Запись опубликована Vasilisa-детка · 10 августа 2009
Девочки, я еду в Дивеево к святым источникам и мощам Серафима Саровского на медовый спас.Кто хочет, пишите записочки сюда, до вечера, завтра я их распечатаю. Постараюсь передать ваши молитвы.
P.S. Не забывайте указывать ваши имена!
104 комментария
Рекомендованные комментарии
Присоединяйтесь к нашим обсуждениям!
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Войти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Популярные темы
Автор: Необузданная Лань Создана 19 часов назад
Автор: Ягода-малина29 Создана 18 часов назад
Автор: настоящая Создана 6 часов назад
Автор: ToothFairy Создана 53 минуты назад
Автор: [email protected] Создана 20 часов назад
Автор: Kösem10092021 Создана 10 часов назад
Автор: Сергей 7 Создана 23 часа назад
Отзывы о клиниках
О сайте
Быстрые ссылки
Популярные разделы
Материалы, размещенные на нашем сайте, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Пожалуйста не используйте их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача!
Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «Об упокоении», – это сравнительно недавнее явление.
В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник – особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подаётся во время богослужения для поминовения. Книжки помянников можно приобрести в храмах.
Помянник – это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина. Помянники хранят около домашних икон.
Церковная записка, в сущности, – разовый помянник и требует к себе такого же уважения.
Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, со множеством имён, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имён живых и усопших для их поминовения.
Кого поминать в записках
В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещён в Православной Церкви.
Первая записка, подаваемая нами, – «О ЗДРАВИИ».
Понятие «здравие» включает в себя не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии, – нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения, сделал так, чтобы наш недоброжелатель стал пребывать в гармонии с Богом.
В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.
Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других. На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.
В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от «здравия» которого зависела судьба не только России, но и каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним – поставленного от Бога духовного владыку. Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1-4).
Затем пишется имя вашего духовного отца – священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: «Поминайте наставников ваших» (Евр. 13, 7).
Затем пишут имена родителей, своё имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8).
За своей семьёй и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа.
Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).
Молитва за врагов, за враждующих – великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем – и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.
Вторая записка, подаваемая нами, – «ОБ УПОКОЕНИИ».
В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.
Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших – и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.
Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).
Мы верим, что наши усопшие сродники, а имён многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.
Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее одну Главу – Господа Иисуса Христа.
Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них.
Заказная записка
В некоторых храмах, кроме обычных записок о здравии и об упокоении, принимают заказные записки.
ЗАКАЗНАЯ ОБЕДНЯ О ЗДРАВИИ С МОЛЕБНОМ отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектении, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.
Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке – после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.
То же происходит и на ЗАКАЗНОЙ ОБЕДНЕ ОБ УПОКОЕНИИ С ПАНИХИДОЙ– и здесь после изъятия частиц с называнием имён усопших диакон гласно произносит на ектении их имена, затем имена повторяет перед алтарём священнослужитель, а после окончания литургии усопшие поминаются ещё на панихиде.
СОРОКОУСТ – это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.
«Сорокоусты, – пишет св. Симеон Солунский, – совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, – и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознёсся в сретение (то есть навстречу. – Ред.) Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом».
Сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.
МОЛЕБЕН – это особое богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после неё, а также после утрени и вечерни.
Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т.д.
Другие молебны принадлежат к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.
Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или об упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.
Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы молебен с водосвятием – в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздаётся верующим, – или же обычный, без водосвятия.
Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год.
В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.
Если вы подали заказную записку, то имена, написанные в ней, произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия.
По окончании Евангелия начинается сугубая (то есть усиленная) ектения – троекратное «Господи, помилуй!»
В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: «Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй. Помилуй нас, Боже. »
Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (причте церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и воинстве.
Церковь молится «о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих, братии и прихожан святого храма сего».
В последнем прошении сугубой ектении диакон усиленно призывает помолиться «о плодоносящих и добродеющих во святом и всечестном храме сем, труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великие и богатые милости».
«Плодоносящие и добродеющие» – это верующие, которые приносят в храм всё необходимое для богослужения (елей, ладан, просфоры и прочее), которые жертвуют деньгами и вещами на благолепие храма, на содержание труждающихся в нём.
В определённые дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших.
Во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы.
Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок.
Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектении идёт ещё с древних, апостольских времён – «диакон поминает диптихи, сиречь помянник усопших». Диптихи – это две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой – усопших.
Памятка желающему подать записку
1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чьё имя вы вписываете, – это уже молитва.
3. Записка должна содержать не более пяти-десяти имён. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок.
4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).
Первыми указываются имена архиереев и иереев, причём указывается их сан – например: о здравии епископа Владимира, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите своё имя, имена своих родных и близких.
То же относится и к запискам «Об упокоении» – например: митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.
6. Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли).
7. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
8. Ребёнок до 7 лет в записке упоминается как младенец – «младенца Иоанна».
9. Если хотите, в записках «О здравии» перед именем можно уточнить: «болящего», «воина», «путешествующего», «заключённого». Не пишут в записках: «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».
10. В записках «Об упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «Об упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (поминаемый в день смерти, день именин усопшего).
Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.
Как правильно написать записку Серафиму Саровскому в Дивеево?
Братья и сестры, не откажите в помощи. Подскажите, как правильно написать записку Серафиму Саровскому в Дивеево? Как попросить батюшку о самом сокровенном? Можно написать обо всём своими словами или есть специальный шаблон для составления просьбы? Какой максимальный объём может быть у записки? Можно попросить только об одной или сразу о нескольких вещах (в рамках одной записки)? Как оформить такое послание? Если я нарисую православный крест в верхнем левом углу, то этого будет достаточно? Эти записки кто-то из людей читать будет? Хотелось бы написать обо всём, как есть, не таясь.
Юлия Олеговна! Этот вопрос очень простой. Никаких шаблонов нет для записок нет, все пишут своими словами. Что есть на душе и как хотите. Тоже самое и касается проблем: кому сколько надо, тот столько и пишет. Но, как правило, люди стараются уместить все на одном листе, писем длиною в тетрадку не пишут. В основном стремятся рассказать о самом наболевшем. Люди эти записки не читают, после определенного времени, которое они полежат в ящичке, церковники их просто сжигают.
Юлия Олеговна, здравствуйте. Специально, для разъяснения вашего вопроса обратилась к монахине в Троицкий собор монастыря. Именно в этом соборе почивают святые мощи преподобного Серафима Саровского и ежедневно служатся акафисты. Как мне рассказали, действительно, есть такая практика – писать письма святым. Никаких шаблонов, конечно же, не существует, так как это не более чем благочестивый обычай. В каком виде это будет написано, поставите ли Вы крестик, все это не имеет значения. Такое письмо – это словно молитва, молитвенное обращение к святому, написанное на бумаге. Так, как если бы вы стояли на коленях перед ракой с мощами и просили его о чем то своем. Именно как Вы и сказали: писать своими словами о сокровенном. Монахини такие записки не читают.
Как написать записку серафиму саровскому в дивеево образец
Дорогие братья и сестры!
От всего сердца делюсь с вами своим опытом паломника Cерафимо-Дивеевского монастыря. Делаю это исключительно для того, чтобы вы не повторяли тех ошибок, которые делала я и которые бессознательно совершает большинство горожан, впервые собираясь в паломническую поездку в Дивеево.
Ошибка 1. «Поболтать в дороге – не грех»
Сев в автобус, мы, как правило, начинаем шумно устраиваться и разговаривать на житейские темы с попутчиком. Удержитесь от этого, если сможете.
Главное, что вам потребуется в пути – это настроить свое сердце на кроткий и благостный лад, в противном случае вы вряд ли хорошо осознаете то, за чем, ради чего едете. Чтобы это у вас получилось, сделайте в дороге 3 важные вещи.
1. МОЛИТЕСЬ. Но молитесь ровно столько, сколько можете, чтобы понимать смысл молитвы. Когда сознание стало Вам изменять и Вы почувствовали, что сильно устали, закрывайте глаза и постарайтесь уснуть. Там, в Дивееве, спать Вам придется мало, а трудиться – много, так что копите силы уже в пути.
2. ИЗБЕГАЙТЕ ДОРОЖНОЙ БОЛТОВНИ. Паломник – не турист, отсюда и разница поведения. «Милый дорожный треп» сбивает неподготовленного паломника с нужного настроя души, помните об этом весь путь. Поэтому можете молчать – молчите.
3. Перед поездкой задайте себе ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: «Зачем, собственно, я еду в Дивеево и что именно хочу там получить?» Попросить о чем-то? Поблагодарить? Получить благословение? Выздороветь? Будет лучше, если для начала Вы поставите перед собой ТОЛЬКО ОДНУ задачу, сделав ее целью Вашего паломничества (в противном случае в Дивееве Вы будете слишком много суетиться, распыляясь на другие дела).
Ошибка 2. «Кто такой Серафим, я узнаю завтра…»
Если Вы едете в Дивеево впервые и не успели прочитать книги о жизни и подвигах преподобного Серафима, тихонько подойдите к старшему Вашей группы с просьбой рассказать по дороге о батюшке Серафиме. Вам не откажут в просьбе.
В момент рассказа настройте сердце на позитив – жизнь Серафима Саровского столь чиста и удивительна, что Вы быстро почувствуете к нему доверие и любовь.
Постарайтесь «установить личную связь» со святым еще ДО приезда к нему в гости и тогда, скорее всего, он примет Вас с великим вниманием.
Если Вы не смогли попоститься эту неделю перед поездкой в Дивеево, сделайте хотя бы то малое, что Вы в состоянии сделать сейчас: откажитесь на время поездки от мясного, молочного и сигарет. Набитый тяжелой пищей желудок мешает духовной работе.
Отдайте предпочтение легкой еде, овощам или фруктам. Если Вы уже набили сумку мясным, выложите все это ДО посадки в автобус, чтобы не было соблазна.
Откажитесь также в поездке от привычки пить пиво, курить сигареты и красить губы или глаза. Там, в Дивееве, никому нет дела до того, как Вы выглядите, так что потерпите с этим делом до дома. Свой сознательный отказ от вредных привычек объясните себе как «маленький подвиг во имя Преподобного Серафима» (который, к слову, тоже не курил, не ел мяса и уж, конечно, не красил губы… ).
Ошибка 4. «Не уверен, что смогу…»
Приехав к святому источнику Серафима, часто можно слышать: «Ой, вода холодная, не уверена, что смогу окунуться 3 раза, да еще «с головой»».
Мысли – материальны, поэтому не стоит произносить вслух таких слов! Тогда вы обязательно сможете. Источник, к которому вы приедете, излечивает даже очень сильные хвори, оттого и едут к нему со всего света. И это просто чудо, что у Вас есть возможность туда попасть!
Вот несколько полезных советов.
1. Перед купанием попросите старшую группы объяснить, как именно нужно купаться, как правильно складывать руки и что при этом говорить.
2. Договоритесь заранее с кем-нибудь, чтобы в момент выхода из воды Вам подали бы руку – часто бывает, что человек после купания выходит, не помня себя.
3. Возле святого источника есть икона Преподобного Серафима: перед купанием подойдите к ней и «пошепчитесь» с батюшкой. Попросите у него силы и решимости.
Перед спуском к воде скажите: «Господи, помоги!» (либо: «Батюшка Серафим, помоги!») и спускайтесь в воду, раскрыв сердце чуду исцеления, а не страху намочить голову.
Через 3 минуты после купания вы почувствуете, как тело наливается жаром. И уже не холодно, а жарко и радостно.
Тщеславным людям, с высокой степенью гордыни, такое купание особенно полезно, знаю это по себе.
Ошибка 5. «Хочу все сразу»
Главная суета обычно начинается, когда Вы окажетесь на территории многолюдного Дивеевского монастыря. Самое трудное здесь – не поддаться этой суете и не сорваться на осуждение других людей, которые, может быть, делают что-то не так, как Вам бы хотелось. Соблазн осуждения тут велик – ведь вокруг суетятся такие же, как и мы, люди, приехавшие из больших городов… Вот несколько добрых советов.
2. Если Вы не подготовили ДО отъезда поминальные записки («о здравии», «об упокоении»), это можно сделать и в автобусе, по дороге в Дивеево. В этом случае у Вас будет больше времени вспомнить всех, кого бы Вы хотели помянуть. Если Вы будете заполнять записки у Храма, людская толкотня будет мешать Вам сосредоточиться и Вы обязательно кого-нибудь забудете помянуть.
3. Будет очень уместно, если вместе с Вашими поминальными записками Вы закажете от своего имени благодарственный молебен Преподобному Серафиму – это будет формой Вашей личной благодарности святому старцу.
4. Покупку сувениров для домашних лучше всего оставить на день отъезда. Там, в Дивееве, преподобный Серафим незримо помогает людям сделать все, что требуется.
Ошибка 6. « О вреде стахановщины»
Многие думают, что чем больше в Дивееве они сделают дел, чем больше купят свечей и чем больше искупаются в источниках (в Дивееве их несколько), тем больше «дополнительной» благодати Божьей они получат.
Не берите количеством купленных свеч, поклонов или иконоприкладываний: подходите к тем иконам, которые Вы знаете, на молитвы которым отзывается Ваше сердце.
Напоследок поделюсь с вами, братья и сестры, некоторой информацией, которая, возможно, пригодится и Вам.
О причастии и исповеди в Дивееве
Как рассказали мне московские священнослужители, причастие и исповедь в Дивееве – не обязательное (но желательное) христианское таинство.
Учитывая, что в Дивееве на выходные всегда приезжает особенно много паломников и что на службах там многолюдно, Вы не совершите греха, если исповедь и причастие перенесете в тот храм, куда обычно ходите в своем родном городе. (Либо решите просто исповедоваться в Дивееве, без причастия).
К тому же, в Дивеево давно уже имеется проблема, связанная с нехваткой священнослужителей. Поэтому в воскресные и праздничные дни 4-5 священнослужителей просто не в состоянии принять всех страждущих исповеди и причастия (замечу, что, несмотря на огромное количество народа, батюшки всегда «принимают без очереди» на исповедь монахинь местного монастыря, так что шансы попасть на исповедь и причастие в выходные дни у Вас явно невелики).
Если же Вы решительно настроились на исповедь и причастие в Дивееве (а это значит, что Вы постились, читали утром и вечером молитвы, очищали с помощью раскаянья свою душу от грехов, удерживались в последнее время от обид, осуждения и тд), будьте готовы к тому, что Вам придется стоять службу при ОЧЕНЬ большом скоплении народа, в духоте и тесноте. Часа эдак 2-3, не меньше.
Наверное, об этом стоит подумать тем, у кого есть проблемы с сердцем или ногами. В этом случае не забудьте заранее положить в карман лекарства быстрого действия.
Чтобы дать возможность исповедоваться всем паломникам и при этом не психовать по поводу времени ожидания, Вы заранее, пока стоите в очереди, мысленно продумайте все, что хотите сказать на исповеди. И, конечно, предпочтите болтовне молитву! Придя на службу, держитесь по возможности ближе к клиросу, либо правого крыла Храма – там всегда бывает на месте священник, готовый выслушать Ваше покаяние.
Если Вы не слишком опытный в деле исповеди христианин, не сердитесь за следующие советы, которые даю Вам, прежде набив немало шишек на том же самом.
Грехи обычно вспоминают, начиная с 7-летнего возраста (опытные люди говорят, что именно их мы обычно сбрасываем со счетов, считая пустяками).
Для облегчения этой большой работы можно воспользоваться листком бумаги, на котором (хоть даже и по пути в Дивеево!) можно записать все Ваши некрасивые мысли и поступки, о которых Вы хотели бы рассказать. Не стоит писать общих фраз типа «гордыня», стоит вспомнить конкретные ситуации, в которых Вами была проявлена эта самая «гордыня». Нельзя также превращать исповедь в осуждение своих родных и близких (типа: «У меня муж – пьяница, сын – безбожник…»). Став перед духовником, Вам нужно позаботиться, чтобы исповедь была без ложного стыда и отговорок. Когда описываемый Вами грех станет Вам противен и Вы почувствуете раскаяние – цель Вашей исповеди достигнута. Можете также передать для прочтения эту бумажку священнослужителю. Но помните, что только рассказывая о грехе лично, Вы сможете через стыд подойти к раскаянью. Поэтому не стоит искать в этом случае «легких путей».
Если Вы запланировали хождение по Канавке, также получите у этого священника разрешение на приобретение четок – они помогут Вам вести счет молитвам (см.ниже «О Канавке»).
О святых мощах Преподобного Серафима
Если вы едете в Дивеево на выходные, скорее всего, к мощам Преподобного будет стоять длинная очередь. Вставайте в хвост и не бегайте по церковным лавкам.
Помните, что своими праздными разговорами Вы будете мешать молиться другим, да и сами не сможете настроиться на должный лад.
Найдите время подумать, как Вам лучше себя вести у мощей: просить ли чего, или просто благодарить (что лучше, но используется, увы, реже).
И в том, в другом случае сосредоточьте свою мысль – там, у гроба, вам будет дано не более 1 минуты! Можете приложить к гробу Преподобного Серафима что-либо особенно для Вас дорогое: считается, что Серафим благословляет все, что Вы к нему прикладываете.
Говорят, что, идя по Канавке, каждый должен прочитать молитву «Богородица Дева, радуйся!» 150 раз.
Перед тем, как взойти на Канавку, приобретите длинные четки (они продаются в местных лавках) – так Вам будет легче вести счет молитвам. Только прежде не забудьте получить у священнослужителя разрешение на приобретение четок!
Земля с Канавки – целебная. Поэтому будет хорошо, если и Вы прихватите горсть целебной земли домой. Сделайте все это интеллигентно: заранее запаситесь целлофановым пакетом и набирайте землю в конце Канавки, в специально отведенном для этого месте, которое Вы обязательно там увидите. Не подкапывайте Канавку в других местах, это запрещено.
На обратном пути Вы проедете днем через Муром – маленький русский городок с довольно занятной историей и излишне монументальным Ильей Муромцем у реки.
Вас обязательно завезут в местные храмы, о которых расскажут по дороге.
Советую Вам обратить особое внимание на мощи святых Петра и Февроньи – главных покровителей всех семей. Если у Вас есть проблемы в семье, сделайте главную ставку именно на этих святых. Их мощи покоятся в Женском Монастыре.
Не знаю, как поступите Вы, но я лично всегда отрываюсь от группы, желающей за час остановки объять необъятное, и сразу иду «в гости» к Петру и Февронье. Чтобы молитва у мощей была искренней и жаркой, чтобы успеть спокойно, без нервов, отстоять очередь, дабы подать требы (записки), чтобы иметь возможность после всего этого посидеть на лавочке и спокойно почитать Акафист этим святым, у Вас должно быть достаточно времени. Так что выбирайте сами, превращать ли остановку в Муроме в экскурсионную гонку по святым местам, или в приложение «с чувством, с толком, с расстановкой» к мощам главных покровителей всех семей.
Будучи в Дивееве четыре раза, я поняла простую до гениальности вещь: в один приезд ВСЕ здесь охватить невозможно. Да, наверное, и не нужно. Сделайте поездку радостью для Вашей души. Для этого я искренне желаю Вам:
— не суетиться в пути — не осуждать ближнего — не пускаться в праздные разговоры — не распыляться на все и сразу — не забывать о главной цели вашей поездки
И да поможет вам Бог исполнить то, что Вы хотите сделать в Дивееве!
С любовью к Вам, Паломница Татьяна
Текст одобрен настоятелем Храма Всех святых протоиреем Артемием Владимировым (Москва)