как назывались сборщики налогов во франции
«Коррупция при дворе Людовика XIV»: Уроки истории и экономики для правителей
5 сентября 1661 года лейтенант королевских мушкетёров Шарль д’Артаньян выполнил одно и самых сложных заданий в карьере: накануне король Людовик XIV приказал ему заключить под стражу суперинтенданта финансов Никола Фуке.
В годы, когда Францией правили мать Людовика XIV Анна Австрийская и кардинал Мазарини, распорядитель бюджетных средств Фуке сумел подчинить своему влиянию систему тотальной коррупции, поразившую государство, и стал фактическим хозяином страны, самым могущественным и самым богатым человеком. Его арест вполне мог привести к гражданской войне, но д’Артаньян справился со своей ролью — узник был благополучно доставлен в Венсеннский замок.
В издательстве «Олимп–Бизнес» выходит книга «Коррупция при дворе Короля-Солнце: взлёт и падение Никола Фуке» американского исследователя Винсента Питтса. «Секрет» публикует её фрагмент.
С конца Средних веков главным прямым налогом во Франции был сбор под названием талья. Тальей облагались индивидуальные домохозяйства в объёме, по идее сообразном размеру налогооблагаемых владений домохозяйства. Но, как и многое другое при Старом режиме, этот налог не был ни прост в применении, ни единообразен в масштабе королевства. Суммарный плановый доход от тальи и некоторых других прямых налогов и сборов (taillon — специальный военный налог, crue — дополнительный налог, и т.д.) ежегодно устанавливался королём и должен был выплачиваться теми, кто не принадлежал к церкви или к дворянству. Были исключения и по другим основаниям. Например, большинство городов покупали коллективное освобождение для всех живущих внутри городской стены. К тому же многие недворяне освобождались от тальи либо на основании занимаемых ими должностей, как, например, королевские казначеи (trésoriers de France), либо лично, решением короля. В некоторых провинциях, в частности в Дофине, освобождение дворян от налога было привязано к землям, столетия назад зарегистрированным как «благородные», а не к людям. Если дворянин владел «неблагородной» землёй, он должен был платить талью из расчёта оценочной стоимости собственности — в теории, поскольку дворяне или богатые землевладельцы-буржуа обычно находили способы уйти от этого налога. На практике для богатых и власть имущих существовало несметное множество исключений, позволявших перекладывать основную тяжесть налога на крестьян и ремесленников.
Способы сбора налога и расчёта налоговых обязательств любого конкретного домохозяйства различались в разных частях страны. В центральных и северо-восточных районах, где уже не стало провинциальных представительных собраний (États), сумму, которую надо было получить с каждой территориальной единицы налогообложения — финансового округа, или «генералитета» (généralité), устанавливало королевское правительство. Эта совокупная величина далее территориально дробилась вновь и вновь, пока в итоге не превращалась в обязательства отдельного домохозяйства. Сбором занимались королевские должностные лица, так называемые éles, и те части Франции, где применялся этот механизм, назывались pays d’élections. Части Франции, где представительные собрания уцелели: Бретань, Бургундия, Прованс и Дофине, — были известны как pays d’États. В этих регионах королевская власть договаривалась о сумме, которую была должна заплатить провинция, с местными собраниями представителей. Сбор налогов в основном контролировали они. Неудивительно, что в совокупности вклад pays d’États оказывался гораздо ниже, чем pays d’élections. В нескольких регионах, например в Лангедоке, в силу исторических обстоятельств их присоединения, была своя собственная налоговая система. Там король договаривался с местными представительными собраниями о взносе, заменяющем талью.
Второй важной формой налогообложения были акцизы (des aides), например на пшеницу или вино. Печально знаменитый габель (gabelle) — соляной налог, которым не только облагалось потребление, но и определялся обязательный минимум соли, который домохозяйство должно было купить с государственных складов; от него дворяне и клир тоже были освобождены. Дурной славой у современников пользовались дорожные сборы, а также городские ввозные налоги (octrois).
И вновь налоговая нагрузка на разные районы могла разительно отличаться — главным образом в зависимости от исторических обстоятельств, по которым та или иная провинция попала под непосредственный контроль короны. Большинство северных территорий Франции платили соляной налог по самой высокой ставке, в то время как для Лангедока, Дофине или Прованса существовали свои, пониженные ставки. Ввозимые через порт Бордо вина облагались налогом, так называемым «бордосским конвоем» (convoi de Bordeaux), восходившим к налогу, собиравшемуся на защиту от английских пиратов во время Столетней войны.
Большую часть денег казне приносила талья и разнообразные косвенные налоги в виде акцизов. Однако доля этих категорий в общем доходе варьировала от года к году. Остальные средства поступали из разных источников и назывались экстраординарными доходами, что отличало их от доходов от тальи, косвенных налогов на продажи и дорожных пошлин. К примеру, чтобы заниматься некоторыми профессиями и видами торговли, перед началом работы или операций было необходимо заплатить своего рода вступительный взнос, marc d’or. Другой важный вид экстраординарных доходов составляли доходы от продаж аннуитетов — ренты (rentes), обеспеченной теми или иными будущими налоговыми поступлениями. Например, это мог быть налог с продаж, который собирали в Париже (такая рента называлась ратушной, rentes sur l’hôtel de ville).
Одним из важнейших источников дохода — совершенно нетипичным для современного государственного управления — были создание и продажа государственных должностей, прежде всего внутри судебного и финансового аппаратов монархии.
Как назывались сборщики налогов во франции
Теоретически предполагалось, что казначеи и сборщики смотрят за платежными силами населения и не облагают его непосильным бременем. На практике купивший должность казначей часто ленился проводить инспекцию, или отдавал предпочтение одним районам в ущерб другим. Но хуже всего, конечно, дело обстояло со сборщиками. Они очень часто подделывали документы, откладывая деньги в свой карман, или закрывали глаза на неуплату тальи друзьями и родственниками, перекладывая расходы на остальных.
Нет ничего удивительного, что крестьяне начали массово отказываться платить. В 1641 году элекция Лош с 1632 и за последующие годы задолжала более 1 миллиона ливров; к 1643 году генералитет Бурж имел задолженность в 2,25 миллиона ливров за шесть лет; в сентябре 1642 года пять элекций в области Монтобан были должны государству 1 175 073 ливров за 1639—1641 годы. Ситуация ухудшилась из-за сборщиков налогов, которые оправдывали невыполнение своих обязанностей сопротивлением крестьян.
При Ришелье специально предназначенные для помощи финансовым чиновникам войска располагались в большинстве провинций. Это была легкая кавалерия, из которой формировались роты в 50 — 100 человек, каждая под командованием офицеров. Их обязанностью было сопровождать правительственных чиновников в поездках для сбора налогов и расквартировывать войска в неплативших приходах. Их набирали и платили им откупщики, а контролировали местные интенданты. Войскам хорошо платили, чтобы обеспечить их лояльность. Первая рота fusiliers pour les tailles была создана в Ангумуа в мае 1636 года, но вскоре расформирована из-за своих преступлений. Однако между 1640 и 1644 годом множество таких рот были прикомандированы к интендантам. Фискальные войска просуществовали во Франции вплоть до февраля 1877 года.
Налоги во Франции
Прямые налоги Франции
Во Франции три вида основных прямых налогов:
Так же необходимо оплатить налог на жилье и недвижимость. При продаже недвижимости или земли на сумму более 1,3 млн евро — налог на прирост капитала (impôt sur les plus values).
Социальные отчисления
Взносы на социальное обеспечение (sociales или cotisations sociales) собираются государством для финансирования системы социального обеспечения Франции: здравоохранение и выплата больничных пособий,выплата семейных пособий, пенсий, пособий по безработице и страховых выплат, при несчастных случаях на рабочем месте.
Сборы делятся между работодателем и работником: работодатели платят около 40–45%, а большинство сотрудников платят около 20–25% от валового дохода. Работодатель ежемесячно удерживает деньги из зарплаты. Самозанятые платят около 40% своего заработка на социальные нужды с момента начала деятельности.
Подоходный налог
Ставки подоходного налога во Франции зависят от того, состоите ли вы в браке или нет, есть ли у вас дети и, если да, сколько их, а также от вашего дохода и от того, работаете ли вы на себя.
Налог охватывает все доходы, полученные как во Франции, так и за ее приделами. При расчете налогооблагаемой суммы учитывают заработную плату, пенсию, ренты, награды, проценты по депозитным вкладам и прочие виды доходов.
Ставки подоходного налога для резидентов
Ставки подоходного налога для нерезидентов Франции
Нерезиденты Франции платят подоходный налог по минимальной ставке. Если доход не превышает 275 19 € — 20%, если превышает, то 30% от общей суммы дохода.
Налог на налогооблагаемую прибыль от продажи французской собственности для нерезидентов, но граждан ЕС составляет 19% и 36,2% для всех остальных.
Система оплаты подоходного налога PAYE
Благодаря новой системе PAYE с каждой получаемой ежемесячной заработной платы вы будете платить подоходный налог сразу же в режиме реального времени. Так будет с разными источниками дохода, например, если вы официально трудоустроены, работодатель вычитает ваш подоходный налог из вашей заработной платы и уплачивает его непосредственно в налоговые органы. Через систему PAYE не оплачивается налог на инвестиционный доход (включая прибыль от полисов страхования жизни), прирост капитала от финансовых вложений и недвижимости, а также налог за доход, полученный вне Франции.
Система PAYE введен в начале 2019 года. Позволяет выплачивать подоходный налог с источника дохода ежемесячно.
Тарифы
НДС во Франции (VAT или Taxe sur la valeur ajoutée) — налог на определенные товары и услуги, который включен в продажную стоимость.
Возврат НДС
Если вы не резидент ЕС, то можете подать заявление на возврат НДС.
Обязательно перед выходом из магазина попросите форму Detax и поинтересуйтесь есть ли в магазине стойка для возврата налогов. Если такой стойки нет, то заполненную форму и чеки отнесите на стойку Tax Refund в главном фойе аэропорта.
На недвижимость
Налоговая ставка на первичную недвижимость составляет 1 %, на вторничную и последующие — 3%. Так же вам придётся оплачивать дополнительные налоговые сборы prélèvements pour base élevée et sur les maison secondaire и страховые взносы.
На вывоз мусора
Налог на вывоз мусора (TEOM) оплачивается вместе с налогом на недвижимостью. Некоторые населенные пункты решают финансировать эту услугу из общего бюджета, но многие предпочитают облагать налогом жителей.
На жилье
Выплачивается при аренде жилья. С 2020 года, если облагаемый налогом ежегодный доход не выше 27 706 €, аренда не облагается налогом. Рассчитать налог (taxe d’habitation) на жилье можно тут
На ТВ
Одноразовый налог (redevance audiovisuelle) в размере 139 € выплачивается за наличие одно или нескольких телевизоров в квартире или доме. Если у вас нет телевизора, необходимо указать эту информацию в годовой налоговой декларации.
На прирост капитала
Налог (impôt sur les plus values) уплачивается при продаже зданий, земли и акций. Начиная с 2018 года, единая фиксированная ставка налога в размере 30% применяется к сберегательным и инвестиционным доходам и прибыли, включая подоходный налог в размере 12,8% и социальные отчисления в размере 17,2%.
Федеральные налоги
Если вы живете и/или работаете во Франции, вы можете оплачивать следующие налоги за:
На богатство
В 2018 году была введена многоуровневая система налога на имущество со следующими сборами:
На наследство
Налог на наследство во Франции известен своей сложностью. Для умерших резидентов Франции все активы по всему миру облагаются французским налогом на наследство, в то время как все французские владения подлежат налогообложению, даже если бенефициар не является резидентом Франции.
