как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции

Обучение ИЗО в Древней Греции

Древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обу­чения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания. Они призывали молодых художников внимательно изучать реальную действительность, находить в ней гармонию и утверждали, что са­мым прекрасным в жизни является человек. В своих теоретических трудах греческие художники Паррасий, Эвпомп, Памфил, Апеллес и другие указывали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических соотноше­ниях. Так, в 432 году до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет из Арго­са написал сочинение «Канон» об идеальном пропорциональном со­отношении между частями человеческого тела. Для иллюстрации своих теоретических положений он создал статую «Дорифор», или «Копьеносец», которая стала использоваться как учебное наглядное пособие. С этой скульптуры делали рисунки не только юноши, обу­чающиеся изобразительному искусству, но и учащиеся общеобразо­вательных школ: «Существуют данные, что мальчики, обучающиеся рисованию, должны были также исполнить рисунки одной из статуй Поликлета».

как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Смотреть фото как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Смотреть картинку как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Картинка про как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Фото как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней грециикак называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Смотреть фото как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Смотреть картинку как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Картинка про как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Фото как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции

как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Смотреть фото как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Смотреть картинку как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Картинка про как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Фото как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции

как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Смотреть фото как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Смотреть картинку как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Картинка про как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Фото как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции

как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Смотреть фото как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Смотреть картинку как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Картинка про как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Фото как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции

К IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько широко из­вестных и хорошо себя зарекомендовавших школ рисунка: Сикион­ская, Эфесская и Фиванская. Особо прославилась Сикионская школа рисунка.

Сикионская школа рисунка оказала большое влияние не только на метод обучения, но и на дальнейшее развитие изобразительного ис­кусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения, она стремилась приблизить ученика к природе, раскрывала ее законо­мерности, воспитывала любовь к изучению красоты природы. Из Сикионской школы вышли такие прославленные художники, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий Апеллес.

Как видим, у Памфила была своя система и методика обучения рисунку, основанная на строгих научно-тео­ретических положениях. Чтобы овладеть этой систе­мой, а также установленными теоретическими и прак­тическими положениями искусства, требовалось много времени: курс обучения у Памфила продолжался 12 лет. За обучение он брал большую плату — один талант (26,196 кг золота). «Никого он не учил дешевле одного таланта, и эту плату ему платили и Апеллес и Мелантий» ‘, — пишет Плиний. Итак, мы видим, что в Сикионской школе был заложен метод научного понимания искусства и вместе с тем научный метод обучения.

Несколько слов о технике рисунка в Древней Греции. Рисовали преимущественно на деревянных (буковых) дощечках. Буковые дос­ки приготовлялись двумя способами: для рисования стилусом (заос­тренной металлической или костяной палочкой) доски по­крывали слоем воска, иногда воск подкрашивали каким-нибудь цве­том; для рисования краской и кистью буковую доску грунтовали лев­касом белого цвета (излюбленный метод работы в Афинской школе). Такие доски применялись главным образом для ученических работ, для набросков и эскизов. На вощеных дощечках рисовальщик стилусом выцарапывал рисунок, например абрис какой-нибудь фигуры.Если рисунок получался неверный, он заминал его пальцем, разравнивал восковую плоскость и наносил новый. \

Итак, в Древней Греции был заложен метод научного понимания искусства. Греческие художники-педагоги призывали своих учени­ков и последователей изучать природу, наблюдать ее красоту, указы­вали, в чем она заключается. Греческие художники-педагоги впервые установили метод обучения рисунку, в основе которого лежало рисо­вание с натуры.

Источник

Методы обучения рисованию в Древней Греции и Древнем Риме.

Древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обу­чения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания. Они призывали молодых художников внимательно изучать реальную действительность, находить в ней гармонию и утверждали, что са­мым прекрасным в жизни является человек. В своих теоретических трудах греческие художники Паррасий, Эвпомп, Памфил, Апеллес и другие указывали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических соотноше­ниях. Так, в 432 году до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет из Арго­са написал сочинение «Канон» об идеальном пропорциональном со­отношении между частями человеческого тела. Для иллюстрации своих теоретических положений он создал статую «Дорифор», или «Копьеносец», которая стала использоваться как учебное наглядное пособие. С этой скульптуры делали рисунки не только юноши, обу­чающиеся изобразительному искусству, но и учащиеся общеобразо­вательных школ:

К IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько широко из­вестных и хорошо себя зарекомендовавших школ рисунка: Сикион­ская, Эфесская и Фиванская. Особо прославилась Сикионская школа рисунка.

Сикионская школа рисунка оказала большое влияние не только на метод обучения, но и на дальнейшее развитие изобразительного ис­кусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения, она стремилась приблизить ученика к природе, раскрывала ее законо­мерности, воспитывала любовь к изучению красоты природы. Из Сикионской школы вышли такие прославленные художники, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий Апеллес.

Сикионская школа рисунка, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы.

Памфил впервые обратил серьезное внимание на научную основу изобразительного искусства. Он пытался ввести в искусство научные принципы, стремился к «величайшей точности рисун­ка». Он много работал над проблемами геометрии, так как эта наука помогает развитию пространственного мышления и облегчает процесс построения изображе­ния на плоскости.

У Памфила была своя система и методика обучения рисунку, основанная на строгих научно-тео­ретических положениях. Чтобы овладеть этой систе­мой, а также установленными теоретическими и прак­тическими положениями искусства, требовалось много времени: курс обучения у Памфила продолжался 12 лет.

Итак в Сикионской школе был заложен метод научного понимания искусства и вместе с тем научный метод обучения.

Несколько слов о технике рисунка в Древней Греции. Рисовали преимущественно на деревянных (буковых) дощечках. Буковые дос­ки приготовлялись двумя способами: для рисования стилусом (заос­тренной металлической или костяной палочкой) доски по­крывали слоем воска, иногда воск подкрашивали каким-нибудь цве­том; для рисования краской и кистью буковую доску грунтовали лев­касом белого цвета (излюбленный метод работы в Афинской школе). Такие доски применялись главным образом для ученических работ, для набросков и эскизов. На вощеных дощечках рисовальщик стилусом выцарапывал рисунок, например абрис какой-нибудь фигуры.

Если рисунок получался неверный, он заминал его пальцем, разравнивал восковую плоскость и наносил новый..

Итак, в Древней Греции был заложен метод научного понимания искусства. Греческие художники-педагоги призывали своих учени­ков и последователей изучать природу, наблюдать ее красоту, указы­вали, в чем она заключается. Греческие художники-педагоги впервые установили метод обучения рисунку, в основе которого лежало рисо­вание с натуры.

Эпоха Древнего Рима, казалось бы, должна была развить достиже­ния греческих художников-педагогов.

Римляне с уважением относились к выдающимся произведениям искусства. Особенно высоко они ценили произведения греческих ху­дожников.

Кажется, было создано все для дальнейшего развития изобрази­тельного искусства и обучения ему. Однако на деле римляне не вне­сли нового в методику и систему преподавания. Они лишь пользо­вались достижениями греческих художников; более того, много ценных положений методики преподавания рисунка они не сумели сохранить.

Греческие художники-педагоги стремились разрешить высокие проблемы искусства, они призывали своих учеников овладевать ис­кусством с помощью науки, стремились к вершинам творчества и осуждали художника, который по ремесленнически подходил к ис­кусству. В эпоху Римской империи художник-педагог меньше всего задумывался над высокими проблемами художественного творчест­ва. Его интересовала в основном ремесленно-техническая сторона дела. Преобладало копирование образцов, повторение приемов работы великих мастеров Греции, а вместе с этим римские художники постепенно отходили от глубоко продуманных методов обучения ри­сунку, которыми пользовались художники-педагоги Греции.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

« Методы преподавания изобразительного искусства в Древней Греции (Фиванская, Сикионская, Эфесская школы) »

Учитель ИЗО и черчения СОУСОШ №570

1.Введение.
2. Материалы к выступлени по теме «Методы преподавания изобразительного искусства в Древней Греции».

