как менялась форма спартака
История спартаковской формы
Традиционные клубные цвета московского Спартака – красно-белые. В форме с другими цветами спартаковцев представить довольно-таки сложно. Однако, другие цвета появлялись в клубной форме команды на протяжении всей её истории.
История формы в советский период
Впервые команда примерила форму с нетрадиционными для современности клубными цветами – светло-голубая майка – в далёком 1926 году, когда перешла под крыло Союза пищевиков и стала именоваться «Пищевиками» (до этого команда носила названия «Московский кружок спорта» и «Красная пресня»).
Годом позже «Пищевики» примерили не менее интересную форму – с вертикальными красно-белыми полосками.
Главный атрибут спартаковской формы на протяжении всей её истории – поперечная полоса – появилась на футболке «Пищевиков» в 1928 году. Посреди полосы красовалась тогдашняя эмблема клуба.
В 1931 году единый профсоюз пищевиков был ликвидирован, команда перешла под крыло Всекопромсовета (МСПК) и была переименована в «Промкооперацию». Как следствие, эмблему с груди убрали.
Эмблема уже футбольного клуба «Спартак» вернулась на форму в 1938 году. В это же время цветами второй формы стали светло-голубая футболка образца 1926 года и впервые появившиеся в черном варианте трусы.
С 1957 года и до конца советской эпохи команда выступала в традиционных красно-белых цветах, лишь дважды примерив другую форму в матчах на международной арене.
Первый раз это случилось 28 ноября 1984 года. Вышла просто удивительная история. Спартак прибыл в Тбилиси на матч 1/8 финала Кубка УЕФА против немецкого Кёльна. Обе команды привезли на игру по одному комплекту форм, выдержанных в красных тонах. И поскольку в еврокубках было принято, что именно гости выбирают форму на матч, спартаковцам в срочном порядке пришлось искать замену. Администраторами команды была арендована форма на базе местного тбилисского Динамо (белые футболки и синие трусы), а буквы «Д» на груди пришлось залепить пластырем, поскольку игроки отказывались играть в форме соперников по советскому чемпионату. Константин Бесков в раздевалке стадиона сказал команде, что они «должны обыгрывать Кёльн в любой форме». Матч закончился победой советской команды со счетом 1:0.
Российская история формы ФК Спартак Москва
Впервые в современной истории в течении всего сезоне 2013-2014 в качестве гостевой использовалась чёрная форма. Она же вернулась в качестве дополнительной третьей формы в сезоне 2016-2017.
Все комплекты форм со дня основания клуба и по сей день можно увидеть в галерее.
Как менялась форма спартака
Продолжаем рассказывать о символике самых популярных клубов России. Ранее мы вспоминали, как эволюционировали эмблемы цска и «Спартака».
Теперь проследим, как менялась форма красно-белых.
Отсчет мы начнем с 1980-х годов, потому что именно с тех времен дизайн футболок «Спартака» стал регулярно обновляться.
1980
Серебряные медали чемпионата СССР-1980 спартаковцы получали в красных футболках с тремя знаменитыми полосками. Компания Adidas начала экипировать «Спартак» с середины 70-х — тогда же самый узнаваемый атрибут бренда появился на форме московского клуба. Полоски «пропали», когда «Спартак» вылетел во второй дивизион, но после возвращения клуба в элиту советского футбола, их вновь стали наносить.
В середине 80-х «Спартак» частенько отваживался на эксперименты с экипировкой. Например, сезон-1984 клуб начал в необычных футболках с вертикальными полосами. А матч Кубка УЕФА в Тбилиси против немецкого «Кельна» (1:0) спартаковцы вообще провели в бело-синей форме «Динамо» — в команде забыли, что договорились играть в белых майках и на матч приехали в красных. Пришлось заимствовать форму у местного «Динамо».
Спустя год перемены оказались еще радикальнее. С красных футболок впервые пропала знаменитая горизонтальная полоса, которая ассоциировалась с клубом ничуть не меньше, чем ромбик.
