как назвать свое приложение
Как назвать свое приложение
Это процесс нацеленный на разработку наименования компании, бренда или торговой марки. Казалось бы, что тут сложного, ведь это просто какое-то слово, которое может придумать любой, однако не все так просто, ведь в этом процессе много «подводных камней».
К примеру, придумали вы название «Мир обоев», а оказывается, что такое название уже кем-то используется, домены заняты, зарегистрировать юр.лицо или торговую марку не получается по тем же причинам: оно не уникально, т.к. массово используется на рынке.
Название (naming) должно быть уникальным хотя бы в вашем классе МКТУ (международная классификация товаров и услуг, каждый вид деятельности или товар имеет свой класс, название должно быть уникально в конкретном классе и конкретном регионе).
Самая простая проверка уникальности это наличие свободного домена 1 к 1 с вашим названием, в нашем бесплатном генераторе названий вы сразу можете выбрать подбор домена и моментально проверить его доступность по 1 клику.
Другой способ проверки уникальности это зайти на официальный сайт базы юридических лиц вашей страны и вбить ваше название в поиске, чтобы увидеть есть ли подобные названия, среди уже зарегистрированных юр. лиц.
Какие бывают виды названий?
Виды нейминга для компании или торговой марки, давайте разберемся.
Самые популярные виды формирования названия:
1. Описательный – описывает или указывает на сферу деятельности. Такие названия мы видим повсеместно. Часто, они встречаются в небольшом сокращении: «РосМеталлСнаб» или «СпецБетонПоставка». Такие названия хорошо описывают то, чем занимается компания, это дает целевой аудитории прямой ответ. Однако такой вид формирования названия очень популярен, а значит сложно будет выделиться среди конкурентов и найти короткое и уникальное название.
2. Эмпирический – отражает преимущества бренда, т.е. в названии зашифрованы ваши преимущества или сильные стороны, это может быть «скорость доставки» или «экологичность» продукта. Для примера: «БыстроЕд» или «ЭкоДрайв».
3. Фэнтезийный – выдуманные названия, неологизмы. Этот способ часто используется мировыми брендами (пр. samsung, nokia, adidas и т.д.), название само по себе ничего не означает в смысловом плане (или непонятно большинству клиентов), однако оно имеет максимальные шансы быть уникальным и коротким. Чтобы создать такое название в нашем генераторе названий можно использовать ввод разных слогов, которые будут калькулироваться между собой.
Критерии хорошего названия:
1. Запоминаемость – название должно хорошо восприниматься целевой аудиторией. Предпочтение отдается коротким названиям, ведь чем короче, тем проще запомнить название, однако название более длинные или состоящие из 2 или 3 слов тоже имеют шанс на успех, если легко читаются и воспринимаются. У более длинных названий больше шансов на патентную чистоту.
2. Патентная чистота – возможность зарегистрировать нейминг, как торговую марку или юридическое лицо. Этот шаг неизбежен, т.к. название необходимо запатентовать, чтобы избежать проблем среди конкурентов.
3. Отсутствие негативных эмоций – выбирая название помните, что оно не должно означать или намекать на что-то негативное или пренебрежительное, на такое название целевая аудитория может остро отреагировать. Если название не имеет четкого смысла, проверьте его перевод на разные языки, чтобы избежать негативных значений на разных языках.
4. Лаконичность – простота читаемости, легкость восприятия. Избегайте сложных сочетаний букв, желательно гармоничное наличие гласных и согласных букв. Попробуйте «телефонный тест», продиктуйте название по телефону своим друзьям или знакомым, если они не переспросят «Как, как?», то с названием все хорошо.
Одним словом. Нейминг для мобильных приложений
У вас есть 11 символов, чтобы убедить пользователя. Как дать павильное имя мобильному приложению?
1. Человеческий фактор. Аутентичность и хорошее звучание
Главное: итогом всех манипуляций станет то, что приложение увидит конечный пользователь — и именно ему предстоит сделать свой выбор в вашу пользу или против вас.
Увеличить вероятность успеха проекта за счет имени можно с учетом трех важных факторов влияния на пользователя:
— запоминаемость
— аутентичность и доверие
— гармоничное звучание
Запоминаемость обеспечивает уникальное и понятное название (например, содержащее знакомое слово или его часть), которое в лучшем случае сможет дать характеристику приложения.
Аутентичность имени можно придать за счет понимания своей аудитории и того, где именно можно познакомиться с ней поближе. Сообщества, блоги, форумы, а также ваши самые сильные конкуренты или просто приложения, которые нравятся целевым пользователям, помогут заговорить на их языке. Кроме того, соприкоснувшись с представителями нужной аудитории, вы узнаете о трендах, актуальных для вашего сегмента.
Гармоничное звучание — важное правило. Оно слишком очевидно, чтобы рассматривать его подробно, но достаточно важно, чтобы упомянуть. Произнесите выбранное имя вслух: все ли буквы были услышаны?
2. Учет всех ограничений на длину
Крайне важно продумывать написание таким образом, чтобы при всех условиях название давало максимум информации. Как известно, заголовок в AppStore ограничен 255 символами, но на экране пользователь увидит куда меньше:
15 символов (в топ-чартах) — мобильный AppStore RU;
29 символов (в «Категориях») — мобильный App Store RU;
30 символов (в топ-чартах) — мобильный App Store US;
29 символов (в «Категориях») — мобильный App Store US;
27 символов — десктопная версия App Store RU и US.
На домашнем экране заголовок виден не более чем на 11 символов для iOS (и 14 для Android). Создайте такое имя, чтобы 15 символов вызывали желание установить, а 11 — открывать снова и снова.
3. Синтез. “Умная” генерация чистого и звучного имени
Можно пойти по проверенному пути: синтез двух слов — идея не новая, зато действенная. Она решает проблему узнаваемости (одно из слов будет знакомо) и уникальности (второе — нет). Вот, что может получиться, если немного пофантазировать:
Topface — знакомства и общение;
Flipboard: Ваш журнал социальных новостей;
Aviasales — авиабилеты дешево.
Поразвлекаться и вдохновиться, придумывая имена, можно на одном из этих сайтов:
(приведены результаты для запроса “travel”)
1. Naminum. Несмотря на очень простой принцип работы, позволяет увидеть вполне достойные варианты имени. Например, travelim, travelio и traveliq.
2. Генератор доменных имен Wordoid. Полезен, когда нужно придумать простое, хорошо звучащее дополнение к ключевому слову.
3. Магазин имен Brandbucket. Показывает готовые имена и визуализацию для них, которые можно использовать в качестве вдохновения для создания своего.
4. Имя по запросу
Постарайтесь создать имя с учетом:
а) Возможных запросов в магазинах приложений. Самые популярные актуальные запросы в AppStore доступны всем на странице поиска:
Поисковые алгоритмы AppStore, Play Market и других платформ известны только их разработчикам, но у вас должны быть некоторые догадки о том, какой запрос пользователи будут вводить наиболее часто. При этом важно понимать, что использование самых трендовых слов не гарантирует лидирующие позиции в выдаче.
Ограничьтесь заголовком из 3-7 самых значимых ключевых слов.
б) SEO-фактора
Во-первых кто-то гуглит:
И примерно теми же словами эти или другие люди попробуют найти вас в магазинах — это стоит учесть.
Во-вторых, чтобы и в поисковиках вы были на первых позициях (и по ряду других причин), вам стоит озадачиться созданием сайта-одностраничника с мобильной версией и ссылками на скачивание приложения для интересующей платформы. Здесь-то вам и пригодится хорошее имя и описание в названии.
5. Любовь к цифрам
Обращайтесь к статистике: для нас уже создали ряд сервисов для аналитики рынка мобильных приложений, которые помогут справиться с некоторыми трудностями нейминга. Кроме того, вам нужно и самостоятельно отслеживать как конкурентов, так и свои позиции.
1. Реальная картина в AppStore на основании названий 8400 самых популярных приложений — из чего состоят топовые заголовки? Ответ на touchin.ru.
Этот сервис позволит лучше понять конкуренцию и скорректировать нейминг таким образом, чтобы увеличить шансы попадания в ТОП.
*Важно понимать, что это не статистика запросов, а статистика названий. Включение «Pro» в заголовок не является фактором повышения количества загрузок.
2. Ежедневные и ежечасные обновления рейтингов поиковых запросов, попаданий в «рекомендованное» и некоторые другие данные по поисковым показам конкурентов и вашего проекта на appannie.com.
3. И еще один сервис для мониторинга ключевых слов и других важных для оптимизации факторов: sensortower.com.
P.S.: Последние рекомендации:
1. Экспериментируйте с категориями.
2. Просите знакомых и незнакомых людей рассказать что-то о вашем приложении на основании названия и иконки, не показывая скриншотов.
Тем, кто хочет разрабатывать под мобильные устройства, рекомендуем профессию «Разработчик мобильных приложений».
У вас есть 11 символов, чтобы убедить пользователя. Как дать павильное имя мобильному приложению?
1. Человеческий фактор. Аутентичность и хорошее звучание
Главное: итогом всех манипуляций станет то, что приложение увидит конечный пользователь — и именно ему предстоит сделать свой выбор в вашу пользу или против вас.
Увеличить вероятность успеха проекта за счет имени можно с учетом трех важных факторов влияния на пользователя:
— запоминаемость
— аутентичность и доверие
— гармоничное звучание
Запоминаемость обеспечивает уникальное и понятное название (например, содержащее знакомое слово или его часть), которое в лучшем случае сможет дать характеристику приложения.
Аутентичность имени можно придать за счет понимания своей аудитории и того, где именно можно познакомиться с ней поближе. Сообщества, блоги, форумы, а также ваши самые сильные конкуренты или просто приложения, которые нравятся целевым пользователям, помогут заговорить на их языке. Кроме того, соприкоснувшись с представителями нужной аудитории, вы узнаете о трендах, актуальных для вашего сегмента.
Гармоничное звучание — важное правило. Оно слишком очевидно, чтобы рассматривать его подробно, но достаточно важно, чтобы упомянуть. Произнесите выбранное имя вслух: все ли буквы были услышаны?
2. Учет всех ограничений на длину
Крайне важно продумывать написание таким образом, чтобы при всех условиях название давало максимум информации. Как известно, заголовок в AppStore ограничен 255 символами, но на экране пользователь увидит куда меньше:
15 символов (в топ-чартах) — мобильный AppStore RU;
29 символов (в «Категориях») — мобильный App Store RU;
30 символов (в топ-чартах) — мобильный App Store US;
29 символов (в «Категориях») — мобильный App Store US;
27 символов — десктопная версия App Store RU и US.
На домашнем экране заголовок виден не более чем на 11 символов для iOS (и 14 для Android). Создайте такое имя, чтобы 15 символов вызывали желание установить, а 11 — открывать снова и снова.
3. Синтез. “Умная” генерация чистого и звучного имени
Можно пойти по проверенному пути: синтез двух слов — идея не новая, зато действенная. Она решает проблему узнаваемости (одно из слов будет знакомо) и уникальности (второе — нет). Вот, что может получиться, если немного пофантазировать:
Topface — знакомства и общение;
Flipboard: Ваш журнал социальных новостей;
Aviasales — авиабилеты дешево.
Поразвлекаться и вдохновиться, придумывая имена, можно на одном из этих сайтов:
(приведены результаты для запроса “travel”)
1. Naminum. Несмотря на очень простой принцип работы, позволяет увидеть вполне достойные варианты имени. Например, travelim, travelio и traveliq.
2. Генератор доменных имен Wordoid. Полезен, когда нужно придумать простое, хорошо звучащее дополнение к ключевому слову.
3. Магазин имен Brandbucket. Показывает готовые имена и визуализацию для них, которые можно использовать в качестве вдохновения для создания своего.
4. Имя по запросу
Постарайтесь создать имя с учетом:
а) Возможных запросов в магазинах приложений. Самые популярные актуальные запросы в AppStore доступны всем на странице поиска:
Поисковые алгоритмы AppStore, Play Market и других платформ известны только их разработчикам, но у вас должны быть некоторые догадки о том, какой запрос пользователи будут вводить наиболее часто. При этом важно понимать, что использование самых трендовых слов не гарантирует лидирующие позиции в выдаче.
Ограничьтесь заголовком из 3-7 самых значимых ключевых слов.
б) SEO-фактора
Во-первых кто-то гуглит:
И примерно теми же словами эти или другие люди попробуют найти вас в магазинах — это стоит учесть.
Во-вторых, чтобы и в поисковиках вы были на первых позициях (и по ряду других причин), вам стоит озадачиться созданием сайта-одностраничника с мобильной версией и ссылками на скачивание приложения для интересующей платформы. Здесь-то вам и пригодится хорошее имя и описание в названии.
5. Любовь к цифрам
Обращайтесь к статистике: для нас уже создали ряд сервисов для аналитики рынка мобильных приложений, которые помогут справиться с некоторыми трудностями нейминга. Кроме того, вам нужно и самостоятельно отслеживать как конкурентов, так и свои позиции.
1. Реальная картина в AppStore на основании названий 8400 самых популярных приложений — из чего состоят топовые заголовки? Ответ на touchin.ru.
Этот сервис позволит лучше понять конкуренцию и скорректировать нейминг таким образом, чтобы увеличить шансы попадания в ТОП.
*Важно понимать, что это не статистика запросов, а статистика названий. Включение «Pro» в заголовок не является фактором повышения количества загрузок.
2. Ежедневные и ежечасные обновления рейтингов поиковых запросов, попаданий в «рекомендованное» и некоторые другие данные по поисковым показам конкурентов и вашего проекта на appannie.com.
3. И еще один сервис для мониторинга ключевых слов и других важных для оптимизации факторов: sensortower.com.
P.S.: Последние рекомендации:
1. Экспериментируйте с категориями.
2. Просите знакомых и незнакомых людей рассказать что-то о вашем приложении на основании названия и иконки, не показывая скриншотов.
Тем, кто хочет разрабатывать под мобильные устройства, рекомендуем профессию «Разработчик мобильных приложений».
Как назвать приложение: 8 советов
Создать приложение – это полдела. После этого необходимо сделать очень многое, что люди узнали о его существовании. Но еще раньше надо принять важное решение, которое может решить судьбу вашего приложения…
Рекомендуем хорошенько подумать о том, как его назвать. Название должно не только отражать суть приложения, но и в идеале четко ассоциироваться у пользователей с вашим продуктом.
Как этого добиться?
1. Название должно иметь отношение к содержанию и при этом быть достаточно простым
Выберите название, которое наилучшим образом описывает приложение. Позаботьтесь о том, чтобы название можно было запоминающимся и легкопроизносимым. Это значительно увеличит шансы приложения на рынке.
2. Проверьте, существуют ли приложения с таким названием
Возможно, кто-то уже придумал и использовал такое название до вас. Позаботьтесь о том, чтобы название вашего собственного приложения не было слишком похоже на уже существующие – вы можете нарушить чьи-то авторские права. Кроме того, таким образом вы можете получить себе конкурента.
3. Название приложения и место в топе
Название мобильного приложения и набор ключевых слов (keywords, кейворды) – это крайне важная составляющая успеха на рынке. Сделайте их релевантными и постарайтесь включить в него несколько популярных поисковых запросов, только не перестарайтесь: поверьте, желающих использовать словосочетание angry birds слишком много.
Объем кейвордов – 100 знаков, учитывается каждая буква. Поэтому тщательно продумайте каждое слово. Разделяйте слова запятыми, не используйте пробелы, и по возможности используйте слова во множественном числе и синонимы.
4. Поисковая оптимизация SEO
Правильная SEO-стратегия поможет вашему приложению быть на виду. Благодаря оптимизации ваше приложение будет выше в поисковой выдаче Google. Постарайтесь включить в кейворды наиболее популярные поисковые запросы (воспользуйтесь Google Adwords или похожим сервисом для того, чтобы их найти)
Кроме того, постарайтесь использовать максимум своих ключевых слов в описании приложения – это также может дать вам более высокую позицию в поисковой выдаче в Google.
5. URL с точки зрения SEO
Ссылка на ваше приложение – это тоже важный аспект с точки зрения поисковой оптимизации. По умолчанию для формирования ссылки будет использовано название приложения. Не используйте специальные символы, иначе в результате может сформироваться некорректный URL.
6. Форматирование описания
Проверьте, чтобы объем описания не превышал лимит. И не забудьте выделить особенности вашего приложения (например, списком).
7. Выбор категории
Правильно выбрать категорию для приложения почти столь же важно, как и правильно выбрать название. Это позволяет получить доступ к нужной целевой аудитории. Выберите категорию с наименьшей конкуренцией. Есть специальные сервисы, помогающие сравнить категории с точки зрения их конкурентности, – например, MobClix. С его помощью вы сможете подобрать наиболее подходящую категорию для своего приложения.
8. Посоветуйтесь с друзьями
По возможности, проведите опрос хотя бы среди своих знакомых. Обратная связь поможет оценить верность выбора.
И в заключение
Выбор названия может оказать заметное влияние на успешность вашего приложения. Естественно, в конечном итоге для пользователей все решает качество, но для того, чтобы они смогли его оценить, необходимо сделать все, чтобы они его заметили.
Как придумать название продукта или компании на примере Vepp
Гайд для всех, кому нужно имя для продукта или бизнеса — существующего или нового. Расскажем, как придумывать, оценивать и выбирать.
Три месяца мы работали над ренеймингом панели управления с сотней тысяч пользователей. Нам было больно и в начале пути очень не хватало совета. Поэтому когда закончили, решили собрать свой опыт в инструкцию. Надеемся, кому-нибудь пригодится.
Нужно ли менять название
Проходите мимо к следующей части, если создаете имя с нуля. Если нет, давайте разбираться. Это самый важный из подготовительных этапов.
Немного наших вводных. Флагманский продукт — ISPmanager, панель для управления хостингом, на рынке уже 15 лет. В 2019 году мы планировали выпустить новую версию, но решили изменить всё. Даже имя.
Причин для смены имени может быть много: от банального «не нравится» до плохой репутации. В нашем случае были такие предпосылки:
Итого, 5 против 1. Нам выбирать было легко, но очень страшно. А почему вам нужно сменить название? Достаточно ли причин?
Кому доверить ребрендинг
В этой статье мы рассказываем, как провести ребрендинг самостоятельно. Но задуматься о том, чтобы отдать эту задачу на аутсорсинг, в любом случае стоит. Плюсы и минусы есть во всех вариантах.
Принимая решение, надо учесть:
Время. Если имя нужно «еще вчера», лучше сразу обратиться в агентство. Там справятся быстро, но могут промахнуться с идеей и долго дорабатывать. Если есть время, возьмитесь сами. У нас ушло три месяца, чтобы придумать 30 рабочих вариантов, выбрать из них лучший и купить домен у парковщиков.
Бюджет. Тут все просто. Есть деньги — можно в агентство. Если бюджет ограничен, пробуйте самостоятельно. Учтите, деньги потребуются в любом случае, например, на покупку домена или на фирменный стиль. Мы однозначно решили отдать разработку логотипа в агентство.
Замыленность взгляда. Еще один повод «пойти вовне» — понимание, что вы не выходите за рамки привычных решений, сферы, топчитесь на месте. У нас такое было на втором месяце работы, в полном тупике мы рассматривали вариант нанять консультантов. В итоге не пришлось.
Сложность. Оцените требования, ограничения, продукт или услугу. Насколько это посильно для вас с учетом всех предыдущих пунктов? Есть ли у агентства подобный опыт?
Небольшой лайфхак. Если понимаете, что своими силами не справиться, а бюджета на консультантов нет, воспользуйтесь краудсорсинговыми сервисами. Вот лишь несколько: Ink & Key, crowdSPRING или Squadhelp. Вы описываете задачу, платите деньги и принимаете результаты. Или не принимаете — везде есть риск.
Кто из сотрудников возьмется
Кто-нибудь из ваших маркетологов уже занимался брендингом, сможет организовать процесс? Креативная ли у вас команда? А как насчет знания языка, свободно ли им владеют в компании (если вам нужно международное название, не на русском)? Это минимум навыков, которые стоит учесть при создании рабочей группы.
Мы разрабатывали новое имя командой. Нам важно было мнение разных подразделений, работающих с продуктом: маркетинга, продакт-менеджеров, разработки, UX. Рабочая группа состояла из семи человек, но ответственный был только один — маркетолог, автор статьи. Я отвечала за организацию процесса, а также — придумывала имя (поверьте, круглосуточно). Эта задача всегда была основной в списке, хотя и не единственной.
Продакт-менеджер, разработчики и другие участники рабочей группы придумывали названия, когда было вдохновение, или проводили личные мозговые штурмы. В команде были нужны прежде всего как люди, знающие о продукте и его концепции больше других, а также — способные оценить варианты и принять решение.
Мы старались — и рекомендуем это вам — не раздувать состав команды. Поверьте, это спасет ваши нервные клетки, которые будут умирать в попытках учесть очень разные, порой противоположные мнения.
К чему нужно быть готовым
При создании нового имени вы будете нервничать, злиться и опускать руки. Расскажу о неприятных моментах, с которыми столкнулись мы.
Все уже занято. Оригинальное и стоящее название может оказаться занятым другой компанией или продуктом. Совпадения — не всегда приговор, но они будут демотивировать. Не сдавайтесь!
Буквальность и скепсис. И вы, и команда будете излишне скептичны ко многим вариантам. Я в такие моменты вспоминала байку про Facebook. Наверняка когда кто-то предложил это название, кто-то другой сказал: «Не лучший вариант, люди подумают, что мы продаем книги». Как видно, эта ассоциация не помешала Facebook стать крупнейшей социальной сетью в мире.
«За крутыми брендами стоит не только и не столько имя, сколько его история, стратегия и инновации»
Мне не нравится! Эту фразу вы будете повторять сами и слышать от коллег. Мой совет такой: запретите так говорить себе и объясните команде, что «мне не нравится» — не критерий оценки, а вкусовщина.
Всегда будут сравнивать. Члены команды и клиенты будут долго использовать старое имя и сравнивать с ним новое (не всегда в пользу последнего). Понять, простить, терпеть — это пройдет.
Как придумать название
А теперь самое сложное и интересное — генерация вариантов нового имени. На этом этапе главная задача — придумать как можно больше слов, которые могут подойти вашей компании и хорошо звучат. Оценивать будем потом. Способов сделать это много, нужно выбрать парочку и попробовать, а если не получится, взять другие.
Поиск готовых решений. Можно начать с простого — изучить сайты, которые продают домены вместе с названиями и даже логотипом. Там можно найти действительно интересные названия. Правда, стоить они могут от 1000 до 20 000 долларов, в зависимости от того, насколько креативным, кратким и запоминающимся будет имя. Лайфхак: там можно торговаться. За идеями — на Brandpa и Brandroot.
Конкурс среди сотрудников. Это хороший способ получить идеи, но не готовые варианты. А еще — разнообразить рутину и вовлечь сотрудников в маркетинг. У нас было 20 участников с сотнями вариантов, из которых некоторые прошли до финального этапа, а некоторые стали источником вдохновения. Победителя не было, но мы выбрали 10 самых креативных идей и подарили авторам сертификаты в хороший ресторан.
Конкурс среди пользователей. Если у бренда есть лояльное комьюнити, можно вовлечь его в создание нового бренда. Но если среди клиентов много недовольных, или вы не уверены, как пройдет запуск продукта, стоит хорошенько подумать. Оценивайте риски. В нашем случае это осложнялось тем, что текущие пользователи не знали концепции нового продукта, а значит ничего не могли предложить.
Командные мозговые штурмы. О мозговых штурмах написано много, нужно лишь выбрать формат, подходящий под вашу задачу. Здесь ограничимся несколькими советами.
Как оценить и что выбрать
Когда в банке идей накопится NN вариантов, их надо будет оценить. На первом этапе хватит шкалы от «это откровенный бред, точно нет» до «в этом что-то есть». Оценивать может проектный менеджер или маркетолог, достаточно просто здравого смысла. Все названия, в которых «что-то есть», выносим в отдельный файл или выделяем цветом. Остальное откладываем в сторону, но не удаляем, вдруг пригодится.
Здесь важная пометка. Название должно хорошо звучать и запоминаться, отличать вас от конкурентов, а еще — быть свободным и юридически чистым. По этим общим критериям мы пройдемся в этой статье, но некоторые нужно заранее определить для себя самим. Например, должно ли новое имя быть типичным для вашего рынка, содержать определенные штампы или иметь преемственность со старым? Мы, допустим, заранее отказались от слова panel в названии и нашего manager (это часть всей линейки продуктов ISPsystem).
Проверяем на совпадения и смыслы
Идеи, которые прошли отсев на бред, надо проверить на совпадения и скрытые смыслы: нет ли среди них созвучных ругательству или мату на английском? Мы, например, чуть не назвали продукт «жирная девчонка».
Здесь тоже можно и нужно обойтись без команды. Когда названий много, для их оценки удобно использовать гугл-таблицу. В столбцах будут названия, а в строках — факторы из списка ниже.
Дословные совпадения. Проверяйте в Google и Яндексе, с разными настройками языков и из режима инкогнито, чтобы поиск не подстраивался под ваш профиль. Если такое же название есть, в таблице ставим ему минус, но не вычеркиваем совсем: проекты могут быть любительскими, локальными или заброшенными. Точно отсекайте, если дословно совпадаете с глобальным игроком, с игроком рынка и пр. Загляните также в раздел «Картинки» в поиске, он может выдать логотипы реальных или продающихся вместе с доменом названий, которых не было в поиске по сайтам.
Площадки в соцсетях. Проверьте по названию в строке браузера и через поиск внутри соцсети. Если площадка уже занята, выходом будет добавить к названию слово official, например.
Значение в других языках. Этот пункт особенно важен, если у вас потребители по всему миру. Если бизнес локальный и не будет расширяться — пропускайте. Здесь поможет Google Translate: введите слово и выберите опцию «Определить язык». Так вы узнаете, есть ли даже у вымышленного слова значение в каком-то из 100 языков, что обрабатывает Google.
Скрытые значения в английском. Загляните в Urban dictionary, самый большой словарь англоязычного сленга. В английский приходят слова со всего мира, а Urban dictionary пополняется любым желающим без проверки, поэтому вы наверняка встретите здесь свой вариант. Так было у нас. После нужно понять, действительно ли слово используется в этом значении: спросить у Google, носителей или переводчиков.
На основе всех этих факторов дайте резюме каждому из вариантов в вашей табличке. Теперь список вариантов, которые прошли первые два этапа оценки, можно показывать команде.
Показываем команде
Команда поможет отсеять лишнее, выбрать лучшее или даст понять, что нужно еще поработать. Вместе вы определите три или пять вариантов, из которых после юридической проверки выберете «тот самый».
Как презентовать? Если представить варианты просто списком, никто ничего не поймет. Если показывать на общем собрании, то кто-то один повлияет на мнение остальных. Чтобы этого избежать, мы рекомендуем делать следующим образом.
Отправить презентацию лично. Здесь три важных момента. Первый — попросите не обсуждать и никому не показывать. Объясните, почему это важно. Второй — в презентации обязательно покажите логотипы, даже несколько. Для этого необязательно (хотя и можно) привлекать дизайнера. Воспользуйтесь онлайн-конструкторами логотипов, а команду предупредите, что это только пример. И последнее — на слайде кратко опишите идею, покажите варианты доменов и цены на них, а также укажите, свободны ли соцсети.
Провести анкетирование. Мы отправляли две анкеты. В первой просили перечислить три-пять названий, которые запомнились. Во второй задавали десять конкретных вопросов, чтобы избежать субъективной оценки «Нравится/Не нравится». Готовый шаблон или часть вопросов вы можете взять в гугл-таблице
Обсудить всей рабочей группой. Теперь, когда люди уже сделали свой выбор, можно обсуждать варианты коллективно. На собрании покажите лучшие по запоминаемости имена и те, что набрали больше баллов.
Юридическая проверка
Надо проверить, не является ли выбранное вами слово зарегистрированным товарным знаком. Если этого не сделать, то использование нового бренда могут запретить. Так вы увидите товарные знаки, которые не выдал поисковик.
Определить свой МКТУ. Сначала надо определить сферу, в которой вы работаете, а потом проверить, нет ли в ней товаров с вашим названием. Все товары, работы и услуги сгруппированы по классам в Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
Найдите в МКТУ коды, соответствующие вашей деятельности. Для этого изучите раздел «Классификация товаров и услуг» на сайте ФИПС или воспользуйтесь поиском на сайте МКТУ: введите слово или его корень. Кодов МКТУ может быть несколько, даже все 45. В нашем случае мы ориентируемся на два класса: 9 и 42, в которые входит программное обеспечение и его разработка.
Проверить в российской базе. ФИПС — это федеральный институт промышленной собственности. ФИПС обслуживает патентные банки данных. Перейдите в информационно-поисковую систему, введите название и проверьте, есть ли там такое. Эта система платная, но есть и бесплатные ресурсы с полными базами данных, например, Online Patent. Сначала проверьте прямое написание, потом — схожие по звучанию и значению варианты. Если вы решили назвать продукт LUNI, значит нужно искать LUNI, LUNY, LOONI, LOONY и т. д.
Если похожее название найдено, посмотрите, какой у него класс МКТУ. Если не совпадает с вашим — можно брать. Если совпадает, зарегистрировать товарный знак на общих основаниях не получится, только через согласие текущего правообладателя. Но зачем вам такие сложности?
Проверить в международной базе. Товарные знаки регистрирует Всемирная организация интеллектуальной собственности — WIPO. Перейдите на сайт WIPO и сделайте тоже самое: введите название, посмотрите классы МКТУ. Потом проверьте созвучные и похожие слова.
Выбираем
Теперь нужно взвесить за и против каждой позиции в шорт-листе. Сразу отсекайте те, что не подходят для регистрации в качестве товарных знаков. Использовать их — большие риски для товара, компании, услуги. Затем оцените затраты на покупку доменов и еще раз проанализируйте поисковую выдачу. Также задайте себе два главных вопроса:
Что дальше
Если думаете, что на этом все заканчивается, спешу вас огорчить. Все только начинается, дальше — больше:
Что у нас вышло
А теперь о результатах. Мы назвали новую панель Vepp (был ISPmanager, помните?).
Новое имя созвучно с «web» и «app» — то, что мы и хотели. Разработку логотипа и дизайн сайта Vepp мы доверили ребятами из студии Pinkman. Посмотрите, что из этого вышло.