как написать статью пример образец
Как писать статьи?
Прочитав наш мастер-класс, Вы сможете написать интересную статью, даже если никогда ранее этим не занимались.
Написание статей – полезный навык, с помощью которого можно заработать, например, продавая статьи напрямую журналам, сайтам или через биржи для копирайтеров. Также Вы можете размещать интересные статьи на своем сайте или в блоге.
Что такое статья?
Статья относится к аналитическому жанру. Автор статьи ставит проблему, проводит ее анализ и предлагает решение (делает выводы).
Например, в нашей статье проблема – научить читателя писать интересные статьи для сайтов, журналов и газет. В процессе мы разберем, как это сделать, и сформулируем выводы по итогам мастер-класса.
Структура статьи
1. Заголовок
Фраза, обозначающая проблему, которую предлагает проанализировать автор. Заголовок статьи должен быть кратким и ясным, привлекать внимание, вызывать интерес. Хорошо работают заголовки, в которых содержится вопрос.
Пример хорошего заголовка
«Стоит ли покупать акции российских компаний?»
Пример плохого заголовка
«Акции российских компаний растут».
Данный заголовок не обозначает проблему и не понятно, чему будет посвящена статья.
2. Вступление
Как правило, один абзац текста, который подробно раскрывает проблему, поставленную автором, и обозначает ее важность для читателя. Если заголовок привлекает внимание читателя, то вступление должно побудить прочитать статью до конца.
Например, Вы пишете статью на тему мойки автомобиля с заголовком «Стоит ли мыть машину зимой?»
Вступление для статьи может выглядеть так: «Многие автовладельцы не знают, мыть или нет машину зимой. С одной стороны – стоит смывать с кузова грязь с реагентами, вредными для кузова. С другой стороны – мойка автомобиля зимой может навредить из-за разности температур кузова и воды (тепловой удар). Давайте разберемся, что вредит машине больше».
3. Содержание статьи
Состоит из анализа проблемы с точки зрения автора. Вы должны привести разные точки зрения на решение проблемы и выбрать наиболее подходящее на Ваш взгляд решение. Содержание статьи оживляют примеры из личной практики, комментарии, цитаты.
Если текст статьи получается большим, стоит разбить содержание на отдельные части и для каждой сделать подзаголовок, как в данном материале на тему, как написать хорошую статью.
4. Заключение
Один абзац с Вашими выводами. Например, в статье о мойке автомобиля можно завершить статью выводом – стоит или нет мыть машину зимой.
Пишем статью шаг за шагом
Вы выбрали тему статьи (проблему). Что делать дальше?
1. Составляем план статьи.
Можно краткий (как сделано в примере ниже), можно – тезисный. В плане отражаем, какие выводы нам нужно получить и как аргументировать свою позицию. На этапе плана можно придумать заголовок – хотя ряду авторов удобнее придумывать заголовок в конце.
Пример плана для статьи:
Заголовок
Как правильно написать статью?
Вступление
Умение правильно и быстро писать статьи – важный навык. На нем можно хорошо заработать. Как научиться писать статьи – вы узнаете из нашего мастер-класса.
Содержание
Требования к структуре статьи (нумерованный список с примерами)
Порядок написания статьи (нумерованный список с примерами)
Заключение
Мы научили Вас писать статьи!
2. Пишем вступление, в котором обозначаем важность проблемы для читателя.
3. Пишем содержание согласно плану.
Используйте нумерованные и ненумерованные списки для перечислений, таблицы и диаграммы для представления информации.
4. Пишем заключение.
5. Делаем перерыв 5 минут, пьем чай или кофе.
6. Возвращаемся к тексту статьи. Читаем его еще раз, правим формулировки, некрасивые фразы, исключаем из текста избыточные слова. Например, фразу «очень хорошо» можно заменить на слово «хорошо». Многие вводные фразы можно убрать (кстати, тем не менее и другие).
7. Придумываем интересный заголовок.
Полезные статьи по теме:
Лучшие биржи статей для заработка. Узнайте, как и сколько можно заработать написанием статей для сайтов.
Пару советов для авторов
Используя нашу инструкцию, Вы сможете написать статью для журнала, сайта или газеты, сделать научный материал или интересный пост для блога. Дерзайте, у Вас все получится!
Как легко написать любую статью?
В данном видео описаны четыре приема, которые позволят Вам написать интересный и красивый текст с минимальными усилиями.
Прочитав дополнительные материалы ниже, Вы сможете научиться писать не только статьи, но и тексты других жанров.
Как написать статью для сайта, блога, SEO?
Из данной статьи вы узнаете, как писать статьи для сайта, блога или решения SEO-задач. Изучите алгоритм подготовки статей в 7 шагов. Разберетесь в особенностях оформления текстов для сети Интернет. Но вначале разберемся, что такое статья?
В журналистике статья относится к аналитическим жанрам. В статьях анализируются общественные ситуации, процессы и явления, приводятся факты, на которых автор строит свою позицию. В Интернете и на биржах копирайтинга под статьей часто понимают информационный материал, посвященный любой теме. Не обязательно аналитический. Это может быть текст описательного или энциклопедического характера, обучающий материал, мастер-класс и т.д.
Давайте разберемся, как быстро и грамотно писать статьи для сайта. Процесс сводится к семи этапам.
Семь шагов, как написать статью для сайта
Чтобы правильно написать статью для сайта, необходимо:
1. Определить цель и задачи статьи
Если вы пишете статью на заказ, цель и задачи обычно указывает клиент. Если нужно писать статью для своего сайта, подумайте, чего вы ходите добиться от читателя либо в чем его убедить? Это и будет цель материала.
Пример цели: научить читателей, как писать статьи для сайтов и блогов.
2. Написать план статьи
План отражает структуру будущей статьи и порядок изложения информации в ней. Составление плана значительно упрощает написание текста, поскольку вы знаете, что писать и в какой последовательности, какая информация потребуется для материала.
Существует несколько видов планов, но для копирайтеров наиболее важен тезисный план. Он состоит из тезисов. Тезис – это кратко сформулированное содержание одного-двух абзацев текста. Примерно на каждые 1000 знаков текста в плане необходимо предусмотреть один тезис.
Например, тезисный план нашей статьи:
Посмотрите подробную статью, как составить план текста, с примерами планов разного вида. Хороший план – это 20-30% успеха.
3. Собрать информацию по теме из достоверных источников
Важно использовать достоверные и разнообразные источники информации, чтобы в статье не было фактических ошибок. Проверять все цифры и данные, которые планируете использовать. Следить за тем, чтобы собранная информация была актуальной.
Посмотрите статью, как искать информацию в Интернете. Она познакомит вас с приемами, которые помогут находить нужные данные быстрее.
4. Написать текст статьи
Если у вас есть план и собрана информация, вы уже знаете, что и в какой последовательности писать. Ниже мы рассмотрим структуру типичной статьи и методы быстрого написания текстов по составленному плану.
5. Оптимизировать статью под запросы поисковых систем
Иногда заказчику важно, чтобы размещенный на сайте текст выводился в поисковых системах по определенным запросам и привлекал посетителей из поисковиков. Для этого необходимо оптимизировать текст. Ниже мы рассмотрим основные правила оптимизации SEO-статей.
6. Проверить текст на наличие ошибок и опечаток
Проверку стоит проводить через полчаса-час после подготовки текста. Во время написания статьи глаз обычно «замыливается», и некоторые ошибки или неудачные формулировки пропускаются. Проверка решает проблему.
Многие ошибки и опечатки выявляет программа MS Word. Она имеет встроенную проверку правописания. Однако некоторые ошибки, например, стилистические, могут остаться в тексте.
Рекомендую прочитать статью про типичные ошибки в текстах, которая поможет повысить качество текста.
7. Оформить статью и отправить клиенту
В Интернете тексты часто не читают, а просматривают. Поэтому рекомендуется:
Для сравнения использовать таблицы. Однако не стоит перегружать таблицы информацией, создавать в них много столбцов.
Как правильно написать заголовок, вступление и основную часть статьи?
Общая структура статьи состоит из следующих частей: заголовок, вступление, основная часть, заключение. Часто копирайтерам сложно начать материал. Возникает проблема чистого листа. Давайте разберемся, как ее решить, а заодно написать интересный заголовок.
Заголовок статьи
Должен отражать суть статьи, вызывать интерес и желание прочитать материал. Оптимальная длина заголовка – до 5-7 слов. Кому-то проще начать статью с заголовка, кто-то любит придумывать заголовок после написания текста. Оцените на практике, какой вариант вам ближе.
В статьях, содержащих какие-то инструкции или описание способов решения проблем, хорошо добавлять в заголовок следующие слова: чек-лист, инструкция, руководство. Например: Как построить дом? Подробное руководство для новичков.
Вступление
Это первый абзац статьи. Он должен заинтересовать читателя, удержать его внимание и заставить продолжить чтение. Во вступлении необходимо обозначить проблему, которую решит читатель при помощи вашей статьи, и краткое содержание материала. Не пишите во вступлении банальности!
Разберем пример. Допустим, вы пишете текст про строительство дома. В таблице ниже дано хорошее и плохое начало для статьи на сайт:
Пример хорошего вступления | Пример плохого вступления |
Можно строить дом долго и дорого. Можно – быстро и дешевле. Мы рассмотрим в статье 10 ошибок, которые могут привести к увеличению сметы на 30-50% и больше. Вы узнаете, на чем можно сэкономить при строительстве дома без ущерба для качества, а на чем экономить точно не стоит! | Строительство дома – это очень важно. Дом – это семейное гнездо, в котором проводятся праздники и торжества, принимаются гости. Важно, чтобы дом был комфортным и уютным, не требовал больших средств на содержание. |
Комментарий к таблице: в плохом вступлении много банальностей. Человек, решивший построить дом, уже знает, зачем он ему нужен. В хорошем вступлении мы привлекаем читателя, обещая рассказать, как сэкономить на строительстве без ущерба качеству (а именно это интересует читателя).
Еще пример хорошего и плохого вступления для статьи о выборе смартфона:
Пример хорошего вступления | Пример плохого вступления |
Стоимость смартфонов на рынке отличается на порядки. Как выбрать смартфон, который будет радовать вас и выполнять нужные задачи, без переплаты – мы расскажем в нашей статье. В конце статьи размещен ТОП-10 смартфонов с оптимальным соотношением параметров, качества и цены. | Смартфон – это «умный телефон». Он обладает множеством функций. Умеет не только звонить, но и выходить в Интернет. На смартфон можно установить дополнительные приложения, которые могут решать различные задачи. |
Комментарий к таблице: человек, выбирающий смартфон, уже знает, что это такое и зачем ему нужно данное устройство. Ему нужно помочь с выбором (на что сделан акцент в хорошем вступлении), а не объяснять то, что ему уже известно (как сделано в плохом вступлении).
Основная часть статьи
В основной части важно излагать собранную информацию в логичном порядке. Сделать это можно при помощи плана. Поэтому так важно до написания статьи на сайт или блог делать план. Корректируя план и число пунктов в нем, можно увеличивать объем контента или сжимать его.
Посмотрите, как соотносится тезисный план выше с текстом данной статьи. Вы увидите, как по плану легко и просто писать статью для сайта или блога.
Заключение
В конце статьи полезно дать выжимку из материала и продублировать основные тезисы и выводы (кратко, не повторяя их слово в слово). Здесь же можно дать ссылки на другие материалы сайта, близкие по теме. Это будет стимулировать читателей остаться на сайте и посмотреть больше контента.
Как написать статью для блога?
Ниже описаны особенности написания статей для блогов:
Пишите интересным, ярким языком. Подстраивайтесь под аудиторию блога и стиль размещаемых в нем материалов.
Как написать SEO-статью? Разбираем особенности оптимизации текстов
Оптимизация статьи – это процесс, цель которого – вывести страницу с оптимизированной статьей как можно выше в результатах поиска по определенным запросам. Это позволяет привлекать посетителей из поисковых систем на сайт. Технически оптимизация заключается в добавлении определенных слов и фраз в различные части статьи.
Если заказчику статьи необходимо ее оптимизировать, то он предоставит вам задание на оптимизацию SEO-статьи. Как правило, оно включает список фраз, которые должны встречаться в заголовке, подзаголовках и самом тексте статьи. Рядом с каждой фразой будет указано, сколько раз ее необходимо использовать в тексте.
Если слова во фразе не согласованы, нарушен порядок слов, имеются ошибки правописания, обычно допускается скорректировать фразу. Например, поменять порядок слов или окончания. Но этот момент нужно уточнять у заказчика, т.к. требования разных SEO-специалистов отличаются.
Еще вас могут попросить обеспечить определенную плотность ключевых слов. Для повышения плотности слова его необходимо чаще использовать в тексте, и наоборот – для снижения плотности слово нужно реже включать в текст.
Посмотрите статью, как правильно оптимизировать тексты на сайте, чтобы узнать тонкости написания SEO-статей. Ниже мы рассмотрим, что такое title и meta-description. Это тоже пригодится.
Что такое Title и как его написать?
Title – это специальный тег, в котором прописывается текст, выводящийся в заголовке окна браузера. Не путайте Title с заголовком статьи – это разные вещи. Заголовок выводится непосредственно на странице, а Title – в заголовке браузера, который находится выше.
Часто в качестве Title используется заголовок статьи, но иногда вас могут попросить составить уникальный Title. Условно Title можно назвать еще одним заголовком для текста. Рекомендую прочитать статью, как правильно заполнить тег Title. В ней вы найдете примеры хороших и плохих тайтлов.
Что такое meta-description и как его сделать?
В данном теге указывается краткое описание содержания страницы сайта. Непосредственно на странице текст из meta-description не выводится, однако поисковые системы его «видят» и могут использовать для описания статьи в результатах поиска. Оптимальная длина текста в meta-descriptions составляет 120-180 знаков с пробелами.
Пример meta-description для статьи о строительстве дома:
10 ошибок, которые увеличат смету на строительство дома на 30-50%. Рекомендации экспертов, как их избежать. Советы, как сэкономить при строительстве без ущерба для качества.
Как проверить плотность слов в статье?
Проверить плотность можно при помощи специальных сервисов, в том числе – бесплатных. Вам нужно добавить текст в специальную форму, и сервис рассчитает плотность слов из текста в статье. Ссылки на популярные сервисы проверки плотности вы найдете здесь.
Как правило, в статье не должно быть слов с плотностью выше 5%. Если плотность превышает данный порог, требуется ее снизить, удалив часть слов из статьи или заменив их синонимами. Иногда SEO-специалисты задают иные пороговые значения плотности, которые нужно обеспечивать.
Как проверить уникальность статьи?
Уникальность текста определяет, насколько статья авторская, нет ли в тексте фраз и предложений из ранее размещенных в Интернете статей. Чем выше уникальность, тем лучше. В Интернете есть специальные сервисы, позволяющие проверить уникальность текстов.
Резюме: как написать статью для сайта
Соблюдая последовательность из 7 шагов – определение целей и задач, составление плана, сбор информации, подготовка текста, оптимизация (SEO), редактирование и корректура, оформление текста – вы сможете написать полезную и качественную статью.
Отдельно стоит выделить рекламные статьи. Они пишутся иначе, чем информационные материалы. Если вам интересна данная тема, рекомендую прочитать статью Что такое рекламный текст? Особенности, виды и структура рекламных текстов. В ней изложены особенности подготовки именно рекламных текстов.
Научившись писать статьи, вы сможете зарабатывать в Интернете. Как начать карьеру копирайтера в сети, описано в статье: Сколько можно заработать на копирайтинге?
Как написать хорошую статью. ИнструкцияРЕД.
Пошаговый план для тех, кто хочет писать статьи для блога компании или публиковать свои материалы в СМИ. На Pressfeed — этапы, примеры, нюансы создания хороших текстов с комментариями от опытных редакторов.
1. Определить цель текста и целевую аудиторию
Прежде чем начать писать статью, нужно ответить на главный вопрос — зачем мне вообще писать этот текст? То есть определить для себя цель статьи.
Если говорить о цели текста в рамках бизнеса (если вы не задумали создать художественное произведение), то, скорее всего, она будет звучать примерно так:
От цели текста будет зависеть и целевое действие пользователя — что он должен сделать после того, как прочтет эту статью. Например, перейти на сайт. Или просто запомнить ваше имя, или узнать о новой услуге, которую предлагает именно ваша компания.
Дальше нужно подумать — кто ваш читатель? Или целевая аудитория текста. Другими словами, представить портрет читателя и держать его в голове в течение работы над материалом. Допустим, это молодые предприниматели, которые хотят разобраться в бухгалтерии для ИП. Или это обеспеченные люди, которые ищут новые инструменты для инвестирования. Либо маркетолог, который планирует прокачать свои навыки и выбирает онлайн-курс по контекстной рекламе. От целевой аудитории будет зависеть и стилистика статьи, и термины, которые вы можете использовать, но об этом мы поговорим позже.
Итак, цель определили, на кого будет направлена статья, тоже понятно. Пришло время подумать, как же привлечь своего читателя и довести его до целевого действия? Речь идёт о пользе статьи для аудитории, а не о цепляющем заголовке (он тоже имеет значение, но ведь читатель может открыть и сразу закрыть текст). Что должна содержать статья, чтобы человек кликнул на заголовок, затем прочитал ее до конца и сделал то, что вы задумали.
Ответ — текст должен решать проблему читателя и облегчать его жизнь. Пользователь не будет тратить время на то, что никак не поможет ему. Даже если статья развлекательная, то она тоже несет некую пользу, а именно помогает читателю расслабить мозг, отвлечься.
Когда вы поняли, зачем и для кого нужно писать этот текст, какую проблему вы собираетесь решать, можно сформулировать тему будущей статьи.
Хочу начать с того, что вообще такое «хороший текст». Для меня лично это два основных момента: 1) текст удовлетворяет нужды человека; 2) текст удовлетворяет нужды автора — выполняет задачу, для которой его написали.
Следите за тем, что и для кого вы пишете, и как именно вы даете пользу в тексте. Зачем этот текст будут читать? Чтобы получить какие-то выгоды. Если в вашей статье есть что-то, что никак не помогает эти выгоды получить — уберите мусор.
Разработали новое покрытие для межкомнатной двери? Не пишите тирады о высокопрочном современном покрытии, просто покажите в видео, что кошка не оставляет на ней царапин, а детские художества можно легко смыть.
Хороший текст — это страсть (эмпатия), цель, стиль и конкретика. Страсть опциональна, так как бывают чисто информационные тексты, но эмпатия у автора должна быть всегда. Потому что мы пишем всегда для кого-то. И текст всегда воспринимается один на один, автор написал — читатель прочитал.
Цель — это очевидно. Бесцельный текст сразу видно. Ровно те две секунды, пока вы на него смотрите. Потом вы закрываете страницу и все заканчивается ничем. Зачем мы это пишем, что должно измениться по итогу — вопрос вопросов для любого текста.
Стиль — это не обязательно инфостиль. Но всегда что-то определяющее должно быть. Разговорный сторителлинг в соцсетях, занудное изложение в гайдах, деловой тон в кейсах — стиль должен соответствовать цели.
Конкретика — это не только факты. Но и конкретные указания, что делать. Иногда (часто) людям надо прямо сказать: «А теперь пройдите, гражданин, по ссылке, пожалуйста». Не пнешь — этот ежик не полетит, он редко и низко летает. Конкретика связана с целью. Все связано с целью. Цель определяет формат и содержание текста.
2. Выбрать тему
Как придумать тему для статьи? Держите несколько проверенных способов:
Никто не запрещает подсмотреть темы у конкурентов. Копировать нельзя, а взять идею на вооружение и подойти к ней с другой стороны — можно.
О чем важно помнить: одна статья — одна тема. Не нужно пытаться осветить в тексте все проблемы человечества, так не получится. Погрузитесь в один вопрос и полноценно раскройте его.
В идеале в тексте должен быть wow-эффект, инсайт. Нечто новое: новый взгляд на привычные вещи, новая информация. Или хорошее объяснение «на пальцах», которое понимают все, и которое читать не скучно — даже если тема уже слегка избита. Хороший текст — это экспертиза, собственный опыт автора. Это история, которая захватывает.
Если нужно написать статью на скучную тему, я пытаюсь найти какую-то яркую деталь, историю, другую зацепку и вокруг нее строить текст. Например, статью о том, как открыть ООО, можно построить вокруг историй про ошибки предпринимателей, из-за которых им отказали в регистрации. И на этих негативных примерах показать, как правильно. Это интереснее, чем просто инструкция, каких много в интернете.
Также для автора важна насмотренность — если следить за медиа и блогами, где публикуют качественные статьи, можно научиться подмечать удачные приемы.
3. Определить формат
Формат статьи во многом зависит и от темы, и от площадки, для которой вы собираетесь писать текст.
Самые популярные форматы как для корпоративных блогов, так и для многих СМИ:
Так или иначе, перед тем как определиться с форматом статьи, нужно понимать, где будет опубликован текст. Если в блоге компании или на личной странице, то вы сами решаете, какая подача лучше, а если на внешней площадке, то тут уже стоит руководствоваться редполитикой издания и заранее изучить, какие форматы заходят и не заходят читателям ресурса.
4. Собрать фактуру
Когда вы решаете писать статью, основанную только на личном опыте, этот пункт можно пропустить. Фактура в вашей голове. Возможно, по ходу создания текста потребуется уточнить какие-то детали, найти пару определений, но не более того.
Однако чаще всего, чтобы написать интересную статью, необходимо перерыть десятки сайтов, посмотреть исследования и привлечь сторонних экспертов.
Вот некоторые правила по сбору фактуры:
Пока вы собираете фактуру, в ваших мыслях будет постепенно выстраиваться примерная структура статьи.
Непростительная ошибка, когда факты «подгоняются» под сомнительную гипотезу. А те, что опровергают ее или просто не подходят, автор игнорирует. Когда собственное ИМХО выдают за абсолютную истину. Но, если честно, такое редко когда встречается. А что я вижу чаще всего? Когда пиарщик пишет статью от имени кого-то «номер 1 в Рунете» и половина текста про неинтересные никому заслуги. Когда пресс-релизы выдают за статьи. Когда ужасной, плоской подводкой к основному месседжу отбивают все желание читать дальше. Когда не дают ссылки на исследования, статистику. Когда обобщают.
В любом хорошем тексте не должно быть фактических ошибок. Неважно, пишем мы статью в блог, колонку эксперта или что-то еще — фактические ошибки делают работу бессмысленной. Также некоторые авторы стараются написать как можно больше, будто качество текста зависит от того, насколько он большой. Но слишком много информации — так же плохо, как и когда ее слишком мало. Лучше оставлять только то, что относится к проблеме — выше шанс, что статью дочитают.
5. Составить план
План = структура статьи. То, о чем нужно обязательно рассказать, на какие вопросы ответить, но с разбивкой по смысловым блокам. Существует два типа повествования — последовательное и параллельное.
С параллельным все просто — каждый пункт статьи существует отдельно от предыдущего и их можно ставить в любом порядке. Обычно это статьи с советами и всевозможные подборки. Вы сами решаете, какие пункты будут в начале, а какие в конце, но в целом это не имеет значения. Можно взять за основу какой-то принцип, например, расположить продукты по увеличению цены, а курсы — по времени обучения. Впрочем большие подборки тоже желательно делить по смысловым блокам, чтобы читателю было проще разобраться в тексте и быстро найти то, что ему интересно.
С последовательным — важно раскрывать тему логично, начинать от общего и переходить к частному. Одна мысль должна вытекать из другой. В текстах-инструкциях вы просто перечисляете конкретную последовательность действий, а в кейсах — рассказываете историю, что произошло (какая проблема была), что делали, что стало.
Как выглядит план? Удобнее сразу писать примерные подзаголовки для каждого нового смыслового блока, а также тезисно описывать его.
Одна из самых распространенных ошибок авторов — нелогичность изложения. Когда автор сваливает в кучу все мысли, которые у него есть, но в которых очень трудно разобраться стороннему читателю. Обычно советую авторам прочитать про модель перевернутой пирамиды — когда движемся от общего к частному. Самую суть читатель должен узнать в начале статьи. Если ему интересно и хочется углубиться в детали, он продолжит чтение.
6. Держать в голове эти правила (прежде чем начать писать статью)
Пока вы не начали, прочитайте эти правила — как написать хорошую статью. Правила относятся к любым текстам (кроме художественных).
Разговаривайте с аудиторией на ее языке (вы ведь уже знаете, на кого нацелен текст). Пишете для профи — можно использовать термины и не объяснять их. Маркетолог знает, что такое KPI. Но если хотите написать статью для новичков в профессии, то любые аббревиатуры нужно расшифровывать и давать определение.
Когда создаете текст на массовую аудиторию, то в нем должно быть понятно абсолютно все. Если описываете сложные вещи, то проводите аналогии и включайте примеры из жизни. Так читателю будет гораздо легче воспринимать материал.
Пишите просто! Это касается не только терминов, но и оборотов, деепричастий, странных метафор, клише, канцеляризмов. Скажите «поделиться опытом» вместо «демонстрировать рыночную экспертизу», «изменили» вместо «внедрили ряд изменений». Такие конструкции усложняют текст и точно не прибавляют вам экспертности и «деловитости».
Слишком длинное предложение нужно разбивать на два или даже три. Также один абзац — одна мысль. Обычно абзац состоит из 3-6 строк.
Часто чем проще, тем лучше. Если вы не знаете, как аудитория отреагирует на юмор, поймет ли ваши аналогии и метафоры, напишите статью максимально простым и понятным языком, добавьте побольше примеров. Кстати, хорошие примеры могут спасти почти любой текст, а вот абстрактную теорию часто скучно читать, даже если она хорошо написана.
Распространенная ошибка — штампы. Очень много на эту тему вебинаров, книг, статей. Но молодые и динамически развивающиеся компании все еще часто встречаются. Мне в свое время очистить речь от мусора помогли романы Хэмингуэя и «Главред».
7. Писать статью!
Не пытайтесь сразу написать идеальный текст. Не нужно ждать вдохновения, просто начните. Вносить правки будете потом.
Традиционные части статьи — это введение, основная часть и заключение. Однако в тексте может не быть заключения, например, в подборках, и это не страшно. Вместо введения бывает один лишь вступительный абзац — лид (о нем мы скажем позже). В общем, смотрим по ситуации.
Если статья подразумевает все три части, то тогда:
Когда вы написали текст, его необходимо привести к такому виду, чтобы пользователю было удобно читать.
8. Выделить акценты для читателя
У пользователя нет времени читать вашу статью. Контента в интернете так много, и ваш текст будет соревноваться с десятками других статей, постов, картинок, мемов за своего читателя. Но если уж человек и решил открыть материал, например, его привлек заголовок, то дальше он хочет за несколько секунд понять — стоит ли тратить свое время на внимательное чтение.
Чтобы читатель моментально определил ценность статьи, в тексте должны быть зацепки, акценты, выделенные элементы. Они позволяют прочитать текст бегло, по диагонали, и тогда уже принять решение — да, это полезно, или нет, это неинтересно.
Перечислим основные акценты, которые могут быть в статье.
Подзаголовки говорят читателю, чему посвящен каждый блок. Не нужно делать их абстрактными и креативными. Не «Покоряем “Ведомости”», а «С чего начать продвижение в СМИ». Пользователь за секунду считал подзаголовок, понял, о чем этот параграф, пошел дальше.
Списки — маркированные и нумерованные. Они дополнительно структурируют текст, упрощают восприятие. В этом тексте много списков, потому что мы перечисляем разные способы, подходы, форматы. Можно также делить текст на шаги, этапы, использовать конструкции «во-первых», «во-вторых».
Выделения абзацев или отдельных фраз. Иногда хочется подчеркнуть какую-то важную мысль, отдельно обратить на нее внимание читателя. Тогда можно выделить целый абзац — лучше более крупным кеглем, либо применить разметку «Врезка», «Цитата» при верстке (если вы заранее знаете, что это возможно). Иногда достаточно выделить одно слово — полужирным, курсивом или подчеркнутым. Так, как мы сделали в этой главке. Но помните, что все хорошо в меру. Если выделить половину текста, то тогда сама суть выделения потеряет смысл.
Важно: однотипные элементы текста должны быть выделены одинаково. Например, акцентные фразы — полужирным или курсивом.
9. Подобрать иллюстрации
Иллюстрации также относятся к элементам удержания внимания читателя. Однако нельзя ставить в статью картинку ради картинки. Любая иллюстрация — фотография, таблица, график, скриншот — дополняет текст, а не идет параллельно с ним.
Если что-то можно показать на графике — отлично, покажите, а текст уберите совсем. Пишете инструкцию или гайд по новому сервису, делайте скриншоты, но на них необязательно демонстрировать каждое движение мыши, только самое важное. Фотографии также могут раскрывать текст, например, если вы рассказываете о путешествии.
Иногда текст просто хочется разбавить чем-то забавным — смешной гифкой или мемом в тему. Это не запрещено, если это к месту и не мешает общему восприятию статьи.
Картинки, списки и другие визуальные элементы вовлекают в процесс. Важно, чтобы читатель мог просканировать страницу глазами и найти нужную информацию. Можно заложить в статью верный смысл, но разместить сплошной стеной букв — и читатель, скорее всего, уйдет в другое место.
Посмотреть, в каких фотобанках можно брать иллюстрации бесплатно, можно в нашей публикации «Топ-20 бесплатных фотостоков для всех, кто работает с контентом».
10. Придумать заголовок
Заголовок — первое, что читатель узнает о вашей статье. Он же будет главным аргументом — открывать текст или нет. Заголовок отвечает на вопрос: о чем эта статья. Не стоит обманывать читателя и писать в заголовке о том, чего в реальности в тексте нет. Пользователь закроет вкладку и останется разочарованным.
Длина заголовка — примерно 5-8 слов. Это не закон, но слишком длинный заголовок сложно считать.
Что может быть в заголовке, чтобы он сработал.
Цифры — всегда привлекают внимание, а читатель заранее знает, что его ждет. Большие цифры не выигрышнее маленьких, так как все зависит от темы:
Вопрос, на который читатель найдет ответ в статье:
Личный опыт — всегда интересно узнать о пути реального человека:
«Личный опыт: как я запустил сайт за 3 дня»;
«Моя поездка в США: маршрут, траты, лайфхаки».
Обращение к конкретным читателям — если материал дает рекомендации для определенной группы людей:
«Как мамам в декрете найти работу в интернете»;
«Как удаленщику спланировать свой рабочий день».
Негативная эмоция — так сложилось, что плохие новости всегда популярнее хороших, и люди охотнее кликнут на то, что вызывает страх, переживания и гнев:
«Почему большинство компаний закрываются через полгода»;
«10 ситуаций, когда вас могут обмануть в интернете».
Слова-магниты — бесплатно, просто, без вложений, быстро. Сюда же можно включить все заголовки, которые указывают на короткий срок. В общем, все хотят добиться результата без особых усилий:
«Как раскрутить группу ВКонтакте за 1 месяц»;
«Бесплатный способ поднять сайт в ТОП поиска».
Интрига — этим грешат желтые издания, но иногда недосказанность делает заголовок более интересным:
«Я не знал этого правила при покупке валюты. И зря»;
«Единственный полезный совет, который дал мне бизнес-тренер».
Когда придумали заголовок, и он кажется вам хорошим, честно ответьте на вопрос: а я бы открыл эту статью?
Очень личный лайфхак — это сочинение хайку (и сэнрю). Попробуйте интересную мысль упаковать в три строки так, чтобы она звенела в голове читателя еще пару часов после прочтения. После этого заголовки и анонсы — просто семечки.
11. Написать лид
Продолжение заголовка, самое важное, что читатель должен знать об этой статье в 2-3 предложениях. Еще один якорь, который цепляет пользователя и убеждает его продолжить читать текст.
Здесь можно сказать о проблеме, которую будете решать, отдельно указать на то, для кого полезна эта статья, коротко раскрыть главную мысль, просто продлить заголовок.
Иногда лид видно только после того, как читатель откроет статью, а иногда сразу на главной странице — тогда он особенно важен.
12. Отредактировать статью
Текст готов. Но можно ли уже закончить работу и ставить статью в блог или предлагать в СМИ? Пока нет. Начинается сложный и кропотливый этап — редактирование.
Текст придется перечитать несколько раз.
Во-первых, сначала посмотрите на статью в целом. На логику изложения, информативность, главную мысль, структуру. Вы точно сказали все, что хотели? Возможно, стоит добавить примеров. Есть ли куски текста, которые не несут пользу для читателя и не раскрывают главную мысль? Удалите их. Со структурой все в порядке? Еще раз оцените заголовок и подзаголовки.
В тексте точно не может быть отсутствия логики и повторов. Сомнительных ссылок, обобщений. Странных лидов «как вы все, наверное, знаете». То, что называют «водой», пространных рассуждений, уводящих от сути.
Во-вторых, почистите статью от штампов, канцеляризмов, сложных конструкций, вводных слов. Сократите длинные предложения.
В-третьих, вычитайте текст на ошибки. В помощь вам сервисы для проверки орфографии, например, text.ru.
Если статья получилась слишком объемной, можно сделать оглавление с гиперссылками в самом начале. Это тоже упростит читателю жизнь.
Итак, работа над статьей окончена. Она готова для публикации.
В целом я работаю над статьями так:
1. собираю фактуру, которая есть у меня или экспертов: примеры, истории, шутки, графики, исследования, интервью и комментарии;
2. смотрю, есть ли аналогичные публикации в выдаче. Если есть — анализирую их структуру;
3. на основе данных об аудитории блога SEMANTICA и анализа выдачи составляю план для своей статьи. Распределяю все примеры, могу придумать какую-то раздатку;
4. потом просто начинаю писать. У меня в голове уже есть картина, каким должен быть материал для конечного читателя. Осталось только донести свою мысль до него.
Хорошо, если есть возможность до публикации показать текст представителю целевой аудитории. Многие авторы это воспринимают в штыки, но мнение постороннего человека, на которого рассчитана статья, помогает увидеть слабые места. Мнение ЦА о тексте часто становится настоящим источником инсайтов, хотя его не всегда приятно слышать.
Заключение
Кажется, написать хорошую статью не так уж и сложно, главное — четко сформулировать цель текста, а затем поэтапно следовать плану. В теории все понятно, а вот на практике мы видим в интернете сотни неинтересных, неструктурированных, бессмысленных статей. Редакторы ответили, что они думают на этот счет — почему же в сети так много плохих текстов.
Понятие «плохой текст» — как и хороший — очень субъективное. Для меня плохой текст — тот, который заставляет меня тратить время впустую. Например, я в портянке ищу нужный мне раздел; я не понимаю текст: много ошибок, неудобная верстка, всплывающие окна; я не вижу ответа на свой вопрос.
Плохие проще выводить в топ: тратишь на текст мало, а трафик из органики получаешь, если все сделаешь правильно. Сейчас ситуация становится лучше, и на первое место выходит качество контента. Надеюсь, со временем все текстовые портянки просто выпадут из выдачи.
Хорошие тексты писать сложно и стоят они дорого. Не все клиенты могут себе позволить купить достойный текст. Вернее, покупать такие тексты регулярно и в каких-то больших объемах.
Кроме того, не всем нужны хорошие статьи. В блогах компаний, которые работают как канал привлечения клиентов, или качественных медиа, которые монетизируют с помощью нативной рекламы, обычно следят за качеством контента. Здесь важно, чтобы статьи читали, иначе в них нет смысла. А информационные сайты, где просто размещают рекламные баннеры, экономят на контенте: им важнее трафик, посещаемость сайта, читают тексты или нет — уже не так важно.
Из-за кажущейся простоты и дешевизны создания текстов. Ну и не могу не отвесить низкий поклон сеошникам. Это все они. Они, не мы. Мы только выполняли заказы.
Если коротко — люди перестали читать хорошие книги.