В сезоне-1987 на форме «Спартака» впервые появился логотип титульного спонсора — итальянской компании Ocrim SPA, которая производила мельничное оборудование. Именно в футболках с этим логотипом московский клуб потерпел одно из самых громких поражений в своей истории: после победы над «Вердером» (4:1) в отвтеном матче спартаковцы умудрились разгромно проиграть немецкому клубу со счетом 2:6.
В следующем году Ocrim SPA сменила итальянская компания Danielli. Казалось бы, новый спонсор — более выгодный контракт. Но на деле финансовой выгоды от расположения спонсоров на форме советские клубы в то время не имели. Логотипы компаний размещались на футболках по требованию «Совинтерспорта».
«Тогда клубы не имели возможности заключать спонсорские контракты. Обрели финансовую самостоятельность они только в конце 80-х и начале 90-х годов. До этого спонсорскими делами занимался «Совинтерспорт» — организация была монополистом на рынке. Сделать так, чтобы сразу несколько команд выступали с одним спонсором, могли только они», — вспоминал бывший работник организации Михаил Ширинян.
Кроме того, в 1988 году спартаковцам пришлось сыграть даже в непривычных красно-черных футболках в «шашечку». Багаж с формой клуба застрял где-то по пути в Северную Ирландию, так что перед матчем с «Глентораном» клуб был вынужден брать футболки в одном из местных магазинов.
Одним из первых полноценных спонсоров «Спартака» оказалась французская компания-производитель упаковок Unipack. В тяжелые 1990-е клуб начал зарабатывать, но лишился своего ромбика. Вместо него на груди футболистов появилась эмблема спонсора. Впрочем, эта форма стала для клуба счастливой на европейской арене. В том сезоне «Спартак» сначала вынес из Кубка европейских чемпионов «Наполи», а затем «Реал».
Удивительно, но первый матч в истории клуба в Лиге чемпионов — против «Монако» (1:4) «Спартак» играл в синей форме. Французы подставили красно-белых, поэтому пришлось выкручиваться.
«Форма-то у нас одинаковая. У вас — наполовину белая, наполовину красная. У нас — красная или белая. Как будем играть?». Они: «Ну давайте вы в красной, а мы в белой». Я говорю: «Хорошо». Но все равно взял два комплекта, красный и белый», — вспоминал бывший администратор «Спартака» Александр Хаджи.
«Приезжаем, в десять утра совещание перед игрой. Инспектор просит показать формы. И вдруг они выкладывают свою красно-белую форму. И говорят: «По правилам УЕФА хозяин играет в своей форме». Я говорю через переводчика: «Мы же с вами договаривались на бумагах». Они: «Вы нас неправильно поняли». Я: «И что нам делать?». Они: «Мы предоставим вам синюю форму». А тогда было не принято иметь третью форму, ее не только у нас, но и у других команд не было. Мы с инспектором посоветовались, он говорит: «Что делать, правила подразумевают такие вещи».
К середине 1990-х дизайн футболок «Спартака» в очередной раз круто изменился. На плечах появились широкие диагональные полосы, а на груди логотип нового спонсора — финансового концерна Olbi.
Вскоре Olbi уступил свое место «Уренгойгазпрому» — дочке главного «Газпрома».
В 1997 году на футболках «Спартака» появился логотип известного японского производителя электроники AKAI. Причем, по словам генерального директора «Спартака» Ларисы Нечаевой, тогда компания сама обратилась к клубу с предложением о сотрудничестве. А Юрий Заварзин, работавший в клубе на той же должности, утверждал, что «Спартак» получал от AKAI около миллиона долларов в год.
Впрочем, лишь финансовой выгодой сделка не ограничилась. В тот момент «Спартак» был на пике популярности, так что майки с логотипом AKAI стали символом побед красно-белых и полюбились спартаковским болельщикам.
Наверняка болельщики помнят и необычный красно-черный комплект формы с логотипом AKAI. В нем «Спартак» сумел расправиться с грозным «Аяксом» в.
2000
К концу 1990-х AKAI обанкротилась, а новым спонсором «Спартака» стала нефтяная компания «Лукойл», которая сотрудничает с клубом до сих пор.
2001
Сотрудничество «Спартака» с «Лукойлом» началось с экспериментов на форме. С футболок клуба вновь пропала горизонтальная полоса, а третий комплект формы стал черно-белым. В нем, например, «Спартак» бился с «Арсеналом» в Лондоне (0:1).
2003
В 2002 году закончилось многолетнее сотрудничество «Спартака» с Adidas, поэтому с сезона-2003 экипировать клуб стал Umbro.
2005
Впрочем, союз с новым производителем оказался непродолжительным. Уже в 2005 году на смену Umbro пришел нынешний партнер «Спартака» Nike.
2006
В следующем году Nike вернул на красный комплект формы полюбившуюся болельщикам белую горизонтальную полоску.
2014/2015
С тех пор почти за 10 лет форма «Спартака» практически не менялась. На значительные изменения производитель решился только в сезоне-2014/2015. Комплект обновили специально к открытию нового стадиона «Спартака».
«На обеих формах присутствует принт в форме классического повторяющегося спартаковского ромба, который перекликается с дизайном фасада стадиона», — говорилось на официальном сайте клуба.
Горизонтальная полоска тоже изменилась. На красном комплекте она стала бордовой, а на белом — серой.
2017/2018
В 2017 году «Спартак», к разочарованию болельщиков, вновь остался без полосы. Правда, на этот раз не по собственному желанию.
«Форма красивая, но хотелось бы полосу. Но этот вопрос решает наш технический спонсор», — говорил Леонид Федун.
Впрочем, на слова владельца «Спартака» многие болельщики не обратили внимания. В постчемпионский сезон они требовали вернуть легендарную полосу клуба.
2020/2021
В итоге полоска вернулась на футболки спустя два года. В нынешнем сезоне технический спонсор тоже не стал трогать символ спартаковской формы, но зато поэкспериментировал с дизайном. Так на футболках появились черные элементы.
Как менялась форма «Спартака» за 10 лет
«Спартак» официально представил форму на сезон 2017/18.
На ней нет традиционной белой полосы – впервые за 12 лет. Кроме того, некоторые болельщики жалуются на количество спонсоров.
Предлагаю посмотреть как менялась форма «Спартака» за последние 10 лет.
Сезон 2007
Сезон 2008
Сезон 2009
Сезон 2010
Сезон 2011/12
Сезон 2012/13
Сезон 2013/14
Как менялась форма «Спартака» за последние 40 лет: фото📸
Клуб играл в синих футболках и даже без знаменитого ромбика
Продолжаем рассказывать о символике самых популярных клубов России. Ранее мы вспоминали, как эволюционировали эмблемы ЦСКА и «Спартака».
Отсчет мы начнем с 1980-х годов, потому что именно с тех времен дизайн футболок «Спартака» стал регулярно обновляться.
Серебряные медали чемпионата СССР-1980 спартаковцы получали в красных футболках с тремя знаменитыми полосками. Компания Adidas начала экипировать «Спартак» с середины 70-х — тогда же самый узнаваемый атрибут бренда появился на форме московского клуба. Полоски «пропали», когда «Спартак» вылетел во второй дивизион, но после возвращения клуба в элиту советского футбола, их вновь стали наносить.
В середине 80-х «Спартак» частенько отваживался на эксперименты с экипировкой. Например, сезон-1984 клуб начал в необычных футболках с вертикальными полосами. А матч Кубка УЕФА в Тбилиси против немецкого «Кельна» (1:0) спартаковцы вообще провели в бело-синей форме «Динамо» — в команде забыли, что договорились играть в белых майках и на матч приехали в красных. Пришлось заимствовать форму у местного «Динамо».
Спустя год перемены оказались еще радикальнее. С красных футболок впервые пропала знаменитая горизонтальная полоса, которая ассоциировалась с клубом ничуть не меньше, чем ромбик.
В сезоне-1987 на форме «Спартака» впервые появился логотип титульного спонсора — итальянской компании Ocrim SPA, которая производила мельничное оборудование. Именно в футболках с этим логотипом московский клуб потерпел одно из самых громких поражений в своей истории: после победы над «Вердером» (4:1) в ответном матче спартаковцы умудрились разгромно проиграть немецкому клубу со счетом 2:6.
В следующем году Ocrim SPA сменила итальянская компания Danielli. Казалось бы, новый спонсор — более выгодный контракт. Но на деле финансовой выгоды от расположения спонсоров на форме советские клубы в то время не имели. Логотипы компаний размещались на футболках по требованию «Совинтерспорта».
«Тогда клубы не имели возможности заключать спонсорские контракты. Обрели финансовую самостоятельность они только в конце 80-х и начале 90-х годов. До этого спонсорскими делами занимался «Совинтерспорт», организация была монополистом на рынке. Сделать так, чтобы сразу несколько команд выступали с одним спонсором, могли только они», — вспоминал бывший работник организации Михаил Ширинян.
spartak.com
Кроме того, в 1988 году спартаковцам пришлось сыграть даже в непривычных красно-черных футболках в «шашечку». Багаж с формой клуба застрял где-то по пути в Северную Ирландию, так что перед матчем с «Глентораном» клуб был вынужден брать футболки в одном из местных магазинов.
Одним из первых полноценных спонсоров «Спартака» оказалась французская компания-производитель упаковок Unipack. В тяжелые 1990-е клуб начал зарабатывать, но лишился своего ромбика. Вместо него на груди футболистов появилась эмблема спонсора. Впрочем, эта форма стала для клуба счастливой на европейской арене. В том сезоне «Спартак» сначала вынес из Кубка европейских чемпионов «Наполи», а затем «Реал».
Удивительно, но первый матч в истории клуба в Лиге чемпионов против «Монако» (1:4) «Спартак» играл в синей форме. Французы подставили красно-белых, поэтому пришлось выкручиваться.
«Форма-то у нас одинаковая. У вас — наполовину белая, наполовину красная. У нас — красная или белая. Как будем играть?». Они: «Ну давайте вы в красной, а мы в белой». Я говорю: «Хорошо». Но все равно взял два комплекта, красный и белый», — вспоминал бывший администратор «Спартака» Александр Хаджи.
«Приезжаем, в десять утра совещание перед игрой. Инспектор просит показать формы. И вдруг они выкладывают свою красно-белую форму. И говорят: «По правилам УЕФА хозяин играет в своей форме». Я говорю через переводчика: «Мы же с вами договаривались на бумагах». Они: «Вы нас неправильно поняли». Я: «И что нам делать?». Они: «Мы предоставим вам синюю форму». А тогда было не принято иметь третью форму, ее не только у нас, но и у других команд не было. Мы с инспектором посоветовались, он говорит: «Что делать, правила подразумевают такие вещи».
К середине 1990-х дизайн футболок «Спартака» в очередной раз круто изменился. На плечах появились широкие диагональные полосы, а на груди логотип нового спонсора — финансового концерна Olbi.
Вскоре Olbi уступил свое место «Уренгойгазпрому» — дочке главного «Газпрома».
В 1997 году на футболках «Спартака» появился логотип известного японского производителя электроники AKAI. Причем, по словам генерального директора «Спартака» Ларисы Нечаевой, тогда компания сама обратилась к клубу с предложением о сотрудничестве. А Юрий Заварзин, работавший в клубе на той же должности, утверждал, что «Спартак» получал от AKAI около миллиона долларов в год.
Впрочем, лишь финансовой выгодой сделка не ограничилась. В тот момент «Спартак» был на пике популярности, так что майки с логотипом AKAI стали символом побед красно-белых и полюбились спартаковским болельщикам.
Наверняка болельщики помнят и необычный красно-черный комплект формы с логотипом AKAI. В нем «Спартак» сумел расправиться с грозным «Аяксом».
К концу 1990-х AKAI обанкротилась, а новым спонсором «Спартака» стала нефтяная компания «Лукойл», которая сотрудничает с клубом до сих пор.
Сотрудничество «Спартака» с «Лукойлом» началось с экспериментов на форме. С футболок клуба вновь пропала горизонтальная полоса, а третий комплект формы стал черно-белым. В нем, например, «Спартак» бился с «Арсеналом» в Лондоне (0:1).
В 2002 году закончилось многолетнее сотрудничество «Спартака» с Adidas, поэтому с сезона-2003 экипировать клуб стал Umbro.
Впрочем, союз с новым производителем оказался непродолжительным. Уже в 2005 году на смену Umbro пришел нынешний партнер «Спартака» Nike.
В следующем году Nike вернул на красный комплект формы полюбившуюся болельщикам белую горизонтальную полоску.
2014/2015
С тех пор почти за 10 лет форма «Спартака» практически не менялась. На значительные изменения производитель решился только в сезоне-2014/2015. Комплект обновили специально к открытию нового стадиона «Спартака».
«На обеих формах присутствует принт в форме классического повторяющегося спартаковского ромба, который перекликается с дизайном фасада стадиона», — говорилось на официальном сайте клуба.
Горизонтальная полоска тоже изменилась. На красном комплекте она стала бордовой, а на белом — серой.
1980 — 2020: как менялась форма «Спартака»
Sport24 проследили, как менялась форма красно-белых.
Отсчет мы начнем с 1980-х годов, потому что именно с тех времен дизайн футболок «Спартака» стал регулярно обновляться.
Серебряные медали чемпионата СССР-1980 спартаковцы получали в красных футболках с тремя знаменитыми полосками. Компания Adidas начала экипировать «Спартак» с середины 70-х — тогда же самый узнаваемый атрибут бренда появился на форме московского клуба. Полоски «пропали», когда «Спартак» вылетел во второй дивизион, но после возвращения клуба в элиту советского футбола, их вновь стали наносить.
В середине 80-х «Спартак» частенько отваживался на эксперименты с экипировкой. Например, сезон-1984 клуб начал в необычных футболках с вертикальными полосами. А матч Кубка УЕФА в Тбилиси против немецкого «Кельна» (1:0) спартаковцы вообще провели в бело-синей форме «Динамо» — в команде забыли, что договорились играть в белых майках и на матч приехали в красных. Пришлось заимствовать форму у местного «Динамо».
Спустя год перемены оказались еще радикальнее. С красных футболок впервые пропала знаменитая горизонтальная полоса, которая ассоциировалась с клубом ничуть не меньше, чем ромбик.
В сезоне-1987 на форме «Спартака» впервые появился логотип титульного спонсора — итальянской компании Ocrim SPA, которая производила мельничное оборудование. Именно в футболках с этим логотипом московский клуб потерпел одно из самых громких поражений в своей истории: после победы над «Вердером» (4:1) в ответном матче спартаковцы умудрились разгромно проиграть немецкому клубу со счетом 2:6.
В следующем году Ocrim SPA сменила итальянская компания Danielli. Казалось бы, новый спонсор — более выгодный контракт. Но на деле финансовой выгоды от расположения спонсоров на форме советские клубы в то время не имели. Логотипы компаний размещались на футболках по требованию «Совинтерспорта».
«Тогда клубы не имели возможности заключать спонсорские контракты. Обрели финансовую самостоятельность они только в конце 80-х и начале 90-х годов. До этого спонсорскими делами занимался «Совинтерспорт», организация была монополистом на рынке. Сделать так, чтобы сразу несколько команд выступали с одним спонсором, могли только они», — вспоминал бывший работник организации Михаил Ширинян.
Кроме того, в 1988 году спартаковцам пришлось сыграть даже в непривычных красно-черных футболках в «шашечку». Багаж с формой клуба застрял где-то по пути в Северную Ирландию, так что перед матчем с «Глентораном» клуб был вынужден брать футболки в одном из местных магазинов.
Одним из первых полноценных спонсоров «Спартака» оказалась французская компания-производитель упаковок Unipack. В тяжелые 1990-е клуб начал зарабатывать, но лишился своего ромбика. Вместо него на груди футболистов появилась эмблема спонсора. Впрочем, эта форма стала для клуба счастливой на европейской арене. В том сезоне «Спартак» сначала вынес из Кубка европейских чемпионов «Наполи», а затем «Реал».
Удивительно, но первый матч в истории клуба в Лиге чемпионов против «Монако» (1:4) «Спартак» играл в синей форме. Французы подставили красно-белых, поэтому пришлось выкручиваться.
«Форма-то у нас одинаковая. У вас — наполовину белая, наполовину красная. У нас — красная или белая. Как будем играть?». Они: «Ну давайте вы в красной, а мы в белой». Я говорю: «Хорошо». Но все равно взял два комплекта, красный и белый», — вспоминал бывший администратор «Спартака» Александр Хаджи.
«Приезжаем, в десять утра совещание перед игрой. Инспектор просит показать формы. И вдруг они выкладывают свою красно-белую форму. И говорят: «По правилам УЕФА хозяин играет в своей форме». Я говорю через переводчика: «Мы же с вами договаривались на бумагах». Они: «Вы нас неправильно поняли». Я: «И что нам делать?». Они: «Мы предоставим вам синюю форму». А тогда было не принято иметь третью форму, ее не только у нас, но и у других команд не было. Мы с инспектором посоветовались, он говорит: «Что делать, правила подразумевают такие вещи».
К середине 1990-х дизайн футболок «Спартака» в очередной раз круто изменился. На плечах появились широкие диагональные полосы, а на груди логотип нового спонсора — финансового концерна Olbi.
Вскоре Olbi уступил свое место «Уренгойгазпрому» — дочке главного «Газпрома».
В 1997 году на футболках «Спартака» появился логотип известного японского производителя электроники AKAI. Причем, по словам генерального директора «Спартака» Ларисы Нечаевой, тогда компания сама обратилась к клубу с предложением о сотрудничестве. А Юрий Заварзин, работавший в клубе на той же должности, утверждал, что «Спартак» получал от AKAI около миллиона долларов в год.
Впрочем, лишь финансовой выгодой сделка не ограничилась. В тот момент «Спартак» был на пике популярности, так что майки с логотипом AKAI стали символом побед красно-белых и полюбились спартаковским болельщикам.
Наверняка болельщики помнят и необычный красно-черный комплект формы с логотипом AKAI. В нем «Спартак» сумел расправиться с грозным «Аяксом».
К концу 1990-х AKAI обанкротилась, а новым спонсором «Спартака» стала нефтяная компания «Лукойл», которая сотрудничает с клубом до сих пор.
9Сотрудничество «Спартака» с «Лукойлом» началось с экспериментов на форме. С футболок клуба вновь пропала горизонтальная полоса, а третий комплект формы стал черно-белым. В нем, например, «Спартак» бился с «Арсеналом» в Лондоне (0:1).
В 2002 году закончилось многолетнее сотрудничество «Спартака» с Adidas, поэтому с сезона-2003 экипировать клуб стал Umbro.
Впрочем, союз с новым производителем оказался непродолжительным. Уже в 2005 году на смену Umbro пришел нынешний партнер «Спартака» Nike.
В следующем году Nike вернул на красный комплект формы полюбившуюся болельщикам белую горизонтальную полоску.
2014/2015
С тех пор почти за 10 лет форма «Спартака» практически не менялась. На значительные изменения производитель решился только в сезоне-2014/2015. Комплект обновили специально к открытию нового стадиона «Спартака».
«На обеих формах присутствует принт в форме классического повторяющегося спартаковского ромба, который перекликается с дизайном фасада стадиона», — говорилось на официальном сайте клуба.
Горизонтальная полоска тоже изменилась. На красном комплекте она стала бордовой, а на белом — серой.