Для нерезидентов многие двусторонние налоговые соглашения с Францией предоставляют освобождение от уплаты французского налога на активы по всему миру.
После любых применимых отчислений и льгот, а также после добавления любых подарков, полученных от умершего в течение предыдущих 15 лет, ставки наследования составляют:
Братья и сестры умершего облагаются налогом в размере 35% для сумм до 24 430 € и 45% для больших сумм, с последующим возвратом налога в размере 15 932 €. Остальные члены семьи будут облагаться налогом в размере 55% или 60% в зависимости степени родства.
На прибыль юридических лиц
Когда вы управляете собственной компанией во Франции, вы можете облагаться налогом в соответствии с системой подоходного налога с физических лиц (Impôts sur le Revenu, IR) или французской системой корпоративного налогообложения (Impôts sur les Societiés, IS).
Если вы работаете в качестве индивидуального предпринимателя или внештатного работника в рамках малого бизнеса, вы будете платить налоги и социальные сборы в зависимости от оборота (дохода от бизнеса).
Кто платит налоги во Франции
Вы обязаны платить налоги, если:
Возврат налогов, льготы и пособия во Франции
Возврат налогов, льготы и пособия предоставляются в этих случаях:
Налоги во Франции для иностранцев
Иностранные граждане облагаются налогом на доход, заработанный во Франции. Таким образом, даже если вы не проживаете во Франции постоянно, но работаете во французской компании, вы будете облагаться налогом с этого дохода. Тем не менее, у Франции есть налоговые соглашения с рядом стран, которые позволяют резидентам некоторых стран избегать двойного налогообложения.
Франция присоединилась к системе автоматического обмена информацией (AEOI), которая направлена на борьбу с уклонением от уплаты налогов, требуя от финансовых посредников прозрачности в отношении налоговых сборов среди стран-участников, подключенных к системе.
Подача налоговой декларации
Заполнение деклараций
Получить форму для заполнения декларации можно в налоговой инспекции (centre des impôts), в мэрии или на сайте министерства финансов.
Вы обязаны заполнить и подать французскую налоговую декларацию, даже если вы считаете, что упадете ниже порогового уровня дохода для уплаты любого французского налога.
Срок подачи налоговой декларации
Сроки подачи заявок меняются ежегодно, а сроки объявляются в марте или апреле того же года.
Если вы не уложитесь в срок, вы понесете штраф в размере 10% от суммы вашего налогового счета.
Оплата подоходного налога для самозанятых
Если вы работаете не по найму и являетесь единственным сотрудником (например, фрилансер), вы считаются микропредпринимателем и получаете налоговый статус, который значительно упрощает ваши налоговые и бухгалтерские требования. Налог будет высчитываться по системе прогрессивного налогообложения.
Если вы владеете более крупным бизнесом, который не может соответствовать статусу микропредпринимателя, вы подаете налоги в обычном режиме, когда ваш подоходный налог и отчисления на социальное страхование основываются на прибыли и вычитаются соответствующие коммерческие расходы.
Налоговая консультация
Если вы впервые столкнулись с выплатой налогов во Франции или получили наследство, лучше всего обратиться за помощью к бухгалтеру, который проанализирует финансовую ситуацию, поможет избежать ошибок и последующих штрафов.
Налоговая система Франции
Бесплатная консультация юриста!
Налоги во Франции: история и современность
НДС на новую недвижимость, Value Added Tax (TVA), в размере 19,6% ее стоимости взимается в течение 20 лет. Для иностранцев существует ряд схем возвращения суммы этого налога, в том числе пребывание в стране по туристическому виду на жительство. Другой путь — соглашение об ограниченном по времени использовании новой собственности. И, наконец, сумма налога возвращается владельцу, продавшему новую недвижимость раньше истечения 20-летнего срока действия TVA в пропорциональном размере.
Налог на прирост капитала от перепродажи недвижимости для граждан из стран ЕС, не подпадающих под действие французской налоговой системы, составляет 16%, если она продается в первые пять лет после покупки. Для остальных, в том числе россиян, этот налог составляет 33,3%. В последующие десять лет возможна скидка на десять процентов. После 15 полных лет владения недвижимостью при ее перепродаже никакого налога на прирост капитала не взимается вообще.
Если вы хотите избежать налога на собственность в новостройке в размере 19,6%, Вам следует рассмотреть вариант по схеме Leasback. Единственным недостатком этой схемы является то, что она ограничивает количество недель, в течение которых вы можете пользоваться своей недвижимостью непосредственно для проживания. Такую собственность можно использовать в качестве места проведения отпусков. В остальное же время года она сдается внаем, и вы гарантированно имеете долю прибыли от аренды через управляющую компанию.
Прямые налоги с доходов
1. Подоходный налог /ПН/, которым облагаются физические лица. Ежегодно он обеспечивает около 20 % налоговых поступлений, принося почти 300 млрд. франков. Он был введен в действие в 1914 году министром финансов правительства Гастона Думерга Жозефом Кайо, а позднее неоднократно преобразовывался. Поначалу налоговые ставки варьировались от 0 до 10 процентов, а ныне — от 0 до 52,75 процентов. Выплачивается на основе декларации о доходах, подаваемой в начале каждого года, как правило, в первой декаде февраля, фактически подоходным на¬логом облагается лишь каждая вторая французская семья /15 млн семей/, остальные либо пользуются многочисленными льготами /например, в связи с семейным положением и т.д./, или их доходы не достигают нижней планки, начиная с которой выплачивается подоходный налог.
2. Налог на прибыль юридических лиц. Он был введен сразу по окончании второй мировой войны. Им облагаются предприятия и фирмы с ограниченной ответственностью. Ставка налога — 33,33 процентов. В 1994 году этим налогом облагались почти миллион фирм (около 40 процентов от действующих во Франции предприятий). В том числе 10 процентов из них выплачивают до 75 процентов общей суммы налоговых поступлений. Общий объем поступлений в казну — при¬мерно 150 млрд. франков. Для некоторых категорий предприятий, в частности для мелких и средних фирм, ставка налога на при¬быль снижена до 19 проц. в целях стимулирования.
3. Всеобщий социальный взнос /ВСВ/. Введен в 1991 году правительством Мишеля Рокара в целях погашения долга социальной кассы. Выплачивался по фиксированной ставке в 2,4 процента от всех доходов. Ежегодно он дает бюджету до 100 млрд. франков, хотя дефицит социальной кассы эта мера не преодолела. С 1997 года ВСВ поднят до 3,4 процентов за счет перевода в него 1-процентного сбора на медицинские нужды из сумм, отчисляемых в социальную кассу. В 1996 году правительством Алена Жюппе, по¬мимо ВСВ, был введен дополнительный 0,5-процентный взнос на погашение социального долга /ВПСД/, который имеет более широкий «радиус действия», поскольку исчисляется также с пенсий и пособий по безработице. По замыслу правительства, эта мера должна погасить дефицит социальной кассы к 2009 году.
4. Солидарный налог на состояние /СНС/. Он учрежден правительством социалистов в 1982 году в виде налога на крупные состояния, но отменен правоцентристским правительством Жака Ширака в 1986 году. Возродился в нынешнем виде в 1989 году и предназначен для финансирования части субсидий неимущим слоям, отсюда его название. Им облагаются физические лица, обладающие состоянием свыше 4,6 млн. франков. Таковых во Франции ныне насчитывается около 170 тысяч, а общая сумма поступлений в бюджет не превышает 8,3 млрд. франков. Начиная с состояния в 43 млн. франков налоговые отчисления составляют 1,5 процента (максимальная ставка). Минимальная ставка — 0,5 процентов.
Прямые местные налоги
В 1959 году обрели свою нынешнюю форму /с некоторыми последующими поправками/. Включают в себя налоги на землю с постройками, на землю без построек, профессиональный налог /собирается с лиц, занимающихся частной экономической деятельностью, и юридических лиц/ и налог на жилье. Ими облагаются все собственники, арендаторы и предприятия как физические, так и юридические лица. Налог поступает в пользу местных органов власти — коммун, департаментов, регионов. Общий объем прямых местных налогов во Франции достигает около 290 млрд. франков. Из них на долю профессионального налога приходится 126 млрд. франков налога на жилье — 57 млрд. и налогов на землю — 72 млрд. Ожидается, что местные налоги будут и впредь проявлять в целом тенденцию к повышению. Это связано с общей политикой децентрализации и повышения роли местных органов власти в управлении.
Ставки местных налогов сильно варьируются по местностям и рассчитываются, как правило, из оценочной стоимости находящихся в собственности или арендуемых земли и жилых по¬строек. Так, житель Ниццы платит ежегодно около 2100 франков в качестве налога на жилище, а парижанин — менее 1300. Профессиональный налог, выплачиваемый предприятием в южном Карпантра, достигает 38 процентов от расчетной ставки, а в па¬рижском пригороде Нейисюр-Сен — 9 процентов. Ожидается, что в будущем разница в уровне местных налогов будет сокращаться, хотя и не должна полностью исчезнуть.
Еще лекции по налоговой системе зарубежных стран:
Габель (фр. ‒ une gabelle, от лат. gabulum ‒ «налог»)
Габе́ль (фр. — une gabelle, от лат. gabulum — «налог») — косвенный налог на соль, существовавший во Франции с 1286 до 1790. Первоначально этот термин применялся ко всем сырьевым товарам, но постепенно ограничился только солью. Возник как временный военный налог, а в правление Филиппа IV (1268—1314) стал постоянным. В 1340 Филипп VI ввел государственную монополию на его взимание, предполагавшую, в частности, обязательные регулярные закупки каждым подданным короля старше восьми лет определенного количества соли по фиксированной цене. Изначально Г. взималась равномерно во всех провинциях Франции, но позднее цены на соль и уровень налогообложения стали существенно разниться, иногда даже в десятки раз. Все провинции Франции были разделены на 6 групп по размерам и способам взимания Г. Самым высоким налогообложение было в провинциях, традиционно добывающих соль из прибрежных вод Атлантического океана и Средиземного моря или из просоленного морского песка. Меньший налог устанавливался для провинций, где соль добывали из соленых озер и болот. Две отдельные группы составляли провинции, сумевшие откупиться от Г., и провинции, вошедшие в состав Франции на условиях полного освобождения от ее выплаты. Установленные правительством различия между провинциями в уплате Г. способствовали развитию контрабандной торговли солью, которая покупалась в одних провинциях, где цена на соль были ниже, и перепродавалась в других, где цена была выше. Для взимания Г. в 1342 в каждой провинции были созданы принадлежавшие государству централизованные соляные склады (Greniers à sel). Под угрозой конфискации имущества каждый производитель соли обязан был продавать всю продукцию этим складам по фиксированной цене, после чего соль перепродавалась розничным торговцам по более высокой цене. Разница между этими двумя ценами и составляла Г., которая изначально стала самым ненавистным из всех налогов во Франции. Название сборщика Г. — «габелёр» (gabeleur) — служило бранным прозвищем для всех служащих фиска. Несмотря на крайнюю непопулярность Г., она просуществовала вплоть до падения «Старого порядка».
Лит.: Clamageran J. Histoire de l’impot en France. Paris, 1876; Gasquet A. Précis des institutions politiques de l’ancienne France. Paris, 1885; Ардашев П. Н. Провинциальная администрация во Франции в последнюю пору «Старого порядка». 1774—1789. Т. 1—2. СПб., 1900—1906. П. П. Черкасов.