как научиться писать другой рукой правой

Можно ли усилить мозг, став амбидекстром?

как научиться писать другой рукой правой. Смотреть фото как научиться писать другой рукой правой. Смотреть картинку как научиться писать другой рукой правой. Картинка про как научиться писать другой рукой правой. Фото как научиться писать другой рукой правой

Может ли приобретённый навык письма обеими руками сделать ваш ум более острым и быстрым? Может ли тренировка школьников по использованию той руки, что не является преобладающей, улучшить показатели на экзаменах? Такие утверждения высказываются уже более ста лет.

Праворукость или леворукость – одна из глубочайших загадок неврологии. Мы всё ещё крайне мало знаем о том, что для мозга значит быть левшой или правшой, или какое воздействие окажет на мозг выученная амбидекстрия.

К четырём годам у нас вырабатывается предпочтение в использовании одной руки вместо другой, которая остаётся с нами до конца жизни. Большинство из нас предпочитают правую руку, а большинство из оставшихся – левую. Но крохотная часть, меньше одного процента, живут амбидекстрами. Это свойство врождённое и частично управляется генетикой. Оно наблюдается и у других животных, включая приматов. Но причина преобладания праворукости до сих пор не ясна.

Две руки, два мозга?

Мы знаем, что выбор руки связан с асимметрией в работе мозга: левое полушарие контролирует правую часть тела, и наоборот. У большинства в нём же содержатся речевые центры, и поэтому часто утверждается, что оно преобладает над правым.

Исторически левшей клеймили, наказывали и заставляли переучиваться, но в конце 19 века появилось движение, рекламирующее преимущества амбидекстрии. В 1903 году Джон Джексон [John Jackson], старший преподаватель школы грамматики в Белфасте основал Культурное общество амбидекстров [Ambidextral Culture Society]. Джексон и его последователи верили, что полушария мозга различаются и работают независимо, и что преобладание праворукости приводило к трате впустую половины образовательного потенциала.

Джексон писал, что с тренировками амбидекстрии «каждая рука будет независимой от другой в производстве любой работы… при необходимости, одна рука сможет писать письмо, а другая – играть на пианино, без потери концентрации или способностей». И всеобщее применение амбидекстрии, в результате, должно было привести к дивному новому миру двуручных граждан с удвоенной мозговой активностью.

И хотя заявления Джексона были основаны на научных наблюдениях, их в результате отвергли. Тем не менее, подобные идеи существуют до сих пор, и некоторые считают, что научившись использовать недоминирующую руку, можно благотворно повлиять на мозговую деятельность. Люди, делающие такие заявления, обычно обращаются к нейропластичности, то есть способности мозга изменять свою структуру и функционирование в ответ на получаемый опыт.

Ложные заявления

На разных сайтах можно найти утверждения о том, что тренировка использования недоминирующей руки может развить ваши творческие способности. В своём блоге Good Financial Cents сертифицированный финансовый проектировщик Джефф Роуз [Jeff Rose] утверждает, что использование «противоположной» руки для выполнения ежедневных задач вроде чистки зубов «усилит нервные соединения в мозгу и вырастит новые». А также «поможет расти вашим мозговым клеткам».

Роуз рассказывает про то, что «недоминирующая рука связана с недоминирующим полушарием мозга, тем, что мы упражняем не так часто… Поэтому, когда вы используете недоминирующую руку, активируются оба полушария, что может привести к изменению мышления и увеличению творческого потенциала».

И хотя структура и функционирование мозга, конечно, могут сильно измениться под воздействием новых впечатлений и тренировок, и ваш мозг действительно продолжает выращивать новые клетки в течение всей жизни, вопрос того, как амбидекстрия влияет на работу мозга, до сих пор малоизучен. Не существует научных подтверждений того, что тренировки недоминирующей руки могут привести к таким положительным эффектам.

И хотя Роуз правильно пишет, что недоминирующая рука связана с недоминирующим полушарием мозга, его предположение, что это полушарие тренируется не так часто, неверно, поскольку все поведенческие сценарии, даже те, что активируют области мозга, существующие только в одном из полушарий, активируют оба полушария.

Риски и преимущества

Некоторые неврологи считают, что тренировка амбидекстрии может причинить вред, на основании некоторых исследований, согласно которым врождённая амбидекстрия коррелирует с худшими результатами в научных дисциплинах и психическом здоровье. Эти исследования показывают, что амбидекстры хуже, чем левши и правши, справляются с разными задачами, особенно с арифметикой, задачками на память и логическими упражнениями, и что у амбидекстров наблюдаются проблемы с языком и синдром дефицита внимания. Амбидекстрию также связывают с ускоренным уменьшением объёма мозга при старении.

«Два полушария мозга не взаимозаменяемы»,- говорит когнитивист Майкл Корбаллис [Michael Corballis] из Оклэндского университета, проведший несколько работ по изучению амбидекстров и их академических успехов. «Эта асимметрия, возможно, появилась в результате эволюции для того, чтобы две части мозга могли вырабатывать специализацию. При попытках отменить или изменить эту эффективную настройку можно прийти к психологическим проблемам».

Однако это всё лишь предположения, и никаких доказательств того, что тренировка амбидекстрии приводит к проблемам, не существует. С одной стороны, наука считает, что врождённая амбидекстрия может иметь некоторые недостатки, не только в работе когнитивного аппарата, но и с психическим здоровьем. С другой стороны, совершенно не ясно, приведут ли тренировки амбидекстрии к таким же последствиям для мозга, к каким приводит врождённая амбидекстрия.

Поэтому, на вопрос, как может повлиять на мозг тренировка недоминирующей руки, нет простого ответа.

Источник

Почему стоит научить левшу писать правой рукой

По вопросу переучивания левшей сломано немало копий. Советская тяга жёстко привести всех к праворукому стандарту в девяностые подверглась в педагогической науке ритуальному порицанию и уничтожению. Левшей оставили в покое и постепенно даже начали считать, что ручка в «неправильной» руке — признак творческих наклонностей, а то и гениальности. Почему эта точка зрения — неприемлемое упрощение, какие ошибки делают родители в отношении ведущих рук, надо ли переучивать детей (чаще — да!) и как это правильно сделать, рассказала создательница студии раннего развития «Синяя птица» Ольга Лавриненко.

Переучить или научить

Студия раннего развития «Синяя птица» — одна из старейших и известнейших в Кемерове — в апреле отметила 15-летний юбилей. Всё это время Ольга Лавриненко придерживается непопулярного мнения: левшей стоит учить писать правой рукой. По словам педагога, за пятнадцать поколений первоклашек психологическую травму не получил ни один, а вот удобный навык письма правой рукой вкупе с пресловутым раскрытием творческого потенциала — несколько десятков природных левшей. Кроме тех, конечно, чьи родители были против.

— Когда в нашей стране установилась демократия, а потом бурно развивалась психология, многие прогрессивные педагоги выступали за свободу личности, — рассказывает Ольга Лавриненко. — Эту свободу искали во всём. Нельзя запрещать ребёнку делать то, что он хочет, нельзя наказывать, нельзя ограничивать, надо воспитывать словом, надо уметь договариваться и так далее. И в том числе нельзя переучивать левшу — это, мол, стресс для ребёнка и подавление творческой личности. Но я утверждаю: было бы лучше, и в том числе для развития творческого начала, тренировать обе руки — и левую, и правую.

Сама Ольга — амбидекстр: одинаково ловко может есть, писать, рисовать хоть левой, хоть правой рукой. Это приобретённый навык, с рождения ведущей была лишь одна рука — левая. Однако со временем занятия за фортепиано, настойчивость родителей и педагогов привели к развитию обеих рук. По словам Ольги, у такой схемы нет минусов — только плюсы. Известное же отторжение переучивания вызвано грубостью и ошибками советской педагогики, которые достаточно не повторять.

— Учителя и родители просто неправильно выстраивали педагогический процесс, — объясняет создательница «Синей птицы». — Конечно, если бить ребёнка по руке и рычать: «Возьми в правую!» — это не приведёт ни к чему хорошему. И стресс, и страхи, и даже психологические травмы — отсюда, а вовсе не от самого факта переучивания.

Почему писать левой неудобно даже левше

В СССР переучивали левшей, потому что в европейских языках писать правой рукой попросту удобнее. Выстраивая строчку слева направо, человек видит, куда ведёт линию — а при освоении нового непростого навыка это критично важно. Левшам же, чтобы видеть, какой след оставляет стержень на бумаге, приходится идти на разнообразные ухищрения. В основном — приподнимать или выворачивать кисть кверху. Многие левши поворачивают лист бумаги почти на 90 градусов и пишут не слева направо, а как бы «снизу вверх».

— Дети выкручивают руку, все сухожилия натянуты, мышцы быстро устают, — объясняет Ольга. — Ребёнок весь как бы изгибается влево вслед за рукой, быстро зарабатывает искривление позвоночника. Зачем это нужно, ради чего?

Способы облегчить проблему есть: наклонить бумагу в другую сторону и расположить руку ниже строчки. Но полностью проблему они не решают. Есть и другие, менее критичные минусы в том, чтобы писать левой.

«Творческое полушарие» или увесистый миф

«Правое полушарие отвечает за творчество и левую руку, левое — за математику и правую руку». Примерно так выглядит вопрос в массовом сознании.

— Это работает далеко не так просто, — качает головой Ольга Лавриненко. — Связь периферической и центральной нервной системы, естественно, есть. Но сама по себе иннервация рук не влияет напрямую на работу полушарий. Да, есть двигательные центры в мозге. Да, есть связь между мелкой моторикой и, например, речью. Но в чём конкретно эта связь выражается, каков её механизм? Тут всё сложно. Напрямую и конкретно с рукой ничего там не связано. Есть превалирующие реакции, связанные с определённой рукой, но отчего они появляются — точно неизвестно. Публикаций на эту тему в серьёзных научных изданиях вы найдёте немного. Есть теория, что это генетически обусловлено, есть теория, что сказываются микроповреждения одного из полушарий от гипоксии во время родов, есть адаптивная и эволюционная теории. В человеческом мозге ещё много неисследованного и неопределённого.

Что совершенно точно неверно: если перекладывать ребёнку ручку в правую руку, у него, мол, начнёт страдать левое полушарие. Никаких данных в пользу этого утверждения нет. Да, наши парные органы асимметричны, включая глаза, почки, полушария и ноги. Но это не значит, что приходя в тренажёрный зал, нужно тренировать только одну ногу — правую. Напротив, нужно развивать обе. То же самое справедливо и для рук, и для полушарий. Не бывает ситуаций, когда вторая рука принципиально не способна к развитию. Мозг можно развивать всегда, стремиться к гармонии и балансу. Это касается и правшей: им нужно развивать левую руку.

— Заблуждения распространились из-за моды на эксклюзивность, — подчёркивает педагог. — «У меня ребёнок — левша! Это значит, он творчески развит!». А ребёнок никак пока не развит, и не факт, что будет — если с ним не будут заниматься. Порой доходит до абсурда: сам факт того, что ребёнок левша, вызывает у мамы радость. «Не вздумайте переучивать, он одарённый ребёнок». А вы не хотите его разговаривать научить? Чтобы у него «каши» во рту не было, а было цепкое внимание и развитая память? Вы уже удовлетворены тем, что он рисует левой? А то, что он рисует, держа карандаш в кулаке, вас не смущает? С левшой нужно заниматься не меньше, а часто даже больше, чем с правшой.

По словам главы студии, левши чаще других детей плохо держат письменные предметы. Это говорит не о творческой одарённости, а о том, что нужно развивать периферическую нервную систему и укреплять слабые мышцы руки.

— Если учить природного левшу писать правой — это давление, то музыкальные школы вообще стоит упразднить, потому что там поступают жестоко: учат играть обеими руками, — с сарказмом замечает Ольга Лавриненко. — Музыкальные партии на фортепиано выстроены, как известно, под правую руку: левая берёт аккорды, правая играет мелодию. Правшам развивают левую руку, левшам — правую, это трудная и важная задача. Вот изверги: учат делать вещи, которые человек делать не умел, к которым он природой не расположен. Я, однако, очень рада, что училась в музыкальной школе.

Ментальная арифметика: обе руки для развития мозга

Игра на фортепиано — не единственный способ «включить» вторую руку. Обе руки и оба полушария в «Синей птице» развивают с помощью письма, рисования и специальных упражнений, а ещё — в рамках курса подготовки к ментальной арифметике.

Это методика развития интеллекта с помощью вычислений на азиатских счётах — абакусе. В программу входят механические упражнения пальцами на счётах, упражнения на концентрацию, внимание, логику и счёт в уме. Цель ментальной арифметики — развитие возможностей мозга, а побочный эффект — умение быстро проводить операции с многозначными цифрами без калькулятора, в уме.

Чтобы добиться этого, дети работают со счётами двумя руками и выучивают карточки, в которых одна отвечает за число, другая — за тип операции. Сочетанная работа двух рук воспроизводит операции с разрядами, и в результате дети могут умножать огромные числа в уме, воспроизводя картинку при помощи движения рук.

— Чтобы прибавить или вычесть, нужно в одном месте бусинки на счётах прибавить, в другом убавить, — объясняет Ольга Лавриненко. — Раздвинул бусинки пальцами — получится, например, пять плюс один. Эти движения дети запоминают и затем используют уже без абакуса, чтобы воспроизвести картинку у себя в голове. Счёт получается тесно связанным с движением рук и визуализацией.

Насилие над природой или новые возможности?

Создательница «Синей птицы» уверена — и эта уверенность подкреплена многолетней практикой — что научить трёх-четырёхлетнего левшу писать правой рукой ненамного сложнее, чем левой. Психика в этом возрасте адаптивна, дети зачастую попросту не замечают вмешательства.

Секрет успеха — в аккуратной настойчивости и регулярности.

— Сел ребёнок учиться писать — вкладываем ему карандаш в правую руку, — объясняет Ольга Лавриненко. — Он через пять минут устанет и переложит в левую — спокойно просим: «Возьми, пожалуйста, в правую». Совсем устал — отдыхаем. Чем чаще тренируют навык, тем быстрее он устанавливается без всяких проблем и давления.

При этом не нужно запрещать брать ложку и другие предметы левой рукой. Происходит разделение сфер деятельности: ребёнок может всё делать левой рукой, даже рисовать, но писать ему лучше правой. И дети воспринимают это совершенно спокойно.

— Вы удивитесь, но вообще-то и правши часто берут карандаш левой, — улыбается Ольга Лавриненко. — Если не вмешиваться, они легко перекладывают карандаш много раз за занятие: устала одна рука — взял в другую. Они не в курсе, что писать надо какой-то одной рукой — это всё мы потом, взрослые, со своим ограничениями. Вот и пользуйтесь моментом, чтобы развивать обе! Мы ежегодно учим несколько левшей писать правой, в этом нет ровным счётом никакой проблемы, а есть одни плюсы.

Амбидекстр — человек, который одинаково хорошо владеет обеими руками. «Природных» амбидекстров среди людей менее 1%. Гораздо больше — тех, кто натренировал вторую руку целенаправленно. Ольга Лавриненко как раз из таких — а ещё она играет на музыкальных инструментах, имеет два высших образования, говорит по-английски и по-французски, развивает успешный бизнес. Непонятно, правда, обоерукость в её случае — это причина или следствие её талантов.

— В том ли дело, что у меня больше развито правое полушарие, — задаётся Ольга вопросом, — или, может быть, всё-таки в том, что родители вкладывали в меня очень много сил? Пробивной характер от папы, творческая сторона и море любви — от мамы. Огромная любовь и огромный труд родителей — вот реальный залог развития талантов детей. А не рассуждения о руках и полушариях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *