как отчитываться по агентскому договору
Как агенту отчитаться о выполнении агентского договора
Отчет по агентскому договору — неотъемлемая часть контракта, заключаемого между агентом и принципалом. Их отношения регулируются главой 52 Гражданского кодекса РФ.
Правовые особенности агентских договоров
В соответствии с действующим законодательством обязательными участниками договора агентирования являются две стороны — агент и принципал:
Особенности правового регулирования отношений между сторонами установлены главой 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Законодательно унифицированная форма не регламентирована, а значит, форма отчета по агентскому договору на оказание услуг разрабатывается сторонами самостоятельно, исходя из специфики условий сделки.
Когда и как отчитываться
В соответствии со статьей 1008 ГК РФ агент обязан подготовить отчет и предоставить его принципалу в сроки, установленные контрактом.
Следует отметить, что условие о сроках, в которые предоставляется акт, может отсутствовать в заключенном между сторонами контракте, и в этом случае отчитываются перед принципалом либо по мере исполнения условий заключенного соглашения, либо по окончании срока его действия.
Документ принимается, если в тридцатидневный срок с момента его предоставления от принципала не поступило никаких возражений.
Условиями контракта может быть предусмотрен иной срок подачи возражений.
Образец отчета агента
В качестве подтверждения понесенных расходов в рамках заключенного контракта (если они были осуществлены за счет принципала) агент обязан подтвердить их документально.
Порядок исправления ошибок
На практике нередко случаются ошибки, которые необходимо исправить. В этом случае возможны два варианта внесения изменений:
Как правильно сделать проводки по агентскому договору?
Как связаны условия агентского договора и бухгалтерские проводки?
Взаимоотношения сторон по агентскому договору не сводятся только к непосредственной покупке или продаже товаров (работ, услуг). Эффективное взаимодействие в паре принципал-агент невозможно:
Особенности бухпроводок сторон агентского договора напрямую зависят от его условий. Именно из договора бухгалтерскому персоналу агента и принципала необходимо узнать такие важные учетные нюансы, как:
Справиться с затруднениями по оформлению разнообразных хоздоговоров вам помогут материалы этой рубрики нашего сайта.
Перед подписанием агентского договора обязательно проверьте условия на налоговые риски. Как правильно это сделать разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Как наладить документооборот между агентом и принципалом?
Значение организации грамотного документооборота нельзя недооценивать, так как своевременно полученные и правильно составленные документы позволят:
Как оформлять счета-фактуры при продаже товаров через посредника, узнайте тут. См. также нашу статью о перевыставлении счетов-фактур по агентскому договору.
Кроме агентского договора в комплект документов включаются:
Виды применяемых документов согласовываются сторонами агентского договора. В том числе отдельным приложением к договору прикладывается форма отчета агента — этому документу придается статус первичного, подтверждающего расходы принципала в виде:
Проверить агентский договор на риски вам помогут Готовые решения от КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ и переходите в Готовое решение для принципала. А по этой ссылке вы попадете в Готовое решение для агента. Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, пробный доступ можно получить бесплатно.
Бухгалтерский учет у агента и принципала
Для отражения в бухучете проводок по агентскому договору используются разные учетные схемы, позволяющие зафиксировать взаимоотношения сторон агентского договора в ситуации:
Бухгалтерский учет у агента по агентскому договору и бухгалтерский учет агентских договоров у принципала представлены на рисунках:
Агентирование на продажу
Агентирование на покупку
Про особенности агентского договора в бухгалтерском учете также читайте здесь.
Итоги
Чтобы не ошибиться с проводками по агентскому договору, необходимо изучить его условия — на основании каких документов отражать операции в учете, по каким алгоритмам рассчитывать агентское вознаграждение и пр.
Основной счет для отражения операций — 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами 51 (по платежам), 68/2 (по учету НДС), 44 (по принятию на учет приобретенных товаров) и т. д.
Оформление отчёта агента по агентскому договору
Составление отчета агента происходит только в тех случаях, когда между сторонами заключен агентский договор. Отчет относится к учетной документации и должен составляться в строго определенном порядке.
Что такое агентский договор
Агентский договор – это вид соглашения, по которому одна сторона правовых отношений поручает второй стороне, выступающей в роли посредника, оказание каких-либо услуг или продажу товаров за определенное вознаграждение.
Таким образом, в процессе, например, купли-продажи участвуют не как обычно, две стороны, а три.
Кто может выступать в качестве агента
Агентом может быть любое лицо как физическое (индивидуальный предприниматель или просто гражданин РФ), так и юридическое: предприятие или организация.
Объектами агентского договора могут быть сделки по продажам, услугам, выполнению работ и т.д.
Основные моменты агентского договора
Обычно в соответствии с такого рода договорами, агент действует от своего имени, являясь как бы официальным представителем компании-доверителя. При этом круг его прав и полномочий имеет определенные ограничения, нарушать которые чревато расторжением договорных отношений.
Если объектом агентского договора являются какие-то товарно-материальные ценности, то они не становятся собственностью агента ни на каком этапе сделки, а переходят от продавца к покупателю без учета на счетах агента.
В зависимости от объемов выполненных работ или сделанных продаж вознаграждение по агентскому договору может быть:
Договор может заключаться:
Все пункты агентского договора, в том числе предоставление отчета о деятельности агента, должны быть прописаны тщательно и скрупулезно, поскольку то, так составлен основной документ, может влиять на выполнение обязательств по нему.
Нужно помнить и о том, что если вдруг между компанией-доверителем агента и самим агентом возникнут какие-то трения и конфликты, документ может обрести статус доказательства (особенно актуально при решении споров в судебной инстанции).
Суть отчета агента
По результатам своей работы агент должен предоставить своему партнеру отчет. В нем прописываются все сведения о проведенных в рамках договора услугах или продажах, а также средствах по этим сделкам.
Цель отчета – показать полную картину деятельности агента за определенный промежуток времени и дать возможность его доверителю удостовериться в том, что условия агентского договора выполняются в полной мере.
Как составить отчет агента
На сегодняшний день унифицированного образца отчета агента нет, так что предприятия и организации имеют право писать документ в произвольной форме или по внутреннему шаблону, утвержденному в учетной политике компании.
Следить нужно только за тем, чтобы документ соответствовал некоторым стандартам деловой документации и нормам делопроизводства, кроме того, в нем должны присутствовать определенные сведения. Например, в отчете обязательно должны быть указаны:
Далее в отчете должна быть основная часть, оформленная в виде таблицы. Сюда вносятся:
Таблица может быть дополнена какими-то другими столбцами (в зависимости от тех условий, которые прописаны в агентском договоре), к примеру, сведениях о подрядчиках, понесенных агентом расходах, о документах, сопровождающих ту или иную сделку и т.п.
В заключение указывается то, что вторая сторона может возразить на предоставленную информацию в определенный промежуток времени (или к какой-то конкретной дате).
Нюансы при оформлении отчета
Отчет агента можно оформлять как в печатном виде, так и в рукописном, на фирменном бланке или на обычном листе А4 формата.
Главное условие здесь заключается в том, чтобы он содержал «живую» подпись представителя предприятия-агента (после получения своего экземпляра вторая сторона также должна завизировать документ).
Удостоверять бланки отчета при помощи печатей не обязательно, т.к. с 2016 года коммерческие компании (предприятия и организации) могут использовать в своей деятельности различного рода штампы только тогда, когда эта норма закреплена в их локальных нормативно-правовых актах.
Данный отчет всегда формируется в двух экземплярах, один из которых остается у агента, второй передается партнерской организации.
Сколько времени и как хранить бланк
Заполненный и подписанный обеими сторонами отчет должен находиться в отдельной папке вместе с договором, к которому он прилагается. Срок хранения определяется законодательством РФ (не менее трех лет) или внутренними нормативными документами организации, после чего его можно уничтожить.
Как передать отчет
Отправить документ можно несколькими способами:
Эти варианты различаются по срокам доставки, но гарантируют получение агентского отчета адресатом.
С некоторых пор распространение получил еще один способ: отправление официальной документации, в том числе и отчетов, через электронные средства связи. Однако, в этом случае важно, чтобы компания-отправитель имела электронную цифровую подпись (официально зарегистрированную), правда, даже это не может дать уверенность в том, что отчет не попадет в папку «спам» и дойдет до получателя.
Агентские договоры: как агенту платить налоги с продажи товаров и услуг принципала
Агент — посредник между продавцом и покупателем, который помогает им совершить сделку. Например, вы курьер и доставляете товары интернет-магазинов до покупателей. Или берёте у поставщика товар и продаёте в своём магазине, получая за это комиссию. В этих ситуациях деньги, полученные от покупателей, проходят через вас транзитом и не являются вашим доходом.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Учёт доходов в налоге УСН
В доходах при расчёте налога УСН учитывайте только агентское вознаграждение. Например, вы продаёте ноутбуки и получаете 5% от продаж. Продав 10 ноутбуков за 50 000 рублей каждый, вы получите от покупателей полмиллиона, из которых ваша выручка составит только 25 000 рублей. Эту сумму и нужно учесть в доходах УСН.
Когда учитывать доход в налоге УСН, зависит от способа выплаты вознаграждения. Могут быть такие варианты:
Учёт расходов в налоге УСН
Большую часть затрат по агентскому договору возмещает принципал. Не учитывайте такие затраты и их возмещение в налоге УСН. Если какие-то затраты принципал не возмещает, а вы на УСН «Доходы минус расходы», можете списать их по общим правилам.
Деньги, которые вы перечисляете принципалу по итогам продаж, нельзя учитывать в расходах при расчёте налога УСН.
Документы для покупателя
Для покупателя нужно оформить те же документы, что и при обычной сделке. При оптовой продаже — накладную, при розничной — кассовый или товарный чек. При продаже услуг оформите акт. Если вы продаёте от своего имени, укажите в документах свои реквизиты. Если вы выступаете в сделке от имени принципала, укажите в документах его.
В документах укажите всю сумму сделки, не выделяя отдельно агентское вознаграждение. Ведь для покупателя без разницы, общается он с продавцом напрямую или с его агентом.
Документы для принципала
Для принципала составьте отчёт агента о проделанной работе. К нему приложите документы, подтверждающие расходы, которые принципал возмещает. Также в отчёте указывается размер вашего вознаграждения. Если в отчёте агента не указано агентское вознаграждение, утвердите его отдельным актом.
Если принципал работает с НДС, выставите счёт-фактуру
Если вы от своего имени продаёте товар принципала, который работает с НДС, придётся оформлять счета-фактуры для покупателей и отчитываться в налоговую. При этом, сам НДС платить не нужно.
Счёт-фактуру вы выставляете для клиента от своего имени. В данных продавца указываете свои реквизиты, а в данных покупателя — реквизиты клиента. Один экземпляр счёта-фактуры передаёте клиенту, второй — оставляете себе и отправляете принципалу его копию. Принципал выставит такой же счёт-фактуру той же датой, но уже от своего имени, и передаст его вам. Оба счёта-фактуры нужно зарегистрировать в журнале учёта счетов-фактур. До 20 числа месяца, следующего за кварталом, в котором выставлены счета-фактуры, нужно сдать в налоговую журнал учёта в электронном виде.
Если вы работаете от имени принципала, заморачиваться с НДС не придётся. Вы можете по доверенности принципала выставить счёт-фактуру от его имени. Или принципал сделает это самостоятельно. Отчитываться в налоговую и платить НДС в этой ситуации вам не нужно.
Особенности агентского договора в бухгалтерском учете
Агентский договор: виды и правила
Сущность агентского (посреднического) договора сводится к наличию между 2 сторонами сделки (продавцом и покупателем) третьего лица (посредника), в роли которого могут выступать:
Деятельность посредника заключается в осуществлении от своего имени или от имени поручителя (комитента, принципала, доверителя) юридически значимых действий, приводящих к возникновению последствий этих действий у поручителя.
Несмотря на то что в ГК РФ (гл. 52) агентский договор выделяется в самостоятельный вид, он, по сути, объединяет два вида договоров:
Значение для бухучета имеют следующие особенности агентских договоров:
Проверить агентский договор на риски вам помогут Готовые решения от КонсультантПлюс:
Получите бесплатный доступ к К+ и переходите в Готовое решение для принципала.
А по этой ссылке вы попадете в Готовое решение для агента, если у вас есть доступ к К+. Если его нет, пробный доступ можно получить бесплатно.
Существуют две основные схемы действий, проходящих через посредника:
При заключении агентских договоров бухгалтерский учет следует организовывать с помощью проводок через счет 76 с детализацией видов расчетов по аналитике. Доходы посредника в зависимости от учетной политики могут формироваться как на счете 90, так и 91.
Учет продаж через агента
Действуя от имени поручителя, агент, по существу, оказывает ему услугу по поиску покупателя. Документы для покупателя оформляются фактическим продавцом, и у него же формируются доходы/затраты по сделке:
У агента в этом случае в учете:
О том, когда услуги агента не нужно облагать НДС, читайте в статье «Какие услуги посредника не облагаются НДС».
Когда агент действует от своего имени, документы для покупателя оформляет он сам и все расчеты проходят через него. Однако полученный для продажи товар остается собственностью поручителя. Поступающие от покупателя денежные средства также являются средствами поручителя. Вознаграждение, предназначенное ему, агент, как правило, удерживает из полученной от покупателя суммы, прежде чем перечислить ее поручителю.
Для таких агентских договоров бухгалтерский учет организуется по следующим правилам:
Причем обязанность начислить НДС с поступивших от покупателя авансов ложится на поручителя.
Как правильно перевыставить счета-фактуры по агентскому договору читайте здесь.
Через проводки по счету 76 формируется доход посредника и сумма, предназначенная к перечислению поручителю:
У поручителя проводки по продаже и учету затрат будут такими же, как при реализации от его имени, с той только разницей, что величина отгрузки будет соответствовать указанной в документах, составленных на имя покупателя посредником, исчезнет проводка по оплате посреднику и появятся дополнительные проводки по учету отгрузки и оплаты от покупателя:
О правилах оформления счетов-фактур при продажах с привлечением посредника читайте в материале «Как оформлять счета-фактуры при продаже товаров через посредника?».
Учет закупок через агента
Если агент действует от имени покупателя, он фактически оказывает ему услугу по поиску поставщика. Документы продавец оформит сразу на поручителя, а услуги посредника покупатель возьмет в затраты:
У агента в такой ситуации проводки по отражению дохода будут такими же, как при его привлечении к продажам от имени поручителя.
Агент, действующий при закупках от своего имени, получит документы на приобретение, оформленные на себя. Однако его собственностью ни приобретенный товар, ни средства, которые он получит от поручителя для оплаты покупки, не будут.
Купленный агентом для поручителя товар отразится за балансом: Дт 002.
В балансе покупка будет показана им по полной стоимости приобретения в корреспонденции счета расчетов с поставщиком со счетом учета расчетов с поручителем: Дт 76 Кт 60.
Деньги, поступившие от поручителя и перечисленные поставщику, будут учтены в проводках:
При передаче товара поручителю он спишется с забалансового счета: Кт 002.
Вознаграждение посредника и суммы, подлежащие возмещению ему поручителем, сформируются следующим образом:
У поручителя проводки по покупке и учету затрат будут такими же, как при приобретении от его имени, с той только разницей, что величина покупки будет соответствовать указанной в документах, составленных на имя посредника продавцом, и расчеты за приобретение пройдут не напрямую с поставщиком, а через посредника:
Агентский договор с иностранной компанией – особенности уплаты НДС
Когда российская организация заключает агентский договор с иностранной компанией, НДС ей придется платить, если посреднические услуги оказаны на территории РФ. На этот счет есть отдельное письмо Минфина РФ от 02.12.2011 № 03-07-08/339.
Суть разъяснений финансового ведомства такова: посреднические услуги в рамках подобных соглашений считаются реализованными в том месте, где осуществляет деятельность компания, их оказывающая. В приведенном случае услуги оказывает российская организация в нашей стране, и именно здесь следует применять НДС по 20-процентной ставке.
Итоги
Бухгалтерский учет агентских договоров имеет свою специфику и различается в зависимости от того, участвует посредник в расчетах или нет. Средства и имущество, поступающие к посреднику в связи с исполнением поручения, не учитываются им в балансе и не становятся его доходом.