как появилось семейное право
История развития семейного законодательства России с 1917 по нынешнее время
Семейное законодательство первой половины XXв.
С Октябрьской революции 1917 г. история семейного права вошла в один из новых этапов, который ознаменовался созданием советского семейного права. В это время Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет Народных Комиссаров приняли ряд декретов, посвященных семейным правоотношениям.
18 декабря 1917 г. был принят первый такой декрет «О гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния». Согласно данному декрету, признание имели исключительно браки, которые были заключены в государственном органе.
Но, следует отметить, что до того как был принят данный декрет, браки, которые заключались в церкви, тоже считались действительными.
Помимо этого упростились условия для вступления в брак. Теперь для того чтобы вступить в брак, необходимы были всего два условия: достижение брачного возраста и взаимное согласие будущих супругов. Но условия, не допускающие брак, все также остались прежними. Также согласно данному декрету, законно и незаконнорожденные дети стали равны в правах, стало возможно установить отцовство в судебном порядке.
19 декабря 1917 г. был принят второй декрет «О расторжении брака». Согласно данному декрету, бракоразводное дело рассматривали местные суды в ситуациях, когда в качестве инициатора брака выступал только один супруг, или орган ЗАГСа в ситуациях, когда в качестве инициатора развода выступали оба супруга.
До принятия данного декрета бракоразводные дела рассматривали суды духовных консисторий.
22 октября 1918 г. состоялось принятие первого кодекса, который служил для контроля семейных отношений. Речь идет о Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Он собрал в себя практически все темы семейных отношений. Согласно данному Кодексу больше не было множества препятствий в заключение брака, которые были в семейном законодательстве Российской империи. Речь идет о монашестве и принадлежности к различным верам.
Помимо этого были разработаны правовые последствия недействительного брака. Так, он подлежал аннулированию с момента его заключения. Супругов уравняли в правах решения вопросов семейной жизни, а также при определении их места жительства, появилась возможность именоваться двойной фамилией. В качестве режима супружеского имущества стал выступать исключительно раздельный. Появилось право получения алиментов друг от друга. Разводы теперь оформлялись в органе ЗАГС и в судах. Дело о разводе могло быть рассмотрено в суде без заседателей и супругов в ситуациях, когда последние не приходили в суд. Помимо этого было отменено усыновление, из-за того что боялись, что их будут эксплуатировать.
Опекунство воспринималось, как почетная обязанность. Причем согласие опекуна было не обязательно. Отказ от опекунства оформлялся, только если имелись причины, указанные в законе.
Второй кодекс, который служил для регуляции семейных отношений, приняли в 1926 г. речь идет о Кодексе законов о браке, семье и опеке. В нем указывался ряд новых положений:
Этот Кодекс существовал вплоть до 1968 г. Но ряд значительных изменений были внесены в него в 1936 и 1944 гг.
В 1936 г. приняли постановление «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многодетным семьям, расширении сети родильных домов, детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях законодательства о браке и семье». После того как были запрещены аборты, значительно выросло количество криминальных абортов, которые часто заканчивались смертельным исходом. Важно отметить, что сама женщина, которой делали аборт, и врач, который этим занимался, несли уголовную ответственность.
Еще одно нововведение – взыскание алиментов на несовершеннолетнего ребенка в долевом отношении к заработку плательщика алиментов. На размер доли влияло количество детей, на которых необходимо было уплачивать алименты. По такому принципу выплачиваются алименты и сегодня.
8 июля 1944 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»». Согласно нему был внесен ряд изменений в семейное законодательство:
15 февраля 1947 г. согласно указу Президиума Верховного Совета СССР запрещалось гражданам СССР вступать в брак с иностранными гражданами.
1968 г. был ознаменован принятием общесоюзного правового акта «Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и союзных республик. Данный акт лег в основу кодексов всех республик, которые находились в составе СССР, регулирующих отношения в семье.
В 1969 г. был принят Кодекс о браке и семье. Вот его ключевые моменты:
Развитие семейного законодательства после Перестройки
Во второй половине XX века СССР начал переживать Перестройку. Это повлияло на издание ряда нормативных актов, которые служили для регулирования семейных отношений. Согласно Указу Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1986 г. суд мог уменьшить размер выплачиваемых алиментов на несовершеннолетних детей по уважительной причине. Размер же алиментов на совершеннолетнего ребенка, родителя, супруга и иных членов семьи было решено устанавливать, учитывая материальное и семейное положение плательщика и получателя алиментов.
22 мая 1990 г. был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства». Рассмотрим его ключевые моменты:
18 декабря 1992 г. Верховный Совет РФ вынес Постановление «О неотложных мерах по упорядочению усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации, гражданами других государств». Данное Постановление послужило ограничением усыновления рядом обстоятельств, которые не терпят задержки, до момента вынесения изменений в законодательство в направлении усыновления.
Ряд нормативных актов, принятых в 1994-1995 гг., внесли ряд изменений в направлении уплаты алиментов:
Изменения, которые были внесены в КоБС РСФСР, послужили для детализации и улучшения регулирования отношений в семье. Но следует отметить, что их было недостаточно, для того чтобы обеспечить реформирование действующего семейного законодательства. И это стало причиной разработки четвертого Кодекса, который регулировал отношения в семье. Речь идет о «Семейном кодексе РФ» от 8 декабря 1995 г.
Следует отметить, что отечественный законодатель и ученые за все это время в разной степени уделяли внимание теме семейного законодательства. К примеру, эпоха застоя характеризуется наименьшим интересом к данному вопросу. Но после того, как был принят СК РФ тема семейного права стала активно разрабатываться.
Направления научных исследований в области семейного законодательства
При проведении анализа многих научных работ можно сделать вывод, что существует три направления научных исследований.
К первому направлению относится улучшение теории и институтов семейного права. В данном направлении было разработано множество работ:
Ко второму направлению относится анализ и оценка семейного законодательства других стран. Основной целью данного исследования является сравнение содержания законодательства других стран и практики его использования с отечественным. Если же в ходе сравнения выяснится, что отечественное законодательство в ряде направлений недоработано, то следует применить идеи других стран, для того чтобы улучшить собственное законодательство и практику его использования, потому что ряд конкретных вопросов семейного права не в полной мере разработаны и изучены. Вот некоторые темы таких исследований:
Третьим направлением исследований, которые проводятся отечественными учеными в направлении семейного права является процесс анализа и оценки институтов семейного права зарубежных стран, которые неизвестны для отечественного законодателя. Речь идет о родительской опеке, институте фостерной семьи, брачных правах лиц, имеющих нетрадиционную сексуальную ориентацию.
Реферат на тему «История семейного права»
Семья – это уникальный институт общества. Она оказывает специфическое, не заменимое ничем другим влияние на развитие личности любого человека, и особенно несовершеннолетних детей.
Содержание
Введение
Глава 1. Семейное право на Руси
Глава 2. Семейное право Московского государства
Глава 3. Семейное право в период Империи
Заключение
Список использованных источников
Введение
Семья – это уникальный институт общества. Она оказывает специфическое, не заменимое ничем другим влияние на развитие личности любого человека, и особенно несовершеннолетних детей. Характер семьи, степень ее материального благополучия, духовное и нравственное здоровье семьи во многом определяют облик человека, его общественную и трудовую активность, правильное воспитание детей и в конечном счете успехи и достижения всего общества.
С точки зрения семейного права семья имеет свои отличительные особенности. Это, как правило, общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством.
Становление правового государства, развитие российского общества существенно зависит от прочности семейного союза, стабильности семейных отношений, которые, в свою очередь, находятся под влиянием социальной политики государства, таких политических, экономических, культурных, образовательных и иных условий, которые определяют возможность семьи воспроизводиться как социальной общности и транслятору норм морали и права. Исследование истории семейного права России позволяет не только обобщить и систематизировать теоретические воззрения на правовую природу брака, семьи и его законодательного определения, но и понять основные тенденции, лежащие в основе современного семейного законодательства, я считаю, что законотворчество станет более эффективным, когда начнет учитывать «естественные» историко-правовые закономерности становления и развития семейного права в России.
В юридической литературе встречается разная периодизация семейного права. Среди них выделяется два периода в истории русского досоветского семейного права:
Нужна помощь в написании реферата?
— семейное право России до Петра I;
— семейное право России периода Империи.
Так как допетровская эпоха охватывает довольно значительный промежуток времени, поэтому в своей работе я решил условно разделить ее на две части:
Актуальность исследования истории становления и развития брачно-семейного законодательства в том, что она позволяет на основании анализа историко-правовых памятников реконструировать понимание законодателем предмета, субъекта семейного права, метода регулирования семейно-правовых отношений, тем самым выделить ключевые правовые противоречия и закономерности их разрешения, обозначить подходы к решению уже современных задач семейного права как науки, отрасли права и сферы правотворческой деятельности.
Глава 1. Семейное право на Руси
Сведения о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, весьма немногочисленности и отрывочны. В летописях того времени содержится информация о том, что у полян уже сложилась моногамная семья, у других же племен – радимичей, вятичей, кривичей – еще сохранялась полигамия. Семейные отношения регулировались в этот период обычным правом.
В различных источниках содержатся указания на несколько способов заключения брака. Среди них наиболее древний – похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно этому начинает предшествовать сговор с ней. Славяне, как описывается в летописи, имели обычай похищать на игрищах тех невест, с которыми они сговорились.
Нужна помощь в написании реферата?
Существуют также доказательства того, что существовал и такой способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников. У полян самой распространенной формой заключения брака стал привод невесты ее родственниками в дом жениха. При этом согласие невесты на брак не имело существенного значения. Брак заключался по соглашению между родственниками невесты и женихом или его родственниками. Церемония брака сопровождалась специальным обрядом: невесту приводили в дом к жениху, и она снимала с него обувь. На другой день после свадьбы ее родственники приносили приданое.
Личные отношения между супругами во многом зависели от формы брака. При похищении невесты она становилась собственностью своего мужа, поэтому в отношении нее возникали права скорее вещного, чем личного характера. При купле невесты и, особенно при заключении брака с приданым по соглашению между женихом и родственниками невесты возникали, во-первых, отношения между женихом и этими родственниками, которые несколько ограничивали власть мужа. Во-вторых, появляются уже первые признаки наделения жены личными правами. Власть мужа при этой форме брака также была очень велика, хотя и не неограниченна.
Развод в тот период производился свободно, причем есть основания полагать, что в браке с приданым инициатором развода могла быть и женщина.
С принятием христианства происходит рецепция византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке. В России начинает действовать Номоканон – собрание византийского семейного права, состоящее из канонических правил и светских постановлений византийских императоров. В последующем Номоканон был дополнен постановлениями русских князей. Русский перевод Номоканона с этими дополнениями получил название Кормчей книги.
Установление новой религии влекло за собой и отказ от прежних, бывших ранее традиционными, форм и обычаев заключения брака. В Уставах древнерусских князей содержатся различные предписания и запреты, касающиеся некоторых аспектов при заключении брака.
Например, в Церковном уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой, однако в действительности в тот период согласие невесты практически никогда не спрашивалось. По Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемирным покровительством. Статья 2 устава князя Владимира Святославовича была направлена против языческого брачного обычая умыкания невесты. В ней предусматривалось два вида умыкания: добровольное и насильственное.
Нужна помощь в написании реферата?
Добровольное умыкание могло быть приравнено к насильственному по тем последствиям, которые наступают для жениха, причем на женщину возлагается роль союзницы церкви в борьбе с языческими браками. Анализируя данную норму Устава можно предположить, что церковь ставила задачу воспитания новых моральных установок, способствующих усвоению взгляда на законность лишь церковного брака. Церковь могла воздействовать на нарушителей определенной санкцией, которая носила имущественный характер, причем взыскания налагались не только на жениха, но и на соучастников умыкания, которые обязывались платить по гривне серебра епископу.
Данный вид денежных взысканий налагались епископом, а князь или устанавливал по своей воле денежное наказание вдобавок к церковному, или судил на основании греческих законов. В подтверждении того, что князь налагал денежные взыскания, можно сослаться на многие списки извода Кормчих, в которых непосредственно указывается, что князь применял по отношению к умычнику казнь в виде штрафа размером в гривну серебра.
Церковь стремилась к тому, чтобы брак заключался на всю жизнь и в идеале был нерасторжимым. Брак мог быть расторгнуть лишь в исключительных случаях, причём лишь после церковного судебного разбирательства. Обоснованием нерасторжимости брака служили книги Священного писания Ветхого и Нового завета. Люди должны были привыкнуть к мысли, что брак почти нерасторжим, и стремиться выработать такие нормы поведения, которые бы позволили супругам ужиться. Это способствовало проявлению более бережного отношения их друг к другу.
Церковное венчание, введенное в XI веке, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам, справедливо считавшимся пережитками язычества. Особенно распространен был обряд заключения брака «у воды». Церковь постоянно боролась с этими обычаями и пыталась утвердить каноническую форму брака. Венчание производилось только священником, обозначенным в венечной записи, в присутствии не менее двух свидетелей.
Личные отношения между супругами с принятием христианства также меняются. Замужняя женщина рассматривается уже не как имущество мужа, а как относительно самостоятельное лицо. Сам же церковный брак официально признается таинством, совершаемым на небесах, направленным на наиболее полное физическое и духовное общение супругов.
По кормчим книгам 1274 г. для заключения брака надо было соблюсти установленный законом возраст. Кормчая разрешала брак в двенадцать лет для девушки и в пятнадцать лет для юноши. Это первое условие для брака не согласовывалось с обычаями – в России традицией было женить детей в восемь-десять лет. Мотивы поведения родителей были разными: материальная выгода выдать дочь замуж в определенную семью, желание породниться с друзьями и др. А главной причиной было стремление управлять судьбой детей. Необходимость соблюдать брачный возраст не находила сочувствия у подданных. Однако церковная политика была направлена на строгое соблюдение закона.
Нужна помощь в написании реферата?
Расторжение брака все более усложнялось. Православная церковь, как русская, так и византийская, в отличие от католической, в принципе признавала возможность развода. В России формально существовавшие поводы к разводу заимствовались из византийского права, но не все они реально применялись. Основным поводом к разводу являлось прелюбодеяние, так как развод за прелюбодеяние упоминается в Евангелии. Однако законодательство того периода по-разному относится к прелюбодеянию мужа и жены. Если прелюбодеяние совершала жена, то муж по византийским законам не только имел право, но и обязан был развестись с ней под угрозой бесчестия. В России обязанность развестись с неверной женой существовала только для священнослужителей, но право развестись с ней признавалось безусловно за всеми. Муж же считался совершившим прелюбодеяние, только если он находился в связи с замужней женщиной. Так как в то время не признавалась ответственность за прелюбодеяние перед своей женой, оно рассматривалось только как преступление перед другим мужчиной — мужем любовницы. Поводами к разводу считались также неспособность к брачному сожитию, бесплодие жены, безвестное отсутствие одного из супругов, неизлечимая болезнь, например проказа.
Глава 2. Семейное право Московского государства
В период существования Московского государства продолжается развитие семейно-правовых отношений. Одним из новых источников церковного (канонического) права, регулирующего семейные отношения, стал Стоглав, утвержденный в 1551 году на церковном соборе с участием представителей высокопоставленной русской феодальной знати.
В 1551 году Стоглавый собор подтвердил норму о брачном возрасте: «А венчали бы отрока пятина десяти лет, а отроковицу двунадесяти лет по священным правилам». Однако в условиях борьбы с обычным правом этот закон не получил всеобщего признания вплоть до конца XVIII века – венчания происходили при попустительстве приходских священников, которые, как и прихожане, были подвержены языческим традициям. К тому же священники нередко вынужденно венчали малолетних, чтобы угодить приходу и получить денежное вознаграждение за соучастие в выгодной сделке.
Верхний возрастной предел вступающих в брак формально не был предусмотрен. В Кормчей было записано: «Вдова шестидесятилетняя а аще паки восхочет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщения Святыни…», поэтому при решении вопросов о возможности заключения брака ссылались на Кормчую.
Священникам давались лишь общие рекомендации — им предписывалось отказываться венчать престарелых лиц: 26 декабря 1697 года патриарх Адриан в инструкции поповским старостам предписывал обращать внимание на то, что жених и невеста должны «не в престарелых летах». Но уточнений, с какого возраста человека следовало считать престарелым, ни в русском законодательстве, ни в поучениях патриарха не было.
Другой источник – Соборное Уложение 1649 года – установил, что брак заключается только с согласия самих брачующихся и родителей лиц, вступающих в брак. Браки крепостных крестьян заключались лишь с разрешения их господ-помещиков.
Нужна помощь в написании реферата?
Среди источников семейного права известное место занимает Домострой (свод этических правил, наставлений), который определял взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми.
Каноническое право отрицательно относилось к внебрачным связям женщины с мужчиной, к незаконнорожденным детям. Это обстоятельство повлияло на светское законодательство. Так, в Соборном Уложении 1649 года запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае последующего брака родителей. Расторжение брака, в принципе, каноническим правом не исключалось. Однако было возможно в крайне редких случаях. Основанием для этого могли служить прелюбодеяния жены, длительное безвестное отсутствие одного из супругов, вступление в монашество, неизлечимая болезнь и другое.
За количеством заключаемых браков церковь пыталась следить достаточно строго, хотя четкого ответа на вопрос: сколько браков можно было заключить за всю жизнь, не давала. «На тот брак не ходи, иже двоеженец, или триженец», — предписывала церковная власть еще в 1499 году. Исходя из христианских представлений о нравственности, церковь осуждала второй и третий браки, заключенные даже в случае смерти одного из супругов.
Лишь первый брак церковь признавала таинством, а другие терпела как зло. Поэтому первый брак получал венчание, а второй и третий только благословление. Если из вступающих в брак один совершал эту процедуру впервые, а другой – вторично, то первый венчался, а второму лишь клали венец на плечо. Церковь признавала лишь гражданские последствия таких браков.
Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 года за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.
Принуждение детей к повиновению осуществлялось самим отцом с помощью домашних наказаний. Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 года предписывало «бить их кнутом нещадно».
Нужна помощь в написании реферата?
Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело при этом по существу не рассматривалось, и в суть обвинений никто не вдавался. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить детей к порке кнутом.
Родители имели право отдавать детей в холопство. Несмотря на осуждение церкви, практиковалось насильственное пострижение детей в монахи.
Вопросы брака и расторжения брака относились к юрисдикции церковных судов, которые рассматривали дело на основании правил канонического права. В регионах, население которых составляли лица, не исповедующие христианскую веру, брачно-семейные отношения регулировались нормами обычного (адет) права, а у мусульман – законами шариата.
Глава 3. Семейное право в период Империи
Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права. Прежде всего усиливается роль светского законодательства, в основном императорских указов, служащих для восполнения пробелов в каноническом праве.
Решающее значение стало придаваться добровольности вступления в брак. По указу Петра I, действовавшему, правда, непродолжительное время, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку.
Законодательно согласие на брак жениха и невесты, и родителей было уравнено. Кроме канонических условий для вступления в брак действовали условия, введенные светским законодательством. Такими условиями являлись состояние здоровья жениха и невесты (можно было венчаться душевно больным), согласие на брак военнослужащих должны были давать их полковые командиры, изучение математики.
Нужна помощь в написании реферата?
Это положение затем получило закрепление в Своде Законов Российской Империи. Статья 12 Законов гражданских указывала, что «брак не может быть законно совершен без добровольного и непринужденного согласия сочетающихся лиц».[1] Указом 1722 г. было запрещено женить «дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся».
Указом 1714 г. Петр попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. По указам Петра I, дворянские дети, дети дьячих и подьячих в возрасте от десяти до пятнадцати лет должны были учиться. При завершении обучения молодым людям выдавались «свидетельственные письма», без которых «жениться их не допускать и венечных памятей не давать». Таким образом, для заключения брака нужно было соблюсти значительное количество условий. Но эта попытка не увенчалась успехом.
Первой стадией заключения брака было обручение. В 1702г. Петр I упразднил обручение, оно осталось в качестве обычая. По указу был установлен срок до венчания – шесть недель, чтобы будущие супруги познакомились. При подготовке к венчанию решался вопрос о приданном, которое давали невесте ее родители. После окончания срока обручения начиналась подготовка к обряду венчания. Желающие вступить в брак должны были письменно или «словесно» уведомить об этом священника своего прихода, после чего в церкви производилось «оглашение», тем самым предоставлялась возможность всем, кто имел сведения о препятствиях к браку, сообщить о них священнику письменно или на словах.
При Петре 1 обручение становится расторжимым. Запрещается снабжать его сговорной записью и включать в нее условие о неустойке (заряде) на случай, если брак не состоится. В дальнейшем это положение получило развитие в Своде Законов. Часть 2 ст. 12 Законов гражданских гласила, что брак не может быть предметом гражданско-правовых сделок, и потому обещание вступить в брак может быть свободно не выполнено без всяких последствий для обещавшего. В 1775 г. обручение сливается по времени с венчанием.
В 1721 г. православные христиане впервые получили в России возможность вступать в браки с христианами других конфессий. Это нововведение было связано с тем, что после войны России со Швецией Петр I хотел поселить пленных шведов в Сибири и привлечь их к ее освоению, дав им российское гражданство. Однако по законам того времени они не могли вступить в брак с православными, не приняв предварительно православную веру.
В 1830 г. повышается возраст для вступления в брак до 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты (ст.6 Законов гражданских). Брак, заключенный без согласия родителей, тем не менее признавался действительным, но дети лишались права наследовать имущество родителей по закону, если родители их не простили. Лица, состоявшие на гражданской или военной службе, обязывались получить согласие на брак своего начальства (ст.9 Законов гражданских). За брак, заключенный без такого разрешения, они подвергались дисциплинарному взысканию.
Нужна помощь в написании реферата?
Заключение брака с 1775 г. могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию по-прежнему предшествовало оглашение. Брак заключался при личном присутствии жениха и невесты. Исключение делалось лишь для лиц императорской фамилии, венчающихся с иностранными принцессами.
Согласно ст.31 Законов гражданских, брак мог быть признан недействительным при совершении его в результате насилия или при сумасшествии одного или обоих супругов. Недействительным являлся и брак между лицами, состоявшими в запрещенных степенях кровного или духовного родства или свойства; при наличии другого нерасторгнутого брака; с лицом старше 80 лет; с лицом духовного сословия, обреченным на безбрачие; православных с нехристианами.
Если брак заключался с лицом, не достигшим брачного возраста, установленного светским законодательством (16 и 18 лет), но достигшим канонического брачного возраста (13 и 15 лет), супруги разлучались до наступления возраста, предусмотренного светским законом. После этого они могли снова выразить свою волю и продолжать брак, который признавался действительным. Право требовать признания брака недействительным по данному основанию принадлежало только несовершеннолетнему супругу по достижении совершеннолетия.
Развод в период империи становится все менее свободным. Развод по взаимному согласию прямо запрещается ст.46 Законов гражданских. Поводами к разводу являлись: прелюбодеяние любого из супругов; двоебрачие; неспособность к брачному сожитию; безвестное отсутствие супруга свыше 5 лет, если оно не было вызвано виновным поведением оставшегося супруга; покушение на жизнь супруга; принятие монашества; ссылка в каторжные работы с лишением всех прав состояния.
Процедура развода в императорской России была очень сложной.
Бракоразводный процесс осуществлялся судами Духовных консисторий. Сам процесс носил смешанный состязательно-розыскной характер. Решение выносилось на основании формальной оценки доказательств, т.е. решающее значение придавалось не убедительности доказательств для судей, а наличию строго определенных доказательств, которыми, например при прелюбодеянии, являлись показания двух или трех свидетелей-очевидцев.
Нужна помощь в написании реферата?
Прелюбодеяние являлось одновременно уголовным преступлением и могло рассматриваться также уголовным судом по жалобе другого супруга. Суд вправе был подвергнуть виновного тюремному заключению на срок от трех до восьми месяцев, а его соучастника – на срок от двух до четырех месяцев, если он был холост, и на срок от четырех до восьми месяцев, если он состоял в браке.
В случае многобрачия было возможно и уголовное наказание, и признание брака недействительным в духовном суде.
Личные права и обязанности супругов в период империи также претерпели существенные изменения. Прежде всего с восприятием европейских форм жизни изменилось само положение женщин в обществе. Власть мужа, формально сохранившаяся до 1917 г., приобретает более цивилизованные формы. С 1845 г. муж не вправе подвергнуть жену физическому наказанию. Насильственное пострижение в монахини также становится невозможным.
Законодатель в этот период все более активно пытается регулировать внутренние отношения супругов в браке. «Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ей немощи», – гласит ст. 106 Законов гражданских. Статья 107 так формулирует обязанности жены: «жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства,пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как хозяйка дома».
Место жительства супругов определялось по месту жительства мужа. Жена обязана была следовать за ним, в противном случае она могла быть водворена в дом мужа принудительно. Только ссылка мужа освобождала жену от этой обязанности.
Начиная с ХVIII в. жена получила право требовать судебного разлучения в случае жестокого обращения. Только в начале ХХ в. в Свод Законов была введена ст.1031, в соответствии с которой за супругом признавалось право отказаться от совместной жизни, если она «представляется для него невыносимой». Совместная жизнь могла быть признана невыносимой вследствие жестокого обращения с супругом или детьми, нанесения тяжких оскорблений, явного злоупотребления супружескими правами, бесчеловечного или порочного поведения супруга, а также если супруг «одержим тяжкой душевной болезнью или иной прилипчивой и отвратительной болезнью, которая представляет опасность для жизни и здоровья другого супруга или его потомства».
Нужна помощь в написании реферата?
Жена имела право и была обязана носить имя мужа и следовать его состоянию. Исключением из этого правила признавалась лишь привилегия дворянок, вышедших замуж за лиц недворянского звания, сохранить дворянство, не сообщая его мужу.
Имущественные отношения супругов с ХVIII в. также меняются. С петровских времен приданое жены рассматривается как ее раздельное имущество, которым муж не может даже пользоваться. Указ 1715 г. давал жене право свободно продавать и закладывать свои вотчины без согласия мужа.
В ст. 109 Законов гражданских говорится о том, что «браком не создается общего владения в имуществе супругов, каждый из них может иметь и вновь приобретать отдельную собственность». Согласно ст. 115, жена имела право свободно распоряжаться имуществом, не требуя от мужа дозволительные или верительные письма. Статья 112 разрешала супругам заключать между собой любые сделки. Муж мог распоряжаться имуществом жены только по ее доверенности как обычный представитель.
Право на содержание признавалось только за женой, которую муж обязан был содержать «по состоянию и возможностям своим» (ст. 106). Эта обязанность прекращалась, если жена не выполняла своих супружеских обязанностей, в частности, отказывалась следовать за мужем.
В петровские времена смягчается власть родителей над детьми: родители уже не вправе насильственно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.
Право родителей применять физические наказания в отношении детей так и не было отменено в дореволюционной России. Начиная с ХVIII в. оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить детей, а также ответственностью за доведение их до самоубийства.
Нужна помощь в написании реферата?
Родительская власть в отношении внебрачного ребенка принадлежала матери (ст. 1321 Законов гражданских). Фамилия ребенку давалась по фамилии матери, но только если она выражала на это согласие. Отчество записывалось по имени крестного.
Заключение
Законодательство о семье в России с течением времени претерпевало значительные изменения. Отношения мужчин и женщин в браке являются вечным вопросом человечества. Брак в России на большей протяженности ее истории безусловно, был архаичен. Так, например, до середины 19 века фактически ни жених, ни невеста при заключении брака никаких ролей не играли. Всё решали родители.
Другой вопрос состоял в оценке положения женщины в семье в России и западноевропейских странах. И здесь мнения разделились. Одни отдавали предпочтение законодательству и практике в России, другие — на Западе. «Иностранцев всегда поражало то сравнительно более выгодное положение, в которое поставлена как законом, так и общими нравами и обычаями русская женщина, несмотря на общую отсталость нашего законодательства в деле гарантий личных прав граждан», — отмечал известный юрист И. Г. Оршанский. Если разделить вопрос о правовом положении женщины на отдельные аспекты, то оказывается, что в XIX—начале XX в. русские женщины перед западноевропейскими имели единственное преимущество в правах собственности и наследования.
Наиболее остро стояла проблема введения гражданской формы брака, упрощения процедуры развода, а также уравнения в правах внебрачных детей.
Подводя итог, можно заключить, что в регулировании брачно-семейных отношений в предреволюционной России был сделан огромный шаг вперед. Семейное законодательство в целом находилось примерно на том же уровне развития, что и законодательство большинства европейских стран.
Список использованных источников
1. Русское семейное право XVI-XVIII вв. Цатурова М.К. – М.: Юрист, 1991. – 102 с.
2. Российское законодательство X-XX веков: в 9 т. / У.И. Чистяков. – М.: Юридическая литература, 1984. – Т. 1, 5, 6, 9.
3. История государства и права России / Ю.П. Титов. – М.: Проспект, 2011. – 564 с.
4. Хрестоматия по истории государства и права России / Ю.П. Титов. – М.: Проспект, 2010. – 478 с.
5. Семья и русское православие (XI-X1X вв.). Лещенко В.Ю. – СПб., 1999
6. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. / В.Г. Графский. – М.: НОРМА, 2003. – 744 с.
7. Свод Законов Российской Империи. Законы гражданские. Т. 10. СПб., 1916 Ч 1.
Нужна помощь в написании реферата?