Древнегреческие цивилизации дали человечеству первые образцы школ. Дальнейшее развитие школы осуществляюсь уже на следующей ступени исторического развития – в эпоху античности, греко-римской древности. Достижения в области содержания, методов и организации образования подрастающего поколения в Древней Греции, Риме, эллинистических государствах и осмысление их философами того времени явились важным этапом в последующей эволюции школы и педагогической мысли. как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Смотреть фото как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Смотреть картинку как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Картинка про как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Фото как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции

Карта Древней Греции

Достижения египетских художников в области обучения изобразительному искусству, естественно, интересовали и греческих художников. Они внимательно изучали методы построения изображения и те каноны, которые во многом облегчали работу начинающего художника.

Греческие художники многое позаимствовали у египтян и в области методики обучения рисунку — например метод рисования заостренной палочкой по не очень твердой гладкой доске. Правда, глиняную поверхность они заменили восковой, но принцип нанесения изображения на плоскость оставался тот же: при изучении пропорциональных закономерностей строения человеческой фигуры — математический расчет.

Коренные изменения в системе образования Древней Греции связаны, в первую очередь, с изменением мировоззрения и, как следствие, изменение религии и общественного сознания в рамках все той же рабовладельческой экономической формации.

В дальнейшем греки по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания. Реализм – основа греческого искусства. Художники утверждали, что в мире царит строгая закономерность, и сущность прекрасного заключается в гармонии частей и целого, в правильных математических пропорциях. Они призывали молодых художников внимательно изучать жизнь, находить в ней прекрасное и утверждали, что самым прекрасным в жизни является человек-женщина с красивыми формами тела, мужчина с развитыми мускулами. Для греков “прекрасным” стала земная жизнь, а не загробный мир. 3

В Снкноне, скульптором Поликлетом были введены новые пропорциональные членения человеческой фигуры. В процессе рисования он впервые разрешил проблему внутренней подвижности стоящей фигуры, с упором на одну ногу. Была введена градация красок сообразно цвету и тени, применялось смешивание красок при рисовании. Обучаясь рисованию с натуры, греческие художники изучали анатомию, что отражено в работах того времени. Считалось, что рисование развивает пространственное мышление необходимое человеку любой профессии, греческие художники полагали, что красота заключена в пропорциях и соразмерности частей, что воплощено в фигуре человека.

Велика роль античной культуры в развитии реалистического искусства, в становлении и развитии академической системы обучения. Система обучения рисованию Древней Греции и сегодня вдохновляет педагогов на поиски более эффективных методов обучения рисованию. 4 как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Смотреть фото как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Смотреть картинку как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Картинка про как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции. Фото как называлась скульптура использующаяся как учебное пособие по рисованию в древней греции

В 432 году до н.э. для иллюстрации своих теоретических доказательств Поликлет вылепил статую Дорифора — копьеносца ( см.рис.1 ), которая служила образцом. Плиний в «Естественной истории» писал, что из этой статуи художники извлекали, как будто из книги, твердые правила и законы, и таким образом Поликлет в этом произведении оставил последующим художникам как бы учебник своего искусства. Рисунки с этой скульптуры делали не только будущие профессионалы, но и дети в общеобразовательной школе. О методах обучения художников этой эпохи мы узнаем лишь из теоретических трудов более поздней эпохи — из сочинений Плиния, Павзания, Витрувия и других; на основе изучения сохранившихся произведений скульптуры, вазовых росписей, а также по копиям с произведений античных художников (помпейские росписи). 5

Одну из главных ролей в зарождении Древнегреческого искусства занимает рисовальщик Полигнот. В Афинах, где ему были дарованы права гражданства, он стал при Кимоне во главе кружка художников. Здесь он и развернул свою педагогическую деятельность. Он призывал учеников стремиться к реальности изображения, передавать в рисунке природу так, как видит ее художник в жизни. Владея лишь средствами линейного рисунка (Полигнот еще не владел светотенью), он тем не менее стремился передавать даже фактуру предметов.

