как называется форма знания содержащая предположение сформулированное на основе ряда фактов
Гипотеза. Гипотеза – форма теоретического знания, представляющая собой сформулированное на основе ряда фактов предположение
Гипотеза – форма теоретического знания, представляющая собой сформулированное на основе ряда фактов предположение, истинность которого неопределенна и нуждается в доказательстве. Таким образом, гипотетическое знание носит не достоверный, а вероятный характер.
В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинными теориями, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются как заблуждения, если проверка дает отрицательный результат.
Стадию гипотезы прошли многие известные научные открытия и теории: периодический закон Д.И. Менделеева, теория Дарвина и др. Велика роль гипотез в современной астрофизике, геологии и других науках. Если бы в своей работе ученые не пользовались такими гипотетическими предположениями, то они превратились бы лишь в собирателей фактов, регистраторов событий.
В научной литературе слово «гипотеза» (от греч. hypothesis – основание, предположение) употребляется в двух смыслах. В первом смысле, гипотеза – это не полностью обоснованное предположение о причинах явления, о ненаблюдаемых связях между явлениями и т.п.
Во втором смысле слова гипотеза – это сложный процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обосновании (неполном) и доказательстве или опровержении. В этом процессе выделяют две ступени:
— доказательство или опровержение предположения.
Развитие предположения в свою очередь состоит из двух этапов.
1. Выдвижение предположения. Предположения выдвигаются на основе аналогии, неполной индукции, методов Бэкона – Милля и т.д. Например, по аналогии с Солнечной системой была создана планетарная модель атома. Выдвинутое таким образом предположение еще не гипотеза, а догадка, поскольку оно, как правило, не является хотя бы частично обоснованным.
2. Объяснение с помощью выдвинутого предположения всех имеющихся фактов, относящихся к предметной области гипотезы (фактов, которые гипотеза призвана объяснить, предсказать и т.д.). Так, предположение о планетарном строении атома из догадки превратилось в гипотезу лишь после того, как на его основе удалось объяснить ряд известных фактов, в частности, периодическую систему химических элементов Менделеева.
Кроме прохождения этих двух этапов в своем развитии предположение, чтобы стать гипотезой, должно удовлетворять следующим требованиям:
1) предположение не должно быть логически противоречивым и противоречить фундаментальным положениям науки. Последнее требование не является абсолютным. Если гипотеза противоречит каким-то из фундаментальных положений, в некоторых случаях имеет смысл подвергнуть сомнению сами эти положения. Так, в свое время Французская академия наук приняла решение не рассматривать исследования о «камнях, падающих с неба» на том основании, что падать им неоткуда;
2) предположение должно быть принципиально проверяемым. В отличие от практической проверяемости (означающей, что предположение можно проверить либо в данное время, либо в относительно ближайшем будущем) принципиальная проверяемость подразумевает, что предположение может быть проверено, если и не в ближайшее время, то хотя бы когда-нибудь;
3) предположение не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно не предназначено (не относящимся к предметной области гипотезы);
4) предположение должно быть приложимо к возможно более широкому кругу явлений. Это требование позволяет из двух или более гипотез, объясняющих один и тот же круг явлений, выбрать наиболее простую. Это так называемый принцип простоты, который сформулировал английский философ Уильям Оккам (ок. 1285 – 1349). Данное требование, называемое поэтому бритвой Оккама (в различных формулировках), тоже не имеет абсолютного характера.
После выдвижения предположения (первый этап), объяснения на его основе всех имеющихся фактов, относящихся к предметной области гипотезы (второй этап), а также после проверки выполнения всех перечисленных требований (если они выполнены) предположение считают обоснованным (не полностью), т.е. гипотезой.
Доказательство и опровержение гипотез. Простые гипотезы о существовании явлений и предметов опровергаются или доказываются путем обнаружения этих явлений или предметов или установлением их отсутствия.
