как подать декларацию на налоговый вычет через интернет госуслуги
Как подать декларацию 3-НДФЛ через Госуслуги
ВАЖНО! Отчитаться о доходах через сайт госуслуг можно лишь за 2014 и 2015 годы. Однако имея подтвержденный аккаунт в госуслугах, физлицо может представить декларации 3-НДФЛ через личный кабинет налогоплательщика за более поздние периоды. Подробности см. в материале «Как заполнить 3-НДФЛ онлайн».
Как можно сдать декларацию 3-НДФЛ через интернет
Налоговый кодекс предусматривает несколько способов сдачи любой налоговой отчетности. Согласно нормам, прописанным в ст. 80 НК РФ, сдать декларацию можно:
Отправка отчета 3-НДФЛ через интернет представляется самым удобным вариантом. Он позволяет не только сдать отчет с максимальной экономией времени, но и отслеживать в режиме реального времени процесс камеральной проверки, своевременно отправлять дополнительные документы по запросу, а также заплатить налог онлайн, провести взаимозачеты по разным налогам и пени, отправить заявление на возврат налога.
Одним из ресурсов, позволяющих отчитаться по НДФЛ в интернете, является личный кабинет налогоплательщика (ЛКН) на сайте nalog.ru, зарегистрироваться на котором можно имея подствержденный аккаунт на портале госуслуг.
Пошаговую инструкцию по заполнению 3-НДФЛ декларации при продаже жилья см. в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
В зависимости от повода, из-за которого сдается отчет, могут быть разные требования по срокам. Почитайте об этом в публикации «Какие сроки сдачи у налоговой декларации 3-НДФЛ?».
Что такое сайт госуслуг и как им пользоваться
Портал государственных услуг появился в конце 2009 года в рамках программы по автоматизации всех управленческих процессов на территории РФ и перехода на электронный документооборот. Поначалу на сайте можно было ознакомиться только со справочной информацией, но довольно быстро появилась возможность через интернет получить практически любую услугу из предлагаемых государственными структурами: от записи к врачу до подачи документов на регистрацию ИП.
Для регистрации на сайте госуслуг необходимо ввести Ф. И. О., электронную почту или номер мобильного телефона. Нажав на кнопку регистрации, пользователь попадет на страницу для формирования пароля. После этой несложной процедуры станут доступны справочно-информационные услуги на портале.
Для получения более широкого спектра услуг необходимо пройти процедуру подтверждения личных данных. Для этого следует заполнить в своем профиле данные СНИЛС и удостоверяющего личность документа. Эти сведения проверяются госорганами, и по итогам проверки приходит уведомление на e-mail. После положительного результата проверки можно пользоваться некоторыми видами услуг (например, узнать задолженность по налогам).
А прошедшим процедуру подтверждения личности будет открыт доступ ко всем услугам, предлагаемым порталом. Так, декларация 3-НДФЛ через госуслуги может быть подана только в случае подтверждения личности. Для того чтобы пройти эту процедуру, необходимо совершить одно из следующих действий:
Как отправить декларацию 3-НДФЛ на сайте госуслуг
Подача декларации первыми двумя способами требует подписания отчета усиленной неквалифицированной подписью, которую можно сформировать прямо на сайте. Такая подпись, согласно п. 3 ст. 5 закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ, позволяет:
Оба варианта позволяют приложить сканы всех подтверждающих документов в электронном формате.
Заполнить декларацию онлайн можно как заново, так и скопировав данные с поданных ранее отчетов 3-НДФЛ. Кроме того, можно в любое время сохранить черновик, чтобы вернуться к заполнению позднее.
Для заполнения декларации 3-НДФЛ с помощью сторонних ресурсов сайт госуслуг рекомендует воспользоваться программой «Налогоплательщик ЮЛ», которую можно скачать на сайте налоговой инспекции. Но допустимо использовать и любые другие программные средства, которые способны обеспечить выгрузку данных в допустимом формате.
После завершения процедуры подачи декларации онлайн от налоговой инспекции придет сообщение о регистрации файла. Уведомление будет являться подтверждением подачи 3-НДФЛ.
Сообщение об окончании камеральной проверки декларации придет в личный кабинет, а также на электронную почту, указанную в профиле. После завершения проверки можно таким же образом — через сайт ЛКН — подать заявление на возврат налога, если декларация подавалась с целью заявить о правах на налоговый вычет.
Итоги
Отправка декларации 3-НДФЛ через личный кабинет налогоплательщика, авторизовавшимся через портал госуслуг, является одним из самых удобных способов подачи отчетности. Но для того чтобы получить возможность всегда взаимодействовать с налоговиками на расстоянии, необходимо один раз пройти процедуру подтверждения личности, после чего сформировать электронную цифровую подпись, которая позволит заверять со своей стороны декларации, письма, заявления и другие документы в адрес налоговой инспекции.
Как заполнить декларацию 3-НДФЛ онлайн
Если в течение года вы получили незадекларированный доход, то обязаны отчитаться перед налоговой до 30 апреля следующего года.
Например, вы сдали квартиру в аренду, выиграли в лотерею или подрабатывали извозом. Вам необходимо заполнить декларацию 3-НДФЛ о полученных доходах. Кроме этого, декларацию подают, если хотят получить налоговый вычет.
В обоих случаях удобнее воспользоваться онлайн-сервисом на официальном сайте ФНС. Рассказываем, как подготовиться к подаче декларации и заполнить документ онлайн.
Декларацию 3-НДФЛ можно заполнить и подать на сайте налоговой. Для этого вам нужно получить доступ к личному кабинету. Есть три способа, как это сделать.
Войти через Госуслуги. Для входа в личный кабинет используют логин и пароль портала Госуслуг. Услуга доступна для пользователей с подтвержденной учетной записью.
Использовать электронную подпись. Для регистрации нужна квалифицированная электронная подпись. Ее получают в аккредитованном удостоверяющем центре. Подать заявку на изготовление можно онлайн, а за ключом электронной подписи нужно приехать лично. Электронная подпись для физических лиц стоит от 1500 ₽.
Чтобы заполнить и подать 3-НДФЛ на сайте налоговой, нужна электронная подпись. Для этого подойдет неквалифицированная ЭП, которую можно получить бесплатно. На сайте nalog.ru перейдите в профиль и с помощью стрелки вправо пролистайте до вкладки «Получить ЭП». Выберите, где будете хранить подпись, задайте пароль и нажмите «Отправить запрос».
Налоговики рекомендуют хранить электронную подпись в облаке ФНС, но если сомневаетесь в безопасности портала, можете скачать ЭП на компьютер. Подпись будет готова в течение суток. Если в следующий раз нажмете на вкладку «Получить ЭП», то увидите надпись «Сертификат успешно получен».
В личном кабинете на сайте nalog.ru нажмите значок «Жизненные ситуации». Выберите «Подать декларацию З-НДФЛ», а затем — «Заполнить онлайн».
Интерфейс онлайн-декларации разделен на пять блоков. Последовательно заполняете каждый блок и нажимаете «Далее». Если нужно исправить информацию в предыдущем блоке, нажмите «Назад». Напротив каждой строки есть подсказки — чтобы их посмотреть, кликните на значок вопроса.
Шаг 1 — заполнить блок «Данные». В блоке укажите год, за который вы подаете декларацию, и налоговое резидентство. Резидентами считаются граждане, которые находятся на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение года.
Действует правило: за один год — одна 3-НДФЛ, засчитывают только окончательный вариант. Графа «Вы впервые подаете декларацию за выбранный год?» сделана для тех, кто уже отправил декларацию ранее, но хочет что-то исправить или добавить. Для заполнения уточненной декларации 3-НДФЛ, выберите «Нет» и укажите порядковый номер: 1 — для первой уточненки, 2 — для второй и так далее.
Пример
Вы получили доход от продажи квартиры. Выберите графу «Физическое лицо или иной источник» —> В поле «ФИО/Наименование» напишите имя покупателя —> затем выберите нужный код из выпадающего списка: 1510 — продажа недвижимого имущества (квартиры, комнаты, дома, садового домика и земельного участка).
Шаг 3 и 4 — заполнить блоки о налоговых вычетах. Налоговые вычеты — это сумма, на которую можно снизить размер дохода. Например, ваш годовой доход от сдачи квартиры 240 000 ₽. Но у вас есть право на социальный вычет — за обучение в вузе вы заплатили 90 000 ₽. Значит, ваш налогооблагаемый доход: 240 000 — 90 000 = 150 000 ₽.
Закон устанавливает лимиты на размер вычетов, то есть определяет максимальную сумму расходов, по которой можно получить налоговый вычет. По социальным вычетам лимит составляет 120 000 ₽, по имущественным — 2 000 000 ₽, по процентам за ипотеку — 3 000 000 ₽. Чтобы указать вычеты, отметьте нужные пункты. Можно выбрать несколько вычетов сразу. На следующей вкладке укажите сумму расходов по вычету.
Налоговый вычет через Госуслуги
При некоторых обстоятельствах россияне могут оформить налоговый вычет — вернуть уплаченный с заработка НДФЛ, который по действующему законодательству составляет 13%. Возмещением занимается ФНС на основании предоставленного пакета документов и справки 3-НДФЛ. Последнюю можно заказать на Госуслугах.
Рассмотрим, как оформить налоговый вычет через Госуслуги, пошаговый порядок действий, сбор необходимых документов, ключевые условия получения возмещения НДФЛ. Полностью удаленного способа оформления нет, но часть процедуры можно провести через госпортал. Подробно обо всем — на Бробанк.ру.
За что дается налоговый вычет
Налоговый вычет предоставляется при некоторых расходах гражданина. То есть сначала он тратит деньги, а после подает заявление в ФНС на получение налогового вычета.
Существуют два основных налоговых вычетов:
Стандартно налоговый вычет на Госуслугах желают получать как раз граждане, которые купили недвижимость, прошли платное лечение или обучение. Но есть и другие виды вычетов, которые оформляются реже. Это инвестиционный, профессиональный и стандартный.
Стандартный налоговый вычет — это вычет для тех, у кого есть дети. Если зарплата родителя меньше 350 000 руб/год, он может через работодателя оформить вычет. Из налогооблагаемой базы ежемесячно будут убирать по 1400 на первого ребенка и по 3000 на последующих.
Кто может получить налоговый вычет
Прежде чем подать заявление на налоговый вычет через Госуслуги или иным способом, убедитесь, что вам положена эта льгота. Вычеты положены только резидентам РФ, которые имеют официальный заработок. Работодатель выплачивает каждый месяц за работника НДФЛ, его и можно вернуть путем оформления вычета.
Вы можете оформить вычет, если:
Налоговый вычет — это возврат ранее уплаченного работником налога НДФЛ. Сумму вычета ограничивает государство. Максимальные 390 000 актуальны при покупке жилья в ипотеку.
Как получить налоговый вычет через Госуслуги
Для примера рассмотрим самый популярный среди россиян вычет — при покупке недвижимости. Закон говорит о том, что при покупке или строительстве жилья стандартным образом можно вернуть максимально 260 000, а если речь об ипотеке, то 390 000.
Если это простая покупка жилья, то предельная сумма для расчета вычета — 2 000 000 рублей. То есть можно получить 13% от нее, а это 260 000 рублей. Если на квартиру потрачен 1 000 000, соответственно, можно получить максимум 13% от него, то есть 130 000. При цене жилья более 2 000 000 гражданин все равно получит предельно 260 тысяч.
Если речь об ипотеке, вычет рассчитывается с суммы до 3 000 000, в которую может входит и цена недвижимости, и начисленные банком проценты.
В пакет обязательных документов для получения имущественного налогового вычета входит справка 3-НДФЛ, вот как раз ее и можно заказать через государственный портал. Сам же вычет через Госуслуги не оформляется.
Как заказать 3-НДФЛ через Госуслуги:
Необходимо зайти на госпортал под своими учетными данными и найти через поиск страницу “Подача налоговых деклараций физлиц 3-НДФЛ”. Далее нажать кнопку “Получить услугу”:
Система откроет страницу с пояснением, что для формирования справки 3-НДФЛ необходимо воспользоваться специальным сервисом от ФНС “Декларация”. Нужно кликнуть по этой ссылке:
Портал Госуслуги перенаправит пользователя на сайт ФНС, откуда нужно установить программу Декларация на свое устройство. Установка стандартная и бесплатная:
После скачивания открываете программу и начинаете заполнение декларации уже через нее. Сначала указываете данные о себе, потом о доходах и так далее.
Программа формирует справку на основании представленных данных. Ее можно распечатать и приложить к пакету документов для передачи в ФНС.
Получить налоговый вычет через Госуслуги за квартиру, лечение или оплату образования нельзя. Единственное, что возможно, — это заказать справку 3-НДФЛ, которая нужна при оформлении имущественного вычета.
Как действовать дальше
Подать на налоговый вычет на Госуслугах невозможно, нужно контактировать непосредственно с Налоговой службой. Перед обращением нужно собрать пакет документов, который будет отличаться в зависимости от вида вычета.
Стандартно заявление подается гражданином на следующий год после покупки квартиры/оплаты лечения/обучения. Декларацию можно подать и за три предыдущих года. Например, в 2021 году подать за 2018, 2019 и 2020.
Если речь об имущественном вычете, гражданин предоставляет:
Сумму отложенного налогового вычета считает гражданин и указывает ее в заявлении. Сотрудники расчетов не ведут, но при проверке документов все будет проверено.
После сбора документов можно посещать ФНС по месту проживания. Предварительно можно записаться на прием на сайте налоговой службы:
Обратите внимание, что вычет можно получать несколько раз. Например, вы купили квартиру за 1 800 000 рублей, вам положен вычет в размере 234 000 рублей. Но если в этом прошлый год вы уплатили в виде НДФЛ 100 000, остальные 134 000 переносятся на следующие периоды.
После подачи документов налоговая выполняет проверку. Если все верно, вычет положен, он зачисляется на счет заявителя. Период ожидания — до 4 месяцев (через 3 дается отчет по итогу проверки, еще месяц дается ФНС для передачи средств).
Как подать декларацию для вычета налогов: пошаговая инструкция
Налоги, которые вы заплатили в бюджет государства, можно вернуть. Так называемый налоговый вычет могут получить те, кто воспитывает детей, купил жильё, потратил деньги на лечение или образование. Рассказываем, как правильно заполнить декларацию 3-НДФЛ и вернуть налоги.
На налоговый вычет могут претендовать только граждане РФ, которые платят налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13%. Чтобы получить вычет, нужно подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Это можно сделать несколькими способами.
1. В Личном кабинете на сайте налоговой.
3. На бумаге. Бланк с формой декларации можно скачать на сайте налоговой и заполнить её от руки заглавными печатными буквами. Примеры заполнения есть там же на сайте. Заполненную декларацию нужно принести в отделение ФНС по месту жительства или пребывания или в МФЦ. Но имейте в виду, что с 30 марта до 30 апреля 2020 года все отделения ФНС будут закрыты.
Мы разберём подробно первый способ: подача декларации через Личный кабинет на сайте ФНС.
Шаг 1. Получить полный доступ к Личному кабинету
Зайти на сайт ФНС можно двумя способами: с ИНН и паролем или через подтверждённый аккаунт в «Госуслугах». Пароль для входа на сайт можно было получить, придя в налоговую лично, — если вы не успели сделать это до карантина, то сейчас такой способ не подойдёт: отделения ФНС закрыты минимум до конца апреля 2020 года.
Для входа через «Госуслуги» потребуется подтверждённая учётная запись на этом сайте. Если вы ещё не зарегистрированы на «Госуслугах», то алгоритм такой:
2. Указать свои ФИО, мобильный телефон и адрес электронной почты, затем ввести код подтверждения регистрации, который придёт вам в СМС.
3. Заполнить профиль пользователя: СНИЛС и паспортные данные. Они должны пройти проверку в ФМС и Пенсионном фонде РФ, это займёт от нескольких часов до нескольких дней.
Когда вы войдёте в Личный кабинет на сайте ФНС, нужно будет пройти на вкладку с заполнением декларации 3-НДФЛ («Жизненные ситуации» — «Подать декларацию 3-НДФЛ» — «Заполнить онлайн»). Затем понадобится получить электронную подпись. Это делается буквально в два клика и занимает от 30 минут до суток. Обязательно запомните пароль: он вам ещё пригодится.
Шаг 2. Заполнить данные
Когда ваша электронная подпись будет готова, откроется меню для заполнения онлайн-декларации.
Налоговый орган, который привязан к вашей прописке, «подтянется» автоматически.
Выберите год, за который хотите подать декларацию. Вернуть налоги можно за три последних года: 2019, 2018 и 2017. Для каждого года понадобится отдельная декларация. Для примера мы заполним декларацию за 2019 год.
Если вы подаёте декларацию за выбранный год впервые, выберите «Да».
Если в течение этого года вы находились в России больше 183 дней, то вы — налоговый резидент РФ. Выбирайте «Да».
Шаг 3. Указать доходы
Доходы физических лиц, которые облагаются ставкой в 13%:
доход от сдачи имущества (например, квартиры) в аренду;
оказание услуг — например, если вы делаете кому-то маникюр за деньги, нанялись в качестве грузчика или дали платную рекламу в своём блоге;
получение денег в качестве наследника автора произведений науки, литературы, искусства или автора изобретений;
продажа имущества, которым владели меньше трёх лет (для жилья — меньше пяти лет, если только оно не досталось вам в подарок или наследство от близких родственников). Если это был ваш единственный доход за год, который облагается по ставке 13%, то чтобы получить вычет, вы должны заплатить с этого дохода хоть какой-то налог;
получение в подарок машины, квартиры или ценных бумаг не от близкого родственника;
выигрыш в лотерею, на ставках или в азартных играх больше 4 тысяч ₽ за год;
Помните, что вернуть в качестве вычета можно не больше той суммы, которую вы заплатили в налоговый бюджет.
Самый частый вариант — зарплата в компании, которая сама оплачивает за вас налоги. В этом случае нужно заказать в бухгалтерии на работе справку 2-НДФЛ и внести данные из неё в декларацию в личном кабинете ФНС. Для каждого пункта есть подсказки (нажмите на кружок со знаком вопроса).
В окошке «Вид дохода» можно указать общие суммы доходов, у которых один и тот же код (код и сумма дохода указаны в справке 2-НДФЛ).
Чтобы просмотреть весь пункт «доходы», листайте слайдер
Шаг 4. Выбрать вычеты
В этом пункте нужно указать, на какие вычеты вы претендуете. Подробно о видах и суммах налоговых вычетов мы рассказывали в статье «Инструкция: что такое налоговый вычет и как его получить».
Имущественный вычет. Полагается, если вы купили жильё, земельный участок под него или построили свой дом, а также если брали ипотеку.
Стандартный вычет. Полагается родителям, мачехам и отчимам с детьми до 18 лет, а если дети учатся на очной форме обучения — то до 24 лет.
Социальные вычеты. Полагаются за траты на обучение, лечение и покупку лекарств, благотворительность, взносы в НПФ, добровольное страхование жизни (от 5 лет).
Инвестиционный вычет. Положен за взносы на индивидуальный инвестиционный счёт (ИИС).
Шаг 5. Заполнить вычеты и приложить документы
Вероятно, о вашей квартире ФНС уже знает — тогда в личном кабинете будут автоматически «подгружены» сведения об имуществе.
Если нет — данные нужно заполнить самостоятельно: выбрать наименование, владельцев объекта, ввести кадастровый номер и указать способ приобретения (договор купли-продажи с датой регистрации права собственности или долевое участие в строительстве с датой акта передачи). В нашем примере это будет квартира, купленная на «вторичном» рынке.
Далее следует указать стоимость жилья — за сколько денег (личных или взятых вами в кредит) вы его купили. Если вы частично оплачивали покупку материнским капиталом, в декларации следует указать стоимость за вычетом капитала.
Если вы покупали жильё с помощью ипотечного кредита, то в соседнем окошке укажите сумму переплаты по кредиту.
В поле «Итоговые суммы расходов» укажите, обращались ли вы ранее в налоговую за имущественным вычетом. Имейте в виду: вычет на стоимость жилья даётся налогоплательщику раз в жизни, но его можно переносить на другие объекты, если не использовали полностью (такое может быть, если жильё стоит меньше 2 миллионов ₽). Право на вычет по ипотеке также даётся один раз в жизни, но остаток уже не переносится на другие объекты.
Сколько составит имущественный налоговый вычет
13% от стоимости жилья, но не больше 260 тысяч ₽. Срока давности для возврата налогов нет — подать на вычет можно, даже если вы купили квартиру 10 лет назад.
Если вы покупали жильё в кредит, то дополнительно можете вернуть 13% от суммы процентов по ипотеке, но не больше 390 тысяч ₽.
Далее программа автоматически определит сумму, которую вам вернёт государство. Выплата в виде вычета не может быть больше, чем сумма налогов, которую вы заплатили в бюджет в течение года, за который подаёте декларацию. Скорее всего, ваш имущественный вычет не покроется налогами за один год — тогда, чтобы вернуть остатки, нужно будет подать новую декларацию в следующем году.
Затем нужно прикрепить к декларации документы, которые подтвердят ваше право и траты на жильё. Это могут быть сканы или фотографии документов с хорошим освещением и чёткостью.
Обратите внимание: максимальный размер одного файла не может быть больше 10 мегабайт, а все файлы не должны быть «тяжелее» 20 мегабайт. Если сканы или фото «весят» больше, то попробуйте уменьшить качество изображения в настройках фоторедактора.
Когда вы прикрепите все документы, введите пароль от сертификата электронной подписи, который вы получали для полного доступа в «Личный кабинет» ФНС, и нажмите «Подтвердить и отправить».
Родители (или мачехи, или отчимы, или опекуны), которые хотят получить вычет на своих детей, ставят галочку в пункте «Стандартный вычет на детей».
Далее нужно ввести сведения о своих доходах по месяцам. Если вы работаете официально, то эту информацию можно взять из справки 2-НДФЛ — там как раз указаны порядковый номер месяца, коды и суммы доходов.
Затем нужно указать дату рождения ребёнка и выставить подтверждающие галочки, где необходимо. Если детей несколько, то на каждого нужно заполнить отдельное окошко (нажмите кнопку с плюсом «Добавить сведения о ребёнке»).
Если ваш работодатель предоставлял вам стандартный налоговый вычет, но не в полном объёме, и в декларации вы хотите вернуть оставшуюся часть, — укажите в последнем окошке, какую сумму вычета вам уже предоставили. Это можно узнать в справке 2-НДФЛ (Пункт 4 «Стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты», коды вычетов: 126–148).
После того как вы нажмёте кнопку «Далее», программа автоматически рассчитает вам сумму вычета к возврату.
Сколько составит стандартный вычет
На первого и второго ребёнка. Сумма вычета — 1400 ₽. Можно получить по 182 ₽ в месяц за ребёнка.
На третьего и последующих детей. Сумма вычета — 3 тысячи ₽ на ребёнка. Можно получить по 390 ₽ на ребёнка.
На ребёнка-инвалида. Сумма вычета — 12 тысяч ₽ на ребёнка для родителей и усыновителей, 6 тысяч ₽ — для опекунов и попечителей. Можно получить по 1560 ₽ или 780 ₽ в месяц за ребёнка соответственно.
Вычет предоставляется каждый месяц, пока доход налогоплательщика с начала года (без вычета 13% НДФЛ) не превышает 350 тысяч ₽. С месяца, когда доход сотрудника превысил эту сумму, вычет отменяется.
Затем нужно прикрепить к декларации документы, которые подтвердят ваше право на вычет. Это могут быть сканы или фотографии документов с хорошим освещением и чёткостью.
Вот какие документы потребуются для стандартного вычета:
свидетельство о рождении ребёнка;
документ о регистрации брака между родителями;
справка из образовательного учреждения о том, что ребёнок обучается на дневном отделении (если ребёнок — студент);
справка об инвалидности ребёнка (если ребёнок — инвалид);
для получения двойного вычета единственным родителем: копия странички паспорта с отсутствием штампа о браке; свидетельство о смерти второго родителя или выписка из решения суда о признании второго родителя безвестно отсутствующим (если они есть).
Когда вы прикрепите все документы, введите пароль от сертификата электронной подписи, который вы получали для полного доступа в «Личный кабинет» ФНС, и нажмите «Подтвердить и отправить».
Обучение, лечение, благотворительность
В окошках нужно вписать суммы, которые вы потратили на каждый из «социальных» расходов в течение года, за который подаёте декларацию — в нашем случае за 2019 год. Считайте только те расходы, которые сможете подтвердить документами: чеками, квитанциями, платёжками из банков.
Помните, что общая сумма социального вычета не может превышать 120 тысяч ₽ в год. Если вы потратили больше, выберите для вычета часть расходов — чтобы не тратить время на подтверждающие документы.
Исключение составляют расходы на обучение детей (вычет дают на сумму не больше 50 тысяч ₽, эти траты не входят в общий «социальный» лимит) и на дорогостоящее лечение из списка постановления правительства (вычет на эти траты ограничен только размером налогов, которые вы уплатили за год, и он также не входит в общий «социальный» лимит).
Сюда входят траты на взносы, если вы заключили договор негосударственного пенсионного обеспечения с негосударственным пенсионным фондом (НПФ), договор добровольного пенсионного страхования со страховой организацией или договор добровольного страхования жизни на срок не менее пяти лет.
В декларацию нужно внести сведения о страховой организации или пенсионном фонде — их можно посмотреть в договоре.
Если часть социальных вычетов предоставлял ваш работодатель, то в последнее окошко впишите эту сумму. Её можно посмотреть в справке 2-НДФЛ (Пункт 4 «Стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты», коды вычетов: 320, 321, 324).
После того как вы нажмёте кнопку «Далее», программа автоматически рассчитает вам сумму вычета к возврату.
Сколько составит социальный вычет
13% от суммы, которую вы потратили на «социальные» расходы. Эта сумма не должна быть больше 120 тысяч ₽ в год по всем социальным вычетам (кроме расходов на дорогостоящее лечение и обучение детей — они считаются отдельно). То есть получить на руки в виде вычета получится максимум 15 600 ₽.
Затем нужно прикрепить к декларации документы, которые подтвердят ваше право на вычет и траты. Это могут быть сканы или фотографии документов с хорошим освещением и чёткостью.
Обратите внимание: максимальный размер одного файла не может быть больше 10 мегабайт, а все файлы не должны быть «тяжелее» 20 мегабайт. Если сканы или фото «весят» больше, то попробуйте уменьшить качество изображения в настройках фоторедактора.
Вот какие документы нужны для разных социальных вычетов.
договор с образовательным учреждением на оказание образовательных услуг с приложениями и дополнительными соглашениями к нему;
лицензия образовательной организации (если в договоре отсутствуют её реквизиты);
платёжные документы, которые подтверждают ваши расходы на обучение (кассовые чеки, приходно-кассовые ордера, платёжные поручения из банка и т. д.);
если оплачиваете обучение ребёнка, брата или сестры, нужны также: справка, подтверждающая очную форму обучения в соответствующем году (если этого пункта нет в договоре с образовательным учреждением); свидетельство о рождении ребёнка; документы, подтверждающие родство с братом или сестрой.
договор с медицинским учреждением на оказание медицинских услуг;
справка об оплате медицинских услуг — с кодом 1, если лечение было обычным, и с кодом 2, если дорогостоящим (это важно), выданная медицинским учреждением, оказавшим услугу;
лицензия медицинской организации, если в договоре или справке нет её реквизитов.
На оплату лекарств:
рецептурный бланк по форме №107-1/у;
платёжные документы, которые подтверждают ваши расходы на покупку медикаментов (кассовые чеки, приходно-кассовые ордера, платёжные поручения из банка и т. д.).
На страховые взносы ДМС:
договор ДМС или страховой медицинский полис добровольного страхования;
копия лицензии страховой компании, если в договоре нет её реквизитов;
платёжные документы, которые подтверждают ваши расходы на уплату страховых взносов (кассовые чеки, приходно-кассовые ордера, платёжные поручения и т. д.).
договор (или страховой полис) с негосударственным фондом или страховой компанией;
платёжные документы, которые подтверждают ваши траты (кассовые чеки, приходно-кассовые ордера, платёжные поручения и т. д.);
если вы оплачивали не за себя: документ, подтверждающий родство (например, свидетельство о рождении или о браке).
платёжные документы (квитанции к приходным кассовым ордерам, платёжные поручения, банковские выписки и т. д.);
договоры или соглашения на пожертвование, оказание благотворительной помощи и т. д.
В окошко нужно вписать сумму, которую вы внесли на ИИС в том году, за который сейчас получаете вычет.
Вернуть налоги можно максимум за 400 тысяч ₽. Если вы внесли на ИИС больше этой суммы, укажите в окошке 400 тысяч ₽, — больше не даст вписать сама программа.
После того как вы нажмёте кнопку «Далее», программа автоматически рассчитает вам сумму вычета к возврату.
Сколько составит инвестиционный вычет
13% от суммы, которую вы внесли на ИИС в течение года, но не больше 52 тысяч ₽.
Затем нужно прикрепить к декларации документы, которые подтвердят ваше право на вычет. Это могут быть сканы или фотографии документов с хорошим освещением и чёткостью.
Вот какие документы потребуются для инвестиционного вычета:
договор на ведение ИИС или брокерское обслуживание;
документы, которые подтверждают зачисление средств на ИИС (платёжное поручение из банка, приходно-кассовый ордер или выписка от брокера на зачисление взноса).
Когда вы прикрепите все документы, введите пароль от сертификата электронной подписи, который вы получали для полного доступа в «Личный кабинет» ФНС, и нажмите «Подтвердить и отправить».
Шаг 6. Оформить заявление на возврат налога
После того как вы отправите декларацию, у налоговой будет три месяца на проверку всех ваших сведений и документов — это называется камеральная проверка. В начале и конце проверки ФНС пришлёт вам уведомления, их можно будет увидеть на вкладке «Сообщения» в «Личном кабинете».
Когда ваше право на вычет подтвердится, на вашем лицевом счёте появится переплата по НДФЛ. Чтобы эти деньги перечислили на вашу банковскую карту, нужно написать заявление на возврат налога и указать в нём банковские реквизиты. Это можно сделать двумя способами.
Через «Личный кабинет»
Когда завершится камеральная проверка, во вкладке «Мои налоги» в вашем «Личном кабинете» на сайте ФНС появится блок «Переплата». Рядом с ним будет кнопка «Распорядиться». Если нажать на эту кнопку, откроются поля для реквизитов банка — туда нужно вписать данные счёта, куда налоговая переведёт деньги.
Заявление на возврат НДФЛ можно написать от руки или напечатать на компьютере, распечатать и подписать — образец есть на сайте ФНС. Скан или качественное фото этого заявления нужно прикрепить как документ к электронной декларации. В этом случае необязательно следить за окончанием камеральной проверки в «Личном кабинете» — если декларация будет заполнена правильно, а документы верны, то налоговая пришлёт вам начисленный налог на тот счёт, который будет указан в заявлении на возврат.