как написать сценарий к комиксу образец

КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ К КОМИКСУ // ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ.

Я уже рассказывал вам, как к нам с братом пришла в голову идея комикса «Счастливого Конца Света», с чего мы начинали и каких усилий нам это стоило (если вдруг пропустили, загляните сюда).

В этой статье я попытаюсь ответить на вопросы, которые мучили меня, когда я только начинал работать над сценариями, а также дам практические советы, которые, надеюсь, помогут вам сэкономить несколько лет поисков и избавят от некоторых сомнений. Но поспешу предупредить, что ничто не заменит собственный опыт, так как в большинстве своём все случаи уникальны, и это — самое интересное.

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

Работа над любым произведением — это довольно индивидуальный процесс, и сценарий — не исключение. Безусловно, существуют стандарты, которые широко используются в индустрии комиксов, и их полезно знать, как базу, чтобы было от чего отталкиваться (особенно если вы решили связать свою жизнь с писательством сюжетов для комиксов), но если вы хотите, чтобы вас ценили как эксперта и предлагали работу, никогда не останавливайтесь на достигнутом, экспериментируйте и всегда пробуйте что-то новое, что-то немыслимое. С практикой у вас будет получаться всё лучше, и люди это заметят.

Текст никогда не бывает хорошим с первого раза.

Только человек, который не чувствует разницы между писательством как хобби, и писательством как работой, может полагать, что хорошая история рождается с первого раза.
Даже если в каком-нибудь тихом уголке на вас нападёт вдохновение и будет мучить до тех пор, пока вы не выдадите с десяток страниц сюжета, созданный текст нужно будет снова и снова перечитать и подправить на «трезвую» голову. Это поможет ничего не упустить и исправить все неточности, которые вы могли выразить неверно (не всегда находятся нужные слова, особенно если спешишь не потерять атмосферу). Поэтому не расстраивайтесь, что текст плох, если он только впервые оказался на бумаге или в компьютере.
Как подсказывает практика, после повторного переизложения той же истории, она становится лаконичней, содержательней и оригинальней.

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

Основное правило сценариев

В самом широком смысле «сценарий» — это язык действий и диалогов. Он не приемлет красноречивых описаний и длинных отступлений, как это позволяют книги и рассказы. То есть описания шнурков, похожих на спагетти в томатном соусе, и сердитого чайника, закипающего от злости, в нём лучше избежать, если, конечно, эти описания не раскрывают какую-то сюжетную особенность, или вы пишите их, чтобы помочь художнику понять, что же такое вы там увидели своим внутренним взором.
Лучше заранее уточните у художника, как ему удобней работать, чтобы потом не возникло недопонимания.

Когда мы работали с братом над 1 выпуском комикса, мы сразу условились, что он будет отвечать за визуальные сцены (такие как драки или окружение) и будет выступать кем-то вроде сценариста/режиссёра истории.
Нам тогда казалось, что так будет проще и быстрей, однако на деле ему пришлось самому придумывать все особенности сражений и на это тоже понадобилось немало времени (как бы увлекательно это ни было).

К тому же, если вы мечтаете работать на большие издательства то, вам придётся прописывать всё, вплоть до кадра.

Скажем, 4 страница — 8 КАДР:

«Оливер вскочил на ноги от злости. У него за головой появилось облако пара, словно пар из закипевшего чайника, кажется, что это от злости, в действительности за спиной кто-то разбил телевизор».

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

Оливер на заднем плане повёрнут к нам спиной, смотрит в телевизор.
Оливер: «Да напади уже на кого-то!»
На переднем плане видна рука зомби. Кадр должен создавать нагнетающую зловещую обстановку.

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

Ниже я приведу ещё один наглядный пример из комикса «Охотники за привидениями».

Как придумать необычный сюжет?

Чтобы ответить на этот с виду простой вопрос, нужно сначала ответить на вопрос: «Откуда же вообще берутся идеи?»
Ответ также прост: «Отовсюду».

— Почему же одни люди могут придумать что-то стоящее, а другие придумывают какое-то… ну, не очень?»
— Да потому что у первых больше осмысленной практики, чем у вторых.
— Как же такое может быть? Мозг у всех работает постоянно и не останавливается даже во сне.
— Тут дело не в количестве мыслей, а в их качестве, целенаправленном изучении темы и т.д.

Как говорится: «Хорошие идеи приходят только в подготовленный ум», поэтому нужно постоянно чем-то его тренировать, а точнее интересующей вас темой. Начните наконец использовать блокноты, которые у вас лежат без дела. Записывайте туда идеи, которые кажутся вам истинным откровением, и делайте это до тех пор, пока ваши идеи действительно не станут стоящими (лет 5 может уйти), и вы сможете объективно отличать хорошую идею от плохой.

«Гениальные» идеи кажутся случайностью, но, как и импровизация, это всего-навсего дело осознанной практики, годами заготовленного материала, который вдруг выстраивается в вашей голове в стройный ряд, когда туда наконец попадет недостающий фрагмент головоломки, который, забавным образом, может быть вообще не связан с вашей идеей. Поверьте, я уж знаю.

Хотя бы взять идею нашего комикса. История, в которой концы света происходят каждую неделю, родилась после того, как Игорь увидел под одной из картинок в интернете подпись «Doomsday» (англ. «конец света»).
Когда он её увидел, он знал лишь, что слово «Doom», которое в его голове имело вид маленького Ниблера из сериала «Футурама»; он вскидывал руки к небесам, и кричал «мы обречены»; а слово «day», значило. ну вы сами знаете.
Игорю показалось, что слово «Doomsday» созвучно со словом «Birthday» (англ. «День рождения»). Он спросил у меня перевод, и одна мысль родила другу: «Что если по аналогии с Днями рождения концы света будут проходит каждый год?» — подумал он.
Но и это было ещё не всё, так как в 2012 году, все готовились к апокалипсису Майа — эта тема показалась очень привлекательной, он поделился ею со мной. Мы решили её развить, объединили все наши задумки и идеи вместе и вскоре взялись за создание комикса с необычным сюжетом.

Как видите, главное — чтобы в голове сложилась картина, а для этого её нужно постоянно осознанно наполнять, чтобы весь этот калейдоскоп мыслей однажды превратился в яркий образ.

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

Где можно посмотреть примеры рабочих сценариев?

Прародителями сценариев были пьесы, поэтому не стесняйтесь подглянуть в работы классиков. Это никогда не будет лишним. Ну, и конечно — интернет. Именно там я нашёл сценарии к своим любимым сериалам: «Друзья», «Футурама», «Меня зовут Эрл», «Клиника», «Сверхъестественное» и т.д. (но ищите не перепечатки с серий, а именно оригинальные сценарии).
Там же, я уверен, найдутся и сценарии к комиксам. Иногда куски сценариев создатели размещают в больших сборниках в качестве бонусов, как это было с примером в конце статьи.

Чем отличается сценарий комикса от сценария фильма или сериала?

Принцип работы над сценарием комикса и фильма в целом похож, в основе лежит одна цель — рассказать хорошую историю. Различие скорее в оформлении.
В комиксе вам нужно разбивать текст вплоть до кадра, в кино и анимации всё ограничивается сценами, так как раскадровкой занимается либо раскадровщик, либо сам режиссёр.

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

Стоит ли описывать каждый кадр?

Всё зависит от художника, с которым вы работаете, ну, и работодателя конечно же. Как правило, это делать нужно. Но если такое дробление мешает вам писать историю, вы можете разделить сюжет на кадры после того, как будете довольны результатом.

Надо ли описывать сцены сражений?

Снова — да. Если вы хотите, чтобы художник отобразил драку так, как вы её представляете, то как иначе?
Порой бывает лень прописывать всякие замахи и удары, что происходят в кадре, но если вы их не придумаете, то никто не сделает это за вас. Так что надерите задницу своей лени, а затем запишите, как это было))).

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

Как научиться писать интересные диалоги?

В этом вам помогут ваши персонажи. Придумайте им предысторию, к чему они стремятся, знайте мотивы их поступков и характерные черты, попытайтесь примерить эти образы на себя. Когда вы это сделаете, вы будете понимать, свойственно ли вашему персонажу говорить так или нет.
Он сам вам будет подсказывать, что он хочет сделать и произнести, потому что вы будете знать, как он думает.
Так родится не только интересный диалог, но и сюжет.

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

Как писать шутки?

Хорошие шутки — это результат наблюдательности, остроты ума и конечно же практики. Как и с изучением иностранного языка, очень важно пребывать в среде, где много шутят, поэтому если ваши друзья не особо уморительные особы, найдите для себя парочку комедийных сериалов или шоу, которые вам нравятся, и пытайтесь придумывать что-то в их духе.

Я помню, как я начинал писать юмор для КВН — это было непросто, так как в то время у меня перед глазами было больше примеров игрового юмора, чем текстового, но со временем благодаря упорству мои шутки стали звучать на сцене чаще, и благодаря своему юмору я даже устроился на телевидение. Так что трудитесь и на первых парах учитесь у тех, кто вам нравится, не забывая прислушиваться к себе.

С шутками нужно быть очень аккуратными, потому что порой в сыром и спонтанном виде они смешнее, чем после правки. Поэтому лучше особо их не мучить.

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

Сколько платят за сценарий комикса?

Как и в любой другой договорной работе, всё зависит от того, кто ваш заказчик и как вы умеете себя преподнести.
Безусловно в Америке вам смогут предложить за сценарий комикса более высокую цену. Но для этого придётся потрудиться втрое больше.

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

А теперь наглядный пример написания сценария из американского комикса «Охотники за приведениями»:

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

От сценария к цветам:

Тут мы наконец показываем МЕГАЧУДИЩЕ в окружении цветного тумана. Над Мегачудищем третий вертолёт — это вертолёт новостей, который уже был на кадрах ранее. Этот кадр обуславливает начало сцены.

Крупный план Чудища, который кричит множеством своих ртов.

Вид сбоку — Питер отклоняет голову, чтобы взглянуть вверх.

2. ПИТЕР: ЗДОРОВО, ЕЩЁ ОДИН — ЭЙ, ЭТО ЧТО НОВОСТНОЙ…

3. ПИТЕР: ЧТО ЭТОТ ПИЛОТ СЕБЕ ДУМАЕТ? ОНИ ПОДЛЕТЕЛИ СЛИШКОМ..

Питер опускает взгляд вниз и в сторону, морщится

Источник

Ошибки начинающих сценаристов комиксов

С недавнего времени почти в каждом крупном городе России есть специализированный магазин комиксов. Еще они продаются в книжных сетях, включая онлайн-магазины. Я очень рад, что этот вид искусства активно развивается в нашей стране. Пока, правда, большая часть рынка комиксов — это переводные издания, а качество отечественных работ не всегда высокого уровня. Именно поэтому так важно сценаристам комиксов избегать самых простых ошибок, которые обычно делают начинающие.

Как писать сценарий комикса

Первое, что нужно сделать, это понять, что комикс — самостоятельный вид искусства, а значит, у него есть свои особенности. Комикс имеет одновременно черты и литературы, и кинематографа, но при этом не является ни тем, ни другим. Следовательно, нельзя писать сценарий для комикса как прозу, и нельзя — как киносценарий. Он должен быть другим.

По поводу того, что для прозы и сценария используются разные языки, мы недавно публиковали статью (Чем сценарий отличается от прозы). В этом плане сценарий комикса ближе к киносценарию, но все равно имеет отличия. Дело в том, что в киносценарии действует железное правило: «Не рассказывать, а показывать». В комиксе же можно делать и то, и другое.

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образецКадр из комикса «Черновик. Четвертая дверь» от издательства «Белый единорог»

Информацию в комиксе можно передавать тремя способами:
– изображая то, что делают персонажи;
– вкладывая информацию в диалоги персонажей;
– добавляя текст авторского повествования.

Сценарист комикса может и показывать то, что делают герои, как киносценарист, и одновременно описывать то, что они думают и чувствуют, как писатель. Но за такие огромные возможности приходится платить ограничениями. Если их не знать, то можно все испортить.

Как испортить комикс

Способов для этого существует огромное количество, я лишь перечислю те из них, которые использовал сам или мои знакомые. Причем не всегда нам удавалось испортить комикс безвозвратно, но мы очень старались 🙂

Написать длинные монологи

В отличие от кино, где персонажи могут произносить монологи на несколько минут, и прозы, где герои могут вообще говорить целыми страницами, в комиксе для этого просто нет места. Физически.

На страницу помещается определенное количество кадров, а каждый кадр имеет строго определенный размер. Следовательно туда поместится или большое изображение и маленький текст, или маленькое изображение и большой текст.

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образецКадр из комикса «Тинтин в стране черного золота»

Длинные монологи в комиксе неуместны, лучше их вообще не допускать, но если иначе никак, то приходится монолог разбивать на несколько частей и помещать его в разные кадры.

Описываем изображение

Возможность использования в комиксе одновременно и изображения, и описания может сыграть со сценаристом злую шутку. Если писательское начало возьмет верх, то сценарист может вставить поместить в кадр описание, которое будет по смыслу дублировать изображение.

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образецКадр из комикса «Черновик. Четвертая дверь» от издательства «Белый единорог»

Вот кадр, понятный без слов. А теперь представьте, что на нем будет помещен текст: «Я проснулся на мягком диване от того, что солнце светило через окно на стену. Я сладко потянулся». Кто-то может сказать, что пояснение лишним не бывает, а я же отвечу, что это логическое дублирование информации. Вместо того, что и так понятно из рисунка, автор мог рассказать что-то более важное. Например, дать описание внутреннего мира героя или описать события, происходившие за то время, пока он спал.

Вставляем как можно больше деталей

Комикс — уникальный вид искусства, он позволяет рассказывать истории, для прочтения которых нужно задействовать внимательность читателя. Например, автор может поместить в кадр деталь, однозначно указывающую на личность убийцы, но не акцентировать на этом внимание. Внимательный читатель разглядит ее и сможет сделать выводы сам, без помощи автора.

Но увлекшись такими играми, сценарист комиксов может указать в сценарии столько деталей, которые просто не поместятся в кадр (о том, что место в комиксе строго ограничено, я уже писал выше). Например, я сам на заре своей сценарной карьеры описал один кадр, в котором на фоне красивых льдов, в некоем большом летательном аппарате в полный рост стоят персонажи, а один из них держит в руках игровую приставку и играет в строго определенную узнаваемую игру.

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образецКадр из комикса «DreadCore» от издательства «42»

На первый взгляд, в этом описании нет ничего плохого, такой кадр вполне можно нарисовать, только вот занимать он будет целую страницу, а в моем сценарии ему отводилась лишь малая ее часть. Это, как вы уже догадались, кадр в нижнем левом углу.

Лезем на сторону художника

Сценарист комиксов нередко представляет себе, как будет выглядеть тот или иной кадр. И это правильно. Он должен развивать художественное видение, хотя бы для того, чтобы не допускать ошибки, описанной в предыдущем параграфе. Но увлекаться этим не стоит. Потому что у художника визуальное чутье все равно лучше вашего. Потому не нужно описывать подробно ракурсы, позы персонажей, цвета и так далее.

Сценарист может и должен предлагать вариант визуального решения, но последнее слово все равно остается за художником. Единственный случай, в котором нужно настаивать на своем, — когда описываемые детали важны для сюжета.

Описываем несколько действий в одном кадре

Вот пример описания одного из кадров комикса.

Он и она сидят напротив друг друга за столиком кафе. Он ослабляет галстук, лезет в карман брюк и протягивает ей коробочку с кольцом, она восхищенно смотрит на сверкающий бриллиант.

Для киносценариста вполне обычное описание. Только вот для комикса — оно катастрофическое. Сценаристу комиксов нужно постоянно держать в голове, что описывать нужно статичные изображения, а тут сразу три действия вместо одного. Сначала нужно показать, как герой ослабляет галстук, потом — как лезет в карман брюк, и только потом — как протягивает коробочку с кольцом. Можно еще сделать четвертый кадр, когда он эту коробочку открывает, и пятый, когда она восхищенно на это кольцо смотрит.

Требуем невозможного

И последнее, что может сделать сценарист комикса, — попросить художника нарисовать то, что нарисовать невозможно. Причем для этого не нужно напрягать фантазию, все происходит само собой. Например, так:

Попробуйте себе представить это изображение и сразу поймете, что тут не так. Такое описание подразумевает, что обоих персонажей нужно рисовать в фас, но при этом они должны стоять напротив друг друга.

Делайте свои ошибки

Всех ошибок не избежать — они неисчерпаемы. Но я прошу вас делать свои ошибки и не повторять моих. А потом рассказать мне, чтобы и я не повторял ваших. Так мы вместе сделаем русские комиксы лучше.

Источник

Как должен выглядеть «настоящий сценарий»

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образецкак написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

Ниже приводится отчет о совместной работе сценариста, художника и редактора на примере нескольких полос комикса из серии «Снимки ниоткуда», делавшегося для издательства «Эдванс-Пресс». Описываемый способ работы не претендует на стандарт индустрии, однако ознакомиться с ним было бы полезно всем начинающим и начавшим отечественным комиксистам, поскольку: 1) он был вполне успешным и привел к появлению реального продукта (комикса); 2) все участвовашие получили за свои усилия денежку и поэтому вполне счастливо могут считать себя профессинальными комиксмейкерами.

Сценарист: Владимир Сахнов, ваш покорный слуга.

Художник: Роман Сурженко, один из лучших на сегодняшний день (по моему скромному мнению) художников, работающих в отечественном комиксе.

Редактор: Михаил Заславский, главный редактор издательства «Эдванс-Пресс».

Дело было так. Ко мне обратился Миша Заславский с предложением написать сценарий к серии комиксов для подросткового журнала, который готовит к выпуску «Эдванс-Пресс». Тематикой журнала являются всякие тайны, ужастики и прочие страшилки, так что сюжет комикса должен был быть соответствующим. Цитируя Даню Кузьмичева, который, кажется, цитирует кого-то еще, я сказал себе: пехотинец может все! — и взялся за работу.

Откуда сценарист берет идеи для своих историй? Из жизненного опыта, конечно! (Так что если у вас нет жизненного опыта, пожалуйте по стопам Михаила Веллера, в тундру, ловить гадюк.) Я задумался над тем, кого сделать главным героем истории и какие бы тайны поручить ему расследовать (тайны подразумевают то, что их надо расследовать и разгадывать, я был в этом уверен). Героем, пожалуй, должна была стать женщина — это вполне в духе времени: наступающий семимильными шагами новый матриархат, все дела — сами, например, оглянитесь на последние вышедшие в прокат фильмы: сплошные рэмбо в юбках! В то время я к тому же был увлечен древними цивилизациями Америки — вот у кого уж тайн навалом! — поэтому вопрос с тем, что расследовать, тоже решился. Теперь оставалось дело за самой историей, деталями, атмосферой. Я вспомнил одну свою знакомую американку, безбашенную тетку, которая молодость свою тратила на экстремальные путешествия по миру (в том числе по России — познакомились мы в Москве). Она рассказывала, что однажды, поиздержавшись, застряла в каком-то богом забытом городке в Юго-Восточной Азии, где местные жители никогда не видели голубоглазых блондинок (коей она являлась). Это ее и спасло. Она с истинно американской смекалкой устроила маленький бизнес — фотографировалась за деньги на память с местными жителями, которые были в восторге просто постоять с ней рядом. Нарубив таким образом капусты на дальнейшую дорогу, она, наконец, покинула это местечко. Отличная завязка для сюжета! Я переместил действие в Южную Америку (уверен, кое-где в тех краях тоже никогда не видали голубоглазых блондинок!) — и дело было в шляпе! На этот стержень (истории из жизни путешествующей женщины-фотографа) помаленьку стали нанизываться другие подробности: немного шпионщины, немного бандитизма, немного таинственных развалин и призраков. Первая история была состряпана и отослана редактору.

Я назвал свою героиню Дианой. Вполне себе международное имя, которым могли бы назвать и русскую девочку — я никак не мог полностью оторваться от воспоминаний о своей американке. Миша Заславский сурово обрезал эти нити. Комикс делается для нашей аудитории, поэтому все основные герои должны быть безусловно русскими! — таков был его вердикт. Я быстро согласился — вещь не принципиальная, и быстро придумал бывшей Диане новое, вполне русское имя Анастасия — Настасья. Почему именно его — уже не помню, хотя причина какая-то все же была. К тому же я обыграл потом это имя в одной из следующих серий.

Первоначальный вариант сценария первых пяти полос выглядел так:

От автора:
Надо же было застрять в этой дыре!
Обещанной визы нет уже вторую неделю. Деньги кончаются, приходится зарабатывать на том, что аборигены никогда раньше не видели голубоглазых блондинок.

Девушка мерилинмонровского типа в светлой неопределенного цвета рубашке с подвернутыми рукавами, шортах хаки с карманами и в ботинках на толстый носок прощается с толпой перевозбужденных местных мужчин — все чернявые полуиндейского типа.

— Спасибо, спасибо, мне уже пора!

Мужчины с восторгом рассматривают фотографии, на которых каждый из них запечатлен, но целомудренно, рядом с блондинкой.

Девушка отходит от них, пересчитывая банкноты.

Сзади ее окликает молодой человек более европейского типа, чем ее давешние собеседники:

2. Загорелый молодой человек, темноволосый, экипированный примерно в таком же романтическо-приключенческом ключе (рубашка с карманами, бандана на шее, ремень с подвешенными подсумками для швейцарского офицерского ножа и зажигалки «Зиппо», полувоенные брюки с карманами, ботинки), нагоняет девушку:

— Я вижу, вы фотограф? Мне очень нужна ваша помощь! Как вас зовут?

— Диана, а что случилось?

— Очень приятно, мое имя Пьер. Я собираю материал для журнала Международного Географического общества, посвященный загадкам древних цивилизаций Нового Света. Но мой фотограф заболел и теперь я рискую остаться без фотографий!

На лице Дианы отражается сомнение.

Пьер:
— Я вас умоляю! Естественно, я вам заплачу!

Они направляются к зданию гостиницы.

Пьер:
— Аппаратура в гостинице.

Они заходят в номер, на постели лежит фотограф Пьера, у него СТРАШНАЯ БОЛОТНАЯ ЛИХОРАДКА.

Фотограф, слабым голосом:
— Здрас-сте

Диана видит разложенную на столе сложную фотоаппаратуру и издает возглас восхищения:
— Вот это да!

Сзади нее Пьер и фотограф шепчутся:

— Ты уверен в том, что делаешь?

— У меня нет другого выхода. В таком состоянии я не могу таскать тебя по джунглям!

3. Общий план. Пьер и Диана загружаются на площади в лендровер. За ними флегматично наблюдает патруль.

Диана и Пьер в машине, она спрашивает:
— А что это за место, куда мы едем?

Пока машина выруливает по узким улочкам из городка, Пьер начинает объяснять:
— О, это в своем роде знаменитое место. Развалины древнего города, открытые в конце XVIII века одним испанским монахом.

Диана:
— Я и не знала, что тут в окрестностях есть какие-то развалины!

Лендровер движется по сельской дороге навстречу джунглям. Пьер продолжает объяснения:
— В этом районе отсутствует необходимая для туризма инфраструктура, поэтому иностранцы редко бывают здесь.

Машина въезжает под своды тропического леса.
— К тому же эта приграничная территория — объект давних споров трех сопредельных государств.

Самый общий план, едущий лендровер виден в просвете крон деревьев, которые растут по склонам великолепных гор.
— Но задолго до прихода испанцев здесь жили и развивались могучие древние индейские цивилизации!

4-5. Splash-разворот, без границ кадров, иллюстрационного типа. Текст сопровождают соответствующие картинки.

От автора (Пьер):
Время стерло саму память об этих народах, но оставленные ими артефакты до сих пор поражают воображение!

Гигантские города, в которых жили десятки тысяч жителей, огромные храмы-пирамиды, напоминающие египетские, целые долины, заполненные загадочными статуями, сооружения, о предназначении которых нам приходится только догадываться!

Кадр-врезка: вид через лобовое стекло машины, которую подбрасывает на ухабах лесной горной дороги, Пьер говорит Диане:
— Многие считают их площадками для приземления летающих тарелок!

От автора (Пьер):
Как они могли добиться таких успехов в строительстве, используя свои «примитивные», по европейским меркам, технологии, остается загадкой!

Есть мнение, что здесь, в Западном полушарии, развивалась альтернативная человеческая цивилизация, использовавшая для манипуляций с пространством и временем МАГИЮ!

К сожалению, почти все исторические памятники и документы, которые могли бы пролить свет на эту тайну, были уничтожены испанскими конкистадорами во время кровавого завоевания континента!

Испанские всадники в характерных шлемах едут на фоне пожара.

Второй вариант отличался только именами героев: Пьер был переименован в Петра.

Подробно расписывать все по кадрам не имело смысла — Роман и без моих подсказок мог прекрасно раскадровать историю, так что я ограничился общими рекомендациями: то, что по моему мнению, могло размещаться в разных кадрах, я отделял друг от друга пустой строкой. Текст в речевых баллонах (облаках) предворялся знаком прямой речи — тире, а текст «от автора» (в баллонах без хвостиков) предварялся соответствующей пометкой.

Вот второй вариант сценария с пометками редактора:

От автора:
Надо же было застрять в этой дыре!
Обещанной визы нет уже вторую неделю. Деньги кончаются, приходится зарабатывать на том, что аборигены никогда раньше не видели голубоглазых блондинок.

Девушка мерилинмонровского типа в светлой неопределенного цвета рубашке с подвернутыми рукавами, шортах хаки с карманами и в ботинках на толстый носок прощается с толпой перевозбужденных местных мужчин — все чернявые смугляки полуиндейского типа.

— Спасибо, спасибо, мне уже пора!

Мужчины с восторгом рассматривают фотографии, на которых каждый из них запечатлен, но целомудренно, рядом с блондинкой.

Девушка отходит от них, пересчитывая банкноты.

Сзади ее окликает молодой человек более европейского типа, чем ее давешние собеседники:

2. Загорелый молодой человек, темноволосый, экипированный примерно в таком же романтическо-приключенческом ключе (рубашка с карманами, бандана на шее, ремень с подвешенными подсумками для швейцарского офицерского ножа и зажигалки «Зиппо», полувоенные брюки с карманами, ботинки), нагоняет девушку:

— Приятно встретить землячку на другой стороне земного шара! Я вижу, вы фотограф? Мне очень нужна ваша помощь! Как вас зовут?
(Хорошо бы, чтобы у девушки была профессиональная фотокамера)
— Настя, а как вы догадались, что я из России?

Молодой человек улыбаясь показывает на восторженных мужчин на заднем плане:
— В этом городке все о вас только и говорят! Меня зовут Петр. Я собираю материал для журнала Международного Географического общества, посвященный загадкам древних цивилизаций Нового Света. Но мой фотограф заболел и теперь я рискую остаться без фотографий!
(Вторую страницу возможно придется сжать, или переиграть, чтобы не было слишком много мелких кадров на странице. Хорошо бы не превышать лимит 6 кадров)

На лице Насти отражается сомнение.

Петр:
— Я вас умоляю! Естественно, я вам заплачу!

Они направляются к зданию гостиницы.

Петр:
— Аппаратура в гостинице.

Они заходят в номер, на постели лежит фотограф Петра, у него СТРАШНАЯ БОЛОТНАЯ ЛИХОРАДКА.

Фотограф, слабым голосом:
— Здрас-сте

Настя видит разложенную на столе сложную фотоаппаратуру и издает возглас восхищения:
— Вот это да!

Сзади нее Петр и фотограф шепчутся:

— Ты уверен в том, что делаешь?

— У меня нет другого выхода. В таком состоянии я не могу таскать тебя по джунглям!

3. Общий план. Петр и Настя загружаются на площади в лендровер. За ними флегматично наблюдает патруль.

Настя и Петр в машине, она спрашивает:
— А что это за место, куда мы едем?

Пока машина выруливает по узким улочкам из городка, Петр начинает объяснять:
— О, это в своем роде знаменитое место. Развалины древнего города, открытые в конце XVIII века одним испанским монахом.>

Настя:
— Я и не знала, что тут в окрестностях есть еще какие-то развалины!

Лендровер движется по сельской дороге навстречу джунглям. Петр продолжает объяснения:
— В этом районе отсутствует необходимая для туризма инфраструктура, поэтому иностранцы редко бывают здесь.

Машина въезжает под своды тропического леса.
— К тому же эта приграничная территория — объект давних споров трех сопредельных государств.

Самый общий план, едущий лендровер виден в просвете крон деревьев, которые растут по склонам великолепных гор.
— Но задолго до прихода испанцев здесь жили и развивались могучие древние индейские цивилизации!
(Лучше просто
— Но задолго до прихода испанцев здесь существовала могучая индейская цивилизация!)
А то, получается, их было несколько)

4-5. Splash-разворот, без границ кадров, иллюстрационного типа. Текст сопровождают соответствующие картинки.
(Очевидно, это будет делаться коллажным методом, как у Энрико Сио, но с кадром-врезкой, как указывает Володя)

От автора (Петр):
«Время стерло саму память об этих народах, но оставленные ими артефакты до сих пор поражают воображение!»

«Гигантские города, в которых жили десятки тысяч жителей, огромные храмы-пирамиды, напоминающие египетские, целые долины, заполненные загадочными статуями, сооружения, о предназначении которых нам приходится только догадываться!»

Кадр-врезка: вид через лобовое стекло машины, которую подбрасывает на ухабах лесной горной дороги, Петр говорит Насте:
— Многие считают их площадками для приземления летающих тарелок!

От автора (Петр):
«Как они могли добиться таких успехов в строительстве, используя свои „примитивные“, по европейским меркам, технологии, остается загадкой!»

«Есть мнение, что здесь, в Западном полушарии, развивалась альтернативная человеческая цивилизация, использовавшая для манипуляций с пространством и временем МАГИЮ!»

«К сожалению, почти все исторические памятники и документы, которые могли бы пролить свет на эту тайну, были уничтожены испанскими конкистадорами во время кровавого завоевания континента!»

Испанские всадники в характерных шлемах едут на фоне пожара.

Можно заметить, что на 4-5 полосах я вообще воздерживаюсь от описания визуального ряда, полностью давая его на откуп художнику. Но, кроме собственно текста, сценарист, как первоначальный источник идей, должен снабдить художника соответствующей вдохновляющей подборкой иллюстраций. Вот материалы, которые я предоставил Роману.

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

Ну а вот, собс’но, и результат трудов. Покраска выполнена художником Дмитрием Роговым.

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

Например, в сценарии на первой странице четко описана внешность героини: «Девушка мерилинмонровского типа» (т.е. чуть пухленькая), что казалось мне вполне оригинальным на фоне шагающих по теле- и киноэкранам женщин-вешалок для одежды (плюс это был типаж моей знакомой-американки ). Роман же решил срисовать героиню с американской актрисы Лиз Херли, чем поразил меня в самое сердце. Ненавижу Лиз Херли. В моем представлении она олицетворяет собой тип кино-стервы, что крайне далеко от характера моего персонажа. А ведь мне про Настасью нужно было писать по крайней мере еще три серии! Насколько труднее это было бы делать, зная, что она обладает внешностью Лиз Херли! Но я спорить не стал. То ли характер у меня слишком мягкий, то ли решил «быть профессионалом» Однако, недавно посмотрел фильм с Лиз в одной из главных ролей. Она по-прежнему не стала женщиной моей мечты, но да ничего так себе тетка, неплохая актриса Так что, получается, всегда лучше оставаться профессионалом.

Второе несоответствие видения сценариста и художника случилось при визуализации описываемого на третьей странице сценария джипа. Написано было четко: лендровер. Роман захотел джип «Рэнглер». Кто победил в этот раз, каждый может лицезреть на третьей полосе комикса.

Я описал две маленькие несостыковки во взглядах между сценаристом и художником, которые случаются, когда оба работают по найму и над ними обоими стоит редактор, принимающий основные решения. Если вы способны спокойно отдать детище своих рук для воплощения другому человеку, то это самый комфортный вариант работы. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить — ответственность за конечный продукт лежит на ком-то другом (естественно, я сейчас говорю от себя, как сценариста).

Гораздо бОльшие изменения пришлось сделать по настоянию редактора. История была сжата в одном месте и расширена в другом, причем именно Миша придумал ту развязку сюжета, которая оформилась в окончательном варианте комикса. У меня не было ни малейших сожалений, поскольку от этого история только выиграла, а я получил замечательный урок (далеко не в обидном смысле этого слова) от специалиста высокого класса, которым является Миша.

Комментарий Романа Сурженко:

Я с удовольствием взялся за этот проект потому, что во-первых, я тоже «болею» древними цивилизациями, во-вторых, взыграло «Пифовское» прошлое (в том смысле, что как и многие мои коллеги, я воспитан на «Пифе»). Одним из сериалов, которые мне нравились, был «Cogan», в котором сотрудники Международного фонда защиты животных спасали слонов от браконьеров в Танзании, искали динозавра в озере Ньяса, даже наткнулись на скрытый в амазонских джунглях город майя с обитателями. Естественно, мне хотелось порисовать нечто подобное о приключениях в разных частях света. Вот и свезло. В-третьих, мне интересно было поработать с Володей, с которым знаком лично, и которого уважаю как человека и профессионала.

При работе с издательством по чужим сценариям я столкнулся с двумя подходами. Первый: мне разрешают дорабатывать сценарий, начиная сюжетом и заканчивая репликами персонажей. Это связано с доброжелательным отношением редакции и желанием сделать более качественный продукт. Кроме того, сценаристы пишут по-разному. (Это я вообще о сценаристах) Иногда прописывается каждый кадр без учета их количества на полосе (зачастую и количества полос в истории!) и без понимания того, как столько последовательных действий можно разместить в одном кадре. Иногда сценарий пишется, как упрощенный рассказ. Художнику поневоле приходится самому планировать соотношение «сценарий-количество полос». И конечно, если художнику тема не безразлична, он всегда найдет что-то, что ему хотелось бы изменить. Второй: профессионально написанный, законченный во всех смыслах сценарий. Что в данном случае имеет место быть. Мне довелось видеть фрагмент сценария, написанного французским профессиональным сценаристом, Володя пишет по аналогичному принципу.

Мне все-таки не удалось точно следовать сценарию по некоторым причинам. Это лишь мои субъективные соображения, другой художник нашел бы другие решения.

Первое: сравнительно небольшое рабочее поле, что связано с форматом журнала.

Второе: обилие текста и сравнительно крупный размер шрифта. Текст, безусловно, нужен, поскольку истории не только развлекательные, но и познавательные. Комикс служит дополнением к информативной статье, которую Володя пишет уже как журналист. Размер шрифта связан с возрастом аудитории, на которую журнал рассчитан.

Третье. Я предпочитаю сводить количество кадров на полосе к минимуму, чередуя общие планы с детализацией и портреты персонажей. По мне, лучше один крупный кадр, в котором подробно показан «театр действий», чем пять маленьких, в которых одни говорящие головы. Еще лучше, конечно, пять крупных кадров, но это нереально по вышеизложенным соображениям.

Так вот, поскольку истории насыщены не только текстами, но и действиями, мне пришлось «склеивать» кадры, то есть какие-то действия персонажей опускать, какие-то совмещать. Поэтому ход событий соответствует Володиному замыслу, а количество кадров и их содержание — не очень. Но сюжет и текст сохранены полностью (хотя текст часто заслоняет множество деталей, которые я старательно вырисовывал). В общем, как говорил Панург, клянусь честью бродяги, я рисовал не от балды, а руководствуясь некоторой логикой.

По поводу прообраза главной героини. Она девушка живая и способная на бурные эмоции. Мне сразу вспомнилась Лиз Херли в фильме «Ослепленный желанием», где в роли дьяволицы она в течение минуты меняла маски роковой соблазнительницы, невинной девочки и взбешенной чертовки. Я не считаю ее актрисой (по мне, так круче Вивьен Ли все равно никто не играет), но тип Херли (внешние данные) лично мне очень нравится и кажется более современным, нежели Монро. Кроме того, я не копировал ее лицо, просто намек на фигуру, тип лица и прическу, поэтому за отсутствие сходства прошу не ругать.

Насчет лендровера и «Рэнглера». У меня есть трехмерная модель «Рэнглера», которая облегчила бы мне рисование автомобиля в разных ракурсах. Поэтому я и предложил Володе замену. После того, как Володя прислал несколько фотографий лендровера, вопрос отпал сам собой. При просмотре комикса нетрудно увидеть, что я активно пользовался присланным Володей материалом. Кроме того я пользовался кадрами из фильма «Однажды в Мексике», мультфильма «Дорога на Эльдорадо», а также иллюстративным материалом из книг об ацтеках, майя и инках. В общем, работа была проделана приличная, что из этого получилось — судить вам.

Комментарий Михаила Заславского:

Нормально, если я ничего не буду писать со своей стороны? Пожалуйста. Дело в том, что я не использую никакой системы на стадии творческого процесса. Мне нечем поделиться с комикс-сообществом 🙂 Дело в том, что каждый случай индивидуален. Есть жёсткие правила по технической подготовке комиксов к печати, но в отношении этапа «сценарист-художник» единых правил я не знаю.

Естественно, с интересом знакомился и с французскими, и с американскими, и с японскими методами редакционной работы. Но всякий раз, пытаясь примерить их к нашим условиям, невольно вспоминал один комедийный немецкий сериал, который лет десять назад показывали по РЕН-ТВ. Сериал был идиотский и препохабный, но из-за идеи своей очень смешной и в чём-то даже мудрый и поучительный.

Этот сериал я не раз вспоминал и тогда, кто у нас зачинался очередной издательский проект, в творческой основе которого инициаторы заявляли американскую, французскую, испанскую, истинно русскую — какую угодно — системы, а потом доводилось видеть конечный продукт и осознавать, что деньги, время, труд специалистов — всё ушло впустую. Я имею в виду, что получался плохой комикс. Творчество всё-таки большей частью игра, а в играх, как говорил Малыш из Лондоновского «Смока и Малыша», систем не бывает 🙂 Так мне, во всяком случае, кажется.

как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образецкак написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образецкак написать сценарий к комиксу образец. Смотреть фото как написать сценарий к комиксу образец. Смотреть картинку как написать сценарий к комиксу образец. Картинка про как написать сценарий к комиксу образец. Фото как написать сценарий к комиксу образец

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться можно тут. Если вы уже зарегистрированы, то войти на сайт можно здесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *