако впоследствии отказался от участия в деятельности Международного валютного фонда и Всемирного банка, так как в соответствии с уставом не имел возможности влиять на принимаемые решения в отличие от США.

На первых этапах своей деятельности с 1945 по 1968 год Всемирный банк не осуществлял активное кредитование вследствие повышенных требований к заёмщикам. Под руководством второго президента банка, американского государственного деятеля и бизнесмена Джона Джея Макклоя (англ. John Jay McCloy, 31 марта 1895 года, Филадельфия, Пенсильвания, США – 11 марта 1989 года, Стамфорд, Коннектикут, США) в качестве первого заёмщика была выбрана Франция, ей был выдан кредит в сумме 250 млн. долл. США. Причём условием предоставления Франции кредита было неучастие в коалиционном правительстве коммунистов. Два других претендента (Польша и Чили) помощи не получили. В дальнейшем Всемирный банк принимал активное участие в кредитовании государств Западной Европы, которая активно восстанавливала разрушенную Второй мировой войной экономику, реализуя программу помощи Европе после Второй мировой войны – план Маршалла (англ. Marshall Plan, официальное название англ. European Recovery Program, «Программа восстановления Европы»). Финансирование этого плана в значительной степени шло по линии Всемирного банка.

В 1968 – 1980 годах деятельность Всемирного банка была направлена на помощь развивающимся государствам. Увеличивались объёмы и структура предоставляемых кредитов, охватывая различные отрасли экономики от инфраструктуры до решения социальных вопросов. Руководивший в этот период Всемирным банком американский предприниматель и политик-республиканец, министр обороны США в 1961 – 1968 годах (при Джоне Кеннеди и Линдоне Джонсоне) Роберт Стрэйндж Макнамара (англ. Robert Strange McNamara, 9 июня 1916 года, Сан-Франциско, Калифорния, США – 6 июля 2009 года, Вашингтон, федеральный округ Колумбия, США) привнёс в его деятельность технократический стиль управления, так как имел опыт руководящей работы в качестве министра обороны США и президента компании Форд. Р.С. Макнамара создал новую систему предоставления потенциальными государствами-заёмщиками информации, что позволяло сокращать время на принятие решения об условиях предоставления кредита.

В 1981 году Р.С. Макнамару на посту президента Всемирного банка сменил президент и генеральный директор Банка Америки (англ. The Bank of America Corporation, сокращённо как BofA) в 1970 году и снова в 1986 году Олден Уиншип «Том» Клаузен (англ. Alden Winship «Tom» Clausen, 17 февраля 1923 года, Гамильтон, Иллинойс, США – 21 января 2013 года, Берлингейм, Калифорния, США) по представлению тогдашнего президента США Рональда Рейгана. В этот период финансовая помощь предоставлялась в основном государствам третьего мира. Для периода 1980 – 1989 годов характерной была политика кредитования, направленная на развитие экономик третьего мира с тем, чтобы понизить зависимость их от кредитов. Такая политика привела к сокращению кредитов, предоставляемых на решение социальных задач.

С 1989 года политика Всемирного банка претерпела существенные изменения под влиянием критики различных негосударственных организаций, в частности, связанных с охраной окружающей среды. В результате спектр предоставляемых кредитов на различные цели расширился.

как мбрр выдает кредиты. Смотреть фото как мбрр выдает кредиты. Смотреть картинку как мбрр выдает кредиты. Картинка про как мбрр выдает кредиты. Фото как мбрр выдает кредиты

9. 11-й президент Всемирного банка, американский банкир, акционер банка Goldman Sachs, бывший сотрудник ФРС США Роберт Брюс Зеллик (англ. Robert Bruce Zoellick, 25 июля 1953 года, Нейпервилл, Иллинойс, США) говорил: «Цели деятельности Всемирного банка – способствовать устойчивой глобализации в интересах всех слоёв населения, сокращению масштабов бедности, ускорению экономического роста без ущерба для окружающей среды, а также создавать для людей новые возможности и вселять в них надежду».

В настоящее время в соответствии с Декларацией тысячелетия Всемирный банк сосредоточил свою деятельность на достижение целей развития тысячелетия. В переходный период к третьему тысячелетию под эгидой ООН были сформулированы восемь целей, на достижение которых должны быть направлены усилия международных организаций. Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году и включают в себя следующие:

ликвидация нищеты и голода;

обеспечение всеобщего начального образования;

поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;

сокращение детской смертности;

улучшение охраны материнства;

борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;

обеспечение устойчивого развития окружающей среды;

формирование глобального партнерства в целях развития.

Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк, используя механизм предоставления кредитов МБРР, кредитует государства со средним уровнем дохода по процентным ставкам, соответствующим уровню рынка этих государств. Другая финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует государства с низким уровнем дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов.

10. Два тесно связанные между собой учреждения в составе Всемирного банка – Международный банк реконструкции и развития ( МБРР) и Международная ассоциация развития ( МАР) – предоставляют займы по низким процентным ставкам, под нулевой процент или в виде грантов государствам, не имеющим доступа к международным рынкам капитала или имеющим такой доступ на невыгодных условиях. В отличие от других финансовых учреждений, Всемирный банк не стремится к получению прибыли. МБРР действует на рыночной основе, пользуется своим высоким кредитным рейтингом, позволяющим ему получать средства под низкий процент, для того чтобы предоставлять кредиты своим клиентам из числа развивающихся государств также по низким процентным ставкам. Операционные расходы, связанные с этой деятельностью, Банк покрывает самостоятельно, не используя для этого внешние источники финансирования.

Каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ «Стратегия деятельности Группы Всемирного банка», который используется как основа сотрудничества с государством. Стратегия помогает увязать программы банка как по предоставлению займов, так и аналитических и консультационных услуг, с конкретными целями развития каждого государства-заёмщика. В стратегию входят проекты и программы, которые могут максимально повлиять на решение проблемы бедности и способствовать динамичному социально-экономическому развитию. До подачи на рассмотрение Совету директоров Всемирного банка стратегия обсуждается с правительством государства-заемщика и с другими заинтересованными структурами.

Мобилизация денежных средств

Займы, предоставляемые МБРР развивающимся государствам, финансируются в основном за счёт продажи облигаций, имеющих наивысший рейтинг надёжности «AAA» на мировых финансовых рынках. Получая небольшую прибыль от кредитования, МБРР более значительный доход получает от собственного капитала. Этот капитал состоит из резервов, накопленных в течение многих лет, и средств, получаемых в виде взносов от 188 государств-членов Всемирного банка. Полученную прибыль МБРР использует для покрытия операционных расходов, частично перечисляет МАР и использует для облегчения бремени задолженности государств.

Ресурсы МАР, которая является крупнейшим в мире источником финансирования беднейших государств мира в виде беспроцентных займов и грантов, пополняются каждые три года 40 государствами-донорами. Дополнительные средства МАР получает по мере погашения государствами предоставляемых на срок от 35 до 40 лет беспроцентных займов. Эти средства затем вновь используются для предоставления кредитов. На долю МАР приходится почти 40 процентов общего объёма кредитных операций Всемирного банка.

Действуя через МБРР и МАР, Всемирный банк предоставляет кредиты двух основных видов: инвестиционные кредиты и кредиты на цели развития.

Инвестиционные кредиты предоставляются для финансирования производства товаров, работ и услуг в рамках проектов социально-экономического развития в самых различных секторах.

Кредиты на цели развития (раньше называвшиеся кредитами для структурных преобразований) предоставляются путём выделения финансовых ресурсов в целях поддержки политических и институциональных реформ.

Получаемая от заёмщика заявка на финансирование проекта оценивается, для того чтобы убедиться в том, что данный проект является приемлемым в экономическом, финансовом, социальном и экологическом отношениях. На стадии переговоров по кредиту Банк и заёмщик согласовывают задачи развития, решаемые в рамках проекта, компоненты проекта, ожидаемые результаты, контрольные показатели эффективности реализации проекта и план его реализации, а также график выделения средств займа. Во время реализации проекта Банк наблюдает за использованием средств и оценивает результаты реализации проектов. Три четверти средств непогашенных займов управляются директорами по государствам, работающими в постоянных представительствах Банка в государствах-членах. Около 30 % персонала Банка работают в постоянных представительствах, которых по всему миру насчитывается почти 100.

Долгосрочные кредиты МАР являются беспроцентными, однако по ним взимается небольшой комиссионный сбор в размере 0,75 процента предоставленных средств. Взимаемый МАР сбор за резервирование средств составляет от нуля до 0,5 процента неиспользованной суммы кредита; в 2006 финансовом году ставка этого сбора была установлена на уровне 0,33 процента. Полную информацию о финансовых продуктах, услугах, процентных ставках и сборах МБРР можно получить на странице Казначейского департамента Всемирного банка. Казначейство руководит всеми осуществляемыми МБРР операциями заимствования и кредитования, а также выполняет функции казначея, обслуживая другие учреждения в составе Группы Всемирного банка.

Всемирный банк осуществляет финансовую поддержку в форме грантов. Целью грантов является содействие разработке проектов путём стимулирования нововведений, сотрудничества между организациями и участия местных заинтересованных сторон в работе над проектами. В последние годы гранты МАР, финансируемые напрямую, либо управляемые в рамках партнерских отношений, использовались в следующих целях:

облегчение долгового бремени государств с высоким уровнем задолженности;

повышение эффективности служб канализации и водоснабжения;

поддержка программ иммунизации и вакцинации с целью снижения заболеваемости инфекционными болезнями, такими как малярия;

борьба с пандемией ВИЧ/СПИДа;

поддержка организаций гражданского общества;

создание стимулов для сокращения выбросов парниковых газов.

Всемирный банк осуществляет не только финансовую поддержку государствам-членам. Его деятельность направлена также на оказание аналитических и консультационных услуг, в которых нуждаются развивающиеся государства. Анализ проводимой государствами политики и разработка соответствующих рекомендаций с целью улучшения социально-экономической ситуации в государствах и улучшения условий жизни населения – часть деятельности Всемирного банка. Банк занимается исследовательской работой по широкому кругу вопросов, таких как окружающая среда, бедность, торговля и глобализация, и экономическими и отраслевыми исследованиями в конкретных секторах. Банк анализирует перспективы экономического развития государств, в том числе, например, банковского и/или финансового сектора, торговли, проблемы бедности и системы социальной защиты.

Значительная часть усилий также направлена на образовательную деятельность и распространение знаний, помогающих решать проблемы развития государства.

Институт Всемирного банка (ИВБ, англ. World Bank Institute) – один из инструментов реализации политики по распространению знаний, способствующих решению задач Всемирного банка. ИВБ работает с политиками, бизнесменами, техническими специалистами, другими категориями граждан, а также с университетами, учебными центрами из разных государств.

Служба Интернет-трансляций B-SPAN – это Интернет-портал, при помощи которого Всемирный банк проводит семинары и конференции на такие темы, как устойчивое развитие и сокращение масштабов бедности.

Направления (сферы) деятельности

Деятельность Всемирного банка охватывает широкую область деятельности:

проблемы снабжения продовольствием;

сельское хозяйство, лесное хозяйство и развитие других секторов;

экономики, связанных с использованием земель;

проблема борьбы со СПИДом в развивающихся государствах;

борьба с коррупцией;

борьба с распространением вирусных заболеваний;

проблемы детства и юношества;

проблема эксплуатации детей;

проблемы развития энергетики, доступа к источникам и поиска новых источников энергии;

экономическая политика и проблемы задолженности развивающихся государств;

выработка стратегий развития;

проблемы инвестиций в развивающиеся государства;

проблемы окружающей среды;

проблемы изменения климата и его влияния на жизнь людей;

стратегические задачи развития человечества и отдельных регионов;

проблемы экономического роста, налогообложения, задолженности;

развитие банковской системы, финансовых рынков, платежных систем;

рост цен, проблемы государств-доноров;

проблемы сохранения наследия;

проблемы водоснабжения и канализации сточных вод;

интернет и коммуникации;

развитие частного сектора экономики.

В настоящее время Банк участвует в финансировании более 1 800 проектов практически во всех секторах экономики развивающихся государств. Финансируются проекты в самых разных областях деятельности. Примерами являются развитие микрокредитования в Боснии и Герцеговине, повышение эффективности профилактики СПИДа в Гвинее, поддержка образования девочек в Бангладеш, повышение эффективности здравоохранения в Мексике, содействие восстановлению провозгласившего независимость Восточного Тимора и оказание Индии помощи в ликвидации последствий разрушительного землетрясения в штате Гуджарат.

как мбрр выдает кредиты. Смотреть фото как мбрр выдает кредиты. Смотреть картинку как мбрр выдает кредиты. Картинка про как мбрр выдает кредиты. Фото как мбрр выдает кредиты

11. Всемирный банк представляет собой акционерное общество, акционерами которого являются 188 государств-членов этой организации. Количество голосов, которыми обладают государства-участники зависит от их доли в капитале Банка, которая в свою очередь определяется их долей в мировой экономике. Эти акционеры представлены Советом управляющих, который является высшим органом, принимающим решения и определяющим политику Банка. Как правило, управляющими являются министры финансов государств-участников. Совет управляющих проводит свои совещания один раз в год во время Ежегодных совещаний Советов управляющих Группы Всемирного банка и Международного валютного фонда.

Конкретные полномочия по управлению Банком в период между заседаниями Совета управляющих переданы 25 исполнительным директорам, которые работают непосредственно в штаб-квартире Банка в Вашингтоне. Исполнительные директора образуют Совет директоров, который возглавляет Президент Всемирного банка. В Совет директоров входят пять исполнительных директоров, представляющих интересы государств-членов, обладающих крупнейшими пакетами акций: США, Япония, Германия, Франция и Соединённое Королевство. Остальные 20 исполнительных директоров представляют группы государств.

Совет директоров обычно проводит свои совещания два раза в неделю и осуществляет общее руководство работой банка, в том числе отвечает за утверждение всех займов и принятие других решений, затрагивающих деятельность Банка:

утверждение займов и гарантий;

определение общих принципов деятельности банка;

утверждение бюджета Банка;

выработка стратегий содействия государствам;

принятие решений, касающихся заимствований и других вопросов финансовой деятельности.

Президент Всемирного банка (в настоящее время американский врач корейского происхождения, 17-й президент Дартмутского колледжа (со 2 марта 2009 года), ставший первым американцем азиатского происхождения возглавившим университет, входящий в Лигу Плюща, один из основателей и исполнительный директор неправительственной благотворительной организации из Бостона (Массачусетс, США) «Партнёры по здоровью» (англ. «Partners In Health») Джим Ён Ким (англ. Jim Yong Kim, 8 декабря 1959 года, Сеул, Республика Корея)) председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью Банка. По традиции Президентом Всемирного банка становится гражданин США – государства, являющегося крупнейшим акционером Банка. Президент Всемирного банка избирается Советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран. Пять вице-президентов, в том числе три старших вице-президента (англ. Senior Vice-Presidents) и два исполнительных вице-президента (англ. Executive Vice-Presidents) отвечают за конкретные регионы, сектора, направления деятельности и выполняют другие конкретные функции. Старший вице-президент – главный экономист Всемирного банка разрабатывает стратегию развития банка.

Всемирный банк имеет представительства более чем в ста государствах мира, в которых работает около 10000 человек.

Президенты Всемирного банка

Сроки работы в должности

Юджин Айзек Мейер (Eugene Isaac Meyer)

18 июня 1946 года – 17 марта 1947 года

Джон Джей МакКлой (John Jay McCloy)

17 марта 1947 года – 1 июля 1949 года

1 июля 1949 года – 1 января 1963 года

1 января 1963 года – 1 апреля 1968 года

1 апреля 1968 года – 1 июля 1981 года

1 июля 1981 года – 1 июля 1986 года

1 июля 1986 года – 1 сентября 1991 года

1 сентября 1991 года – 4 мая 1995 года

4 мая 1995 года – 1 июня 1995 года

1 июня 1995 года – 1 июня 2005 года

Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz)

1 июня 2005 года – 1 июля 2007 года

Роберт Брюс Зеллик (Robert Bruce Zoellick)

1 июля 2007 года – 1 июля 2012 года

Джим Ён Ким ( Jim Yong Kim )

1 июля 2012 года – 1 февраля 2019 года

Дэвид Малпасс (David Malpass)

с 9 апреля 2019 года

12. Условием членства во Всемирном банке является членство в Международном валютном фонде, то есть каждое государство-член МБРР должна прежде стать членом Международного валютного фонда. Только те государства, которые являются членами МБРР, могут быть членами других организаций, входящих в Группу Всемирного банка.

Международный банк реконструкции и развития состоит из 189 государств-членов, а Международная ассоциация развития включает в себя 173 члена. В соответствии с Уставом Международного банка реконструкции и развития каждое государство имеет определенную квоту в уставном капитале, пропорционально квоте распределяются голоса при принятии решений. По состоянию на 2006 г. голоса распределялись следующим образом:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *