как подготовиться к выходу на работу после декретного отпуска
Из декрета в офис: как адаптироваться, наверстать упущенное и не потерять работу
Самая узнаваемая особенность поведения декретниц — желание всем рассказать о своих переживаниях и событиях, связанных с ребенком. Обычно рабочий день молодой мамы начинается с демонстрации новых фотографий, разговоров о том, «как наш зайка покушал», стоит ли делать прививку, какие витамины давать. Женщина постоянно вовлекает коллег в обсуждение важных для нее вопросов, искренне не понимая, что это мешает коллегам сосредоточится на своих профессиональных задачах.
Если вас спрашивают, как малыш адаптируется к детскому саду, лучше ответить позитивно и кратко, не погружаясь в детали. Если хотите получить совет более взрослой и опытной коллеги, уже воспитавшей троих детей, сделайте это в перерыве или после работы, а фотографии демонстрируйте только близким друзьям и родственникам.
Как таким сотрудницам быстро адаптироваться к прежней работе
Не секрет, что после значительного перерыва в работе многое забывается, ослабляются профессиональные навыки. Но самое главное — долго (более года) не работавший человек теряет темп, динамику выполнения рабочих задач. Написание письма занимает не 2 минуты, а 20, изучение презентации — час, подготовка отчета — целый день.
Чтобы быстрее войти в рабочий ритм, желательно начать программу подготовки к работе за несколько месяцев до выхода на полный рабочий день. Хорошей тренировкой будет частичная занятость или удаленная работа. Это позволит работать в комфортном режиме и постепенно восстанавливать навыки работы с документами, коммуникации с людьми, обработку больших объемов информации.
Если вы, уходя в декрет, планируете из него вернуться, продолжить профессиональную деятельность и развивать карьеру, то не уходите в декрет слишком «глубоко». Старайтесь быть в курсе событий и новостей в своей сфере, посещайте время от времени деловые мероприятия: семинары, конференции, круглые столы.
Используйте время в декретном отпуске для самообразования: вебинары, онлайн курсы, статьи, лекции и мастер-классы сейчас очень доступны, и при желании можно найти массу вариантов. По возможности старайтесь не терять «рабочую форму»: ищите удаленную, почасовую, проектную работу. Все это позволит вам не отстать от коллег и не потерять своей рыночной стоимости.
Как вчерашним декретницам выстраивать отношения с начальством
Основная тревога руководителей — бесконечные «отпрашивания» с работы и частые больничные молодых мам. Снизить эту напряженность со стороны работодателя позволяет «надежный тыл» в лице няни, бабушки или кого-то, кто может подстраховать работающую маму в таких ситуациях. Чем реже руководитель вспоминает о том, что вы только что вышли из декрета, тем лучше для вашей карьеры.
Это вовсе не значит, что начальники бессердечные: у них тоже есть маленькие дети, пожилые родители, текущие краны на кухне и все остальные семейные и бытовые вопросы. Но их задача обеспечить вас своевременной зарплатой, а значит эффективной организацией рабочего процесса.
На работу после декрета
Чего боятся работодатели?
Существует стереотип, что от сотрудницы с маленьким ребенком больше проблем, чем пользы. Работодатель ожидает от молодой мамы два потенциально негативных сценария:
1) Что сотрудница не сможет уделять работе достаточно времени.
Есть мнение, что молодая мама будет все время пропадать: то нужен больничный, то отгул, то детский утренник, то забрать ребенка из сада пораньше. В командировки ее не отправить и попросить задержаться, чтобы доделать важную работу, тоже не получится. К тому же у большинства компаний принят график работы до 18:00 или 19:00, а многие детские сады требуют, чтобы ребенка забирали до 17:00.
2) Что за время декрета сотрудница утратила профессиональную квалификацию.
Навыки, которыми мы какое-то время не пользуемся, ослабевают. Это касается всего: и вождения автомобиля, и английского языка, и даже обычной коммуникации с окружающими. Работодатели думают: если вы два года были в декрете, то занимались только ребенком, следовательно, профессиональную литературу не читали, английский забыли и за актуальными тенденциями в своей области не следили.
Ваши сильные стороны
Главная задача любого кандидата — доказать свою пользу для работодателя. Это же касается и молодых мам. После разговора с вами у работодателя должно сложиться впечатление, что он наконец-то сможет закрыть вакансию, делегировать задачи и заняться своими делами. Поэтому во время интервью старайтесь акцентировать внимание на своих сильных сторонах.
Вы просто очень хотите работать
Ваш главный козырь — горящие глаза. Насидевшись с детьми, женщины горят желанием работать, вспоминать забытое, применять свои деловые способности. Они не опаздывают на работу на полдня, не бегают на частые перекуры и не уйдут на «более теплое место» через полгода, потому что ценят стабильность. Женщины после декрета счастливы целый день общаться с взрослыми людьми, иметь час на обед и возможность сконцентрироваться на работе. Причем чем дольше сотрудница была в декрете, тем больше она рада вернуться на работу.
«Женщина, которая провела несколько месяцев или лет в декрете, обычно очень хочет работать, — делится своим опытом Василий Воропаев, основатель компании Rubrain.com. — Она хочет отвлечься от забот о ребенке и готова обеспечивать не только свое, но и его будущее, даже если это только оплата няни или детского сада. Это большая ответственность, которая заставляет сотрудницу думать о своем профессиональном развитии».
«Посидев пару лет дома в декрете, многие деятельные девушки просто сходят с ума от постоянного «дня сурка», — добавляет Валентина Игнатьева, ведущий менеджер по персоналу агентства интегрированных коммуникаций Comunica. — Поэтому они очень рады вернуться в коллектив и профессионально развиваться. Практика показывает, что те, кто работает продуктивно, остаются такими же и с рождением ребенка, так что режим многозадачности для них не проблема. И чувство ответственности у молодых мам развито гораздо сильнее, чем у их коллег, у которых пока что нет детей».
У вас свои сильные навыки
Это тайм-менеджмент, организованность, умение существовать в режиме многозадачности и многое другое. У сотрудниц с маленькими детьми есть ряд преимуществ перед другими, уверена Ксения Андреева, HR филиала компании «1С-Рарус». «Они гораздо более усидчивы, чем их коллеги без детей, они внимательны к деталям и умеют эффективно распределять время, — рассказывает она. — По нашему опыту, мамы, только вышедшие из декрета, хорошо справляются с задачами, где требуется постоянный контроль (например, это может быть контроль показателей). Такие сотрудники отличаются ответственностью и сосредоточенностью».
Другой профессиональный плюс женщин, которые одновременно с заботой о ребенке работают, — это опыт тайм-менеджмента и скорость принятия решений, добавляет Василий Воропаев: «Отпуск по уходу за маленьким ребенком научил их мгновенно оценивать ситуацию, решать проблему и управлять своим временем, а не прокрастинировать. Это очень важные качества для бизнеса».
Еще одно неоспоримое преимущество мам с маленькими детьми — это лояльность, считает Зульфия Юпашевская, руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing. «Женщина, у которой есть баланс между работой и семьей, едва ли захочет менять работу в обозримом будущем, — продолжает она. — К тому же такие сотрудники обычно выкладываются на 100%. Им важно, во-первых, сохранить рабочее место, во-вторых, научиться новому и наверстать упущенные знания (если декрет был долгим). Еще один пункт в пользу молодых мам — это их навык управления временем и расстановки приоритетов. Ну и гибкость и переговорные навыки, по моему опыту, декрет тоже хорошо развивает, а это большое плюс для любого сотрудника».
Вы готовы искать компромиссы
И искать различные возможные пути решения проблем. Например, поработать какое-то время удаленно, если ребенок заболел, или подобрать индивидуальный удобный график работы вместе с работодателем. «Можно изменить график работы, можно делить работу на части, выполняя ее в разное время дня, — считает президент группы предприятий «Тенториум» Раиль Хисматуллин. — Можно вообще организовать сезонную работу, оставляя себе сезоны гарантированного отпуска. Большинство наших дистрибьюторов — женщины, и часто это молодые мамы с детьми. Конечно, их не надо ставить на конвейерную работу, но это не значит, что таких женщин вообще не стоит рассматривать в качестве работников. Молодые мамы часто готовы сделать невозможное, чтобы закрепиться на месте, получить продвижение, опыт, рекомендации и хорошую зарплату. И в этом отношении они часто превосходят мужчин».
Если ваша должность не требует обязательного присутствия в офисе, договоритесь с руководством, что первое время после выхода из декрета поработаете удаленно. Это поможет и вам, и ребенку привыкнуть к новым жизненным обстоятельствам. Некоторые компании абсолютно нормально относятся к такому многоступенчатому выходу из декрета. «С одной молодой мамой мы начали удаленно сотрудничать, когда она еще находилась в отпуске по уходу за ребенком, — рассказывает Наталья Засыпина, директор департамента маркетинга компании «Фогсофт». — Ребенку тогда было меньше полутора лет. Мы с этой сотрудницей общались через Skype и электронную почту. Помню, во время наших созвонов по Skype в микрофоне периодически слышался детский лепет, но никого из нашей компании это не смущало, потому что это никак не мешало рабочему процессу. Если человек ответственный, то ничто не помешает ему качественно выполнять свою работу. Кстати, эта сотрудница скоро во второй раз станет мамой, и мы с удовольствием продолжим сотрудничать, когда ей станет удобно совмещать заботу о ребенке с решением наших задач».
Иногда компании идут навстречу молодым мамам и решают перевести сотрудницу с маленьким ребенком на удаленную работу уже после выхода из декрета. От такого решения могут выиграть и сотрудник, и компания. «К нам на собеседование приходила девушка, сидевшая дома с ребенком два с половиной года, — рассказывает Светлана Антонова, руководитель HR-отдела компании «Арасар». — Она претендовала на должность логиста, а это довольно стрессовая работа: необходимо организовывать и контролировать перемещение спецтехники и оборудования для стройплощадок по всей стране. Соискатель подходила нам по всем параметрам, более того, даже будучи в декрете она была в курсе, к примеру, актуальных региональных тарифов на перевозки тралами. Мы пригласили ее на работу. Сначала все шло отлично — у человека горели глаза, и работа была в радость. Но примерно через полгода ее ребенок стал регулярно простужаться. Питерская осень, детский сад — причин много. У мамы началась череда вынужденных отгулов. Учитывая, что сотрудник весьма компетентный и ответственный, мы решили перевести ее на удаленную работу с приездом в офис в случае особой необходимости. У нас пошел уже второй год такого сотрудничества и можно констатировать, что это решение было верным».
Полезные советы
1. Сразу акцентируйте внимание работодателя на том, что у вас есть, кому присмотреть за ребенком. Укажите это в резюме в разделе «Семейное положение», проговорите в телефонном разговоре, повторите на собеседовании. Неважно, будет ли это бабушка, няня или детский сад, главное, что вы спланировали, с кем останется ребенок, пока вы будете работать. У работодателя должно сложиться впечатление, что у вас надежные помощники и четкий план. Это уравняет вас с бездетными кандидатами.
Разумеется, нужно как можно раньше до выхода из декрета готовить к этому ребенка: решить, с кем будет оставаться малыш во время вашего отсутствия, и начать его к этому приучать — например, заранее отдать в детский сад.
Решение любых семейных вопросов — это вопрос вашей самоорганизации, ответственности и желания, напоминает Татьяна Конакова, директор по развитию продаж MICE-компании Upjet Travel Group. «Разумеется, больничные по уходу за ребенком и необходимость забирать детей из детского сада — это проблемы, которые лежат на поверхности. Этот вопрос сотрудники решают самостоятельно, так что компания этих сложностей даже не замечает».
2. Продемонстрируйте, что вы в курсе последних тенденций в вашей профессиональной области. Упомяните, какие книги по специальности в последнее время читали, какие статьи или блоги изучали, какие лекции или курсы прослушали. Ну и, конечно, готовиться к выходу на работу следует заранее, чтобы успеть освежить свои знания.
Лучше всего, когда женщина, уходя в декрет, не полностью прерывает карьеру, а продолжает работать — удаленно или на фрилансе, считает Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива» и преподаватель Русской школы управления. «Тогда она не выпадает из рабочего процесса и не теряет профессиональной формы, — объясняет Наталья. — Сейчас часто женщины уходят в два декрета подряд, а после 5-6 лет, проведенных дома, невозможно выйти на работу с тем же уровнем дохода, как и до декрета. Кроме того, за такой срок теряются навыки, меняются законодательство, система налогообложения, схемы ведения бизнеса и конъюнктура рынка.
3. Задавайте вопросы: и во время телефонного интервью, и на собеседовании, и в первые рабочие дни. Интересуйтесь целями и задачами компании, занимайте активную позицию. Не бойтесь показать, что вы чего-то не знаете. Лучше следуйте главному правилу коммуникации: «Не знаешь — спроси».
4. Молчите о личном. Не всем интересно знать подробности развития вашего ребенка, поэтому не рассказывайте об этом каждому коллеге. Эти новости лучше оставить для родных и близких.
5. Относитесь к своему декрету не как к «балласту», а как к огромному ценному опыту: опыту управления временем, планирования, ответственности, поддержания баланса, работы с очень требовательным клиентом — вашим собственным ребенком.
Трудовой кодекс на вашей стороне
Да, существуют работодатели, которые не соблюдают Трудовой кодекс. Тем не менее трудовое законодательство в России все-таки есть, и оно-то как раз защищает интересы молодых мам. Например, статья 64 говорит нам: «Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей». Если работодатель вам отказывает по этой причине, требуйте письменный отказ и идите с ним в суд.
Статья 259 Трудового кодекса прямым текстом запрещает заставлять беременных женщин работать сверхурочно. А если вы — женщина с ребенком до 3-х лет, то отправлять вас в командировку или заставлять работать после официального рабочего времени работодатель может только с вашего письменного согласия.
Работодатель обязан взять обратно на работу сотрудницу, ушедшую в декретный отпуск, напоминает Зульфия Юпашевская, руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing. «Мы занимаемся поддержкой бизнес-процессов в сфере бухгалтерии. В России в этой сфере традиционно работает больше женщин. Мы регулярно сталкиваемся с тем, что часть наших специалистов уходит в декрет и возвращается на работу, — рассказывает Юпашевская. — В настоящее время, например, в отпуске по уходу за ребенком находится почти 20% от общей численности нашего персонала. Для нас не стоит вопрос, возьмем ли мы этих людей обратно — мы обязаны сделать это по закону. Но дело не только в соблюдении правовых норм. Нам выгодно продолжать сотрудничать с опытным, проверенным человеком, который знаком с коллективом и спецификой бизнеса. Такого сотрудника не придется обучать с нуля».
В современных и открытых компаниях к детям относятся как к естественному этапу развития сотрудника. Поэтому относитесь к пункту «дети» в резюме как к способу показать потенциальному работодателю, что вы умеете брать на себя ответственность, эффективно распоряжаться своим временем и придерживаться планов.
После декрета
Поделиться:
Мне 32 года. У меня есть любимая работа и двое детей: дочери 11 лет, сыну 2 года. Первый мой декретный отпуск закончился, практически не начавшись: спустя три недели после рождения старшей я бодро выдала прабабушке бутылочку с молоком и уехала на лекции — вероятность быть отчисленной с четвертого курса ужасала.
Второй декрет был полноценным. В офисе я появилась только спустя полтора года. Впрочем, эти полтора года мне спокойно не сиделось: в стройные ряды фрилансеров я влилась спустя три месяца после рождения младшего. Вернувшись в офис, я с удивлением обнаружила, что адаптация далась мне без особых проблем. Размышляя об этом, я попыталась вывести работающую формулу — а, собственно, почему?
Оказалось, что рецепт максимально быстрого и эффективного выхода из декретного отпуска прост: достаточно не нырять туда с головой. А как не поддаться убаюкивающей домашней рутине, я вам сейчас расскажу.
1. Наш мозг нуждается в прокачке ровно так же, как и мышцы. И если проблемы с мышцами можно решить, просто бросив в сумку прогулочной коляски скакалку и пару гантелей, то с тренировкой мозга придется немножко повозиться. Составьте список книг и фильмов, которые бы вы хотели почитать-посмотреть в свободное время. Причем я гарантирую — свободное время при правильной организации режима дня у вас будет.
Вообще, режим дня способен творить чудеса. Если детей двое или трое, то младшего удобнее подстроить под расписание старшего, а себя — под расписание обоих. Для меня главным правилом было: «Когда дети спят, сначала я делаю что-то лично для себя. И только потом — то, чего требует хозяйство».
2. Читайте профессиональную литературу. И точка. Даже по 20 минут в день. Допустим, вы — счастливый кадровик в заслуженном декрете… Вам кажется, что новинки делопроизводства сейчас страшно далеки от вас, и вообще — теория без практики мертва. Но настанет день, и вы снова окажетесь с ними лицом к лицу — и лучше бы вам не смотреть на них обескураженным взором.
3. Поддерживайте дружбу с коллегами. Социальные сети и мессенджеры помогут быть в курсе текущих новостей в компании. Кстати, главная ловушка, подстерегающая мам на выходе из декрета, — это ощущение, что вы возвращаетесь в ту же самую компанию, из которой ушли три года назад.
Между тем, за полтора года моего отсутствия у нас обновилось почти 40 % коллектива, поменялась стратегия компании, появились новые бизнес-направления. За всеми этими процессами я наблюдала дистанционно: сайт, страница нашего издательства в «Фейсбуке» и. сплетни с коллегами. Так что новшества не стали для меня сюрпризом.
4. Если вы журналист, дизайнер или бухгалтер — в общем, если вы можете позволить себе удаленную работу, — не отказывайте себе в возможности заработать на помаду и маникюр. Суровый тайм-менеджмент и делегирование части домашних полномочий мужу позволяют выкроить два-три часа в день (ну ладно, в ночь!) на то, чтобы не просто не растерять профессиональные навыки, но и прокачать новые. Стабильно недосыпая по два часа в день, из второго декрета я вышла с пулом новых проектов и новых компетенций.
5. Спланируйте выход на работу заранее. Очередь в сад — непредсказуемая вещь, но лучше постараться отдать туда ребенка за месяц-полтора до того, как вам предстоит выйти в офис на полный день. Если вы планируете оставлять подросшего малыша с няней или бабушкой — делайте это постепенно, незаметно увеличивая время отсутствия.
Папа моего младшего сына последнее время работает в США. Первые два месяца разлуку сын переживал крайне тяжело. Я не могла отойти от него не то что в офис — закрыть дверь в туалет было большой проблемой: когда мама пропадала из поля зрения, у ребенка сразу начиналась паника. Три месяца мы провели как сиамские близнецы. А потом пришла наша прекрасная няня, и сын как-то сразу остался с ней на целый день. Это укрепило меня во мнении, что любые периоды прилипания к маминой юбке не вечны — нужно просто подождать.
6. Постарайтесь договориться с работодателем о том, что часть работы вы будете выполнять дистанционно, оставив себе два-три присутственных дня в неделю. Мои руководители пошли мне навстречу: я приезжаю в офис дважды в неделю, остальную часть проектов веду удаленно. Как я смогла распределить нагрузку? Работа с вакансиями и отбор резюме, тексты, документы и регламенты, координация проектов сами напрашиваются на удаленную работу. Для встреч и совещаний двух поминутно распланированных дней в неделю оказалось вполне достаточно.
Вы тоже попробуйте максимально подробно расписать по пунктам свои должностные обязанности. Потом разнесите их в две колонки. В одну — те дела, которые требуют присутствия на рабочем месте, в другую — те, которые можно делать удаленно без потери качества. Придите на встречу с руководством с этим хитрым и коварным планом. Хотя если вы — практикующий хирург-офтальмолог, сделать это будет немного сложнее.
7. В первые недели не стесняйтесь просить помощи — как дома, так и на работе. Делегируйте вынос мусора старшим детям, а приготовление ужина — мужу. Спрашивайте советов у коллег.
8. Обновите — хотя бы частично — гардероб. Иногда бывает достаточно вылезти из растоптанных кед и спортивных штанов в элегантный деловой костюм, чтобы почувствовать прилив уверенности.
Я попадалась в эту ловушку. Все платья и костюмы были немедленно розданы подругам сразу после выхода в декретный отпуск. На полках шкафа поселились уютные толстовки и спортивные костюмы. Коллекция кед и кроссовок увеличилась до двадцати пар и прочно вытеснила туфли.
После первого дня в офисе купила элегантное платье. И лодочки. Одежда помогает настроиться на работу, а коллеги по ней, как известно, «встречают».
10. Даже если у вас адекватные и профессиональные коллеги, любящий муж и бабушка на подхвате, выход из декрета — это стресс. Изменение привычного расписания, среды, образа жизни и мыслей. Практически каждой работающей маме приходится пройти через это. Но ведь мы верим в себя, правда?
Работница должна выйти на работу на следующий рабочий день после дня, когда ребенку исполнится три года.
Трудовым законодательством предусмотрено, что по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ч. 1 ст. 256 ТК РФ). Ни один нормативно-правовой акт не устанавливает, какая именно дата должна считаться днем выхода на работу работника по окончании такого отпуска.
При отсутствии норм права, регулирующих спорные отношения, рекомендуется руководствоваться нормами, регулирующими сходные отношения, или аналогией права, что предусмотрено ч. 3 ст. 11 ГПК РФ.
В данном случае сходными можно назвать отношения по выплате женщине пособия до достижения ребенком полутора лет. Так, согласно ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления такого отпуска до достижения ребенком возраста полутора лет. На основании п. 46 Порядка назначения и выплаты пособий выплата пособия по уходу за ребенком осуществляется со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку полутора лет.
Таким образом, можно утверждать, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет оканчивается именно в день исполнения ребенку соответствующего возраста, а женщина должна выйти на работу после использования отпуска в первый рабочий день. Например, если ребенку исполнилось три года в субботу 19.06.2010, то при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями (суббота, воскресенье) работница должна приступить к работе 21.06.2010. Если же она работает по графику, то днем выхода на работу должен быть день смены, предусмотренный этим графиком, т.е. это может быть и воскресенье 20.06.2010.
Мама возвращается из декрета на работу. Как жить?
Как маме с маленькими детьми подготовить себя морально и технически к выходу на работу? Как подготовиться и чего ждать от новой жизни, в которой есть и работа, и семья с малышами?
Есть ли секрет, как все успевать
Вопрос: Как подготовиться и чего ждать от новой жизни, в которой есть и работа, и семья с малышами?
Анна: Честно? Ждать, что будет сложно и что почти не останется времени на себя и непринужденное общение с друзьями. Все свободное от работы и пробок время будет занимать семья. Также не стоит надрываться и стараться с первого дня войти в рабочую колею наравне с тем, кто ни в каком декрете не сидел.
Морально подготовиться можно только одним способом, на мой взгляд. Мама должна быть уверена, что те люди и то место, где она оставляет малыша, пока отсутствует по работе, должно быть безопасно. То есть мама должна быть уверена в своих помощниках, как в себе самой. Дети очень чувствуют нашу тревогу и считывают «мама оставляет меня в небезопасном месте/с небезопасными людьми». От этой тревоги мамы и ребенка больше вреда, чем от неидеального детского сада или неидеальной няни. Мое ИМХО, разумеется.