как написать представление на сотрудника образец
Характеристика с места работы на сотрудника. Образец написания
Эта важная бумага может быть составлена по просьбе самого сотрудника, по инициативе руководителя или по внешнему запросу, в зависимости от места и цели предполагаемого предъявления. Характеристика на сотрудника может быть внутренним документом и предназначенной для предоставления по любому месту требования. Ниже приведён пример характеристики на работника. Скачайте и отредактируйте под себя.
Образец написания универсальной характеристики
«____» _____________ 201_ года
Характеристика
на Аверину Веру Владимировну, старшего экономиста ООО «_____________»
Аверина В.В., «__» ________ 19__ года рождения, образование высшее (окончила в 2000 г. Московский Государственный Университет по специальности «Экономика и управление»).
Работает в ООО «_____________» на должности экономиста с 18 апреля 2007 г., в 2009 году переведена на должность «старший экономист». За время работы направлялась на курсы повышения квалификации, которые успешно окончила, получив сертификаты по программам: «Отчетность-2016», «Финансовая аналитика», «Современный экономический прогноз».
За время работы показала комплексное владение знаниями и умениями по своей специальности. Обладает отличными навыками ведения деловых переговоров, коммуникабельна, стремится к активному самосовершенствованию. Интересуется последними информационными новшествами в экономической области, посещает тренинги и семинары по специальности.
Зарекомендовала себя как надежный, ответственный работник, не нарушающий сроки выполнения заданий и предоставляющий исчерпывающую отчетность. В трудных ситуациях быстро принимает оптимальное решение. Стрессоустойчива и спокойно воспринимает критические замечания. В коллективе пользуется уважением и хорошим отношением коллег, в конфликтных ситуациях не замечена.
Дисциплинарных взысканий за время работы не получала.
Характеристика выдана для предъявления по месту требования.
Внутренние характеристики
Вышестоящий руководитель может затребовать непосредственное руководство дать оценку личностным и профессиональным качествам сотрудника в различных ситуациях. Эти ситуации могут быть такие, как:
В составлении этого документа может принимать участие не только начальник структурного подразделения, где работает характеризуемый сотрудник, но и работники отдела кадров, а также, при необходимости, руководитель службы безопасности.
К СВЕДЕНИЮ! Основания для составления внутренних характеристик должны быть прописаны в локальных нормативных актах предприятия.
Внешние характеристики
Официальные документы, которые будут предоставляться в инстанции помимо предприятия, могут быть оформлены по запросу самого сотрудника или непосредственно по требованию самих инстанций.
ВНИМАНИЕ! Когда точно известна цель написания характеристики и место ее предоставления, легче сделать акцент на информации определенного рода. Например, для получения кредита не так важны производственные показатели, как дисциплинированность, ответственность, обязательность работника и т.п. На практике чаще всего в характеристике указывают «Для предъявления по месту требования», а значит, она должна носить универсальный характер.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В стороннем запросе далеко не всегда четко определено, какого рода информация о работнике требуется. Поэтому лучше составлять характеристику по базовым шаблонам, рекомендуемым для подобных документов.
Правильно оформленная характеристика
Любой документ требует правильного оформления и наличия соответствующих реквизитов. Основные моменты, важные для оформления характеристики, заключаются в следующем.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Чтобы характеристика набрала силу юридического документа, она должна быть датирована, завизирована руководством и заверена круглой печатью предприятия.
Содержание характеристики: необходимость и достаточность
Различие в написании внутренней и внешней характеристик базируется на том, что в первом случае изначально известно, где именно работает сотрудник, и куда будет предоставляться характеристика. Поэтому в документе «для внутреннего пользования» эти сведения можно опустить, зато полнее раскрыть рабочий и творческий потенциал работника.
Во внешней же характеристике нужно как можно полнее указать все личные данные сотрудника, причем только с письменного его согласия на их обработку и использование, как того требует закон (ст.88 ТК РФ).
Прежде чем составлять текст характеристики, определите цель ее предоставления: это поможет правильно отобрать факты для изложения.
Обычно характеристику содержательно можно разделить на несколько блоков:
Заголовок и заключение относятся к оформлению характеристики. Остальные пункты рассмотрим подробнее.
Анкета
В первом абзаце нужно коротко описать официальные данные о человеке: указать его год рождения, перечислить оконченные им учебные заведения, уточнить специальность, а также, если есть ученые степени и звания. В этом абзаце достаточно употреблять только фамилию с инициалами, так как полное имя уже было указано в заголовочной части.
Трудовая деятельность
Описание трудового пути работника может быть как полным, так и ограниченным работой в данной организации. При этом важно указать:
Личные качества
Один из самых важных разделов документа, ведь если трудовую деятельность можно оценить объективно (по наличию результатов, отсутствию дисциплинарных взысканий и т.п.), то характеристика личности всецело зависит от способа ее подачи. Особенно этот раздел имеет значение для внешних характеристик, ведь сторонние организации интересует, в первую очередь, «психологический портрет» человека, а не его трудовые достижения. Приведем план развернутой характеристики личности сотрудника, при необходимости можно выбрать нужные пункты и ограничиться ими.
Как выглядит характеристика-рекомендация на сотрудника?
Соучредитель онлайн-сервиса kadrykz.kz, редактор журнала «Кадровик», бизнес-тренер по деловой переписке Босшалова Тахмина рассказывает о том, что из себя представляют рекомендательные письма и как их правильно составлять.
Как выглядит характеристика-рекомендация на сотрудника?
Характеристика-рекомендация составляется в произвольной форме. В ней указываются анкетные данные сотрудника, его должность, время работы в организации, квалификация, оценка деловых и личных качеств сотрудника.
Характеристика-рекомендация может составляться руководителем структурного подразделения, имеющим четкое представление о работе своего подчиненного, или специалистом кадровой службы, подписывается руководителем организации или уполномоченным им лицом. Лицо, подписавшее характеристику, несет ответственность за ее достоверность.
Подпись документа на бумажном носителе включает:
Характеристика-рекомендация составляется в двух экземплярах: один для передачи (отправки) по назначению, второй (копия) остается в организации.
Желательно, чтобы характеристика-рекомендация занимала не более одной страницы.
Здесь приведу примерную структуру характеристики-рекомендации:
Пример: Характеристика-рекомендация на Ионова Александра Анатольевича
Если рекомендуемый занимал различные должности, то данные о занимаемых должностях и выполняемых обязанностях указываются для каждого временного интервала. Например:
Аскар Куатов работал в компании с 12 марта 2013 года по 28 августа 2020 года в должности менеджера по продажам. Его обязанности состояли в организации поставок комплектующих изделий и взаимодействия между фирмами-поставщиками комплектующих изделий и производством.
Здесь указывается в какой сфере работал, каких результатов добился, как себя зарекомендовал, например, выполнение успешного проекта, проведение удачных переговоров с партнерами и т.д. Возможна оценка результатов работы. Пример:
Олжас Сакенов самостоятельно освоил программное обеспечение, успешно проводил деловые переговоры, эффективно руководил подчиненными.
Амина Даутова создала кассовый центр филиала банка, открыт пункт обмена валюты. Все проверки банка давали положительную оценку работе кассового центра и обменного пункта. В ее обязанности входили кассовое обслуживание юридических лиц, денежные переводы, работа с пластиковыми картами, дорожными чеками, валютно-обменные операции.
При описании таких качеств следует отметить то, каким показал себя рекомендуемый (ответственность, коммуникабельность, целеустремленность, исполнительность и т.д.).
Можно ориентироваться на такие категории, как уровень знаний и трудолюбие при исполнении основных обязанностей, умение справляться с нестандартными задачами, изобретательность, инициативность, обучаемость, способность к адаптации в различных ситуациях, эмоциональная устойчивость, лидерские качества. Пример:
Оксана Белова зарекомендовала себя как квалифицированный специалист, способный принимать решения и нести ответственность за конечный результат. Ей присущи высокая работоспособность, коммуникабельность, доброжелательность. Хочется подчеркнуть ее умение ладить с людьми и бесконфликтно решать возникающие вопросы.
Этот пункт желателен, но его можно и пропустить. Причинами могут быть изменение профиля организации, закрытие отдела, кадровые изменения в организации, смена места жительства и т.п. Пример:
В компании происходит реорганизация управленческого персонала и значительное сокращение штата, при котором должность Карасаева Селима сокращается.
Конкретная оценка компетентности, деловых качеств рекомендуемого, его творческого потенциала и возможностей карьерного роста, а также рекомендации к занятию конкретной должности. Пример:
Амина Серикова в совершенстве владеет технологией разработки компьютерных программ (имеет большой опыт работы с серверным программным обеспечением, может самостоятельно работать с корпоративными клиентами). Может эффективно исполнять обязанности руководителя отдела, заместителя начальника отдела среднего звена.
Профессиональные навыки и личностные качества (Ф.И.О.) позволяют рекомендовать ее для дальнейшей работы в банковском секторе.
Согласно Трудовому Кодексу Республики Казахстан по требованию работника (в том числе бывшего) работодатель обязан в течение пяти рабочих дней с момента обращения выдать справку с указанием специальности (квалификации, должности), времени работы и размера заработной платы, характеристику-рекомендацию, содержащую сведения о квалификации работника и его отношении к работе, а также другие документы, предусмотренные настоящим Кодексом.
Для будущего работодателя рекомендательное письмо – гарантия того, что соискатель действительно работал в данной компании, выполнял определенный круг обязанностей и оставил компанию, сохранив о себе хорошее впечатление. Поэтому стоит заблаговременно запастись хорошими рекомендациями, чтобы во всеоружии встретить свои карьерные перспективы.
Характеристика на руководителя для награждения
Характеристику для награждения могут попросить на любого сотрудника, в том числе и на руководителя. Наградить работника могут органы администрации населенного пункта или глава организации, если речь идет о руководителе структурного подразделения. Обязанность по написанию характеристики ложится на плечи работников отдела кадров. Рассмотрим, как составить такой документ.
Образец характеристики на руководителя для награждения
Общество с ограниченной ответственностью «Рододендрон»
Характеристика
на генерального директора ООО «Рододендрон»
Светлова Петра Петровича
12 января 2021 года
Петр Петрович Светлов, 15 февраля 1971 года рождения, образование — высшее, ФГБОУ «КГУ», специальность — экономика и управление на предприятии. Был принят в ООО «Рододендрон» 5 апреля 2013 года на должность менеджера по продажам, 14 августа 2015 года переведен на должность руководителя отдела продаж, 20 октября 2017 года переведен на должность генерального директора организации.
В должностные обязанности Светлова П.П. входит управление деятельностью компании: финансово-экономической, производственно-хозяйственной. Обеспечивает взаимодействие всех отделов компании, выполнение всех обязательств, принимаемых ей, в том числе обязательств по договорам, перед бюджетами разных уровней, внебюджетными фондами, кредиторами, инвесторами.
За время работы в ООО «Рододендрон» Петр Петрович показал себя практичным, грамотным специалистом с нестандартными подходами к решению задач любой сложности. Под его руководством прибыль организации выросла на 45%, расходы сократились на 15%, налажены связи с несколькими крупными зарубежными клиентами, профессиональный уровень всего трудового коллектива вырос, ушла проблема текучки кадров, обновилось техническое оснащение компании.
За решение сложных производственных вопросов был несколько раз премирован учредителями ООО «Рододендрон». Имеет благодарственные письма за сотрудничество от ООО «Союз», ООО «Восток», ЗАО «Онегин».
Петр Петрович обладает большими знаниями в области теории и методов управления, российского налогового и трудового законодательства, ориентируется в вопросах маркетинга. Постоянно совершенствует свой профессиональный уровень, стремится к овладению новыми знаниями и тем самым подает пример своим подчиненным. В ООО «Рододендрон» выросла численность высококвалифицированных работников.
По инициативе Светлова П.П. компания организовала инженерные лагерные смены для увлеченных и одаренных детей, начала участвовать в благотворительных мероприятиях нашего города.
Петр Петрович коммуникабелен, высоко эрудирован, владеет тремя иностранными языками, обладает высокой степенью работоспособности, целеустремлен. В общении с подчиненными добродушен и корректен, готов всегда прийти на помощь. С клиентами и партнерами соблюдает правила деловой этики. Спокоен, сдержан и неконфликтен. Дисциплинарных взысканий на него не налагалось. В конфликтах с подчиненными замечен не был. Пользуется заслуженным авторитетом подчиненных.
Учредители ООО «Рододендрон»
Михайлов / Е.А. Михайлов
Вахрушев / В.С. Вахрушев
По каким правилам составляют характеристику
Если характеристика необходима руководству компании, чтобы решить вопрос относительно поощрения работника, то ее составляют в свободной форме. Если награждать работника будут какие-либо госорганы, то, скорее всего, составлять документ не придется, поскольку для этого могут предоставить специальный бланк.
Традиционно характеристику пишут следующим образом: указывают данные о сотруднике, его должности в организации, коротко называют должностные обязанности, перечисляют трудовые достижения, профессиональные и личностные качества.
Подробное описание частей характеристики:
К сведению! Не нужно забывать о правильном оформлении шапки документа. В ней указывают наименование и реквизиты организации, наименование документа, дату и место его составления.
Характеристику подписывает непосредственный руководитель характеризуемого лица, например, генеральный директор для начальника производственного цеха. Если же она пишется на самого гендиректора, то ее подписывают учредители или председатель совета директоров.
Полезная информация для написания характеристики
Характеристика должна отражать профессиональные качества работника, его достижения в организации и содержать только достоверные данные. Нужно использовать официально-деловой стиль речи, исключить двусмысленные обороты, различного рода ошибки и опечатки. Мысли нужно формулировать четко, ясно. Можно воспользоваться стандартными формулировками, главное — написать достоверные сведения.
Нельзя включать в текст сведения, которые не относятся к трудовой деятельности сотрудника, например, о хобби, религиозных или политических взглядах.
Данные, которые включаются в документ, выбирают согласно требованиям, указанным учреждением, для которого составляется характеристика. Нужно помнить, что требования не должны расходиться со статьями 86-90 Трудового кодекса РФ, положениями закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ и коммерческой тайной компании.
Отрицательные характеристики составляются крайне редко. Если между организацией и работником произошел конфликт, то она может отказать в ее оформлении, если, конечно, бумага не нужна для судебных органов или иных подобных. Характеристика для награждения уже подразумевает, что она будет положительной.
Образец представления на премию сотрудника
Варианты премирования
Оплата труда у каждого конкретного работодателя может формироваться из нескольких составных частей (ст. 129 ТК РФ):
Состав применяемой системы оплаты за труд фиксируется в специальном внутреннем нормативном акте работодателя (положении об оплате труда или коллективном договоре). В этом же документе или в отдельном, именуемом положением о премировании (или о стимулирующих выплатах), записываются правила назначения и выплаты премий (ст. 135 ТК РФ). Для отдельных работников, премирование которых происходит в индивидуальном порядке, эти правила могут быть внесены в трудовые договоры с ними.
Когда стимулирующие выплаты входят в систему оплаты труда, они имеют регулярный характер и выплачиваются с определенной периодичностью за определенные показатели. К их числу относятся, например, премии ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные, на которые право у работника возникает, если:
Вместе с тем система оплаты труда может предусматривать и выплату премий разового характера, которые будут связываться с определенными нерегулярно возникающими событиями. К ним возможно отнесение событий как связанных с достижениями в трудовой деятельности, так и не связанных с ней. В число последних входят, например, премии к юбилеям, праздничным датам.
Эксперты КонсультантПлюс разъяснили какие виды поощрений предусмотрены для работников и как правильно оформить такие выплаты:
Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Если разовая премия не предусмотрена системой оплаты труда, это послужит для работодателя поводом не учитывать ее в затратах, а отнести в прочие расходы, которые нельзя будет учесть в базе по налогу на прибыль. Но для работника она все равно войдет в его доход и будет облагаться НДФЛ и страховыми взносами на общих основаниях.
О том, как разовые премии учитывают в расчете среднего заработка, читайте в статье «Учитывается ли премия при расчете отпускных?».
Когда нужна служебная записка о представлении сотрудника на премию
Регулярные премии, предусмотренные системой оплаты за труд, не требуют оформления каких-либо дополнительных документов для рассмотрения вопроса о премировании сотрудника. Процедура назначения и выплаты таких премий уже предусмотрена внутренним нормативным актом о премировании.
Но для разовых нерегулярно выдаваемых премий требуется уточнение ряда показателей, существенных для премирования:
Право принятия окончательного решения о выплате премии — как регулярной, так и нерегулярной — все равно остается за руководителем организации. Только в первом случае он утверждает итоги распределения премиального фонда, а во втором должен принять решение о выплате или невыплате премии.
Подробнее о начислении премии можно увидеть здесь.
Как оформить представление на премию: образец
Представление на премию, которое можно также именовать ходатайством о премировании или служебной запиской о представлении на премию, составляется в произвольной форме и может быть оформлено сразу на нескольких работников. Составляет представление обычно руководитель того подразделения, в котором трудится работник. Но оно может быть подано и иным лицом. Например, работником отдела кадров.
Представление адресуется руководителю организации, принимающему решение о выплате премии. В нем обязательно указывают должность и Ф. И. О. лица, подающего этот документ.
В основной части представления излагают суть обращения: в связи с чем, кого (должность и Ф. И. О.), за какой период, в какой форме и каком объеме предлагается премировать. Дополнительно здесь могут быть приведены:
В заключительной части представление должно содержать подпись лица, подающего этот документ, с расшифровкой подписи. Обязательно наличие даты составления.
Образец служебной записки о представлении на премию можно увидеть на нашем сайте.
Итоги
Составление служебной записки о представлении на премию потребуется при необходимости выплаты разовой премии нерегулярного характера как входящей в систему оплаты труда, так и назначаемой за пределами этой системы. В представлении, адресуемом руководителю организации, указывается круг премируемых лиц и приводятся значения показателей, необходимых для назначения премии (повод, период, форма и размер).
Служебная записка: как написать, примеры и образцы
Во многих компаниях внутренняя коммуникация происходит при помощи служебных записок. Является ли этот документ обязательным, или можно обойтись без письменных «служебок»? Ответ на этот вопрос — в нашей статье. Также поговорим о том, какие бывают разновидности записок, как их правильно оформлять и хранить.
Что такое служебная записка
Обычно служебная записка составляется для решения рабочих вопросов различного характера (организационного, информационного, технического, хозяйственного и т.п.). Ее автором может быть любой сотрудник компании. Цель составления документа также может быть различной: извещение о каком-либо событии (как произошедшем, так и предстоящем), запрос информации, выдача инструкций, согласование действий или решений и т.д.
Исходя из этого, можно дать следующее определение служебной записки. Это документ внутренней деловой переписки организации, который содержит пояснительную, объяснительную, справочную, аналитическую или иную производственную информацию.
Не стоит думать, что «служебка» — ненужная бюрократия, и в век информационных технологий ее может заменить переписка в мессенджерах или телефонный звонок. Зачастую необходимо составить именно официальный документ, который можно будет использовать в общении с контролирующими или судебными органами. Так, правильно оформленная служебная записка поможет отстоять деловую цель тех или иных затрат или обосновать размер расходов. А в кадровом делопроизводстве «служебка» нужна, например, чтобы начать процедуру применения дисциплинарных взысканий.
Виды служебных записок
Можно выделить следующие разновидности служебных записок.
Докладная. В ней автор (сотрудник, руководитель) извещает адресатов (руководство, других сотрудников) о какой-либо внутренней ситуации, сложившейся в компании. Например, об отзыве сотрудника из отпуска в связи с производственной необходимостью, о самоизоляции после возвращения из неблагополучного региона, о переводе на «удаленку» и проч.
Пояснительная. Такая «служебка» содержит сведения о каких-либо внутренних процессах в организации. Например, о введении новой электронной системы работы с рекламациями. Или о переводе внутрикорпоративных коммуникаций в электронную форму — хелпдеск, форумы и т.п.
Объяснительная. В такой записке раскрывают причины той или иной проблемы, события или нарушения. Например, причины допущенных ошибок, выпуска бракованной продукции, выхода из строя оборудования или ПО.
Аналитическая. Она служит для направления сообщения о текущей обстановке или собранной информации по той или иной проблеме. В частности, в такой записке могут быть изложены выводы по итогам внутренних проверок. Либо результаты применения новых материалов и методов, использования программ в тестовый период и т.п.
Материальная. Такие «служебки» нужны, чтобы запросить те или иные ресурсы. Например, закупить канцелярию, компьютеры, СИЗ; отремонтировать или заменить оборудование и проч.
На практике часто происходит смешение перечисленных типов. То есть один документ может содержать элементы сразу нескольких разновидностей «служебок». К примеру, пояснительная записка может быть также и аналитической, если в нее включается не только объективная информация по тому или иному вопросу, но и перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Различия между служебной запиской, докладной и объяснительной
Законодательство не делает различия между служебными, докладными и объяснительными записками. К примеру, в разделе 2 Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии (утв. постановлением ЦИК России от 20.01.16 № 321/1831-6) есть такое определение: «докладная (служебная) записка — внутренний документ, адресованный вышестоящему должностному лицу от нижестоящего должностного лица и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя».
Поэтому различия между указанными видами «служебок» заключаются исключительно в их содержании. В зависимости от того, какая информация включена в документ — пояснительная, объяснительная, справочная (докладная) или аналитическая — он может именоваться соответственно пояснительная записка, объяснительная записка, докладная записка. В то же время каждый из названных типов документа можно называть просто «служебная записка».
Правила составления служебных записок
Каких-либо унифицированных правил не существует. Поэтому составлять записки можно в произвольной форме. В то же время, если тот или иной вид «служебки» используется в делопроизводстве достаточно часто, работодатель вправе прописать в локальном нормативном акте требования к ее оформлению.
При составлении «служебок» желательно ориентироваться на общие правила делопроизводства, установленные в ГОСТ Р 7.0.97-2016 (далее — ГОСТ; утв. приказом Росстандарта от 08.12.16 № 2004-ст). В частности, стоит придерживаться общих требований к созданию документа (разд. 3 ГОСТ), а также правил оформления реквизитов (разд. 4 и 5 ГОСТ).
Что касается содержания записки, то обычно ее текст состоит из двух частей. Сначала излагаются факты, послужившие поводом для составления документа. А затем делаются выводы, даются предложения или запрашивается разрешение на совершение тех или иных действий.
Как написать служебную записку
Сначала нужно указать адресат (или несколько адресатов) «служебки». Обычно таковыми являются должностные лица организации. Соответствующий реквизит принято проставлять в правой верхней части документа. При этом наименование должности указывается в дательном падеже (т.е. отвечает на вопрос «кому?» — директору, начальнику). А потом вносятся фамилия и инициалы получателя записки (п. 5.15 ГОСТ).
Затем по центру документа проставляется его наименование (п. 5.9 ГОСТ). А ниже можно разместить заголовок, отражающий краткое содержание «служебки» и дающий пояснение о том, на какую тему она составлена (п. 5.17 ГОСТ).
Далее следует текст документа. Здесь отражаются обстоятельства, послужившие основанием для составления служебной записки, приводятся аргументы. После этого излагается непосредственно просьба либо сообщение. В этой части документа инициалы следует также указывать после фамилии.
При обозначении адресата и в тексте «служебки» инициалы указываются после фамилии. А при расшифровке подписи — перед ней.
Составление документа завершается проставлением подписи. Она включает название должности автора (если «служебка» оформляется не на бланке организации, также указывается наименование компании), собственно подпись и ее расшифровку. При этом сначала указываются инициалы, а потом фамилия. Если документ составляется несколькими лицами, которые занимают в организации разное положение, то их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей иерархии занимаемых должностей (п. 5.22 ГОСТ).
И заключительный штрих — проставление даты (а при необходимости также и времени) подписания. Эти сведения располагаются под подписью. Указать дату можно одним из двух способов. Либо арабскими цифрами, разделенными точкой: 05.10.2021, либо словесно-цифровым способом: 5 октября 2021 г. (п. 4.10 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016).
При указании даты цифрами, разделенными точками, первые два реквизита всегда содержат 2 цифры (т.е. 5 января надо указать как 05.01), а буква г. после указания года не проставляется. Если же дата указывается словесно-цифровым способом, то цифра 0 перед днем не используется (т.е. пишется 5 января, а не 05 января), а после указания года проставляется буква г.