как напечатать меню для столовой образец
Форма ОП-2. План-меню
В организациях общепита или в тех, где предусмотрена собственная столовая, например, завод, школа, используют такой документ, как план-меню. Форму заполняет на каждый день заведующий производством либо другой сотрудник с аналогичными обязанностями. Разберемся, какую информацию необходимо в нее вносить.
Общая информация
Данная унифицированная форма — ОП-2 — была утверждена постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 года №132. Как и другие аналогичные, она перестала быть обязательной с начала 2013 года (Инф. Минфина №ПЗ-10/2012). Организации получили право самостоятельно разрабатывать бланки документов. Но только нужно соблюдать правило: в собственные бланки требуется обязательно включать все необходимые реквизиты. Их список можно изучить в п. 2 ст. 9 ФЗ №402 (ФЗ «О бухгалтерском учете»). А также следует зафиксировать применение самостоятельно разработанных форм в учетной политике компании.
Несмотря на такую свободу действий, некоторые организации предпочитают использовать в работе унифицированные формы. Они привычны работникам со стажем и проверяющим организациям, к тому же точно содержат все необходимые реквизиты.
Как уже было сказано, форма ОП-2 заполняется ежедневно. Ее задача — зафиксировать все блюда, которые нужно приготовить, и на основании этого уже составляют требование в кладовую. Также, основываясь, на этом документе, бухгалтер формирует калькуляцию и выявляет розничные цены на обозначенные в нем блюда. И еще одна функция — помочь в формировании меню торгового зала с указанием наименования блюд, цены и массы.
Важно! План-меню заведующий производством должен формировать для следующего дня, когда планируется приготовление этих блюд, не позже 3 часов дня. Затем руководитель должен данный документ утвердить.
Блюда в нем нужно перечислять в особом порядке: сначала — закуски, далее — первые и вторые блюда, далее напитки, комплексные обеды и т.п.
Заполняем план-меню
Форма состоит из шапки и основной части. В шапке указывают наименование организации общественного питания и ее структурного подразделения, код ОКПО, вид деятельности хозяйствующего субъекта, вид операции, номер и дату составления документа, дату, на которую утверждают меню.
Кроме того, в шапке присутствует гриф «Утверждаю» для главы организации или его доверенного лица. Здесь он указывает свою должность, ставит подпись и дату для утверждения плана-меню.
Основная часть бумаги представляет собой таблицу с такими графами (номер пункта списка соответствует номеру графы):
В конце таблицы нужно обязательно указать общую сумму по всем блюдам. Подписывает документ заведующий производством.
Если строк в бланке меньше, чем планируемых блюд, то их нужно будет добавить в любом необходимом количестве.
К сведению! План-меню составляют в одном экземпляре.
Как сделать меню для ресторана и кафе
В настоящее время любое заведение общественного питания (кафе, ресторан, паб, бар и т.д.) имеет собственное меню. В нем указываются наименования предлагаемых посетителям блюд, граммовка и цены.
Перед созданием меню необходимо разобраться в этом вопросе. Кроме того, мало один раз его разработать. Меню необходимо видоизменять и дополнять, если происходят какие-то изменения в работе ресторана, добавляются новые блюда или происходит корректировка цен. Также в нем необходимо отражать актуальные сезонные предложения.
Создайте свой логотип онлайн. Более 50 тысяч брендов по всему миру уже используют логотипы от Турболого.
Чтобы меню было структурированным и понятным для клиентов, необходимо основательно подойти к его разработке. Эту задачу можно поручить специалистам в данной области или заняться этим самостоятельно. В статье мы расскажем про способы создания меню с помощью онлайн-генераторов или графического редактора Photoshop.
Этапы создания меню
Разработка часто требует немало усилий и времени, но сам процесс содержит всего несколько шагов. Про каждый из них последовательно рассказано ниже.
Советы по разработке от дизайнеров
Теперь вы знаете, в какой последовательности выполняется разработка меню. Но для получения качественного результата также необходимо знать некоторые нюансы. Далее представлены основные советы специалистов, которые помогут вам сделать верный выбор при создании дизайна и подборе элементов меню.
Выбирайте простой дизайн
Хорошее меню отличается своей простотой и сдержанностью. В нем должны быть отражены названия предлагаемых клиентам блюд с понятной формулировкой.
Не следует помещать в меню большое количество предложений. Доказано, что слишком большой выбор блюд может оттолкнуть клиентов, потому что они попросту не смогут определиться. Поэтому оптимально предлагать по 4-5 основных и вторых блюд. Их можно дополнить сопутствующими товарами (хлеб, соусы, напитки и т.д.).
Кроме того, не стремитесь украсить страницы меню обильным количеством изображений еды. Это, конечно, может пробудить аппетит клиентов, но при этом отвлечет их от выбора.
Придерживайтесь правила «золотого треугольника»
«Золотым треугольником» называют три основных области, на которые в первую очередь люди обращают внимание при просмотре меню.
Выбирайте подходящий шрифт
Значительный вклад в привлекательность меню вносит шрифт, которым выполнен основной текст. Он должен быть читабельным и соответствовать общему стилю заведения.
Желательно использовать шрифты без засечек и без лишних завитков. При этом важно остановиться на 2-3 основных шрифтах. В противном случае меню будет выглядеть несуразно.
Допустимо выбирать причудливые и рукописные шрифтовые стили, если это предполагается тематикой ресторана. Но в этом случае также следует позаботиться о читабельности надписей.
Жирный шрифт, интервалы и прочие выделения должны гармонировать с остальным текстом и не портить общий вид меню.
Адаптируйте меню под иностранных посетителей
Рестораны, особенно высшего класса, часто посещают представители других стран. Важно учитывать это при разработке меню. Чтобы иностранные посетители могли понять наименования блюд, необходимо перевести их на несколько языков.
Не обязательно переводить тексты не множество языков. Можно ограничиться английским. Помимо удобства для клиентов, это также подчеркнет вашу гостеприимность и уважение к представителям других стран.
Не используйте знаки валют
Последнее время все больше заведений отходят от указания в меню знаков валют («€», «£», «$» и т.д.). Это позволяет показать посетителям, что получение прибыли для компании — не главная цель работы ресторана.
Кроме того, и без этих знаков клиентам понятно, какие цифры обозначают цены. А лишние детали на меню сделают его только более нагруженным.
Верно подберите длину описания блюд
Человеческий взгляд охотнее падает на отличающиеся детали. Поэтому если вы напишите несколько коротких предложений и одно длинное, то клиенты скорее всего захотят прочитать последнее. Это работает и в обратную сторону: из длинных фраз выберут короткое.
Используя данную особенность внимания, можно целенаправленно делать акценты на отдельные части описания. Например, на главные ингредиенты блюда.
Также желательно экспериментировать с длиной описаний, чтобы подобрать оптимальный вариант.
Позаботьтесь о продвижении
Меню можно назвать своеобразным продавцом для посетителей заведения. Оно презентует и предлагает им попробовать блюда и напитки. Поэтому от качества дизайна и грамотности составления меню нередко зависит желание клиентов снова возвращаться в это кафе или ресторан.
Также для продвижения желательно создать дополнительно официальный сайт заведения. Если такой возможности нет, то можно ограничиться страничкой в социальной сети. На ней нужно представить основную информацию о кафе или ресторане, а также электронный вариант меню. Это повысит доверие клиентов к заведению и обеспечит приток новых посетителей.
Способы создания меню ресторана
Как говорилось ранее, существует несколько способов разработки меню для собственного заведения общественного питания. Для этого можно воспользоваться:
Выбор способа напрямую зависит от бюджета компании. Например, не каждая небольшая кофейня может позволить себе услуги дизайнера для создания меню. Поэтому оптимальнее остановиться на одном из тех вариантов, которые перечислены выше.
Онлайн-генераторы меню
Специальные сервисы по созданию меню имеют ряд преимуществ.
Мы подобрали самые известные и простые онлайн-генераторы меню, которыми вы можете воспользоваться. Подробнее о каждом из них далее.
iMenuPro
iMenuPro — онлайн-сервис, позволяющий быстро создать и распечатать меню для заведения. Чтобы работать с этой площадкой, не обязательно обладать дизайнерскими навыками.
Сервис содержит обширное количество различных шаблонов, которые можно настраивать под концепцию своей компании. Это позволяет получить меню, подходящее для заведения любой тематики и типа.
Процесс разработки в iMenuPro отличается своей простотой и четкостью.
Кроме того, в данном сервисе есть возможность загрузки изображений из других источников. Таким образом, у вас не будет никаких ограничений при создании собственного меню.
Стоимость: 15$/месяц.
Canva
На данной дизайнерской платформе вы можете создать меню с использованием уже готовых шаблонов. Вам потребуется только загрузить готовый текст и фотографии реализуемых блюд и напитков. Вторичные изображения можно подобрать в самом сервисе.
Во время разработки дизайна можно видоизменять отдельные детали. Есть возможность подобрать другой шрифт, добавить фильтры и картинки.
Сервис Canva также представлен в виде приложения на Android, iPhone и iPad. Это позволяет заниматься разработкой в любом месте с помощью гаджета.
Стоимость: бесплатно.
Menugo
Данный сервис дает возможность быстро и легко создать качественное меню для любого заведения. Для удобства тут существует разделение шаблонов на разделы. Вы можете выбрать понравившийся дизайн и продолжать работу с ним.
По окончании разработки итоговый вариант меню можно скачать и далее распечатать.
Стоимость: бесплатно (без удаления кастомизации и водяных знаков) или 9$ (с удалением водяных знаков, с 200 доступными шаблонами)
MustHaveMenus
MustHaveMenus — известная платформа, которая позволяет составлять любой вид перечней блюд ресторанов или кафе. На нем можно пройти все этапы создания меню: от разработки до печати готового продукта.
Первым шагом предстоит выбрать подходящий шаблон из представленных вариантов. Далее он наполняется необходимой информацией о заведении и видоизменяется по вашим требованиям. После завершения работы над шаблоном можно скачать итоговое меню.
Стоимость: 29$/месяц
Adobe Spark
С помощью сервиса Adobe Spark также можно создать меню для заведения общественного питания. Преимущество площадки — наличие большого выбора профессиональных шрифтов. Также на сервисе возможно загружать собственные изображения и кастомизировать выбранный шаблон.
Стоимость: бесплатно.
Photoshop
Помимо онлайн-генераторов, существуют графические редакторы, с помощью которых также можно создать меню для своей компании. Однако в этом случае потребуется обладать хотя бы минимальными способностями в области дизайна.
Плюс данного способа — абсолютно бесплатная разработка меню. Но также у создания продукта с помощью Photoshop есть ряд минусов:
Но если вы все-таки решили выбрать данный способ разработки, то советуем ознакомиться с обучающим видео. В нем подробно разобран принцип создания меню с помощью представленного графического редактора.
Как создать дизайн меню для ресторана в Photoshop
Вместо итога
Меню буквально позволяет выстраивать коммуникацию между заведением и клиентом.
Также важно понимать, что меню — это не просто список предлагаемых клиентам блюд. Оно отражает имидж и тематику ресторана или кафе. Поэтому к его разработке нужно отнестись ответственно.
В данной статье мы постарались собрать основные советы по дизайну, которые позволят вам создать идеальное меню для вашего заведения.
Продуктовый и графический дизайнер с опытом работы более 10 лет. Пишу о брендинге, дизайне логотипов и бизнесе.
Меню-требование на выдачу продуктов питания
Меню-требование на выдачу продуктов питания относится к первичной документации и применяется на тех предприятиях, на которых предусмотрена организация централизованного питания сотрудников и иных, не входящих в штат компании, лиц. При этом предприятие может относиться как к коммерческой, так и к бюджетной сфере.
Правила применения меню-требования
По сути дела данный документ является запросом на выдачу определенного количества продуктов, необходимого для приготовления нужного количества блюд. Составляется он ежедневно и учитывает нормы раскладки мяса, круп, овощей, фруктов и пр. на одну готовую порцию, а также число довольствующихся сотрудников.
Заполнение документа производится непосредственно в момент выдачи-получения продуктов питания. На основе меню-требования происходит списание продуктов, хранящихся на складе, и принятие их в пищеблоке.
Правила составления меню-требования
Документ имеет унифицированную форму, поэтому его заполнение строго регламентировано. В него включены:
Основная часть документа формируется в виде таблицы, в которую вписываются:
В документ нужно вносить только достоверные сведения, поскольку в дальнейшем при обнаружении в нем заведомо ложной информации, ответственные за заполнение документа лица могут понести серьезное наказание.
Правила оформления меню-требования
Заполнение меню-требования может происходить как в рукописном, так и в печатном виде.
ВАЖНО! Меню-требование должно быть в обязательном порядке удостоверено подписями руководителя предприятия и сотрудниками, ответственными за выдачу, прием и использование продуктов.
Количество листов в документе не ограничено если их несколько, то все они должны быть подсчитаны, пронумерованы и должным образом прошнурованы. Данные о количестве листов необходимо заверять подписью ответственного листа, а также печатью организации (при ее наличии).
После того, как бланк меню-требования будет оформлен и подписан всеми сотрудниками, он должен быть передан специалисту отдела бухгалтерии, которые проверяет внесенную в него информацию, а затем вносит ее в накопительную ведомость по расходу продуктов питания, составляемую ежемесячно.
Пример составления меню-требования
Заполнение данных предприятия
Утверждение общего итога
В этой части меню-требования с левой стороны несколько строк отводится для заполнения руководителем организации. Здесь, уже после окончательного оформления документа, в нужных ячейках ставится его подпись с расшифровкой, а также дата утверждения. Без заполнения этих строк, бланк не будет считаться действительным.
Далее идет табличка, в которую вписываются:
численность довольствующихся по плановой стоимости одного дня и т.п. (эти данные заполняются столько при необходимости).
А вот ячейки, касающиеся фактической стоимости, а также численности персонала заполнить нужно обязательно, так же как и ячейки под названием «всего».
Таблица заказываемых продуктов
Здесь идет основная таблица, в которую:
Например, напротив строки «говядина, баранина» в вертикальную графу под наименованием «суп» нужно внести количество килограмм мяса, которое потребуется для приготовления этого блюда исходя из общего количества человек, стоящих на довольствии. Аналогичным образом заполняется вся остальная таблица.
Подписи ответственными сотрудниками
После того, как вся таблица будет оформлена, она подписывается ответственными сотрудниками: обычно это
В завершение меню-требование должен подписать ответственный ха их использование работник. Все подписи должны быть расшифрованы.
Запуск меню: как правильно оформить меню для ресторана
Очередная статья цикла «О кухне ресторанного бизнеса». В этой статье я расскажу вам о том, почему чем короче, тем лучше, и как на этом заработать больше.
Здравствуйте! Меня зовут Сергей Моховцов. Я работаю бренд-шеф-поваром кафе «Веранда», кафе паназиатской кухни «Ли» и кейтеринговой организации «Первый кейтеринг» в городе Гродно, Беларусь.
Недавно я запустил личный проект «Шеф поможет».
«Шеф поможет» — это проект, в котором я собрал команду шеф-поваров, работающих в заведениях с разными концепциями. Вместе мы помогаем молодым рестораторам: делаем меню для их заведений, обучаем поваров, оснащаем и разбираемся с любыми вопросами, связанными с кухней ресторанов.
Поскольку тема ресторанной кухни и всех трудностей, которые с ней связаны, мне знакома, я решил поделиться своим опытом в цикле статей. Надеюсь, мне удастся помочь молодым рестораторам ответить для себя на некоторые вопросы, прочитав мои статьи цикла «О кухне ресторанного бизнеса».
Печатное меню — это рабочий инструмент для вашего заведения. То, как оно будет сделано — будет влиять на выбор посетителя, а значит и на ваши продажи.
Начнём с ключевого вопроса: «короткое или длинное?»
Чем короче меню, тем проще посетителю сделать выбор, чем длиннее оно в количестве блюд, тем дольше будет занят ваш столик и сложнее будет вашим поварам. Помните, меню в первую очередь должно удовлетворять вкусам и пожеланиям в еде ваших посетителей. Для этого не нужно делать его длинным. Достаточно просто дать разумное разнообразие.
Прочитали? А теперь извините меня за то, что засоряю вам мозг. Так 10-20 лет назад составляли меню столовые и рестораны советской кухни.
Нам нужно не просто сориентировать посетителя в меню, а сделать так, чтобы меню работало на нас и, при этом, было понятным и структурированным. Правильное размещение блюд в меню — это когда посетитель пришёл покушать «Цезарь» и легко нашёл его в меню, но в процессе просмотра передумал и заказал салат с морепродуктами и стейк.
Итак, под номером 1 (место куда ваш гость посмотрит в первую очередь), нужно располагать блюда с самой высокой маржой. Хорошим ходом будет выделить ярким элементом или рамкой сегмент блюд, которые вы хотите продать в первую очередь.
Также стоит помнить о том, что, как правило, человеку тяжело расставаться с деньгами, поэтому не нужно бить по больному. Располагать цену лучше не с правой стороны от блюда как делают многие, а под описанием или по центру под названием и выходом. И ни в коем случае не выделяйте цену другим шрифтом!
Правила, выставленные управлением торговли, обязывают нас писать выход как в рецептурах (дробно). Но мы легко можем обойти этот момент, сделав выходы дробными в оригинале меню. А те меню, которые подаём гостю, обозначить как «рекламная копия» и писать там целые числа.
180/160/60/15 20,00 руб
Согласитесь, гораздо легче отдать 20 руб. за блюдо выходом 415гр. чем за блюдо весом 180/1../что?/кого?/что здесь происходит?… :/
Официанты при таком подходе к построению меню должны знать вес мяса, гарнира и соуса в отдельности! Если гость спросит, они должны без затруднений предоставить ему эту информацию.
В ингредиентах, описание должен знать в совершенстве тот, кто продаёт блюдо. Официант должен знать и процессы приготовления, и состав, и место происхождения продуктов. Когда вы описываете меню, вы обязаны пробудить эмоции у посетителя. Простое перечисление ингредиентов этому никак не способствует.
Так же невежеством будет применять уменьшительно-ласкательные предложения! Если речь не о кафе домашней кухни.
Картофель не станет вкуснее, если его назвать «картошечкой»
Если вам кажется, что в ресторане посетитель закажет «перчик» с большей вероятностью чем «перец», то поверьте — вам так только кажется. И помните, что если вы всё же делаете описание на основе перечисления ингредиентов, то начинать нужно всегда с главного.
Допустим: вы описываете салат «Цезарь с курицей». Что в нём главное? Курица? Нет! Курица — это только дополнение к салату, именно поэтому салат и называется «Цезарь с курицей». На самом деле салат «Цезарь» — это 3 основных ингредиента: соус, сухарики, салат «ромен». Всё остальное дополнение.
Третий вариант оказался максимально полезен для гостя. В нём мы развеяли миф об анчоусах, погрузили читателя в процессы приготовления, пообещали качество, «сочного цыплёнка» и заинтересовали блюдом.
Это всего два предложения и они гораздо полезнее для гостя, чем просто описание ингредиентов, которые он, скорее всего, и так знает.
Если вам сложно сделать заказ, или вы не склоняетесь к выбору тех позиций, которые хотели бы продавать, или вам просто сложно ориентироваться — вам нужно перерабатывать меню.
Кроме того, когда будет готов разработанный дизайнером макет вашего печатного меню, не забудьте привлечь к вычитке шеф-повара. Кроме орфографических ошибок в меню могут содержаться ошибки в подаче информации. Например, в одном из мест где я работал, при описании постного меню в описании для блюда “Щи зелёные” употребили слово “суточные”. Сделано это было для красивого словца, без понимания процессов приготовления и знания истории блюда. Только ваш шеф-повар, тот человек который разрабатывал блюда вашего меню поможет вам избежать таких нелепостей в описании и не опозориться перед гостем.
Доведите до идеала ваше меню. Обратитесь к профессиональным дизайнерам. Меню — это важный продающий инструмент, такой же важный как официанты в вашем заведении. Сделайте своё меню максимально полезным для посетителя и ваших продаж.
Оставайтесь вдохновлёнными, оставайтесь жаждущими и читайте мои статьи. Вместе мы разукрасим наш век новыми гастрономическими достижениями.
По просьбам читателей, я создал свой Telegram-канал, где вы сможете следить за выпуском новых статей. Также туда я публикую свои мысли о мире ресторанной кухни и ответы на интересные вопросы.
План-меню по форме № ОП-2 (бланк, образец заполнения)
Что представляет собой документ ОП-2
По форме ОП-2, введенной в деловой оборот Госкомстатом РФ постановлением от 25.12.1998 № 132, составляют, как правило ежедневно, плановое меню из тех блюд, которые предприятие общепита собирается реализовывать либо использовать в процессе организации питания своих сотрудников. Причем основным профилем такого предприятия необязательно должен быть общепит. Это может быть, например, школа.
О документе, которым оформляют закупки сельхозпродукции у населения (в т. ч. для целей общепита), читайте в материале «Унифицированная форма № ОП-5 — закупочный акт» .
Каковы особенности структуры и заполнения документа
План-меню формируется заблаговременно – до того, как перечисленные в нем блюда начинают готовиться. В его графах указывают:
Перечень блюд формируется в определенной последовательности: от закусок к первым, вторым блюдам, напиткам и комплексным обедам.
Форма ОП-2 создается в 1 экземпляре, подписывается заведующим производством и заверяется директором организации.
Какие нюансы учесть при составлении план-меню, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
О том, как формируется отпускная (продажная) цена блюда, читайте в статье «Унифицированная форма № ОП-1 — калькуляционная карточка» .
Где можно скачать форму ОП-2
Загрузить бланк документа ОП-2, который соответствует формату, утвержденному Госкомстатом РФ, вы можете на нашем портале.
Кроме того, в вашем распоряжении — заполненный образец соответствующего документа.
Итоги
Форма ОП-2 представляет собой плановое меню и может использоваться как теми фирмами, которые осуществляют приготовление блюд с целью продажи, так и теми предприятиями, которые организуют питание для собственных сотрудников (либо посетителей). В ней фиксируются ключевые учетные параметры блюд, такие как количество порций, отпускная цена блюда, а также сумма выручки.