как оформляется договор с самозанятым
Договор с самозанятым физлицом: образец
Договор с самозанятым в 2019 году — нужно ли его заключать и как он выглядит? На эти вопросы мы ответим в данной статье. Здесь вы найдете все нюансы заключения договора с самозанятым гражданином: условия, образец, налоги, риски.
Нюансы договора с самозанятым лицом
Режим совсем новый, и вполне естественно, что у организаций (или предпринимателей), собирающихся пользоваться услугами самозанятых, возникает много вопросов. В том числе — как оформлять договорные отношения, да и нужно ли вообще это делать?
Универсального рецепта здесь нет, поскольку налог на профессиональный доход имеет несколько нюансов:
Можно ли вообще обойтись без заключения договора? Можно: соглашение между сторонами может быть и устным, если это их обеих устраивает, и для данной сделки не предусмотрена обязательная письменная форма договора (ст. 159 ГК РФ). Однако всегда нужно помнить, что договоренности, не закрепленные на бумаге, — это большие риски.
Заключаем договор с самозанятым ИП
Таким образом, в данном случае договор не будет иметь каких-либо особенностей по сравнению с тем договором, который вы заключаете с ИП, применяющим другой налоговый режим.
И еще нюанс — ГПХ-договор с ИП при определенных обстоятельствах могут признать трудовым. Последствия: доначисление НДФЛ, взносов во все фонды, а также административный штраф (п. 4, 5 ст. 5.27 КоАП).
Заключаем договор с самозанятым гражданином, не имеющим статуса ИП
Однако, помня о рисках, советуем включить в него положения:
Как компании оформить отношения с самозанятыми?
В 2019 году в законодательство введены поправки, которые определяют взаимоотношения с самозанятыми гражданами. Налогообложение самозанятых вводится только в определенных регионах страны. В Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане в качестве эксперимента будет действовать специальный налоговый режим в виде налога на профессиональный доход. Но к 2020 году налоговый орган обещает распространить этот режим по всей России.
Какой договор заключить с самозанятыми?
Какого-то определенного алгоритма по заключению договора нет. Однако следует учитывать следующее.
1. Важно понять, можно ли заключать договор с самозанятым гражданином или придется заключать трудовой договор.
Если предполагается постоянная работа, а отношения схожи с трудовыми, когда работодатель выплачивает заработную плату два раза в месяц, а работник следует правилам трудового распорядка, то необходимо заключить трудовой договор.
Кроме того, важно помнить, кто не может быть самозанятым граданином:
2. Необходимо определиться с видом договора, который заключается с самозанятым гражданином.
С точки зрения законодательства, и тот и другой договоры будут по своей природе гражданско-правовыми.
К признакам трудового договора относится достаточно много подобных признаков.
Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ч. 1 ст. 56 ТК РФ).
К гражданско-правовым договорам, связанным с трудом, относятся договор подряда, возмездного оказания услуг, поручения и некоторые другие. Аналогично признакам трудового договора можно отметить некоторые признаки указанных договоров согласно гражданскому законодательству:
Но часто отличить один договор от другого достаточно сложно.
В Трудовом кодексе появилась статья 19.1, регулирующая вопрос признания гражданско-правового договора трудовым. Признание отношений трудовыми осуществляется:
Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.
Какие признаки гражданско-правового договора говорят о том, что он является трудовым?
К таким признакам относятся:
И суды часто используют данные признаки для переквалификации договора.
Признаки трудового договора
По договору выполнялась не какая-либо конкретная разовая работа, а исполнялись определенные функции, входящие в обязанности физического лица — исполнителя, при этом отношения сторон носят длительный характер
Работник обязуется выполнить определенную работу, а общество — оплатить ее. Из предмета договоров видно, что по ним выполнялись работы определенного рода, носящие системный характер
Оплата труда по договорам была гарантирована в определенной сумме, выплачивалась ежемесячно после подписания акта приема-передачи услуг независимо от объемов выполненных работ, что подтверждается расходными кассовыми ордерами, платежными ведомостями и платежными поручениями
Закрепление в предмете договора трудовой функции (выполнение работником лично работ определенного рода, а не разового задания заказчика); отсутствие в договорах конкретного объема работ (значение для сторон имел сам процесс труда, а не достигнутый в результате этого результат)
Работодатель, как правило, заинтересован не столько в конкретном результате деятельности работника, сколько в личном выполнении им определенной трудовой функции
Ч. 2 ст. 58 ТК РФ, п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»
3. Укажите в договоре дополнительные условия
Обосновывающие статус плательщика налога на профдоход,
закрепляющие ответственность исполнителя за убытки, которые вы понесете в случае недобросовестного исполнения им своих налоговых обязанностей.
