как писать в частую косую линейку образец тетради
Секреты «частой косой с дополнительной горизонтальной»
А вот дальше и те и другие показывают эти тетради учителям и уже именно они чуть ли не требуют от родительского комитета приобрести их на класс. Это, если упрощённо. Главное, что до тех пор, пока тетради с такими линовками не появятся в розничном магазине, спрос на них не возникает. Почему это так происходит и зачем это специализированной рознице? Начну с ответа на второй вопрос. Именно специализированная розница может и должна предоставлять сервис для покупки специальных (уникальных) школьно-письменных товаров, своего рода «фишек», чтобы отличаться от сетевого ритейла, отстраиваться от него, т.к. сети никогда не будут погружаться в подобные детали.
А востребованы они не только в начальных классах, но и в подготовительных группах детских садов. И ещё неизвестно, где востребованность выше.)))
И напоследок любопытные факты на данную тему из «Обучения письму», выпущенного ленинградским издательством «Учпедгиз» тиражом 10 000 экз. в 1940 г. В отсканированном виде публикуется впервые.
1) Термин «дополнительная горизонтальная линия» был введён в современный деловой обиход компанией БиДжи. Когда мы готовили свои тетради к выпуску, мы просто не знали, как иначе назвать данную линовку, чтобы отличать её от других.
В СССР эти линии назывались «надстрочная» и «подстрочная» и служили «указанием длины и высоты букв, выходящих из строки, и при письме нескольких строк подряд способствовали устранению неприятного налезания одной удлиненной буквы на другую.»
2) Для 1-го и 2-го классов тетради в частую косую линию выпускались с разным расстоянием между линиями в строке, надстрочная и подстрочная линии располагались также на разном расстоянии от строки.
На скане ниже можно прочесть и о других особенностях линовок и обучения письму тех лет:
Полностью все отсканированные страницы книг
«Обучение письму в начальной школе. Б. А. Саглин, 1940 г.» здесь:
«Методическое руководство к обучению письму. Пособие для родителей, учителей, учительских институтов и семинарий. В.С. Гербач. 33-е издание с приложением статей «Круглый шрифт» и «Прямое письмо». 143 стр.1915 г.» здесь.
Как писать в частую косую линейку образец тетради
Главное, очень захотеть. Спасибо, Ольга Александровна, что поделились и своим опытом работы. Пусть и дальше все у ребят получается
Давно хотела рассказать, что у меня получается, над чем нужно работать. До идеала нам ещё долго, да и индивидуальные особенности некоторых детей не позволят им писать каллиграфически правильно, теперь ещё и над орфографией надо работать :))
Ух, Светлана Николаевна, по больному Вы меня :)) Из пятерых первоклассников помощь логопеда нужна всем. Но у нас на селе его НЕТ:( Вот и бьюсь сама как могу: с кем на переменах проговариваю слова, слоги или прямо на уроке заставляю повторить правильно, подбираю в интернете упражнения для ребят. Не скрою радости, некоторые начинают говорить чище, но. если бы специалисты с ребятами поработали, да и дома желание было, опять же но. Когда пришла работать в школу, то в классе был 1 или 2 ученика, которым требовалась помощь логопеда, а сейчас наоборот, из класса 1-2 не требуется :(( Нам бы специалистов.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЧЕРКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕТРАДЕЙ В ЧАСТУЮ КОСУЮ РАЗЛИНОВКУ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЧЕРКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕТРАДЕЙ В ЧАСТУЮ КОСУЮ РАЗЛИНОВКУ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Ровный и красивый почерк – это фантастика? Почему в настоящее время учить и учиться писать красиво стало сложнее? В данной статье рассматриваются причины детских трудностей при обучении письму и некоторые методы работы над ними. Мы предлагаем оглянуться назад и посмотреть что же хорошего, полезного было в старых методиках. Может утеряно что-то ценное в современном ритме погони за временем? Действительно, благодаря реформе 1968 года, при введении упрощённого шрифта, неоправданно была отменена частая косая разлиновка в тетрадях. Что это за разлиновка, зачем она нужна, может, она вредна? Отвечая на эти вопросы, мы предлагаем вам свой опыт применения таких тетрадей при обучении письму и делимся результатами работы.
Первая школьная тетрадка… Палочки, крючочки. Овалы, которые никак не хотят быть круглыми и ровными. Первые буквы, выведенные неумелой рукой…
Первый класс сдал на проверку прописи. Что там за этими одинаковыми обложками, подписанными рукой учителя? Слёзы неудач или радость побед? Говорят, что тетрадь – зеркало ученика. Но прежде всего тетрадь – зеркало учителя. Именно мастерство педагога максимально влияет на формирование каллиграфического письма у школьников.
Каллиграфия… Слово-то какое – будто бы не из нашего времени. Тем не менее, почерк – наша «визитная карточка». Он может рассказать о своём хозяине очень многое. Связь между особенностями почерка и эмоциональным состоянием пишущего, обусловлена тем, что моторные движения руки управляются мозгом и несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем. Возможна и обратная связь — правильное, аккуратное письмо способно повлиять на состояние мыслительных процессов человека, его настроение. Сегодня люди с красивым почерком – редкость. Чёткий и ясный, красивый и ровный почерк признак культуры общения, в нашем случае – между учителем и учеником.
Овладение процессом письма часто осложняется тем, что у детей 6–7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам (непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звукобуквенного анализа, что создает дополнительные трудности при овладении письменной речью.
Неумение правильно изображать детали букв и сами буквы, связано не только с неподготовленностью и неуверенностью руки, глазомера, но и с особенностью восприятия и запоминания изображаемого элемента или графемы. Поэтому, чтобы запомнить правильно графему, необходимо создать для детей зацепки, опоры для памяти (эмоциональные, осязательные, зрительные и т. д.). Учитывая этот фактор, педагоги должны уделять особое внимание правильности подачи материала и формированию алгоритма написания буквы.
В методике обучения письму имеется подготовительный период, важность которого настолько велика, что переоценить его сложно. Именно от сформированных простейших навыков в подготовительный период зависит лёгкость овладения письмом и качество почерка в дальнейшем. Этими навыками дети успешно овладевают при сформированных в достаточной степени высших психических функций, особенно, зрительно-моторной координации. Если этого нет, то в первую очередь следует заниматься развитием тех функций, на которых базируется сложный навык письма.
Выполнение любых графических упражнений для детей связано с тем, что вызывает напряжение всего тела, пальцев рук и т.д. Рука «деревенеет», теряется её подвижность. Необходима разрядка. Учителю необходимо чередовать графические упражнения с физическими и дыхательными.
Существует несколько основных методов обучения письму: копировальный, линейный, генетический, ритмический, аналитико-синтетический. Каждый из перечисленных методов обучения имеет свои достоинства и недостатки. Только применение их в комбинированном виде может дать оптимальные результаты.
Линейный метод обучения следует рассмотреть подробнее, поскольку именно его некоторые достоинства, отвергнутые реформой 1968 года, мы предлагаем использовать для облегчения выработки навыков письма. Линейный метод облегчает учащимся усвоение правильного написания букв и развивает глазомер. На начальной стадии разлиновка помогает учащимся выработать некий «канон» в соблюдении определённого наклона, размеров, пропорций букв и правильного соединения элементов.
В 1968 г. с введением упрощённого шрифта методисты отказались от применения линеек с частыми наклонными (рис. 1).
На их аргументы в литературе уже давно имеются научно обоснованные данные, доказывающие пользу прежней методики обучения письму [5]. Одним из аргументов для отмены тетрадей «в ячейку» было: «Частая косая разлиновка может оказать вредное воздействие на зрение». С подобного рода беспокойством встречаются родители детей, которым предлагается обучение письму в таких тетрадях. Вреда для зрения от косой разлиновки не больше, чем от разлиновки в клетку. Даже меньше, ведь частота пересекающихся под прямым углом и образованные от этого клетки и углы более интенсивно действуют на зрение, чем косые, что доказано наукой – психологией [6]. С точки зрения механизма восприятия, линии ни косые, ни прямые в школьных тетрадях детям не мешают. Ведь они здесь не главные, а вспомогательные, для облегчения письменной деятельности детей, чтобы упростить их труд. Дело в том, что наши глаза устроены таким образом, что они регулируются при восприятии, то есть глаз, его диррекционная избирательность, «преобразуя свет в нервные сигналы, начинает извлекать из окружающей среды то, что полезно, и отбрасывать то, что излишнее» [6]. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что частая косая разлиновка должна иметь достойное место в системе методов обучения в начальных классах.
В январе 1968 года Коллегия Министерства просвещения РСФСР одновременно с введением тетрадей без наклонных линий ввела упрощённый шрифт. Таким образом, уроки чистописания были заменены пятиминутками каллиграфии на уроках русского языка, и письмо с этого момента можно характеризовать как письмо безотрывное, безнажимное, скоростное, выполняемое авторучкой [5].
Но современная школа предоставляет учителю возможность определённого выбора методик обучения и вариаций подачи материала. Таким образом, педагог может применить свои знания, повышая качество обучения и сохраняя здоровье школьников.
Безотрывное письмо является физиологически нецелесообразным для детей [3], оно создает необходимость одновременно с движениями пальцев передвигать вдоль строки кисть, предплечье, плечо (координация всех этих движений практически невозможна без нарушения способа держания ручки и позы) и вызывает значительное напряжение мышц руки и туловища [3]. Безотрывное письмо заставляет расходовать лишние усилия на запоминание путей движения руки, а не самой буквы. Таким образом, письмо превращается в муку и «грязнописание», так как при изображении букв ребёнок должен не соединять отдельные элементы, а, не отрывая руки, выводить лабиринт неоднократно повторяющихся линий, создающих ту самую грязь (рис. 2).
Ритмическое нажимно-отрывное письмо оказывает меньшее повреждающее воздействие на развитие функциональных систем организма (по параметрам остроты зрения, уровню функциональных возможностей ЦНС, сердечно-сосудистой системы, состоянию осанки и т.д.) [2].
Остаётся вопрос последовательности изучения написания букв. Здесь противостоят друг другу два метода: генетический и аналитико-синтетический. Поскольку в современной школе обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, то после знакомства с правилами посадки и пользования инструментами письма, а так же научения писать некоторые элементы букв, детей учат писать строчные и заглавные буквы в том порядке, в котором они изучаются в букваре. И лишь после овладения детьми грамотой проводятся занятия по чистописанию. То есть, порядок изучения рукописных букв в букварный период обусловлен системой обучения грамоте: ознакомление с буквами, их последовательность определяются букварём, а не их сложностью написания. Генетический метод характеризуется следующими особенностями:
1. Письмо букв обязательно подготавливается предварительным изучением и освоением элементов.
2. Дети изучают написание букв не в алфавитном порядке, а в порядке возрастающей трудности их написания.
3. Обучение письму строится на основе генезиса, т.е. образование каждой следующей буквы путём присоединения нового элемента к предшествующей букве, предварительно усвоенного элемента, лежащего в основе новой группы букв, затем слога и слов.
Для осуществления на практике генетического метода обучения разработаны таблицы Н.Г. Агарковой [1] по структурированию школьного письменного алфавита.
Таким образом, генетический метод при современной системе обучения не удаётся осуществить в начальных классах полностью. Это привносит сложности в работу учителя, но на логопедических коррекционно-развивающих занятиях этот метод может быть успешно применён.
Изложенный здесь теоретический материал является научным обоснованием применения тетрадей в частую косую разлиновку (в «ячейку») на начальных этапах обучения письму и при коррекции почерка у учеников, которые уже умеют писать.
Применение данных тетрадей было апробировано в школе-лицее № 408 Пушкинского района Санкт-Петербурга.
В 2010-2011 учебном году учитель начальных классов Силаева Нелли Анатольевна применила в комбинированном виде все упомянутые выше методы обучения письму. Помимо прописей, предусмотренных программой (Прописи к Русской Азбуке» В.Г.Горецкий, Н.А. Федосова), первоклассники учились писать не в обычных тетрадях в линейку и редкими косыми линиями, а в тетрадях с частыми косыми линиями. Особо стоит отметить, что в указанных прописях ученики знакомятся с аналогичной разлиновкой, как и в тетрадях, только без вспомогательной линии по середине рабочей строки. Но в прописях только две специально разлинованные строчки, поэтому дальнейшее закрепление изученных элементов и букв проводится в тетради в «ячейку».
«Ячейка» образуется верхними, нижними и косыми линиями, рассчитана на букву или элемент буквы, задаёт им пропорции, чёткость начертаний и наклон. Её границы служат как бы подпорками, поддерживающими ещё неокрепшую руку ребёнка, и ориентирами для несформировавшегося глазомера. Работа в таких прописях автоматически снимает проблему неправильного наклона и ширины букв, так называемые «запрограммированные ошибки». Ребёнок видит грань, и старается за эту грань не выходить. Есть в прописях и несколько вспомогательных линий. Первая такая линия, делит широкую строку на две равные части, показывая ребёнку, какой должна быть высота заглавной буквы или насколько ниже (выше) рабочей строки элементы таких строчных букв, как у, д, р, б, в, з, ф. Вторая вспомогательная линия проходит через середину рабочей строки. Она показывает точки соединения элементов и букв (рис.4).
Дети достаточно быстро разобрались с особой разлиновкой, и все линии воспринимались ими как своеобразные «помощники» и «подсказки».
Буквы, при изучении их начертания, разбирались на составляющие элементы и анализировались. Каждый элемент проговаривался, осмысливался, и в конце концов, формулировался алгоритм письма, который закрепляет образ буквы в сознании учеников.
У каждой буквы алфавита есть своя формула, в которой чётко прописано, куда мы ставим ручку, куда ведём линию и где заканчиваем. К примеру, буква «и»: наклонная линия вниз, закругление до середины рабочей строки (для этого есть вспомогательная линия), потом это действие повторяем. Обязательно фиксируется внимание на проблемных местах.
Таким образом, по этим тетрадям идёт обучение не безотрывному письму, а поэлементному. Часто именно из-за безотрывного письма ребёнок не может научиться писать красиво.
Следует отметить, что проводилась подготовительная работа по развитию у учеников мелкой моторики, зрительно-моторной координации, а также логопедические консультации школьным учителем-логопедом родителей тех детей, которые испытывают особые трудности при письме. На таких консультациях проводилась диагностика, и давались рекомендации, направленные на развитие «западающих звеньев» такого сложного процесса, как письмо.
К концу года все первоклассники писали итоговые работы. На общем фоне особенно выделялись тетрадные листы одного класса. В глаза бросалась не только необычность разлиновки, но потрясающее единообразие и чистота письменных работ. Действительно, неровные и «дрожащие» буквы надо было ещё поискать! Это класс не отличников, это класс обычных первоклассников, которые учились писать в тетрадях «в ячейку».
У отличников, как правило, красивый чёткий почерк, а, значит, троечник, научившись красиво писать, уже встаёт на дорожку, ведущую туда, в отличники. Он перестаёт стесняться своих каракуль, перестаёт ненавидеть уроки, на которых нужны навыки письма.
Такие результаты достигаются благодаря не механическому подходу, а развитию заложенных в ребёнке ума, способностей, чувств и талантов. Этот подход не прост для педагога, но, несомненно, полезнее и интереснее для ученика.
Дети, владеющие искусством каллиграфии, становятся усидчивее, аккуратнее, внимательнее, увереннее в своих силах, развивается эстетический вкус. Они и учиться начинают лучше, поскольку помимо красивого почерка происходит развитие личности.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Прописи с частой косой линейкой для первоклашек и дошкольников.
Прописи с частой косой линейкой для первоклашек и дошкольников.
Автор: Леонид Некин
На этой странице выложены прописи по русскому языку для «первого класса», которые я изготовил в полном соответствии со своими понятиями о том, какими им надлежит быть.
Во-первых, я вернулся к частой косой линейке, которая так облегчала жизнь первоклашкам в пору моего детства.
Во-вторых, образец буквы повторяется несколько раз на строке. После каждого образца следует пробел, куда ребенок вписывает свою букву. Это нужно для того, чтобы в поле зрения ребенка всегда находился именно образец, а не его же собственная корявая буква, написанная минутой раньше.
Впрочем, не хочу утомлять читателя пространными комментариями и методическими указаниями. Сами прописи расскажут о себе красноречивее меня.В-третьих, пространство, отведенное ребенку для тренировки, никак не ограничено. Даже если ему не хватило листа для того, чтобы научиться писать какую-либо букву, точно такой же лист всегда можно распечатать заново. А значит, появляется возможность сформулировать задание для ребенка таким образом, что работать халтурно и наспех не будет иметь никакого смысла. Не «испиши столько-то строк», а «напиши столько-то красивых букв».
Обучение письму и формирование почерка маленькой Яны
Начну с того, что кропотливость не конек моей дочери. И несмотря на этот факт, к концу первого класса мы получили очень симпатичный почерк! Я довольна, как слон!
В статье наглядно показываю динамику формирования почерка Яны, а также в конце привожу комментарии специалиста — логопеда, нейропсихолога Мазиной Вероники Дмитриевны по поводу дошкольного обучения письму. С профилем Вероники Дмитриевны в начале учебного года нас познакомила учительница Яны. И только, когда я посмотрела ее видео и вебинары, поняла, что обучение письму — ювелирная работа. Существует множество аспектов, которые важно учесть, — от физиологических до психоэмоциональных.
Нам почерком Яны велась командная работа. У нас потрясающая учительница, которая использует, наверно, все доступные современные приемы. Только не думайте, что это были какие-то индивидуальные занятия. Нет, Алиса Андреевна, как при социализме , уделяет одинаковое внимание всем ученикам в классе. Просто Яна — ученица с высоким уровнем мотивации. И я (энтузиаст, исследователь собственных детей, мама-«развиватор») тоже внесла свой посильный вклад. В этой публикации хочу рассказать вам о проведенной работе, о своих ошибках и достижениях Яны.
Дошкольная подготовка
С раннего детства у Яны было много разнообразных занятий на развитие мелкой моторики и творчества. Все дошкольное детство Яна предпочитала широкие, размашистые движения. Я делала непрерывные попытки приучить её к кропотливости, но тщетно. Периодически я подсовывала раскраски, требующие работы тонкой моторики — мандалы, раскраски с хрупкими эстетичными ботаническими мотивами, различные узоры и т.п. Но зачастую Яна с ними расправлялась по-варварски, и это была моя боль на протяжении старшего дошкольного детства.
Раскрашивание в 5 лет
Также у Яны было множество тренажеров на развитие графомоторных навыков: Кумоны, Гаккен и другие, менее популярные. Надо отметить, что выполнение этих заданий у Яны происходило с дискомфортом. Самые сложные задания из тетрадей с маркировкой 3-4-5 Яна дорешивала уже перед школой. В то же время в отзывах на Лабиринте многие мамы восхищаются плавным усложнением заданий и тем, что их дети решали такие лабиринты в 4 года с увлечением. Под катом размещаю примеры выполненных заданий в тетрадях Kumon в 4,5 года. Тогда мы прорешали около 1/4 тетрадей, дальше сложность для Яны была не по силам:
1. Из сборника «Увлекательные лабиринты 3-4-5» (labirint) показать скрытый текст
Еще из слабых мест Яны можно выделить нелюбовь к лепке. В дошкольном детстве были моменты, когда она лепила в охотку. Сейчас если и лепит, то вынужденно.
Из сильных моментов стоит указать, что к школе за плечами у Яны было 2 года еженедельных занятий рисованием. Один год в кружке, второй год в подготовительном классе художественной школы. А художка это уже серьезно — одно занятие 3 часа! По моим расчетам это должно было внести свою лепту в подготовку руки к письму.
Дети, которые рисуют и посещают кружки имеют преимущества при обучении письму. Тут в первую очередь имеется ввиду, не требование скопировать по образцу, а свободное творчество. При рисовании развивается глазомер, умение анализировать сложные формы и раскладывать их на простые.
Обучение письму в детском саду
По комментариям логопеда, нейропсихолога Вероники Дмитриевны Мазиной в данном случае не были соблюдены следующие условия правильного обучения письму:
Подготовка к письму перед школой
Накануне первого класса я постаралась увеличить количество мелкомоторных занятий. Например, Яна связала с помощью ручной вязальной машины снуд. Изначально мы набрали неправильное количество петель и, когда дело шло уже к концу, Яне пришлось полностью распустить свое первое вязание. Яна молодец, взялась и повторила подвиг. Не смотрите на цвет, такая пряжа шла в наборе к вязальному станку.
Сплела гору браслетиков из резинок:
Этим видом рукоделия я ранее пыталась заинтересовать Яну, но она не впечатлилась. Плетение Яна заинтересовалась в летнем лагере. За вечер разобралась самостоятельно по инструкции с самым простым видом плетения и сплела браслеты для себя и для подружки. У нас подарочный чемоданчик со всем необходимым для плетения и с ПОНЯТНОЙ для ребенка инструкцией. Оставляю ссылку my-shop.
Теперь непосредственно про тренировку руки. Я регулярно давала Яне раскрашивать раскраски содержащие множества деталей.
Раскрашивание в 7 лет, за полгода до школы, неверный захват карандаша
Насмотревшись на вакханалию с письмом в детском саду, я решила вмешаться, и попыталась научить Яну писать письменные буквы исходя из собственного видения. Это было моей ошибкой, на том этапе было бы значительно полезней отработать аккуратное написание печатных букв на листах в крупную клетку.
Около месяца я пыталась научить Яну письменным буквам. Но занятия проходили без желания. Яна обреченно и безропотно подчиняясь моим указаниям. Я ощущала, что процесс идет слишком сложно. В итоге мы его забросили. Сейчас я знаю, что все сложности возникали от чрезмерных объемов и резкого наращивания сложности.
В лето перед школой я перед Яной поставила 2 задачи в рамках подготовки к обучению письму:
Формирование почерка в первом классе
В школе у Яны программа «Перспектива». За первый класс дети проходят по русском языку 4 рабочие тетради. Каждая из тетрадей рассчитана примерно на одну четверть.
Первая четверть — первая пропись программы «Перспектива»
Пропись красочная, содержит много рисунков, походит на сборник с развивающими задания для дошколят. Из письменных заданий в ней только раскраски, печатные буквы и «дорисовашки»:
Прописи в «Перспективе» выглядят симпатично, но при работе с ними выясняется несбалансированность по сложности. Если посмотреть, какие предлагаются элементы для рисования, то сложность для первоклашки запредельная — нарисовать ягодку по уровню сложности гораздо сложнее, чем письменную букву.
Обучение печатным буквам предлагается практически без опоры на клетку. Обратите внимание на образец буквы «Я». Букву предлагается нарисовать висящей в «воздухе». В этом случае опора крупной клетки не работает. Легкий вариант написания печатной «Я» с опорой на клетку — это, так:
При этом «спиной» «Я» опирается на правую стенку клетки, её ножка упирается в центр нижней грани клетки, полукруг проводится через центр верхней клетки и углы верхней клетки.
Вторая четверть — вторая пропись программы Перспектива + тетрадь №1 Мазиной В.Д.
Обучение письменным буквам начинается со второй прописи — второй четверти. Одновременно со второй прописью учительница подключила тетрадь «Начинаю писать красиво №1» с особой разлиновкой — более крупной и с частыми косыми направляющими (авторства Мазиной Вероники Дмитриевны) показать скрытый текст
В верхней части обычная косая линейка — фрагмент прописи «Мой алфавит». В целом кажется неплохо, но, если повнимательнее посмотреть можно увидеть, что наклон и ширина пляшут. В нижней части рисунка укрупненная разлиновка с частыми косыми Мазиной В.Д. В тетрадях Мазиной В.Д. буквы как бы вписываются в наклонные клеточки, поэтому с наклоном и шириной букв проблем нет.
Верхняя строчка из прописи «Мой алфавит», разлинованной в стандартную косую линейку. Нижняя строчка написана в тетради Мазиной В.Д. И в ней нет проблем с расстояниями между букв, с их шириной и наклоном.
и еще пара фотографий старта обучения письму в тетради Мазиной Вероники Дмитриевны:
Четвертая четверть — тетради в частую косую линейку по ГОСТу
Далее привожу примеры почерка из четвертой четверти. К этому моменту был осуществлен переход к тетрадям в частую косую линейку, которые можно найти в продаже во многих канцелярских магазинах.
Дальнейший фронт работ
Конечно же, я выбирала для публикации самые аккуратные примеры, которыми горжусь. Мне кажется логичным, когда человек показывает вершину своих достижений, но в итоге часть читателей считает, что у нас все складывается исключительно образцово-показательным. Мне хочется исправить эту пагубную тенденцию, поэтому под кат выкладываю несколько разворотов, чтобы вы увидели реальную картину, а не образцово показательную.
Обычная тетрадь в частую косую линейку в 4 четверти первого класса:
Вместе с успехами в почерке, у Яны наблюдается проблема с описками. Сейчас я пытаюсь разобраться с причинами, и помочь ей в решении этой проблемы. Если честно, у меня у самой остро стояла такая проблема в детстве, и во взрослом возрасте она никуда не ушла. Это новый фронт работ за который мы взялись. Об этом будет отдельная публикация.
А еще пересмотрев видео Мазиной В.Д. я обнаружила, что сама неверно держу ручку! Кстати, во второй четверти, так и не дождавшись от Яны самостоятельного формирования верного захвата ручки, я вмешалась. Об этом читайте в отдельной публикации. В общем обучение письму — это кропотливая работа с 1000 нюансов.
Оценка специалиста моей подготовки ребенка к школе
Я попросила прокомментировать дошкольный процесс подготовки руки Яны к письму специалиста — логопеда, нейропсихолога, автора настольных игр для успешного овладения чтением и письмом Мазину Веронику Дмитриевну.
Ошибка №1 Я перепрыгнула печатные буквы. Мне казалось это неважным, ведь Яна в 6 лет уже бегло читала. Ничего подобного! Оказывается, этап прописей с печатными буквами очень важен для дальнейшего обучения письму. Даже в школе, по крайней мере по программе «Перспектива», первая четверть — раскраски, печатные буквы и разнообразные графические задания. Этот этап нельзя пропускать! Если пропустить, то обучение письменным буквам происходит в разы сложнее. Вероника Дмитриевна рекомендует придерживаться порядка, указанного в книге «10 простых шагов к красивому и правильному письму» М.М.Безруких ( labirint ). Тираж книги давно раскуплен, но я нашла эти 10 важных шагов, и в ближайшее время опубликую их в отдельной статье.
Ошибка №2 Слишком большие объемы заданий. Я уже выше про это писала. Это моя самая грубая ошибка, поэтому повторю ее еще раз. Я поняла ее во второй четверти, когда увидела объемы письма в классе, и в рамках домашнего задания. На старте обучения задается всего по несколько повторений (2-4) нескольких видов простых элементов (2-4), затем объем наращивается до 0,5 строчки, строчки. Объем письма до 3-4 строчек вырос только ближе к концу 2-ой четверти.
Ошибка №3 На старте обучения письму у Яны был неверный захват. Я вмешалась ближе к зиме. Когда-то, где-то я прочла, что при гармоничном развитии мышц пальцев у детей исправляется захват. Я, предлагая различные мелкомоторные задания, надеялась на его естественное исправление. По факту, когда ребенок начинает писать, он привыкает к тому захвату, который ему позволяют мышцы пальцев на момент старта письма. Переучить без использования различных держателей и специализированных ручек очень сложно. История переучивания Яны и рекомендации, когда надо формировать правильный захват опубликована тут.
Завершение
Итак, за прошедший год я обрела понимание процесса формирования почерка, а Яна навык письма. Это было очень плодотворно. В будущем я постараюсь написать в отдельной публикации про разную разлиновку тетрадей для обучения письму. Так как не уверена, что успею написать об этом до конца лета, сразу даю рекомендации на важные покупки для обучения письму:
Обращаю внимание, это не субъективные рекомендации «мамы-развиватора», это рекомендации логопеда, нейропсихолога — Мазиной Вероники Дмитриевны. Я сама буду на 100% им следовать при подготовке нашего младшенького к школе.
Если публикация оказалась для вас интересной, рекомендую посмотреть:
Запись опубликована 20.05.2021 автором Мама зануда 2
Обучение письму и формирование почерка маленькой Яны : 2 комментария
Большое спасибо за статью, как раз подбираю пособия для занятий по подготовке к первому классу.
Спасибо огромное за статью, почерпнула для себя много чего полезного и интересного. Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу какие учебники для изучения русского языка наиболее удачные. Заранее спасибо.