как передать фактуру животного в графике

Этапы выполнения изображения животного

Исследовательский проект по изобразительному искусству

На тему: «Анималистический жанр в живописи»

Ворожцова Полина, ученица 6 «А»

Грохотова Елизавета Игоревна, учитель ИЗО

Содержание

Глава 1..Анималистический жанр в живописи 3-6

Глава 2.Творческий эксперимент. Изображение животных.6-10

Введение

Актуальность анималистического жанра в последнее время возросла в связи с напряженной экологической обстановкой. При этом в настоящее время количество художников, работающих в этом жанре ничтожно мало в сравнении с представителями других жанров.

Цель исследовательского проекта:

— изучение изображения животных посредством выполнения длительного рисунка с неподвижной натуры и набросков с живой натуры;

— передача характера движений, особенностей анатомического строения и фактуры животных с помощью выразительных средств графики;

— усвоение техники работы графическим материалом.

— работа может послужить средством оформления интерьера;

— работа может быть использована в качестве наглядного пособия

учителями на уроках изобразительного искусства;

— теоретическая часть работы может быть использована как источник необходимой информации

В процессе работы над проектом перед нами встали следующие задачи:

— изучить необходимую литературу, а также творчество художников анималистов;

— отобрать, осмыслить и переработать содержание;

— изучить этапы выполнения рисунка животных.

В ходе выполнения проекта использовались следующие методы:

— отбор и теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования животных;

— изучение методической последовательности рисунка;

— изучение творческого процесса художников, работавших в анималистическом жанре изобразительного искусства;

— посещение музеев, зоопарков.

ГЛАВА 1

Особенности жанра

Анималистический жанр или анималистика — вид изобразительного искусства основным мотивом которого является изображение животных. Кроме живописи и графики, анимализм часто применяется в скульптуре, фотографии, декоративном и прикладном искусстве, в литературе и других видах искусств.

В настоящее время анимализм является не менее востребованным и популярным. Многие художники обращаются к образам живой природы и, в частности, зверям, птицам, земноводным, пресмыкающимся, рыбам, насекомым.

Анималистический жанр — это восхищение художника от окружающего его мира и обилия жизни. То богатство видов животных, которые обитают на нашей планете, не может не вдохновлять. Сами люди, являясь неотделимой частью природы, и в то же время зачастую негативно влияющих на природу и животных, в глубине души чувствуют своё с ней родство и пытаются выразить его в виде защиты окружающей среды или в виде творчества.

Многие художники, скульпторы и писатели очеловечивают животных, что выражается в аллегориях и символах. Животные на таких картинах обладают человеческим разумом, способны на глубокие переживания и совершают различные предосудительные или достойные поступки. Человек, через предметы анималистического искусства, смотрит не только на красоту живого мира, но и на себя самого, словно через символы кривого зеркала находя в себе и других людях скрытые недостатки и достоинства. Также в анималистике распространён реалистичный и гиперреалистичный стили, когда животные изображаются с повышенным вниманием к мелочам и деталям.

Самыми известными художниками анималистического жанра являются: Франс Снейдерс, Ян Вильденс, Ян Фейт, Паулюс Поттер, Эжен Делакруа, Филипп Руссо, Евгений Чарушин, Николай Кондаков, Василий Ватагин, Михаил Кукунов, Игорь Скоробогатов и многие другие.

Франс Снейдерс (Frans Snyders; 11 ноября 1579, Антверпен — 19 августа 1657, Антверпен) — фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко.

Ян Вильденс(нидерл. Jan Wildens, 1585/1586, Антверпен — 16 октября 1653, Антверпен) — южнонидерландский живописец и график, пейзажист.

Ян Фейт (нидерл. Jan Fyt; 15 марта 1611, Антверпен — 11 сентября 1661, там же) — южнонидерландский (фламандский) художник и гравёр

Паулюс Поттер (нидерл. Paulus Pieterszoon Potter; крещён 20 ноября 1625, Энкхёйзен — похоронен 17 января 1654, Амстердам) — нидерландский художник, представитель золотого века голландской живописи.

Фердина́н Викто́р Эже́н Делакруа́ (фр. Ferdinand Victor Eugène Delacroix; 1798—1863) — французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.

Жан Луи́ Андре́ Теодо́р Жерико́ (фр. Jean-Louis-André-Théodore Géricault; 26 сентября 1791, Руан — 26 января 1824, Париж) — французский живописец, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. Его картины, в том числе «Плот „Медузы“» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Среди исследователей нет единой точки зрения на то, представителем какого направления был художник: его считают предтечей романтизма, реалистом, или одним из последователей Давида.

Филипп Руссо (фр. Philippe Rousseau, 22 февраля 1816, Париж — 5 декабря 1887, Акиньи[fr]) — французский художник.

Евге́ний Ива́нович Чару́шин (1901 — 1965) — советский график, скульптор и писатель. Сын архитектора И. А. Чарушина.

Никола́й Никола́евич Кондако́в (1908—1999) — советский биолог, кандидат биологических наук, художник-анималист.

Михаил Максимович Кукунов (1918-1998) художник, профессор, Учитель с большой буквы.

ГЛАВА 2.

2.1.Использование выразительных средств графики при изображении животных

Использование различных материалов и техник выполнения в работе помогает яснее передать фактуру и состояние животных. Чтобы картина смотрелась более выразительно полезно менять материалы. Так, заменяя карандаш, скажем пером, фломастером или спичкой, мы значительно

экономили время и получали возможность передать форму в рисунке более лаконичными и выразительными средствами. Спичка или тростниковое перо, смоченное тушью или чернилами, дает очень красивую сочную линию, которая вносит в изображение особую эмоциональность. Выбор материала и техники обычно подсказывает сама натура. Там, где требовалось передать большие массы форм и темную по тону фактуру, мы пользовались мягкими материалами (угольный карандаш, сангина, соус, уголь); там, где требовалась легкая, ажурная трактовка формы, мы пользовались отточенным карандашом и пером с тушью. Так, например, угольный карандаш позволял нам в нужных местах растереть пальцем штрихи и дать тон, широко вибрирующей линией подчеркнуть складку кожи или шерсти. Перо, наоборот, давало тонкую нежную линию и позволяло четко прорисовывать детали. Кроме того, работа пером с первых же шагов приучила нас внимательно относиться к работе, наносить линии очень обдуманно, так как малейшая оплошность повлекла бы за собой искажение

Этапы выполнения изображения животного

С неподвижной натуры

Методически неправильно сразу приступать к наброскам и коротким зарисовкам живой подвижной натуры. Такой набросок рассчитан в основном на внешний эффект; в этом случае мы бы изображали натуру, не анализируя ее, не рассуждая; нас бы интересовала выразительность линий в рисунке, а не структура формы; мы бы спешили запечатлеть момент движения и не следили бы за характером формы и пропорциями. В коротких зарисовках и набросках мы не сможем усвоить методическую последовательность анализа натуры. Методическую последовательность решения учебных задач в длительном рисунке мы рассмотрим на примере близком к школьной практике. Во всех работах изображение мы, как всегда, начинали с композиционного размещения рисунка на листе бумаги. Определяли отношения больших масс и характер их формы. На этом этапе работы мы обращали внимание на пропорции – на размеры головы, шеи, туловища, хвоста и лап. Силуэт (контур) мы сразу не уточняли, а намечали обобщенную форму частей и прослеживали за взаимосвязью этих частей. Чтобы правильно передать движение мы пользовались вспомогательными линиями – осями формы, то есть уточняли угол наклона осевых линий по отношению к вертикали и горизонтали, затем проверяли положение головы по отношению к туловищу, туловища – к лапам. Только после этого намечали характер формы животного в целом. Однако этого не достаточно, чтобы убедительно и выразительно передать характерные особенности птицы или зверя. На этом этапе мы подробно изучали анатомические особенности строения костяка и мышц данного животного, обращали внимание на сходство и различие в анатомическом строении данной натуры по сравнению с другими. Это помогало нам подчеркнуть характерные особенности формы данного животного и избежать формального отношения к рисунку. На рисунке представлен методический ход анализа натуры, он помогает разобраться в сложной форме натуры и выделить главное. Когда общая

форма наметилась верно, мы переходили к деталям; но здесь не стали их сразу прорисовывать. Вначале нужно было наметить особенности формы и местоположение этих деталей и их характер, то есть где будут расположены глаза, нос или клюв, конечности (лапы, крылья). Когда детали были намечены верно, мы уточняли их рисунок и продолжали легкую светотень. На этом этапе важно было следить за выражением объема в рисунке, не спешить передавать фактуру. Карандашом к бумаге надо прикасаться легко, чтобы в случае неудачи можно было бы легко исправить ошибку. Когда мы перешли к детальной проработке формы, к передаче материальности, мы просмотрели ряд репродукций «больших» мастеров, уяснив, какого эффекта можно достигнуть, работая карандашом (углем, соусом, сангиной, пастелью). Последний этап работы нельзя пускать на самотек, пассивно срисовывая все, что видит глаз, так как можно дать более или менее верное изображение птицы или зверя, но это будет сделано бессознательно, эффект рисунка будет случайным. Чтобы сознательно изображать формы, мы должны ознакомиться с расположением оперения, шерсти. Необходимо понимать

закономерность расположения перьев, тогда рисунок будет убедительным и более выразительным. Поэтому при изображении любого животного

перед нами также вставала проблема анализа и правильного изображения его покрова.

Наброски с живой натуры

При работе над зарисовками с живой натуры особенно в зоопарке метод длительного рисунка совершенно непригоден. Здесь нужны иные методы работы, иная техника, а иногда другие материалы. Наброски и короткие зарисовки мы начали с изображения медленно двигающихся животных.

Постепенно, когда появился некоторый навык, мы перешли к изображению быстро двигающихся животных. Работа над набросками строилась следующим образом: взяв лист бумаги, мы мысленно

размещали на нем два-три наброска; начав первый рисунок, мы работали над ним до тех пор, пока животное не изменило своей позы; как только животное приняло другую позу, мы сразу начинали другой набросок; затем вновь возвращались к первому. Таким образом, получалась серия рисунков в различных позах и различной степени завершенности одного и того же животного. Все животные в зоопарках и питомниках имеют ограниченные движения и часто повторяют одни и те же позы. И мы имели возможность возвращаться к незавершенным позам и доводить их до желаемой степени законченности. Никаких построений с помощью вспомогательных линий мы не делали, а старались

быстрой, живой линией передать движение и характер формы животного. У каждого животного свои повадки, свой характер выражения чувства: корова ленива, заяц труслив, орел надменен и горд, обезьяна суетлива и так далее. Поэтому в работах мы старались уделять особое внимание передаче характера животного, его индивидуальности, его эмоционального состояния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анималистический жанр очень понравился мне. Он поразил меня своей живостью и полнотой движений. Мне крайне интересно было наблюдать за животными и изображать их на своих работах. В процессе выполнения исследовательской работы я много узнал об анималистике, как о

самостоятельном жанре изобразительного искусства, о способах передачи анатомического строения, фактуры и эмоционального состояния животных. При работе с литературой я приобрел навыки анализа, отбора содержания в соответствии с изучаемой темой и поставленной проблемой.

Выполнение практической части (мелкие зарисовки, наброски, эскизы, этюды, длительные рисунки с неподвижной натуры и кратковременные с живой натуры) позволило мне усовершенствовать умения использования выразительных средств графики. Однако в процессе работы возникали некоторые проблемы, обусловленные различными трудностями: многие животные двигались очень быстро, но не смотря на это необходимо было успеть запечатлеть общий характер движения, что требовало недюжинной способности быстро рисовать. Зачастую приходилось по памяти восстанавливать на бумаге образ животного. Проблема передачи фактуры также принесла значительное количество неожиданностей. Ведь фактура животных сложна и разнообразна. Несмотря на все это в процессе работы достигнуты поставленные цели и задачи. В ходе выполнения исследовательской работы я многому научился: изображать животных посредством выполнения длительных зарисовок с неподвижной натуры и набросков с живой натуры, передавать особенности анатомического строения и фактуры животных, а также их настроение, использовать различные графические материалы (выразительные средства графики) и техники. Как мне кажется, в основном поставленная цель достигнута, поскольку виден результат творческой работы.

Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство» М., 1987 г.

Кузин В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах» М., 1984 г.

Корчева Е.И. «Искусство» М., 1979 г.

Ростовцев Н.Н. «Учебный рисунок» М., 1976 г.

Карлов Г.Н. «Изображение птиц и зверей» М., 1976 г.

Ватагин В.А. «Изображение животного» М., 1957 г.

Кузин В.С. «Наброски и зарисовки» М., 1981 г.

Люб имов Л. «Искусство древнего мира» М., 1980 г.

Шорохов Е.В. «Основы композиции» М., 1979 г.

Юон К.Ф. «Об искусстве» М., 1959 г.

Аксенова М., Исмаилова.С «Энциклопедия для детей: Всемирная история» М., 1995 г

Источник

Мастер-класс по изобразительному искусству на тему «Создание образа животного с помощью графических материалов»

как передать фактуру животного в графике. Смотреть фото как передать фактуру животного в графике. Смотреть картинку как передать фактуру животного в графике. Картинка про как передать фактуру животного в графике. Фото как передать фактуру животного в графике

КГУ «Троебратская средняя школа»

по изобразительному искусству в 3 «А» классе

«Создание образа животного с помощью графических материалов»

Провела: Гайдамака Ольга Николаевна

Тема: Создание образа животного с помощью графических материалов.

Вид искусства: графика.

Цель урока : Познакомить учащихся с разнообразием анималистического жанра (в особенности семейства кошачьих); дать представление о выражении художником – анималистом характера зверя.

обобщение видов и жанров в изобразительном искусстве; знакомство с жанром анималистики; ознакомление учащихся с образом снежного барса; научить передавать в рисунках красоту линий, формы, определять пропорции изображаемого предмета; способствовать формированию у учащихся умений владеть графическими материалами, умений использования средств выразительности графики при создании изображений животных на листе бумаги;

развитие восприятия, внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, мелкой моторики рук.

воспитание художественной культуры, интереса учащихся к графическому искусству; прививать интерес, любовь, любознательность к живой природе; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, стимулирующий.

Наглядный материал: презентация; методические таблицы «Последовательность рисования животного»; репродукции и иллюстрации художников-анималистов, образцы снежного барса в живописи, в графике; музыкальное сопровождение (релаксирующая музыка); видеоролик о снежном барсе, методический рисунок.

Приветствие: Прозвенел и смолк звонок,

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

Учиться будем рисовать.

Проверка готовности учащихся к уроку.

— Начнем урок с повторения ранее изученного.

— Что означает в переводе с греческого языка? (Слайд)

Графика – это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании чёрного и белого, причём белым является сама бумага, а чёрным – карандаш, уголь или другой «сухой» материал.

— Каждый вид искусства «говорит» на своём языке (об этом мы беседовали на уроках живописи).

Верно, линия и сочетание чёрных и белых пятен – основные изобразительные средства графики, её язык, скупой и лаконичный.

— Используется ли в графике цвет?

Цвет в графике используется, но он условен, подчинен линии и не играет главной роли, как в живописи.

— Существует множество жанров изо.искусства. В зависимости от того, что изображено на картине, можно определить её жанр.

— Какие жанры знаете вы?

— Существуют ли в графике жанры?

Конечно, и пейзаж, и натюрморт, и портрет мы можем увидеть в технике графика.

— Сегодня мы познакомимся с новым жанро м в изобразительном искусстве, который существует в графике.

« Если видишь на картине нарисован слон,

Крокодил, жираф, горилла, кошка иль питон,

Или звери Аргентины, иль пингвин Арктический

Значит, жанр такой картины АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ (Слайд)

Жанр изо. искусства, произведения которого посвящены животным и птицам называется анималистическим. А художники, занимающиеся этим – анималистами.

Изображение птиц и животных – тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах и стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты. (Слайд)

Художники всех времён рисовали, лепили, писали красками животных. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть и в живописи, и в скульптуре, и в книжной графике, и в графическом рисунке. Анималисты рисуют картины о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных и птиц, которых изображают.

А теперь выполним творческую работу – графический рисунок снежного барса.

Мы с вами будем использовать таблицу с поэтапным выполнением рисунка животного.

1. Приступая к работе, нам необходимо не только уместить, но и композиционно разместить на листе форму рисуемого предмета. Для этого лёгким касанием карандаша наметить границы будущего рисунка, определяя его высоту и ширину.

А затем взаимное положение отдельных частей туловища.

как передать фактуру животного в графике. Смотреть фото как передать фактуру животного в графике. Смотреть картинку как передать фактуру животного в графике. Картинка про как передать фактуру животного в графике. Фото как передать фактуру животного в графике

В процессе работы не следует сосредотачивать своё внимание на кончике карандаша, проводимых линиях, а нужно ориентироваться на всю изображаемую форму в целом. Не забываем о законах перспективы: предметы, находящиеся дальше – меньше; ближе – больше)

как передать фактуру животного в графике. Смотреть фото как передать фактуру животного в графике. Смотреть картинку как передать фактуру животного в графике. Картинка про как передать фактуру животного в графике. Фото как передать фактуру животного в графике

как передать фактуру животного в графике. Смотреть фото как передать фактуру животного в графике. Смотреть картинку как передать фактуру животного в графике. Картинка про как передать фактуру животного в графике. Фото как передать фактуру животного в графике

Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные части и мелкие детали, необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для придания ему выразительности.

как передать фактуру животного в графике. Смотреть фото как передать фактуру животного в графике. Смотреть картинку как передать фактуру животного в графике. Картинка про как передать фактуру животного в графике. Фото как передать фактуру животного в графике

Наш Барс получился очень красивым! (Примерный образец барса в графике).

как передать фактуру животного в графике. Смотреть фото как передать фактуру животного в графике. Смотреть картинку как передать фактуру животного в графике. Картинка про как передать фактуру животного в графике. Фото как передать фактуру животного в графике

Повторение правил т /б при работе с карандашом.

Применение знаний на практике

Самостоятельная работа – поэтапное выполнение рисунка животного (под музыкальное сопровождение)

Во время практической работы делаю целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Выставка. Анализ работ учащихся

— А теперь каждый из вас сами оцените свою работу по тем же критериям:

— Если ваша работа соответствует всем критериям – ставим оценку «5» («Я молодец!»

— Если есть отклонения хотя бы от одного критерия – оценка «4» («Мне нужно еще поработать»)

— Если недочеты во многих критериях – оценка «3» («Сегодня у меня не все получилось»)

желтый – мне нужно ещё поработать,

красный – сегодня у меня не всё получилось)

Кто такие анималисты? ( художники, рисующие животных)

— В какой технике мы работали? (в технике графика)

Домашнее задание. Подобрать иллюстрации к анималистическому жанру.

Источник

Как передать фактуру животного в графике

Основные подходы к графической стилизации природных форм (на примере образцов животных и растений)

Методы изображения окружающей действительности графикой. Основные выразительные средства графики. Стилизация как метод изображения предметов в графике. Принципы стилизации в разработке формы. Передача текстурных свойств объекта, подходы к стилизации.

РубрикаКультура и искусство
Виддипломная работа
Языкрусский
Дата добавления18.05.2016
Размер файла76,1 K

как передать фактуру животного в графике. Смотреть фото как передать фактуру животного в графике. Смотреть картинку как передать фактуру животного в графике. Картинка про как передать фактуру животного в графике. Фото как передать фактуру животного в графике

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оригинальность заключается не в предельной деформации предметов до неузнаваемости, а в оригинальном способе отображения увиденного, порой самого обычного. И, несмотря на стилизацию, объект должен быть понятен и легко узнаваем. Важно, чтобы все предметы в одной композиции трактовались в едином стиле, а не производили впечатление выхваченных из разных листов и случайно собранных воедино. Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Можно брать один какой либо признак и делать его доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной особенности так, что приобретает символичность.

4.3 Силуэтное обобщение

Основные требования к обобщению с помощью силуэта [13]:

1) выявление наиболее ярко выраженных особенностей формы объекта, то есть его силуэта, ракурсных поворотов;

2) при компоновке обратить внимание на пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную);

3) важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм объекта, изучить его строение;

4) распределение всех элементов композиции на плоскости независимо от её сложности должно быть уравновешенным с учетом формы элементов и масштаба изображения.

4.4 Знаковое обобщение

Итак, обобщение является основным принципом разработки формы в графике, которое составляет одну из специфических особенностей отражения объектов и явлений действительности при натурном и декоративном рисовании и играет определяющую роль в создании выразительного художественного образа. Когда в процессе выполнения стилизации возникает необходимость усилить и углубить содержание декоративного образа, художник прибегает к различным способам художественного обобщения, среди которых можно назвать следующие: геометрическое обобщение, силуэтное обобщение, знаковое обобщение.

5. Стилизация на основе передачи текстурных свойств объекта

5.1 Передача стилизации фактур предметов графическими средствами

Если встает необходимость выразить свое мироощущение через видение окружающей вас жизни, например в городском пейзаже, то нужно научиться имеющимися в арсенале художника средствами отразить на бумаге или холсте стены домов, асфальтовые дороги, кустарники, деревья, водную гладь реки, скованной каменными или чугунными парапетами набережных, небо, облака и т.п. В натюрморте очень важно передать материальность предметов быта из стекла, металла, кожи, пластмассы, а также добиться «живости» изображения цветов, фруктов и т.п. В портрете индивидуальность личности существенно дополняют (а иногда и выражают ее глубинную сущность, открывая тайны, тщательно спрятанные под маской сдержанности), костюм, платье, драгоценности, другие аксессуары, к которым художники всегда относятся с большим вниманием, техническими средствами своего ремесла и стиля передавая фактуру ткани, кожи, металла, драгоценных камней [11].

5.2 Передача текстуры предметов средствами стилизации модулем

1) Простота. Модуль должен быть простым, т.к. он является частью целого произведения.

4) Модуль должен позволять комбинировать различные варианты произведения.

Таким образом, добиться создания или усиления декоративности можно дроблением всего изображения на мелкие участки. Это может быть модуль какого-то кусочка, созданного искусственным делением, линиями, или модуль мазка (импрессионисты), или кусочек смальты и т.д. Поэтому все мозаики независимо от степени передачи объема столь декоративны. Этот прием создает и эффект нарядности, возникает своего рода неправильный узор из мелких элементов, образуется как бы раппортная сетка из повторяющихся площадей отдельных кусочков-участков. Правда, при использовании этого приема изображение предметов воспринимается не столь четко, а как бы просматривается сквозь дымку в силу их тесной связи с фоном. Если этот эффект нежелателен, возможно использование темного контура. Контур можно ввести также в тех случаях, когда цвета изображения не очень удачно сочетаются друг с другом. Таким способом можно зрительно повысить степень интенсивности блеклых цветов.

5.3 Увеличение части изображаемых объектов

Существуют варианты в организации принципа увеличения части изображаемых объектов:

1. Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.

2. Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы.

3. Контрастность форм, например, среди округлых по очертанию фигур располагается остроугольная и наоборот.

4. Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди более крупных элементов располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать. Можно подчеркнуть это еще и тоном или цветом.

Таким образом, чтобы ярко и эмоционально передать текстурные свойства различных предметов, необходимо использовать законы изображения предметов в пространстве, как законы линейной и воздушной перспективы, расположения светотени на предметах, их тональность. Одновременно с ними, для достижения желаемого эффекта в арсенале художника должен быть полный набор графических средств, таких как передача фактуры предметов графическими средствами, передача текстуры предметов при помощи введения в изображение модуля, увеличение части изображаемых объектов.

6. Декоративные подходы к стилизации

6.1 Орнаментальное решение реальных образов

Существует классификация орнамента [22]:

1) По изобразительной характеристике выделяют: растительной, геометрической, анималистический, антропологический, каллиграфический, фантастический, астральный и т.д.

2) По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.

3) По народной принадлежности: русский, украинский, башкирский, татарский и т.д.

4) По изобразительной форме: плоскостной, рельефный (небольшое возвышение), контр-рельефный (небольшое углубление внутрь).

Привязка элементов, независимо от того какая у них организация центра, идет по точкам пересечения прямых образующих сетку. При пересечении, прямые могут образовывать не только квадраты, но и прямоугольники, треугольники, косоугольники и ромбы. Принцип построения раппорта в данных сетях будет аналогичен вышеприведенному. Любые орнаментальные композиции представляют собой упорядоченные и закономерные построения. Большую роль в них играют разрабатываемые мотивы, из которых выстраиваются орнаменты. От того, насколько выразительно изображаются мотивы в композиции, зависит восприятие всего орнаментального построения.

Важно также обратить внимание на ракурс изображаемого объекта. При статичной композиции целесообразнее избегать разворотов в три четверти, а использовать вид сверху или сбоку, располагая мотив по вертикальной или горизонтальной осям. В динамичной композиции разумнее использовать ракурсы и наклоны. В процессе декоративного изображения мотива возможно свободное обращение не только с размерами элементов, но и с изменением пропорций, если данная деформация оправдана композиционной целью, придает выразительность и остроту. При декоративной трансформации изображаемого мотива важнейшее значение имеют те участки формы, где есть изгибы и изломы. Именно они будут являться местами для преобразования, особенно при достижении эффекта статики и динамики в орнаментальном построении. Цвет и колорит орнаментальной композиции тоже подлежит преобразованию. Он может быть условным, совершенно отвлеченным от натурального варианта или заранее задуманным.

Изображение животных в орнаменте также требует определенной условности передачи. Излишнее насыщение деталями будет мешать цельности силуэта и усложнять общее восприятие композиции. Желательно, чтобы силуэт не был слишком изрезан и вписывался в простые геометрические фигуры. Природная форма должна приобретать условно-декоративный смысл, при этом в одном и том же мотиве правдивость изображения может сочетаться с элементами мифологической условности.

При разработке орнаментального мотива объемно-пространственную форму целесообразно превращать в плоскостную; при необходимости же объемного изображения обязательно использовать обобщения, условности.

Большого мастерства в стилизации орнаментальных мотивов достигли египтяне. Их произведения предельно лаконичны и выразительны как по силуэту, так и по цветовым решениям. В них одновременно присутствуют условность изображения и узнаваемость объектов, это яркие, декоративные, запоминающиеся образы.

6.2 Деление поверхности изображаемых объектов и заполнение полученных плоскостей декором

В основе данного декоративного приема в стилизации лежит более аналитическая работа, так как происходит переработка формы, определенное утрирование некоторых характеристик объекта с целью увеличения степени выразительности.

Членение осуществляется прямыми или кривыми линиями и поддерживается цветом или тоном. Возможно членение в одном или нескольких направлениях. Членение прямыми линиями довольно просто. Иначе обстоит дело при использовании параболических линий, так как они сами по себе несут напряженность и необходимо совместить в одной плоскости противоречивые прямолинейные и криволинейные движения. Усложненные варианты более пригодны для простых композиций, элементы которых не имеют сложных конфигураций, иначе их контуры затеряются в сложном членении и его использование не будет композиционно оправдано.

Количество видов декора в одном изображении также может быть неодинаковым, но для композиционной цельности необходимо каждый из них повторить хотя бы два раза в различных частях листа. При декоративной обработке поверхностей изображаемых объектов важно заботиться об их цельности во избежание дробности при восприятии всего листа.

Существуют различные способы достижения выразительности в декоративной композиции. Если выполняется цветовой вариант, больше внимания следует уделить цветовым и тональным отношениям между изобразительными элементами и фоном, и тогда линейный декор играет меньшую роль, чем цвет. Когда же выполняется графический вариант, то важное значение имеют различные графические средства, такие как линия, штрих, точка и образованные с их помощью виды декоративной обработки поверхности. Данный тип декоративного изображения требует значительного опыта и мастерства, что приходит с практикой. Смысл этого вида рисования заключается в том, чтобы найти свой оригинальный ход и способ изображения. Объекты должны трансформироваться в сознании художника, что отражается на листе с помощью ряда графических приемов.

Необходимо не спешить сразу рисовать, а внимательно рассмотреть предмет, подумать, обратить внимание на наиболее важные, привлекающие зрение участки постановки, ситуации. Оригинальность заключается не в предельной деформации предметов до неузнаваемости, а в оригинальном способе отображения увиденного, порой самого обычного. И, несмотря на стилизацию, объект должен быть понятен и легко узнаваем. Важно, чтобы все предметы в одной композиции трактовались в едином стиле, а не производили впечатление выхваченных из разных листов и случайно собранных воедино.

При декоративном рисовании фруктов наряду с тушью можно использовать и легкую подкраску акварелью или цветным карандашом, а также цветными шариковыми ручками, но при этом важно сойти на примитивную раскраску предметов. При частичном использовании цвета можно сначала пойти от пятна, а потом вводить линию (если применять акварель). При введении цветного карандаши, его лучше наносить после того, как линии контуров и легкий декор уже будут присутствовать. Во избежание досадных промахов в компоновке целесообразно сначала наметить очертания объектов на листе и убедившись в приемлемости такого размещения, заняться непосредственно рисованием пером.

Таким образом, наряду с подходами к графической стилизации на основе текстурных свойств объекта, существуют так называемые декоративные подходы к стилизации. К ним относятся орнаментальное решение реальных образов, в основе которого лежит применение двух средств: симметрии и ритма, а также деление поверхности изображаемых объектов и заполнение полученных плоскостей декором. В основе второго подхода лежит достижение равновесия в композиции, когда перегруппировка элементов недостаточна или вовсе нежелательна. Деление плоскости устанавливает внутри себя различные соотношения тональных, цветовых решений между образовавшимися частями, грамотная манипуляция которыми позволит достичь желаемого равновесия в композиции.

7. Методические подходы к графической стилизации природных форм в условиях средней школы

7.1 Учет психолого-педагогических и возрастных особенностей учащихся при организации уроков в начальных классах

Успех обучения изобразительному искусству в начальных классах зависит, прежде всего, от правильного определения возрастных особенностей обучающихся. Ответом на вопрос, как организовать образовательный процесс так, чтобы обучение было не только интересно, но и результативно, являются исследования психологов и методистов. Рассмотрим основные возрастные особенности детей от 6 до 11 лет и выделим благоприятные условия для формирования компетенций в области художественно-изобразительного искусства.

П.Я. Гальперин в своей теории выделил следующие положения, характеризующие младший школьный возраст:

1. выполнение учебных действий требует от учащегося ориентации в условиях этих действий;

2. условиями учебных действий школьников являются орудия психики: меры, знаки, эталоны;

3. процесс формирования умственных действий происходит из внешних культурно-исторических предметных действий во внутренние.

Учащиеся младшего школьного возраста характеризуются активным ростом и развитием всего организма. За этот период ребенок может вырасти на 9-10 см. Но все-таки психологи отмечают, что дети шестого года жизни немного отличаются от учащихся седьмого года жизни, психологические процессы у них развиты чуть ниже.

По мнению Г. Крайг, работа высшей нервной деятельности у младших школьников связана с необычайно быстрым развитием различных психофизиологических механизмов. Так, мозг ребенка начальных классов настолько развит, что его размер практически чуть меньше мозга взрослого человека. В этом возрасте сформированы лобные доли, а также ассоциативные зоны, которые отвечают за работу сложных умственных операций. Создаются благоприятные условия для успешного обучения и получения новых знаний.

Дети усваивают уже не только функциональные связи между окружающими предметами (например, понятие фрукты объединяет следующие слова: яблоко, груша, банан, персик и т.д.), но и понимают объединение слов по признаку. Дети начинают ощущать взаимосвязь живых и неживых явлений природы. Активно развивается словарный запас, а вместе с ним осведомленность об окружающем мире.

По мнению А.Р. Лурия, при планировании образовательной работы с младшими школьниками, необходимо создавать условия для поэтапного развития центральной нервной системы. Задания должны быть разнообразными и соответствовать уровню индивидуального психологического развития ребенка, так как у отдельных детей младшего школьного возраста физиологический возраст часто не совпадает с психологическим.

В младшем школьном возрасте у ребенка практически сформированы такие важные процессы высшей нервной деятельности, как возбуждение и торможение. Процесс торможения, как правило, совершенствуется легче. В психологии выделяются такие подвиды торможения как условное, дифференцировочное, запаздывающее. Дифференцировочное торможение позволяет ребенку осознанно подходить к учебной деятельности. Поведение ребенка меняется, оно чаще начинает подвергаться воздерживанию и соблюдению различных ролей и правил поведения обществе. Появляется способность к усидчивости и сосредоточении внимания на определенном предмете изучения.

Несмотря на новые сформированные качества центральной нервной системы, задания для упражнений должны быть строго отобраны. Не стоит слишком перегружать нервную систему ребенка количеством и сложностью заданий, а также наоборот, слишком легкие задания приведут к обратному процессу. В задания хорошо включать элементы групповых игр. Например, можно организовать соревнование с делением на группы. Задания на смекалку и быстроту ответов можно чередовать с конкурсами, требующими смены положения тела и движения.

Следует помнить, что нервная система детей еще не совершенна, ребенок еще недостаточно приобрел навыки быстрого реагирования. Естественная основа привычек и навыков развивается у детей очень быстро, но резкая их перестройка при смене привычных условий затруднена, что также является следствием не развитости нервной системы. Такая смена может вызвать дополнительную нагрузку на неокрепшую нервную систему, стресс.

В младшем школьном возрасте у ребенка появляется другое представление о себе. Меняется образ своего Я. Но этот процесс не является осознанным, как например, у подростков, он является спонтанным. Ребенок часто соотносит себя с одним или несколькими персонажами из произведений, кино, приписывая себе понравившиеся качества любимых героев. Данный период важен для развития ребенка, так как он формирует дальнейшую мотивацию к обучению. В этом возрасте ребенок переходит на новый уровень межличностных взаимоотношений, учится делиться информацией, показывать свои знания и умения. Ребенок уже освоил много знаний и навыков, имеет некоторый опыт, которым ему не терпится поделиться. Развитие произвольности общения, таким образом, помогает ребенку без помощи взрослого налаживать взаимоотношения со сверстниками, обучаться в коллективе. С развитием представления о себе, ребенок начинает более дифференцированно относиться к другим, у него появляется интерес к сверстникам и желание пообщаться. Причем дифференцированность проявляется в том, что психические процессы у ребенка достигают в развитии такого уровня, когда он способен различать личные качества других детей и находить в них симпатию, стремление общаться с понравившимися детьми и наоборот, не обращать внимание на малозаметных детей школьном в коллективе. В поведении ребенка также развивается такой мотив как признание со стороны взрослых. Его стремление вызвано желанием получить одобрение со стороны взрослых и доказать свою достойность.

Учащиеся младших классов способны отличать познавательную задачу от игровой. Им уже интересно демонстрировать свои знания, умения и навыки среди сверстников. Таким образом, у школьников заметно развиты такие психические процессы как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. Внимание приобретает устойчивый характер, развивается способность к переключаемости, сосредоточенности длительное время. Ребенок способен запоминать при помощи образно-зрительной памяти больше объектов (около 7-9). В целом у детей в младшем школьном возрасте достаточно хорошо развито воображение. Этот период можно назвать расцветом фантазии.

Таким образом, основными новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность всех психических процессов, их опосредование, осознанность. Мышление становится словестно-логическим, появляется способность к рассуждению, память обретает мыслительную функцию. Ребенок в этом возрасте окончательно овладевает своим поведением. Учебная деятельность становится главенствующей в потребностях ребенка. Она развивает у ребенка ответственность, усидчивость, эстетические социальные чувства.

Таким образом, учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста очень важен в организации учебного процесса. При правильной его организации, возрастные особенности могут стать благоприятными условиями для формирования компетенций в области изобразительного искусства.

7.2 Методика обучения стилизации природных форм графическими средствами

По мнению Н.М. Сокольниковой, эффективность преподавания зависит, в первую очередь, от правильной постановки целей и разработки содержания уроков изобразительного искусства, а также от правильно определенных путей достижения поставленных целей, то есть методов обучения. При организации уроков по теме стилизации природных форм обязательно используются такие общедидактические методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский.

Для того, чтобы полученные знания были сформированы в умения и навыки, используется репродуктивный метод. По формам этот метод разнообразен. Возможно использование упражнений и заданий, решение задач, беседы, повторение описания наглядного изображения объекта, повторное выполнение рисунка по заранее заданной схеме и т.д. При обучении приемам стилизации природных форм возможна как совместная деятельность учителя и учащихся, так и самостоятельная.

Исследовательский метод основывается преимущественно на самостоятельной работе учащихся. В ходе решения учебных задач на уроке предполагается появление одной или нескольких сторон творческой деятельности. Важно, чтобы творческие задачи были доступны и посильны для учащихся, поэтому, учителю необходимо обеспечить дифференциацию заданий по степени подготовленности детей.

Таким образом, реализация рассмотренных методов на уроках способствует реализации учебных и воспитательных задач, а также стимулирует учащихся к творческому процессу, применению знаний и умений. Н.М. Сокольникова отмечает, что успешность общедидактических методов зависит также от педагогических условий их применения. В связи с этим, исследователь выделяет следующие методические рекомендации:

1. На уроке необходимо развить интерес у учащихся к изучаемой теме;

2. На уроках необходимо сочетать систематический контроль за изобразительной деятельностью учащихся с педагогически целесообразной помощью им;

3. Необходимо воспитывать у учащихся веры в свои силы и свои творческие способности;

4. Необходимо целенаправленно и систематизировано использовать искусствоведческие рассказы и беседы, которые активизируют внимание учащегося, организует работу его мысли, включит эмоциональную и эстетическую отзывчивость.

5. На уроках по стилизации природных форм целесообразно использовать технические средства обучения.

6. Целесообразно использование на уроке творческих, импровизационных и проблемных задач;

7. Необходимо чередование и смена видов деятельности на уроке изобразительного искусства;

8. На уроке необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы работы с учениками;

9. На уроке изобразительного искусства необходимо вводить игровые элементы и художественно-дидактические игры, использовать элементы соревнования.

10. Использовать межпредметные связи. Это могут быть уроки изобразительного искусства с привлечением материала смежных предметов, или проведение взаимосвязанных уроков по различным учебным предметам, изучаемым в школе.

Несомненно, что в процессе работы у каждого педагога складывается своя методика обучения, однако, в условиях вариативного преподавания изобразительного искусства важно выделить общность поставленных целей при изучении темы стилизации природных форм. Выделяются учебные, развивающие и воспитательные цели.

К учебным целям при изучении темы стилизации природных форм средствами графики относятся:

1. Теоретическое знакомство с понятиями «стилизация» и «художественный стиль» в изобразительном искусстве. Виды стилизации.

2. Изучение принципов и методов графической стилизации.

3. Изучение практических приемов в процессе создания стилизованных природных форм и объектов окружающей действительности.

К развивающим целям относятся:

1. Развитие у учащихся наблюдательность, умение учащимися выделять характерные особенности модели.

2. Развитие у учащихся умение анализировать конструктивные особенности природного объекта.

3. Развитие у учащихся творческих способностей, диапазона чувств, фантазии и воображения;

4. Развитие зрительного восприятия, чувства колорита, композиционной структуры, пространственного мышления, умения воплощать в художественных образах творческие задачи.

К воспитательным целям относится:

1. Приобщение учащихся к миру материальной культуры общества, как неразделимой части эмоционально-ценностной культуры.

2. Приобщение к наследию мирового и отечественного искусства;

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, явлениям природы.

4. Создание условий воспитания интереса и любви к искусству в целом.

Рассмотрим основные этапы учебной деятельности и методические приемы работы с детьми при изучении темы графической стилизации природных форм.

Обычно урок начинается с беседы, которая эмоционально настраивает учащихся на работу. Важно, чтобы дети четко представляли себе то, что они будут рисовать. После такой предварительной подготовки, учитель вместе с учащимися приступает к изучению основного.

В процессе самостоятельного рисования учитель оказывает индивидуальную помощь. Можно негромко включить спокойную музыку, целесообразнее в классическом формате исполнения. В конце цикла уроков завершающих данную тему подводятся итоги, учащиеся анализируют и оценивают работы, а учитель делает обобщающие выводы.

Таким образом, обучение стилизации природных форм осуществляется на теоретических и практических занятиях в процессе классной и домашней работы в соответствии с возрастными возможностями учащихся. Обучение строится по четко определенным целям и задачам, включает в себя обязательное систематическое выполнение упражнений и заданий. Наблюдая окружающую действительность учащиеся отмечают у объектов их главные черты и второстепенные, учатся тем самым, приемам обобщения и стилизации природных форм.

Охарактеризовав методы изображения окружающей действительности средствами графики, удалось придти к следующему заключению. Методы являются своеобразными способами достижения каких-либо целей, решения конкретных задач в работе над графическим изображением. Рассмотренные нами методы можно объединить в две большие группы: реалистические методы и творческие методы. Методы помогают овладеть способами оригинального выражения натуры или в трансформированных формах, т.е. производить преломление увиденного через индивидуальность художника. Владение ими необходимо в первую очередь для понимания средств организации элементов графического языка на плоскости.

Рассмотрев основные выразительные средства графики мы пришли к выводу, что важнейшими элементами графического изобразительно-выразительного языка рисунка являются точка, линия, пятно и штрих. Точка является центром всего строя стилизованной композиции в графике. Линия помогает решать пространственные задачи, передавая впечатление объема предмета, строя форму в пропорциях и перспективе. Пятно используется для изображения или подчеркивания объемности формы, освещенности предмета, силы тона, фактуры, глубины пространства. Различная длина штриховых линий в световой и теневой частях объемных форм позволяет передать глубину пространства и объем предметов.

Описав принципы стилизации в разработке формы, мы пришли к следующему заключению. Когда в процессе выполнения стилизации возникает необходимость усилить и углубить содержание декоративного образа, художник прибегает к различным способам художественного обобщения, среди которых можно назвать следующие: геометрическое обобщение, силуэтное обобщение, знаковое обобщение.

Изучив стилизацию на основе передачи текстурных свойств объекта, было отмечено, что для того, чтобы ярко и эмоционально передать текстурные свойства различных предметов, необходимо использовать законы изображения предметов в пространстве, как законы линейной и воздушной перспективы, расположения светотени на предметах, их тональность. Одновременно с ними, для достижения желаемого эффекта в арсенале художника должен быть полный набор графических средств, таких как передача фактуры предметов графическими средствами, передача текстуры предметов при помощи введения в изображение модуля, увеличение части изображаемых объектов. Наряду с подходами к графической стилизации на основе текстурных свойств объекта, существуют так называемые декоративные подходы к стилизации. К ним относятся орнаментальное решение реальных образов, в основе которого лежит применение двух средств: симметрии и ритма, а также деление поверхности изображаемых объектов и заполнение полученных плоскостей декором. В основе второго подхода лежит достижение равновесия в композиции, когда перегруппировка элементов недостаточна или вовсе нежелательна. Деление плоскости устанавливает внутри себя различные соотношения тональных, цветовых решений между образовавшимися частями, грамотная манипуляция которыми позволит достичь желаемого равновесия в композиции.

Таким образом, в работе был раскрыт широкий спектр подходов к графической стилизации. Результаты научно-исследовательской работы могут быть применены в процессе обучения в общеобразовательных школах. Также материалы исследования могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ по предметам художественно-эстетического цикла, а также учтены при разработке методических пособий и учебников по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *