как называется стереотипизация семейных отношений в социологии

СТЕРЕОТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ.

Или возьмём например, другую ситуацию в которой девушка, будущая чья-то жена воспитывалась на примере своей матери, которая КОМАНДУЕТ мужем в своей семье превратив его в рабочую лошадь, которая одержима накопительством денег и богатства, и основной подход у неё в семье – чисто потребительский: если муж способен хорошо зарабатывать и содержать полностью во всём обеспечивая свою жену, и у него богатые родители и родственники, то с ним можно жить, если же муж зарабатывает мало и беден – то зачем он такой ей нужен?

Если же родители порядочные, верующие люди, живут дружно между собой, любя, уважая и помогая друг другу во всём, хорошо относясь к окружающим их людям, почитая своих родителей – у них вырастают точно такие же дети, которые будут нормальными, порядочными, воспитанными людьми.

Отсюда простой вывод. Хотите, чтобы у вас дети смогли создать нормальные семьи и счастливо жить в семье? Родители – должны сами жить нормально между собой, с уважением относиться к друг другу, не командовать, не придираться, не ругаться при детях, не унижать друг друга, жалеть друг друга и помогать друг другу, а не делить домашнюю работу и обязанности на мужские и чисто женские. Уважать интересы и увлечения друг друга. Хорошо относиться к родителям друг друга. Вот тогда и ваши дети глядя на вас – научатся у вас всему хорошему и это понесут в свои будущие семьи и потому и жить будут хорошо.

УНИЧТОЖЕНИЕ СЕМЬИ.

Они хорошо понимают, что пока в России существует семья, через которую люди учатся главной Заповеди Божией – «Возлюби ближнего своего – как самого себя», учатся любви и добрым отношениям к своим ближним и родным и ко всем людям, милосердию и взаимопомощи, самопожертвованию, ответственности и добросовестному труду – они не смогут уничтожить нашу страну. Именно в семье люди приучаются к молитвам друг за друга, терпению и умению всё прощать, поэтому пока на земле крепка семья своими традициями – злые духи и дурные люди не могут творить масштабное зло на земле.

ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ МЕЖДУ СОБОЙ

Источник

Стереотипы отношений

как называется стереотипизация семейных отношений в социологии. Смотреть фото как называется стереотипизация семейных отношений в социологии. Смотреть картинку как называется стереотипизация семейных отношений в социологии. Картинка про как называется стереотипизация семейных отношений в социологии. Фото как называется стереотипизация семейных отношений в социологии

Чувства и эмоции управляют межличностными связями в рамках социальных штампов и стереотипов в отношениях. К примеру, каждая компания или культура имеет свое представление о методах коммуникации, степени приветливости и дружелюбия, а также других подобных аспектах взаимоотношений. Однако социальный стереотип и шаблон обычно имеет не слишком жесткие рамки. А значит, определенная свобода в отношениях обязательно существует. Конечно, определенные границы играют роль социальной дистанции. Но она находится в диапазоне. И человек может сам выбирать вид общения, что и является выражением межличностных взаимоотношений. Так как существует эмоциональный стереотип управления межличностными отношениями, то во внимание принимаются чувства и эмоции обеих сторон. Лидер в межличностных отношениях получает запланированный результат. Обычно ленивых и пассивных людей ждет участь отношений, заданных активными партнерами.

Гендерные стереотипы в семье

как называется стереотипизация семейных отношений в социологии. Смотреть фото как называется стереотипизация семейных отношений в социологии. Смотреть картинку как называется стереотипизация семейных отношений в социологии. Картинка про как называется стереотипизация семейных отношений в социологии. Фото как называется стереотипизация семейных отношений в социологииРазличия поведения и восприятия ведут к разделению людей на мужчин и женщин. Это первичный гендерный параметр. Мужчина или женщина демонстрирует поведение очень зависимое от правил и стереотипов межличностных отношений, которые устанавливает общество. Определенный стереотип предполагает игру соответствующей роли. А роль представляет собой набор социальных или культурных надежд на поступки и действия личности в конкретной ситуации. Гендерная роль – система гендерных стереотипов в обществе, которой необходимо соответствовать человеку для признания принадлежности к определенному полу. Есть правила и гендерные стереотипы:

Но иногда женский пол подвергается осуждению за следование мужским нормам. К примеру, когда женщины отдают предпочтение занятию карьерой, пренебрегая своей главной ролью в семье. Ведь главная гендерная роль женщины – хранительница семейных отношений и очага. И выбор не в пользу семьи естественно подвергается осуждению. Относительно гендерной роли и стереотипа мужчины, то это может касаться физической силы, «железного» здоровья и высокого уровня дохода. Однако так бывает не всегда. Мужчины также болеют, могут зарабатывать не очень большие деньги. Но ведь они не перестают быть мужчинами, требуют к себе уважения и любви. Зачастую на сознание окружения влияют гендерные стереотипы без его осознания. Но бывает, что для человека признание и одобрение социумом важнее всего, и он готов подстроиться под определенные гендерные стереотипы. Это может обеспечить комфортные условия существования, но такое постоянное следование гендерным стереотипам ограничивает развитие обеих полов.

Семья является территорией, на которой мужчины и женщины обязаны сосуществовать, как две половинки, понимать и поддерживать друг друга во всем. Семейные отношения наиболее ярко отражают гендерные связи, которые предполагают определенные роли в семье.

Стереотипы о семье

Наше существование определяет разное отношение к стереотипам, окружающим нас повсюду. И даже самые стойкие к внушениям люди часто попадают под их влияние. И сами того не понимая, переносят негативные проявления на окружение и семью. Но разрушительный стереотип, разрушающий семью, можно победить.

Рассмотрим несколько стереотипов о семье.

Существуют стереотипы преимущественно в семье, члены которой подвержены влиянию общественного мнения. И они портят существование. И чтобы семья жила счастливо, нужно избавляться от такого влияния.

Стереотипы об отношениях и гендерных особенностях

Стереотип межличностный, так же как и гендерный и семейных отношений, является адаптивным механизмом, позволяющим с огромной скоростью и эффективностью проявлять реакцию в незнакомой обстановке, новых условиях. Роль стереотипов двойственная. Иногда они даже могут помогать. Но чаще мешают. Так как они сформированы очень давно, не могут адекватно применяться в современности. К примеру, в ситуации, кода женщины мечтают и пишут на форумах о желании самореализации, всегда находятся «доброжелательные» комментаторы. Пишут, что ей отведена в семье роль любящей заботливой супруги и матери. Здесь могут иметь место как гендерные, так и стереотипы семейных отношений. Ведь стереотипы в семье и гендерные стереотипы связаны между собой.

Гендерное своеобразие обусловлено женским стремлением к долговременным крепким связям. Женский пол идеален на роль создателя семейства. Стереотипы поведения мужчины и женщины в обществе очень разные. Мужскому полу хочется играть подольше роль обольстителя большого количества женщин. Здесь отражается эволюционная женская роль. При помощи ее традиционализма, консервативности сохраняются семейные крепкие отношения. Ведь наблюдается гендерное различие генетических ролей. Роль самцов — отвечать за улучшение жизни популяций. А сохранять знания о взаимодействии между членами семейств – роль самки. Но кроме этого мужчины должны исполнять роль защитников.

Еще один стереотип гендерный утверждает, что мужчины отдают предпочтение сексу, а женщины – чувствам. Это еще одно гендерное различие. Но представители полов часто меняются ролями.

А гендерный стереотип о том, что мужчины сильнее женщин, вообще теряет позиции. Спора нет, что женщины не должны быть в роли тяговой лошади. Но они и не требуют опеки и контроля вселенских масштабов. Роль физической мощи в наше время в условиях естественного отбора склонна к уменьшению. А важность роли статусного и финансового положения увеличивается. Современной женщине отводят роль финансово независимой представительницы человечества. А значит, такие гендерные стереотипы поведения не совсем актуальны.

Такие гендерные утверждения и стереотипы, как только мужчины должны быть руководителями и женщины не справятся с техникой, в наше время также постепенно утрачивают актуальность. Роль отличного руководителя давно уже по плечу большинству женщин. Они могут быть даже в роли президента или канцлера. А пользоваться техникой и разбираться в инструкциях может большинство женщин не хуже мужчин.

Гендерные роли и стереотипы семейных отношений

Рассмотрим гендерные роли и гендерные стереотипы в семье:как называется стереотипизация семейных отношений в социологии. Смотреть фото как называется стереотипизация семейных отношений в социологии. Смотреть картинку как называется стереотипизация семейных отношений в социологии. Картинка про как называется стереотипизация семейных отношений в социологии. Фото как называется стереотипизация семейных отношений в социологии

Но радует, что повышение уровня образованности уменьшает роль гендерного распределения обязанностей. Познавая себя и других, можно улучшить свою жизнь, отношения и убрать с дороги любой негативный стереотип. Специалисты Центра arcanum.ru готовы помочь разобраться в этих аспектах.

Предыдущая статья как называется стереотипизация семейных отношений в социологии. Смотреть фото как называется стереотипизация семейных отношений в социологии. Смотреть картинку как называется стереотипизация семейных отношений в социологии. Картинка про как называется стереотипизация семейных отношений в социологии. Фото как называется стереотипизация семейных отношений в социологии

Источник

Полоролевые стереотипы и гендерная социализация в семье

Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское».

Заметным явлением в исследовании процесса структурирования гендерных стереотипов стала вышедшая в 1974 году работа Е. Маккоби и К. Джеклин «Психология половых различий», которая оказалась своеобразной революцией в психологии половых ролей. На огромном фактическом материале авторы доказали, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин во многих областях, где раньше эти различия признавались; те же различия, которые имеются у маленьких детей, по крайней мере, недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство гендерных ролей, существующее в западном обществе.

Эти выводы актуализировали результаты исследований американского ученого-антрополога Маргарет Мид. Еще в 30-е годы XX века она показала, что считающееся «мужским» в одном обществе, в другом может восприниматься как «женское». В социальной иерархии изученных ею обществ по-разному определялись роли матери и отца, позиции мужчин и женщин. Она приводит данные исследования, проведенного ею в Новой Гвинее в трех разных племенах, в двух из которых преобладал либо феминный, либо маскулинный тип воспитания детей обоего пола, в третьем же племени роли мужчин и женщин были противоположны традиционным европейским ролям.

В американской литературе стереотип оценивался, как правило, отрицательно, как установка, почти не поддающаяся влиянию нового опыта. Однако более поздние исследования показали, что это ее свойство относительно. Автор согласен с мнением российского исследователя В.С. Агеева, который считает, что «рассмотренный с психологической точки зрения процесс стереотипизации не ролевантен этической антиномии «хорошо или плохо». Сам по себе этот процесс не плох и не хорош. Он выполняет объективно необходимую функцию, позволяя быстро, просто и достаточно надежно категоризировать, упрощать, схематизировать ближайшее и более отдаленное социальное окружение».

Отечественные психологи, занимающиеся исследованием социальных стереотипов (В.С. Агеев, Ю.Е.Алешина, А.С. Волович, Т. Виноградова, В.Е. Каган, Т.А. Репина и т.д.), фактически единодушны в том, что половозрастные закономерности формирования представлений и установок мужественности/женственности «являются прежде всего закономерностями усвоения и присвоения, интериоризации существующих в культуре полоролевых стереотипов, проявляющихся в непосредственном поведении людей». Эту же идею подтверждают Ю.Е. Алешина и А.С. Волович, которые отмечают, что «результаты работ, проведенных за последние 15 лет, дают все больше доказательств в пользу социокультурной детерминации половых различий».

Сегодня все большее число ученых считают, что основную роль в формировании социального, психологического пола и гендерной роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания. Причем пол психический, социальный, который усваивается прижизненно, играет большую роль, чем пол биологический.

На сегодняшний день все описанные в литературе гендерные стереотипы можно объединить в три группы.

В народе бытует мнение, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям. Женщины, которые не хотят выходить замуж, иметь детей, не получают удовлетворения от общения с детьми, описываются как ненормальные или, по меньшей мере, странные. Считается, что для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна развивать свои способности быть чуткой, сострадательной и заботливой. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуется ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.

Все эти гендерные стереотипы демонстрируют чрезвычайную жизнестойкость. Прочная их укорененность в сознании большинства населения способствует активному воспроизводству таких стереотипов из поколения в поколение.

Широко известны исследования по восприятию младенцев в зависимости от пола.

Например, Дж. Рубин с коллегами опросила тридцать пар родителей новорожденных через 24 часа после рождения ребенка. Специально были подобраны дети, не различающиеся по физическим показателям (рост, вес и т, д.). Родители девочек описывали их как более нежных, слабых, милых детей по сравнению с новорожденными мальчиками. Родители мальчиков описывали их как более сильных, физически крупных и лучше координирующих свои движения, чем новорожденные девочки.

Исследования поведения родителей в процессе социализации детей обычно показывают, что оно дифференцировано по половому признаку: мальчикам предоставляют больше свободы для исследования мира, чем девочкам. По результатам наблюдений девочки во время игр находятся ближе к своим матерям; им реже разрешают самостоятельные поездки и прогулки вне дома; поощряется, если дома девочка всюду следует за матерью; и активность девочек находится под более внимательным контролем. Дифференцированное распределение домашних обязанностей между мальчиками и девочками также отражает различия в свободе передвижения: на мальчиков чаще, чем на девочек, возлагают обязанности, требующие ухода за пределы дома и/или дальше от дома, в то время как на девочек возлагаются работы внутри дома, такие, как уборка, помощь по хозяйству, присмотр за маленькими детьми, работы, подчеркивающие значение домашней среды.

После достижения ребенком возраста приблизительно трех лет (начало «Эдипова периода») различное развитие мальчиков и девочек общепризнано. В течение этого периода более специфическая маскулинная идентификация должна прийти на смену ранней идентификации мальчика со своей матерью, и это совпадает со временем, когда отец начинает чаще присутствовать в мире своих детей. Однако в современном индустриальном обществе это не так просто осуществить. Работа заставляет мужчин проводить большую часть времени вне дома, к тому же значительное число детей вырастает в неполных семьях, и поэтому их мужская идентификация бывает подкреплена скорее фантазиями о роли мужчины, чем реальными отношениями с взрослыми людьми своего пола. Они могут вследствие этого переориентироваться на более негативный способ приятия маскулинности: идентифицируя себя со всем, что не является женским. Это означает подавление в себе качеств, которые являются потенциально женственными (в том числе и отказываясь от привязанности к матери), а также низкую оценку того, что ему кажется «женским» в окружающем мире. Так превосходство мужского утверждается за счет неполноценности женского. Мальчики расцениваются (и расценивают самих себя) как нечто «лучшее», чем девочки, и это же подтверждается впечатлениями, получаемыми независимо от семьи, во внешнем мире.

Для девочек развитие женской гендерной идентификации носит более последовательный характер. Им не приходится преодолевать свою раннюю идентификацию и привязанность к матери, поскольку их окончательная идентификация как женщин совпадает с центральной фигурой, на которой концентрировалась их детское чувство зависимости. Женственность и принятие женской роли естественно играют первостепенное значение в повседневной жизни. Нет особой необходимости порывать с зависимостью от матери, да и мать вряд ли будет поощрять это, поскольку может по-прежнему очень сильно идентифицировать себя со своей дочерью. Поэтому идентификация девочки со своей матерью отличается от той дистанцированной позиции, которую занимает мальчик, пытающийся идентифицировать себя с мужской ролью, и сопутствующего ей поведения, которое он вынужден демонстрировать. Напротив, это скорее тесная личная идентификация с характерными чертами и ценностями матери.

Таким образом, восприятие мальчиками и девочками своего внутреннего мира порождает разное развитие «маскулинности» и «женственности». Н. Чодороу предполагает, что «конкретные особенности социальной структуры, подкрепленные культурными представлениями, ценностями и восприятиями, интериоризуются через посредство семьи и в результате ранних взаимоотношений с социальными объектами. Это в основном подсознательная схема задает контекст, на фоне которого и происходит ролевая подготовка и целенаправленная социализация».

Подготовка девочек к приятию традиционных аспектов женской роли проходит как вполне естественный и последовательный процесс, который включает в себя множество разнообразных и эмоциональных отношений между женщинами. Они вырастают, помогая своим матерям, и эта практика входит в процесс их взросления. На них оказывается давление с целью заставить их вступить в эти взаимоотношения, а также быть заботливыми и ответственными. И только потом они понимают, что во внешнем мире, в отличие от домашнего женского, господствуют мужчины.

С помощью этого подсознательного процесса интериоризации можно логично объяснить, почему именно так проявляется мужской и женский тип личности в разных культурах и почему они все время воспроизводятся во времени. Материальный и экономический базис общества играет решающую роль в определении того, какие именно характеристики будут развиваться, и как будут выражены различия между полами в зависимости от их роли в производстве. Тот факт, что многие общества находятся в относительном согласии по поводу доминирующего в них типа женщин и имеют тенденцию рассматривать их как неполноценных существ, можно объяснить теперь общей практикой, согласно которой именно женщины ответственны за уход за маленькими детьми и их первичную социализацию. И это самым серьезным образом сказывается на равенстве полов. И мальчики, и девочки выиграют от развития более тесных взаимоотношений и идентификации с более чем одним взрослым и с представителями обоих полов. Это было бы возможным, если бы существенно выросло участие мужчин в уходе за детьми, а женщины, чья роль была бы оценена по достоинству, получили бы возможность проявлять себя как внутри дома, так и вне его. Н.Чодороу полагает, что равное участие мужчин в уходе за детьми может сыграть решающую роль в уничтожении системы различного развития гендерных ролей.

Генеральную совокупность респондентов составили студенты 4-5 курсов Ставропольского государственного университета, Дагестанского государственного университета и Ростовского государственного университета Путей Сообщения, а также жители городов Ростова-на-Дону, Ставрополя, Махачкалы.

При разработке вопросов анкеты мы разделили гендерные стереотипы, возможно проявляющиеся в семейных отношениях, на три группы:

— стереотипы о предназначении мужчин и женщин в обществе, о специфических «мужских» и «женских» качествах;

— стереотипы, связанные с профессиональной деятельностью и карьерой;

— стереотипы о распределении обязанностей в семье.

Студентам также предлагалось раскрыть систему социальных ролей таких статусных позиций, как: «глава семьи», «руководитель», «хорошая жена», «независимый человек». Следовало указать: пол (кроме позиции «хорошая жена»), ролевой набор и наиболее значимые социальные характеристики, т. е. сложившиеся представления об образе и модели поведения, присущих наиболее типичным представителям данной статусной позиции.

В качестве основных гипотез выступили предположения о том, что женские представления о мужчинах и представления мужчин о самих себе часто не совпадают. И обратно, представления о женщинах у самих женщин и у мужчин различны.

Глава семьи. В большинстве представлений, данных студентами мужского пола при описании данной социальной позиции присутствовали следующие критерии оценки: ответственный, надежный, уверенный, умный, сильный, способный зарабатывать деньги, заботливый, волевой. Приведенные выше качества были указаны с принадлежностью к мужскому полу. Такой стереотип «главы семьи» сложился у 86,9% респондентов.

11,9% полагают, что главой семьи могут быть как мужчина, так и женщина, если они обладают следующими социальными характеристиками: лидеры в семье, заботятся о детях, добрые, обеспечивающие семью материально, надежные, решительные.

1,2% респондентов мужчин представляют главой семьи женщину: надежную, сильную, заботящуюся о муже и детях, умную, уверенную.

Для сравнения: только 32% девушек представляет «главу семьи» как внимательного, сильного, зарабатывающего деньги, верного, любящего жену и детей, умного и надежного мужчину.

38,7% студенток полагают, что главой семьи могут быть как мужчина, так и женщина, если они надежные, зарабатывающие деньги, добрые, любящие и заботящиеся о семье.

Количество девушек, предпочитающих независимую, умную, волевую женщину во главе семьи, составило 10,2% от общего числа респонденток.

Большинство же студенток, 57,1% полагают, что статус руководителя могут занимать и мужчина, и женщина, обладающие следующими социальными характеристиками: волевые, умные, целеустремленные, решительные, обладающие управленческими навыками. Такого мнения придерживаются 8,1% респондентов мужского пола. Никто из студентов не представляет «руководителем» женщину, а 20,4% студенток видят на данной статусной позиции деловую, трудолюбивую, красивую, образованную, целеустремленную женщину.

Независимый человек. 72% мужчин-респондентов назвали следующие качества, наиболее характеризующие мужчину как «независимого человека»: уверенный, волевой, материально обеспеченный, проживающий самостоятельно, необремененный семьей. И только 2% студенток считают также.

Хорошая жена. Для 61,2% опрошенных студенток хорошая жена обладает такими характеристиками как: добрая, ласковая, заботящаяся о муже и детях, умная, любимая мужем, красивая женщина.12,3% респонденток считают что «хорошая жена»: ласковая, любящая и заботящаяся о муже и детях, образованная, модная женщина, может иметь любовника.

2,5% опрошенных студентов в группе важнейших социальных характеристик данной статусной позиции указали: заботливая мать, умная, сформировавшаяся как личность, образованная, любимая женщина. Так представляют «хорошую жену» 26,5% студенток: заботливая мать, жизнерадостная, деловая, желанная любовница, верная, образованная.

Среди качеств, наиболее желательных для «хорошей жены», общей для для обоих полов чертой, вошедшей в группу важнейших, оказалась забота о муже и детях.

Совершенно нетипичные для идеального типа, но сформировавшиеся у 18,5% девушек оценки «главы семьи»: невнимательный, неверный, деспотичный, непостоянный, но предпочитающий добродетельную и верную жену мужчина. Такие характеристики отсутствовали у молодых людей.

Процесс обновления и изменения аттитюдов в молодежной среде в контексте маскулинности/феминности представляет собой динамичную смену традиционных, архаичных представлений о гендерных ролях с тенденцией к дальнейшей трансформации, где женщины наиболее типичные носители меняющихся гендерных стереотипов.

Исследование представлений студентов о статусных позициях в поло-дифференцированном социальном контексте позволяет определить систему социальных ценностей и установок современной молодежи, которые тесно взаимосвязаны с их гендерными стереотипами.

Рассмотрим наиболее распространенные суждения о распределении ролей в семье.

Исследование показало, что большинство респондентов считает обязанностью женщины проявлять заботу о других членах семьи. Так, 69,5% опрошенных, в том числе большинство женщин, согласились с утверждением, что «если женщина будет заниматься политикой, то интересы семьи будут ущемлены». В то же время лишь 11,2% считают, что «если мужчины будут заниматься политикой, то интересы семьи будут ущемлены». Подавляющее же большинство (54%) полагают, что интересы семьи в этом случае не пострадают.

Полагаем, что ответы на эти вопросы свидетельствуют об устойчивых представлениях о роли и месте женщины и мужчины в семье и обществе. При этом практически не выявлено гендерных различий в суждениях респондентов. И мужчины, и женщины убеждены в том, что от женщины во многом зависит благополучие семьи. И если она сосредоточит свое внимание на карьере, то не сможет дать детям и мужу столько заботы и внимания, сколько традиционно требует от нее общество. Слабая включенность мужчин в жизнедеятельность семьи рассматривается как норма, поэтому семья не выступает в общественном мнении препятствием для карьерных устремлений мужчины.

85,9% опрошенных единодушны во мнении, что «женщина значительно больше занята семьей, домашним хозяйством, чем мужчина». Приведенные данные свидетельствуют также о том, что в провинциальной семье гендер-ные стереотипы в большей степени влияют на характер семейных отношений, чем в городских.

Обратимся к анализу реальных практик распределения внутрисемейных ролей. Ниже приведены данные о распределении домашних обязанностей между супругами.

Как видим, в современной семье в значительной мере сохраняется традиционное ращделение ролей между мужчинами и женщинами при ведении домашнего хозяйства. Однако наметилась тенденция к повышению уровня совместного выполнения домашних работ.

Программа проведенного исследования предполагала выявление степени устойчивости стереотипа о том, что мужчина как «кормилец и глава семьи» обязан материально обеспечивать семью, внося большую долю в семейный бюджет. Однако подобные представления были поколеблены в советский период, поскольку принципиальным постулатом марксистско-ленинской концепции равенства полов являлось равное участие в общественном производстве и мужчин, и женщин.

На вопрос «Какая модель формирования семейного бюджета Вам импонирует?» 57,7% ответили, что должны зарабатывать оба супруга.

Для изучение общественного мнения о положении женщин в современном обществе, нами было проведено еще одно исследование.

Методика этого социологического исследования заключается в следующем: опрос проводился с помощью анкеты, как в индивидуальной, так и групповой форме. Анкета по своей структуре состоит из открытых и закрытых вопросов.

В ходе социологического исследования было опрошено 1200 респондентов.

Возрастная структура мужчин:

Возрастная структура женщин:

В итоге среди опрошенных респондентов преобладают лица молодого и предпенсионного возраста (64,5%).

Таким образом, в социальном положении среди респондентов преобладают служащие, ИТР и предприниматели.

Представленные ниже вопросы, которые были заданы респондентам, касались основного предназначения женщин в обществе.

Прочно укоренившиеся в общественном сознании стереотипы «семья и женщина», «карьера и мужчина», возвели стену из «невидимого» кирпича, которой, казалось бы, нет, но в тоже время она существует, мешая женщине реализовывать себя в карьерном и личностном росте.

На такое положение дел влияет множество факторов, в том числе и осознание неравенства шансов в отношении профессионального роста у мужчин и женщин. Когда респондентам был задан вопрос, имеют ли мужчины и женщины в реальности одинаковые шансы для профессионального роста и продвижения, то 36% мужчин и 54% женщин констатировали, что шансы не равны, а 10% мужчин и женщин затруднились ответить. Причем, чем выше образование опрошенных, тем больше доля респондентов считают, что шансы не равны.

В анкете был поставлен вопрос: «Кому проще устроится на высокооплачиваемую работу?» 77% респондентов ответили, что проще устоится мужчине, чем женщине, а 23% респондентов считают, что легче устроится женщине.

В обыденном сознании существуют негативные стереотипы относительно работающей женщины (якобы занятость женщин оказывает отрицательное влияние на детей, на отношения в семье и т.д.) Такие представления в определенной мере формируют чувство вины у работающих женщин, препятствуют ее профессиональной самореализации. В связи с чем респондентам был задан вопрос: «Если женщина работает, это оказывает негативное влияние на семью, детей, или работа не оказывает неблагоприятного влияния».

Таким образом, данный стереотип не находит своего подтверждения среди женщин, т.к. большинство (58%) считают, что работа не оказывает неблагоприятного влияния на семью и детей. Думается, что этот стереотип установили мужчины, чтобы женщина, как и прежде не могла стать конкурентом мужчинам в карьерном и личностном росте.

Результаты разных исследований показывают, что дети работающих матерей в меньшей степени впадают в крайности (они не так агрессивны и не слишком заторможены), лучше успевают в школе и обладают более развитым чувством собственного достоинства, чем дети домохозяек.

В заключение хотелось бы выяснить насколько в настоящее время опрашиваемые чувствуют себя социально защищенными. На вопрос: «Как вы оцениваете в настоящее время свою социальную защищенность?» были получены следующие результаты:

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) В настоящее время для большинства женщин (69%) и мужчин (77%) приоритетными остаются одновременно работа и семья.

3) В настоящее время для мужчин и женщин приоритетными являются одновременно семья и работа.

4) Процесс обострения социально-экономических проблем в обществе отразился на снижении жизненного уровня и в целом на ухудшении социального положения женщин. Анализ опроса показал, что социально незащищенными на сегодняшний момент остаются женщины, 36,8% женщин считают, что вообще социально не защищены.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *