как подчеркивать глаголы в неопределенной форме

Неопределенная форма глагола

как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме

Понятие глагола

Глагол в русском языке — часть речи, которая обозначает действие или состояние и выражает это при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?

Примеры глаголов:

что будет делать? споет.

Шесть форм глаголов:

Понятие неопределенной формы глагола

Неопределенная форма глагола — это неизменяемая форма, у которой нельзя определить категории времени, лица, числа и рода. Она только называет глагольное действие.

Правило русского языка объясняет неопределенную форму глагола так: данная форма называет действие, процесс или состояние независимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

Примеры глаголов в неопределенной форме:

что делать? играть, читать ;

Рассмотрим еще один пример: слово «страдать» — это начальная форма глагола, действие звучит как «страдание», но кто и когда страдал по инфинитиву понять невозможно.

Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы:

-ть, если перед ним в слове стоит гласный звук, который также является суффиксом ( стоять, молчать, хотеть, скакать );

-ти, если перед ним в слове стоит согласный звук, который является частью корня ( пойти, нести, везти, ползти ).

В предложении глаголы в форме инфинитива могут быть частью составного сказуемого, сказуемым, подлежащим, в редких случаях определением, дополнением или обстоятельством.

Основа инфинитива

В рус­ской мор­фо­ло­гии у гла­го­ла раз­ли­ча­ют:

осно­ву насто­я­ще­го вре­ме­ни;

Основа инфи­ни­ти­ва слу­жит фор­мо­об­ра­зу­ю­щим нача­лом:

Для гла­го­лов про­шед­ше­го вре­ме­ни:

пол­зать — пол­зал, пол­за­ла, пол­за­ло, пол­за­ли;

под­везти — под­вез, под­вез­ла, под­вез­ло, под­вез­ли;

Для гла­го­лов услов­но­го накло­не­ния:

пол­зал бы, пол­за­ла бы, пол­за­ло бы, пол­за­ли бы;

под­вез бы, под­вез­ла бы, под­вез­ло бы, под­вез­ли бы;

Для дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

Для стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

Для дее­при­ча­стий совер­шен­но­го вида:

Образование инфинитива

Чтобы определить инфинитив, нужно обратить внимание на суффиксы глаголов в неопределенной форме.

Неопределенная форма глагола образуется от основы глагола, от которой также образуются личные формы при помощи суффиксов:

-чь (стричь, достичь) — этот суффикс объединяет часть глагольной основы, которая оканчивается на «к/г» (выражается в чередующейся «ч») плюс нулевой суффикс инфинитива (выражается мягким знаком).

Некоторые глаголы, корень которых заканчивается на -чь, не имеют этого окончания.

беречь — корень/нулевое окончание;

пренебречь — корень/нулевое окончание;

привлечь — приставка/корень/нулевое окончание;

запечься — приставка/корень/нулевое окончание/постфикс.

Грамматические признаки инфинитива

Инфинитив — неизменяемая, неспрягаемая форма глагола. Ее нельзя спрягать, представлять в другом времени или лице.

У инфинитивов есть только постоянные глагольные признаки, а именно:

Вид — совершенный, несовершенный;

Инфинитив несовершенного вида выражает действия, которые продолжаются во времени, и не имеют конкретной привязки. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: готовить, отдавать.

Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено или будет совершено, о том, что результат уже есть или еще будет. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?»: переписать, помыть.

Возвратность — возвратные, невозвратные.

Возвратные глаголы неопределенной формы отличаются от невозвратных наличием постфиксов:

-ся-, если корень слова оканчивается на согласный: мыл — умылся;

-сь-, если корень слова оканчивается на гласный: сложить — сложилось.

Переходность — переходные, непереходные.

Переходные глаголы могут сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Они передают действие на объект.

После переходного глагола можно поставить вопрос «что?» или «кого?»:

качать (кого?) ребенка.

Непереходные не передают действие и после них неуместны вопросы «что?», «кого?»: веселиться, летать.

Все возвратные глаголы непереходные: решиться, беречься.

Спряжение — 1 спряжение (делать, смешать) и 2 спряжение (любить, чертить).

Также инфинитиву соответствует словоизменительный признак залога:

Бабушка решила приготовить пирог.

Пирог должен скоро приготовиться.

Как мы уже поняли, у инфинитивов есть только постоянные морфологические признаки. Для удобства отразим их в таблице.

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 58. Неопределённая форма глагола.

Вопросы, рассматриваемые на уроке

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Неопределённая форма глагола – форма, в которой нельзя определить число, лицо, род. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Является начальной формой глагола. Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти: рисовать, лепить, нести, идти. Есть также глаголы, которые оканчиваются на -чь: стеречь, прилечь.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Уроки русского. Неопределённая форма глагола.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глагол – изменяемая часть речи. У всех изменяемых частей речи есть начальная форма. Начальная форма есть и у глагола. Она отвечает на один из двух вопросов: что делать? или что сделать? Особенность начальной формы глаголов в том, что по ней нельзя определить ни время, ни род, ни лицо. Поэтому её называют неопределённой формой глагола.

Обратите внимание, что глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, являются разными словами, даже если они однокоренные:

что сделать?как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной формекак подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме

Очень важно при поиске неопределённой формы глагола, при изменении глагола по лицам и числам не заменять один глагол другим. Вот почему надо следить за приставкой с- в вопросе глаголакак подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной формекак подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

что сделать?как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной формекак подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме

Падать, упасть, склеить, клеить, рассказывать, рассказать, сбежать, бежать, зацвести, цвести, прилететь, лететь.

Проверьте себя по эталону:

что сделать?как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной формекак подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме

Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.

Проверьте себя по эталону:

Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.

Ходьба – ________________, скука – ________________, жизнь – ________________, победа – ________________, лечение – ________________, жалость – ________________, любовь – ________________, горе – ________________, покупка – ________________, молчание – ________________.

Проверьте себя по эталону:

Ходьба – ходить, скука – скучать, жизнь – жить, победа – побеждать, лечение – лечить, жалость – жалеть, любовь – любить, горе – горевать, покупка – покупать, молчание – молчать.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Прочитайте стихотворение. Сколько в нём глаголов в неопределённой форме?

Коли спорить, так уж смело.

Коль карать, так уж за дело.

Коль простить, так всей душой.

Коли пир, так пир горой.

В этом стихотворении …

А) 2 глагола в неопределённой форме;

Б) 3 глагола в неопределённой форме;

В) 4 глагола в неопределённой форме.

2. Отметьте предложение, в котором все глаголы в неопределённой форме.

А) Ребята принялись разглядывать друг друга и рассказывать, кто как провёл лето. (Н. Носов)

Б) Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. (А. Пушкин)

В) Уметь говорить – хорошо, уметь слушать – ещё лучше. (Пословица)

3. Отметьте строку, в которой неверно указан глагол неопределённой формы.

А) вставал – вставать;

В) полежите – полежать.

Проверьте себя по эталону:

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме

Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (______________) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (________________) поворачивать голову, чтобы (________________) увидеть всё, что происходит вокруг него.

Проверьте себя по эталону:

Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (что сделать?) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (что делать?) поворачивать голову, чтобы (что сделать?) увидеть всё, что происходит вокруг него.

Источник

Тема: Неопределённая форма глагола.

как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме

Тема: Неопределённая форма глагола.

Уточнить представления учащихся о неопределённой формы глагола как начальной.

Развить умение находить глаголы неопределённой формы.

На доске написаны слова:

Прочитать, дружить, жечь, навещать, беречь.

— Что общего в словах? (Это глаголы неопределённой формы.)

-Напишем сочетания– ть, – чь.

— Составьте и запишите цепочки из данных сочетаний.

Прочитайте пословицы. Когда так говорят?

Много желать – добра не видать.

Заставили козла огород стеречь.

— Спишите. Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Поставьте к ним вопросы.

— В пословицах часто употребляются глаголы неопределённой формы, так как то, о чём говорится в пословицах, относится ко всем людям, поэтому не нужно указывать на лицо, число и время.

— Вспомните пословицы, где есть глаголы неопределённой формы.

-Назовите глаголы с суффиксами – ть, – чь.

— Определите морфологические признаки глагола: заставили ( Глагол прошедшего времени, множественного числа.)

Словарно – орфографическая работа

— Расшифруйте слово. (ФОЙЕ)

— Объясните смысл слова.

-Что можете сказать о слове? (Это несклоняемое неодушевлённое существительное среднего рода.)

— Составьте предложение со словом. Запишите слово в словарик.

Спишите и подчеркните глаголы неопределённой формы.

Ворона стала всем баранку протягивать.

Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.

Не на пользу книги читать, если только вершки в них хватать.

Топай, Мишка, хлопай, Мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз.

V . Закрепление изученного

Творческая работа. (Работа в парах)

Работая в парах, замените фразеологические обороты глаголами неопределённой формы.

Глазом не моргнуть, задать баню, бельмо на глазу, витать в облаках, дрожать как осиновый лист, считать ворон.

-О чём говорили на уроке?

— Что можете рассказать о глаголах неопределённой формы?

VII . Домашнее задание

Запишите три пословицы, в которых будут глаголы неопределённой формы.

как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме

В этой работе я даю детям представление о неопределённой форме глагола, как о начальной форме. Развиваюумения находить глаголы неопределённой формы. Воспитываю умение общаться друг с другом.

Учащиеся учатся работать с фразеологическими оборотами,заменяют их одним словом. Отгадывать словарные слова с помощью шифра. Учатся мыслить, рассуждать.

Номер материала: ДБ-1484527

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме

как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме

Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ

Время чтения: 1 минута

как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме

Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов

Время чтения: 1 минута

как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Смотреть картинку как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Картинка про как подчеркивать глаголы в неопределенной форме. Фото как подчеркивать глаголы в неопределенной форме

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *