как написать заявление что нет трудовой книжки для пособия
Работаю неофициально. Что мне положено, если родится ребенок?
Мне 29, отцу ребенка 32. Я не работаю официально с 2016 года, он — с марта 2019 года. Последняя официальная зарплата — 12 тысяч рублей. Планируем скоро пожениться. Ребенок родится в феврале 2020 года. Есть свое жилье, на учете не состоим.
Сколько заплатит беременной государство, если она официально не работает? На какое пособие я могу рассчитывать? На 150 рублей? У меня нет претензий к государству, но хочу понять для себя. Все пишут про официально работающих и декретные выплаты. Но в моем регионе — я живу на юге — это редкость. В офисе работает до 100 человек, и все либо оформлены на половину прожиточного минимума, либо вообще официально не числятся.
Государство выплатит вам деньги после рождения ребенка, хотя вы официально и не работаете. Получится меньше, чем у тех, за кого работодатель платит взносы налоговую инспекцию, но больше, чем 150 рублей.
Тем, кто официально не оформлен на работе, положены:
К сожалению, вы не сможете получить выплаты за отпуск по беременности и родам. Поскольку официально вы не работаете, то и отпуска нет.
Теперь подробно про каждый пункт.
Разовая выплата при рождении ребенка
Кому — одному из родителей ребенка. Состоите вы в браке или нет, неважно. Главное, чтобы в свидетельстве о рождении ребенка был указан тот, кто будет получать пособие.
Где оформлять — в отделе соцзащиты по месту жительства одного из родителей. В разных городах они называются по-разному.
Вы пишете, что живете на юге, поэтому возьмем для примера Краснодарский край. В нем созданы управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края по районам или городам. Выбираете управление по месту прописки и идете за пособием, когда родится ребенок.
Реестр управлений соцзащиты в Краснодарском крае — в них можно получить пособия на ребенка, если нет официальной работы
Обратите внимание: нужна именно справка о рождении, а не свидетельство. Это разные документы. Оба документа выдает загс. Свидетельство оформляют на зеленой бумаге, а справку о рождении — на белой. Для разового пособия при рождении нужна именно справка. Не забудьте взять ее с собой.
Трудовую книжку нужно заверить по последнему месту работы. Но бывшим сотрудникам работодатели обычно трудовые не заверяют. В этом случае в орган соцзащиты можно принести оригинал трудовой и копии заполненных страниц.
Если трудовой вообще нет, в заявлении на выплату пособия надо написать, что по трудовому договору вы никогда не работали и сейчас не работаете. Так тоже можно. Пособие должны заплатить.
В приказе ничего не говорится о том, что надо делать, если потеряли трудовую или работодатель ее не отдал. Писать в заявлении, что вы никогда не работали, не стоит, потому что запрос сведений из ПФР покажет, что это не так.
Я советую написать, что в настоящее время вы не работаете по трудовому договору, с последнего места работы уволены такого-то числа, не осуществляете деятельность в качестве ИП, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, и не относитесь к другим лицам, чья деятельность подлежит регистрации или лицензированию.
Если трудовую раньше оформляли, попробуйте ее восстановить. Обращаться надо к последнему работодателю. Ни ПФР, ни МФЦ с этим не помогут. Если трудовая осталась у работодателя в архиве, надо ее забрать. Если отказывается отдавать — можно потребовать выдачи трудовой книжки через суд.
На практике, скорее всего, придется объяснять ситуацию сотруднику соцзащиты. Пособие соцзащита выплачивает тем, кто не работает прямо сейчас, поэтому факт предыдущей трудовой деятельности не так важен. Принесите копии трудовой книжки, если они сохранились. Если есть копия приказа об увольнении, она тоже может пригодиться.
В любом случае посоветуйтесь с сотрудником соцзащиты, который будет принимать у вас документы. И храните трудовую, если вам ее однажды завели.
Сколько ждать — 10 дней до назначения пособия и около месяца до его выплаты. Деньги должны прийти не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем, когда вы подали заявление.
Пособие выплачивают почтовым переводом или через банк, реквизиты надо будет указать при подаче заявления. Если хотите получать деньги на карту, придется оформить «Мир». Есть вариант указать счет, к которому не привязана карта.
п. 4 перечня, утв. постановлением Правительства № 1466, — выплаты за счет бюджета, которые должны переводить на карты «Мир»
Пособие по уходу за ребенком
Кому — одному из родителей, который прописан вместе с ребенком. Пособие ежемесячное, поэтому можно переоформить его в любой момент с мамы на папу или наоборот. Но если работать неофициально, особой необходимости в этом нет.
Как долго — 1,5 года. Безработным не оформляют пособие по беременности и родам, поэтому можно оформлять пособие по уходу сразу после рождения ребенка.
Если встать на учет по безработице, придется выбирать между этим пособием и пособием по безработице.
Пособие по безработице может быть выгоднее, но недолго: максимальные 8 000 рублей можно получать только 6 месяцев и только в том случае, если официально работать в течение года до оформления пособия. Иначе платить будут 1500 рублей и всего 3 месяца в году. При этом надо будет ходить в центр занятости и на собеседования.
Если хотите оформлять выплаты на себя, вам однозначно стоит выбрать пособие по уходу, так как последняя официальная работа у вас была в 2016 году. Пособие по безработице в вашем случае будет минимальное.
Где оформлять — в органе соцзащиты по месту прописки.
Что понадобится — заявление и пакет документов. Их больше, чем при разовом пособии, поэтому я дам его списком:
Сколько ждать — 10 дней для назначения пособия и до 26 числа каждого следующего месяца. Порядок выплаты такой же, как и при единовременном пособии.
Путинские выплаты
Сколько — в размере прожиточного минимума для детей по региону за второй квартал прошлого года. Это от 8247 Р в Белгородской области до 22 222 Р в Чукотском автономном округе. В 2020 году эти суммы вырастут, актуальные можно посмотреть на сайте пенсионного фонда.
Кому — одному из родителей. Доход семьи должен быть ниже двух прожиточных минимумов по региону, берется прожиточный минимум для трудоспособных граждан. Это правило действует с 2020 года, сейчас требуется получать не больше 1,5 прожиточных минимумов. Семья — это родители и дети, зарплаты и пенсии бабушек и дедушек считать не нужно.
Доходы семьи складываются и делятся на всех. Если нет официального дохода, складывать и нечего.
Давайте посмотрим на примере. В 2020 году ваши доходы будут сравнивать с прожиточным минимумом за II квартал 2019 года. В Краснодарском крае во II квартале прожиточный минимум такой:
Как долго — сейчас такие выплаты предусмотрены только пока ребенку не исполнится 1,5 года. С 2020 выплаты продлят до трех лет.
Где оформлять — все там же, в отделе соцзащиты. Если родите второго, надо будет идти в пенсионный фонд. Выплаты на второго ребенка идут из средств маткапитала, которыми распоряжается именно пенсионный фонд. Заявления можно подавать через МФЦ.
Что понадобится — заявление, паспорта родителей, свидетельство о рождении со штампом о гражданстве, документы о доходах обоих родителей, реквизиты счета. Могут попросить справку с места жительства и копии трудовых с записями об увольнении.
Доходы оцениваются за 12 месяцев до подачи заявления. Сюда включают выплаты по трудовым, гражданско-правовым договорам, а также государственные пенсии и пособия.
У вас нет официальной работы за последние 12 календарных месяцев. Поэтому вам нужно показать те доходы, которые у вас реально были и которые задекларированы в налоговой. Справку 2-НДФЛ можно скачать из личного кабинета.
Если будете оформлять пособие в феврале 2020 года или в марте, вашему мужу понадобится справка о доходах от последнего работодателя. На основании ст. 62 ТК РФ ее должны выдать по заявлению за три дня. Это правило применяется к бывшим сотрудникам. Иные легальные доходы также надо будет подтвердить.
Сколько ждать — до 26 числа месяца, следующего за месяцем приема заявления с документами, и так каждый месяц.
Материнский капитал
Можно потратить эти деньги на ежемесячные выплаты до трех лет, квартиру, постройку дома, обучение ребенка. Заявление нужно подавать в МФЦ или ПФР.
Региональные выплаты
Регионы вводят собственные выплаты на детей. В каждом субъекте РФ свои правила, поэтому лучше смотреть региональные законы. Если законы вам не интересны, спросите в отделе соцзащиты. Там точно знают.
Региональные выплаты требуют прописки по месту жительства. Еще часто нужно подтвердить доход ниже прожиточного минимума по уважительной причине или иметь больше двух детей.
Посмотрим, что есть в Краснодарском крае.
Компенсация на питание кормящим мамам и детям в возрасте до трех лет из малоимущих семей — 150 рублей в месяц. Чтобы получить, нужно заключение участкового педиатра.
В 2020 году выплаты увеличат. Как видите, в основном они предусмотрены для многодетных семей.
150 рублей на питание и 206 рублей пособия можно получить, если подтвердить доход семьи ниже прожиточного минимума. Берется прожиточный минимум по региону, например, для Краснодарского края среднедушевой прожиточный минимум — 11 107 рублей. Но рассчитывать надо отдельно для каждой семьи с учетом ее состава.
прожиточный минимум на душу населения по России во II квартале 2019 года
Обращаться надо в орган соцзащиты. Могут понадобиться копии трудовых с записями об увольнении.
Что делать с неофициальным доходом
Неофициальный доход — палка о двух концах. С одной стороны, небольшой доход по документам и налоговым декларациям — это основание оформить путинские выплаты на ребенка и даже получить статус малоимущих.
С другой стороны, неофициальный доход — тоже доход, хоть вы его не задекларировали. Если органы соцзащиты установят, что вы неверно указали данные о заработке, пособия отменят, а все выплаченное заставят вернуть. Перед тем как назначить пособие, отправят запросы в налоговую и ПФР. Если там будут сведения о том, что вы что-то заработали, но не сообщили — в выплате откажут.
По гражданско-правовым договорам ответственные заказчики платят налоги с доходов за все выполненные вами работы. Даже если это небольшой перевод или статья на 500 рублей. Будет обидно получить отказ из-за такой мелочи. Поэтому я не советую обманывать государство, а перед обращением за пособием рекомендую направить запросы в ПФР и налоговую самостоятельно. Вдруг кто-то заплатил за вас налог, а вы не в курсе.
Приведу примеры, как бывает.
Грустный пример. Семья с четырьмя детьми получала региональное детское пособие. Муж работал неофициально. Чтобы подтвердить его доход, жена взяла в органе соцзащиты бланк справки о доходах. ИП, у которого подрабатывал муж, заполнил эту справку. Через некоторое время выплаченное пособие попросили вернуть. Ни в налоговой, ни в пенсионном фонде не было сведений об отчислениях по доходам, указанным в этой справке. Соцзащита признала ее недостоверной, а это основание для отказа. По сути, официально муж вообще ничего не получал, но суд решил, что отказ в выплате пособия правомерен.
Радостный пример. Женщина родила ребенка и пошла оформлять путинские выплаты. Принесла справки о выплаченных государственных пособиях, а также справку 2-НДФЛ за последний год. Отдел соцзащиты ей отказал, так как не было справки с места работы. Женщина пошла в суд, и тот объяснил соцзащите, что она не работает, ее работодатель ликвидирован, поэтому справку дать не может. Какой-то особой формы справки о доходах нет. Представленные документы подтверждают доход женщины. Надо начислить ей пособие.
Должна предупредить: получать путинские выплаты и одновременно иметь неофициальный доход — уголовное преступление. Предоставление ложных, недостоверных сведений при получении социальных выплат законодатель признает мошенничеством. При этом не важно, какая сумма была скрыта от государства. Формально достаточно один раз подать неверные сведения о своих доходах и получить от государства деньги. Это уже состав преступления. Предусмотрены разные виды наказания: от штрафа до ареста на 4 месяца.
Если получить на основании недостоверных сведений больше 250 тыс. руб., мошенничество будет считаться крупным. За это могут лишить свободы до 6 лет.
Куда жаловаться, если что-то идет не так
Если в управлении соцзащиты вам отказываются платить, пишите жалобу на имя начальника этого органа примерно с таким содержанием:
Просите разобраться и дать письменный мотивированный ответ. С этим ответом уже можно идти в суд, если проблему не решат.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Добрый день! А можете рассказать, что ждет если родившая ИП? Какие тогда выплаты? И на что рассчитывать?
У меня возникло несколько вопросов:
1) «Давайте посмотрим на примере. В 2020 году ваши доходы будут сравнивать с прожиточным минимумом за II квартал 2019 года. В Краснодарском крае во II квартале прожиточный минимум такой:
для родителей — 12 030 Р;
для детей — 10 639 Р.
Приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края о величине прожиточного минимума
Для семьи из двух родителей и одного младенца прожиточный минимум на месяц получается 34 699 Р. Умножаем на два, так как выплаты на ребенка вы будете получать уже в 2020 году, и получаем, что ваши общие доходы должны быть меньше 69 398 рублей.»
Подскажите на основании чего с 2020 года весь полученный прожиточный минимум умножается на 2?
2) Какой именно прожиточный минимум используется, если семья из 4 человек, 2 взрослых, 2 детей (1 и 3 года) имеют временную регистрацию, то подсчёте будет использоваться Прожиточный минимум по временной регистрации(Москве) или по Постоянной регистрации?
3) При подсчёте общих доходов, как именно учитываются доходы? до вычета Налога на прибыль или после вычета?
4) Для подачи на «Путинскую выплату» каким образом учитываются Дивидендные доходы или доходы по Облигациям? Если учитываются, то каким образом можно понять сколько прибавить к ежемесячному доходу? При этом учитываются только зафиксированная/зачисленная прибыль или же возможная при продаже ценных бумаг?
5) Супруга получает порядка 6000р пособия по уходу за 2-ым ребёнком до 1,5 лет, эту сумму необходимо суммировать и добавлять в ежемесячный доход при подаче заявлений на «Путинскую выплату»?
Как восстановить трудовую книжку, если она утеряна?
Потерял трудовую книжку — как восстановить самостоятельно?
Трудовая книжка содержит данные о стаже работы человека у каждого работодателя, а также др. информацию, в т. ч. о наградах и благодарностях. Трудовую книжку гражданин предъявляет каждый раз, как устраивается на новое место работы, являющееся для него основным. Работа по совместительству тоже может быть занесена в трудовую книжку по желанию работника. Работник обязан восстановить трудовую книжку при утере.
Вопросы выдачи и заполнения трудовых книжек с 01.09.2021 регламентирует приказ Минтруда от 19.05.2021 № 320н, согласно которому трудовую книжку нельзя выдавать дважды. При утере на восстановленном документе ставится запись «дубликат».
Образец заполнения дубликата трудовой книжки с 1 сентября 2021 г. смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Трудовые книжки нового образца нужно применять с 01.01.2023. Надо ли обменивать старые трудовые работников на новые и что делать с неизрасходованными к 2023 году бланками старого образца, читайте здесь.
Для самостоятельного решения проблемы с утраченной книжкой вам нужно собрать документы, подтверждающие ваш трудовой стаж (см. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа).
Как быть, если предприятие, на котором вы работали, закрылось? Прежде всего, убедитесь, что компания именно ликвидировалась, а не прошла процедуру реорганизации. В случае реорганизации в архиве предприятия хранятся необходимые документы фирмы-предшественницы.
А вот при ликвидации компании бывшему работнику придется направиться в госархив— там выдадут справку о том, где, когда и сколько проработал гражданин.
Важно! При массовой утере трудовых книжек — например, если компанию ограбили или произошел пожар, — для восстановления трудового стажа каждого работника формируется комиссия из членов профсоюза, представителей госорганов и работодателя.
А что делать, если у вас нет никаких документов, фиксирующих факт трудовой деятельности в конкретной организации? Тогда нужно идти в суд — на основе свидетельств ваших бывших коллег судья вынесет решение об установлении трудового стажа. Также восстановить трудовую книжку можно через Пенсионный фонд.
Пошаговую инструкцию по восстановлению стажа смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Восстановление трудовой книжки при утере — обращаемся к работодателю
Согласно п. 27 Правил ведения трудовых книжек (утв. приказом Минфина от 19.05.2021 № 320н) при потере трудовой книжки гражданин должен сразу же обратиться к работодателю по последнему месту работу — именно он обязан оформить дубликат документа, независимо от того, работает ли сейчас у него человек или же давно уволился (давность срока увольнения при этом не имеет значения).
Внимание! При увольнении проверяйте оставленную запись в трудовой книжке и наличие всех необходимых реквизитов —в противном случае трудовой стаж не будет учитываться.
Работодатель восстанавливает трудовую книжку после получения заявления от гражданина, оформляя дубликат. На процедуру восстановления компании дается 15 рабочих дней: гражданин предоставляет документы, подтверждающие трудовой стаж, а работодатель на их основе делает записи в дубликате трудовой книжки. Работодатель уполномочен попросить необходимые данные с предыдущих мест работы.
Сначала он вносит в дубликат запись об общем трудовом стаже суммарно до поступления к нему на работу (в графу 3 раздела со сведениями о работе). В этой записи он не указывает, у какого работодателя, в какие периоды и на каких должностях работал в прошлом владелец трудовой книжки. Затем отражает по отдельности периоды работы, указывая даты приема и увольнения, наименование организации и другие сведения. Эти записи работодатель вносит на основании надлежаще оформленных документов, которые вы представили. В графе 4 приводятся наименование, дата и номер документа, на основании которого произведены записи в дубликате (п. 29 Порядка ведения трудовых книжек).
Однако работодатель не может внести в дубликат данные о стаже, не подтвержденные документально. В таком случае занести полностью сведения в документ поможет Пенсионный фонд.
Как восстановить трудовую книжку через Пенсионный фонд?
ПФР хранит данные о трудовом стаже граждан. До 2002 года такая информация собиралась фондом на основе записей в трудовых книжках — работодателям рассылались запросы с требованием заполнить сведения о трудовом стаже застрахованного по форме СЗВ-К. С 2002 года сведения индивидуального пенсионного учета фонд предоставляет по форме СЗИ-5.
Чтобы сформировать дубликат трудовой книжки с помощью ПФР, нужно написать заявление об утере трудовой книжки и предоставить его в отделение фонда по месту жительства. В течение 10 дней Пенсионный фонд предоставит дубликат на основании собственных данных (постановление Правления ПФР РФ от 31.07.2006 № 192п).
Следует при этом учесть, что если вы работали на предприятии неофициально, то сведений о таком месте работы у Пенсионного фонда не будет. Помните об этом, когда соглашаетесь на неофициальное трудоустройство,— в стаж для расчета пенсии этот период времени не войдет.
Итоги
Советуем вам также ознакомиться со статьей «Инструкция по заполнению трудовых книжек».
Заявление об утере трудовой книжки
Утрата трудовых книжек – не такое уж и редкое явление. Для того, чтобы получить новый документ, необходимо написать заявление об утере прежнего.
Правила содержания и хранения трудовой
В соответствии с действующим законодательством, трудовая книжка входит в перечень бланков строгого учета. Значит это то, что относиться к ней нужно крайне бережно и внимательно, не допуская ее попадания в посторонние руки. Связано это с тем, что на основе записей, внесенных в трудовую, в дальнейшем вычисляется общий трудовой стаж работника, начисляется пенсия.
В период, когда человек официально работает, трудовая хранится у его работодателя под присмотром специалиста по кадрам или у секретаря.
В это время данный сотрудник несет за документ полную ответственность, в том числе материальную, т.е. если трудовая внезапно исчезнет, восстанавливать ее представитель компании будет за свой счет.
Однако, иногда трудовая оказывается на руках гражданина. Это бывает, в первую очередь тогда, когда он находится без работы или же по каким-то причинам вынужден взять трудовую у работодателя. Надо отметить, что в большинстве случаев для предоставления информации из трудовой по месту требования достаточно взять с места работы заверенную выписку или копию книжки, но вот что касается некоторых государственных структур, например, Пенсионного фонда или же банковских кредитных учреждений, там зачастую просят только оригинал документа.
И вот в этот период никто не застрахован от утери трудовой или ее утраты (последнее может быть связано с каким-либо чрезвычайным обстоятельством – пожаром, затоплением, аварией и т.д.).
Никакого наказания за потерю или утрату документа по закону нет, но вот его восстановление – это в первую очередь забота и обязанность его владельца.
При этом даже частичное повреждение трудовой книжки – обгорание, нехватка листов, несмываемая грязь и т.п. служит основанием для ее замены и получения нового бланка.
Кому подавать заявление
Заявление об утере трудовой пишется всегда на имя руководителя компании или (если такое предусмотрено в локальной политике организации) – иного ответственного сотрудника, например начальника отдела кадров.
При этом само заявление передается либо кадровику, либо секретарю, либо бухгалтеру – на крупных предприятиях высшее руководство обычно недоступно для решения таких малозначительных дел. Если фирма небольшая, то заявление можно отдать напрямую директору.
Куда обращаться, если утрата трудовой произошла в период отсутствия работы
Если потеря трудовой книжки случилась в то время, когда человек нигде не работал, то обращаться нужно к бывшему работодателю или же к новому. В любом случае, после получения заявления работнику обязаны выдать дубликат документа.
В течение какого срока работодатель должен оформить новую книжку
После того, как заявление уйдет по месту назначения, новая трудовая книжка должна быть выдана в двухнедельный срок. А вот заниматься сбором предыдущих записей должен тот, по чьей вине произошла утрата прежнего документа. Если это сам владелец – то надо пройтись по бывшим местам работы и попросить, чтобы там поставили в трудовую нужные штампы. Если же утеря произошла по вине сотрудника компании – в тот период, когда книжка находилась на ответственном хранении у работодателя – заботиться о ее восстановлении должен уже он.
Можно ли купить трудовую и самому внести сведения о предыдущих местах работы
Такой вариант некоторым кажется самым простым и быстрым. Однако важно знать, что делать это не просто неразумно, но и небезопасно с точки зрения уголовного права. Оформление трудовой книжки лицами, не имеющими на то права, будет нелегальным и тому же может попасть под статью о подделке документов.
Как сформулировать заявление, особенности документа
Если вы читаете эту статью, значит перед вами наверняка стоит задача по составлению заявления об утере трудовой книжки. Прежде чем предоставить вам подробное описание документа, дадим некоторые общие сведения, которые имеют отношение ко всем таким бумагам.
Образец заявления об утере трудовой книжки
Теперь мы подошли к главной части нашей статьи – примеру. Нужно сказать, что этот документ не представляет особой сложности в составлении – на основе представленного ниже образца вам без особых проблем удастся написать свое заявление.
Итак, по порядку. В начале документа обозначьте, кому вы его адресуете: здесь надо указать должность, ФИО руководителя компании, в которой вы работаете (или работали), а также название самой организации. Далее внесите свои данные – также должность и ФИО. Затем, посередине строки, напишите слово «заявление» и поставьте точку.
С новой строки информируйте работодателя о собственно утере трудовой книжки. Причины утраты писать не обязательно – в законодательстве такое требование отсутствует. Далее сославшись на ст. 65 ч.5 ТК РФ попросите оформить новую трудовую. Напоследок поставьте под документом свою подпись и вручите его ответственному сотруднику.