как определять правильность установки крана по отношению к весу поднимаемого груза
Статьи по ремонту
Памятка для стропальщика
Памятка для стропальщика составлена с учетом требований Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382—00); Типовой инструкции для инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состояний (РД 10-30—93), с изменением № 1‚РДИ 10-395(30)—00; Типовой инструкции для лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами (РД10-34—93), с изменением № 1 [РДИ 10-406(34)—00]; Типовой инструкции для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами (РД 10-107—96) с изменением №1 [РДИ 10-430(107)—02] и других новых нормативных документов, утвержденных Госгортехнадзором России.
1. Памятка для стропальщика — общие положения
Настоящая памятка для стропальщика предназначена для стропальщиков, занимающихся обвязкой и зацепкой (строповкой) грузов, а также навешиванием (закреплением) грузозахватных приспособлений на крюк грузоподъемной машины, участвующих в процессе подъема и перемещения грузов, подъемными машинами (кранами, кранами-манипуляторами, кранами-трубоукладчиками, подъемниками, вышками).
Соблюдение требований промышленной безопасности, изложенных в настоящей памятке для стропальщика, позволит стропальщикам работать без аварий и травматизма при обслуживании грузоподъемных машин на опасных производственных объектах.
Каждому стропальщику следует иметь и пользоваться памяткой, хранить ее наравне с удостоверением стропальщика, регулярно, перед началом работы, читать (восстанавливать в памяти) наиболее важные для выполнения предстоящей работы разделы иди отдельные требования безопасности при производстве работ грузоподъемными машинами.
2. Требования, предъявляемые к стропальщику по безопасному производству работ грузоподъемными машинами
2.1 Стропальщик по безопасному производству работ грузоподъемными машинами должен знать:
2.2 Стропальщик по безопасному производству, работ грузоподъемными машинами должен уметь:
3. Памятка для стропальщика
3.1. Стропальщик должен помнить, что перед началом работы необходимо:
3.2. Стропальщику перед началом работы грузоподъемной машины не разрешается:
3.3. Стропальщик должен помнить, что при обвязке и зацепке груза требуется:
3.4. Стропальщику при обвязке и зацепке грузов запрещается:
3.5. Стропальщик должен помнить, что при подъеме и перемещении груза необходимо:
3.6. Стропальщику при подъеме и перемещении грузов грузоподъемной машиной запрещается:
3.7. Стропальщик перед опусканием груза должен помнить,
что опасно устанавливать груз на временные перекрытия, трубы, кабели и в другие места, не предназначенные для его укладки, а также устанавливать плиты и другие грузы наклонно к заборам, стенам зданий и сооружений и т п.
3.8. Стропальщик перед опусканием груза обязан:
3.9. Обязанности стропальщика в аварийных ситуациях:
4. Основные причины аварий и несчастных случаев при производстве работ грузоподьемными машинами
Стропальщик непосредственно принимает участие в процессе производства погрузочно-разгрузочных, строительно-монтажных, ремонтных и других работ грузоподъемными машинами (кранами, кранами-манипуляторами, кранами трубоукладчиками, подъемниками и вышками).
Стропальщик производит обвязку и зацепку (строповку) груза, навешивание грузозахватных приспособлений на крюк грузоподъемной машины, подает сигналы крановщику на подъем, перемещение и опускание груза в проектное положение, производит укладку груза и отцепку (расстроповку) грузозахватных приспособлений.
Производство работ грузоподъемными машинами связано с повышенной опасностью на участке. При подъеме и перемещении грузов грузоподъемными машинами может возникнутьряд опасных производственных факторов, к числу которых относятся:
В настоящее время многие организации работаю без аварий и производственного травматизма. Однако на отдельных участках работ происходят аварии и несчастные случаи, связанные с производством работ грузоподъемными машинами, причем большинство аварий и нечастных случаев являются следствием неправильных действий стропальщиков.
Основными причинами аварий грузоподъемных машин являются:
К сожалению, при эксплуатации грузоподъемных машин происходят аварии как без несчастных случаев, так и аварии с несчастными случаями, а также несчастные случаи, не связанные с аварией грузоподъемных машин, но происшедшие при их работе.
Характерными причинами несчастных случаев, происшедших при эксплуатации грузоподъемных машин (без аварий) на протяжении ряда последних лет, являются:
Ниже приводится описание обстоятельств и причины наиболее характерных несчастных случаев, имевших место при эксплуатации грузоподъемных машин.
1.На строительстве цеха производился монтаж железобетонных колонн с применением пневмоколесного крана КС-4361 грузоподъемностью 16 т. В нарушение схем строповки монтажник застропил колонну двухветьевым стропом за одну петлю а подал крановщику сигнал на польем груза: В это время другой монтажник готовил место для монтажа колонны.
При подъеме колонны нижний конец ее опирался на лежащие в штабеле другие колонны. Когда колонна приняла наклонное положение (около 80’) по отношению к штабелю, строповочная петля оторвалась, колонна стала падать. В момент падения колонна, ударившись о стоящий рядом железобетонный столб, развернулась в сторону фундаментного стакана, где стоял стропальщик, и прижала его к фундаменту.
2. На строительстве жилого дома производился монтаж вентиляционной шахты башенным краном КБ-4052. Стропальщик при помощи четырехветьевого стропа зацепил вентиляционный блок за две петли и подал сигнал крановщику на подъем груза. В это время монтажник опустился на второй. этаж здания для установки блока в проектное положение. При опускании в проеме третьего этажа здания, блок зацепился за выступающую плиту перекрытия на высоте 1,7 м от перекрытия четвертого этажа. В результате произошло ослабление ветвей стропа, одни крюк стропа вышел из зацепления петли блока, который качнулся и упал в шахту; при этом был тяжело травмирован монтажник.
4. На строительстве корпуса ремонтного предприятия башенным краном С-981 производился монтаж металлического элемента и швеллера № 40 массой 0,3 т, длиной 5,6 м. Стропальщик в нарушение схемы строповки застропил швеллер, находящийся на четвертом этаж? здания, за один конец на расстоянии 7 м от края швеллера (другой конец элемента был прижат плитами) и подал крановщик сигнал на подъем груза. При, подъеме швеллера возникло косое натяжение грузовых канатов, груз ударился в ребро плиты перекрытия здания на высоте 24 м. По сигналу стропальщика крановщик прекратил дальнейший подъем груза. Затем стропальщик ломом пытался отодвинуть швеллер от плиты, груз сдвинулся, выскользнул из стропа и упал на землю; при этом был травмирован проходивший мимо рабочий.
5. На строительстве теплотрассы использовал автомобильный кран КС-2561 для монтажа трубопроводов. Траншея для прокладки трубопровод находилась между забором и воздушными линиям электропередачи напряжением 0,4 кВ и 10 кВ, расположенными на опорах в два яруса. Автокран был установлен у бровки траншеи. Расстояние от грузовых канатов при поднятой стреле до проводов линии электропередачи напряжением 10 кВ составило 500 мм. К
строповке груза были допущены двое необученных рабочих в качестве стропальщиков. Во время строповки трубы один из них потяну строп вместе с грузовой подвеской крана в сторону линии электропередачи и произошло касание грузового каната. В результате кран оказался под высоким напряжением. Рабочие, державшие в руках стропы, были поражены электрическим током. На крики крановщика о помощи прибежал мастер, который без соблюдения мер предосторожности приблизился к металлоконструкциям крана и был травмирован электрическим током.
Приложение 2
НОРМЫ БРАКОВКИ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ ПРИСПОСОЕЛЕНИЙ
Браковка грузозахватных приспособлений, находящихся в эксплуатации, должна производиться согласно нормативным документам, определяющим порядок, методы браковки и браковочные показатели.
Канатный строп подлежит браковке если ЧИСЛО ВИДИМЫХ обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице.
Каким должно быть расстояние между поворотной частью стрелового самоходного крана и другими предметами?
Установка стрелового крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1000 мм. 49.Что такое шаг свивки?
Полный оборот пряди вокруг органического сердечника.
50.Укажите минимальное число проколов каждой прядью при заплетке канатов диаметром до 15 мм.
Диаметр каната, мм Минимальное число проколов каждой прядью
До 15 4
51.Укажите минимальное число проколов каждой прядью при заплетке канатов диаметром до 22,5 мм?
Диаметр каната, мм Минимальное число проколов каждой прядью
От 15 до 28 5
52.Сколько проколов должно быть сделано каждой прядью при заплетке петли стропа из стального каната диаметром 20 мм?
Диаметр каната, мм Минимальное число проколов каждой прядью
От 15 до 28 5
53.Можно ли оставлять груз на весу?
54.Что должно быть сделано перед перемещением груза краном в горизонтальном направлении?
Груз или грузозахватное приспособление при их горизонтальном перемещении должны быть предварительно подняты на 500 мм выше встречающихся на пути предметов.
55.Каким может быть минимальное расстояние по горизонтали на высоте 2-х метров от уровня земли между выступающими частями башенного крана, штабелями груза и строениями?
56.Допускается ли опускание груза вблизи стены, станка или оборудования?
При подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, станка или другого оборудования, не должно допускаться нахождение людей (в том числе стропальщика) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудованием. Это требование должно также выполняться при опускании и перемещении груза.
57.Как должен производится подъем и перемещение мелкоштучных грузов?
Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре. При этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить при погрузке и разгрузке (на землю) транспортных средств.
58.Что должен предпринять стропальщик для предотвращения самовольного разворота громоздких грузов при подъеме и перемещении?
Во время работы крана не допускается оттягивание груза во время его подъема, перемещения и опускания. Запрещается направлять груз при помощи собственного веса или руками. Для разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их перемещения должны применяться крючья или оттяжки соответствующей длины.
59.Можно ли поднимать груз, вес которого неизвестен?
Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы.
60.От кого крановщик обязан принять сигнал «Стоп»?
61.При какой скорости ветра должна быть прекращена работа с краном?
Работа крана должна быть прекращена при скорости ветра, превышающей допустимую для данного крана указанной в паспорте. Но не более 10 м /с на высоте 10 м.
62.Каким должен быть проход между штабелями груза?
Укладку и разборку груза следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования груза габариты и не загромождая проходы.
Места и порядок складирования грузов указываются в проектах производства работ, технологических картах или ИТР ответственным за безопасное производство работ. Укладывать грузы, необходимо сохраняя проходы шириной не менее 1 м и проезды шириной в зависимости от применяемых транспортных средств.
63.Допускается ли подъем груза с находящимися на нем людьми?
Не допускается перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми.
Подъем людей кранами мостового типа может производиться в исключительных случаях, предусмотренных руководством по эксплуатации крана, и только в специально спроектированной и изготовленной кабине после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасность людей. Такая работа должна производиться по специальной инструкции, согласованной с органами Госгортехнадзора.
64.Под чьим руководством должна производится работа по подъему и перемещению груза двумя или несколькими кранами?
Подъем и перемещение груза несколькими кранами допускаются в отдельных случаях. Такая работа должна производиться в соответствии с проектом или технологической картой, в которых должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также должны содержаться указания по безопасному перемещению груза. При подъеме и перемещении груза несколькими кранами нагрузка, приходящаяся на каждый из них, не должна превышать грузоподъемность крана.Работа по перемещению груза несколькими кранами должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
65.Правила подъема предельного груза.
При подъеме предельного груза поднять груз на высоту 200-300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза. Опустить груз на землю (площадку) и после подать команду на подъем и перемещение.
66.Что входит в вес груза?
В вес груза входит:
масса тары;
масса материала перемещаемого в таре.
Стреловые краны на краю откоса котлована (канавы) должны быть установлены с соблюдением расстояний, указанных в табл. 5 Правил. Установка крана зависит от глубины котлована (канавы) и вида грунта. В данном случае минимальное расстояние 1 м.
68.На каком расстоянии от основания откоса, канавы устанавливается кран если глубина канавы 2 м, грунт песчаный?
Стреловые краны на краю откоса котлована (канавы) должны быть установлены с соблюдением расстояний, указанных в табл. 5 Правил. Установка крана зависит от глубины котлована (канавы) и вида грунта. В данном случае минимальное расстояние 3 м.
69.Всегда ли стреловые самоходные краны должны быть установлены на все дополнительные опоры?
При необходимости установки стрелового или железнодорожного крана на выносные опоры он должен быть установлен на все имеющиеся выносные опоры. Под опоры должны быть подложены прочные и устойчивые подкладки. Подкладки под дополнительные опоры крана должны являться его инвентарной принадлежностью.
70.Какой угол допускается при установке крана КС-3562 на выносных опорах?
Допустимый угол наклона указывается в паспорте крана, но не более 3 град.
71.Какой угол допускается при установке крана К-162 на выносных опорах?
Допустимый угол наклона указывается в паспорте крана, но не более 3 град.
72.Как определить правильность установки крана относительно веса поднимаемого груза?
Вылет стрелы крана определяющий его грузоподъемность должен соответствовать весу поднимаемого груза. Необходимо наблюдать за указателем грузоподъемности установленного на стреле крана.
73.Какие требования при подъеме груза краном считать правильными?
74.Какие грузы запрещается поднимать кранами?
Запрещается поднимать груз, вес которого неизвестен, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном, а также металла и шлака, застывшего в печи или приварившегося после слива.
75.Кто проводит полное техническое освидетельствование крана?
76.С какой нагрузкой испытываются стропы?
77.Какой нагрузкой испытываются грузозахватные приспособления после изготовления?
78.Укажите периодичность осмотра стропов владельцем с записью в журнале?
79.Когда должно производится технологическое освидетельствование съемных грузозахватных приспособлений (стропов)?
80.Как должно исполнятся, сопряжение петли стропа с крюком?
Петля на конце каната при креплении его на кране, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена:
— с применением коуша с заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов;
— с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином;
— путем заливки легкоплавким сплавом;
— другим способом в соответствии с нормативными документами.
Применение сварных втулок не допускается (кроме крепления конца каната во втулке электрической тали).
81.Как организовано изготовление стропов?
82.Какие требования предъявляются при подъеме и опускании груза, установленного вблизи стены, штабеля, вагона?
При подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, станка или другого оборудования, не должно допускаться нахождение людей (в том числе стропальщика) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудованием. Это требование должно также выполняться при опускании и перемещении груза.
83.Каковы правила подъема предельного груза?
При подъеме предельного груза поднять груз на высоту 200-300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза. Опустить груз на землю (площадку) и после подать команду на подъем и перемещение.
85.Можно ли производить подъем груза с косым натяжением грузовых канатов (косая чалка)?
Не допускается подтаскивание груза по земле, полу или рельсам крюком крана при наклонном положении грузовых канатов без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов.
86.Где и как должны храниться стропы?
При хранении стропов должна исключаться возможность воздействия на них атмосферных осадков, агрессивных сред, механических воздействий, а также использование их посторонними лицами.
87.По каким признакам подбираются стропы?
Стропы подбираются в зависимости от габаритов и веса перемещаемого груза, а также с соблюдением угла между ветвями стропа не более 90 градусов.
88.Каковы сроки периодических осмотров стропов?
89.Какие надписи должны быть на таре для подъема сыпучих грузов?
— предприятие-изготовитель;
— номер;
— собственная масса;
— вид материала для которого она предназначена;
— наибольшая допустимая масса зачерпнутого материала.
90.Каков наибольший допустимый угол между ветвями стропов?
Расчетную нагрузку отдельной ветви многоветвевого стропа назначают из условия равномерного натяжения каждой из ветвей и соблюдения (в общем случае) расчетного угла между ветвями, равного 90 град.
91.Какой канат является канатом крестовой свивки?
Проволока в прядях скручена в одну сторону, а пряди в другую.
92.Назовите сроки проведения периодических осмотров тары.
93.На какую высоту необходимо поднять груз для проверки правильности строповки и надежности действия тормозов?
94.Чем должна обеспечить администрация предприятия стропальщика?
— производственной инструкцией;
— схемами строповки грузов;
— таблицей весов наиболее часто встречающихся грузов;
— исправными грузозахватными приспособлениями;
— при перемещении длинномерных грузов крючьями, оттяжками;
— спецодеждой;
— средствами индивидуальной защиты (каска).
95.Кто обязан присутствовать при подъеме груза на который не разработаны способы строповки?
Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
96.По требованию каких лиц стропальщик подвергается внеочередной проверке знаний производственной инструкции?
Лицо по надзору за безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Инспектор Госгортехнадзора
97.Какие работы разрешается производить грузоподъемными кранами?
Грузоподъемными кранами разрешается производить только те работы, которые предусмотрены в инструкции завода изготовителя.
98.Назовите сроки проведения периодических осмотров траверс.
99.Следует ли ежедневно проводить осмотр стропов, клещей, траверс перед началом работы?
Стропальщики должны производить осмотр грузозахватных приспособлений и тары перед их применением.
100.Что обозначает сигнал: рука согнута в локте, прерывистое движение руки вниз перед грудью, ладонью вниз?
Опустить груз или крюк.
101.Что обозначает сигнал: прерывистое движение руки вниз перед грудью, ладонь вниз, рука согнута в локте?
Опустить груз или крюк.
102.Что обозначает сигнал: рука согнута в локте, прерывистое движение вверх руки перед грудью ладонью вверх?
Поднять груз или крюк.
103.Как подать сигнал «Повернуть стрелу»?
Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения стрелы.
104.Как подать сигнал «Передвинуть кран»?
Движение вытянутой рукой, ладонь обращена в сторону требуемого движения.
105.Что обозначает сигнал: движение вытянутой руки ладонью по направлению требуемого движения?
Передвинуть кран (мост).
106.Что обозначает сигнал: подъем вытянутой руки, предварительно опущенной до вертикального положения, ладонью вверх?
107.Как подать сигнал: «Передвинуть тележку»?
Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения.
108.Что обозначает сигнал, подаваемый следующим образом: резкое движение руки вправо влево на уровне пояса, ладонь вниз?
«Стоп» (прекратить подъем или передвижение).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Как определять правильность установки крана по отношению к весу поднимаемого груза
БИЛЕТ №3
1. Определение грузоподъемности кранов для промежуточных вылетов стрелы
2. Подбор грузозахватных приспособлений для работы по подъему и перемещению грузов
3. Определение мест строповки и зацепки грузов
4. Пробный подъем груза на 200-300 мм. Цель этого подъема
5. Охрана труда при выполнении работ по перемещению грузов
1. Определение грузоподъемности кранов для промежуточных вылетов стрелы
Зависимость грузоподъемности крана стрелового типа от вылета – грузовая характеристика крана, которая приводится в паспорте крана в виде таблиц или графиков.
2. Подбор грузозахватных приспособлений для работы по подъему и перемещению грузов
СПГ подбираются в соответствии со схемой строповки грузов. В случае отсутствия схемы строповки грузов необходимо обратиться к лицу ответственному за безопасное производство работ кранами.
3. Определение мест строповки и зацепки грузов
Места строповки и зацепки грузов определются в соответствии со схемой строповки грузов.
В случае когда схема строповки на груз не разработана работы проводятся под непосредственным руководством лица ответственного за безопасное производство работ кранами.
4. Пробный подъем груза на 200-300 мм. Цель этого подъема
При перемещении груза производится его пробный подъем на высоту 200-300 мм. Проверяется правильность и надежность строповки, надежность работы тормоза механизма подъема груза (груз не должен самопроизвольно опускаться, кран должен находиться в устойчивом положении, опоры самоходного стрелового крана не должны проседать и кран не должен наклоняться более 3°)
5. Охрана труда при выполнении работ по перемещению грузов
Груз должен перемещаться на высоте не более 0,5 м от поверхности пола или земли и над встречающимися на пути предметами. Для придания грузу необходимого положения нужно применять оттяжки длинной 8-9 м или крючки изготовленные из проволоки диаметром 8-9 мм длиной не более 2,5 м. При перемещении груза необходимо находиться сзади при его сопровождении. В стесненных условиях нельзя находиться между грузом и стрелой, колоннами и т.д. При перемещении груза все необходимые сигналы крановщику подает старший стропальщик кроме сигнала «стоп». Сигнал «стоп» может подать любой стропальщик, даже посторонний человек и крановщик обязан его выполнить.
Стропальщик может находиться около груза, когда груз находиться на высоте не более 1 м.
1. Понятие о грузовом моменте и устойчивости стреловых кранов
2. Осмотр и браковка грузозахватных приспособлений и тары
3. Определение мест складирования грузов с учетом физических и химических свойств материала, входящего в их состав
4. Подъем груза не менее чем на 0,5 м выше предметов, встречающихся при горизонтальном перемещении груза
5. Порядок погрузки и разгрузки, складирования и хранения грузов
1. Понятие о грузовом моменте и устойчивости стреловых кранов
Грузовой момент (т*м) – момент соответствующий произведению грузоподъемности крана на вылет грузозахватного органа (на плечо)
Регламентировано два вида устойчивости:
• грузовая
• собственная
Грузовая устойчивость – способность крана противостоять опрокидыванию под влиянием массы действующей на него при работе груза и дополнительной нагрузки (действие ветра, уклона пути)
Собственная устойчивость – способность крана противостоять опрокидыванию в не рабочем состоянии (без груза на крюке) под действием ветровой нагрузки и уклона пути.
Коэффициент устойчивости показывает во сколько раз момент удерживающий кран превышает момент опрокидывающий кран.
2. Осмотр и браковка грузозахватных приспособлений и тары
Не допускается эксплуатация стропов со следующими дефектами:
• уменьшение диаметра каната из-за износа или коррозии на 7% и более
• уменьшение диаметра наружных проволок из-за износа или коррозии на 40% и более
• уменьшение диаметра каната на 10% из-за повреждения сердечника
• обрыв одной пряди и более
• выдавливание сердечника
• повреждения из-за воздействия температуры или электрического дугового разряда
• деформация коуша или износ его сечения более чем на 15%
• трещины на опрессовочной втулке или изменение ее размера более чем на 10% от первоначального
• отсутствие на крюке предохранительного замка
• перекручивание, перегибы, заломы каната
• отсутствие паспорта или бирки
Цепные стропы подлежат браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера и при износе звена более 10%.
3. Определение мест складирования грузов с учетом физических и химических свойств
материала, входящего в их состав
В зависимости от физических и химических свойств материала грузы могут складироваться в закрытых, полузакрытых или на открытых складах.
Вяжущие материалы (цемент, известь, гипс) складируются на закрытых складах.
Пиломатериалы – на закрытых или открытых складах, но должны быть защищены от воздействия атмосферных осадков.
Металлоконструкции и металл – в открытых, полузакрытых или закрытых складах в зависимости от их стойкости к атмосферным осадкам и колебаниям температуры.
Железобетонные изделия и круглый лес складируются на открытых складах.
4. Подъем груза не менее чем на 0,5 м выше предметов, встречающихся при горизонтальном перемещении груза
Этот подъем осуществляется для того, чтобы не зацепить встречающиеся предметы и не повредить груз.
5. Порядок погрузки и разгрузки, складирования и хранения грузов
Порядок погрузки и разгрузки грузов должен производится в соответствии с технологической картой производства работ. Складирование грузов должно производится в соответствии с картой складирования грузов. Хранение грузов может производится в закрытых, полузакрытых или на открытых складах в зависимости от физических и химических свойств материала.
1. Требования к площадке для установки грузоподъемного крана
2. Стропы канатные, их назначение и основные технические требования к ним
3. Складирование железобетонных изделий и кирпича
4. Допускаемые габариты штабелей, проходов для людей, проезда автомашин между штабелями
5. Ограждение и обозначение опасных зон
1. Требования к площадке для установки грузоподъемного крана
Устанавливать краны для работы на свеженасыпанном, не утрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном более указанного в паспорте запрещается.
Для определения правильности установки кран оснащается прибором – креномером.
2. Стропы канатные, их назначение и основные технические требования к ним
Стропами называют отрезки канатов или цепей соединенных в кольца или снабженных навесными грузозахватными элементами, которые служат для обвязки крепления и подвешивания груза к грузоподъемному механизму и обеспечивает быстрое и удобное крепление груза.
В настоящее время используются:
• стропа канатные (СК)
• стропа цепные (СЦ)
• универсальные канатные стропа (УСК)
По числу ветвей стропы бывают:
• одноветьевые
• двухветьевые
• трехветьевые
• четырехветьевые
• универсальные
При использовании многоветьевых стропов следует следить за тем, чтобы нагрузка передавалась равномерно на все ветви стропа. Конструкция СГП должна исключать возможность самопроизвольного отсоединения груза.
3. Складирование железобетонных изделий и кирпича
Железобетонные изделия, балки, колонны, кровельные плиты, лестничные марши складируются в горизонтальном положении с прокладками между рядами толщиной не менее 50 мм на высоту не более 2 – 2,5 м на открытых площадках. Стеновые панели складируются в пирамиду.
Кирпич складируется на поддонах не более чем в два яруса на высоту не более 1,5 м.
4. Допускаемые габариты штабелей, проходов для людей, проезда автомашин между штабелями
Габариты штабелей должны соответствовать карте складирования грузов, которые разрабатываются специалистами предприятия и утверждаются главным инженером.
Высота штабелей:
• листового железа, шифера, батарей радиаторов отопления должна быть не более 1 м
• круглого леса, труб на открытых площадках – не более 1,5 м
• железобетонных плит – не более 2 – 2,5 м
• грузов в универсальной таре – не более 1,5 м и складироваться не более чем в два яруса
• пиломатериалов – при складировании в линию – не более 0,5 длины штабеля, а при складировании в клетку – не более ширины штабеля
Ширина прохода должна быть не менее 1 м между штабелями, ширина проездов – не менее 3 м.
Расстояние от выступающих частей козлового крана до штабеля должно быть не менее 700 мм.
5. Ограждение и обозначение опасных зон
Опасная рабочая зона крана обозначается табличками «ОСТОРОЖНО РАБОТАЕТ КРАН», а ограждается красной лентой.
1. Установка стреловых кранов. Дополнительные выносные опоры
2. Требования к грузозахватным крюкам
3. Складирование бревен и пиломатериалов
4. Производство работ при погрузке грузов на траверсные тележки, автомашины, а также при разгрузке грузов
5. Порядок и сроки испытания СГП
1. Установка стреловых кранов. Дополнительные выносные опоры
Установка автомобильных, гусеничных кранов должна производиться так чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана (при любом его положении) и строениями, штабелями грузов и другими предметами было не менее 1 м. за поворотную часть крана принимается поворотная платформа без стрелы.
При необходимости установки крана на дополнительные опоры он должен устанавливаться на все имеющиеся у крана опоры. Под опоры должны укладываться прочные устойчивые прокладки. Прокладки под дополнительные опоры крана должны быть его инвентарной принадлежностью.
При установке крана на дополнительные опоры и при освобождении его от опор крановщику запрещается находиться в кабине крана.
2. Требования к грузозахватным крюкам
На кранах применяются однорогие или двухрогие крюки изготовленные ковкой или штамповкой, а также пластинчатые крюки из пластин, соединенных заклепками.
Ревизия крюков и деталей их подвесок производится не реже одного раза в год. При каждом ЧТО и ПТО деталей его подвески детали должны быть разобраны, очищены от грязи, промыты керосином и тщательно осмотрены при помощи лупы.
Крюк должен быть изъят из употребления если на любой его части обнаружены трещины и волосовины. Крюк также бракуется при износе в зеве превышающий 10% от первоначальной высоты вертикального сечения, а также в случае повреждения резьбы в хвостовой его части. Остаточная деформация изгибав опасных сечениях изогнутой части крюка и в местах перехода его шейки не допустимо.
3. Складирование бревен и пиломатериалов
Пиломатериалы складируются на закрытых или открытых складах, но должны быть защищены от воздействия атмосферных осадков. Высота штабелей пиломатериалов при складировании в линию должна быть не более 0,5 длины штабеля, а при складировании в клетку – не более ширины штабеля
4. Производство работ при погрузке грузов на траверсные тележки, автомашины, а также при разгрузке грузов
При погрузке грузов необходимо чтобы транспортное средство находилось в устойчивом положении, под колесами находились противооткатные упоры, машина находилась на ручном тормозе, водитель не находился в кабине. Для подъема грузов должна быть смонтирована площадка или приставная лестница, или навесная лестница.
Погрузку и разгрузку грузов необходимо производить без нарушения равновесия транспортного средства. Во время подъема или опускания груза стропальщик не должен находиться на транспортном средстве.
5. Порядок и сроки испытания СГП
В процессе эксплуатации СГП и тары владелец должен их осматривать в установленные сроки, но не реже одного раза в 6 месяцев при осмотре траверса, через 1 месяц при осмотре клещей и других захватов и тары, через каждые 10 дней при осмотре стропов (за исключением редко используемых). Редко используемые СГП проверяются при выдаче на работу.
1. Установка кранов у откосов, вблизи зданий, сооружений, штабелей
2. Порядок расчета и изготовления грузозахватных приспособлений и тары
3. Складирование металла
4. Особенности производства работ с грузами, относящихся к категории взрыво- и пожароопасных (баллонов с жидким газом, бочек с бензином)
5. Охрана труда при подъеме, перемещении и установке конструкций, механизмов и устройств
1. Установка кранов у откосов, вблизи зданий, сооружений, штабелей
Установка автомобильных, гусеничных кранов должна производиться так чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана (при любом его положении) и строениями, штабелями грузов и другими предметами было не менее 1 м. за поворотную часть крана принимается поворотная платформа без стрелы.
При необходимости установки крана на дополнительные опоры он должен устанавливаться на все имеющиеся у крана опоры. Под опоры должны укладываться прочные устойчивые прокладки. Прокладки под дополнительные опоры крана должны быть его инвентарной принадлежностью.
При установке крана на дополнительные опоры и при освобождении его от опор крановщику запрещается находиться в кабине крана.
Установка стрелового самоходного крана на краю откоса допускается при соблюдении расстояний указанного в пункте 7 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и зависит от типа крана, глубины котлована и типа грунта. Под основанием откоса имеется виду нижняя его кромка.
2. Порядок расчета и изготовления грузозахватных приспособлений и тары
При расчете стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей расчетный угол между ветвями должен быть 90°.
Для стропов предназначенных для подъема определенного груза при расчете может применяться фактический угол. Стропы могут быть изготовлены из прядей с металлическим сердечником
3. Складирование металла
Круглый металлопрокат складируется на стеллажи на высоту не более 1,5 м.
Профильный лист, швейлер, уголок, тавр, двутавр складируется в штабеля на высоту не более 1,2 м.
Металлический лист складируется в штабеля на высоту не более 2 м, с прокладками между несколькими листами.
Арматурная сетка складируется в штабеля на высоту не более 1,5 м.
Трубы малого диаметра в пакетах складируются на высоту не более 3 м.
4. Особенности производства работ с грузами, относящихся к категории взрыво- и пожароопасных (баллонов с жидким газом, бочек с бензином)
Баллоны с жидким газом перемещаются краном, когда они установлены в специальные кассеты. Кассеты для перемещения баллонов с кислородом должны быть оборудованы козырьком, чтобы масло с крюкоблока не попадало на колпаки баллонов.
Бочки с бензином перемещаются в контейнерах, отдельно от контейнеров бочки не грузят.
5. Охрана труда при подъеме, перемещении и установке конструкций, механизмов и устройств
1. Приборы и устройства безопасности, применяемые на грузоподъемных кранах в зависимости от типов кранов, применяемых на данном производстве
2. Требования к грузозахватным крюкам
3. Грузы штучные штабелируемые и не штабелируемые
4. Обязанности стропальщика перед началом работы, при обвязке и зацепке грузов
5. Основные причины несчастных случаев при производстве стропальных работ
1. Приборы и устройства безопасности, применяемые на грузоподъемных кранах в зависимости от типов кранов, применяемых на данном производстве
В зависимости от типа крана и рода привода кран снабжается рядом приборов и устройств, обеспечивающих его безопасную эксплуатацию.
К этим приборам относятся:
• концевые выключатели, предназначены для автоматической остановки механизма крана с электрическим приводом
• блокировочные контакты, применяются для электрической блокировки двери входа в кабину с посадочной площадки, крышки люка входа на настил моста
• ограничители грузоподъемности крана, предназначены для предотвращения аварий крана, связанных с подъемом массы груза выше грузоподъемности крана
• указатели грузоподъемности, устанавливаются на кранах стрелового типа, у которых грузоподъемность изменяется с изменением вылета стрелы
• указатель угла наклона, предназначен для правильной установки стрелового крана на площадке
• анемометром оборудуются башенные, портальные и кабельные краны для автоматической подачи звукового сигнала при опасной для работы скорости ветра (скорость ветра указывается в паспорте крана)
• противоугонные устройства применяются на кранах, работающих на наземных рельсовых путях, для предупреждения их угона ветром
• автоматический сигнализатор опасного напряжения (АСОН) сигнализирует об опасном приближении стрелы крана к находящимся под напряжением проводам ЛЭП. Прибором оборудуются стреловые самоходные краны (за исключением железнодорожных)
• тупиковые упоры устанавливаются на концах рельсового пути для предупреждения схода с них грузоподъемных машин
2. Требования к грузозахватным крюкам
На кранах применяются однорогие или двухрогие крюки изготовленные ковкой или штамповкой, а также пластинчатые крюки из пластин, соединенных заклепками.
Ревизия крюков и деталей их подвесок производится не реже одного раза в год. При каждом ЧТО и ПТО деталей его подвески детали должны быть разобраны, очищены от грязи, промыты керосином и тщательно осмотрены при помощи лупы.
Крюк должен быть изъят из употребления если на любой его части обнаружены трещины и волосовины. Крюк также бракуется при износе в зеве превышающий 10% от первоначальной высоты вертикального сечения, а также в случае повреждения резьбы в хвостовой его части. Остаточная деформация изгибав опасных сечениях изогнутой части крюка и в местах перехода его шейки не допустимо.
3. Грузы штучные штабелируемые и не штабелируемые
К нештабелируемым грузам относят грузы, которые не могут образовывать устойчивых штабелей или могут повреждаться друг об друга при укладке их в штабель (различного вида оборудование, металлоконструкции и др.).
К штабелируемым грузам относят грузы, которые образуют устойчивые штабеля и не повреждаются друг об друга при укладке их в штабель (железобетонные изделия, металлопрокат, пиломатериалы и др.).
4.Обязанности стропальщика перед началом работы, при обвязке и зацепке грузов
Перед началом работы:
• одеть спецодежду, находится в спецобуви, каске, должен иметь рукавицы, при выполнении работ с повышенной запыленностью использовать защитные очки и респиратор
• должен получить задание от лица ответственного за безопасное производство работ кранами
• ознакомится с характером груза, его размерами, массой, схемой строповки и местами строповки
• подобрать необходимые грузозахватные приспособления и осмотреть их с учетом признаков выбраковки
• при подборе многовитьевого стропа его длина должна быть такой, чтобы угол между ветвями стропа был не более 90°. В этом случае длина стропа должна быть не менее ¾ от расстояния между местами ст
1.Крановые пути. Их виды, назначение и устройство
2.Требования к коушковой гильзе и вкладышу
3.Складирование грузов
4.Строповка штучных штабелируемых грузов
5.Действие электрического тока на организм человека. Виды поражения и факторы, влияющие на исход поражения электрическим током
1. Крановые пути. Их виды, назначение и устройство
Различают надземный рельсовый крановый путь предназначенный для установки мостовых кранов и наземный рельсовый путь предназначенный для установки башенных, портальных, козловых кранов.
Надземный рельсовый крановый путь может быть выполнен опорным (для опорных мостовых кранов) и подвесным (для подвесных мостовых кранов). Крановый путь выполняется по типовым или индивидуальным проектам.
В проекте надземного рельсового пути должны содержаться сведения о типе рельсов, типе сечения и длине шпал, расстоянии между шпалами, величине зазора между рельсами, материале и размере балластного слоя, конструкции тупиковых упоров и заземлении кранового пути.
Зазор в стыках рельсов при температуре 0°С и длине рельса 12,5 м для всех типов кранов составляет 6 мм. При изменении температуры на каждые 10°С установленный при устройстве зазор изменяется на 1,5 мм.
2. Требования к коушковой гильзе и вкладышу
В качестве концевых элементов используют коуши. Их выбирают по диаметру каната в зависимости от его характеристики.
Коуш представляет собой металлический желоб в виде кольца.
Коуши бывают двух типов:
• для стальных канатов (С)
• для пеньковых канатов (Р)
Изготавливают их штамповкой или ковкой с последующей оцинковкой. На маркировке коуша указывается товарный знак завода изготовителя, тип коуша и допустимая нагрузка. Бракуются коуши при наличии трещин на опрессовочной втулке.
3. Складирование грузов
К складированию грузов предъявляются следующие требования:
• грузы должны складироваться в устойчивые штабеля
• не загромождать проходы и проезды
• между грузом и землей должны быть подкладки высотой не менее 100 мм
• число подкладок (прокладок между рядами в штабеле) выбирается таким образом, чтобы не было видно видимого прогиба груза
• прокладки не должны выступать за край штабеля более 100 мм
• при складировании грузов таблички, бирки, надписи на грузе должны располагаться со стороны прохода, чтобы их было легко прочесть
• при наличии выступающих частей на грузе (петли, кронштейны, выступы) толщина прокладок должна быть на 2-3 см больше высота выступающих частей
4. Строповка штучных штабелируемых грузов
Строповку можно производить с помощью стропов СКП, СКК, 2СК, 3СК, 4СК, полотенчатых стропов – СТП, СКК.
Строповку металлопроката производят с помощью захватов.
Строповку длинномерных грузов (грузы длиной более 12 м) с помощью траверс
Строповку сыпучих мелкоштучных грузов с помощью тары
5. Действие электрического тока на организм человека. Виды поражения и факторы, влияющие на исход поражения электрическим током
1. Зоны действия грузоподъемных кранов (рабочая, опасная)
2. Коэффициент запаса прочности цепей стропов по отношению к разрушающей нагрузке. Сращивание цепей. Испытание цепей
3. Объемные массы часто встречающихся материалов
4. Особенности производства работ, когда груз не виден из кабины крана: в пасмурный день, при наступлении сумерек, в ночное время
5. Вещества и средства пожаротушения, их характеристика
1. Зоны действия грузоподъемных кранов (рабочая, опасная)
Рабочая зона – зона ограниченная свободой действия грузоподъемного органа.
Граница опасной зоны определяется расстоянием по горизонтали от места возможного падения груза при его перемещении башенным краном. Это расстояние при высоте подъема груза до 20 м должно быть не менее 7 м, а при высоте до 100 м – не менее 10 м (для башенных кранов).
Для стреловых самоходных кранов граница опасной зоны при вращении крана на 360° определяется следующим образом:
• при высоте подъема груза до 4 м граница опасной зоны равна 2,2 м
• при высоте подъема груза до 6 м граница опасной зоны равна 2,8 м
• при высоте подъема груза до 10 м граница опасной зоны равна 4,3 м (но не менее габаритов поднимаемого груза)
Зона опасная для нахождения людей во время перемещения груза должна быть обозначена видимыми предупредительными знаками. Границы опасной зоны и и способ ограждения ее указывается в проектах производства работ.
2. Коэффициент запаса прочности цепей стропов по отношению к разрушающей нагрузке. Сращивание цепей. Испытание цепей
Коэффициент запаса прочности – отношение разрушающей нагрузки стропа к его грузоподъемности. Коэффициент запаса прочности сварных и штамповочных цепей должен быть не менее 5.
Сращивание цепей допускается электрической, газовой и кузнечно-горновой сваркой. Вставка новых звеньев осуществляется при помощи соединительных элементов.
Испытываются цепи нагрузкой превышающей их грузоподъемность на 25%.
3. Объемные массы часто встречающихся материалов
К объемным массам относятся (кг/м3):
• вода: 1000
• бетон: 2200
• земля, глина: 1300-2500
• песок сухой: 1400-1600
• песок влажный: 1900-2000
• сталь: 7800
• древесина: сосна – 500, береза – 700, дуб – 800
• алюминий: 2550-2700
• свинец: 11300
• вольфрам: 19300
4. Особенности производства работ, когда груз не виден из кабины крана, в пасмурный день, при наступлении сумерек, в ночное время
Когда груз не виден из кабины крана и не видны сигналы старшего стропальщика лицом ответственным за безопасное производство работ кранами назначается сигнальщик из числа стропальщиков, который передает сигналы от старшего стропальщика крановщику, или используется радиотелефонная связь.
Во время работы в пасмурный день, при наступлении сумерек или в ночное время освещение рабочего места должно быть не менее 10 люкс, должны быть видны острые углы груза, места строповки груза и подаваемые сигналы.
5. Вещества и средства пожаротушения, их характеристика
При своевременном обнаружении пожара и при его небольшой начальной площади он может быть ликвидирован с помощью первичных средств пожаротушения (обычно огнетушителей).
Огнетушители при умелом и своевременном их применении являются достаточно надежным средством тушения пожара или ограничения его развития до прибытия пожарных подразделений и сосредоточения необходимого количества сил и средств. Промышленностью выпускается несколько типов ручных и передвижных огнетушителей. Для правильного и эффективного их использования следует знать их характеристики.
Углекислотные огнетушители типа ОУ-2. ОУ-5 и ОУ-8 предназначены для тушения загораний различных веществ и материалов на небольшой площади, за исключением веществ, горение которых происходит без доступа воздуха. Огнетушители можно эффективно использовав при температуре от —25 до +50 °С.
Углекислотные огнетушители представляют собой стальные баллоны, в горловину которых на резьбе ввернут латунный вентиль с сифонной трубкой.
У огнетушителей ОУ-2 и ОУ-5 раструб присоединен к корп
1. Концевые выключатели, ограничители грузоподъемности, блокировки
2. Типы и устройства грузозахватных приспособлений и тары. Назначение каждого типа
3. Грузы, перемещаемые кранами: насыпные, полужидкие, жидкие
4. Особенности производства работ при снегопаде, гололеде, в жаркую погоду, при ветренной погоде
5. Правила и сроки испытания СГП
1. Концевые выключатели, ограничители грузоподъемности, блокировки
Концевые выключатели, ограничители грузоподъемности, блокировки относятся к приборам и устройствам безопасности применяемым на грузоподъемных кранах.
Концевые выключатели предназначены для автоматической остановки механизма крана с электрическим приводом
Ограничители грузоподъемности крана предназначены для предотвращения аварий крана, связанных с подъемом массы груза выше грузоподъемности крана
Блокировочные контакты применяются для электрической блокировки двери входа в кабину с посадочной площадки, крышки люка входа на настил моста
2. Типы и устройства грузозахватных приспособлений и тары. Назначение каждого типа
3. Грузы, перемещаемые кранами: насыпные, полужидкие, жидкие
Эти грузы должны перемещаться в таре, которая должна недозаполняться докраев на 10 см. На таре должна быть следующая маркировка:
• инвентарный номер
• назначение тары
• грузоподъемность
• собственная масса
4. Особенности производства работ при снегопаде, гололеде, в жаркую погоду, при ветреной погоде
При снегопаде, когда нет прямой видимости между стропальщиком и крановщиком и крановщик не видит перемещаемый груз работы должны быть прекращены.
При гололеде место производства работ должно быть посыпано сухим песком или шлаком.
В жаркую погоду работы рекомендуется проводить в утренние или вечерние часы.
При ветреной погоде, при силе ветра более допустимой величины, которая указывается в паспорте крана, работы должны быть прекращены.
5. Правила и сроки испытания СГП
Не допускается эксплуатация стропов со следующими дефектами:
• уменьшение диаметра каната из-за износа или коррозии на 7% и более
• уменьшение диаметра наружных проволок из-за износа или коррозии на 40% и более
• уменьшение диаметра каната на 10% из-за повреждения сердечника
• обрыв одной пряди и более
• выдавливание сердечника
• повреждения из-за воздействия температуры или электрического дугового разряда
• деформация коуша или износ его сечения более чем на 15%
• трещины на опрессовочной втулке или изменение ее размера более чем на 10% от первоначального
• отсутствие на крюке предохранительного замка
• перекручивание, перегибы, заломы каната
• отсутствие паспорта или бирки
Цепные стропы подлежат браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера и при износе звена более 10%.
В процессе эксплуатации СГП и тары владелец должен их осматривать в установленные сроки, но не реже одного раза в 6 месяцев при осмотре траверса, через 1 месяц при осмотре клещей и других захватов и тары, через каждые 10 дней при осмотре стропов (за исключением редко используемых). Редко используемые СГП проверяются при выдаче на работу.
1. Назначение кранов
2. Назначение пеньковых, хлопчатобумажных канатов, коэффициент запаса прочности
3. Знаковая сигнализация и способы подачи сигналов в зависимости от операций при работе кранов
4. Обязанности стропальщика при подъеме и перемещении грузов
5. Первая помощь при ушибах, вывихах, растяжении связок
1. Назначение кранов
Стреловые самоходные краны предназначены для строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ и относятся к классу подъемно-транспортных машин, подклассу краны.
2. Назначение пеньковых, хлопчатобумажных канатов, коэффициент запаса прочности
Пеньковые канаты используют в качестве оттяжек и стропов при подъеме малых некрупногабаритных грузов. Эти канаты дешевле и легче.
Основные характеристики пеньковых канатов:
• диаметр
• разрывное усилие
• рабочая нагрузка
• коэффициент запаса прочности
Коэффициент запаса прочности для пеньковых канатов должен быть не менее 8.
3. Знаковая сигнализация и способы подачи сигналов в зависимости от операций при работе кранов
Подача сигналов открытой ладонью руки называется знаковой сигнализацией.
Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов устанавливают следующие виды сигналов:
• поднять крюк или груз
• опустить крюк или груз
• передвинуть тележку
• передвинуть кран
• поднять стрелу
• опустить стрелу
• повернуть стрелу
• стоп
• осторожно
Все сигналы подаются от исходного положения руки.
При длине стрелы крана не более 10 м сигналы можно подавать голосом. Можно использовать радиотелефонную связь. Она должна обязательно использоваться при строении зданий и сооружений высотой более 36 м.
4. Обязанности стропальщика при подъеме и перемещении грузов
При подъеме и перемещении груза стропальщик обязан:
• убедиться что груз находиться в устойчивом положении, на грузе нет посторонних предметов, зимой в трубах льда и снега и груз ничем не удерживается
• произвести строповку груза в соответствии со схемой строповки
• подать команду крановщику поднять груз на 200-300 мм от поверхности
• проверить правильность и надежность строповки, надежность работы тормоза механизма подъема груза, устойчивость стрелового крана
Груз должен перемещаться на высоте не более 0,5 м от поверхности пола или земли и над встречающимися на пути предметами. Для придания грузу необходимого положения нужно применять оттяжки длинной 8-9 м или крючки изготовленные из проволоки диаметром 8-9 мм длиной не более 2,5 м. При перемещении груза необходимо находиться сзади при его сопровождении. В стесненных условиях нельзя находиться между грузом и стрелой, колоннами и т.д. При перемещении груза все необходимые сигналы крановщику подает старший стропальщик кроме сигнала «стоп». Сигнал «стоп» может подать любой стропальщик, даже посторонний человек и крановщик обязан его выполнить.
Стропальщик может находиться около груза, когда груз находиться на высоте не более 1 м.
5. Первая помощь при ушибах, вывихах, растяжении связок
1. Устройства безопасности, применяемые на грузоподъемных кранах
2. Техническое освидетельствование грузозахватных приспособлений и тары
3. Габаритные и негабаритные грузы
4. Строповка круглого металла и труб
5. ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны
1. Устройства безопасности, применяемые на грузоподъемных кранах
В зависимости от типа крана и рода привода кран снабжается рядом устройств, обеспечивающих его безопасную эксплуатацию.
К этим устройствам относятся:
• концевые выключатели, предназначены для автоматической остановки механизма крана с электрическим приводом
• блокировочные контакты, применяются для электрической блокировки двери входа в кабину с посадочной площадки, крышки люка входа на настил моста
• ограничители грузоподъемности крана, предназначены для предотвращения аварий крана, связанных с подъемом массы груза выше грузоподъемности крана
• указатели грузоподъемности, устанавливаются на кранах стрелового типа, у которых грузоподъемность изменяется с изменением вылета стрелы
• указатель угла наклона, предназначен для правильной установки стрелового крана на площадке
• противоугонные устройства применяются на кранах, работающих на наземных рельсовых путях, для предупреждения их угона ветром
• автоматический сигнализатор опасного напряжения (АСОН) сигнализирует об опасном приближении стрелы крана к находящимся под напряжением проводам ЛЭП. Прибором оборудуются стреловые самоходные краны (за исключением железнодорожных)
• тупиковые упоры устанавливаются на концах рельсового пути для предупреждения схода с них грузоподъемных машин
2. Техническое освидетельствование грузозахватных приспособлений и тары
СГП и тара испытываются при изготовлении нагрузкой, превышающей их грузоподъемность на 25%.
3. Габаритные и негабаритны грузы
4. Строповка круглого металла и труб
Строповку круглого металла можно производить с помощью клещевых захватов, стропов 2СК, СКП.
Строповку труб производят с помощью стропов 2СК, СКП, траверс и с помощью клещевых захватов.
5. ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны
1. Защитное заземление крана, его устройство и назначение
2. Браковка пеньковых, хлопчатобумажных, синтетических канатов
3. Объемы часто встречающихся геометрических тел: куб, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, шар, конус
4. Сведения о технологических картах и проектах производства работ. Их назначение и содержание
5. Искусственное дыхание способом изо рта в рот или изо рта в нос
1. Защитное заземление крана, его устройство и назначение
Заземление выполняется для предупреждения поражения электрическим током людей при прикосновении к металлическим частям электрооборудования не входящего в электрическую цепь, но могущим оказаться под напряжением в результате повреждения электрической цепи.
Заземление – специальное соединение этих частей с землей через заземляющее устройство. Заземлять следует металлические конструкции кранов, корпуса электродвигателей, кожухи аппаратов, металлические оболочки проводов и кабелей. Заземление металлоконструкций выполняется через крановый путь. Во всех случаях стыки рельсового кранового пути надежно соединяются (сваркой, приваркой перемычек достаточного сечения) для образования непрерывной электрической цепи. При установке кранов на открытом воздухе рельсы кранового пути кроме того должны быть соединены между собой и присоединены к заземлителю.
2. Браковка пеньковых, хлопчатобумажных, синтетических канатов
Браковка пеньковых, хлопчатобумажных и синтетических канатов проводится визуально. При наличии порывов прядей, гнили и прожогов канаты бракуются.
3. Объемы часто встречающихся геометрических тел: куб, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, шар, конус
К таким телам относятся:
• куб (V=a3; а – сторона куба)
• прямоугольный параллелепипед (V=a*b*c)
• цилиндр (V=SОСН*l=πR2*l)
• конус (V= SОСН*1/3h= πR2*1/3h)
• шар (V= πR3)
4. Сведения о технологических картах и проектах производства работ. Их назначение и содержание
Технологическая карта – документ на производство погрузочно-разгрузочных работ кранами, составленный специалистами предприятия или специализированной организацией и утвержденный главным инженером предприятия. С содержанием технологической карты должны быть ознакомлены машинист крана, стропальщики и лицо ответственное за безопасное производство работ кранами (под роспись).
В технологической карте указываются:
• место и схема расположения крана и транспортных средств
• места нахождения стропальщиков и маршруты их передвижения при выполнении каждой операции погрузочно-разгрузочных работ
• указываются места складирования грузов, высота штабелей и расстояние между ними
• приводятся: схема строповки грузов, таблицы масс грузов, таблицы типов применяемых стропов
• описывается порядок выполнения каждой операции погрузочно-разгрузочных работ
• описание безопасного производства работ кранами
Проект производства работ – документ, где не указывается порядок выполнения каждой операции и не указываются маршруты движения стропальщиков, а все остальные данные приводятся такие же как и технологической карте.
5. Искусственное дыхание способом изо рта в рот или изо рта в нос
1. Хранение и смазка СГП
2. Способы строповки грузов в соответствии со схемами технологических карт и проектами производства работ
3. Производство работ на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода ЛЭП или от воздушной электрической сети напряжением более 42 В
4. Понятие производственного контроля в области охраны окружающей среды. Его организация на предприятии
5. Требования охраны труда при производстве работ с грузами
1. Хранение и смазка СГП
Для хранения СГП оборудуется специальный стенд. Короткие СГП хранятся в вертикальном положении, а длинные в горизонтальном
2. Способы строповки грузов в соответствии со схемами технологических карт и проектами производства работ
В технологических картах и проектах производства работ указываются типы стропов или других грузозахватных приспособлений, с помощью которых должна производится строповка грузов.
Строповка грузов производится в соответствии со схемами строповки, которые указываются в технологических картах или проектах производства работ.
3. Производство работ на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода ЛЭП или от воздушной электрической сети напряжением более 42 В
Работы производятся при наличии наряда-допуска на производство работ и под непосредственным руководством лица ответственного за безопасное производство работ кранами. Наряд-допуск составляется в двух экземплярах лицом назначенным приказом по предприятию и выдается главным инженером или главным энергетиком. Первый экземпляр выдается крановщику перед началом работ, второй остается у организации производящей работы.
На месте производства работ стропальщики и крановщик должны быть ознакомлены с условиями безопасной работы крана, которые записаны в наряде-допуске, под роспись. Кран заземляется и устанавливается на опоры. Машинист крана переводит стрелу крана из транспортного положения в рабочее.
Определяется опасная зона работы крана и выставляется сигнальное ограждение. Лицо ответственное за безопасное производство работ кранами проверяет правильность установки крана и производит запись в путевом листе и вахтенном журнале крановщика «Установку крана на указанное мною месте проверил и работу разрешаю» и расписывается в этих документах. Стропальщикам и крановщикам можно приступать к работе. При уходе ответственного лица с места проведения работ все работы должны быть прекращены.
4. Понятие производственного контроля в области охраны окружающей среды. Его организация на предприятии
Производственный контроль в области охраны окружающей среды является составной частью государственного контроля по охране окружающей среды и осуществляется путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение охраны окружающей среды.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется на предприятии на нескольких уровнях:
• со стороны руководства согласно утвержденных планов работ
• со стороны института согласно графика отбора проб и плана работ
• со стороны руководства обособленных подразделений – ежеквартально
• со стороны руководителей цехов, участков, деятельность которых связана с образованием отходов или с отрицательным воздействием на окружающую среду – ежемесячно
Со стороны руководителей цехов и участков осуществляется контроль за ведением:
• первичных журналов учета образования отходов
• за очистными сооружениями
• за системой оборотного водоснабжения
• за работой пыле-, газоочистных установок
• за работой установок по утилизации отходов производства
5. Требования охраны труда при производстве работ с грузами
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
а) Перед началом работ по подъему и перемещению грузов стропальщик обязан:
— проверить исправность средств индивидуальной защиты на отсутствие внешних повреждений. Надеть исправные средства индивидуальной защиты, соответствующие выполняемой работе (специальную одежду застегнуть на все пуговицы);
— получить задание на определенный вид работы от лица, ответственного за безопасное производс
1. Основные понятия и определения в области стандартизации
2. Строповка деревянных изделий и грузов в деревянной таре
3. Особенности стропов с заплеткой и с гильзосиловым соединением. Место крепления бирки
4. Производство работ в охранной зоне электропередач
5. Причины взрывов и пожаров на предприятиях
1. Основные понятия и определения в области стандартизации
Нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Нормативный документ охватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации, нормы, правила, своды правил, регламенты и другие документы, соответствующие основному определению.
Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;
Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией;
Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом Республики Беларусь но стандартизации;
Комплекс стандартов – совокупность взаимосвязанных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.
Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти.
Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Технический регламент – документ, который принят международным договором Республики Беларусь, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, или законом, или указом Президента Республики Беларусь, или постановлением Правительства Республики Беларусь и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Международная стандартизация – стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.
Региональная стандартизация – стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического или экономического региона мира.
Национальная стандартизация – стандартизация, которая проводится на уровне одной страны.
Безопасность – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.
Охрана здоровья людей – защита здоровья людей от неблагоприятного воздействия продукции, работ (процессов) и услуг, окружающей среды.
Охрана окружающей среды – защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, работ (процессов) и услуг.
Совместимость – пригодность продукции, процессов и услуг к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий, использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований.
Взаимозаменяемость – пригодность одного изделия, процесса, услуги для использования вместо другого изделия, процесса, услуги в целях выполнения одних и тех же требований.
Унификация – выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров.
Применение стандарта – использование стандарта его пользователями с выполнением требований, установленных в стандарте, в соответствии с областью его распространения