как правильно написать исследовательскую работу в начальной школе образец
Как правильно написать и оформить исследовательскую работу в начальной школе.
Писать научно-исследовательские работы в школе предлагают уже со второго класса. Может и с первого предлагали бы, да дети еще писать не умеют.
Давайте разберемся как правильно это сделать на примере работы «Надо ли бояться домашних пауков?»
Писать научно-исследовательские работы в школе предлагают уже со второго класса. Может и с первого предлагали бы, да дети еще писать не умеют.
Давайте разберемся как правильно это сделать на примере работы «Надо ли бояться домашних пауков?», выложенной в интернет учителем начальных классов Силаевой Ингой Владимировной.
Основные шаги при написании исследовательской работы:
1. Выявить проблему и указать направление будущего исследования.
2. Описывается цель работы и задачи, которые нужно решить в процессе иследования.
В работе есть следующий блок:
Цель работы – доказать методом наблюдения, что мир пауков интересен и разнообразен, пауки очень полезны для человека.
Задачи:
1. Изучить литературу о жизни пауков, описание пауков, материалы в сети Интернет;
2. Собрать интересные факты о жизни пауков;
3. Определить, приносят ли пауки пользу человеку.
Здесь же нужно разместить гипотезы и предположения. Гипотезы могут быть самые фантастические.
3. Доказательство актуальности темы.
Любая научная работа должна приносить какую-то пользу. Поэтому блок «Актуальностть» является обязательным.
Для подтверждения актуальности лучше всего провести опрос или анкетирование, что и сделано.
Задавшись вопросом «Почему люди боятся пауков?» – мы провели анкетирование учащихся 1- 7 классов (96 человек).
1.Видел ли ты живых пауков? Да – 95 человек, нет – 1 человек.
2.Боитесь ли вы пауков? Да- 29 человек, очень – 1 человек, нет – 66 человек.
3.Знаешь ли ты о жизни пауков? Да- 34 человека, нет – 62 человека.
5.Есть ли польза от пауков? Да – 48 человек, нет – 8 человек, не знаю – 40 человек.
В результате анкетирования было выявлено, что о пауках слышали все, но больше половины опрашиваемых ничего о пауках не знают.
4. Основной блок.
Предоставление изученного материала. Ответы на поставленные в самом начале вопросы. Материалы в подтверждение или опровержение гипотез.
Материал следует структурировать, снабдить иллюстрационным материалом.
Каждую гипотезу следует либо подтвердить, либо опровергнуть.
В данный блок можно добавить интересные факты, обнаруженные ребенком, авторские фотографии, описание экспериментов и проведенных опытов.
4. Заключение.
Ребенок должен сделать выводы из проделанной работы.
Замечательно, если появится желание продолжать исследование. В данном разделе можно написать о возникших вопросах и новых гипотезах, которые планируется подтвердить.
5. Список литературы.
6. Приложения.
Графики, итоги анкетирования, фотографии.
7. Доклад для выступления и презентация.
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Материалы в архиве не помечены водяными знаками!
Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.
Как правильно написать исследовательскую работу в начальной школе образец
Темы исследований
Оформление работы
Наш баннер
Исследовательские работы и проекты
Оформление исследовательской работы и проекта
В данном разделе мы рассмотрим существующие требования к оформлению исследовательской работы учащихся, выполняемой индивидуально под руководством учителя (воспитателя) или группой школьников (воспитанников) образовательного учреждения.
Приведем пример и образец оформления проектов в начальной школе, по окружающему миру, математике, русскому языку и литературе, истории, биологии, физике, информатике, химии, английскому языку, по географии и другим предметам.
Покажем пример и образец оформления исследовательской работы школьников, требования и правила оформления страниц проекта, титульного листа, заголовков, сокращений и формул в оформлении проекта, верного оформления рисунков, графиков, диаграмм, таблиц и фотографий.
Представленные требования и правила оформления исследовательской работы (проекта) применимы для школьников 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 10 и 11 классов, а также для ДОУ (детских садов). Научно-исследовательская работа, выполненная учеником или педагогом, должна быть оформлена в соответствии с правилами, изложенными на этой странице.
Параметры страниц исследовательской работы
Текст исследовательской работы (проекта) набирают шрифтом Times New Roman.
Размер шрифта 14.
Междустрочный интервал – 1,5 (полуторный).
Обязательны абзацные отступы с величиной на усмотрение автора. Текст исследовательского проекта должен быть хорошо читаемым и правильно оформленным.
Титульный лист исследовательской работы и проекта
В зависимости от рекомендаций министерства образования вашей страны, области титульный лист имеет свои отличия.
Нумерация страниц исследовательского проекта
В конце страницы исследовательской работы следует пронумеровать. На первой странице номер не ставится, нумерация ставится и продолжается со второй страницы. Располагается номер страницы внизу по центру.
Не допускается использование в оформлении исследовательской работы рамок, анимации и других элементов для украшения.
Заголовки в исследовательской работе
Заголовок раздела печатается полужирным шрифтом, с заглавной буквы и без точки в конце. Переносить слова в заголовках не допускается. Между текстом и заголовком делается отступ в 2 интервала.
Сокращения и формулы в оформлении исследовательской работы
В тексте не используют часто сокращения кроме общепринятых (Д.И. Алексеев Словарь сокращений русского языка – М., 1977).
При упоминании в тексте исследовательского проекта фамилий известных людей (авторы, ученые, исследователи, изобретатели и т.п.), их инициалы пишутся в начале фамилии.
Оформление приложений проекта
Рисунки, фотографии, графики, диаграммы, чертежи и таблицы
Рисунки в приложениях нумеруются и подписываются.
Их название помещают под рисунком (например: Рис. 1. Кормушка для синиц, Фото 1. Лес зимой, График 1. Изменение параметра продаж, Диаграмма 1. Динамика роста пшеницы.
Таблицы в приложениях также пронумерованы и озаглавлены. В таблицах для строк текста применяется одинарный интервал. Нумерацию и название располагают под таблицей (Таблица 1. Успеваемость учащихся школы).
При оформлении исследовательской работы в конце предложения, в котором ссылаются на приложение, пишут (Приложение 1). Обязательным условием должно быть наличие самого приложения в конце исследовательской работы или проекта.
Если Вам необходимо оформить творческий проект, то для этого мы рекомендуем воспользоваться Требованиями по оформлению творческого проекта, которые находятся на сайте «Творческие проекты и работы учащихся».
Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу «Требования к оформлению исследовательской работы«:
Правила оформления исследовательской работы
Как написать исследовательскую работу в начальной школе
С одной стороны — радость. Мои сыночки-близнецы выросли и пошли в школу. С другой стороны — куча забот прибавилась. Но вместе мы стараемся преодолеть все трудности. И первый вопрос, с которым мы столкнулись, был о том, как написать исследовательскую работу в начальной школе. Причем в первом классе.
Началось все это дело с того, что в какой-то момент муж мне сказал, что пора их, эти исследовательские работы, уже сдавать. Ну все, думаю, ничего не успеваю… Работаю с утра до вечера со студентами, а своим деткам помочь не успеваю…
Почему мне все это не нравилось изначально
Вообще, к идее писать исследовательские работы в начальной школе я отношусь негативно. Тому есть несколько причин.
Во-первых, дети не могут еще в этом возрасте оформить свои мысли грамотно. Следовательно, заведомо эту часть работы предполагается выполнять взрослым. Малышам остается только сидеть рядом, может быть наблюдать, а может просто заниматься в это время своими делами, что я чаще всего и видела в семье своей подруги. Она просила меня сформулировать грамотно ту или иную мысль, так как, на ее взгляд, то, что у нее было написано, было не очень. А потом просто дело техники: выучить с ребенком наизусть весь текст. Сделать красивую презентацию. Ну и пообщаться с ним на тему, чтоб на вопросы мог ответить, если зададут.
Она очень любит эти исследовательские работы. Сама вся в этом процессе. Все придумывает, исследует, оформляет… Потом ребенок защищается и занимает даже иногда призовые места. У нее два сына. Один уже в седьмом классе. Тоже занимал места. Теперь не знает, к чему себя приложить. В чем раскрыться. Вообще не научен самообразованию. А ведь ФГОСы уже действовали в начальной школе. По крайней мере эти исследовательские работы, как метод, давно уже применяются. И, я знаю, что разного рода интервью, опыты и прочее, что можно было, он делал вместе с мамой в этих самых исследованиях. То есть активно участвовал в процессе. И тем не менее — эффекта нет. Исследовательский навык не сформирован.
Вторая причина — отсутствие у родителей правильного понимания этого процесса. У меня был уже опыт наблюдения за детьми в разновозрастной группе. Те, которые постарше, всегда стараются подсказать малышам ответы на вопросы, которые для них труда особого не составляют, но малышам надо бы подумать. Думаю, в исследовательских работах в начальной школе, то же самое прослеживается. Мама (или папа) делают это с увлечением. По сути, для них такая работа и не должна представлять какой-либо сложности. Даже говорят так: «Надо исследование сделать для сына (или дочки)». Никто еще не говорил в моем присутствии, что ребенку нужно выполнить исследование…
Наконец, третья причина, связана с отсутствием у взрослых знаний методики организации исследовательского процесса. Тем более с обучающимися в начальной школе. Даже студентов организовать на настоящее исследование достаточно сложно. А тут первоклассники! И мне совсем не хочется, чтобы мои дети выросли очередными неспособными к самостоятельности потребителями. Хотелось бы выжать из этой ситуации максимум полезного для них. И это отнюдь не первые места при защите.
Вот и озадачилась я. Стала думать. Надеюсь, то, к чему я пришла, поможет и другим родителям, а может и учителям начальной школы, чтоб родителей обучить.
С чего начать выполнение исследования
Повторюсь, сейчас я буду говорить о том, как написать исследовательскую работу в начальной школе с первоклассником. Обратите внимание, ребенок будет активно участвовать, но, как бы нам ни хотелось, он не может полностью выполнить весь процесс самостоятельно. Сейчас очень хороший период, и благоприятная возможность научить его некоторым приемам и методам, вместе с ним проследить логику процесса научного исследования, освоить методы оформления результатов и их защиты.
К сожалению, я слишком поздно занялась этой работой со своими ребятами. Лучше начать с самого сентября, потихоньку проходя этап за этапом. Мне приходится форсировать события. Иногда по целому часу мы посвящаем этой работе. Миша и Саша, хотя и близнецы, по-разному к этой работе относятся. Тем более интересными для меня будут результаты. На сегодняшний день вся работа еще в процессе. Мы до конца ее не оформили. Защита будет в ближайшее время. Что мы успеем, как все пройдет — обязательно сообщу, чтобы можно было оценить мою методику по результатам.
Итак, 1 этап заключается в том, чтобы определиться с темой и целью исследования. Когда я спросила у мальчиков, что они хотят исследовать, они оба сказали — звезды. Да, понимаю, что интересно, тем более мальчикам. Но проблема в том, что полноценное исследование должно содержать эксперимент, а для астрономических наблюдений нам ничего в тот момент не способствовало. Да и сама я не особо в этой области сильна. Получится, что на самом деле буду сама что-то исследовать, и, скорее всего, уже не смогу организовать их исследовательский процесс.
Поэтому я стала предлагать им исследования из тех областей, которые я знаю, причем такие, чтобы эксперимент не был растянутым во времени, так как сроки уже поджимали.
Рекомендация родителям: оцените свои силы. Выберите ту область, в которой может быть работаете, или связанную с хобби. Но это должно быть известное вам направление. В этом случае вы сможете организовать процесс так, чтобы ребенок действительно сделал открытие для себя. Он сам сможет сформулировать гипотезу, задачи. Вы удивитесь, как много он сможет сделать сам, если не будете увлечены собственным исследованием, а сконцентрируетесь на том, чтобы организовать творческий процесс для ребенка.
Труднее всего было увлечь темой мальчиков. Они-то звездами хотели заниматься. Несколько бесед мы с ними провели (обычно по дороге в школу или обратно), решили, что звездами займемся обязательно попозже, а пока, оказалось, что самая простая вода имеет много чего интересного в себе. Миша будет исследовать свойства пара, а Саша — свойства льда.
