как подготовиться к экзамену по административному праву
Административное право. Ответы на экзаменационные билеты
Настоящее издание содержит вопросы и ответы в сжатой форме для подготовки по основным темам административного права. Данное пособие предназначено для студентов юридических вузов, аспирантов, студентов высших учебных заведений МВД в помощь при подготовке к экзаменам по предмету «Административное право».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Предмет административного права (отношения административно-правового регулирования)
Понимание предмета административного права очень разнообразно, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе либо по форме выражения, а именно — отношения:
а) в которых реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
б) внутриорганизационные, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры (в частности, назначение нижестоящих прокуроров);
в) возникающие с участием субъектов местного самоуправления.
Практика государственно-управленческой деятельности и анализ соответствующих норм административного права позволяют классифицировать управленческие отношения по ряду критериев.
Так, в зависимости от особенностей их участников выделяют обычно следующие их наиболее типичные виды:
а) между субъектами исполнительной власти и гражданами — наиболее широкий и значительный круг управленческих отношений, в рамках которого исполнительная власть выполняет большого социального значения деятельность по реализации в сфере государственного управления, конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, осуществляет защиту их законных интересов;
б) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
в) между субъектами исполнительной власти и негосударственными организациями различного типа;
г) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
д) между субъектами исполнительной власти и подведомственными им государственными предприятиями, учреждениями и организациями;
е) между субъектами исполнительной власти различного уровня (федеральными, региональными, территориальными, соподчиненными и несоподчиненными, межотраслевыми и отраслевыми, и т. п.).
Поэтому административное право не регулирует отношения между гражданами, между общественными объединениями и внутри них, так как в них отсутствует специальный субъект — непременный атрибут регулируемых административным правом отношений, т. е. тот или иной субъект исполнительной власти (исполнительный орган).
Значит, предмет административного права включает две группы общественных отношений управленческого характера: отношения, непосредственно связанные с осуществлением государственного управления, т. е. с реализацией исполнительной власти, и иные отношения, в частности внутриорганизационные, возникающие в процессе деятельности других государственных органов (вспомогательная группа).
Внешние отношения выражают практическое осуществление функций управления поведением тех, кто по своему статусу не обладает чертами субъекта исполнительной власти (граждане, общественные формирования различного типа, государственные предприятия, учреждения и организации) по отношению к управляющему органу (должностному лицу) административно-правового регулирования.
Содержание и назначение внутренних (внутрисистемные или внутриорганизационные) отношений — взаимодействие между находящимися в соподчинении исполнительными органами, так как субъекты исполнительной власти образуют единую систему. Здесь возникают отношения по поводу формирования звеньев системы, определения их структуры, организации работы каждого звена, распределения обязанностей, прав и ответственности между ними и т. п. Они существуют не для удовлетворения собственных интересов, а для функционирования в рамках своего назначения в различных областях хозяйственной, социальной, культурной и иной жизни страны.
Таким образом, в обобщенном виде предмет административного права составляют общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе практической реализации исполнительной власти.
Экзамен по административному праву кратко
Основную конкуренцию Административному Праву составляет Гражданское Право (оно регулирует имущественные отношения и в качестве их субъектов ГК указывает государство и в итоге получается, что часть вопросов, которые по своей природе могли бы быть отнесены к предмету регулирования Административного Права оказываются в области Гражданского Права).
Право существует для того, чтобы реализация власти не превращалась в произвол, а граждане и организации были защищены юридическими нормами, защищены по крайней мере правовой определенностью в том, что им можно ждать от государственных органов, в каких пределах они могут давать им предписания, в каких пределах госорганы могут ограничивать их свободу. Защита от произвола конституционно обеспечивается тем, что за исполнительной властью осуществляется контроль со стороны законодателя, устанавливающего рамки и границы осуществления исполнительной власти и со стороны судов, которые осуществляют юридический контроль за действиями органов исполнительной власти.
Обществознание. Если говорить об особенностях самой исполнительной власти, то есть ряд характерных признаков, которые явно отличают ее от власти судебной и законодательной
1) С организационной точки зрения исполнительная власть более жестко структурирована, выстроена по вертикали,
2) Если говорить о содержании исполнительной власти, то это содержание связано с выполнением исполнительной властью двух основных полномочий.
— с одной стороны исполнительная власть наделена полномочиями по исполнению законов
-Распоряжение государственными ресурсами (кроме финансов) (для того чтобы она могла осуществлять 1-ое полномочие, ей предоставляются ресурсы. Никакая из других властей не имеет тех огромных ресурсов государства, которые имеет власть исполнительная.
Да, разумеется, в области финансов полномочия исполнительной власти ограничены полномочиями парламента,
Особенности исполнительной власти. С одной стороны исполнительная власть гораздо мощнее по своим возможностям, чем законодательная и судебная, с другой стороны Исполнительная Власть выполняет в общей структуре госаппарата и системе разделения властей второстепенную роль.
Дело в том, что исполнительная власть- это административно-управленческий аппарат (он не должен сам по себе определять цели своей деятельности. Они должны определяться в соответствии с концепцией демократической государства гражданами, действующими через своих представителей в законодательном органе, т.е. законодательная власть должна определять направления государственной политики, а исполнительная власть должна реализовывать эту политику). Юридически любые полномочий ИВ возможны только в пределах делегированного законодателем,
Долгое время по традиции административная деятельность, которая носит общий, универсальный, систематический характер рассматривается как реализация функций государственного управления. Причем понятие государственного управления используется не только в отечественном праве. В Германии понятие государственного управления фигурирует как основная задача, функция исполнительной власти. Но понятия управления у нас и в Германии различаются.
Это представление о том, что государство должно всех организовывать и всеми управлять сильно и сегодня, и только недавно начало преодолеваться (хоть уже больше 15 лет живем с конституцией, которая предполагает совершенно иной подход).
КРФ предполагает, что государство должно вмешиваться минимально, оно организовывать никого не должно, каждый субъект должен действовать самостоятельно, государство должно быть ограничено определенными функциями. Сейчас себе пробивает дорогу идея о том, что в нормальном либеральном экономически, демократическом государстве, эта самая государственная власть, государство должно выполнять ограниченный набор функций.
Для того, чтобы сдать экзамен рассмотрим функции государства. Основные функции прямого вмешательства государства это –
1) функции по обеспечению безопасности
2) по Оказанию государственных услуг.
При этом, если более широко рассматривать,
Предмет административного права испытывает еще одну очень негативную традицию воздействия со стороны советского административного права. Речь идет о том, что советское административное право вторгалось в не правовые вопросы, а именно занималось теорией государственного управления, анализировало, например, в каких случаях можно использовать прямые или косвенные методы воздействия на экономических субъектов, что эффективнее итд. Естественно, это мало имеет отношения к праву.
Мы будем по возможности рассуждать о том, что касается именно правовых категорий, в каких правовых рамках и формах государство реализует свою власть, (если мы смотрим на систему лицензирования, мы не оцениваем ее не с точки зрения целесообразности, а анализируем как именно реализуется механизм лицензирования с точки зрения полномочий, процедур, гарантий защиты итд.).
Перечень вопросов к экзамену по административному праву
Понятие административного права. Связь административного права с другими правовыми отраслями.
Проанализировать деятельность Правительства РФ.
Понятие управления. Охарактеризовать элементы управления.
Проанализировать деятельность Президента РФ.
Понятие административного права. Охарактеризовать предмет, метод, принципы административного права.
Дать характеристику государственной службе и государственному служащему. Осветить признаки государственного служащего.
Проанализировать структуру системы отрасли административного права.
Охарактеризовать права и обязанности государственного служащего.
Понятие и особенности административно-правовых норм.
Классифицировать государственных служащих.
Классифицировать административно-правовые нормы.
Осветить сущность правовых форм и правовых актов управления.
Понятие административно-правового отношения. Осветить сущность элементов административных правоотношений.
Классифицировать правовые акты управления.
Понятие административно-правового статуса человека и гражданина. Охарактеризовать административную правоспособность и административную дееспособность.
Выделить и охарактеризовать меры административного принуждения.
Понятие иностранного гражданина. Осветить правовой статус беженцев.
Понятие административно-правовых методов. Выделить виды административно-правовых методов.
Понятие органа исполнительной власти. Классификация органов исполнительной власти.
Охарактеризовать государственное и негосударственное управление. Виды государственного управления.
Классифицировать административно-правовые отношения.
Охарактеризовать понятие и признаки административного правонарушения.
Понятие административного правонарушения. Выделить область посягательств административных правонарушений.
Осветить начало развития наук административного права.
История развития российской науки административного права.
Понятие состава административного правонарушения. Сущность элементов состава административного правонарушения.
Понятие законности. Охарактеризовать принципы законности в управлении.
Охарактеризовать КоАП РФ.
Охарактеризовать орган исполнительной власти. Указать признаки органа исполнительной власти.
Охарактеризовать неправовую форму управления.
Охарактеризовать административные процессы.
Понятие государственно служащего. Выделить обстоятельства, препятствующие нахождению лица на государственной службе.
Понятие административного производства. Выделить задачи производства по делам об административных правонарушениях.
Охарактеризовать юридическое лицо. Выделить виды юридических лиц. Привести примеры.
Понятие административного процесса, виды административного процесса. Проанализировать стадии административных процессов.
Выделить признаки контроля. Охарактеризовать виды контроля.
Охарактеризовать участников производства по делам об административных правонарушениях: лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник и представитель.
Проанализировать административный надзор.
Проанализировать прокурорский надзор.
Дать понятие физического лица. Выделить статусы физических лиц. Охарактеризовать понятие «гражданин».
Охарактеризовать участников производства по делам об административных правонарушениях: свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик.
Выделить особенности административно-правовых отношений.
Осветить меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащего юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; досмотр транспортного средства.
Понятие контроля. Осветить общий, отраслевой, межотраслевой виды государственного контроля.
Осветить структуру Правительства РФ.
Выделить обстоятельства, способствующие прекращению производства по делу об административном правонарушении.
Осветить меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.
Классификация органов исполнительной власти.
Характеристика субъектов административной опеки, субъектов, проживающих на территориях с особым административно-правовым режимом.
Разграничение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие юридические лица.
Охарактеризовать регулятивные и охранительные нормы.
Проанализировать принцип «Взаимосдерживание и разграничение властей».
Охарактеризовать материальные и процессуальные нормы.
Проанализировать принцип «Законность».
Охарактеризовать коллегиальные и единоначальные органы. Привести примеры.
Понятие Правительства РФ. Выделить исполнительные органы по вертикали.
Дать понятие «беженец». Указать основания признания лица беженцем.
Указать и охарактеризовать принципы административного права.
Понятие административно-правового института. Примеры административно-правовых институтов. Характеристика административно-правовых институтов.
Осветить сущность элементов административных правоотношений.
Охарактеризовать административно-правовые нормы, классифицированные по форме.
Понятие органа исполнительной власти. Выделить органы исполнительной власти по наименованию.
Охарактеризовать элементы состава административного правонарушения.
Характеристика публичных и частных правовых отраслей. Привести примеры.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-180376
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Вопросы по административке. Вопросы к экзамену по административному праву
Вопросы к экзамену по административному праву
на 2017/2018 учебный год
Управление, по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению, является: функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию — это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.
Объектами управления могут быть вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т.д.) или коллективное образование — администрация (дирекция, руководство, командование и т.д.).
Социальное управление — это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.
Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основных, так или иначе связанных с административно-правовым регулированием разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.
Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений. В узком, организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.
К определяющим элементам сущностной характеристики государственной исполнительной власти можно отнести следующие: социальное предназначение исполнительной государственной власти, состоящее в исполнении общиx предписаний, т.е. решений представительной, президентской и правительственной власти; 2) реализация исполнительной власти через систему специальных исполнительных органов власти, ранее повсеместно именовавшихся органами государственного управления и сейчас остающимися таковыми по сути, иногда и с сохранением этого старого наименования; 3) волевые импульсы исполнительной власти проявляются в принятии управленческих решений и организации их исполнения в пpoцecce и в результате осуществления управленческой деятельности как особого и специфического вида государственной деятельности и основной формы реализации исполнительной власти.
Родовые консолидированные государственной деятельности, осуществляемые государственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, принято именовать ветвями государственной власти.
Видовые специализированные формы государственной деятельности являются производными от трех родовых ветвей государственной власти. К ним относятся, например, реализация прокурорской власти, деятельность Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека и его аппарата, органов Центризбиркома и некоторых других звеньев системы государственного аппарата. Осуществляемые этими органами специализированные виды государственной деятельности также предусмотрены в действующей Конституции РФ и в деталях регулируются специальными федеральными законами.
Функциональные формы государственной деятельности, содержанием которых являются специфические функции различных правоохранительных и иных государственных органов, осуществляющих следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, а также многочисленные и разнообразные специальные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения.
Все другие виды государственной деятельности, связанные с реализацией законодательной, судебной, прокурорской и других разновидностей государственной власти, носят прерывистый (дискретный) характер, тогда как государственное управление осуществляется постоянно, непрерывно. Завершается один цикл управленческого процесса, начинается, продолжается и завершается другой, и так далее.
Третьим признаком государственного управления является исполнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти.
Органы государственного управления исполняют требования законов и других общих предписаний президентской и правительственной власти через систему исполнительно-распорядительных управленческих действий, выражаемых в принимаемых ими административно-правовых актах и организационно-исполнительских действиях. Они исполняют законы распоряжаясь.
Объектами государственного управления и административно-правового регулирования могут выступать различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений (акционерные общества, холдинговые компании, финансово-промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно-территориальные образования и др.).
Едиными очень крупными объектами государственного управления не редко выступают отраслевые и межотраслевые комплексы и ассоциации предприятий, учреждений и организаций; отрасли и сферы государственного управления; комплексы взаимосвязанных отраслей и целые их области (например, область экономики включает в себя промышленный, строительный, агропромышленный комплексы и комплекс обслуживающих отраслей). Отрасль государственного управления представляет собой совокупность предприятий, организаций, учреждений однородного социально-экономического или социально-культурного профиля, находящихся в ведении центрального федерального или субъекта Федерации органа исполнительной власти. Сфера государственного управления включает в себя деятельность специальных органов исполнительной власти, осуществляющих функциональное межотраслевое регулирование (государственная статистика, стандартизация и т.д.) в масштабе всех или, по крайней мере, многих отраслей управления.
Процесс государственного управления как важнейшая составная часть характеристики его структуры включает в себя следующие элементы: функции управления, формы и методы их осуществления, а также стиль управленческой деятельности.
Формы государственного управления представляют собой определенным образом документально закрепленные решения и действия государственных органов и их служащих.
Методы государственного управления характеризуют средства и возможности организующего воздействия управляющих субъектов на руководимые объекты и подчиненных лиц (методы убеждения, принуждения, стимулирования и т.д.).
Стиль государственного управления как составная часть содержательной характеристики управленческого процесса выражает его личностные моменты, отражая социально-культурные, интеллектуально-профессиональные, характерологические и иные черты и особенности личности управляющего субъекта.
Сфера административно-правового регулирования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный сегмент общественных отношений на правовом поле жизнедеятельности гражданского общества.
Административно-правовые отношения как очень большая часть (сегмент) общего правового поля являются объектом и весьма объемной, сложной и неоднородной областью административно-правового регулирования общественных отношений, которые делятся на специализированные группы — административно-правовые институты.
Предметно-родовой характеристикой административно-правового регулирования (предметно-родовой подход к определению предмета административного права) является то обстоятельство, что оно имеет своим предметом вполне определенный род общественных отношений — организационные отношения, которые, однако, имеют несколько предметных разновидностей как в сфере собственно государственного управления — исполнительно-распорядительной деятельности, так и за его пределами, в других видах государственной деятельности.
Существуют четыре области общественных отношений, где действуют единые по своей предметно-родовой сущности, но различные по своей видовой характеристике разновидности организационных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования: 1) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления); 2) внутриорганизационные отношения во всех звеньях системы публичного управления и сферах государственной деятельности;
3) общегосударственные контрольно-организационные отношения;
4) административно-юстиционные организационно-охранительные отношения.
· Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления) составляют основной массив регулируемых нормами административного права и являющихся его предметом общественных организационных отношений. Они возникают в процессе и в результате реализации субъектом исполнительной власти и осуществления им в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. Своим служебным предназначением и последствиями эти отношения выходят за пределы аппарата органа исполнительной власти, направлены вовне, к объектам управления и административно-правового регулирования, поэтому их иногда совершенно обоснованно именуют внешнеуправленческими (в отличие от внутриаппаратных) организационными отношениями. Внешнеуправленческие организационные административно-правовые отношения складываются главным образом между различными звеньями государственного аппарата в процессе и по поводу реализации многочисленных и разнообразных функций управления органами исполнительной власти и их должностными лицами, а также между ними и физическими и юридическими лицами.
Поскольку административно-правовые нормы действуют в сфере государственного управления, то первой их особенностью является сам предмет регулирования или специфика нормируемых общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления.
Вторая особенность административно-правовых норм заключается в том, что они содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различными субъектами, действующими в сфере государственного управления, но главным образом – органам управления (органам исполнительной власти и местного самоуправления), так как они регулируют, прежде всего, деятельность аппарата управления.
Виды административно-правовых норм.
Основным критерием классификации административно-правовых норм является их юридическое содержание, в соответствии, с которым эти нормы могут быть подразделены на:
б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме (например, ст. 20.1 КоАП РФ запрещает нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан);
В зависимости от субъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются на:
а) нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти и местного самоуправления, формы и методы их деятельности, организацию работы;
б) нормы, закрепляющие административно-правовой статус служащих государственного и муниципального аппарата;
в) нормы, закрепляющие административно-правовое положение общественных объединений (негосударственных организаций);
г) нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
По своей служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные.
Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон общественных отношений.
Нормы процессуального права определяют порядок реализации этих обязанностей и прав (например, процедуру рассмотрения жалобы, заявления).
По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Последние действуют до их отмены.
По пределу действия в пространстве (по классификации А.П. Коренева) административно-правовые нормы делятся на:
а) общероссийские (федеральные);
в) распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы (например, при объявлении карантина);
г) межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административно-территориальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.).
По объему регулирования (по классификации Ю.М. Козлова) административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. В соответствии с данным критерием административно-правовые нормы могут иметь внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья исполнительной власти) либо общеобязательный характер.
Структура административно-правовых норм.
С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма, как любая другая норма права, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза – это та часть нормы, которая содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо руководствоваться данной нормой, исполнять или применять ее. Гипотеза административно-правовой нормы может быть абсолютно определенной, т.е. точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой. Например, гипотеза нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает возраст (18 лет), по достижении которого гражданин Российской Федерации мужского пола должен стать на воинский учет.
Гипотеза административно-правовой нормы может быть и относительно определенной, т.е. дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться данной нормой. Например, военнообязанный без уважительной причины не явившийся по вызову в военкомат, может быть привлечен к ответственности в виде штрафа, налагаемого властью военкома. В данном случае вопрос о признании причины неуважительной решает должностное лицо органа управления – военный комиссар.
Диспозиция – главная часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое нормой права (в запрещающей норме – то, что запрещено).
Санкция – это мера государственного воздействия принудительного характера, применяемая к лицам, нарушающим установленные правила.
Наибольшее распространение получили следующие санкции административных норм:
1. Меры дисциплинарной ответственности. К ним относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности и т.д.
2. Меры материально-финансового характера (например, запрещение выдавать деньги с расчетного или текущего счета при невыполнении основных показателей производственного плана.
3. Меры административного наказания.
Согласно ст. 3.1. КоАП РФ к ним относятся:
2) административный штраф;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
9) административное приостановление деятельности.