Это позволит обезопасить компанию от претензий к тому, что она намеренно заключила договор не трудового характера.
Какие счета открывать самозанятым?
Работодатель по законодательству не должен открывать счета самозанятым гражданам.
Выплаты самозанятому гражданину могут осуществляться на карту самозанятого гражданина или в рамках зарплатного проекта. Каких-либо ограничений в законодательстве не содержится.
Если по каким-то причинам работник не хочет получать ту карту, которую может предложить компания, заключающая договор с самозанятым гражданином, то он может самостоятельно открыть ее в любом подходящем ему банке. Для этого следует подойти в отделение выбранной кредитной организации с паспортом, кодом налогоплательщика и справкой о состоянии доходов, если необходимо оформить услугу предоставления кредита до зарплаты. Многие кредитные учреждения позволяют оформить такую карту по интернету. Срок изготовления ее составляет от нескольких дней до 2 недель, в зависимости от правил банка. После получения карты, необходимо предоставить необходимые сведения в бухгалтерию, чтобы работодатель мог перечислять заработную плату на нее.
Также нет запрета на проведение выплат из кассы предприятия.
Порядок расчетов должен быть предусмотрен в договоре с самозанятым гражданином.
Важно, что сегодня существуют риски в части снятия денежных средств и блокировки счетов банками. Но это касается, в основном, сумм более 600 тысяч рублей.
Конечно вызовет вопросы и ситуация, когда в компании работает только один генеральный директор, но при этом все сотрудники фактически являются самозанятыми гражданами.
Учет расходов на изготовление карты и открытие счета самозанятому гражданину
Порядок выдачи кредитными организациями банковских карт и особенности осуществления операций с их использованием определены нормами Положения об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденного ЦБ РФ 24.12.2004 N 266-П.
Согласно п. 1 ст. 845 Гражданского кодекса РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. В случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете (п. 1 ст. 851 ГК РФ).
Порядок учета расходов на открытие счета и изготовление карты в законодательстве нигде не установлен.
Вместе с тем по разъяснениям Минфина России и ФНС России расходы на изготовление пластиковых карт для расчетов даже с работниками, не говоря уже о самозанятых, а также на оплату услуг банка по обслуживанию карточных счетов в целях исчисления налога на прибыль не учитываются в составе расходов по оплате банковских услуг, а являются расходами на оплату товаров (работ, услуг) для личного потребления работников, которые не учитываются в составе расходов в налоговом учете на основании п. 29 ст. 270 НК РФ (см. Письмо ФНС России от 26.04.2005 N 02-1-08/80@, Письма УФНС по г. Москве от 14.03.2006 N 20-12/19599, от 26.10.2005 N 20-12/77754, Письмо Минфина России от 07.02.2005 N 03-05-01-04/19).
Таким образом, если придерживаться позиции официальных органов, то рассматриваемые расходы не могут учитываться при исчислении налога на прибыль.
В этой связи лучше установить в гражданско-правовом договоре обязанность самозанятого гражданина по открытию счета в банке и изготовлению пластиковой карты.
Компенсации из кассы компании самозанятым
В некоторых случаях требуется приобретение товаров, материалов для целей осуществления деятельности самозанятым гражданином. Например, репетитору требуются учебники, а при осуществлении услуг клининга необходимы ведра, щетки и моющие средства. В этой связи возникает вопрос о возможности оплаты покупки таких товаров из кассы предприятия. И тут возникает риск.
Согласно п. 2 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» (далее — документ) индивидуальные предприниматели и юридические лица не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, за исключением определенных целей. Так, указанной нормой в том числе разрешено выдавать выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера; оплачивать товар (кроме ценных бумаг), работы, услуги; выдавать наличные денежные средства работникам под отчет; возвращать за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги. Таким образом, в связи с установленным порядком производить иные выплаты, кроме установленных указанным документом случаев за счет наличной выручки, организация не вправе.
Компенсация расходов работнику за счет наличных денежных средств, находящихся в кассе, не предусмотрена.
Во избежание данного риска необходимо закрепить именно в договоре порядок приобретения материалов, выделения средств. Лучше будет, если это сделает работодатель за свой счет или предусмотрит компенсационные выплаты.
В заключение важно отметить, что вопрос организации самозанятых граждан еще до конца не проработан, не сформирована судебная практика, и как она будет формироваться пока не известно, поэтому: «поживем — увидим».
Новые риски при работе с самозанятыми. Как составить договор, чтобы его не посчитали трудовым
Поговорим о взаимоотношениях самозанятых и бизнеса. Как только приняли ФЗ «О налоге на профессиональный доход», многие находчивые предприниматели — владельцы бизнеса решили, что это идеальный способ оптимизации и снижения налоговой нагрузки.
Если мы обратимся к истории понятия «самозанятости», то в 2016 году это понятие относилось исключительно к няням, уборщицам и репетиторам. Думая о самозанятых, законодатель прежде всего хотел выманить из тени тех, кто получает доход от физических лиц. И даже странно, что в ФЗ «О налоге на профессиональный доход» не внесено данное ограничение.
Но зато Федеральная налоговая служба создала специальную скоринговую систему, которая анализирует перечисления в адрес плательщиков налога на профессиональный доход и выявляет признаки подмены трудовых отношений.
В анализе участвуют такие показатели как:
периодичность и источники выплат,
взаимосвязь самозанятых и работодателей.
При заключении договора с самозанятым мы должны четко понимать, что это договор гражданско-правового характера. И самый главный риск, которого нужно избежать — это риск переквалификации договора с самозанятым в трудовой договор.
Статья 15 Трудового Кодекса РФ содержит прямой запрет на замену трудовых отношений гражданско-правовыми: « Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается»
Если сотрудничество с самозанятым используется как схема уклонения от уплаты НДФЛ и страховых взносов, то риск того, что налоговая переквалифицирует гражданско-правовой договор в трудовой очень высок.
Семь правил для избежания риска переквалификации договора с самозанятым в трудовой договор
1. Стороны в договоре должны называться «Исполнитель» или «Подрядчик» и «Заказчик». Это самое простое, но от этого не менее важное. Я имею ввиду не только письменную договора, но и ежедневное общение. Часто задают такие вопросы: «А если я возьму на работу самозанятого?» или «А могут мне как самозанятому зарплату 3 раза в месяц перечислять?»
« Сотрудники, оформленные по гражданско-правовым договорам, осуществляют свою деятельность не по разовым заданиям Заказчика и не в один период (месяц, квартал), что могло бы относиться к гражданско-правовому договору, а перезаключают договоры без перерывов, выполняют лично однотипную работу, с одинаковыми условиями труда, то есть отношения носят системный, продолжительный характер» — это вывод Арбитражного суда по делу А57-4896/2019, на основании которого организации были доначислены страховые взносы
Приведу пример из решения Арбитражного суда: « договоры возмездного оказания услуг не содержат согласованного сторонами конкретного предмета договора, содержащего подробное описание характера и видов, необходимых заказчику услуг, их периодичности, а также иных индивидуализирующих конкретные услуги признаков, что свидетельствует об отсутствии существенных условий договоров гражданско-правового характера».
4. Самозанятый не должен работать только с вашей компанией . Согласно Гражданскому кодексу РФ «Предпринимательская деятельность — это деятельность, направленная на получение прибыли». А чем больше заказов и клиентов — тем больше прибыли. Согласитесь, что крайне редко можно встретить реального предпринимателя, у которого был бы всего один-единственный Заказчик.
5. Отсутствие постоянного рабочего места на территории вашего офиса, цеха. Странно будет выглядеть, если самозанятый бухгалтер будет сидеть постоянно в вашем офисе, пользоваться вашей оргтехникой и канцтоварами.
6. С родственниками — своими или своих работников — тоже лучше гражданско-правовые договоры не заключать. Напомню, что у ФНС есть доступ к данным ЗАГСа. Вот работал у вас в штате за 50 000 рублей слесарь. А тут раз, и договор с его братом-самозанятым. И тоже на выполнение слесарных работ. Только платят ему уже по 190 000 рублей в месяц.
При работе с самозанятыми мы не должны забывать о самом главном тренде налогового администрирования последних лет — проверки «реальности» сделок. Расходы должны быть документально обоснованными и экономически оправданными.
Решения судов, разъяснения ФНС и статья 54.1 Налогового Кодекса РФ дают четко понять: запрещено уменьшать налоговую базу на расходы по сделкам, если их единственной целью является налоговая экономия.
Реально совершенные операции оцениваются на предмет:
исполнения надлежащим лицом;
действительного экономического смысла;
наличия деловой цели (конкурентные преимущества, уникальность специалиста, отсутствие в штате должности с аналогичными функциями).
Также не забываем, что существует обширная судебная практика по переквалификации гражданско-правовых договоров в трудовые. Просто раньше такие судебные споры касались претензий налоговых органов относительно взаимоотношений с индивидуальными предпринимателями и просто физическими лицами. Теперь же эта практика может быть применима и в отношении плательщиков налога на профессиональный доход.
В случае признания таких отношений трудовыми, трудовые отношения считаются возникшими с момента фактического допущения к работе (пункт 15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 от 14.11.2018).
Доначисление НДФЛ и страховых взносов, а также штрафов и пеней.
Возможные претензии работников по выплате отпусков, больничных и оплате работы в выходные в двойном размере.
Штраф по пункту 4 статьи 5.27 КоАП РФ:
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что с самозанятыми можно работать только если они реально выполняют работы, существует четкая деловая цель и гражданско-правовой договор с плательщиком налога на профессиональный доход составлен с соблюдением всех необходимых требований.
Самозанятым можно нанимать работников: как правильно заключить договор
ФНС подтвердила, что плательщики налога на профессиональный доход могут использовать чужой труд, не теряя права на льготный режим. Им запрещено заключать трудовые договоры, но разрешается заключать обычные гражданско-правовые: с подрядчиками или исполнителями. Это значит, что самозанятый имеет право работать не один и даже вообще ничего не делать лично.
Вот что нужно учесть самозанятым, которые пользуются услугами других людей.
Кого это касается
Разъяснения ФНС касаются плательщиков налога на профессиональный доход. Их еще называют самозанятыми. Теперь НПД можно применять в любом регионе. Самозанятость подходит тем, у кого доход не больше 2,4 млн рублей в год, нет работников с трудовыми договорами и запрещенных на этом режиме видов деятельности.
НПД можно применять со статусом индивидуального предпринимателя или без него. Например, можно сдавать личную квартиру как физлицо или заниматься ремонтом в чужих квартирах как ИП. Ставка налога с доходов от физлиц — 4%, от юрлиц и ИП — 6%, а с учетом вычетов и бонусов — даже меньше.
Самозанятые не могут быть работодателями
Одно из условий самозанятости — запрет на заключение трудовых договоров. Физлица их не могут заключать в любом случае, а вот ИП на других режимах — могут. Например, предприниматель на УСН, ЕНВД или ОСНО может нанять бухгалтера, продавца, грузчика, курьера официально, с ведением трудовой книжки и соцпакетом, — так же, как и компания.
А вот ИП на НПД не может заключить трудовой договор. Если он так сделает, то потеряет право на льготный режим.
Но самозанятые могут быть заказчиками
Несмотря на запрет трудовых договоров, самозанятые могут абсолютно законно заключать гражданско-правовые договоры с физлицами или ИП в рамках своего бизнеса. Например, договоры подряда или оказания услуг. Такого запрета в законе нет, и ФНС это подтверждает.
Например, самозанятый занимается ремонтом квартир. Он штукатурит, красит и кладет плитку, но не разводит электрику. Предприниматель сам дает объявления, общается с заказчиками, заключает от своего имени договоры на ремонт под ключ и сдает объекты. А для сборки щитка и установки розеток он наймет электрика. А чтобы было с кого спрашивать за сроки и качество, заключит с этим исполнителем договор оказания услуг.
У налоговой к такому самозанятому не будет претензий — при условии, что он заплатит налог со всей суммы от собственника квартиры. Вычесть из дохода стоимость услуг электрика не получится.
Исполнителями по договорам с самозанятыми могут быть физлица, ИП на любой системе или такие же самозанятые.
Для создания сайта можно заключить договор с копирайтером и иллюстратором. При доставке цветов — с водителем. При выпечке тортов — с курьером. При пошиве сумок — с бухгалтером и художником по ткани. При организации свадеб — с фотографом и ведущим. При посуточной сдаче квартиры — с клинером.
С этими исполнителями и подрядчиками можно работать на регулярной основе или один раз. Законом такая форма сотрудничества не запрещена. Главное — правильно все оформить.
Как компаниям работать с самозанятыми
С 1 января 2019 года в четырех субъектах РФ — в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан — проходит налоговый эксперимент. Те, кто предпочитает работать на себя, может легализоваться в качестве самозанятого и платить налог на профессиональный доход. Юрлица уже поняли, что с самозанятыми сотрудничать выгодно. Осталось только разобраться, как это делать.
В конце ноября 2018 года президентом был подписан пакет законов о проведении эксперимента по введению налога на профессиональный доход (НПД). Чиновники прописали условия для легализации, прежде всего — ставку налога. Так, если самозанятые оказывают услуги или продают товары физлицам, то ее размер составляет 4 %. В случае оказания услуг или продажи товаров юрлицам или ИП, ставка чуть выше — 6 %.
В чем выгода сотрудничества с самозанятыми?
Когда компания работает с физлицом, например, в рамках договора ГПХ или по трудовому договору, то она платит за него НДФЛ в размере 13 % плюс начисляет на его вознаграждение страховые взносы. При сотрудничестве с официально зарегистрированным самозанятым платить за него налог компании не нужно — эта обязанность ложится на самого самозанятого. Налог будет составлять 6 % от каждой сделки с юрлицом.
Некоторые компании, почувствовав эту выгоду, стали задумываться о «переводе» своих работников в статус самозанятых. Но Минфин в одном из своих писем (Письмо Минфина РФ от 01.02.2019 N 03-11-11/5884) пояснил, что такое переоформление невозможно. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не запрещает применение спецрежима для самозанятых для физлиц, которые заключили трудовой договор с юрлицом. Однако есть одно условие: это юрлицо не должно быть заказчиком услуг или работ по договору ГПХ для указанных физлиц и не должно являться их работодателем менее двух лет назад. То есть юрлицо может работать с самозанятым, который является его бывшим сотрудником, но при условии, что с момента увольнения последнего прошло не менее двух лет.
Таким образом, уволить работников и заключить с ними в дальнейшем договоры ГПХ как с самозанятыми, чтобы сэкономить на уплате взносов и НДФЛ, не получится.
Договор между юрлицом и самозанятым. Какие условия прописать?
Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не регулирует гражданско-правовые отношения сторон сделки и порядок их оформления. Поэтому налоговики в данном вопросе советуют руководствоваться нормами гражданского законодательства.
Составляя договор с самозанятым, можно ориентироваться на любой договор ГПХ, который вы используете в работе с другими контрагентами. Он должен включать следующие положения:
Помимо стандартных пунктов, перечисленных выше, стоит учесть несколько важных деталей.
Во-первых, не забудьте указать в договоре, что исполнителем является гражданин, зарегистрированный в качестве самозанятого. Венера Камалова, главный эксперт Совета по предпринимательству при Президенте Республики Татарстан, также рекомендует внести в договор сведения о его регистрации. Кроме того, она обращает внимание на то, что в тексте договора следует:
Когда договор между самозанятым и юрлицом может быть устным?
В Письме ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@ уточняется, что письменный договор не нужен, если услуга оказывается по сделке, исполняемой немедленно при заключении договора. В этом случае заключение договора будет подтверждаться уплатой заказчику денег за оказанные услуги.
При расчетах, связанных с получением доходов от реализации услуг, являющихся объектом налогообложения НПД, самозанятый должен сформировать и передать компании-заказчику чек (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). В нем содержатся такие сведения, как наименование оказанных услуг и ИНН юрлица или ИП, который является заказчиком услуг.
Таким образом компания, как заказчик, может подтвердить свои затраты на оплату услуг с помощью полученного чека.
Прежде чем заключить договор с самозанятым, убедитесь в том, что он действительно имеет этот статус. Сделать это можно двумя способами:
ФНС напоминает компаниям о том, что налог на профессиональный доход не имеет какие-либо особенности в оформлении платежных документов. Поэтому их оформление при перечислении денег за товары или услуги, которые предоставил самозанятый, происходит в общепринятом порядке.
Вычитаем расходы на услуги самозанятого из налоговой базы
Компания может уменьшить налог к уплате на сумму расходов на услуги самозанятого только в одном случае — если у нее будет чек от самозанятого. При взаимодействии юрлица / ИП и самозанятого чек, по сути, играет роль акта выполненных работ. Поэтому компания может принять его к учету.
Для самого самозанятого формирование чека не составляет большого труда — все происходит автоматически в приложении «Мой налог».
Тем не менее на тему чека возникает немало частных вопросов. На большинство из них налоговики уже успели ответить.
Можно ли компании принять к учету затраты не на основании чеков от самозанятых, а по актам в конце месяца?
Ссылаясь на ч. 8 — 10 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, ФНС однозначно отвечает, что наличие чеков обязательно — без них нельзя учесть суммы, уплаченные налогоплательщику, при определении налоговой базы. При этом не исключается оформление акта, в котором обозначены период или дата оказания услуги, что тоже влияет на отражение расходов в налоговом учете. Тем не менее акт сам по себе является лишь дополнением к чеку.
Требуется ли распечатка чеков?
Распечатывать не обязательно, так же как и хранить чек можно в любой удобной форме — бумажной или электронной.
Электронный чек обладает той же силой, что и бумажный. Он содержит аналогичную информацию, в частности, уникальный идентификационный номер, который присваивает ФНС. По этому номеру чек можно проверить (ч. 4 — 6 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
Каков срок передачи чека от самозанятого и чем грозит его непередача?
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, передача чека происходит в момент расчета, если этот расчет производится наличными или с использованием электронных средств платежа.
Но есть и иные формы расчета. В таких случаях с передачей чека нужно успеть до 9-го числа месяца, следующего за тем, в котором была произведена оплата.
Подписывайте документы с физлицами и самозанятыми удаленно. Для старта нужен только браузер и удаленная идентификация личности.
Если в процессе взаимодействия между самозанятым и юрлицом участвует посредник, то тогда формированием чека занимается именно он. При этом у посредника должна быть обязанность применять контрольно-кассовую технику.
Поскольку в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ прописана обязанность самозанятого передавать заказчику чек, то игнорирование этой обязанности может привести к тому, что заказчик уведомит о нарушении ФНС. Нужно помнить, что только наличие чека позволяет компании вычесть расходы на услуги самозанятого из налоговой базы. Поэтому она очень заинтересована в том, чтобы передача чеков осуществлялась бесперебойно.
Что делать, если самозанятому пришлось вернуть деньги и аннулировать чек?
ФНС обращает внимание, что в таком случае компании тоже придется аннулировать чек. Ей также нужно будет внести изменения в суммы расходов, учитываемых при расчете налоговой базы. Порядок корректировки зависит от режима налогообложения, который применяет компания.
ИП, с которым работает компания, переходит на НПД. Нужно ли перезаключать договор?
Разъяснения по этому вопросу ФНС дала в Письме ФНС от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@. Специалисты считают, что перезаключение договора не нужно, если это не влияет на соблюдение существенных условий договора. Если же условия меняются, то договор стоит перезаключить.
Есть еще ряд ситуаций, когда налоговики рекомендуют оформить дополнительное соглашение. Речь идет о случаях, когда исполнитель договора являлся плательщиком НДС и цена его услуг включала этот налог.
Так, например, согласно ч. 9 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ ИП, применяющие НПД, не платят НДС, кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Поэтому, если по договору стоимость реализации товаров включала в себя НДС, то заключение допсоглашения позволит урегулировать цены. В этом документе важно прописать, что ИП начал применять НПД с определенной даты.
Самозанятый превысил лимит дохода и потерял статус. Что делать юрлицу?
Среди всех прочих особенностей у НПД есть важное ограничение по предельному размеру дохода. Самозанятый может пользоваться всеми привилегиями и послаблениями до тех пор, пока его годовой доход не превысит суммы в 2,4 млн руб. или 200 000 руб. в месяц. Поэтому эксперты рекомендуют применять НПД тем, кто уверен в том, что его доход не «вылезет» за рамки этой суммы. Подробнее все плюсы и минусы НПД мы рассматривали ранее, в статье «ИП или самозанятость: что выгоднее и проще?».
Если самозанятый превышает установленный лимит по доходу, он автоматически утрачивает право на применение НПД с даты превышения. При этом порядок налогообложения остается тем же в отношении доходов, учтенных для целей применения НПД до даты утраты права (Письмо ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).
В этом случае юрлицо должно исчислить и уплатить НДФЛ и страховые взносы в отношении физлица (если оно не является ИП) с даты утраты права на применение НПД (в том числе с даты превышения суммы в 2,4 млн руб.).
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.