как называется классный час проведенный в форме мероприятия посвященного какому либо торжественному
Статья на тему «Типология классных часов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Типология классных часов
Каждый классный час проводится с какими-либо целями и в зависимости от того, какие это цели, классным руководителем подбирается также и тип проводимого классного часа. Выделяют четыре типа классного часа:
Нравственный классный час.
Интеллектуально-познавательный классный час.
Тематический классный час.
Информационный классный час.
Рассмотрим подробнее каждый из них.
Нравственный классный час лучше всего подходит для проведения в начальной школе, так как помогает сформировать у младших школьников те ценности, которые станут основополагающими в дальнейшей их жизни. Однако, если говорить о 5-11х классах, то такой классный час также может возыметь эффект на учащихся, так как в это время у школьников происходит постоянный процесс переосмысления ценностей, а также классному руководителю необходимо подготовить своих учеников к будущей взрослой жизни. Нравственный классный час преследует следующие цели:
выработать в учащихся свои собственные нравственные оценки, суждения и взгляды;
развитие у учащихся критического отношения к своим собственным поступкам, поступкам людей вокруг, а также к опыту своему и чужому;
развитие нравственных личных качеств, таких, как уважение к людям, в особенности к старшим, умение слушать, уважение чужой точки зрения, желание помогать людям и доброта к ним.
Во время интеллектуально-познавательного классного часа учащимся рассказывают о тех вещах, которые можно описать как необходимые, интересные и полезные. Интеллектуальному развитию учеников следует уделять особое внимание, научить их самостоятельно получать и оценивать различные знания. Из целей такого классного часа можно выделить следующие:
развитие у учащихся умения и стремления думать, размышлять;
развитие логического мышления у учеников,
развитие их творческих способностей;
выработка у учеников стремления к самосовершенствованию, совершенствованию мира.
Тематический классный час, исходя из названия, посвящен какой-либо определенной теме. Такой подход к проведению встречи помогает учащимся лучше сконцентрироваться на обсуждаемых вопросах, направить их внимание на конкретную проблему. Желательно, чтобы темы, по которым будут проводиться такие классные часы в течение учебного года, были интересны и самим ученикам. Достоинство тематического классного часа заключается в том, что на нем может быть постепенно представлено огромное количество тем по самым разным направлениям: нравственному, эстетическому, политическому, патриотическому, общешкольному и т.д. Как и остальные типы классных часов, тематический классный час достигает такие цели, как:
создание условий, в которых обучающиеся могут раскрыть свой индивидуальный потенциал в полной мере;
подача знаний об окружающем мире и его проблемах, проблемах общества и современного мира;
выработка у учащихся умения принимать участие в обсуждении важных для современного человека вопросов;
создание здоровой атмосферы в классном коллективе, где учащиеся могут проявить себя и свои способности.
Последний тип классного часа – информационный, подразумевает разговор о событиях, происходящих в мире в данный момент. То есть, классным руководителем и учениками обсуждаются новости политики, экономики, культуры и спорта – тех тем, которые фигурируют в СМИ, новостях и т.д. Информационный классный час подразумевает распределение тем, которые будут вынесены на обсуждение, между учениками. Информация должна быть актуальной, достоверной, объективной и быть получена из периодической печати, энциклопедий, словарей, телевизионных программ или Интернета. Такой тип классного часа подразумевает обмен учениками и классным руководителем информацией, мнениями о ней, формулирование выводов по обсуждаемым фактам. Цели информационного классного часа:
получение обучающимися актуальной информации о событиях, происходящих в мире;
отработать умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения;
сформировать у обучающихся навык поиска достоверной и правдивой информации;
выработать у обучающихся умение анализировать информацию, делать о ней выводы и формулировать своё мнение.
Помимо типов проведения классного часа существует также множество форм его проведения. Они бывают следующими:
1. Беседа. Л.И. Маленкова в своём учебном пособии «Теория и методика воспитания» дает наиболее полное определение беседы как воспитательного процесса. По её мнению, беседа – это форма работы, которая позволяет школьному педагогу найти время для общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным». Беседа выполняет ориентирующую функцию, направляющую, просветительскую и формирующую. Ориентирующая функция направлена на то, чтобы помогать учащимся ориентироваться в повседневной жизни, формировать общечеловеческие ценности. Просветительская функция призвана сформировать необходимые для этого знания. Направляющая способствует применению учениками своего жизненного опыта в позитивном русле, а формирующая – сформировать навыки, которые могут для этого понадобиться.
2. Дискуссия или диспут. Дискуссия позволяет вовлечь учеников в обсуждение какой-либо проблемы, выработать у них навык анализа фактов, явлений, умение аргументировать и отстаивать свою позицию. Направленность любой дискуссии – ценностно-ориентирующая, так как предполагается, что в ходе дискуссии учащиеся не только учатся выражать свою точку зрения, но и слушать собеседника, учитывать его мнение и уважительно к нему относиться. Главная цель дискуссии – поиск истины или решения проблемы. Также дискуссия дает возможность ученикам творчески применить свои знания по какому-либо вопросу, обладает воздействием на установки учеников процессе ее проведения.
3. Сюжетно-ролевая игра. Это такая форма коллективной деятельности, которая позволяет ученикам обсудить проблему и найти пути ее решения с помощью театрализованной игры. Для проведения сюжетно-ролевой игры необходимо определить проблему и ситуацию, распределить роли между учащимися и обсудить их возможные позиции и варианты поведения. Обязательно должно произойти обсуждение ролевой игры по ее окончанию, а также недопустимо навязывание учителем своей точки зрения.
5. Социально-культурный проект подразумевает самостоятельное исследование учениками различных проблем социума и дальнейшее создание социально значимого продукта. При выборе этой формы проведения классного часа следует учитывать, что она, как и предыдущая, требует времени на подготовку: ученикам следует изучить какую-либо ситуацию в обществе, сформулировать по ней проблему, изучить ее, собрать различную информацию и подготовить материал для проекта.
Помимо обозначенных выше форм проведения классного часа, внимание учащихся могут привлечь различные игровые и развлекательные формы, такие как конкурсы, интеллектуальные игры, походы, викторины и КВНы, конференции и различные культурные мероприятия: походы в музей на экскурсии, в театр.
Говоря о типах и формах классного часа, нельзя не сказать о разнообразии тематик его проведения. Проведение классного часа требует определенной подготовки учителем. Прежде всего, учителю необходимо определить тему, которую ему предстоит обсудить с учениками во время классного часа. Наиболее подходящие для конкретного класса темы классного часа педагог сможет подобрать после того, как изучит класс, познакомится с ним. Также для проведения классного часа следует найти цель, которую будет преследовать обсуждение той или иной темы, поставить задачи, подобрать материал для проведения и, если необходимо, различное оборудование. При необходимости ученикам дается задание, выполнение которого требуется для обсуждения. Для классного часа составляется сценарий, из числа учеников набирается инициативная группа, которая называется Совет дела. К проведению классного часа можно привлечь других педагогов, родителей, старшеклассников (при проведении классного часа в средней школе).
Классные часы могут посвящаться следующим блокам тем: морально-этическим и эстетическим проблемам, вопросам науки и государства, физиологии и гигиены, психологическим и школьным проблемам, проблемам экологии.
Независимо от выбора темы важно выстроить проведение классного часа так, чтобы от обсуждения предметной информации перейти к её оценке, а от оценки – к содержательному её объяснению. Классному руководителю необходимо вовремя обращать внимание учеников на отдельные аспекты в обсуждении, акцентировать внимание на наиболее важных моментах разговора. Периодическая мена деятельности во время классного часа также является необходимой для того, чтобы поддерживать интерес к теме обучающихся. Один из важнейших моментов при проведении классного часа заключается в том, что преподаватель не должен вести разговор с учениками в назидательном тоне, он должен поддержать ученическую инициативу в высказывании своей точки зрения.
Формы проведения классного часа
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формы проведения классного часа
Дискуссионные формы проведения классного часа
Во-первых, ученики вовлекаются в непринужденный, живой разговор, и это помогает избежать формализма в знаниях.
Во-вторых, школьники учатся высказывать свое мнение и обосновывать его.
В-третьих, приучаются к диалогу, т. е. вникают в доводы оппонента, обнаруживают в доводах слабые места, задают вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, ищут и спокойно приводят контрдоводы.
В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту нужно готовиться.
В-пятых, уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.
Диспут нуждается в грамотной методике проведения и хорошей подготовке:
выбранная проблема должна быть обычной и повторяющейся;
проблема не должна касаться одного человека или небольшой группы;
выбранная проблема должна допускать различные способы решения;
проблема должна соответствовать потребностям и интересам учащихся.
Основные цели проведения дискуссии:
выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что способствует не только углублению знаний, но и формированию мировоззрения школьников;
воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т. д.
Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.
Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. Методика ее проведения включает три этапа.
Задачи первого этапа:
Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана учителем, подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного опроса (анкетирования) учащихся. Для обсуждения следует выбирать вопрос, который был бы интересен учащимся, затрагивал и волновал их.
Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.
Создать инициативную группу по подготовке дискуссии.
Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т. д.).
При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора видели друг друга.
Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель.
В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, в которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать.
Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности.
Умело сопоставить различные точки зрения, обобщить их для того, чтобы позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее.
Направлять дискуссию в русло намеченной цели.
Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям.
Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переадресовать слушателям.
Не спешить навязывать готовое решение.
Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора.
Ведущий не должен вмешиваться в обсуждение без особой необходимости, оказывать психологическое давление на участников спора с помощью своего авторитета, резких оценочных суждений, замечаний в адрес присутствующих. Не вызывает симпатии ведущий, который прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит также открыто поддерживать одну из спорящих сторон. Свое отношение к различным точкам зрения лучше высказать при подведении итогов дискуссии.
На третьем этапе подводятся итоги дискуссии.
Этапы подготовки конференции:
Оповещение о сроках проведения.
Программа (план) конференции.
Список литературы, вопросов, выносимых на обсуждение.
Подготовка к конференции (работа с литературой).
Проведение индивидуальных и групповых консультаций для каждого участника конференции.
Подведение итогов. Обсуждение.
Тематика лекций составляется обычно на весь планируемый период работы лектория, а время их проведения ориентировочно определяется на 3-6 мес. вперед. С темой лекции организаторы лектория знакомят каждого выступающего за 1-2 мес. до выступления, чтобы они имели достаточное время для подготовки. К каждой лекции подбираются соответствующие наглядные пособия, с которыми предварительно знакомится сам лектор.
Мероприятия состязательного характера
сформировать адекватную самооценку;
развить волевые качества;
воспитать эстетический вкус;
самоопределиться в мире увлечений и профессий.
Этапы подготовки конкурса:
Яркое название, которое может многократно повысить интерес к предстоящему конкурсу и вызвать желание участвовать в нем.
Формулировка конкурсных заданий.
Разработка условий и критериев конкурса, зафиксированных в положении о конкурсе.
Виды конкурсных программ зависят от их содержания:
экологические конкурсы. Они направлены на расширение познаний о природе, природопользовании, на привлечение внимания к проблемам сохранения и развития растительного и животного мира;
развлекательные конкурсы: «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Поле чудес», «Сто к одному»;
шоу-конкурсы: «Конкурс красоты», «Мисс класса», «Мисс школы», «Ученик года»;
конкурсы-викторины (тематические или театрализованные, интеллектуальные): «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы»;
конкурсы, в которых сочетаются и познавательность, и развлекательность, и творчество: «Джентльмен-шоу», «Хозяюшка».
Этапы подготовки и проведения викторины:
Подбираются литература, игровые материалы.
Учащиеся делятся на команды (не более 10 чел.), выбираются капитаны.
Викторина проводится в несколько этапов, в которых задействованы все члены команд.
Каждому ученику задается один вопрос от учеников команды-соперницы. В случае неверного ответа право ответа переходит к игроку противоположной команды.
После проведения заключительного этапа викторины определяется общая сумма баллов каждой команды с объявлением команды-победителя.
Клуб веселых и находчивых
Этапы подготовки КВН:
Формирование творческой группы (сценарист-режиссер, художник-декоратор, музыкальный руководитель, осветитель).
Выбор основной темы и подтем для отдельных конкурсов («визитная карточка», разминка, конкурс капитанов, музыкальный конкурс, домашнее задание).
Подбор ведущего с учетом специфики мероприятия.
Организация репетиционного процесса и предварительного просмотра выступлений команд, оказание методической и музыкально-оформительской помощи командам.
Реклама (СМИ, афиши, пригласительные билеты).
смотры духовых оркестров;
смотры народных театров;
смотры цирковых коллективов;
смотры вокально-инструментальных ансамблей;
смотры изобразительного искусства, любительских фильмов, художественной фотографии;
в сфере научно-технического творчества устраиваются смотры научно-технического мастерства, смотры самодеятельной техники, смотры судовых и авиационных моделей.
Презентации бывают следующих видов:
Деловая презентация разворачивается через серию коммуникационных действий, которые направлены (или должны быть направлены) на вызов реакции или получение результата, удовлетворяющих цели презентатора. Требования к презентатору возрастают в прямой зависимости от числа людей, к которым он обращается. Презентация один на один требует меньшей подготовки, чем презентация для пяти и более человек. В то же время с ростом аудитории увеличивается потенциал воздействия деловой презентации.
Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара проводила в турнире более одной игры.Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.
Творческие формы классных часов
Этапы подготовки праздника:
Формирование творческой группы (сценарист, режиссер, музыкальный руководитель).
Определение темы мероприятия (о чем?).
Определение сверхзадачи мероприятия (ради чего?).
Определение масштаба мероприятия.
Выбор формы воплощения замысла (конкурсная программа, массовое шествие, праздничный концерт, обрядовый уличный праздник и др.).
Подбор выразительных средств (музыка, костюмы, декорации).
Постановка мероприятия (распределение обязанностей среди членов группы, подготовка музыкального оформления, реквизита, костюмов, декораций, репетиционный период).
создание среды для творческого, профессионального общения детей;
выявление ярких творческих индивидуальностей среди детей;
приобщение юных зрителей к искусству музыкального театра, воспитание в них чувства прекрасного, пробуждение творческих возможностей.
музыкальные (фестиваль политической песни, бардовской песни, детской хоровой музыки);
театральные (фестиваль самодеятельного творчества, фольклорный фестиваль).
Этапы подготовки фестиваля:
Создание инициативной группы или оргкомитета по проведению.
Определение целей и задач, темы и идеи.
Разработка положения о фестивале.
Подбор будущих участников и работа с ними.
Покупка призов для награждения участников.
Оформление места проведения.
Подготовка художественных номеров, выступление творческих коллективов.
Подбор и запись музыкального сопровождения.
Завершается подготовительная работа одной-двумя генеральными репетициями. После проведения фестиваля проводится анализ и обсуждение с целью избежать в дальнейшем повторения ошибок и закрепить наиболее удавшиеся моменты.
Положение о проведении фестиваля включает в себя:
Название (тему) фестиваля.
Цель и порядок его проведения.
Сроки и условия проведения.
Количественный и качественный состав участников, репертуар или задание.
Критерии оценки результатов.
Определение видов наград победителям.
Для оценки качества представленных номеров, программ, работ создается компетентное жюри. Его заключения кладутся в основу решения оргкомитета о распределении призовых мест и награждении победителей.
Умственную деятельность учащихся активизируют выставки, построенные по аналитическому принципу: они не просто содержат сведения информационного характера, но и предоставляют учащимся возможность самим получить дополнительные знания. Могут быть использованы различные формы вопросов и ответов, кроссворды, викторины и т. д.
В эстетическом воспитании первейшее значение имеют художественные выставки, но и тематические также служат этой цели, поскольку работа по оформлению любой выставки развивает эстетическое чувство и художественный вкус детей. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности.
В отличие от тематического театрализованный концерт, помимо темы, имеет четкую сюжетную линию. Как правило, театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, основная часть программы, состоящая из эпизодов и театрализованных номеров, и финал.
Игровые формы классных часов
Ролевая игра, кроме требований, обязательных для любой игры, предполагает выполнение еще двух требований:
В ролевой игре обязательно наличие ее организатора (общепринятый термин «мастер»).
Ролевые игры служат для:
предоставления возможности полноценного общения в досуговом коллективе сверстников;
преодоления барьера информационной и психологической замкнутости и отчужденности;
формирования социально-психологической компетентности в сфере межличностного общения;
реализации активных и синтетических форм совместной досуговой и творческой деятельности;
более глубокого и творческого осознания и освоения малознакомых жизненных сфер;
развития навыков взаимной психологической помощи в различных сложных ситуациях.
Игры по степени осознания их цели участниками можно поделить на три категории:
игры, в которых не происходит осознания игроками целей игры;
игры, в которых при разборе действия игроки и организаторы определяют цели игры (рефлексивный подход);
игры, цели которых декларируются заранее (в явной или неявной форме).
Этапы подготовки ролевой игры:
определение проблемы, выбор ситуации;
распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;
проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз) с целью найти эффективное решение;
обсуждение ситуации участниками.
Очень важно, чтобы учитель не навязывал свое мнение при спорных вопросах. Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: «инсценированный суд», «пресс-конференция», инсценировка литературного произведения.
Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося и умения сотрудничать. Они объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т. п.). При проведении интеллектуальных игр с подростками хорошо использовать вопросы, затрагивающие нравственную сферу. Грамотно расставив нравственные акценты, можно задействовать прием формирования Я-концепции в игре.
Мероприятия по психологическому просвещению
Ведущий тренинга должен знать правила групп и передавать их участникам. Зачастую механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в жизни, является непродуктивным и вредным, равно как и попытки участников тренинга перенести в реальную жизнь те правила и нормы, которые были установлены в группе. Тренер должен понимать это и передавать участникам.
Правило «здесь и теперь».
Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участники приучаются сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас», показывает, как он ведет себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.
Правило искренности и открытости.
В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.
Все, что говорится в группе об участниках, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.
Методы, используемые на тренингах:
Игровые методы включают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренингах чрезвычайно продуктивно. На стадии знакомства с группой они нужны для преодоления скованности и напряженности, снятия «психологической защиты». Игры применяют для диагностики трудностей в общении и психологических проблем участников тренинга. В игре происходит обучение новым навыкам, тренируются необходимые профессиональные умения. Происходит самораскрытие участников, повышается их творческий потенциал.
Моделирование ситуаций. Часто во время тренинга необходимо понять, как участник ведет себя в рабочей ситуации, какими шаблонами поведения пользуется. Тогда предлагается разыграть наиболее привычную ситуацию.
Формы работы с учащимися вне школы
Этапы проведения экскурсий:
доэкскурсионная подготовка учителя и учеников;