Наиболее распространенным способом опровержения сложных гипотез является опровержение путем сведения к абсурду, дополненное проверкой следствий опытным или практическим путем. При этом способе опровержения из гипотезы выводятся следствия, которые сопоставляются с действительностью. Если какие-то из этих следствий оказываются ложными, то ложной считается гипотеза или ее часть, если гипотеза – сложное утверждение.
Гипотезы могут опровергаться путем доказательства утверждения, являющегося отрицанием гипотезы.
Одним из способов доказательства гипотез служит разделительное доказательство, которое заключается в опровержении всех возможных предположений, кроме одного.
Гипотеза может доказываться путем ее выведения из более общих положений.
Тем не менее сложные гипотезы о социальных явлениях, как правило, нельзя доказать полностью. Подтверждением таких гипотез является практическая деятельность людей. Вероятность гипотезы повышается, если она обладает предсказательной силой. Сложная гипотеза, кроме того, позволяет объяснять природу явлений, которые она описывает. Если, зная природу явлений, можно воспроизвести их на практике, то гипотеза становится более правдоподобной. Подтверждение отдельных следствий гипотезы и выявление случаев ее практического использования еще не делают гипотезу достоверным знанием. При большом числе подтверждений следствий и многократном практическом использовании гипотезы, а также при установлении отдельных связей между следствиями гипотеза становится доказанной в том смысле, что с течением времени она может уточняться, однако основные ее положения остаются верными в существенных чертах, т.е. гипотеза становится теорией.
Теория
Слово «теория» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле теорией называют мышление вообще, когда хотят разграничить мыслительную и предметно-практическую деятельность (теорию и практику).
В узком смысле теория представляет собой систему знания, относящуюся к некоторой области действительности или к некоторым аспектам той или иной области действительности. Например, предметом астрономии является особая область реальной действительности – небесные тела; географии и геологии – планета Земля и т.п. Логика, психология, физиология высшей нервной деятельности изучают разные аспекты мышления человека; социология, экономическая теория, история – разные аспекты общественной жизни.
Предметом теории могут быть и особые классы явлений: теория теплоты, электричества, магнетизма и т.д., а также некоторые аспекты действительности вообще: теория пространства и времени. Особый класс теорий образуют теории методологического характера, изучающие методы и приемы познания. К их числу, например относятся многие разделы математики (теория математического анализа, вариационного исчисления, теория дифференциальных уравнений) и значительная часть содержания логики.
Основными функциями теории являются:
— систематизация и объяснение изучаемых явлений;
— выявление законов изучаемой области или аспекта действительности.
Особенность теории состоит в том, что она обладает предсказательной силой, т.е. позволяет прогнозировать соответствующие явления, события, процессы и т.п.
В теориях действительность отражается посредством моделей. Здесь моделями служат системы идеализированных, идеальных, абстрактных и прочих объектов.
Состав теорий. В составе теорий выделяют эмпирический базис – совокупность фактов, устанавливаемых посредством наблюдения. Научные данные, относящиеся к эмпирическому базису, составляют исходный материал для теоретических построений. Поэтому иногда, употребляя слово «теория» в более строгом смысле, эмпирический базис отделяют от собственно теории и не включают в состав последней.
Кроме того, теория есть совокупность взаимосвязанных понятий и высказываний. Среди понятий теории различают два основных вида:
1) понятия, в которых выделяются и обобщаются основные характеристики и компоненты изучаемых явлений. Например, в механике выделяются такие характеристики механического движения предметно-функционального типа, как траектория, скорость, ускорение, сила, масса, импульс, кинетическая энергия и т.д.;
2) понятия классификационного характера, в которых выделяются классы изучаемых предметов и явлений (объектов вообще). Посредством этих понятий осуществляется классификация объектов. Причем основаниями данных классификаций являются упомянутые выше характеристики. Например, в механике наряду с основным понятием «механическое движение» выделяются такие его виды, как «прямолинейное», «криволинейное», «колебательное», а также «равномерное», «неравномерное», «равноускоренное» и «неравноускоренное» и т.д.
На эти два типа делятся как понятия, относящиеся к эмпирическому базису, так и собственно теоретические понятия.
Основную роль в теориях играют высказывания. Как и понятия, они могут относиться к эмпирическому базису и к собственно теоретическому уровню теории. Среди последних особо выделяются два вида:
1) высказывания, в которых выражается знание законов изучаемой действительности и которые называются законами данной теории или науки (законы физики, химии, математики и т.д.);
2) предложения соответствия – утверждения, раскрывающие сущность наблюдаемых явлений. С логической точки зрения, это реальные определения соответствующих явлений.
Истинность теорий. Важной характеристикой теории является степень ее обоснованности, ее практическая подтверждаемость.
Основным и наиболее общим критерием истинности теорий считается практика, включающая производственную деятельность, эксперименты и применение теоретических знаний в той или иной деятельности людей.
Вместе с тем практика далеко не абсолютный критерий истинности. Во-первых, этот критерий не всегда применим. Во-вторых, практика может подтверждать и некоторые ложные высказывания (до некоторых пор, например, в опыте подтверждалась теория теплорода). В-третьих, практика лишь подтверждает, но не доказывает истинность теории.
Кроме практики, существует логический критерий истинности. Самым важным логическим критерием истинности теорий является их логическая непротиворечивость, т.е. взаимная согласованность утверждений теорий между собой, последовательность в объяснении явлений.
Тесты по обществознанию к теме «Познание и знание»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ 1
Тема: «Познание и знание»
а) познание; б) знание; в) истина; г) воображение.
2. Процесс самопознания не характеризуется.
а) определением своих способностей; б) формированием отношения к своей внешности;
в) самооценкой; г) познанием общественных норм и ценностей.
3. Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жизни, общении позволяет получить.
а) мифологическое познание; б) философское познание; в) обыденно-практическое познание.
а) совокупность методов и приемов, которые способствуют познанию; б) познающий человек;
в) то, на что направлено познание.
5. Выберите правильный ответ.
А. Чувственное познание осуществляется в формах ощущения, восприятия и
а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б; в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.
а) ощущение; б) восприятие; в) мировоззрение; г) представление.
а) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо
утверждается или отрицается;
б) форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые
закрепляются в их определениях;
в) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или
нескольких суждений выводится новое суждение;
г) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих
8. К критериям истины относится.
а) длительность существования суждения; б) количество людей, придерживающихся данного суждения;
в) возможность подтверждения суждения на практике; г) непротиворечивость суждения всем
9. Закончите фразу: «В философии достоверное, правильное знание называется. »
10. Какое из двух приведенных суждений можно отнести к научному выводу?
а) задатки человека носят социальный характер, они приобретаются в ходе
б) природной основой развития способностей человека являются врожденные задатки.
понятий, умозаключений, теорий, законов, отражающий явления и процессы в аспекте их
а) теоретический; б) чувственный; в) эмпирический.
12. Выберите правильный ответ.
А. Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания, они не
противопоставляются друг другу.
Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии,
образуют неразрывное единство познавательного процесса.
а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б; в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.
13. Форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное
а) гипотеза; б) теория; в) проблема; г) диспозиция.
14. Метод познания, суть которого заключается в изначальном познании отдельных свойств
изучаемых явлений, на основе которого затем делаются обобщения различного уровня,
а) метод индукции; б) анализ; в) синтез; г) метод дедукции.
15. Научное познание предполагает.
а) использование опыта повседневной жизни; б) экспериментальную апробацию гипотезы;
в) понимание художественного текста; г) интерпретацию исторических фактов.
16. Объясните термины: истина, познание, сенсуализм.
Выбранный для просмотра документ 2
Тема: «Познание и знание»
1. Процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется.
а) познание; б) знание; в) истина; г) воображение.
2. Какой признак не свойственен самопознанию?
а) отражение объективной реальности; б) выявление сущности своего «я»;
в) выявление своих способностей; г) отражение индивидуальных ценностей.
3 . Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить.
а) мифологическое познание; б) философское познание; в) обыденно-практическое познание.
а) совокупность методов и средств, которые способствуют познанию; б) познающий человек;
в) то, на что направлено познание.
5. Выберите правильный ответ.
а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б; в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.
6. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании, в совокупности всех своих сторон и связей, называется.
а) ощущение; б) восприятие; в) мировоззрение; г) представление.
а) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо
утверждается или отрицается;
б) форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые
закрепляются в их определениях;
в) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или
нескольких суждений выводится новое суждение;
г) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих
8. Правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком называется.
а) познанием; б) истиной; в) опытом; г) представлением.
9. Закончите фразу: «Главным критерием истины является. ».
10. К особенностям научного познания относится.
а) стремление к объективности и доказательности; б) непрерывность познавательного процесса;
в) направленность познания на сферу практической деятельности людей; г) опора на здравый смысл,
11. Уровень научного познания, на котором преобладает чувственное познание, созерцание и эксперимент, логико-математические методы, называется.
а) теоретический; б) чувственный; в) эмпирический.
12. Выберите правильный ответ.
А. Интуиция является одной из форм чувственного познания.
Б. Интуиция является одной из форм рационального познания,
а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б; в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.
13. Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но предстоит познать, называется.
а) проблема; б) теория; в) гипотеза; г) диспозиция.
14. Метод познания, представляющий собой совокупность логических выводов от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным, называется.
а) метод индукции; б) метод дедукции; в) анализ; г) синтез.
15. Ненаучное познание предполагает.
а) понимание художественного текста; б) интерпретацию исторических фактов;
в) использование опыта повседневной жизни; г) экспериментальную апробацию гипотезы.
16. Объясните термины: рационализм, ложь, агностицизм.
Вариант 1: 1 б, 2 г, 3 в, 4 б, 5 г, 6 г, 7 а, 8 в, 9 истина, 10 б, 11 а, 12 г. 13 а, 14 а, 156.
Вариант 2: 1 а, 2 а, 3 а, 4 в, 5 в, 6 б, 7 в, 8 б, 9 практика, 10 а, 11 в, 12 в, 13 а, 146, 15 в.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-1325579
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответы к тесту по обществознанию на тему «Познание» 3 вариан
1. Человеку как продукту социокультурной революции присуща способность к …
а) адаптации к окружающей среде; б) устойчивому прямохождению;
в) целенаправленной деятельности; г) добыванию пищи.
2. Понятие «личность» обозначает, что это…
а) любой член общества;
б) специфическое содержание человека как участника определенных общественных отношений;
в) особо выдающийся человек.
3. Логически связывая суждения, человек приходит к…
а) новым суждениям; б) умозаключениям; в) понятиям.
4. Процесс познания идет тогда, когда…
а) человек созерцает мир и описывает его;
б) человек специально обучается в образовательном учреждении;
в) человек активно преобразует мир.
5. Верны ли следующие суждения?
А. Прямохождение и подвижная кисть руки отличают человека от других живых существ.
Б. Человек в отличие от животного обладает сознанием и речью.
а) верно только А; б) верно только Б;
в) оба суждения верны; г) оба суждения неверны.
6. В индивидуальности человека выражается…
а) его принадлежность к человеческому роду;
б) его гражданский статус в единстве прав и обязанностей;
в) неповторимое своеобразие его социальных и природных качеств;
г) его принадлежность к определенной социальной группе.
7. Направление в философии, отрицающее познаваемость мира, называется…
а) скептицизм; б) агностицизм; в) рационализм; г) сенсуализм.
8. Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый…
а) использует эксперимент;
б) подходит к работе творчески;
в) развивает свои интеллектуальные возможности;
г) добывает знание, новое для человечества.
9. Рациональное познание в отличие от чувственного…
а) создает зрительный образ предмета;
б) выделяет существенные признаки предмета;
в) формирует знания и представления о предмете.
10. Современным представлениям о познании соответствует (ют) следующее суждение (следующие суждения):
а) существует единственный правильный метод познания;
б) допускается существование различных теорий, объясняющих одно и то же явление;
в) результаты познания не отражают особенностей субъекта;
г) познание не зависит от нашего способа постановки вопросов.
11. Объективная реальность, данная в сознании человека – это…
а) познание; б) знание; в) истина; г) воображение.
12. Процесс самопознания не характеризуется…
а) определением своих способностей;
б) формированием отношения к своей внешности;
г) познанием общественных норм и ценностей.
13. Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жизни, общении позволяет получить…
а) мифологическое познание;
б) философское познание;
в) обыденно-практическое познание.
14. Субъект познания – это…
а) совокупность методов и приемов, которые способствуют познанию;
б) познающий человек;
в) то, на что направлено познание.
15. Выберите правильный ответ.
А. Чувственное познание осуществляется в формах ощущения, восприятия, представления.
Б. Понятие, суждение, умозаключение – это формы рационального познания.
а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б;
в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.
а) ощущения; б) восприятие; в) мировоззрение; г) представление.
а) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается;
б) форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;
в) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;
г) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.
18. К критериям истины относится…
а) длительность существования суждения;
б) количество людей, придерживающихся данного суждения;
в) возможность подтверждения суждения на практике;
г) непротиворечивость суждения всем предшествующим.
19. Закончите фразу: «В философии достоверное, правильное знание называется….»
20. Какое из двух приведенных суждений можно отнести к научному выводу?
а) задатки человека носят социальный характер, они приобретаются в ходе социализации личности;
б) природной основой развития способностей человека являются врожденные задатки.
а) теоретический; б) чувственный; в) эмпирический.
22. Выберите правильный ответ.
А. Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг другу.
Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.
а) правильный ответ А. б) правильный ответ Б.
в) правильного ответа нет. г) правильны оба ответа.
а) гипотеза; б) теория; в) проблема; г) диспозиция.
24. Метод познания, суть которого заключается в изначальном познании отдельных свойств изучаемых явлений, на основе которых затем делаются обобщения различного уровня, называется…
а) метод индукции; б) анализ; в) синтез; г) метод дедукции.
25. Научное познание предполагает…
а) использование опыта повседневной жизни;
б) экспериментальную апробацию гипотезы;
в) понимание художественного текста;
г) интерпретацию исторических фактов.
Тест по теме «Познание окружающего мира»
1. Человек в процессе социокультурной эволюции приобрел способность к …
а) созданию форм общения; б) чувственному восприятию;
в) природной адаптации; г) обучению потомства.
а) индивид; б) индивидуальность; в) личность.
3. Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется…
а) представлением; б) уподоблением; в) отвлечением.
4. Философы-рационалисты считали, что человек овладевает знаниями благодаря…
а) чувственному опыту; б) историческому опыту; в) разуму.
5. Признаком, отличающим человека от животного, является…
а) проявлением активности;
в) приспособление к среде обитания;
г) взаимодействие с окружающим миром.
6. Верны ли суждения о жизни человека в обществе:
А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.
Б. Личность может сформироваться только в человеческом обществе.
а) верно только А; б) верно только Б;
в) оба суждения верны; г) оба суждения неверны.
7. Направление в философии, выражающее сомнение в существовании внешнего мира, называется…
а) скептицизм; б) агностицизм; в) рационализм; г) сенсуализм.
8. Все то, что создано человеком, в своей совокупности называется…
а) наукой; б) культурой; в) искусством; г) экономикой.
9. Современным представлениям о познании мира соответствует (ют) следующее суждение (следующие суждения):
а) познание не зависит о т нашего способа постановки вопроса;
б) результат познания не отражает особенностей субъекта;
в) существует единственно правильный метод познания;
г) допускается существование различных теорий, объясняющих одно и то же явление.
10. Рациональное познание в отличие от чувственного…
а) нацелено на достижение истины;
б) формирует знания и представления о предмете;
в) выделяет существенные признаки предмета;
г) создает зрительный образ предмета.
11. Процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется…
а) познание; б) знание; в) истина; г) воображение.
12. Какой признак не свойственен самопознанию?
а) отражение объективной реальности;
б) выявление сущности своего «я»;
в) выявление своих способностей;
г) отражение индивидуальных ценностей.
14. Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить…
а) мифологическое познание;
б) философское познание;
в) обыденно-практическое познание.
15. Объект познания – это…
а) совокупность методов и средств, которые способствуют познанию;
б) познающий человек;
в) то, на что направлено познание.
16. Выберите правильный ответ.
А. Ощущение, восприятие и понятие – это формы чувственного познания.
Б. Представление, суждение, умозаключение – это формы рационального познания.
а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б;
в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.
17. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании, в совокупности всех своих сторон и связей, называется…
а) ощущение; б) восприятие; в) мировоззрение; г) представление.
18. Умозаключение – это…
а) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается;
б) форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;
в) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;
г) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.
19. Правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком называется…
а) познанием; б) истиной; в) опытом; г) представлением.
20. Закончите фразу: «Главным критерием истины является…»
21. К особенностям научного познания относится…
а) стремление к объективности и доказательности;
б) непрерывность познавательного процесса;
в) направленность познания на сферу практической деятельности людей;
г) опора на здравый смысл.
22. Уровень научного познания, на котором преобладает чувственное познание, созерцание и эксперимент, логико-математические методы, называется…
а) теоретический; б) чувственный; в) эмпирический.
23. Выберите правильный ответ.
А. Интуиция является одной из форм чувственного познания.
Б. Интуиция является одной из форм рационального познания.
а) правильный ответ А; б) правилен ответ Б;
в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.
24. Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но предстоит познать, называется…
а) проблема; б) теория; в) гипотеза; г) диспозиция.
25. Метод познания, представляющий собой совокупность логических выводов от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным, называется…
а) метод индукции; б) метод дедукции; в) анализ; г) синтез.
26. Ненаучное познание предполагает…
а) понимание художественного текста;
б) интерпретацию исторических фактов;
в) использование опыта повседневной жизни;
г) экспериментальную апробацию гипотезы.
Тест по теме «Познание окружающего мира»
1. Только человеку как продукту биологической эволюции присуща способность:
а) к присваивающей деятельности; б) устойчивому прямохождению;
в) созданию форм общения; г) воспроизводству общества.
2. «Субъект с присущими ему индивидуальными чертами и качествами как продукт определенной социально-экономической формации». Это определение относится к понятию…
а) человек; б) гражданин; в) личность.
3. Мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках, называется…
а) мышлением; б) понятием; в) суждением.
4. Кто более не способен к познанию?
а) здоровый человек, не желающий учиться и не любящий читать;
б) человек слепоглухонемой от рождения;
в) человек, изолированный от общества в младенческом возрасте.
5. И чувственное, и рациональное познание…
а) формирует знания о предмете;
б) использует логические умозаключения;
в) начинается с ощущения;
г) дает наглядный образ предмета.
6. Результаты производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества в совокупности можно назвать…
а) культурой; б) экономикой; в) мировоззрением; г) историей.
7. В познавательной деятельности в отличие от трудовой…
а) средства должны соответствовать целям;
б) субъектом выступает отдельная личность;
в) цель состоит в получении достоверного знания;
г) результатом является создание нового продукта.
а) форма рационального познания;
б) психическое свойство, присущее только человеку;
в) форма чувственного познания;
г) способ объяснения мира.
9. Рациональное познание в отличие от чувственного…
а) дает истинные знания о предмете;
б) использует логические умозаключения;
в) расширяет представления о мире;
г) опирается на ощущения.
10. В процессе чувственного познания происходит…
а) непосредственное восприятие предмета;
б) систематизация информации;
в) классификация полученных данных;
г) формирование понятий.
11. Определение «осуществляющийся в ходе практики процесс обобщенного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие ее закономерных свойств и связей» относится к понятию…
а) познание; б) мировоззрение; в) мышление; г) представление.
а) мистическое переживание истины;
б) то, что не может быть переведено на язык разума;
в) непосредственное созерцание сущности, бездоказательное постижение истины;
г) познание через божественное озарение.
13. Определите вид познания, имеющий следующие особенности:
— стремление к объективности;
— особое значение эксперимента;
— преобладание логико-математических методов исследования.
14. Назовите немецкого философа, которому принадлежат вопросы:
— на что я могу надеяться?
— что я должен делать?
15. Закон в природе и обществе – это…
а) преобладающие или постоянные факты, отличающие определенные состояния;
б) устойчивая последовательность событий;
в) существенная связь между событиями;
г) некий порядок в мире и нашем разуме.
16. Направление в философии, отрицающее познаваемость мира, называется…
а) скептицизм; б) агностицизм; в) рационализм; г) сенсуализм.
17. Направление в философии, выражающее сомнение в существовании внешнего мира, называется…
а) сенсуализм; б) рационализм; в) агностицизм; г) скептицизм.
18. Выберите правильный ответ.
А. Абсолютная истина – это несомненное, неопровержимое, раз и навсегда установленное знание.
Б. Любое знание, если оно является истинным, представляет собой абсолютную истину.
а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б;
в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.
19. Какие уровни познания имеет научное познание?
а) эмпирический и теоретический;
б) чувственный и рациональный;
в) абсолютный и относительный.
20. Научное познание базируется на…
а) ответственности; б) объективности;
в) убежденности; г) потребности.
21. Гуманитарное познание предполагает…
а) понимание основ медицины;
б) использование опыта повседневной жизни;
в) интерпретацию исторических фактов;
г) экспериментальную апробацию гипотезы.
22. Метод познания, при котором изучаемые явления рассматриваются в динамике, в единстве и борьбе противоположностей, во всем многообразии их форм, называется…
а) диалектический метод; б) сравнительный метод;
в) метафизический метод; г) дедуктивный метод.
23. Совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем называется…
а) наблюдение; б) системный подход;
в) сравнительный метод; г) метод эмпирического описания.
24. Твердая уверенность человека в правоте и истинности разделяемых им взглядов – это…
а) мировоззрение; б) убеждение; в) сознание.
25. С точки зрения истинности или ложности возможно оценить…
а) эстетическое восприятие мира; б) паранаучные исследования;
в) социальный факт; г) итоги мысленного эксперимента.
Ключ к тестам по теме «Познание»
Тест 1. 1в, 2б, 3б, 4в, 5в, 6в, 7б, 8г, 9б, 10б, 11б, 12г, 13в, 14б, 15г, 16г, 17а, 18в, 19 истина, 20б, 21а, 22г, 23а, 24а, 25б.
Тест 2. 1а, 2в, 3а, 4в, 5б, 6б, 7а, 8б, 9г, 10в, 11а, 12а, 13а, 14в, 15в, 16б, 17в, 18б, 19 практика, 20а, 21в, 22в, 23а, 24б, 25в.
Тест 3. 1б, 2в, 3б, 4в, 5а, 6а, 7в, 8в, 9б, 10а, 11в, 12в, 13 рациональное, 14 И.Кант, 15а, 16б, 17г, 18а, 19а, 20б, 21в, 22а, 23б, 24б, 25г.