как называется бухгалтерский учет ориентированный на внешних пользователей экономической информации
Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет – это беспрерывный и систематизированный сбор, фиксация, а также интерпретация специфической информации. Если детально разбирать вопрос бухгалтерии, тогда речь идет о системе, которая позволяет оперировать данными касательно всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операций и обязательств, выраженных в финансовом отношении.
Документальная фиксация данной информации ведется по принципу постоянности и непрерывности, то есть с момента регистрации новой фирмы и до ее полной ликвидации, согласно действующим регламентам.
Законодательное регламентирование и основные определения бухучета
На сегодняшний день бухучет обязателен при ведении предпринимательской и хозяйственной деятельности, ведь данное положение закреплено в отечественной законодательной базе. Основные положения прописаны в Положении «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», а также в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, который вступил в силу 01 января 2013 года.
Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.
Основные определения бухгалтерского учета
Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:
Кто может заниматься бухучетом
На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:
Причины необходимости ведения бухучета
Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.
В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:
Цели бухучета
Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:
Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.
Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.
Объекты бухгалтерского учета
Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:
Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.
Основные задачи бухгалтерского учета
Главная и первостепенная задача бухгалтерского учета – это постоянное формирование актуальной и достоверной информации касательно деятельности организации, а также полном имущественном положении. Данная бухгалтерская информация обязательно необходима широкому кругу пользователей: учредителям, собственникам имущества организации, руководителям, кредиторам, участникам организации, инвесторам и другим пользователям бухгалтерской отчетностью. При должном анализе, данные позволяют решать целый спектр задач:
Основополагающие принципы бухгалтерского учета
В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:
1С:Бухгалтерия 8
«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!
Информация в бухучете: основные пользователи
Пользователей информации бухгалтерского учета можно классифицировать на несколько основных категорий:
1. Внутрикорпоративные (руководители, менеджеры, бухгалтеры, сотрудники финансовых ведомств, работники иных специализаций).
2. Внешние частные субъекты (кредиторы, инвесторы, аудиторы, партнеры, контрагенты).
3. Государственные организации (ФНС, Росстат).
Рассмотрим, какие источники данных могут интересовать ту или иную категорию пользователей информации по бухучету. Но прежде полезно будет рассмотреть, каким образом формируется соответствующая информация.
Формирование информации в бухгалтерском учете
Бухучет — это система сбора, фиксации и систематизации сведений об имуществе фирмы, ее обязательствах, а также их движении, функционирующая за счет непрерывного учета различных хозяйственных операций. В процессе бухучета формируется совокупность документов, отражающих соответствующие хозяйственные операции, а также их результаты.
Следует различать документы, которые относятся:
В статье мы рассмотрим специфику и тех и других.
Формирование обоих типов источников осуществляется с учетом особых законодательных норм. Собирательное название данных норм — российские стандарты бухучета, или РСБУ. Они представлены:
ВНИМАНИЕ! С 2022 года ряд ПБУ утратит силу. Им на смену придут новые ФСБУ.
Какие именно стандарты изменятся и какие изменения нужно учесть при составлении учетной политики на 2022 год, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, получте пробный демо-доступ бесплатно.
При этом значительная часть норм, утвержденных современными источниками РСБУ, в достаточной мере приближена к международным стандартам финотчетности (МФСО).
Изучим, какими источниками могут быть представлены документы бухгалтерского учета и отчетности.
Источники информации бухгалтерского учета
Основными источниками информации бухучета, установленными РСБУ, являются:
Какие существуют регистры бухучета и какие реквизиты для них обязательны, узнайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.
Главное назначение первичного документа — отражение того или иного факта хозяйственной жизни фирмы (например, поставки или оплаты товара, оказания или получения услуги). Первичка может быть представлена в огромном перечне разновидностей. Законом установлен следующий порядок ее введения в документооборот: необходимо утверждать формы используемых первичных документов в локальном нормативном акте фирмы — учетной политике (п. 4 ПБУ 21/2008).
Многие организации предпочитают использовать унифицированные формы первичных документов — те, что утверждены государственными ведомствами, чаще всего — Госкомстатом. До 2013 года это было обязательно, сейчас — по желанию фирмы. Но на практике отказ от использования унифицированных форм — редкость по причине того, что они удобны и привычны для многих бухгалтеров.
Регистры также могут быть представлены в документообороте фирмы в самом широком спектре. Например, есть регистры, в которых отражаются бухгалтерские проводки, а есть те, в которых фиксируется содержание отдельных хозяйственных операций. Перечень регистров, используемых в фирме, также утверждается в ее учетной политике — в данном случае соответствующий порядок установлен законодательно.
Бухгалтерский учет практически всегда предполагает отражение хозяйственных операций на отдельных счетах — в виде проводок. Перечень данных счетов утвержден законодательно — отмеченным выше приказом Минфина № 94н. Но фирма также должна сформировать и рабочий план бухучета (в соответствии с требованиями ПБУ 1/2008) на основе того, что составлен государством. Рабочий план опять же утверждается в учетной политике компании.
Пользователи источников бухучета
Пользователями информации бухгалтерского учета могут быть:
В рамках налоговых проверок инспекторы ФНС вправе запрашивать у фирм любые источники, необходимые для осуществления контроля над исполнением проверяемой организацией норм законодательства о налогах и сборах. К таким источникам, прежде всего, относятся документы бухучета — первичка, регистры.
2. Внутренние подразделения фирмы.
Внутренние структуры компании могут задействовать различные источники бухучета в целях оптимизации процедур управления капиталом, фондами, активами компании, улучшения инфраструктуры оборота финансовых документов, анализа хозяйственных показателей.
3. Внешние консультанты, эксперты.
Данные пользователи информации бухгалтерского учета могут запрашивать у компании те или иные источники бухучета в целях анализа качества их составления и ведения — многие фирмы заказывают соответствующие услуги. Данные источники впоследствии задействуются для формирования документов, относящихся уже к бухгалтерской отчетности. Отсутствие ошибок в первичке и регистрах предопределяет корректность составления бухгалтерского баланса и иных отчетных документов.
Рассмотрим подробнее специфику документов, которые составляют бухгалтерскую отчетность, формируемую на основе сведений бухучета.
Источники бухгалтерской отчетности
Основными источниками бухгалтерской отчетности, установленными РСБУ, принято считать:
Данные источники могут дополняться различными пояснениями. В предусмотренных законом случаях бухгалтерская отчетность может включать аудиторские заключения.
Сведения, отражаемые в источниках бухгалтерской отчетности, извлекаются из первичных документов и регистров бухучета, которые соответствуют установленным критериям подлинности.
Каким образом используются данные бухгалтерской отчетности?
Пользователями информации, отражаемой в бухгалтерской отчетности, могут быть:
1. ФНС, Росстат и другие государственные ведомства.
Госструктуры в данном случае будет интересовать:
2. Менеджмент фирмы, собственники, акционеры.
Их соответствующие сведения могут интересовать в целях:
3. Кредиторы и инвесторы фирмы.
Сведения, собираемые в рамках бухгалтерской отчетности, будут им интересны как источник данных о финансовом состоянии компании при принятии решений о ее кредитовании или инвестировании в бизнес.
На основе главным образом бухгалтерской отчетности аудиторы компании делают заключения о финансовом состоянии организации, эффективности управления бизнесом и иных значимых результатах деятельности фирмы.
Итоги
Бухгалтерский учет, а также связанная с ним отчетность — процедуры, предполагающие формирование документов, в которых содержатся сведения, способные пригодиться широкому кругу субъектов. Это могут быть как внутрикорпоративные структуры, так и внешние субъекты — включая государственные надзорные органы.
Ознакомиться с иными полезными сведениями о бухгалтерском учете вы можете в статьях:
Концепция, сущность и функции управленческого учета
В соответствии с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании информации, полезной руководству для принятия управленческих решений. При этом содержание, порядок формирования и способы представления информации определяются руководством организации. Расходы на организацию и ведение управленческого учета должны отвечать принципу целесообразности, т.е. не превышать экономический эффект от использования получаемой в результате информации.
Управленческий учет – это не только сбор и регистрация информации, но и ее анализ и оценка с целью получения таких данных, на основе которых возможно управление организацией, прежде всего оперативное. Первичный бухгалтерский учет является одним из наиболее важных источников информации для управленческого учета, причем самым достоверным. В то же время для реализации информационных потребностей менеджеров необходимы данные из дополнительных источников, как внутренних, так и внешних.
Система управленческого учета должна обеспечивать планирование и контроль не только расходов, но и доходов. Только такой подход позволит получить реальный экономический эффект от ведения внутреннего учета.
Для эффективного управления хозяйственной деятельностью и формированием финансовых результатов предприятия необходимо создание системы гибкой, достоверной и оперативной экономической информации. В этих условиях возрастают роль и значение бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет как источник информации включает в себя две важнейшие информационные системы: внешнюю – в виде финансового учета и внутреннюю – в виде управленческого учета. Финансовый учет формирует информацию, необходимую для составления финансовой отчетности: данные о доходах и расходах предприятия в поэлементном разрезе, о размерах дебиторской и кредиторской задолженности, величине финансовых инвестиций, состоянии источников финансирования и т.д. Его ведение строго регламентировано и обязательно для каждого предприятия, осуществляющего хозяйственную деятельность, в то время как решение вопроса о создании и функционировании системы управленческого учета зависит от администрации конкретного предприятия. Правила управленческого учета устанавливает само предприятие, учитывающее специфику деятельности, особенности решения тех или иных управленческих задач. Он объединяет в единую систему планирование, учет и анализ затрат по видам, местам формирования и объектам калькулирования, нормативный учет на базе полной и сокращенной себестоимости, методы ее калькулирования, планирование, учет и анализ инвестиций. Каждая из составных частей системы должна предусматривать методику аналитической оценки полученной информации с точки зрения возможностей использования для управленческих целей.
В условиях рыночной экономики происходит интеграция методов управления в единую систему управленческого учета.
Управленческий учет по своему содержанию и назначению ориентирован на будущее. В то же время учитываются обстоятельства, которые могут измениться в течение планируемого периода. Данные управленческого учета позволяют выявить области наибольшего риска, узкие места в деятельности предприятия, малоэффективные или убыточные виды продукции и способы их реализации.
Различия между финансовым и управленческим учетом, сгруппированные по ряду признаков, помогают лучше понять сущность последнего.
Цель ведения учета
Целью финансового учета является составление и представление финансовой отчетности внешним пользователям. Финансовая отчетность позволяет обосновать акционерам, потенциальным инвесторам и кредиторам целесообразность вложения капитала в данный хозяйствующий субъект.
Обязательность ведения учета
Ведение финансового учета обязательно для всех предприятий. Обязанность вести бухгалтерский учет определена Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Правила и принципы финансового учета, составление отчетности предусмотрены нормативными актами, такими, как Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета, определяются стандартами учета, построенными на общих международных принципах бухгалтерского учета.
Управленческий учет не является обязательным для применения. Его организация и методика не регламентируются законодательством. Решение о внедрении его в практику работы предприятия принимает руководство. При этом сбор и обработка информации считаются целесообразными, если ее ценность для управления выше затрат на получение соответствующих данных.
Пользователи информации
Финансовый учет призван удовлетворять потребности внешних пользователей, т.е. заинтересованных сторон, находящихся за пределами предприятия. К ним относятся: акционеры, кредиторы, инвесторы, представители органов государственной власти и др.
Управленческий учет направлен на удовлетворение информационных потребностей внутренних пользователей – руководства предприятия, при этом для каждого уровня управления объем и содержание информации различны.
Публичность информации
Финансовая отчетность является открытой и доступной для пользователей (публичной). Результаты финансового учета могут публиковаться в средствах массовой информации.
Данные управленческого учета не подлежат разглашению и представляют коммерческую тайну предприятия. Причем соблюдение закрытости информации касается не только внешних пользователей, но и работников самого предприятия, не имеющих прямого отношения к решению данной проблемы.
Измерители учетной информации
В финансовом учете используются главным образом стоимостные (денежные) измерители, они являются универсальными.
В управленческом учете наравне с денежными применяются натуральные показатели: количество часов, сырья и материалов, сумма выручки и т.д. Кроме того, при необходимости возможно использование относительных показателей.
Масштабы информации
Финансовый учет ведется в целом по предприятию, рассматривая его как единый хозяйственный комплекс. Затраты и результаты деятельности, расчеты, резервы и целевые поступления учитываются обобщенно по предприятию, не подразделяясь по видам деятельности, структурным подразделениям и т. п.
Управленческий учет помимо сводных показателей деятельности предполагает группировку информации по секторам рынка, местам формирования затрат, центрам ответственности, причинам и виновникам отклонений, по заказам и изделиям и т.д.
Привязка ко времени
Вся информация, отражаемая в финансовом учете, относится к уже свершившимся фактам (ретроспективе) и не включает прогнозные показатели.
Управленческий учет в первую очередь ориентирован на будущее. Важнейшей его составной частью является планирование, которое на основе имеющейся информации обязательно включает расчет прогнозных величин. Если финансовый учет показывает, «как это было», то управленческий учет – «как это должно быть».
Степень точности информации
К информации, отражаемой в финансовом учете, предъявляется требование максимальной точности.
В управленческом учете возможны приблизительные оценки и ориентировочные показатели с целью более оперативного представления информации.
Сроки и периодичность представления информации
В финансовом учете отчетность представляется по итогам за месяц, квартал, год. Сроки представления устанавливаются законодательно.
В управленческом учете не существует строгих временных рамок подачи информации. Вместе с тем при необходимости информация может представляться с любой нужной частотой. Сроки представления информации в управленческом учете устанавливаются непосредственно управленческим аппаратом предприятия.
Принципы учета
Финансовый учет базируется на таких принципах, как принцип двойной записи, обособленности предприятия, целостности, непрерывности деятельности и др.
Управленческий учет основывается на принципах целесообразности, сопоставимости данных, оперативности предоставления информации. Что касается принципа двойной записи, то он может как использоваться, так и не использоваться.
Ответственность за правильность ведения учета
Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение методологии финансового учета. В случае выявления фактов искажения информации, представленной в финансовой отчетности, к предприятию могут быть предъявлены определенные санкции со стороны представителей органов государственной власти, акционеров, кредиторов и др.
Так как ведение управленческого учета не регламентировано законодательно, то ответственность за правильность его ведения также не предусмотрена. Другими словами, причиной привлечения к ответственности могут стать только сами управленческие решения, а не какие-либо данные учета.
Источники информации
Финансовый учет целиком и полностью строится на данных первичного бухгалтерского учета путем их обработки и обобщения.
Управленческий учет наравне с информацией о фактически произошедших операциях, зарегистрированной в первичных документах, использует массу дополнительных источников, как внутренних, так и внешних.
В рамках системы управленческого учета должны определяться задачи планирования и распределения ресурсов, а также доведения до сотрудников различных уровней стратегических планов предприятия. То есть он должен строиться таким образом, чтобы общие задачи, стоящие перед управленческой системой предприятия, распределялись между разными уровнями управления, где каждый менеджер несет свою долю ответственности за решение определенной части указанных задач; в то же время учетная система должна обеспечивать сопряженность и взаимосвязь различных информационных потоков как основу для взаимодействия всех функций управления. Наличие четко выработанных планов и графиков решения задач по времени позволяет изменять ход дел и определять, когда случаются отклонения от планируемого хода работ.
Можно выделить следующие основные требования к управленческому учету:
К специфическим способам управленческого учета относят: планирование, нормирование, бюджетирование, анализ отклонений, систему контрольных счетов и некоторые другие.
Планирование – процесс принятия решений, в рамках которого анализируется информация о прошлой финансовой и производственной деятельности хозяйствующего субъекта, оцениваются потенциальные ресурсы и разрабатываются цели предприятия на перспективу, а также приоритетность решения задач для их достижения.
Нормирование – процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, направленный на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов.
Бюджетирование – процесс разработки и составления бюджетов в соответствии с целями хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
Анализ отклонений фактических размеров затрат и полученных финансовых результатов от запланированных показателей производится на основе выявления причин, вызвавших эти отклонения.
Контрольные счета – итоговые счета, выступающие связующим звеном между финансовым и управленческим учетом. Записи на этих счетах производятся по итоговым суммам операций за отчетный период, систематизированным по определенному признаку в накопительной ведомости.
Введение управленческого учета в практику работы предприятия направлено в первую очередь на обеспечение менеджеров предприятия полной и достоверной информацией, необходимой для контроля за хозяйственной деятельностью и принятия решений по результатам этой деятельности. Если внешнюю финансовую отчетность составляют по всему хозяйствующему субъекту и в ней находят отражение факты хозяйственной жизни, которые уже имели место, то управленческий учет включает в себя также информацию о деятельности отдельных подразделений предприятия, себестоимости реализации различных видов и групп товаров, уровнях прямых и косвенных расходов, издержках обращения по видам, местам возникновения, а также в части переменных и постоянных затрат. В то же время управленческий учет является неотъемлемой частью системы управления предприятием в рыночной экономике. В целом управленческий учет в отличие от финансового – учет не фактической величины имущества, затрат и доходов, состояния расчетов и обязательств, а учет факторов, обстоятельств и условий, влияющих на производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятий. Он призван дать информацию для принятия решений по управлению экономикой предприятия и проверить эффективность выполнения принятых решений.
Организация управленческого учета должна обеспечивать распределение общих задач, стоящих перед управленческим аппаратом предприятия, между всеми уровнями управления таким образом, чтобы каждый менеджер нес свою долю ответственности за решение определенной части указанных задач; одновременно учетная система должна обеспечивать сопряженность и взаимосвязь различных информационных потоков как основу для взаимодействия всех функций управления.
Рассмотрим основные функции управленческого учета на предприятии, работающем в условиях рыночной экономики.
Формирование достоверной и оперативной информации о внутрихозяйственных процессах и результатах деятельности и представление этой информации руководству предприятия путем составления внутренней управленческой отчетности
Финансово-хозяйственная деятельность предприятия в рамках управленческого учета находит отражение в отчетности, формируемой по структурным подразделениям, центрам ответственности, видам или группам продукции, статьям бюджета. Кроме того, составляется отчетность в целом по предприятию с обобщением результатов работы предприятия за определенный отчетный период.
Конкретное содержание, формы и виды внутренней управленческой отчетности зависят от организационной структуры предприятия, видов производственных процессов, целевой направленности и других факторов.
Стратегическое и тактическое планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Планирование может быть как долгосрочным (стратегическим), так и краткосрочным (тактическим). Долгосрочное планирование рассматривает деятельность предприятия на период от трех-пяти лет и более. В его рамках разрабатывается стратегия развития предприятия на перспективу: возможные объекты капиталовложений, увеличение производственных мощностей, завоевание рынков сбыта и т.д. Управленческий учет представляет информацию для принятия решений на долгосрочную перспективу по таким вопросам: какие виды продукции более выгодны для производства и продажи, как строить ценовую политику, какова предполагаемая рентабельность капиталовложений в тот или иной объект (рациональность инвестиций) и др.
Краткосрочное планирование (сроком до одного года) предполагает разработку бюджетов и смет в целом по предприятию, а также в разрезе его структурных подразделений с разбивкой по кварталам, месяцам, дням. В рамках управленческого учета устанавливается процедура формирования бюджетов, координируется разработка краткосрочных планов всеми подразделениями предприятия.
Формирование целевых потоков информации, направленных на решение конкретных задач управления
Вся информация, необходимая для управления, должна быть систематизирована по определенным признакам. Помимо общих направлений сбора и интерпретации информации в управленческом учете необходимо также формировать целевые потоки информации, собранной и систематизированной по конкретным управленческим решениям. Так, например, при выработке управленческого решения по производству того или иного продукта собирается информация о возможных затратах на производство и реализацию – полных и переменных, спросе на данный продукт на рынке, средних ценах на необходимые сырье и материалы, суммах покрытия на единицу изделия и т.д.
Контроль за наличием и эффективностью использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов
Менеджеры любого предприятия при выработке стратегии и политики управления руководствуются данными учета издержек, отражающего использование предприятием всех видов ресурсов в процессе деятельности. В связи с этим затраты являются одним из основных объектов управленческого учета. Особое внимание системы управленческого учета направлено на отражение динамики поведения затрат различных ресурсов в зависимости от таких факторов, как увеличение или уменьшение объемов сбыта, изменение ассортимента продукции и др. Кроме того, большое внимание уделяется учету затрат по центрам ответственности.
В целях осуществления контроля за использованием всех видов ресурсов предприятия производится оперативный анализ деятельности каждого центра ответственности, на основе которого выявляются «узкие» места в производстве и реализации. Полученная информация предоставляется линейным менеджерам для принятия своевременных управленческих решений.
Выявление, анализ отклонений от установленных норм, стандартов и смет и корректировка управляющих воздействий на ход производства и реализации продукции
В управленческом учете большое внимание уделяется учету отклонений фактических показателей работы от плановых или нормативных. При этом используется метод факторного анализа, т.е. разделение всех возникших отклонений по причинам, вызвавшим их появление.
Планы предприятия не всегда являются строго заданным эталоном деятельности. При отклонении фактических результатов от намеченных они могут уточняться либо пересматриваться, если предварительный анализ показывает недостижимость каких-то показателей. Данный способ управления называется управлением по отклонениям. После уточнения показателей принимаются меры корректирующего действия по приведению фактических результатов в соответствие с запланированными. Таким образом обеспечивается динамичность и гибкость управленческого процесса.
Измерение и оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом и в разрезе структурных подразделений, выявление степени рентабельности отдельных видов продукции, секторов и сегментов рынка
Методы калькулирования себестоимости продукции и определения финансового результата зависят от вида и отраслевой принадлежности предприятия, технологии производства и других факторов. Известно, что финансовый результат деятельности предприятия складывается из различных составляющих: доходов от производства и реализации продукции, сдачи имущества в аренду, продажи неиспользуемых хозяйственных средств, процентов по вкладам в ценные бумаги других предприятий и организаций и т.д. Так, в случае, когда предприятие выпускает несколько видов продукции, положительный результат от производства и продажи одной продукции может затушевываться убытком от другой. Это же касается и деятельности подразделений предприятия.
Формирование информации, служащей средством внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и структурными подразделениями предприятия
С помощью информации, формируемой в управленческом учете, а также разработки бюджетов и смет для разных уровней управления производится четкая координация действий менеджеров по систематизации задач, стоящих перед предприятием, и достижению конечных целей предпринимательства. Таким образом обеспечивается действие принципа линейного управления.
Выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия
Управленческий учет предприятия ориентирован в первую очередь на будущее. Его целью является формирование информации, которая позволила бы принимать управленческие решения, обеспечивающие не только получение высоких результатов в отчетном периоде, но и стабильное развитие предприятия в будущем. Таким образом, необходима разработка мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия как с точки зрения более рационального использования ресурсов, так и в части расширения рынков сбыта, освоения новых производств и т.д. Для информационного обеспечения и оценки эффекта от данных мероприятий в управленческом учете используется ряд методов. Так, широко используемый в управленческом учете анализ «затраты-объем-прибыль» дает возможность проследить взаимосвязь между такими характеристиками, как затраты, объем и прибыль, т.е. определить влияние, которое оказывают изменения в затратах, цене товара, объеме его производства и номенклатуре выпускаемых товаров на величину получаемой от реализации товаров прибыли, а также для оценки изменения одного из этих факторов или нескольких факторов вместе.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.