как посчитать пени за просрочку возврата налогового вычета

Расчёт пеней по налогам и страховым взносам

Согласно п. 4.1 ст. 75 НК РФ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, на территории которого применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц пени начисляются:

Пеня начисляется начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Пени за неуплату авансовых платежей начисляются до даты их фактической уплаты или до момента наступления срока уплаты соответствующего налога. При неуплате ежемесячных авансовых платежей пени начисляются до даты уплаты квартального авансового платежа (п. 3 ст. 75, п. 2 ст. 286 НК РФ, п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Если по итогам отчетного (налогового) периода авансовый платеж (налог) к уплате меньше, чем сумма авансовых платежей, которые подлежали уплате, пени должны быть соразмерно уменьшены (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, Письмо Минфина от 22.01.2010 N 03-03-06/1/15).

Для остальных налогоплательщиков порядок определения первого дня начисления пени не меняется.

Пени не начисляются за период, когда налогоплательщик не мог погасить недоимку в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на его имущество или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Пени не начисляются за период, когда страхователь не мог погасить недоимку в силу того, что по решению суда были приостановлены операции страхователя в банке (иной кредитной организации) или наложен арест на его имущество. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств (п. 4 ст. 26.11 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Порядок расчёта

недоимка × ставка рефинансирования × 1 / 300 × количество календарных дней просрочки

До 30 дней просрочки:

сумма недоимки × ставка рефинансирования × 1 / 300 × количество дней просрочки

сумма недоимки × ставка рефинансирования × 1 / 150 × количество дней просрочки

Примечание

Калькулятор не учитывает нерабочие дни, вводимые в субъектах РФ в связи с распространением коронавируса (напр., ​Указ Мэра Москвы от 12.06.2021 N 29-УМ). Порядок исчисления пеней с учетом таких дней рекомендуем уточнить в региональном управлении ФНС.

День погашения задолженности не включен в количество дней просрочки (п. 3 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина России от 05.07.2016 N 03-02-07/2/39318, Письмо ФНС России от 06.12.2017 N ЗН-3-22/7995@).

День погашения задолженности включен в количество дней просрочки (п. 3 ст. 75 НК РФ).

День погашения задолженности включен в количество дней просрочки (п. 3 ст. 26.11 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Сумма пеней превышает размер недоимки. На основании п. 3 ст. 75 НК РФ уплате подлежат пени в размере рублей.

Выбранный период начисления пени завершится в будущем. Расчёт произведён по актуальной на текущую дату ключевой ставке ЦБ РФ. В дальнейшем ставка может измениться.

Дата начала периода начисления пени была изменена с на согласно п. 7 ст. 6.1, п. 3 ст. 75 НК РФ.

Дата начала периода начисления пени была изменена с на согласно п. 7 ст. 6.1, п. 3 ст. 75 НК РФ для налогоплательщиков, на которых распространяется режим нерабочих дней.

Дата начала периода начисления пени была изменена с на по правилам п. 4 ст. 22, п. 3 ст. 26.11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ для налогоплательщиков, на которых распространяется режим нерабочих дней.

Дата начала периода начисления пени была изменена с на согласно п. 7 ст. 6.1, п. 3 ст. 75 НК РФ для налогоплательщиков, на которых распространяется режим нерабочих дней.

Дата начала периода начисления пени была изменена с на согласно п. 4 ст. 22, п. 3 ст. 26.11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ для налогоплательщиков, на которых распространяется режим нерабочих дней.

Дата начала периода начисления пени была изменена с на согласно п. 4 ст. 22, п. 3 ст. 26.11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.

Источник

Калькулятор расчёта пени по налогам

Как пользоваться калькулятором

Примите также во внимание:

О калькуляторе пеней по налогам

В хозяйственных правоотношениях непременно нужны гарантии, практические способы обеспечения выполнения обязательств. В их качестве лучше всего работают финансовые рычаги, одним из которых является начисление пеней.

Рассмотрим, как рассчитать сумму пеней, которые могут быть начислены ИП, с помощью специализированного инструмента – формализованного калькулятора пеней.

Роль пеней для ИП

Суть понятия «начисление пени» – в обеспечении государственных органов гарантией того, что индивидуальный предприниматель выполнит взятые на себя обязательства точно к назначенному сроку. В правоотношениях с государством размер пени определяется действующими на территории Российской Федерации законами.

Пеня также может стать обеспечением обязательств, принятых по договору, если речь идет не о взаимоотношении ИП и государства: в таком случае, договор должен быть заключен в письменной форме, например, между двумя различными ИП либо между ИП и ООО, либо у ИП с физическим лицом.

ВНИМАНИЕ! Устное заключение договора не обязывает стороны назначать и уплачивать пеню. В договоре должен быть точно указан размер пени, иначе ее не получится взыскать.

Пеня – это денежная сумма, которую необходимо выплатить (и которая будет взыскана) в случае, если договорные или налоговые обязательства перед контрагентом или государством не выполнены или просрочены.

Начисление пеней, связанных с налогообложением, регламентировано Налоговым Кодексом РФ (ст. 75), а в случае обеспечения законных требований пени, не закрепленных в договоре – ст. 395 Гражданского Кодекса РФ.

Факторы, определяющие уплату пени

Размер начисляемой пени зависит от трех определяющих его положений.

Сумма пени

Это те средства, которые должны были быть внесены, но не поступили в нужный срок либо были уплачены лишь частично. Такими неуплатами или просрочками при налоговых взаимоотношениях с государственными органами могут быть:

В случае установления пени по договору причина для ее назначения вступает в силу в результате нарушения сроков исполнения обязательств, обозначенных в договоре. Если в тексте договора не прописано конкретных временных рамок, это не означает его бессрочности: нужно пользоваться ГК РФ, который устанавливает их в случае получения письменного требования об уплате задолженности от контрагента.

Дополнительное письменное требование – обязательное условие для взыскания пени по договору, если в его тексте нет указаний на конечный срок внесения денежных средств.

Та сумма денег, которая оказалась неуплаченной на конечную «дозволенную» законом или договором дату, и составляет расчетную сумму, с которой будет начислена пеня.

Время для начисления пени

Первым днем, начиная с которого будет «капать» пеня, станет дата, открывшая просрочку по обязательствам. Дата, определенная законом или договором, является последним днем, в который еще можно выполнить свои финансовые обязательства, не рискуя дополнительными взысканиями.

К СВЕДЕНИЮ! Если следующим днем после установленной даты окажется нерабочий – государственный выходной или праздник, то наступление обязательств будет считаться ближайший следующий рабочий день. Если на выходной приходится сама финальная дата, то должнику отводится еще один рабочий день – следующий после выходных.

НАПРИМЕР. Авансовый платеж нужно совершить до 15 числа месяца, следующего за концом квартала. Предположим, 15 апреля (финальная дата для первого квартала) выпадает на воскресенье. В таком случае, платеж 16 апреля не будет нарушением сроков, начисление пени правомерно только начиная с 17 апреля.

Когда неуплаченную пеню уже не потребуют?

Крайний срок, отведенный для взыскания пени, определяется законодательством. Он составляет то время, в течение которого неуплаченную задолженность и пеню можно взыскать в судебном порядке.

Ст. 48 НК РФ отводит полугодичный срок (6 месяцев) для возмещения пени по суду с момента выставления налогового требования. После истечения этих месяцев истекает исковой срок для востребования пени по судебному решению. Ст. 59 НК РФ считает такую задолженность по налогам безнадежной.

ВАЖНО! Если шестимесячный срок востребования пропущен по уважительным причинам, суд может его продлить.

Определяем сумму пени

Пеня, в отличие от многих других денежных обязательств, никогда не устанавливается в фиксированной денежной форме. Пеня всегда представляет собой установленный законодательно или оговоренный сторонами процент от невнесенной вовремя суммы. При этом определяющее значение имеет ключевая ставка, приравненная к ставке рефинансирования, установленная Центробанком РФ. Ее размер указан на официальном сайте Центробанка (на 2017 год составляет 10%), а также этой ставке посвящена отдельная страница на нашем сайте.

За каждый день просрочки обычно начисляется одна из долей от ключевой ставки ЦБ:

При начислении пени по договору устанавливается процентное соотношение к сумме неуплаты при просрочке.

К СВЕДЕНИЮ! Границы минимума или максимума назначения пени не установлены, но если за защитой прав придется обратиться к суду, а он сочтет сумму несоразмерной, то вправе будет снизить ее (ст. 333 ГК РФ) при подаче соответствующего заявления от ответчика. Вплоть до 2011 года суд был вправе совершать подобные действия по своей инициативе.

Используем калькулятор расчета пени

Удобный онлайн-сервис, который поможет произвести расчет суммы пени к уплате, выполнен в форме калькулятора. Введя в соответствующие поля необходимую информацию, можно получить результат в виде суммы, подлежащей уплате. Такой сервис может помочь в расчетах пени в таких ситуациях:

Для расчета нужно знать следующие исходные данные.

Калькулятор автоматически применит формулу расчета, которая в результате покажет необходимую к уплате сумму. Расчет происходит таким образом:

СП = РП х ЦП х Тпр, где:

Показатель ЦП рассчитывается, исходя из ключевой ставки (ставки рефинансирования) ЦБ РФ.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Разработчики калькулятора не рекомендуют использовать его для гипотетических расчетов, то есть на даты, которые еще не наступили. Расчет будет правильным, но возможны изменения в исходных данных, например, в ключевой ставке Центробанка, что повлияет на получившуюся в результате сумму.

Источник

Когда налоговая платит: взыскиваем с нее проценты

как посчитать пени за просрочку возврата налогового вычета. Смотреть фото как посчитать пени за просрочку возврата налогового вычета. Смотреть картинку как посчитать пени за просрочку возврата налогового вычета. Картинка про как посчитать пени за просрочку возврата налогового вычета. Фото как посчитать пени за просрочку возврата налогового вычета

Налоговый кодекс — документ пробюджетный. Но даже в нем есть нормы, обеспечивающие баланс личных и государственных интересов. В частности, это нормы о процентах, которые налоговики обязаны выплачивать налогоплательщикам в ряде случаев. Например, если вовремя не вернули переплату, ошибочно взыскали налоги, незаконно заблокировали счет. Уплачивая проценты, налоговые органы тем самым возмещают вред, который они нанесли компании, незаконно удерживая ее деньги. Ниже рассказано обо всех таких случаях и приведена практика по взысканию процентов с ФНС.

Пять случаев, когда налоговая платит проценты

За незаконную блокировку счета / несвоевременное снятие законной блокировки

«В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления (на драгоценные металлы, в отношении которых действовал режим приостановления), начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

В случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение (на драгоценные металлы, в отношении которых действовало указанное решение) налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам» (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).

За нарушение срока возврата переплаты

«В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата» (п. 10 ст. 78 НК РФ).

За незаконно взысканную сумму налогов

«Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (представленного в электронной форме заявления с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации» (п. 5 ст. 79 НК РФ).

За нарушение срока возврата возмещения по НДС

«При нарушении сроков возврата суммы налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения» (п. 10 ст. 176 НК РФ).

За нарушение срока возврата переплаты по акцизам

«По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма (акциза. — прим. ред.), которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса» (п. 3 ст. 203 НК РФ).

Как считаются проценты: формула и пример

Организация рассчитала их, исходя из 360 дней в году. Брать за основу такое количество дней предписывали разъяснения в п. 2 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 № 13/14.

ВАС РФ признал данные разъяснения неверными.

Дело в том, что в НК РФ нет положений, согласно которым при расчете процентов число дней в году и месяце должно приниматься равным соответственно 360 и 30 дням.

Примечание редакции:

С учетом общей суммы разница невелика, всего 29 тыс. рублей, но важен сам принцип расчета. Ведь при неверном расчете, засиленном судом, решение может быть отменено.

Формула расчета процентов выглядит так.

Сумма на счете или сумма переплаты и так далее х ключевая ставка ЦБ РФ: 365 х количество дней незаконной блокировки счета, невозврата переплаты и так далее = сумма процентов.

5 000 000 рублей х 7,5% : 365×92 = 94 520,55 рубля.

Взыскан один млн рублей за блокировку счета

Инспекция возразила, что невозможность пользования заблокированными счетами не является поводом для взыскания процентов. Компания не доказала, что понесла какие-либо материальные потери. К тому же у нее была возможность пользоваться счетом, поскольку заблокировали лишь определенную сумму — 10 228 036 рублей.

Суды первой и апелляционной инстанций посчитали возражения инспекции разумными и отклонили иск.

Однако суд кассационной инстанции, напротив, отверг возражения и удовлетворил иск в полном объеме.

Арбитры округа объяснили, что наличие возможности пользоваться счетами в случае приостановления операций по счету на определенную денежную сумму не имеет правового значения.

Выплата предусмотренных п. 9.2 ст. 76 НК РФ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным воспрепятствованием в пользовании денежных средств частного субъекта. Данная норма права принята во исполнение реализации положений ст. 52 и 53 Конституции РФ и не связывает начисление процентов с необходимостью доказывания прямого ущерба.

Правовое значение имеют два обстоятельства:

Взыскано 8,7 млн рублей за невозврат переплаты

Суд удовлетворил требования в полном объеме.

Заявленная к возврату сумма переплаты образовалась у организации в результате уплаты налога на прибыль и НДС за 20082010 годы и последующего уменьшения налогов на основании уточненных налоговых деклараций, поданных в 2012 году.

Обратиться в суд за переплатой и процентами компанию вынудило то, что ИФНС в течение года не принимала решения по уточненным декларациям и по заявлениям о возврате излишне уплаченных сумм.

Фирма сдала уточненные формы еще дважды, но реакции так и не последовало.

Тогда компания написала жалобы в УФНС и прокуратуру.

После этого ИФНС, наконец, составила акт сверки, в котором подтвердила переплату.

Компания подала заявление о возврате переплате (это было уже в 2014 году), но инспекция вновь его проигнорировала.

Когда же фирма подала иск в суд, чиновники заявили, что организация пропустила трехлетний срок на возврат переплаты, так как отсчитывать его нужно с дат подачи первоначальных деклараций.

Однако суд решил, что иск организации целиком обоснован, а возражения инспекции — нет.

Трехлетний срок на подачу в суд иска о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм применительно к случаям, предусмотренным п. 3 ст. 79 НК РФ, должен исчисляться с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате.

Если компания подала уточненную декларацию после того, как получила от контрагента документы, подтверждающие расходы прошлого периода, суды исчисляют трехлетний срок подачи заявления на возврат с момента подачи уточненной декларации.

На дату платежа, а также при подаче первичной отчетности, налогоплательщик не мог знать о переплате. Срок обращения за зачетом или возвратом переплаты отсчитывается с даты, когда расход был документально подтвержден и налогоплательщик получил право учесть его для целей налогообложения (Определения ФАС Московского округа от 18.09.2012 № А40-127627/11-116-341, ФАС Центрального округа от 07.04.2010 № А54-3708/2009-С20).

В данном случае переплата возникла в результате подачи организацией уточненных деклараций с указанием сумм налога к уменьшению. Поэтому днем, когда фирма узнала о нарушении своего права на своевременный возврат налога, следует считать предполагаемый день, когда она должна была получить решение ИФНС об отказе в возврате налога.

Взыскано 10,6 млн рублей за незаконные доначисления

После выставления требования об уплате указанные суммы были взысканы с организации.

Она оспорила решение инспекции в суде, который признал его недействительным.

После этого предприятие подало второй иск — об обязании ИФНС на основании п. 5 ст. 79 НК РФ начислить и уплатить организации проценты с излишне взысканного налога. За три года, прошедшие с момента взыскания незаконно доначисленных сумм, проценты составили 10,6 млн рублей.

Арбитры полностью одобрили иск, указав, что в соответствии с приведенной нормой кодекса сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Они начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центробанка.

Расчет процентов суд проверил и признал правильным, а инспекцией расчет не оспорен и контррасчет не представлен.

При таких обстоятельствах исковые требования полностью удовлетворяются.

Примечание редакции:

Арбитры ссылаются на разъяснения высших судов:

Взыскано 7,3 млн рублей за невозмещение НДС

Суды полностью удовлетворили иск, установив следующее.

29.07.2015 по итогам камеральной проверки декларации НДС инспекция риняла решение о возмещении НДС.

08.09.2015 в ответ на заявление организации о перечислении налога на ее расчетный счет инспекция приняла решение о возврате. Однако деньги на счет организации не поступили.

Компания подала жалобу в Управление Федерального казначейства. Оттуда сообщили, что заявка на возврат с поручением о перечислении денежных средств в адрес компании не поступала.

Компания подала жалобу в УФНС, но ее оставили без удовлетворения. Сослались на то, что 09.09.2015 в связи с возбуждением уголовного дела в отношении компании следователь на основании постановления о производстве выемки изъял файл с заявкой на возврат налога. Таким образом, ИФНС исполнила свою обязанность. Дальнейшие препятствия связаны с действиями правоохранительных органов.

Однако суд решил, что это не так.

1. Как выяснилось, инспекция направила файл-заявку на возврат суммы налога в федеральное казенное учреждение для последующей передачи в территориальный орган Федерального казначейства.

Это нарушение порядка, предусмотренного п. 8 ст. 176 НК РФ: должно быть направлено поручение на возврат налога в орган казначейства, а не файл-заявка в учреждение, созданное ФНС РФ.

Несостоятелен довод ИФНС о том, что направление заявки на возврат может быть приравнено к направлению поручения на возврат в казначейство, поскольку он противоречит НК РФ и Положению о ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П.

2. Выемка следственными органами документа (файла) не является основанием для неисполнения налоговым органом собственного решения и ст. 176 НК РФ.

Проведение правоохранительными органами проверки в компании не влияет на обязанность ИФНС возвратить НДС на основании уже вынесенного решения о возмещении налога, а также совершить иные действия, предусмотренные указанной статьей кодекса.

Кроме того, каких-либо решений об отмене или приостановлении исполнения решений о возврате НДС ни налоговым органом, ни следственными органами не принималось.

Взысканы проценты за невозврат переплаты по акцизам

Компания заплатила эти суммы, но оспорила решение инспекции в суде, который признал его недействительным.

Предприятие обратилось в инспекцию с заявлениями о возврате излишне уплаченных налогов.

Однако налоговый орган никакого решения не принял (ни о возврате, ни об отказе в нем).

Компания снова обратилась в суд с требованием признать бездействие инспекции незаконным, обязать ее вернуть суммы акциза, пени и штрафа, а также уплатить проценты за нарушение срока их возврата.

Суды снова удовлетворили исковые требования и присудили компании 13 тыс. рублей в качестве процентов на сумму невозвращенных налогов и санкций.

Попутно арбитры отклонили довод ИФНС о том, что без заявления компании инспекция не обязана начислять проценты, поскольку отсутствие такого заявления вовсе не освобождает налоговый орган от обязанности по уплате процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога, пени и штрафа в силу прямого указания кодекса (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Примечание редакции:

Обязательный досудебный порядок на данный случай также не распространяется. Организация, которой налоговики добровольно не перечисляют проценты, имеет право, минуя УФНС, обратиться в арбитражный суд.

Право требования процентов с налоговой можно продать

Суд удовлетворил иск.

Инспекция подала апелляцию. Компания, в свою очередь, направила в апелляционный суд заявление о процессуальной замене себя на гражданина, которому она уступила право требования процентов с ИФНС. Договор цессии с ним был подписан после вынесения решения судом первой инстанции.

Инспекция возразила против такой замены на двух основаниях:

Первый аргумент несостоятелен, поскольку ни ГК РФ (ст. 382–390), ни НК РФ не содержат норм, ограничивающих возможность применения цессии к рассматриваемым отношениям.

Кроме того, это не налоговые отношения в чистом виде, не отношения по уплате налогов в бюджет. Обязанность ИФНС заплатить проценты возникла вследствие принятия ею обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам компании. Таким образом, норма о процентах (п. 9.2 ст. 76 НК РФ) имеет своей целью компенсирование налогоплательщику возможности пользоваться денежными средствами.

Второй довод инспекции также не принимается, поскольку право стороны на уступку требования возникает с того момента, когда организация лишилась возможности пользоваться своими денежными средствами, а не с момента вступления в силу судебного акта о взыскании процентов. Вступление решения в силу свидетельствует исключительно о возникновении у другой стороны соответствующей обязанности по их возмещению.

В итоге апелляционную жалобу инспекции судьи отклонили, а заявление компании о передаче своего права требования о выплате процентов гражданину удовлетворили.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *