как на руси называли сборщиков налогов
Доход государства состоит из многих видов платежей, и основная его часть приходится на налоги, которые подлежат обязательной уплате. Налоговый кодекс даёт определение, кто является сборщиком налогов. Это могут быть государственные и иные уполномоченные организации, органы самоуправления. Непосредственно сборщик налогов – должностное лицо, которое уполномочено на сбор платежей и перечисление их в бюджет.
Что такое налог
Существование любого государства, независимо от его устройства, напрямую зависит от налогов и сборов, которые пополняют бюджет и позволяют производить расходы на содержание органов власти, армии и т. п. Что такое налог? Прежде всего, это обязательный, индивидуальный и безвозмездный платёж, так как он не един для всех, а зависит от полученного дохода. Без получения налогов существование государства и его финансовая деятельность невозможны.
Налогообложению подлежат как граждане (физические лица), так и организации (юридические лица). Другими словами, каждый гражданин страны или организация, получившие прибыль от своей деятельности, обязаны заплатить определённый процент государству. Налогообложению подвергается и имущество, например, недвижимость, автотранспорт и так далее. Размер налогов определён законодательством.
Сбор налогов
Для исполнения учёта и сбора необходимых платежей во все времена существовали сборщики налогов. В современном государстве это целая система, которая производит учёт, проверку и непосредственно сбор денежных средств. Современный сборщик налогов – налоговая инспекция. Большинству граждан она хорошо известна. А вот кто осуществлял сбор налогов в различные времена, и как назывались такие люди, знают немногие.
Система сбора налогов развивалась вместе с государством и прошла различные этапы. Считается, что первый налог – жертвоприношение. Это можно найти в Пятикнижии Моисея, где говорится, что десятина из семени на земле и плодов дерева принадлежит Господу. В дальнейшем развитии эта десятина приобрела светское значение и взималась в пользу правителей, князей. Кроме того, церковь собирала свою десятину.
Первоначально сборщик налогов – это князь с его дружиной, который самостоятельно взимал дань с подданных. В дальнейшем сбор стали поручать специальным лицам – сборщикам налогов.
Древний Рим
В древнем Риме определение размера дани проводилось чиновниками-цензорами, которым все граждане Рима приносили заявления о состоянии имущества, составе семьи. Это были первые налоговые декларации. А сам процесс сбора проводился откупщиками, деятельность которых государство не в состоянии было контролировать. Императором Августом Октавианом стали создаваться специальные финансовые организации, которые проводили учёт и проверку уплаты.
Хочется заметить, что в Римской империи сбором налогов с земельных участков занимались военачальники. Но взимать дань с ввоза и вывоза товаров мог любой. Для этого необходимо было оформить специальное разрешение, которое стоило довольно дорого. Сборщик налогов такого плана назвался мытарем. Он по своей сути был тем же, что и современной таможенник.
Древняя Иудея
Древняя Иудея была государством-вассалом Римской империи. Управлял ею римский наместник, и на территории действовали римские законы. Налогами, как и в Риме, занимались специальные конторы. Между прочим, сборщик налогов в Иудее был самым презренным человеком. Он входил в определённое сословие в обществе, к которому иудеи относились с глубоким презрением, так как они были нечестны, зачастую превышали ставку налога, состояли на службе прокуратора и собирали дань в пользу Рима. Занимался этим, как и в Риме, мытарь.
Это слово было ругательным. Зазорным считалось с ними общаться, вместе есть, пить. Хорошо известно, что ученики Христа Матвей и Закхей были мытарями, но искренне раскаялись и перестали заниматься этой деятельностью. Впоследствии Матвей был провозглашён апостолом – посланником.
Сбор налогов в древней Руси
Был назначен определённый размер и места сбора дани – становища и погосты, определена форма доставки дани населением (повоз) в специальные места. Подушный налог имел название «тягло», а впоследствии получил название «подать». Были созданы сборщики податей – приказы. Ею обкладывались и такие виды деятельности как стрелецкие, ямские и прочие. Например, стрелецкую подать платили в Стрелецкий приказ.
Что такое подать
В России времён Петра I сборщик податей – специальная канцелярия, причём для каждой подати образовывалась своя. Подать – это сбор, который взимался с определённых государством единиц, подлежащих обложению: двор, соха, обжа и др. В конце правления Петра была определена подушная подать, которой облагались все люди мужского пола, кроме дворян, находившихся на службе, а также духовенства.
Постепенно круг освобождённых от податей расширился. Исключение из списка податных составили не служившие дворяне и купечество. «Податное сословие» составляли только ремесленники и крестьяне.
Как на Руси когда-то называли сборщиков налогов?
Изначально на Руси сбором налогов (дани) занимался сам князь с дружиной. Затем он назначал особых сборщиков либо договаривался с общиной о величине налога, который они сами приносили князю. Но четкой системы налогов не было, и князю дань могла потребоваться в любой момент.
В домонгольской Руси сборщик торговых пошлин назывался словом «осьменик» (осьмник). Это было ведущее лицо торговой верхушки феодального общества.
С приходом монголо-татар он стал именоваться «таможник ветхий» (староста таможенный). Слово «таможник» происходит от тюркского слова «тамга» (первоначально клеймо, отмечающее право собственности на скот; позднее денежный налог) и глагола «тамжить» (таможить, собирать налог). С XVI века вместо слова «тамга» стало употребляться «рублёвая пошлина».
В период монголо-татарского ига сборщиков налогов от Золотой Орды называли «баскаками«.
Сборщиков налогов на Руси, конечно, не любили. Это название уходит корнями в Иудею.
Ещё это слово звучит в Священном Писании. И даже там это слово означало сборщика податей, налогов с простого народа.
Также мытарем называют подлого человека, который заставляет других испытывать муки.
Что интересно, император Павел Первый был очень образованным человеком. Он с детства любил чтение книг, читал произведения зарубежных классиков в оригинале, любил сортировать книги по тематике и самолично следил за формированием своей библиотеки.
Он провел политику, давшую результатом значительное снижение в стране количества крестьянских бунтов: он разрешил не работать в воскресные дни, а также снизил количество дней, которые должен был крестьянин отрабатывать на помещика.
Боролся он и с засильем иностранных слов, он издал цензурный словарь, в котором иностранные слова были заменены русскими аналогами.
Лишь для слова «общество» не нашлось достойной замены в этом словаре, поэтому пошли по простому пути: это слово просто запретили употреблять.
Это слово произошло в результате искажения слова «мусульманин» в разговорной речи. В старину обозначало человека нехристианской веры, иноземца.
Атас, это клич, восклицание, сокращенное от фр. атанде и означает «опасность».
И поскольку стразы ярко блестят и сильно выделяются на фоне платья, богословы и делают акцент именно на редких исторических совпадениях.
Сборщик податей на Руси Как назывался?
Есть такой подмосковный городок с неблагозвучным названием Мытищи это от меня в 20 км, там и знакомые живут. Я им ещё давно объяснил почему такое неказистое название у города Мытищи, а всё дело в том, что в средние века там было подобие таможни и Мытари собирали подать с купцов, вот и появились Мытищи (мне другое слово слышится. нехорошее:-) Ответ- Мытарь.
Ни в одном толковом словаре так и не смогла найти конкретно написанной формулировки для этой подписи. Только в небольшой статье обнаружилось между прочим упоминание так называемой скрепы, которая устанавливалась на документах:
Т.к. печать или мост не подошли по буквам, оставалось только вариант скрепа попробовать в кроссворде, который идеально прошел во всех пересечениях сетки-)
Так на Руси называли того, кто ходатайствует (заступается) за кого-то, выступает как его защитник, в том числе ведёт дела в суде, в присутственных местах.
Также слово «ходатай» использовалось в значении: посредник (переводчик), поверенный
В данный момент слово является устаревшим и не используется, встречается только в художественной литературе того времени.
Просмотрела все доступные словари, из которых выбрала все синонимы слова «плут», состоящие из пяти букв: абаим, абдал, алыра, жулик, жучок, шахер, шнырь, шулер. Уберём из них относительно современные и знакомые:
Сюда же можно отнести и слово «шнырь» от «шнырять туда-сюда». Такой «шныра», пройдоха. который везде суётся, что-то разузнаёт, копается в чужих вещах, но на полноценного плута не тянет, употребляется чаще как бранное слово.
Налоговая система на Руси в 9-начале 16 века
Налоговая система на Руси в IX- начале XVI века
Сначала дань платили князю Олегу подвластные ильменские племена, кривичи и мери.
В 883- дань взимается с древлян ( чёрная куница с семьи)
884- с северян(один шляг с рала), затем радимичи
В то же время население Новгорода платило князю по 300 гривен( сбор был целевой- на содержание дружины для охраны северных границ)
Гривна – слиток серебра различной формы. Это самая крупная монета до 14 века
В Древней Руси было поземельное обложение, а также косвенные налоги- торговые и судебные пошлины.
Перевоз – провоз товара через реку
Гостиная – на право иметь склад
Торговая – на право устраивать рынок товаров
В 988 году князем Владимиром было принято христианство. Для поддержки церкви, строительства храмов введена специальная подать – десятина ( 10 часть с доходов).
Выход выплачивался с каждой души мужского пола и с головы скота
В это же время был вид тяготы- ям— то есть обязанность поставлять подводы ханским войскам
На самой Руси в это время остались только пошлины, которые шли в казну князя.
С воза или без воза, на лошади – бралась деньга( собирательное название серебряных монет)
С ладьи ( струга)- алтын( три копейки)
Множество других пошлин: с литья серебра, с соляных варниц, с рыбных промыслов, с клеймения лошади, медовая, гостиная, сторожевая, пошлина с браков и др.
В 12 веке сборщик пошлин назывался осьменик, осмничее— пошлина с торговли.
Главный прямой налог брался деньгами с черносошных крестьян и посадских людей.
Пищальные ( для производства пушек)
Сборы на развитие городов
На строительство засек ( укреплений на юге Московского государства)- засечные
Другой источник дохода казны- оброки. Им облагались пашни, реки, огороды, леса, сенокосы, мельницы.
Все сведения записывались в писцовые книги ( это делали писцы)
Только в 1679 году соха как единица измерения была отменена.
Единицей измерения стал двор.
Продолжали оставаться косвенные налоги в виде различных пошлин. Главные- таможенные и винные.
Только после свержения ига Иван III в конце 15-начале 16 века изменил сиcтему налогообложения
Введён прямой налог ( подушный ) и косвенные ( акцизы и пошлины).
О налоговой системе последующих веков готовится статья.
Следите за публикациями.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Налоги в Древней Руси
Люди никогда не любили платить налоги. Не любят и теперь. Однако, слушая причитания граждан о непосильном налоговом бремени, историки только философски улыбаются: не видели вы, граждане, лиха. Современный налоговый инспектор входит в нашу жизнь в виде тщедушного клерка, вооруженного авторучкой и калькулятором. Ему нужна лишь небольшая толика наших денег.
Средневековый «налоговый служащий» приходил в составе хорошо вооруженной группы лиц, очень похожих на бандитов с большой дороги. Вместо авторучки у средневекового мытника (так называли сборщика налогов) был добрый меч, а вместо офисного пиджачка – клёпанная кольчуга. И забрать он мог не тринадцать, и не двадцать пять процентов доходов. Он мог забрать все, что понравилось: одежду, скотину, жену, детей. А если в плохом настроении – то и жизнь.
Налоги выросли из даней, которые побежденные племена платили победителем. Собирали эти налоги во время так называемого «полюдья». Из летописи нам известно трагически закончившееся полюдье, в которое отправился князь Игорь Старый в 945 г. Тогда он решил увеличить «налоговое бремя» на покоренное племя древлян. Пожив у них определенный срок и, видимо, основательно обобрав, он поехал было домой, в Киев, но в какой-то момент его обуяла жадность, и он вернулся за добавкой.
Древляне, только что счастливо спровадившие князя, снова увидев его, удивились. И удивились совсем не по-доброму. Надо сказать, что не только налоговики Х века отличались крутостью нрава, налогоплательщики тоже были не чета нынешним. Они не выходили на одиночные пикеты и не писали истеричных постов в Фэйсбуке и Одноклассниках. Они просто привязали одну ногу князя Игоря к одному туго согнутому дереву, а другую ногу князя Игоря к другому туго согнутому дереву. После чего деревья были отпущены. Из одного цельного князя получилось две княжеские половинки.
Надо сказать, этот случай «уклонения от уплаты налогов» не прошел для них безнаказанно. Ответом было мероприятие, называемое в научной и учебной литературе «налоговой реформой княгини Ольги». Началась эта реформа, как часто бывает, с попытки убедить население, что реформа не ударит по ним слишком сильно. Объектом стали жители древлянского города Искоростня. Они были повинны в убийстве князя Игоря, поэтому опасались (как потом выяснилось, не зря), что Ольга так просто от них не отстанет. Но Ольга убедила, что хочет лишь «дань малу»: по три воробья и по три голубя со двора.
Древляне воодушевились: обычно дань брали медом и мехами, которые стоили недешево. А голуби и воробьи в те далёкие времена (впрочем, как и сейчас) были «бесплатным ресурсом». Они собрали нужное количество птичек и выдали княгине. Ольга приказала привязать к каждой трут, поджечь и отпустить. Птицы, повинуясь природному инстинкту, полетели туда, где были пойманы. На голубятни и чердаки Искоростня. Город заполыхал сразу с нескольких концов. Тушить было невозможно. Жители стали выбегать из-за городских стен. Там их встречали дружинники Ольги и методично истребляли. Тех, кто не был истреблен, обратили в рабство, а на прочих была наложена дань настоящая – тяжелая. Это был первый знаменательный шаг реформы, о которой летописец сообщил кратко:
«И устави по Мьстѣ погосты и дань, и по Лузѣ погосты и дань, и оброкы; и ловища ея суть по всей земли, и знамения и мѣста и погосты».
В дальнейшем налоговая система продолжала развиваться. От эпизодических «наездов» власть перешла к регулярному обиранию населения. Впрочем, платить налоги обязаны были не все. Бояре и дворяне не платили. Но они должны были с пятнадцати лет нести военную службу. Причем, не шутейную: военная служба в те времена была сопряжена с постоянной опасностью. Если бы современному человеку предложили: отправить своего сына в «горячую точку» или заплатить деньгами, «горячую точку» выбрали очень немногие.
Это уж потом дворянство из боевого сословия превратилось в сословие тунеядское, но в средние века им приходилось несладко.
Те, кто не служил – платили. Назывались они «тяглыми» или «подлыми» людьми. В слове «подлый» изначально негативного смысла не было. Оно означало лишь, что человек подлежит налогообложению. Причем, платить налоги государству – это была в определенном смысле привилегия. Привилегия свободных людей. Зависимые люди платили не государству, а своим хозяевам.
Изначально, со времен древнейших князей, единицей налогообложения был «дым» или «двор». Это давало возможность малоимущим уменьшать налоговую нагрузку, не расселяясь по разным дворам, а жительствуя одной большой многопоколенной семьей. Прекратил эту практику Петр I Великий, который ввел подушную подать. Теперь единицей налогообложения была «душа», т.е. лицо мужского пола.
Раз в десять-пятнадцать лет проводилась ревизия: пересчитывали всех мужчин податных сословий Российской империи. И вплоть до следующей переписи человек был обязан выплачивать подать даже в том случае, если у него не было доходов. Более того, платить обязаны были даже мертвые. «Как же так, – спросит озадаченный читатель, – как же мертвый может платить?» «Очень просто», – ответит историк. Налог начислялся не индивидуально, а на крестьянскую общину. Если в селе было 159 мужчин, то налог высчитывался в целом на них на всех. И вплоть до следующей переписи не менялся.
Сначала он равнялся 74 копейкам, а к XIX веку вырос до двух рублей в год. Два рубля по тем деньгам – это было не очень много. На рубль можно было купить пару куриц или 2,5 кг. говядины. Но население было бедным. Мясо на столе большая часть видела только по праздникам. Поэтому и эти рубли были для крестьян чувствительной потерей. Подушную подать отменили в 1887 г. Тогда налоги начали платить уже и дворяне.
Наступала эпоха великих перемен. В начале ХХ века Россия погрузилась в хаос, который не смогли пережить ни русская монархия, ни дворянство, ни буква «ять». А налоги выжили. И неплохо чувствуют себя. Они, конечно, приняли к сегодняшнему дню более благообразный вид. Хотя нет-нет, а мелькнет в стеклах очков налогового инспектора отблеск пожара древнего Искоростня.
Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.