как называется особая форма выражения чеховской мысли
Как называется особая форма выражения чеховской мысли
Реплики героев А.С. Грибоедова разошлись на цитаты («Ну, постоянный вкус! в мужьях всего дороже!»; «Брат, женишься, тогда меня вспомянь! / От скуки будешь ты свистеть одно и то же»). Укажите термин, которым называют меткие образные выражения.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.
Чацкий, Наталья Дмитриевна, Платон Михайлович.
Вот мой Платон Михайлыч.
Друг старый, мы давно знакомы, вот судьба!
Здорово, Чацкий, брат!
Платон любезный, славно.
Похвальный лист тебе: ведёшь себя исправно.
Московский житель и женат.
Забыт шум лагерный, товарищи и братья?
Нет, есть-таки занятья:
На флейте я твержу дуэт
Что твердил назад тому пять лет?
Ну, постоянный вкус! в мужьях всего дороже!
Брат, женишься, тогда меня вспомянь!
От скуки будешь ты свистеть одно и то же.
От скуки! как? уж ей ты платишь дань?
Платон Михайлыч мой к занятьям склонен разным,
К манежу. Иногда скучает по утрам.
А кто, любезный друг, велит тебе быть праздным?
В полк, эскадрон дадут. Ты обер или штаб?
Платон Михайлыч мой здоровьем очень слаб.
Здоровьем слаб! Давно ли?
Все рюматизм и головные боли.
Движенья более. В деревню, в тёплый край.
Платон Михайлыч город любит,
Москву; за что в глуши он дни свои погубит!
Москву и город. Ты чудак! А помнишь прежнее?
Да, брат, теперь не так.
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Назовите литературный род, к которому относится произведение А. С. Грибоедова.
Драма (от греч. drama — действие) — один из трех родов литературы. Основу драмы составляет действие, разворачивающееся в настоящем времени (на глазах зрителя!), показанного через конфликты и в форме диалога. Комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова — драматическое произведение, в основе которого конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», представленный в лицах в настоящем времени. Драматическое произведение оказывает особо сильное впечатление, если ставится на сцене.
правильный ответ КОМЕДИЯ, а не ДРАМА
На бал в доме Фамусова собирается множество гостей. Установите соответствие между персонажами и цитатами, характеризующими их истинное отношение к балу. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Б) Платон Михайлович
В) Наталья Дмитриевна
1) «Бал вещь хорошая, неволя-то горька. »
2)«Признайся, весело у Фамусовых было».
3) «Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие-то уроды с того света, И не с кем говорить, и не с кем танцевать».
4) «Да, мочи нет: мильон терзаний Груди от дружеских тисков, Ногам от шарканья, ушам от восклицаний, А пуще голове от всяких пустяков».
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
В ответе перечислите в соответствующем порядке номера верных вариантов в без пробелов и запятых.
Чацкому принадлежат слова: «Да, мочи нет: мильон терзаний Груди от дружеских тисков, Ногам от шарканья, ушам от восклицаний, А пуще голове от всяких пустяков», Наталье Дмитриевне — «Признайся, весело у Фамусовых было», Платону Михайловичу — «Бал вещь хорошая, неволя-то горька. »
Слова «Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие-то уроды с того света, И не с кем говорить, и не с кем танцевать» принадлежат Графине-внучке.
Вариант ответа, который должен стоять под буквой «В», «Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие-то уроды с того света, И не с кем говорить, и не с кем танцевать», находится под цифрой 3, а не 2.
Чацкий в разговоре с Платоном Михайловичем вспоминает холостяцкую жизнь, чем вызывает неудовольствие жены Горича. Как в литературоведении называется столкновение характеров и обстоятельств, лежащее в основе развития действия?
В основе сюжета произведения лежит конфликт — непримиримое противоречие, столкновение характеров и обстоятельств, которое собственно и создает действие.
Фамилия Платона Михайловича является средством его характеристики. Как называют в литературоведении такую фамилию (ответ запишите в именительном падеже)?
Говорящие фамилии — одна из традиций классицизма. В такой фамилии автор дает определенную характеристику героя. Фамилия Платона Михайловича — Горич.
Почему советы Чацкого пришлись не по душе Наталье Дмитриевне и её мужу?
В сцене свидания со старым приятелем Платоном Михайловичем Чацкому невдомек, что встреча с ним опасна для самолюбия Горича, ведь «друг старый» так изменился: ведет праздный образ жизни, ничем полезным не занимается, обрюзг и сделался придатком своей жены:
Брат, женишься, тогда меня вспомянь!
От скуки будешь ты свистеть одно и то же.
Вид Чацкого напомнил Платону Михайловичу, что он был совсем не тот, а изменить себя и жизнь он не в состоянии, да и желания у него нет что-либо менять. Естественна и неприязнь Натальи Дмитриевны к Чацкому: она опасается за свой привычный, всех устраивающий уклад жизни, Чацкий воспринимается ею как раздражитель спокойствия. Вот почему супруги Горичи с готовностью поддерживают идею о сумасшествии Чацкого.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Произведение, написанное для сцены, относится к литературному роду________. Одним из основных средств характеристики героев в произведениях этого рода является ______.
Произведение, написанное для сцены, относится к литературному роду драмы|драматическому. Одним из основных средств характеристики героев в произведениях этого рода является речь|речевая характеристика.
Ответ: драмыречь ИЛИ драмыречевая ИЛИ драматическомуречь ИЛИ драматическомуречевая.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Как в приведенной сцене подтверждается мысль об одиночестве Чацкого?
5.2. М. А. Дмитриев писал: «Грибоедов хотел представить умного и образованного человека, который не нравится обществу людей необразованных». Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.
5.1. Читатель может вначале чтения приведённой сцены порадоваться, что, возможно, Чацкий наконец-то встретил приятеля или друга. Его с Платоном Михайловичем, судя по репликам, связывают общие воспоминания. Чацкому невдомек, что встреча с ним опасна для самолюбия Горича, ведь «друг старый» так изменился: ведет праздный образ жизни, ничем полезным не занимается, обрюзг и сделался подкаблучником:
Брат, женишься, тогда меня вспомянь!
От скуки будешь ты свистеть одно и то же.
Платон Михайлович уже совсем не тот давний приятель, какого знавал Чацкий, он не может изменить себя и жизнь, да и желания у него нет что-либо менять. И Платоном Михайловичем, и его супругой Чацкий воспринимается как раздражитель спокойствия. Вот почему Чацкий вновь оказывается одинок, не находит поддержки и понимания.
5.2. В приведённом фрагменте комедии «Горе от ума» Чацкий вновь предстает перед нами как возмутитель спокойствия. И Горич, и уже тем более Наталья Дмитриевна не рады встрече с ним. Чацкому невдомек, что встреча с ним опасна для самолюбия Горича, ведь «друг старый» так изменился: ведет праздный образ жизни, ничем полезным не занимается, обрюзг и сделался придатком своей жены:
Брат, женишься, тогда меня вспомянь!
От скуки будешь ты свистеть одно и то же.
Вид Чацкого напомнил Платону Михайловичу, что он был совсем не тот, а изменить себя и жизнь он не в состоянии, да и желания у него нет что-либо менять. Естественна и неприязнь Натальи Дмитриевны к Чацкому — она опасается за свой привычный, всех устраивающий уклад жизни, Поэтому трудно не согласиться со словами М. А. Дмитриева.
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАнтонина Гандурина
Похожие презентации
Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Рассказы А. П. Чехова В ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Рассказы А. П. Чехова В ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru
2 В 1 Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («тонкий», «резкий», «тяжелый», «раздражительный», «неприятный»). Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («тонкий», «резкий», «тяжелый», «раздражительный», «неприятный»). Эпитет
3 В 2 Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками… кажется, что едет не человек, а языческий бог». Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками… кажется, что едет не человек, а языческий бог». Портрет
4 В 3 Из абзаца, начинающегося со слов «У него много хлопот…», выпишите словосочетание, которое является прямой авторской оценкой поступков героя. Из абзаца, начинающегося со слов «У него много хлопот…», выпишите словосочетание, которое является прямой авторской оценкой поступков героя. Жадность одолела В 4
5 У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. «Куда это Ионыч едет?» или: «Не пригласить ли на консилиум Ионыча?» У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. «Куда это Ионыч едет?» или: «Не пригласить ли на консилиум Ионыча?»
6 В 4 Каким литературоведческим термином обозначается неявный, скрытый смысл художественного текста, содержащийся в произведении наряду с внешним, открытым значением текста? Каким литературоведческим термином обозначается неявный, скрытый смысл художественного текста, содержащийся в произведении наряду с внешним, открытым значением текста? Подтекст
7 В 5 Как называется значимая подробность, которую автор наделил особой смысловой нагрузкой, являющаяся одним из средств создания образа персонажа («горло заплыло жиром»). Как называется значимая подробность, которую автор наделил особой смысловой нагрузкой, являющаяся одним из средств создания образа персонажа («горло заплыло жиром»). Деталь
8 В 6 Укажите литературный род к которому принадлежит произведение А. П. Чехова «Ионыч». Укажите литературный род к которому принадлежит произведение А. П. Чехова «Ионыч». Эпос
9 В 7 Определите жанр произведения «Ионыч». Определите жанр произведения «Ионыч». Рассказ
10 В 8 Как называется особая форма выражения чеховской мысли, когда слово или высказывание приобретает в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу (обычно является выражением скрытой насмешки)? Как называется особая форма выражения чеховской мысли, когда слово или высказывание приобретает в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу (обычно является выражением скрытой насмешки)? Ирония
11 С 1. Почему изменился характер главного героя и кто, по- вашему, несет ответственность за его судьбу? Почему изменился характер главного героя и кто, по- вашему, несет ответственность за его судьбу?
12 С 1. Каковы причины духовного оскудения Старцева? (По рассказу Чехова «Ионыч») Каковы причины духовного оскудения Старцева? (По рассказу Чехова «Ионыч»)
13 С 2. Что сближает с рассказом «Ионыч» другие произведения отечественной классики, в которых звучит тема «несостоявшейся любви»? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.) Что сближает с рассказом «Ионыч» другие произведения отечественной классики, в которых звучит тема «несостоявшейся любви»? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)
14 С 2. В произведениях каких русских писателей изображено нравственного падения человека и в чем сходство жизненных путей этих героев с судьбой Дмитрия Старцева? (По рассказу Чехова «Ионыч) В произведениях каких русских писателей изображено нравственного падения человека и в чем сходство жизненных путей этих героев с судьбой Дмитрия Старцева? (По рассказу Чехова «Ионыч)
15 С 1. О чем предупреждает А. П. Чехов в своем рассказе «Ионыч»? О чем предупреждает А. П. Чехов в своем рассказе «Ионыч»?
16 С 2. Судьбы каких героев напоминают судьбу чеховского Ионыча? Судьбы каких героев напоминают судьбу чеховского Ионыча?
17 С 5.3 Можно ли согласиться с литературоведами, называющими произведение А. А. Чехова «Ионыч» романом? Можно ли согласиться с литературоведами, называющими произведение А. А. Чехова «Ионыч» романом?
18 С 5.3 Какое отражение тема «маленького человека» нашла в творчестве А. П.Чехова? Какое отражение тема «маленького человека» нашла в творчестве А. П.Чехова?
Антон Чехов. Стилистика речи
В писательском почерке Чехова много общего с его великими предшественниками и в то же время он отличался творческой оригинальностью. Чехов пишет сжато и просто, как Пушкин, поэтично и нежно, как Тургенев, строго и правдиво, как Лев Толстой, и все-таки пишет, как Чехов.
Талант писателя, приобретает большую силу, если он сочетается и со знанием жизни, с умом, образованностью, общей и эстетической культурой. Без знания жизни не может быть мастерства, творческой оригинальности, потому что, где «нет знания, там нет и смелости». Только художник, обладающий большим умом, может возбудить мысль читателя.
Далеко не все еще расшифровано в творческом почерке Чехова, не все особенности его писательской «палитры» вскрыты, отдельные тайны и загадки его творчества остаются пока неразгаданными. Где он черпал свои образы? Где находил свои наблюдения и сравнения? Где он выковывал свой великолепный, единственный в русской литературе язык? Он никому не поверял и не обнаруживал своих творческих путей. Благодаря опубликованным письмам Чехова мы имеем теперь представление о внешних условиях и приемах его творческого труда. Вот краткий свод высказываний Чехова по этому вопросу:
Своему брату Александру Павловичу Чехов говорил: «Все те рассказы, которые ты прислал мне для передачи Лейкину, сильно пахнут ленью. Ты их в один день написал? Сюжеты невозможные. Лень не рассуждающая, работающая залпом, зря. Уважай ты себя, ради Христа, не давай рукам воли, когда мозг ленив! Пиши не больше двух рассказов в неделю, сокращай их, обрабатывай, дабы труд был трудом. Так помни же: копти над рассказами. Сужу по своему опыту».
Довольно часто в переписке с современниками Чехов останавливался на трудностях литературно-творческого характера, встречавшихся при создании художественных произведений: «От непривычки писать длинно, из постоянного, привычного страха не написать лишнее, я впадаю в крайность. Все страницы выходят у меня компактными, как бы прессованными; впечатления теснятся, громоздятся, выдавливают друг друга».
Особенно большие трудности испытывал Чехов при создании сложной по философскому содержанию повести «Скучная история»: «Ничего подобного отродясь я не писал, мотивы совершенно для меня новые, и я боюсь, как бы не подкузьмила меня моя неопытность».
«Написал я повесть 4 1/2 листа; закатил я себе нарочно непосильную задачу, возился с нею дни и ночи, пролил много пота, чуть не поглупел от напряжения». «Чтобы писать записки старого человека, надо быть старым, но виноват ли я, что я еще молод?».
Чехов порой жаловался, что ему как драматургу трудно придумывать конец для пьесы: «Кто изобретет новые концы для пьесы, тот откроет новую эру. Не даются подлые концы! Герой или женись, или застрелись, другого выхода нет».
Начиная с середины 80-х годов, Чехов уделял большое внимание волновавшему его вопросу о роли мировоззрения. Мировоззрение самого Чехова было сложным и противоречивым единством, и оно определяло содержание и направление всех компонентов творческого процесса писателя (наблюдение, отбор фактов жизни, их осмысление и типизация, работа подсознательной сферы по заданию разума и прочее). Чехов сознавал, что только при наличии передового мировоззрения писатель может раскрывать всю глубину содержания жизненных фактов.
Особенности мировоззрения Чехова надо искать в его поэтическом сознании, в эстетическом осмыслении действительности: нет «голых» идей, логических умозаключений, а имеются художественные идеи, органически связанные с конкретной плотью образов. Особенно большую ценность имеет для нас одно важное признание Чехова: «Я умею писать только по воспоминаниям, и никогда не писал непосредственно с натуры. Мне нужно, чтобы память моя процедила сюжет и чтобы на ней, как на фильтре, осталось только то, что важно или типично».
Чехов сам подчеркивает роль наблюдательности в творческой лаборатории писателя: «Вижу вот облако, похожее на рояль. Думаю: надо будет упомянуть где-нибудь в рассказе, что плыло облако, похожее на рояль. Пахнет гелиотропом. Скорее мотаю на ус: приторный запах, вдовий цвет, упомянуть при описании летнего вечера. Ловлю себя и вас на каждой фразе, на каждом слове и спешу скорее запереть все эти фразы и слова в свою литературную кладовую: авось, пригодится!».
Чехов придавал большое значение детали, найденной в процессе наблюдения писателя над жизнью. Но он понимал, что не всякую жизненную деталь можно вводить в произведение, а только такую, которая находится в гармонии с идейной направленностью произведения. Чехов продемонстрировал в своем творчестве изумительное искусство детали. Вместе с тем он предостерегал писателей от увлечения подробностями, даже очень интересными, так как они утомляют внимание читателей. И в данном случае писателю надо соблюдать чувство меры и чувство целого, уметь отбирать самое необходимое. «Надо, чтобы каждая фраза, прежде чем лечь на бумагу, пролежала в мозгу дня два и обмаслилась», то есть отстоялась в творческом сознании.
Факты действительности, жизненные впечатления обогащались творческим воображением Чехова, наполняясь ассоциативным содержанием и превращаясь в типические образы и типические детали, раскрывающие существенные стороны быта, психологии человека, человеческих отношений в их неповторимой, индивидуальной характерности.
А. К. Толстой высказал как-то замечательную мысль: «Писать могут и подмастерья, а вычеркивают только мастера». Чехов, мастер лаконичного письма, эту же мысль выразил в афоризме: «Искусство писать состоит собственно не в искусстве писать, а в искусстве вычеркивать плохо написанное».
Читая произведения и рукописи современных беллетристов, Чехов часто дает советы сокращать написанное по правилу: «чтобы слов было меньше, чем мыслей и картин». «Чем теснее, тем компактнее, тем выразительнее и ярче». В одном письме Чехов очень удачно охарактеризовал свой лаконичный писательский почерк: «Умею говорить коротко о длинных предметах».
Емкими у Чехова являются не только отдельные слова и фразы, но и многие художественные образы, насыщенные богатым ассоциативным содержанием. Он умел наполнять образ и язык ассоциативным содержанием: «За каждым его словом тянулась целая гамма разносторонних настроений и мыслей, о которых он умалчивал, но которые сами собой рождались в голове». Ассоциации подчас уводят далеко от прямого смысла образов и вместе с тем являются органической принадлежностью образов; без понимания этих ассоциаций нельзя раскрыть сложность и глубину образов, их емкость, мысль писателя.
Чехов был убежденным сторонником объективной манеры творчества. Он считал, что писатель должен быть так же объективен, как химик, должен отрешиться от житейской субъективности и садиться писать только тогда, когда чувствует себя холодным, как лед. «Если я подбавлю субъективности, образы расплывутся и рассказ не будет так компактен, как надлежит быть всем коротеньким рассказам. Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам».
Чехов советовал своим друзьям писателям: «любите своих героев, но никогда не говорите об этом вслух!». «Над рассказами можно и плакать, и стенать, можно страдать заодно со своими героями, но нужно это делать так, чтобы читатель не заметил. Чем объективнее, тем сильнее выходит впечатление».
В 1887 году Чехов написал первую «литературную», серьезную пьесу «Иванов», в которой показал живых людей 80-х годов, сложность и противоречивость жизни, человеческих характеров и человеческих отношений. Автор считал, что он создал тип, имеющий литературное значение. Действительно, образ Иванова связан с традиционным в русской литературе «лишним человеком». В этот традиционный образ Чехов вложил новое содержание, в котором ощущаются и аромат эпохи, и авторское отношение к подобным людям.
Объективно Чехов отразил в трагической судьбе Иванова кризис интеллигенции после разгрома народовольческого движения, когда значительная часть русской интеллигенции отошла от революционной борьбы и переживала процесс мещанского перерождения. Иванов переживает сложный душевный кризис, начинает понимать бесцельность своего существования и неспособность изменить жизнь. Образ Иванова раскрыт в манере, свойственной Чехову: мягкое и вместе с тем лишенное снисходительности осуждение человека, хорошего по натуре, но не способного к активному вмешательству в жизнь. Чехов обвиняет и растерявшегося перед жизнью интеллигента, и грубую буржуазно-мещанскую действительность.
Молодой драматург сумел показать «пестроту» и сложность жизни через сложность и внутреннюю противоречивость характеров главных действующих лиц. Чехов, обвиняя современных драматургов в том, что они «начиняют свои пьесы исключительно ангелами, подлецами и шутами», говорил о своей новаторской устремленности: «Не вывел ни одного злодея, ни одного ангела (хотя не сумел воздержаться от шутов), никого не обвинил, никого не оправдал».
И Чехов, следуя жизненной правде, как правило, не показывал в своих произведениях «святых» и «подлецов», он избегал схематизма в изображении положительных и отрицательных персонажей, он рисовал «живых людей». Даже своих любимых положительных героев (например, доктора Астрова в пьесе «Дядя Ваня») Чехов изображал со всеми их слабостями. Они близки ему как реальные, «живые» люди. Ему дорог художественный принцип изображения героев, взятых из конкретной «живой» жизни, а не из «умственности», не из абстрактных представлений о людях.
Чехов остро чувствовал реальность жизни и в лучших своих произведениях всегда художественно тонко соотносил героев с подлинной действительностью. Изображая сложность и противоречивость психологии героев, Чехов продолжал и развивал толстовский метод раскрытия «текучести» человеческих характеров.
Начиная со второй половины 80-х годов, Чехов показывал человека многосторонне. Но мы встречаемся в произведениях Чехова с сугубо отрицательными персонажами, которых писатель называл «шутами» и которые рисовались им одной черной краской, «однолинейно». Родоначальником таких персонажей является Боркин в пьесе «Иванов» (именно его главным образом имел в виду Чехов, говоря о «шутах»), а последующими «шутами» в произведениях Чехова являются Наташа («Три сестры»), Яша («Вишневый сад») и другие.
Творческая индивидуальность Чехова отличается исключительной оригинальностью и многогранностью. Одной из особенностей его писательского почерка является музыкальность.
Чехов, обладавший большой общей и эстетической культурой, понимавший значение смежных искусств для творческой деятельности в любой области искусства, особенно оценил роль музыки в своей творческой практике. Музыкальность Чехова-писателя нашла отражение в художественном содержании и стиле его произведений, в творческом методе изображения действительности, в характеристике героев. Чехов очень любил музыку. Ни у одного русского писателя XIX века не представлено так богато и многозначительно музыкальное начало, как в произведениях Чехова. Отдельные явления природы, литературного искусства, профессиональной деятельности человека Чехов воспринимал через призму музыкального искусства.
Чехов, заполнивший свой степной пейзаж музыкальной стихией, даже отдельные явления степной жизни, не имеющие никакого отношения к этой стихии, сравнивает с музыкой. В повести «Степь» читаем: «В жаркий день, когда некуда деваться от зноя и духоты, плеск воды и громкое дыханье купающегося человека действуют на слух, как хорошая музыка».
Еще один пример. В рассказе «На пути» есть такой выразительный эпизод: плачет больная девочка, заплакал ее отец; их горе почувствовала и молодая девушка, случайно встретившаяся с ними на постоялом дворе. «Этот голос человеческого горя среди воя непогоды коснулся слуха девушки такой сладкой, человеческой музыкой, что она не вынесла наслаждения и тоже заплакала».
Если так можно выразиться, «симфонизм» рассказа «Счастье» проявляется разнообразно:
Пользуясь выражением Чехова из «Скучной истории», можно назвать музыкальную структуру рассказа «Счастье» «талантливо исполненной композицией». Для изображения сложных человеческих переживаний, настроений, чувств Чехов нашел новые выразительные средства, которые можно определить как лирико-музыкальные.
Музыкальные моменты и эпизоды в произведениях Чехова выполняют разнообразную функцию, выступают главным образом как: 1) средство изображения душевного состояния героев; 2) выразительный штрих в положительной или отрицательной характеристике персонажей; 3) бытовая деталь в жизни героев.
Устами героя рассказа писатель предъявляет к художнику определенные стилистические требования, характерные для Чехова: «Нужно, чтоб все было стройно, кратко и обстоятельно. Надо, чтоб в каждой строчечке была мягкость, ласковость и нежность, чтоб ни одного слова не было грубого, жесткого или несоответствующего».
По мысли Чехова, в художественном произведении большую роль играет тональность; оно не должно быть однотонным, а основной тон должен точно соответствовать замыслу писателя. «Тон с самого начала взят неправильно. Похоже на то, как будто Вы заиграли на чужом инструменте».
Исследователи драматургии Чехова указали еще на одну особенность драматической сферы применения языковых приемов, когда речь героев представляет собой прерывистый, раздвоившийся поток, в котором струя внутренней речи то вырывается наружу, то уходит внутрь. Если Лескова можно назвать мастером ритмической прозы, то Чехов много поработал над ритмичным построением фразы.
Чехов, любивший «левитанистую» природу средней полосы России и «очаровательную» степь Приазовья, уделил в своем творчестве большое место картинам родной природы. Среди них имеются и наиболее любимые пейзажи, повторяющиеся в произведениях Чехова в разнообразных художественных вариациях. К ним можно отнести: степной пейзаж в целой серии «степных» произведений, возглавляемых монументальной повестью «Степь»; яркий образ разбушевавшейся метели в рассказах «На пути», «Ведьма», «Воры» (об особенностях этого пейзажного образа будет особо сказано в главе о мастерстве в рассказе «На пути»); отдельные пейзажные мотивы в картинах природы.
Приведем три иллюстрации к последнему пункту:
«Солнце спряталось за деревья, крася в золотистый пурпур одни только верхушки самых высоких ольх да играя на золотом кресте видневшейся вдали графской церкви» («Драма на охоте»).
«. передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце» («Дом с мезонином»).
«Сидя на краю обрыва, Николай и Ольга видели, как заходило солнце, как небо, золотое и багровое, отражалось в реке, в окнах храма и во всем воздухе, нежном, покойном, невыразимо-чистом. » («Мужики»).
Включение тополя в картины природы и в контекст философских раздумий о жизни и о человеке свидетельствует об интимно-художественной значительности для Чехова образа тополя.
Среди повторов фразеологического характера обращает на себя внимание речевой оборот «и прочее тому подобное».
В творчестве Чехова заключено много тайн. Сколько загадок задал нам Чехов, сложный и тонкий художник! Почему, например, в произведениях Чехова часто фигурирует Харьков? В то время Харьков был растущим центром предпринимательской деятельности буржуа, и это обстоятельство накладывало соответствующий отпечаток на стиль жизни города, а этот стиль превращал Харьков в глазах Чехова в «какой-то серый» город. Может, в этих соображениях и заключается разгадка загадочного «харьковского рефрена» в творчестве Чехова?