как называется форма правления при которой верховная власть принадлежит выборным лицам
Основные формы правления
10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение формы правления
Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.
Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.
Формы власти показывают:
В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.
Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.
Монархия
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.
Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.
Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.
На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царем и самодержцем.
На рубеже XVI−XVII вв. в Европе сложилось представление об абсолютной монархии, под которой понимали такую форму правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классический образец абсолютной монархии того времени: Франция во времена Людовика XIV («короля-солнца»).
Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.
Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.
Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.
В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.
Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.
Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.
Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.
Виды монархий | Основные черты |
Абсолютная (неограниченная) | Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др. |
Конституционная | Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую. |
Дуалистическая | Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко. |
Парламентская | Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании. |
Основные виды монархий и их признаки
Линии сравнения | Абсолютная (неограниченная) | Дуалистическая | Ограниченная (парламентская, конституционная) |
Принадлежность законодательной власти | Монарх | Разделена между монархом и парламентом | Парламент |
Осуществление исполнительной власти | Монарх | Формально — монарх, фактически — правительство | |
Назначение главы правительства | Монарх | Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов | |
Ответственность правительства | Перед монархом | Перед парламентом | |
Право роспуска парламента | — (парламент отсутствует) | У монарха (неограниченное) | У монарха (по рекомендации правительства) |
Право вето монарха на решения парламента | — | Абсолютное вето | Предусмотрено, но не используется |
Чрезвычайно-указное законодательство монарха | Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | Только в период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется |
Современные государства | Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия | Иордания, Марокко, Непал | Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония |
Республика
Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.
Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.
Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).
Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).
Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).
Словари
1. Форма правления, при которой законодательная власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти, а глава государства избирается населением или специальной избирательной коллегией.
2. Государство с такой формой правления.
Морфология: (нет) чего? респу́блики, чему? респу́блике, (вижу) что? респу́блику, чем? респу́бликой, о чём? о респу́блике; мн. что? респу́блики, (нет) чего? респу́блик, чему? респу́бликам, (вижу) что? респу́блики, чем? респу́бликами, о чём? о респу́бликах
Республикой называется форма государственного правления, при которой высшие органы власти избираются на ограниченный срок, и страна с такой формой правления.
Буржуазная, парламентская республика. | Социалистическая, федеративная республика. | Руководство, правительство республики. | Президент, премьер-министр республики. | Бюджет республики. | Сербская республика. | Войти в состав республики.
Республиканское министерство. | Республиканское издательство. | Республиканский конкурс.
РЕСПУ́БЛИКА, республики, жен. (лат. respublica, букв. общественное дело) (полит.).
1. Форма государственного устройства, при которой верховная власть принадлежит лицу или нескольким лицам, или органам, выбираемым населением на определенный срок. Античная республика. Буржуазная республика. Советская республика.
1. Форма государственного правления, при к-рой верховная власть принадлежит выборным представительным органам. Буржуазная р.
2. Страна с выбранными на определённый срок представительными органами власти.
| противник коронной власти, защитник народоправленья.
1) Форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит избранным на определенный срок представительным органам.
Обещая, принуждая, подкупая, диктаторы незаметно свели к нулю большинство политических свобод. Республика была задушена. (Мень).
2) Страна с такой формой государственного правления.
республика́нец, республика́нка, республикани́зм, республика́нский
Форма государственного правления, при которой высшие органы власти избираются на определенный срок.
В Париже уже с месяц провозглашена республика (А. Герцен).
Страна с выбранными на определенный срок представительными органами власти.
Буржуазная республика. Парламентская республика.
1. Форма государственного правления, при которой высшие органы власти избираются на определённый срок; страна с такой формой правления. Буржуазная р. Парламентская республика. Социалистическая р. Советская р. Р. Советов (ист.; СССР).
1. Форма государственного правления, при которой высшие органы власти избираются на определенный срок или формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а также сама страна с такой формой правления.
2. Советское социалистическое государство, входящее в состав Советского Союза.
Автономная республика. Союзная республика.
советская социалистическая республика
форма государственного правления, при которой вся власть принадлежит народу в лице Советов народных депутатов, составляющих политическую основу государства.
1. Форма государственного правления, при которой высшие органы избираются на определенный срок или формируются парламентами, а также страна с такой формой правления.
• Республика это знает, республика позовет, возьмет меня, переделает, двинет время вперед. Луговской, 42. От края до края, от моря до моря скликает Республика лучших ребят (А.Чуркин). Ты помнишь, товарищ, 83.
* Народная (народно-демократическая) республика.
Форма диктатуры пролетариата (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Чехословакия, Румыния) или рабочего класса и крестьянства (Китай, Корея, Монголия, Вьетнам). МСЭ, т. 2, 463-464.
** Советская республика. Теспублика Советов.
О Советском государстве, Советском Союзе.
«* Республика труда. патет.
• Мы любим Родину за то, что в целом мире ее зовут Республикой Труда. Песенник пионера, 5.
** Пионерская (ребячья) республика. патет.
• Архитекторы облюбовали изумительно красивое место для устройства «пионерской республики» (Лен. пр.). Благоустраивают территорию «ребячьей республики», возводят здесь беседки, сооружают подсобные помещения бойцы студенческого строительного отряда «Формат» Ленинградского инженерно-строительного института (Лен. пр.). Новиков, 145. Пионерская республика (Назв. статьи). Изв., 01.05.84.
** Горная республика. поэт.
О пионерском лагере «Артек».
• На юге, на юге, в республике горной, с утра распевают горластые горны. Барто («Голос Артека»), 1988, 29.
2. Советское социалистическое государство, входившее в состав Советского Союза.
** Союзная [советская социалистическая] республика.
Суверенное советское согршлиспшческое государство, которое объединилось с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик. КПС, 393.
• Союзная республика. Верещагин, Костомаров, 1976, 69.
* Автономная [советская социалистическая] республика.
Республика, пользующаяся автономией в составе союзной республики СССР. ССРЛЯ, т. 1, 71; Верещагин, Костомаров, 69.
Название для автономньгх и союзных республик, где коренной национальностью не являются русские.
О союзных республиках в составе СССР.
Девиз всесоюзного социалистического соревнования.
(republic), гос-во, в к-ром высшая власть принадлежит народу, его выборному представительному органу либо избираемому или назначаемому президенту, но не монарху. Главой Р. (глава государства), как правило, является президент, избираемый прямыми выборами или спец. избирательной коллегией, но ею может быть и глава исполнит, власти. Респ. формы правления имеют долгую историю, берущую начало в Древн. Греции и Древн. Риме. Хотя формально власть получает свои полномочия от народа, Р. отнюдь не всегда является демокр. гос-вом. Исторически большинство Р. были олигархиями, где власть принадлежала ограниченному числу богатых, или элите. Респ. форма правления получила большое распространение после Американской и Французской революций (1776, 1789), и в 19 в. характеризовалась популярностью либеральных, нац. и демокр. идей.
Банановая республика. Публ. О некоторых государствах Центральной Америки, ставших в результате политики США сельскохозяйственным придатком последних. НРЛ-79; Мокиенко 2003, 96.
см.: банановая республика
респу́блика, респу́блики, респу́блик, респу́блике, респу́бликам, респу́блику, респу́бликой, респу́бликою, респу́бликами, респу́бликах
сущ., кол-во синонимов: 21
государство; карелия, чувашия, калмыкия, марий эл, бурятия, узбекистан, ингушетия, хакасия, татарстан, карачаево-черкесская республика, дагестан, коми, кабардино-балкария, удмуртия, якутия, тува
3аимств. в Петровскую эпоху из лат. яз., где res publica «дело общественное» > «определенный государственный строй» (ср. монархия).
начиная с Петра I и Кантемира; см. Христиани 10; Смирнов 262 и сл. Из лат. rēs рūbliса. См. речь посполитая.
2. устар. в 18 в. Государство. Все наши воинские корабли должни претендовать от всех републик, да бы перед нашими воинскими кораблями командующие флаги и вимпели спускали. 1720. УМ 32. Что в републиках делается, где тысячи государей начальствуют над бесчисленными поддаными. 1726. Кантемир Опис. Парижа 368.
3. перен., устар. О какой-л. области, сфере знаний, науки и т. п. Республика чего. БАС-1. Никто, более нашего, не уважает истинного, родового дворянства, коего существование важно в смысле государственном; но в мирной республике наук какое нам дело до гербов и пыльных грамот? Пушк. Отр. из литер. летоп. Уведомляю о письме, которое достойно занимать одно из первейших мест между грамотами в архиве республике Русской словесности. Вяземский О письме Екатерины. Ср. Репюблик де летр ( Republique des lettres).
4. устар. Самоуправляющаяся национально-территориальная часть, входящая в состав Советского союза. Союзная респпублик. Автономная республика. + Посмотрите, как гигантски выросли наши национальные республики, эти в прошлом, при царизме, забитые окраины. Киров Ст. и речи. 1934 29.
РЕСПУБЛИКА (лат., общественное дело). Страна, в которой управляет сам народ через своих посредников, выбираемых на известное время.
— Страна с выборными органами власти.
— Государство без монарха.
— Этот общественный строй в Италии впервые опробовали с 509 по 29 год до Рождества Христова.
сущ., кол-во синонимов: 1
Приверженец республиканского строя правления.
Член Республиканской партии (в США).
РЕСПУБЛИКА́НЕЦ, республиканца, муж. (полит.). Сторонник республиканского образа правления, противник монархии.
1. Сторонник республиканского строя.
2. Член республиканской партии.
Авраам Линкольн был членом республиканской партии, созданной для борьбы против рабства.
Сторонник республиканского строя, при котором высшие органы государственной власти избираются на определенный строк.
В парламенте выступил республиканец, его оппонентами были монархисты.
1. Сторонник республиканского строя.
2. Член республиканской партии.
1. Сторонник республиканского строя.
2. Член буржуазной республиканской партии.
республика́нец, республика́нцы, республика́нца, республика́нцев, республика́нцу, республика́нцам, республика́нцем, республика́нцами, республика́нце, республика́нцах
РЕСПУБЛИКАНЕЦ (фр., от republique, от лат. respublica). 1) гражданин республики. 2) приверженец республиканского образа правления. 3) противник коронной власти.
— Противник демократа в США.
Приверженность республиканскому [республиканский I 2.] строю правления.
республикани́зм, республикани́змы, республикани́зма, республикани́змов, республикани́зму, республикани́змам, республикани́змом, республикани́змами, республикани́зме, республикани́змах
— Принцип, согласно которому власть исходит исключительно от общества.
РЕСПУБЛИКА́НКА, республиканки (полит.). женск. к республиканец.
республика́нка, республика́нки, республика́нок, республика́нке, республика́нкам, республика́нку, республика́нкой, республика́нкою, республика́нками, республика́нках
Республика́нская па́ртия (в США и др. странах)
Первый кандидат республиканцев в президенты, Джон Фремонт, в 1856 году собрал большинство голосов в 11 штатах. В 1860 году новый республиканский кандидат Авраам Линкольн победил в 18 штатах и стал президентом США. Платформа республиканцев в ходе предвыборной кампании 1860 года включала, помимо запрета на распространение рабства на территории северных штатов, требование введения высокого защитного тарифа на импортируемую продукцию, бесплатной раздачи гомстедов. Победа Линкольна президентских выборах 1860 года стала для рабовладельческих штатов сигналом к отделению. Гражданская война в США (1861-1865) завершилась разгромом рабовладельческого Юга и привела к политическому господству Республиканской партии, которая находилась у власти в 1861-1885 годах (президенты А. Линкольн, Э. Джонсон, У. Грант, Р. Хейс, Дж. Гарфилд, Ч. Артур), в 1889-1893 (президент Б. Гаррисон), в 1897-1913 (президенты У. Маккинли, Т. Рузвельт, У. Тафт), 1921-1933 годах (президенты У. Гардинг, К. Кулидж, Г. Гувер). Республиканцы побеждали на 14 из 18 президентских выборах в 1860-1932 годах, их поддерживал альянс фермеров Севера и Среднего Запада, а также представители крупного бизнеса. В 1912 году партия раскололась на прогрессивное крыло, возглавляемое Теодором Рузвельтом, и консервативное крыло во главе Уильямом Тафтом. Раскол позволил демократу Вудро Вильсону одержать победу на президентских выборах в том же году.
Республика
Общими признаками республиканской формы правления являются:
* существование единоличного и коллегиального главы государства;
* выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
* осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
* юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
* обязательность решений верховной государственной власти.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 г.), Австрию, Швейцарию, Исландию, Индию и др.
Наиболее характерные черты президентской республики:
* внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
* ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
* более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.
Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как, правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционирует законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.
В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.
Форма государственного устройства показывает:
* из каких частей состоит внутренняя структура государства;
* каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
* как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
* в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основных группы: