как писать заявление на имя исполняющего обязанности директора образец
Временное исполнение обязанностей: оформляем правильно
Как писать в документах «исполняющий обязанности директора» — сокращенно двумя буквами с использованием двух точек — и.о. или полностью. В начале предложения аббревиатура пишется с большой буквы.
Аббревиатуры врио и и.о. обозначают разные трудовые взаимоотношения, правильное указание определяет степень участия сотрудника в производственных процессах. Использовать сокращение «временно исполняющий обязанности», как и сокращение врио, нужно в соответствии с правилами делового этикета и документооборота.
Как оформить исполнение обязанностей
В трудовом законодательстве понятий «исполняющий обязанности» или «временно исполняющий обязанности» (врио, и.о.) нет. Это терминология делопроизводителей. Если образовалась вакантная должность и есть возможность и желание ее заполнить, ТК РФ позволяет выбрать из четырех вариантов:
Других вариантов заполнения вакансии ТК РФ не предусматривает. На период отсутствия основного работника (например, по причине отпуска, болезни) его обязанности должны выполняться и оплачиваться. Временное замещение директора требуется для обеспечения работы предприятия. ТК РФ позволяет оформить совместительство, совмещение, перевод или принять нового работника, но только с условием — на период временного отсутствия основного работника.
История возникновения аббревиатур связана с образованием специфической кадровой терминологии государственных служащих. Для примера, в указе президента от 20.03.2017 № 120 «Об утверждении Положения о порядке согласования кандидатур. » есть пункт 7:
Аналогичные положения о возложении полномочий на определенный период есть в указе президента от 16.09.1999 № 1237.
Есть ли разница между врио и и.о.
Разница в терминах и правовом статусе есть. Временно исполняющий обязанности руководителя назначается в связи с отсутствием основного работника (в связи с командировкой, болезнью, отпуском и т. д.). То есть врио — это сотрудник, занимающий должность на время. А и.о. выполняет работу по должности, которая свободна, но на нее идет поиск сотрудников, либо кандидат принят с условием предварительной отработки испытательного срока. На вопрос, как пишется врио в документах и как и.о., нет четкого ответа в ТК РФ или других нормативных документах, есть рекомендации ГОСТа и принятые правила делопроизводства. Обычно первый вариант пишется без использования точек, а второй — с точками.
Правила назначения и делопроизводства
Есть два варианта оформления трудовых взаимоотношений — дополнительное соглашение или трудовой контракт. Они используются в следующих случаях:
В трудовом договоре или дополнительном соглашении обязанности замещающего основного работника лица по должности прописываются в обязательном порядке. Оформляется назначение приказом.
Замещающий основного сотрудника работник подписывает документы от своего лица, с указанием как нового статуса, так и основной должности по штатному расписанию.
Если учредительные документы не предусматривают назначение другого лица на должность руководителя в его отсутствие, есть вариант воспользоваться системой выдачи доверенностей. Ее подписывает лицо, уполномоченное на то уставом или иными внутренними документами.
Правила написания сокращений
Правила оформления документации и использования аббревиатур указаны в ГОСТ Р 7.0.97-2016. В п. 5.22 указано, как сокращать «исполняющий обязанности директора», — в соответствии с приказом о назначении. В документах допускается использовать сокращенное и полное наименование статуса.
Как пишутся сокращения:
Словари сокращений указаний по этим аббревиатурам не дают, но официальный портал, работающий под эгидой Совета по русскому языку при правительстве РФ, отвечает, что писать следует так: врио и и.о.
Если полномочия передаются заместителю-женщине, возникает вопрос, как пишется должность: исполняющий обязанности или исполняющая. Правила русского языка рекомендуют применять мужской или женский род в зависимости от контекста, в официальных документах без указания инициалов и фамилии используется мужской род, при подписании документов — женский.
Использование сокращений допускается только перед должностью, но не перед фамилией.
Правила написания в тексте:
Временное замещение необходимо не только правильно оформить, но и обозначить в тексте официальных документов.
Пишем заявление исполняющему обязанности директора: образец
Как составить заявление временно исполняющему обязанности? У директора отпуск, и полномочия руководителя возложены на его заместителя по общим вопросам. Собираются в отпуск и другие сотрудники предприятия. В компании принято писать заявления на отпуск. Так как генерального директора на месте нет, непонятно, как писать заявление исполняющему обязанности директора. Образец, подготовленный нашими специалистами, поможет кадровикам сориентироваться в данной ситуации.
Требуется замена
Руководитель компании по той или иной причине может отсутствовать на своем рабочем месте. Однако директор является ключевой фигурой компании и в его отсутствие кто-то должен исполнять его обязанности. Чтобы распоряжения заместителя были легитимными, оформляется приказ на исполняющего обязанности директора. Понятно, что замену нужно оформить, если в уставе компании не прописано, что функции генерального директора организации исполняют несколько сотрудников (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ).
В общем случае, обязанности гендира, что вполне логично, возлагаются на его заместителя. Однако если у руководителя компании нет заместителя, функционал которого включает в себя временное выполнение функций руководителя, то обязанности генерального директора делегируют любому другому работнику компании.
Делают это также, выпуская приказ о назначении временно исполняющего обязанности директора (п. 1 Порядка, утв. разъяснением от 29.12.1965 Госкомтруда СССР № 30 и Секретариата ВЦСПС № 39).
С приказом разобрались, теперь поговорим про заявление на имя исполняющего обязанности.
Порядок, в котором будет происходить временное замещение руководителя организации, можно предусмотреть в уставных документах компании. Например, в случае долгого отсутствия директора можно предусмотреть алгоритм назначения на должность нового руководителя компании (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).
Вопрос не урегулирован
На предприятии может сложиться ситуация, когда полномочия директора переданы другому лицу. Как писать заявление исполняющему обязанности? Сразу скажем, что однозначного ответа на данный вопрос действующее законодательство не содержит.
Помимо приказа на заместителя необходимо оформить доверенность. Ее задача – подтвердить полномочия заместителя. Поэтому подписать доверенность должен сам руководитель организации (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ). Максимальный срок действия такой доверенности – 1 год с момента выдачи (п. 1 ст. 186 ГК РФ).
На наш взгляд, заявление временно исполняющему обязанности директора нужно писать на имя отсутствующего генерального директора. В любом случае, несмотря на свое отсутствие, он остается руководителем организации. В свою очередь, лицо, исполняющее его функции, рассмотрит полученное заявление и примет по нему решение в рамках возложенных на него полномочий.
Также не возбраняется написать заявление на отпуск исполняющему обязанности. Однако именовать в заявлении должностное лицо, замещающее директора, «исполняющим обязанности», «И.О.», «ВРИО» неправомерно. Ведь наименование должности замещающего лица от возложения на него функций гендира в штатном расписании не изменилось. Поэтому при написании заявления следует указать должность сотрудника, которому поручены функции руководителя. Образец шапки заявление в этом случае будет выглядеть так:
Как оформить отпуск директору ООО
У вас есть ООО, в ООО есть директор, у директора есть право на отпуск. Вот с этого места поподробнее.
Есть ли какие-то сложности в том, чтобы отправить гендира организации в отпуск? Или это ничем не отличается от обычных сотрудников?
В случае с директором организации есть два варианта: он сам принимает решение и подписывает приказ или этим занимаются участники общества.
В целом план действий такой:
Заявление на отпуск и собрание участников
Если директор — единственный учредитель, то никаких проблем нет. Он просто подписывает приказ сам и передает обязанности.
Но в уставе ООО может быть прописано, что решение об отпуске принимает совет директоров или участники на общем собрании. Тогда директору нужно подать заявление, чтобы согласовать дату с участниками. Это нужно сделать, когда составляется график отпусков.
Заявление максимально простое: «Прошу запланировать мне ежегодный оплачиваемый отпуск с такого по такое число», дата, подпись. Всё. Пишется на имя председателя общего собрания или на имя того, с кем директор обязан согласовывать отпуск — это указано в трудовом договоре.
Это заявление рассматривают участники на общем собрании, директора вносят в график отпусков. Потом нужно выпустить приказ.
А вот заявление на отпуск перед самим отпуском директору писать не нужно — достаточно согласовать даты в графике и потом просто выпустить приказ и уйти отдыхать.
Приказ на отпуск
Приказ на отпуск заполняется по форме Т-6. Она унифицированная, ее можно не менять, просто заполняете пустые строки. Приказ подписывает сам директор. Это можно делать и в случае, когда директор — единственный учредитель, и в случае, если вопрос с отпуском решают участники.
Приказ о передаче обязанностей и доверенность
Обязанности директора можно передать одному человеку, а можно назначить нескольких людей: один заключает договоры с поставщиками, другой занимается отчетностью, третий нанимает и увольняет людей. Как поступить — решать вам. Идеально, если есть заместитель, у которого уже прописаны обязанности в должностной инструкции и он знает, что делать.
В приказе нужно указать:
Доплатить за работу директором нужно обязательно.
Еще потребуется доверенность — «на представление интересов общества перед третьими лицами». Она бывает разной и дает разные возможности: например, у заместителя могут быть самые широкие полномочия, вплоть до увольнения и найма новых людей. С доверенностью заместитель сможет заключать договоры с поставщиками и клиентами, общаться с налоговой, полицией и Роспотребнадзором.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Правовой статус лица, исполняющего обязанности руководителя
Очередную статью для Палаты адвокатов подготовила Елена Моносзон, руководитель проекта КонсультантАрбитраж: Волго-Вятский округ.
В практической деятельности хозяйствующих субъектов часто возникают вопросы, касающиеся правового статуса лица, исполняющего обязанности руководителя (генерального директора, директора), – в частности вопрос о том, как правильно оформить и указать в договорах основания его полномочий.
Подобные вопросы возникают потому, что действующее законодательство не дает четкого определения правового статуса лица, исполняющего обязанности руководителя.
Предлагаю рассмотреть две ситуации, в которых полномочия исполняющих обязанности лиц в договорных правоотношениях принципиально различаются.
Ситуация первая
В организации есть действующий руководитель, его должность не является вакантной. Руководитель знает, что длительное время его на рабочем месте не будет (необходимо уехать в командировку, уйти в отпуск, пройти лечение). Он заранее издает приказ о том, что во время его отсутствия его обязанности будет исполнять иное должностное лицо (как правило, один из его заместителей). Исполняющий обязанности руководителя на период временного отсутствия последнего становится главой трудового коллектива организации. Работники должны исполнять все его приказы и распоряжения.
При этом полномочия исполняющего обязанности руководителя на заключение договоров от имени организации (хозяйствующего субъекта) в данном случае должны оформляться не приказом, а доверенностью. Дело в том, что приказ является внутренним (локальным) распорядительным документом и его действие не будет выходить за рамки организации, в которой он издан. Кроме того, приказ не предоставляет гражданско-правовых полномочий. Документом, который позволяет одному лицу действовать от имени другого, является именно доверенность (п. 1 ст. 185 ГК РФ).
Следовательно, при заключении договоров исполняющий обязанности руководителя подтверждает свои полномочия доверенностью, а не приказом.
Ситуация вторая
Должность руководителя организации неожиданно оказалась вакантной. Допустим, занимавшее ее лицо уволилось по собственному желанию. Руководитель состоит с юридическим лицом не только в гражданско-правовых, но и в трудовых отношениях. Трудовое законодательство не содержит норм, препятствующих любому работнику уволиться по собственному желанию вне зависимости от наличия у него иных обязательств перед работодателем, и руководитель организации в данном случае не исключение.
Предположим, учредители или совет директоров организации не готовы сразу предложить на должность руководителя кандидатуру, в которой они были бы уверены и за избрание которой они могли бы проголосовать на своем внеочередном заседании или собрании.
Поэтому они избирают не руководителя, а исполняющего его обязанности, и в большинстве случаев им становится опять же один из заместителей бывшего руководителя данной организации. Срок его полномочий, как правило, ограничен, но чаще всего он определяется вплоть до даты проведения очередного заседания или собрания. Хотя бывают случаи, когда такое лицо находится в статусе исполняющего обязанности руководителя многие годы (что, впрочем, не противоречит закону).
В этом случае исполняющий обязанности руководителя организации является единоличным исполнительным органом юридического лица. Его полномочия не нужно подтверждать доверенностью, так как они основаны на уставе, а также на протоколе внеочередного заседания совета директоров или общего собрания участников организации (ее акционеров, членов).
Вывод
Если в договоре есть ссылка на то, что от имени одного из контрагентов будет действовать исполняющий обязанности руководителя, необходимо заранее (до фактического подписания договора) уточнить, каковы основания приобретения лицом соответствующего правового статуса: функционирует ли он при действующем руководителе организации или при его вакантной должности.
Временно исполняющий обязанности директора: как назначать и оформлять
Из статьи вы узнаете:
Если руководитель организации в связи с определенными обстоятельствами какое-то время не может выполнять свои функции, назначается временно исполняющий обязанности директора (сокращенно – врио). Однако на практике довольно часто встречается и другая аббревиатура – и.о., которая расшифровывается как исполняющий обязанности. В чем разница между этими понятиями и как правильно их использовать – об этом и не только читайте в нашей статье.
Когда руководителю может понадобиться подмена?
Иногда для того, чтобы организация продолжала бесперебойную работу, может понадобиться работник, который временно будет выполнять обязанности руководителя. Речь, конечно же, идет о случаях длительного отсутствия руководящего сотрудника, таких как отпуск, болезнь либо поиск нового топ-менеджера в связи с отставкой прежнего управляющего.
Во всех этих ситуациях появляется необходимость подыскать временную замену директору. Однако действующее законодательство не предусматривает единых требований относительного того, как оформить подобное замещение. Обычно порядок действий работодателя будет зависеть от того, урегулирован ли данный вопрос во внутренних актах компании, а также в трудовых договорах и должностных инструкциях сотрудников.
При оформлении отношений с лицом, которое временно будет исполнять обязанности руководителя, нужно учитывать следующие правила:
Вам также будет интересно:
Врио или и.о. – есть ли разница?
В российском законодательстве понятия «временно исполняющий обязанности» и «исполняющий обязанности» не раскрыты. В большинстве случаев на практике применяется подход, согласно которому:
Еще один нюанс заключается в том, что врио назначают на новую должность с освобождением от старой. Замещение будет длиться до выхода на работу основного сотрудника. После этого врио должен возвратиться на свою старую должность. И.о. же совмещает временные обязанности и основную должность.
Если речь идет о гражданских или корпоративных отношениях, то в данном случае разграничение врио и и.о. вообще не наблюдается. Ведь для контрагента важен не статус, а полномочия представителя компании. Поэтому корректное применение терминов врио и и.о. – это, в первую очередь, о трудовых отношениях внутри организации, а не о сотрудничестве с деловыми партнерами.
Врио – официальные разъяснения
По состоянию на 2021 год в РФ продолжает действовать Разъяснение Госкомтруда СССР №30/39 от 29.12.1965. Документ посвящен вопросам оплаты временного заместительства.
Из содержания Разъяснений следует, что:
Как оформляется замещение?
Действующие трудовые нормы не утверждают единый порядок назначения врио гендиректора. Поэтому работодатель должен выбрать наиболее подходящий способ разрешения вопроса и действовать согласно предписаниям ТК РФ. Если необходимо подобрать временную замену руководителя компании, наниматель может выбрать один из следующих вариантов:
Далее рассмотрим каждый из указанных механизмов более подробно.
Прием на работу нового работника
Работодатель может пригласить на место директора нового человека. В таком случае нужно либо открыть вакансию руководителя, либо принять лицо на другую должность, а затем оформить новоиспеченного работника как врио гендиректора.
Открыть вакансию можно, например, в том случае, когда за основным работником на время его отсутствия по закону сохраняется его место работы. Допустим, «постоянный» директор уходит в отпуск по уходу за ребенком. В подобных ситуации с замещающими специалистами заключают срочные трудовые контракты.
Оформление на работу осуществляется по стандартному механизму – новый работник пишет заявление о приеме на работу, предоставляет необходимые документы и подписывает трудовой договор с работодателем. Последний должен издать соответствующий приказ.
Совместительство
Вам также будет интересно:
Это один из наиболее непопулярных вариантов при поиске временного директора. Дело в том, что руководитель компании может трудится у другого работодателя только с разрешения собственника имущества организации либо уполномоченного органа юрлица. А большинство нанимателей не готовы делить своего главного управляющего с кем-то еще. Ведь в таком случае возрастают риски неэффективного управления. Кроме этого, с совместителем все равно придется заключать трудовой договор, так что, вероятнее всего, работодатель предпочтет работника, для которого это место будет основным.
Если речь идет о внутреннем совместительстве, то здесь процедура оформления значительно проще, поскольку трудится лицо будет у одного работодателя. Например, человек, который работает юристом, может быть принят по совместительству в эту же фирму на должность директора. Но на практике такое также встречается нечасто.
Совмещение
Перевод на другую работу
Перевод осуществляют для того, чтобы заменить временно отсутствующего сотрудника. Срок замещения – до одного года либо до момента выхода на работу основного сотрудника.
Как и в случае с совмещением, понадобится письменное согласие замещающего работника.
О назначении временно исполняющего обязанности издается приказ. На практике может возникнуть вполне логичные сложности с подписанием этого документа. Кто должен подписать приказ, если директор уже отсутствует, а врио директора пока еще не назначен? На самом деле, в каждой конкретной ситуации решение может быть разным. Как правило, ответ следует искать в уставных документах, внутренних локальных актах компании. Обычно данный вопрос относится к компетенции единоличного участника, общего собрания или совета директоров.
Полномочия врио директора
Полномочия временно исполняющего обязанности директора можно прописать в уставных документах, внутренних актах компании. Пределы компетенции врио руководителя также могут быть обозначены в решении общего собрания, совета директоров либо другого существующего органа управления, который уполномочен назначить замещающее лицо. Наконец, конкретный список полномочий своего заместителя может определить в своем приказе сам руководитель, которого нужно будет временно заместить.
При этом допускается два варианта:
При решении вопроса относительно полномочий замещающего лица нужно четко определить, какой статус будет присвоен врио гендиректора. Если речь идет о передаче только трудовых функций, то налоговый орган о назначении заместителя уведомлять не нужно. Но если врио директора будет также исполнять обязанности единоличного исполнительного органа, то налоговикам в обязательном порядке следует направить соответствующее уведомление.
Как правильно применять аббревиатуры?
При этом, допустимо использовать:
Сокращения можно использовать только перед должностью, но не перед фамилией.