Краски, которыми пользовался Полигнот и его современники, были следующие: мелосская земля — для белил, аттическая глина (род охры) — для желтого, понтийский синопис — для красного, и для черного — сажа с добавлением какого-либо склеивающего вещества. Позднее палитра живописцев стала много богаче. Так, один из учеников Полигнота, Апеллес, кроме нескольких оттенков прежних тонов, имел в своем распоряжении еще голубую и зеленую краски.

Аристотель отмечал и указывал, что Полигнот идеально передавал форму человеческого тела, он по-настоящему развил культуру линейного рисунка, научил уважать линию и передавать ею движение и жизнь человеческих фигур. «Сколько разнообразия и сколько красоты в картине фазосского художника!» — восклицает Павзаний.

Настоящая же революция в области рисования и методах обучения приписывается Аполлодору (около V века до н. э.), которого Плиний относит к светочам искусства. Аполлодор Афинский считается первым скиографом, то есть тенеписцем, и вместе с тем первым станковым живописцем, введшим в технику живописи смешивание красок между собой и их градации сообразно свету и тени. Заслуга Аполлодора заключается в том, что он первый стал моделировать объем формы в рисунке, тоном. До Аполлодора художники Греции изображали форму предметов одними линиями, они не представляли себе, как можно иначе изобразить на плоскости форму предметов. Теперь современному художнику тональная моделировка формы кажется обычным делом, но было время, когда светотень в рисунке, создававшая иллюзию реального объема, почиталась за чудо.

Это были принципиально новые положения не только в практике изобразительного искусства, но и в методике его преподавания. Появилась необходимость в совершенно иных методах обучения. Передача формы, объема на плоскости требовала своей теории, своей методики, особых приемов работы.

Вместе с Зевксисом продолжал развивать принципы реалистического искусства другой замечательный художник того времени — Паррасий. Во главе его работ был канон пропорций человеческого тела и в своих трактатах особое внимание уделял линии. При обучении рисунку он требовал обращать внимание на роль и значение линии как основного средства выражения формы на плоскости. Об этом убедительно говорит метод работы художника над композицией, когда он без особого труда перекомпоновывает первоначальный сюжет и создает новый рисунок. Плиний писал: «Композиция росписей нередко намечалась по нескольку раз — об этом можно судить, изучая фрески при боковом освещении. Сюжеты росписей разнообразны: вереницы всадников, поединки кулачных бойцов или греческих пехотинцев-гоплитов, сцены охоты на оленя, изображения быков, грифонов и фантастических птиц».

Совершенно бесспорно, что при рисовании соблюдались ясность и четкость изображения предмета. Линия в рисунке играла первостепенную роль. При изображении предмета художник должен был четкими, без лишних штрихов и росчерков, линиями наметить форму предмета. А это можно было сделать только в результате многолетней школьной выучки. Мало того, что греческие художники владели высокой техникой рисунка, они прекрасно знали форму и строение человеческого тела. Об этом убедительно свидетельствуют произведения вазовой живописи, скульптуры и копии с произведений греческих художников, выполненные римскими живописцами.

Изображая форму предметов, как это явствует из сведений древних писателей, греческие художники не ограничивались только линейными изображениями, но наглядно и убедительно передавали средствами светотени (тона) объем и фактуру предметов. 7

При рисовании соблюдались ясность и четкость изображения предмета, без лишних штрихов и росчерков. Линия играла первостепенную роль. Развитие и совершенствование мастерства, а вместе с тем и методов преподавания всегда требовали общения и соревнования между художниками-педагогами. Отсюда ясно, что для приобретения навыков подобного мастерства нужна была хорошая школа рисунка, рисунок был основой изображения.

Уже IV веку до н. э. в Греции существовало несколько известных школ рисунка: фиванская, эфесская и сикионская. Эти школы имели различные методические установки. 8

Фиванская школа, основателем которой был Аристид, или Никомах, большое значение придавала светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии.

Сикионская школа, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы. В этой школе требовалась «величайшая точность и строгость рисунка».

Сикионская школа оказала большое влияние на методику преподавания рисования и на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения, она стремилась приблизить ученика к природе, научить его чтить закономерности строения природы, воспитывала у ученика любовь к изучению красот природы. В результате всего этого сикионская школа рисунка давала очень высокую профессиональную подготовку молодым художникам. Из сикионской школы вышли такие прославленные художники, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий Апеллес.

Говоря о сикионской школе, необходимо, прежде всего, сказать об основателе этой школы — Эвпомпе (400-375 гг. до н. э.). Эвпомп был прекрасным педагогом и очень хорошим живописцем. Особое же место в истории изобразительного искусства Эвпомп занимает как выдающийся представитель художественной педагогики. 9

Эвпомп впервые обратил серьезное внимание на научную основу изобразительного искусства, положив рисунок во главу угла своей школы. Стараясь ввести в искусство научные принципы, и стремясь к величайшей точности рисунка, Эвпомп подошел по-новому и к методу обучения. Отличие этого метода от метода преподавания рисования в других школах состояло в том, что Эвпомп призывал своих учеников изучать природу, изучать закономерности природы на основе науки, главным образом математики. Плиний писал: «Значение Эвпомпа в живописи было так велико, что из-за него внесено было новое деление живописи: до него она делилась на живопись Эллады и Азии, а из-за этого уроженца Сикиона живопись Эллады в свою очередь была разделена, и получилось три школы: Ионийская, Сикионская, Аттическая».

Сикионская живописная школа была в буквальном смысле слова новая по своему направлению. Здесь выработалась система обучения, по программе, содержащей разнообразные дисциплины. Такая «академия» готовила живописцев, которые должны были усвоить не только технику энкаустики (живопись восковыми красками), но и правила линейной перспективы, законы света и цвета, хрестографию, то есть построение человеческой фигуры по вычислению.

В основе правил сикионской школы лежала хрестография, которая теоретически развивала традиции скульптора Поликлета. Канон Поликлета — подход к изображению натуры — сделался основным принципом сикионских живописцев. Живописные достижения предыдущего периода — архаического — были, конечно, широко использованы, но главное внимание было направлено на построение и моделировку фигуры.

В литературных источниках упоминалась одна картина Евпомпа, изображающая атлета-победителя с пальмовой ветвью в руке. Картина имела такое же значение в дальнейшем развитии античной живописи, как и «Дорифор» Поликлета для развития скульптуры.

Наиболее выдающейся личностью сикионской школы и ее фактическим главой был Памфил — ученик и последователь Эвпомпа. Памфил был очень образованным человеком и блистательным художником. Плиний писал о нем: «Сам Памфил родом был македонянин, но он первый вступил в область живописи, обладая всесторонним образованием, особенно же знанием арифметики и геометрии; без их знания, по его словам, нельзя было достичь совершенства в области искусства». 10

Согласно свидетельству Плиния Старшего, Памфил был всесторонне образованным человеком, особенно хорошо знал арифметику и геометрию, считая, что без этих наук нельзя достичь совершенства в области искусства. Памфил ввел в преподавание в сикионской школе кроме математики изучение законов цвета и света. Отличительной чертой его преподавания была длительность обучения: оно продолжалось двенадцать лет. Особое внимание он уделял рисунку, и, как писал Плиний, благодаря ему «сначала в Сикионе, а потом по всей Греции было установлено так, что свободные дети, прежде всего, учились рисованию, то есть живописи на буковом дереве, причем это искусство было включено в число предметов первоначального образования. Предпочтение, оказываемое живописи, сказалось в том, что ею всегда занимались люди свободные по рождению, а вскоре даже высокого положения. Поэтому нет ни одного раба, который прославился бы картинами, равно как и работами по металлу».

Свой опыт преподавания Памфил изложил в сочинении, которое, к сожалению, не дошло до нашего времени. К созданию художественного произведения Памфил шел не от капризов фантазии, первого непосредственного впечатления или счастливо найденной натуры. Художник искал общие законы пропорционального построения фигуры, распределения света и тени, перспективы. Твердое знание этих законов Памфил считал основой живописи.

Сюжеты картин Памфила очень разнообразны: мифологическая картина «Одиссей на плоту», батальная композиция «Битва у Флиунта», «Изображение одной семьи», вероятно семейный портрет. Учеником Памфила, в совершенстве овладевшим техникой энкаустики, был Павсий, работавший в середине IV в. до н. э. Павсий писал картины, удивительные по мастерству овладения виртуозной техникой живописи и самому сюжету, память о которых сохранилась на многие века. Художник исполнил эти картины по всем правилам сикионской живописной школы. Такова его картина «Мефе», то есть опьянение, которая изображала человека, пьющего вино из хрустальной чаши; написан он был так, что его лицо просвечивало через хрусталь и вино. Другая картина Павсия представляла быка, смотрящего на зрителя. Следуя законам перспективы, живописец показал весь объем туловища животного и, что особенно поражало древних зрителей, градации светотени, написанные одним тоном (черным). Эти картины Павсия были помещены в круглом здании Фимеле, построенном в Эпидавре архитектором Поликлетом Младшим. 11

Как говорят историки, Памфил был крупным теоретиком, однако мы ничего не знаем о его теоретических трудах; были ли это теоретические труды в области только изобразительного искусства или были среди них и труды в области теории преподавания — методики. Продолжателями дела Памфила были его ученики — Мелантий и Апеллес. Они продолжали развивать дальше его методические положения и принципы искусства, методические приемы обучения рисунку. Самой крупной фигурой сикионской школы, да и всего античного искусства был Апеллес (356-308 гг. до н. э.). Этот художник достиг наивысшей славы среди всех художников древности, впоследствии его имя стало нарицательным среди художников и теоретиков искусства.

Первоначальное художественное образование Апеллес получил в эфесской школе. Первым учителем его был Эфон Эфесский. Затем Апеллес перешел в сикионскую школу к Памфилу, где очень скоро превзошел своего учителя. Вскоре он и сам стал заниматься педагогической деятельностью. О педагогической деятельности Апеллеса известно следующее. Обучение он начинал с технологических и технических процессов. Ученики учились растирать краски, знакомились с техникой работы и основательно изучали рисунок. Рисунок был главным учебным предметом, им занимались ежедневно. У Апеллеса было правило — «ни одного дня без линии». Он считал, что «в живописи, как и в музыке, постоянное занятие необходимо». С учениками Апеллес был прост, но очень требователен.

Высокие требования Апеллес предъявлял не только к ученикам, но и к самому себе. Плиний писал, что «он выставлял свои законченные картины на балконе напоказ прохожим и, прячась за картиной, слушал, какие недостатки отмечались».

В основу своего творчества Апеллес положил точный рисунок, который обеспечивал реальность изображения. Многочисленные описания картин Апеллеса говорят об исключительной выразительности и реальности изображений. Однако его произведения не являлись результатом лишь точного изображения натуры. Апеллес не срисовывал всех мельчайших деталей, не воспроизводил на картине предмет с натуралистической точностью, а передавал лишь самые характерные признаки натуры. Плиний указывает: «Присвоил он себе славу и в другом отношении: восхищаясь картиной Протогена, стоившей ему громадного труда и выполненной со слишком боязливой рачительностью, Апеллес заметил, что Протоген во всем ему равен, но в одном он превосходит Протогена, а именно в умении вовремя прекратить работу над картиной; тем самым дал достопамятный урок, что часто чрезмерная тщательность бывает во вред». 12

Апеллес был художником широкого диапазона — писал исторические картины, натюрморты и портреты. Особенно часто он изображал Александра Македонского и его полководцев. Эти портреты были настолько великолепны, что Александр Македонский однажды сказал: «Есть в мире два великих Александра — один непобедимый, сын Филиппа, другой неповторимый, сын Апеллеса».

В портретах Апеллес достигал поразительного сходства. В своих методах овладения изобразительным искусством, рисунок по памяти, у художника, играл не последнюю роль. 13

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *