как называется налог у мусульман
Как называется налог у мусульман
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Продолжая ответ на этот комментарий, процитирую следующий текст:
Какая разница между закятом и налогами? Дозволено ли облагать налогами? Обязательно ли их платить?
Выплата закята является одним из столпов Ислама, который Всевышний Аллах сделал обязательным для богатых мусульман. Он является своего рода социальной поддержкой, а также тратится на помощь и удовлетворение общих интересов, например, для военных действий на пути Аллаха.
Во многих аятах Всевышний Аллах упоминает закят наряду с молитвой, что ещё более подтверждает его важность. Обязательность закята подтверждается Кораном, Сунной и единодушным мнением учёных /иджма‘/.
Что касается налогов с людей, то их устанавливают государства, и они никак не связаны с закятом имущества, который Аллах сделал обязательным.
Налоги – это материальные обязательства, которыми государство облагает людей, чтобы использовать полученную сумму на удовлетворение общих интересов: транспорт, здравоохранение, образование и пр.
Налоги являются продуктом человеческого ума и существующих политических систем, что же касается закята, то он установлен божественным Законом. Его выплата является одним из важных видов поклонения.
Некоторые люди не отдают закята с имущества и выплачивают только налоги, которые они отдают государству. Это не дозволено. Налоги – это одно, а закят – другое.
Учёные Постоянного Комитета по выдаче фетв сказали:
«Не дозволено считать налоги, которые человек платит с имущества, закятом, который он должен выплатить. Человек, если он обязан выплатить закят, должен выплатить его на нужды, которые оговорены шариатом и о которых Всевышний Аллах сказал:
„Пожертвования предназначены для неимущих и бедных“ (Коран, 9:60)» («Фатава-ль-ляджнати-д-даима», 9/285).
В основе облагать людей налогом запрещено, и это является одним из больших грехов, из-за которого человек не войдёт в Рай. В Сунне Пророка приводится доказательство, которое указывает на то, что налог – больший грех по сравнению с прелюбодеянием. Об этом более подробно – в ответе на вопрос № 39461.
В некоторых исключительных случаях при выполнении определённых условий государство может обложить свой народ налогом. Среди этих условий следующие.
1. Налог должен быть справедливым, то есть по справедливости распределяться между людьми. Не должна быть притеснена ни одна община. Ни одна община не должна быть выделена этим налогом среди других. Налог должны платить богатые, каждый человек в соответствии со своим богатством. Не дозволено облагать налогом бедных, как не дозволено равнять в этом бедных и богатых.
2. Бейту-ль-маль или казна, как называют это сейчас, должен быть пустым. Если же государство богато ресурсами, то людей налогами облагать не дозволено. Если люди будут облагаться налогом при таких условиях, то это будет считаться одним из больших грехов.
3. Это должно делаться в исключительных экстренных случаях и не должно превращаться в систему, которая будет работать всегда.
В «Энциклопедии по фикху» сказано, что доходы бейту-ль-маль это:
«Налоги, назначенные населению ради их интересов: ради военных действий или другого. (Они) не взимаются кроме случаев, когда в казне недостаточно имущества, и имеется крайняя в них необходимость. В ином случае подобный доход не соответствует шариату» («аль-Мавсу‘ату-ль-фикхийя», 8/247).
Источники, которыми можно пополнить бейту-ль-маль мусульман, и которые соответствуют шариату, очень много. Об этом подробно говорилось в ответе на вопрос № 138115.
Если бы мусульмане использовали это, то Всевышний Аллах обогатил бы их, и им не нужны были бы налоги, кроме очень редких случаев.
4. Налог должен быть использован в общественных интересах. Ничего не должно быть потрачено на пути ослушания Аллаха, например, на певцов, актёров, спортсменов и пр.
Шейх Ибн Джибрин, да помилует его Аллах, сказал:
«Налоги, которыми облагают правительства: налог с продаж, налог с прибыли, налог на производство, налог с рабочих и прочие налоги, в этом есть место для иджтихада. Если государство собирает налоги вместо обязательного закята, например, с торговцев, то их необходимо платить. Если налогом облагаются люди наряду с закятом, то в случае, когда казна действительно нуждается в финансировании на школы, мосты, мечети, работников государства, то их дозволено платить, и скрывать налоги запрещено.
Если же государство получает от граждан другие налоги, помимо закята, и растрачивает их впустую, проявляет расточительство, тратит на греховные деяния, на пустые развлечения и запретное, не распределяет их между теми, кто имеет право получать закят, то в этом случае разрешено скрывать имущество или прибыль, и не соучаствовать в совершении запретных действий. Ведь Всевышний Аллах сказал:
„. но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве“ (Коран, 5:2)».
Шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, говоря о разнице между нововведениями и «неограниченными интересами», сказал:
«Что касается неограниченных интересов (блага, о котором нет упоминания в шариате /масляха мурсаля/ – прим. пер.), то они совершенно отличаются от так называемого благого нововведения /бид‘а хасана/.
Под неограниченными интересами понимают осуществление интереса, которого требует место или время и которое подтверждает Ислам. В этом случае имам аш-Шатыби подтверждает законность обложения налогами, но это отличается от налогов, которые установлены путаными законами во многих, если не сказать во всех мусульманских странах. Это совершается в уподобление неверующим, которые лишены пути и метода Аллаха, указанных в Книге Аллаха и Сунне Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Люди, лишённые прямого пути Корана и Сунны, были вынуждены выработать свои методы и законы, регулирующие и решающие их проблемы.
Что же касается мусульман, то Всевышний Аллах сделал для них достаточным то, что ниспослал в Книге Своей, и что разъяснил им Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому мусульманам нельзя менять шариат на (другие) законы, ведь в подобном случаи они будут относиться к тем, о ком Всевышний сказал:
„Неужели вы просите заменить лучшее тем, что хуже?“ (Коран, 2:61).
Вкратце, в Исламе нет налогов, которые имеют положение законов. Но мусульманское государство при особых обстоятельствах может установить определённые налоги. Если же причина установления этих налогов исчезнет, то будет отменён и сам налог».
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:
«Всё, что забирают у человека не по праву, является налогом. И это запрещено. Человеку не дозволено отнимать имущество брата без права, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: „Если ты продал своему брату плоды, но плоды погибли (из-за града, или сильного зноя), то тебе не дозволено брать у него (плату за них). Почему ты (желаешь) взять имущество брата не по праву?“ Мусульманин должен прислушаться и повиноваться, слушать правителя мусульман и повиноваться ему. Если тот потребовал деньги на подобные вещи, то человек должен отдать их. И если будут попраны его права, то он найдёт (воздаяние) впереди (то есть в День Суда). Если же налоги взяли у него справедливо, то у человека нет прав на это. Важно, что мы должны слушать и повиноваться правителю мусульман. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Слушай и повинуйся, даже если он станет бить тебя по спине и отнимет твоё имущество“. Подобные случаи нельзя использовать для того, что бы порочить мусульманских правителей, ругать их на разных встречах и пр. Нам следует проявлять терпение, а то, что мы не понимаем сейчас, поймём в следующей жизни» («Ликау-ль-баби-ль-мафтух», 12/65)».
Взято из сайта «Ислам: вопрос и ответ», ответ № 130 920.
И да благословит Аллах Своего Посланника, его семью и сподвижников.
Вероятно ни Карл Маркс, ни Адам Смит не могли бы понять концепцию экономической модели, основанной на канонах исламской религии в свое время. Но в 21 веке экономисты и финансисты первого ряда, а также и государственные правители с доминирующими экономиками присматриваются и внимательно изучают из множества вариантов исламскую модель в экономике и сопредельных сферах.
В то время, как исламская модель экономики для шариатских государств естественна и привычна, как четки и голос муэдзина, цивилизованный светский мир пытается примерить основы Ислама в государственной экономике к своему лекалу. И это не пропаганда исламской религии, но и не отрицание ее, как одной из ведущих мировых конфессий.
Российский федеральный научно-информационный журнал «Налоговая политика и практика» статью «Исламские налоги в системе налогообложения мусульманских стран» опубликовал в 2007 году.
Объективность в издательской политике не подвела главного редактора, профессора Паскачева А.Б. Интерес к исламской концепции в государственном секторе экономики возрос. Применение ее на практике вывело турецкую экономику в лидирующие позиции.
Российские новостные агентства сообщили: «Весной 2013 года в столице Татарстана Казани состоится пятая Международная конференция «Исламская экономика и торговля». Данное мероприятие решено провести 15-17 мая в рамках пятого Международного Саммита экономического сотрудничества России и стран ОИС – KAZANSUMMIT 2013.
Исламские налоги в системе налогообложения мусульманских стран Среди исследователей так и не сформировалось единое мнение о том, какие налоги могут быть отнесены к числу исламских. По нашему мнению, речь должна идти о налогах, которые существовали во времена Пророка Мухаммада и о которых имеется прямое или косвенное упоминание в Коране и/или Сунне. Общепринято считать исламскими налогами закят (очистительный налог); его разновидности ‘ушр (десятина) и закят аль фитр; джизию и харадж (поземельный налог), а также ганиму (военная добыча), хумс (1/5 военной добычи) и фай’ (любое имущество, получаемое мусульманами мирным путем)[1], хотя практически все они имеют доисламское происхождение. В современном мире лишь закят и его разновидности ‘ушр и закят аль-фитр сохранили свое значение в качестве обязательных регулярных платежей. При этом они зачастую выполняют функции, которые не были свойственны им при Пророке (мир ему). Например, закят аль-фитр не считался в халифате таким же значимым налогом, как закят, тем не менее в ряде стран (Малайзия, Йемен) он давно выполняет функции одного из основных налогов. В среде шиитов функции главнейшего мусульманского налога выполняет хумс, зачастую дублируя и подменяя собой закят. Сунниты же не признают хумс в качестве основного мусульманского налога. Харадж, как средневековый поземельный налог нигде в современном мире не взимается, но в ряде местностей это название сохранилось за некоторыми местными налогами. В Средние века ‘ушр имел, по меньшей мере, три значения. Прежде всего под ‘ушром понимался налог с продуктов земледелия, полученных с земель, не подлежавших обложению хараджем. В этом смысле ‘ушр выступал как разновидность закята. Однако на практике лишь единицы получали право платить ‘ушр вместо хараджа. Таким образом, мусульманин — владелец так называемой хараджной земли должен был платить не только поземельный налог, но и ‘ушр. Кроме того, с ‘ушровых земель, орошаемых искусственно, взималась 1/20 часть урожая. Подобно закяту, ‘ушр в наши дни не может подменить собой все сельскохозяйственные налоги.
|