как написать проект по экологии образец
Экологический проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»
Презентация к уроку
Введение
Одной из актуальных проблем современности становится поиск ответов на вопросы, которые ставит сама жизнь. Вопрос о том, как уберечь мир от экологической катастрофы назрел давно.
Актуальность данной работы связана с необходимостью формировать чувства ответственности за облик родного города и желание изменить его к лучшему [10].
Любой населенный пункт – это искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда, в которой только от человека зависят чистота и порядок. Скопление во дворах строительного мусора, отсутствие экологической культуры у части населения, недопонимание значимости и важности чистоты и благоустройства речной зоны – признаки проблемы, выявленные в ходе работы. Кто-то относится к этому равнодушно, кто-то с сочувствием, кто-то при случае выходит на субботники по уборке территории. Однако проблема с каждым годом становится всё острее. Настало время подключиться к её решению.
Гипотеза проекта. Мы предполагаем, если каждый человек с детства научиться беречь и заботиться об окружающей среде, о природе родного края и о своей малой родине, приносить ей только пользу, а не вред, то экологическая обстановка улучшится.
Цель проекта: актуализировать внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения улиц, озёр, способствовать формированию экологической культуры и твёрдого убеждения в том, что мусору место на свалке, а не на улицах и задворках.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов проекта:
Территория реализации проекта: Рудничный район города Кемерово.
Практическая ценность данной работы заключается не только в акцентуализации внимания на проблеме экологии родного края, но и в возможности применения выводов и материалов исследования в быту. Жизнь обязывает нас уметь понимать природу и грамотно выходить из разных ситуаций.
Описание проекта
Реализация проекта осуществляется в рамках пяти направлений:
Распределение обязанностей среди участников проекта:
Формы работы: беседа, совместная трудовая деятельность родителей и детей, встреча, конкурс, конференция, экскурсия, сбор ТБО, трудовой десант, выставка, изготовление кормушек, скворечников, озеленение школьной территории.
План работы над проектом:
I. Подготовительный этап
1. Обсуждение актуальности темы проекта, обсуждение проблемы загрязнения улиц, озера. Определение цели и задач проекта, постановка гипотезы;
II. Информационный этап
III. Практический этап
Уборка школьной территории, посадка деревьев по улице Серебряный бор, очищение береговой линии пруда Отрадный, изготовление скворечников, кормушек, благоустройство школьной территории (посадка саженцев, цветов, оформление клумб)
IV. Заключительный этап
Подведение итогов работы над проектом на общешкольной линейке «Лестница успеха», награждение лучших.
Ожидаемые результаты:
Освещение работы школы по экологическому направлению:
Пруд Отрадный. Экологическое состояние водоёма
В рамках проведения Всемирного Дня воды на одном из заседаний школьного ученического самоуправления была поднята тема состоянию водных объектов Рудничного района. Оксана Александровна познакомила нас с водоёмом, расположенном на границе Кировского и Рудничного района. Интересна история создания данного пруда: оказывается, дедушка Оксаны Александровны, участвовал в раскопках котлована для этого озера и запускал первую рыбу в чистый водоём.
С целью выявления состояния озера была организована экскурсия.
Оказалось, летом пруд Отрадный привлекает не только окрестных жителей, на озеро приезжают отдохнуть семьями со всего города. Всем дарит оно живительную прохладу, возможность искупаться, порыбачить под сенью изящных берез и просто хорошо провести время вдали от шумной суеты людской обители. На его тихих берегах находится множество пляжей и деревья, в тени которых можно укрыться от солнца и жары: тонкие осины, пушистые ели, могучие сосны. В осенние холода красочная природа этого места согревает сердце и душу, дает волю фантазии и служит пристанищем вдохновения юных поэтов, фотографов и художников. Но как же благодарят щедрый водоем люди? [1, 316].
Из года в год глазам предстает неприятная картина, стоит только ступить на территорию озера: огромное количество бытовых отходов прибивается к берегам, горы мусора оставляют после себя отдыхающие на суше… Местные жители безответственно превратили окрестности в место повышенной опасности. Вредные вещества, содержащиеся в мусоре, попадают в воду, что очень опасно для здоровья человека и жизни братьев наших меньших, что задолго до нас облюбовали это озеро.
Не следует также забывать, что беспорядок приводит к расстройству нервной системы, влияет на психологическое состояние, а, значит, вредит здоровью не меньше, чем ядовитые вещества [9, 271].
Исследование: опрос, анкетирование, интервью.
Мы решили выяснить, как относятся к этой проблеме жители прилегающей зоны. Было опрошено 30 жителей ближайшей улицы: 5 чел. – 18-25 лет, 15 чел. – 36-50 лет, 10 чел. – старше 50 лет.
На вопрос «Как вы считаете, кто больше мусорит?»
Не задумываясь выбросили бы в общественном месте:
Главной причиной захламления окрестностей водоёма большинство опрошенных выбрали:
Решение проблемы:
Мы поняли, что проблема загрязнения озера существует. Большинство жителей хотели бы видеть озеро чистым и приятным для отдыха. И мы сможем сделать его таким, если постараемся [см. приложение 1].
В прошлом году мы посетили озеро в Рудничном районе, чтобы очистить его берега и лес вокруг от мусора [см. приложение 2].
Пластиковые бутылки мы складывали в отдельные мешки. Всего у нас набралось 45 мешков, затем мы договорились с родителями, чтобы они вывезли и сдали этот пластик на переработку. За это, довольно простое, но очень полезное дело нас наградили грамотой за вклад в развитие экологической культуры населения г. Кемерово от ООО «Кузбасского Скарабея» и «Областной детской эколого-биологической станции» [см. приложение 3].
В 2016 году 7 сентября наш школьный отряд в количестве 35 человек снова отправился по натоптанным тропам, чтобы еще раз провести уборку, ведь это место стало частью нашего коллектива и хранило в себе воспоминания о прошлогоднем осеннем дне, где не было мусора, и мы решили, что так должно быть всегда. По пути мы расклеивали агитационные листовки под названием «Хорошие дела заразительны!», призывающие людей сохранять природу, которые изготовили самостоятельно.
Мы вручали их жителям со словами: «Давайте сохранять чистоту и порядок на водоёмах и берегах!». Всего было расклеено 35 листовок и роздано 54 брошюры [см. приложение 4].
Когда мы приехали к месту назначения, многие из нас заметили, что в этом году мусора гораздо меньше, чем в прошлом: уже не так много вокруг валялось бутылок, фантиков, бумажек, и следов пикников почти не было видно. Может, люди стали бережней относиться к окружающей среде? А может наши ровесники или обитатели ближних улиц решили последовать нашему примеру и тоже устроили уборку территории? Но как бы там ни было, мы искренне обрадовались увиденному.
Дамба встретила нас распростертыми объятиями хрупкой осенней листвы и задорным колючим ветром. Вместе с нами работали и наши учителя, потому что только личный пример – залог успеха. В ходе акции собрано 4 м 3 пластиковых и стеклянных бутылок, алюминиевых банок, упаковок от продуктов, бумаги и прочих бытовых отходов, которые оставляют люди.
Собрав целый контейнер полиэтиленовых мешков с мусором, мы все с удовольствием взирали на плоды своих трудов. Ведь в чистоте и красоте жить приятно каждому.
Мы были безумно рады, что имели возможность участвовать в этой акции, так как она не только сплотила нас еще сильней, но и сблизила с природой [см. приложение 5].
А ещё ребята увидели, как любят озеро его жители, и совместно со взрослыми решили на следующий год обустроить берега озера, построив скамейки и стол в зоне отдыха.
Главным итогом акции мы считаем не только чистый берег, но и возрастание гражданской активности людей, формирование любви к родному краю.
У нас появилось несколько предложений для департамента по охране природы г. Кемерово:
Зачем сажать деревья?
Озеленение – один из путей улучшения городской среды.
Зеленые насаждения издавна считаются надежной и проверенной защитой, их справедливо называют «легкими городов». Зеленые насаждения поглощают пыль и токсичные газы. Они участвуют в образовании гумуса почвы, обеспечивающего её плодородие. Формирование газового состава атмосферного воздуха находится в прямой зависимости от растительного мира: растения обогащают воздух кислородом, Зеленые растения смягчают климат. Растения усваивают солнечную энергию и создают из минеральных веществ почвы и воды в процессе фотосинтеза углеводы и другие органические вещества. Без растительного мира жизнь человека и животного мира невозможна. Животные, исключая хищников, питаются только растениями. Растения не только выполняют свою биологическую и экологическую функцию, но их разнообразие и красочность всегда радуют глаз человека [10].
Важно помнить, что зелень садов, лесов и парков может сохраняться и развиваться только при общем благоприятном состоянии окружающей среды. Поэтому все меры, направленные на улучшение экологического состояния воздуха, воды и почв, благоприятно влияют на зеленые насаждения. Мы заботимся о них, они помогают нам, вот такой круговорот «заботы» в природе получается.
Каждый год мы организуем акции по озеленению территории нашего района. За 2015-2016 год на территории школы было высажено 55 елей, заложены аллеи первоклассников. В рамках акции «Сирень победы» высажено 52 куста сирени.
В 2016г. по улице Серебряный бор вдоль дороги посажено 56 саженцев берёз. В рамках акции «Шахтёрский огонёк» высажено 46 рябин [см. приложение 16].
Соберём. Сдадим. Переработаем. Раздельный сбор отходов
Больше трети всех отходов, которые образуются в наших домах, можно использовать вторично. Благодаря возвращению ценных ресурсов в цикл производства, уменьшаются объемы свалок и полигонов, экономятся сырье и энергоресурсы.
К отходам раздельного сбора относятся отслужившие свой срок изделия из бумаги, картона, пластика, стекла и металла. Их сортируют и выбрасывают в маркированные контейнеры, содержимое которых забирает специальный мусоровоз. В отличие от других машин, которые перевозят мусор на полигон, мусоровоз для раздельного сбора доставляет ценные отходы на мусороперерабатывающий завод, где они сортируются по сырьевым фракциям, прессуются и пакуются в тюки. Вторичное сырье заготавливается большими партиями и отправляется на заводы по переработке [7].
Всем известно, что использованные батарейки нельзя выбрасывать вместе с обычным бытовым мусором.
Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!
Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения.
Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли. Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др.
Один из самых опасных металлов, ртуть, может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов.
Чтобы обратить внимание жителей района на важность грамотно утилизировать отработанные батарейки, мы проводим информационные минутки и активно участвуем в городской природоохранной акции «Охотники за батарейками».
Серьезный вред экологии наносит и полиэтиленовый пакет. Установлено, одним пакетом пользуются в среднем не более 20 минут, а на его разложение уходит более 500 лет. В природе нет бактерий, способных разлагать полимерные соединения, поэтому избавиться от пакетов можно только путем сжигания. При сгорании полимерных материалов выделяется один из самых ядовитых газов – СО (угарный). Брошенные пакеты нарушают городские коммуникации – забивают ливневые стоки. Пластиковые пакеты становятся причиной гибели животных. Срок окончательного распада полиэтилена составляет более 500 лет. При сжигании полиэтиленовые отходы выделяют вредные вещества, опасные для природы и здоровья человека. Почти каждый кусочек когда-либо произведенного пластика до сих пор существует. По данным Комитета ООН по охране природы, ежегодно пластиковые отходы становятся причиной смерти 1 миллиона птиц, 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимого количества рыб. Примерно 6 миллионов 300 тысяч тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в мировой океан.
Жители нашего района ещё не готовы отказаться от пластикового пакета. Решение данной проблемы мы видим в соблюдении ежедневного правила: идти за покупками со своей сумкой.
Перспективный план реализации проекта «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» на 2015-2016 г.
Методические материалы «Как подготовить экологический проект»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методические материалы «Как подготовить экологический проект»
Как и реферативная работа, экологический проект может быть представлен учащимся для итоговой аттестации по курсу экологии.
Поскольку проект в значительной степени отличается от реферативной работы, необходимо привести общие требования, предъявляемые к нему, примерные критерии его оценки и методические подходы к выбору темы, выполнению, оформлению и защите
Прежде всего следует четко сформулировать цель исследовательской работы и составить план исследования.
Учащийся, выбравший форму итоговой аттестации в виде защиты экологического проекта, должен понимать, что эта работа потребует от него больших усилий и разносторонней подготовки. Он должен научиться организовывать свои полевые исследования и стационарные, уметь быстро перестраиваться в ходе исследования в соответствии с получаемыми данными и первыми результатами (уметь корректировать свою деятельность). Овладеть необходимыми для работы методиками, уметь правильно оценивать результаты своего исследования, делать выводы и обобщения, научиться сравнивать, проводить параллели, выявлять закономерности, полученные в ходе работы. Кроме того, от учащегося потребуется умение выстраивать графики, таблицы; диаграммы, карты, схемы, пользоваться компьютером, уметь фотографировать, делать гербарии, составлять различные коллекции, работать с определителями и словарями, находить и использовать при работе необходимую литературу, Для такой работы потребуется знание английского (или другого иностранного) языка, а для работы с иностранными определителями еще и элементы латинского языка.
Работа над частной (локальной) проблемой позволяет учащимся хорошо познакомиться с объектом изучения, увидеть его с разных сторон, провести необходимые исследования, взять пробы, описать, сделать необходимые выводы, спрогнозировать результаты работы, в отличие от работ на глобальные темы, которые будут, по существу, носить реферативный
Поэтому правильно выбранная тема и цель, которую ставит учащийся, во многом определит успех работы. В первую очередь при защите проекта оценивается четкость поставленной цели и задач, а также обоснованность выбранной методики исследования,
полнота освещения (раскрытия) выбранной темы проекта, наличие и значимость выводов и соответствие их поставленным задачам. При оценке. Проекта учитывается также: представление полученных данных и их математическая обработка, использование
литературных источников (знание предмета исследования), анализ и интерпретация полученных данных, качество оформления работы.
Поскольку защита рефератов как форма итоговой аттестации вошла в школьную практику недавно, считаем необходимым дать более развернутую характеристику требований, предъявляемых к проекту и примерные критерии его оценки, что будет крайне полезно молодым учителям.
Представляемый проект (как и реферат) должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя(ей) проекта, названия проекта, названия раздела экологии, в рамках которого выполнялся проект.
В реферативном изложении проекта должны быть представлены такие разделы, как:
— введение, в котором обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы,
— обзор работ, уже выполненных когда-либо для решения аналогичной проблемы, место и время выполнения работы,
— краткое описание использованных методик с ссылками на их авторов,
— систематизированные, статистически обработанные результаты исследований,
— выводы, сделанные после завершения работы над проектом,
— практическое использование результатов проекта,
— социальная значимость проекта,
— приложения: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими выкладками и т. д.
Примерные критерии оценки экологических проектов:
— четкость поставленной цели и задач,
— тематическая актуальность и объем использованной литературы,
— обоснованность выбранных методик исследования,
— полнота раскрытия выбранной темы проекта,
— обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам,
— уровень представленных данных, полученных в ходе исследования, их математическая обработка,
— анализ и интерпретация полученных данных,
— качество оформления работы (как реферата к проекту, так и стенда для доклада).
Доклад ( выступление) на защите проекта автора оценивается по следующим критериям:
— полнота раскрытия темы исследования при защите,
— использование наглядно-иллюстративного материала,
— компетентность, эрудированность докладчика и умение быстро ориентироваться в своей работе,
— уровень представления доклада (умение пользоваться при докладе и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на вопросы по проекту, что является показателем самостоятельности выполнения работы.
Общие требования к оформлению проекта
При оформлении работы следует соблюдать определенный стандарт (что позволяет ограничить подачу лишних материалов второстепенного ранга, мешающих вычленить главное, засоряющих работу). Для защиты проект может быть представлен как в машинописном варианте (не более 30 страниц текста), таки в виде стенда размером в А-1 (стандарт для республиканских и международных олимпиад — 125 х 100 см),
оформленным на плотных листах бумаги.
Подписи должны быть четкими и выполнены, желательно, печатным шрифтом, а также достаточно крупными, чтобы их можно было прочесть с расстояния в несколько метров.
Более подробно ознакомиться с требованиями к экологическому проекту и его оформлению можно в «Программно-методических материалах по экологии» (5-11 кл.) (М., «Дрофа», 2000).
Все многообразие проектов может быть сгруппировано в следующие разделы: общая экология, медицинская экология, экология растений и животных, промышленная экология, гидроэкология, экологическое исследование территорий и работы по экомониторингу, экология городов и сельской местности. Образцы тем:
«Динамика и структура детской заболеваемости в зависимости от уровня загрязнения окружающей среды» (на базе одной из школ).
«Охраняемые растения области».
«Создание экологической тропы в парке».
«Изучение состояния орнитофауны в городе».
«Влияние свалки бытовых и промышленных отходов города на состояние природной среды».
«Проблема сточных вод и их очистка специальными фильтрами».
«Развитие экологического туризма в области».
«Методы очистки водоемов от различных загрязнений (нефти, мусора и т. д.) и практические результаты».
«Влияние аномальных атмосферных процессов на состояние здоровья людей».
«Экологическое состояние реки, озера, участка леса или другого природного объекта» (на конкретном примере).
Все анализы и тесты для контроля качества окружающей среды можно проводить специальными приборами, упомянутыми в Примерном перечне-каталоге лабораторного оборудования и приборов для кабинета экологии средней общеобразовательной школы,
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пример проекта по экологии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Экологический проект «Мир насекомых»
для детей старшей группы
Выполнила: Старицина Д.О.
Проверила: Бутенко Н.В. к.п.н, доцент кафедры ТиМ ДО
Одной из важнейших задач при реализации программы дошкольного образования является воспитание дошкольников в духе бережного, ответственного отношения к природе. С самого раннего возраста необходимо развивать в детях чувство наблюдательности, ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в это время в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к живой и неживой природе.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут. Они открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания.
Объектом исследования стали насекомые. Удивителен и разнообразен мир этих представителей летом. Каждый день, каждую секунду можно увидеть новых его представителей – неуловимо порхающих бабочек, снующих повсюду муравьев, еле ползущих жуков занесенных в Красную книгу. Встреча с каждым представителем насекомых, вызывает у детей бурю положительных эмоций. Дети с радостью и огромной фантазией реализуют в творчестве свои открытия. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».
Каждый дошкольник по своей натуре – маленький исследователь, творец в определенном смысле. Поэтому девиз проекта звучит так: «Познавай, чувствуй, твори!»
Тема проекта: «Мир насекомых»
Сроки выполнения проекта: 1 месяц (июль)
По количеству участников: групповой
Возрастная группа: старшая
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатель.
Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчелах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
Воспитание бережного отношения к природе;
Условия для реализации проекта:
— наблюдения за насекомыми на прогулках;
— беседы о пользе и вреде насекомых, их образе жизни, видовых особенностях;
— рассматривание иллюстраций (разрезных карточек) с разными видами насекомых;
— настольные игры «Найди всех насекомых на картинке», «Лото насекомые» и пр.
— заучивание стихотворений и пословиц;
Гребенников В.С. Миллион загадок / В.С. Гребенников.- Новосибирск, 1968 г., 107 с
Савойская Г.И. Тлевые коровки. М., 1991
Саулич А.Х. Сезонное развитие насекомых и возможности их расселения. СПб., 1999
Стебаев И.В. Кузнечик дорогой. Новосибирск, 2000
Каталог коллекции бабочек Александра Михайловича Бутлерова. Казань
Этапы реализации экологического проекта
Сбор информации по теме проекта: проведение консультаций, разработка информационно-справочных буклетов для детей и родителей.
Подбор наглядных материалов: фото- и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых луга и их образе жизни.
Составление плана работы. Обсуждение с родителями содержания проекта.
Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-малышек по теме проекта, материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, пластилин и т.п)
Педагог проводит консультацию для родителей, разрабатывает информационные буклеты совместно с родителями детей.
Исследовательский этап (13.07 – 24.07)
Цель: способствовать систематизации и обобщению представлений о многообразии насекомых (особенности строения, внешний вид, места обитания и т.д.); обобщить представления о сезонных изменениях в поведении насекомых.
Экскурсия на луг «Как много жучков на лугу»
Цель: расширять представления детей о характерных признаках насекомых; уточнять представления об изменениях, происходящих с насекомыми на протяжении светового дня.
Занятие «В мире насекомых»
Цель: формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания;
Закрепление полученных на занятиях знаний в продуктивной деятельности детей: рисунки, аппликации, лепка.
Дети составляют рассказ по изображению насекомого.
Заключительный этап (27.07 – 30.07)
Выпуск стенгазеты «Берегите насекомых»
Проведение выставки поделок из пластилина, природного материала.
Проведение консультации для родителей на тему: «Первая помощь при укусах насекомых».
Подведение итогов работы по экологическому проекту.
Родители совместно с детьми разрабатывают стенгазету.
Педагог подготавливает выставку детских поделок.
Также педагогом разрабатывается консультация для родителей.
Планируемый результат: Систематизировать представления о многообразии насекомых; различать насекомых по внешнему виду; воспитывать бережное отношение к насекомым.
Консультация для родителей «Первая помощь при укусах насекомых»
3)Выходя из дома на прогулку, наносите на кожу малыша средства, отпугивающие насекомых. При этом помните, что надо избегать попадания препаратов в глаза. Если это все же произошло, немедленно промойте глаза большим количеством проточной воды.
Пример обложки буклета
Обложка для книжки-малышки «Веселый муравьишка»
Вот две бабочки летят.
Рассказать тебе хотят,
Что вчера ещё в траве
Были гусеницы две.
Но из гусениц ленивых
Превратились вдруг в красивых
Пёстрых маленьких принцесс.
На лугу полно чудес!
Долго дом из хворостинок
Собирают для семьи,
Не жалея ног и спинок,
Непоседы – муравьи.
Вокруг цветка жужжанье
У пчёлки расписанье:
Весь день нектар качает,
А ночью отдыхает.
Произведения для чтения детям
В.Драгунский «Он живой и светится»
Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы все еще не было.
И мне захотелось есть, а мамы все не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ее сидеть на песке и скучать.
И в это время во двор вошел Мишка. Он сказал:
Мишка сел со мной и взял в руки мой самосвал.
— Нет, домой не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.
Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало еще темнее. Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придет мама. Но она все не шла. Видно, встретила тетю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лег на песок.
Тогда Мишка говорит:
— Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!
— Сравнил Барбадос с самосвалом.
— Ну, хочешь, я тебе дам плавательный круг?
— Он у тебя лопнутый.
Я даже рассердился:
— А плавать где? В ванной? По вторникам?
И Мишка опять надулся. А потом говорит:
— Ну, была не была! Знай мою добрость! На!
И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.
Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках.
И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, ну словно издалека. И я не мог ровно дышать, и я слышал, как быстро стучит мое сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.
И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.
Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:
— Ну, как твой самосвал?
— Я, мама, променял его.
— Интересно! А на что?
— На светлячка! Вот он, в коробочке живет. Погаси-ка свет!
И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку.
Потом мама зажгла свет.
Мама пристально посмотрела на меня и спросила:
— А чем же, чем же именно он лучше?
— Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! Он живой и светится!