На этом же этапе родителю необходимо поставить цель и задачи в своем процессе. Для чего вы организуете эту исследовательскую работу? Я, например, хочу чтобы дети
1) впервые познакомились с циклом научного познания: факты — гипотеза — эксперимент — факты…
2) научились проводить эксперимент и анализировать его результаты;
3) получили представление о программе, в которой можно создать презентацию, оформили слайды, вставили фотографии;
4) освоили метод интеллект-карт, с помощью которого предполагаю организовать процесс запоминания сложной для данного возраста научной информации;
5) осознанно выступали на защите своей исследовательской работы.
Что сделать прямо сейчас
Итак, дорогие родители, прямо сейчас возьмите лист бумаги и напишите, в какой области знаний, быта, искусств, культуры и прочего вы хорошо разбираетесь. Даже дворнику есть о чем организовать исследовательскую работу для своего ребенка. Утилизация бытовых отходов на сегодняшний день глобальная проблема, которая крайне актуальна. Чем не тема для исследования? Кем бы вы ни работали, чем бы ни занимались, всегда можно найти что-то что будет интересно вашему ребенку.
Какова бы ни была тема, выбранная вами, найдите время пообщаться с сыном или дочерью. Заинтересуйте их своей темой. Расскажите что-то о своей работе. Детям всегда интересно послушать, чем занимается мама или папа. Посвятите выбору темы для исследования несколько бесед, не жалейте времени. Важно, чтобы ребенок заинтересовался. Чтобы ему поскорее уже хотелось начать.
И подписывайтесь на обновления, потому что в следующих постах я буду рассказывать о том, как решить сформулированные выше задачи. Если они совпадают с тем, что вы желаете своему ребенку, рада буду поделиться своими результатами. В конце концов, для вас уже не будет вопросом, как написать исследовательскую работу в начальной школе.
PS: О том, что у нас получилось, можно почитать в статье «Исследовательские работы в начальной школе»
Все статьи по этой теме
Исследовательская работа в школе
Если вам понравилась статья и вы готовы пожертвовать на развитие этого сайта, сделайте это прямо сейчас!
Как правильно написать исследовательскую работу в начальной школе образец
Темы исследований
Оформление работы
Наш баннер
Исследовательские работы и проекты
План исследовательской работы и проекта
Также мы подробно опишем содержимое каждого пункта плана исследовательского проекта школьника и дадим важные пояснения и рекомендации, которые помогут правильно и грамотно спланировать и оформить исследовательскую работу.
Постараемся дать ответы на вопросы и план как писать исследовательскую работу, приведем пример написания и выполнения учебно-исследовательской работы, а также каждого раздела проекта школьника. Данные рекомендации будут важны и педагогам для осуществления исследовательской и проектной деятельности в школе.
План исследовательской работы
Пример и образец плана исследовательской работы школьника также является планом индивидуальной научно-исследовательской работы, проектно-исследовательской работы, планом индивидуального проекта, осуществляемыми под руководством учителя определенного предмета, педагога дополнительного образования или воспитателя в ДОУ (детском саду).
1. Титульный лист исследовательской работы
2. Содержание исследовательской работы
Содержание исследовательской работы оформляется строго по приведенному образцу.
3. Введение исследовательской работы
Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования(если имеется).
Также во введении определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) исследовательской работы (проекта).
4. Историческая справка по проблеме проекта
Историческая справка по проблеме исследовательской работы или проекта обычно берется из сети Интернет (Википедия или др. ресурсы) или из литературы библиотек и архивов.
5. Основная часть исследовательской работы, проекта
6. Заключение
В Заключении исследовательской работы последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, а также дается самооценка о проделанной работе.
В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.
При планировании и составлении плана исследовательской работы (проекта) школьника очень важным и значимым является заключение работы, на него необходимо обратить особое внимание.
7. Используемая литература
Согласно плану, после заключения принято помещать в текст индивидуальной исследовательской работы список литературы, использованной при изучении материала теоретической части исследования, проведения поисковой работы в сети Интернет или архивах.
Каждый включенный в список литературы источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы в исследовательском проекте.
8. Приложения
В приложении исследовательской работы и проекта размещаются диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты. Согласно плану раздел приложения размещается последним в работе.
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.
При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.
Если четко придерживаться плана исследовательской работы, ваш индивидуальный или групповой проект будет соответствовать всем нормам и требованиям, а конечно получит высокую оценку.
Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу «План исследовательской работы учащихся«:
План исследовательской работы
Образец оформления исследовательской работы в начальной школе
Выбранный для просмотра документ Выступление к презентации СЕКРЕТЫ ЛЕДЯНОГО ЦАРСТВА.docx
Выступление на 5-7 минут
У многих не заводились машины, наш кот «впал в спячку» у батареи на кухне, некоторых детей не пускали в школу,
в Интернете появились фотографии оледеневших машин, деревьев, улиц. А вдруг, ледниковый период снова начинается? Какие секреты таит с детства знакомый лёд?
Меня заинтересовала тема: «Секреты ледяного царства»
цель работы : изучение свойств льда и вариантов использования их в жизни.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи :
экспериментально провести наблюдения за образованием льда, его свойствами и использованием на Земле;
на основе анкетирования сверстников определить распространённые сведения о свойствах льда и его применении;
анализируя литературу, обосновать возможность и целесообразность изучения свойств льда.
Гипотезы исследования:
предположим, на качество льда не влияет состав воды, тогда лёд, образованный из пресной и солёной воды, совершенно одинаковый;
современный человек оказался в «Ледяном царстве», у него есть шанс согреться, если:
у него буду спички и дрова;
будут под рукой ровные куски льда, чтобы построить иглу;
он наденет на себя всю свою одежду.
предположим, что лёд изучен много веков назад и не представляет для науки никакого интереса, тогда нет современных исследовательских публикаций в учёном мире.
Я пользовалась м етодами исследования :
изучение литературных источников
(чтение книг, статей Интернета)
опроса (анкетирование сверстников) ;
наблюдение (проведение и описание опытов);
эксперимент (разработка и проведение наблюдений,
внедрение в практику)
Лёд на Земле образовывается из воды под воздействием холода. Все опрошенные имеют правильное представление об образовании обычного льда.
В природе твердой водой — снегом и льдом — покрыто 20% суши.
Интересны названия разновидностей льда:
Образующиеся на неспокойной воде льдинки круглых очертаний. Называются
Блинчатый лёд
лёд из-за пузырьков воздуха выглядит, как
«Черный»
Торосы на мели называются
Стамуха
Нилас. Тонкий (до 10 см), гладкий, легко гнущийся лёд, затягивающий спокойную воду.
Паковый. Толстое ледяное поле на море, выдержавшее более двух годовых циклов нарастания и подтаивания.
Молодой. Морской лёд толщиной до 30 см.
Морской. Образуется в море при замерзании морской воды.
Шуга. Рыхлые скопления ледяных кристаллов в начинающей замерзать воде.
Заберг – лёд вдоль берега
Снежник – скопление льда из снега
Снежница – талая вода на поверхности льдов
Никто не спорит, что лёд хрупкий, легче воды, скользкий и многообразен в своих проявлениях, принимает форму прозрачных градин и сосулек, хлопьев пушистого снега, плотной блестящей корки льда или гигантских ледниковых масс.
Вы, наверняка, замечали, что в самой грязной луже лёд прозрачен. Почему? Оказывается, при кристаллизации воды, примеси скапливаются на границе твердой и жидкой сред.
Это свойство используют в кулинарии и медицине для получения очищенной воды.
— Как разрезать ледяную глыбу?
— Как крепко соединить ледяные куски?
Я провела опыт. Мне понадобилась тонкая проволока около 40 см, бутылка с крышкой, брусок льда, два грузика.
На закрытую бутылку положила лёд.
К двум концам проволоки привязала груз. Протянула проволоку по ледяному бруску. Поставила всё в холодное место. Проволока прошла сквозь лёд, но при этом он не распадется.
То же происходит, когда люди строят иглу или катаются по льду.
Они своим весом давят на лед, что заставляет его таять под лезвиями, полозьями коньков. Слой воды улучшает скольжение. Потом вода снова замерзает.
— Можно ли с помощью льда разжечь огонь?
После нескольких попыток сделать прозрачную линзу, я сделала вывод:
кубики льда, замерзшие в холодильнике, мутные из-за пузырьков воздуха, растворенного в водопроводной воде.
при замерзании кипяченой водой, лед получится прозрачным словно стекло.
Итак:
Предположение, что на качество льда не влияет состав воды, неверно, т.к. лёд, образованный из пресной и солёной воды, отличается по времени замерзания, прочности и гибкости.
Моя гипотеза, что современный человек, оказавшись в «Ледяном царстве», сможет согреться, если:
у него буду спички и дрова;
будут под рукой ровные куски льда, чтобы построить иглу;
частично справедлива. Лед можно использовать как источник световых лучей для получения огня, как строительный материал.
У меня, при изучении секретов льда появились новые вопросы:
— Как животные используют свойства льда и выживают в суровых северных пустынях?
— Как будут вести себя семена, которые замёрзли в воде, а как те, которые сухими попали в холодные условия?
— Какая ткань может сохранить тепло?
— Можно ли моментально без заморозки создать лёд?
Предположение, что лёд изучен много веков назад и не представляет для науки никакого интереса, так же неверно. Существуют современные научные публикации об искусственно созданных видах льда, их свойствах.
В условиях повышенного давления можно получить лед, который тонет в воде. Лед, получаемый при давлении свыше 500 атмосфер плавится при температуре +80°С. Такие льды можно назвать «горячими». Вероятно, такой лед встречается в неземных условиях и в глубинных слоях земной коры.
Я пользовалась следующими источниками
Умейте видеть и удивляться! Еще не все открыто!
Вода, как и всё в мире, неисчерпаема!
Выбранный для просмотра документ Исследовательская работа СЕКРЕТЫ ЛЕДЯНОГО ЦАСТВА.docx
Тема: «Секреты ледяного царства»
Введение /Актуальность темы/
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья. Стоит холодная погода.
Какое это время года?
У многих не заводились машины, наш кот «впал в спячку» у батареи на кухне, некоторых детей не пускали в школу, в Интернете появились фотографии оледеневших машин, деревьев, улиц.
— А вдруг, ледниковый период снова начинается?
-Какие секреты таит с детства знакомый лёд?
Исходя из актуальности, была сформулирована цель работы : изучение свойств льда и вариантов использования их в жизни.
Исходя из цели, были выработаны следующие задачи :
экспериментально провести наблюдения за образованием льда, его свойствами и использованием на Земле;
на основе анкетирования сверстников определить распространённые сведения о свойствах льда и его применении;
анализируя литературу, обосновать возможность и целесообразность изучения свойств льда.
Практическая значимость работы состоит в том, чтобы привлечь внимание к обычному, легко доступному веществу, подумать, как может человек выжить в «Ледяном царстве».
предположим, на качество льда не влияет состав воды, тогда лёд, образованный из пресной и солёной воды, совершенно одинаковый;
современный человек оказался в «Ледяном царстве», у него есть шанс согреться, если:
у него буду спички и дрова;
будут под рукой ровные куски льда, чтобы построить иглу;
он наденет на себя всю свою одежду.
предположим, что лёд изучен много веков назад и не представляет для науки никакого интереса, тогда нет современных исследовательских публикаций в учёном мире.
изучение литературных источников
(чтение книг, статей Интернета)
опроса (анкетирование сверстников) ;
наблюдение (проведение и описание опытов);
эксперимент (разработка и проведение наблюдений,
внедрение в практику)
• Лёд трогается (тронулся) о том, что приходит (пришло) в движение после застоя, бездействия.
Лёд сломан (разбит) кончилось непонимание, положено начало общению, связям.
Сухой лёд твёрдая двуокись углерода.
Льдом иногда называют некоторые вещества в твёрдом состоянии, например, сухой лёд, аммиачный лёд или метановый лёд.
Вывод: все опрошенные имеют правильное представление об образовании обычного льда на Земле.
В природе твердой водой — снегом и льдом — покрыто 20% суши.
Снег и лед, представляющие собой кристаллы замерзшей воды, по полгода, а в полярных областях круглый год покрывают необозримые пространства Земли — лежат на вершинах гор, сползают с них ледниками, дрейфуют айсбергами в океане.
Изучая литературу , встретила интересные названия разновидностей льда 4 , которые оформила в виде кроссворда:
1 Склянка – молодой лёд
3 Снежник – скопление льда из снега
4 Нилас. Тонкий (до 10 см), гладкий, легко гнущийся лёд, затягивающий спокойную воду.
5 Морской. Образуется в море при замерзании морской воды.
6 Шуга. Рыхлые скопления ледяных кристаллов в начинающей замерзать воде.
7 Блинчатый. Образующийся на неспокойной воде льдинки круглых очертаний.
8 Молодой. Морской лёд толщиной до 30 см.
1 «Черный». Почти прозрачный лёд из-за мизерного количества включённых в него пузырьков воздуха.
2 Ледниковый. Образуется из снега, который накапливается и уплотняется тысячелетиями.
3 Снежинка. Разновидность кристалла льда, выросшего быстро, в неравновесных условиях.
4 Стамуха – торосы на мели
5 Заберг – лёд вдоль берега
6 Паковый. Толстое ледяное поле на море, выдержавшее более двух годовых циклов нарастания и подтаивания.
Анализируя ответы сверстников на вопрос : «Какие виды льда существуют?», составила диаграмму.
Вывод : примерно 80% опрашиваемых неплохо осведомлены о видах льда. Но полностью правильно ответили только 4 человека из 100 опрошенных сверстников. (см. приложение стр.17)
Каждый наблюдал, что в самой грязной луже пленка льда чистая и прозрачная. При этом примеси скапливаются на границе твердой и жидкой сред.
Это свойство используют в кулинарии и в медицине. Городская водопроводная вода, несмотря на сложный процесс очистки, который она проходит, прежде чем попасть в наши квартиры, содержит массу вредных примесей. Существует простой и доступный способ дополнительной очистки воды, основанный на эффекте образования кристаллов чистого льда при замерзании воды.
Доступный рецепт очистки воды.
В морозилку (зимой — на открытом воздухе) выставляют сосуд с холодной водопроводной водой и прикрывают крышкой. Когда вода наполовину замерзнет, слить оставшуюся в центре посуды воду — «рассол», содержащий примеси нитратов, хлоридов и других химических соединений. Лед ополаскивают холодной водой и используют для приготовления чая, кофе, супов и т.д., а также как питьевую воду. Чтобы по вкусу она напоминала родниковую воду, на каждый литр очищенной талой воды добавляют 50—100 г минеральной.
Далее буду рассматривать свойства природного льда по схеме:
НАБЛЮДЕНИЕ (эксперимент 1)
— Как разрезать ледяную глыбу?
— Как крепко соединить ледяные куски?
Оборудование : тонкая проволока около 40 см, бутылка с крышкой, брусок льда, два грузика.
1. На закрытую бутылку положить лёд.
2. К двум концам проволоки привязать груз. Протянуть проволоку по ледяному бруску. Поставить всё в холодное место. Проволока пройдет сквозь лёд, но при этом он не распадется.
Вывод: проволока опускается вниз. Лед снова замерзает над ней.
Свойство: при давлении под лезвиями образуется тонкий слой воды, он действует как смазка, облегчающая движение коньков, лыж, полозьев; потом вода снова замерзает
Все зимние виды спорта основаны на этом особом физическом свойстве льда- скользкой поверхности
Зимние виды спорта
Это свойство используют и при строительстве иглу 5 жители севера.
Под давлением лёд начинает таять, даже если температура ниже 0°С. Между кубиками получается тонкая прослойка воды, если ослабить давление, то вода снова замёрзнет – кубики смёрзнутся.
НАБЛЮДЕНИЕ (эксперимент 2)
— Как изготовить ледяную линзу, чтобы можно было поджечь бумагу?
Оборудование: поварёшка (сосуд выпуклой формы),
Ход опыта: заморозить воду кипячёную, солёную, из-под крана в выпуклых емкостях.
После нескольких попыток сделать прозрачную линзу, сделала вывод:
если вода водопроводная, то лёд получается белый, мутный, из-за пузырьков воздуха;
при замерзании кипяченой водой, лед получится прозрачным словно стекло.
в) солёная вода замёрзла через неделю. И лёд этот содержит вкрапления – рассол.
Важнейшие свойства морского льда 6 — пористость и солёность, определяющие его плотность (от 0,85 до 0,94 г/см³). Из-за малой плотности льда льдины возвышаются над поверхностью воды на 1/7 — 1/10 их толщины. Таяние морского льда начинается при температуре выше −2,3 °C. По сравнению с пресноводным он труднее поддаётся раздроблению на части и более эластичен.
ИНТЕРЕСНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ СДЕЛАЛ Ф. Нансен 7
Повседневное наблюдение
На водоёмах в зимнее время распространёна рыбалка, температура воды подо льдом выше, чем на поверхности.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ УЧЁНЫХ
Это наводит на мысль о присутствии микробных сообществ и в ледяном мраке самого озера, так же аналогичная жизнь могла развиться и под замёрзшей поверхностью Европы, и одного из спутников Юпитера.
Стоит заметить, что во льдах Антарктиды уже обнаружены уникальные формы жизни; некоторые из них под микроскопом выглядят совершенно устрашающе. 11
Антарктический вилохвост Gomphiocephalus hodgsoni. Credit: Barry O’Brien, University of Waikato
у него буду спички и дрова;
будут под рукой ровные куски льда, чтобы построить иглу;
Лед можно использовать для получения огня и как строительный материал.
Вопрос об одежде для зимовки, хочу изучить подробнее позже, сделать одежду из подручных материалов своими руками. (см. приложение стр.18)
У меня, при изучении секретов льда появились новые вопросы:
— Как животные используют свойства льда и выживают в суровых северных пустынях?
— Как будут вести себя семена, которые замёрзли в воде, а как те, которые сухими попали в холодные условия?
— Какая ткань может сохранить тепло? (см. приложение стр. 18)
— Можно ли моментально без заморозки создать лёд?
В условиях повышенного давления можно получить лед, который тонет в воде. Лед, получаемый при давлении свыше 500 атмосфер, плавится при температуре +80°С. Такие льды можно назвать «горячими». Вероятно, такой лед встречается в неземных условиях и в глубинных слоях земной коры.
«Сверхгорячий» лед может образоваться при очень больших давлениях, например, в подшипниках мощных турбин электростанций. И если в смазке для подшипников оказываются малейшие следы воды, она превращается в такой лед. 12
Умейте видеть и удивляться! Еще не все открыто!
Вода, как и всё в мире, неисчерпаема!
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка (онлайн версия). http://slovari.yandex.ru
Лёд — Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/
Старт Росс. Ледниковый период. Перевод с английского И.В. Травина. Издательство на русском языке ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2010
Лёд – это ___________________________________________________
Какие виды льда существуют? Поставь плюсик в колонке с правильным ответом:
Как использу ют животные лёд?
Фри́тьоф Ве́дель-Я́рлсберг На́нсен (норв. Fridtjof Wedel-Jarlsberg Nansen ; 10 октября 1861 — 13 мая 1930) — норвежский полярный исследователь, учёный — доктор зоологии, основатель новой науки — физической океанографии, политический и общественный деятель, гуманист, филантроп, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год, удостоен наград многих стран, в том числе России. Именем Нансена названы географические и астрономические объекты, в том числе кратер на Северном полюсе Луны.
ГАРДЕРОБ человека ледникового периода 13
Этци 14 был одет в практичную и добротную одежду, которая хорошо подходила для суровой жизни в горах, отличалась высоким качеством выделки материалов и удобством кроя.
На голове человек каменного века носил меховую шапку с завязывающимися под подбородком двумя кожаными ремешками. Верхней одеждой служил сплетённый из волокон травы плащ. Он мог использоваться и как циновка для отдыха. Под плащ Этци надевал длинную, до колен, козью безрукавку, сшитую из разноцветных шкурок. В качестве ниток использовались сухожилия убитых животных. Пуговицы или застёжки отсутствовали, вероятно, безрукавка просто запахивалась и стягивалась поясом. Вместо штанов древний человек предпочитал длинные кожаные гетры. На его ногах оказалась тёплая удобная обувь: верхняя её часть изготовлена из мягкой оленьей кожи, напоминающей замшу, подошва – из телячьей шкуры. Внутри древние башмаки утеплялись слоем сена и завязывались кожаными шнурками. Мягкая высушенная трава обвязывалась вокруг ступни и использовалась как носки.
Статья, газета «Хакасия», №41 (22148) Среда, 7 марта
Интересные находки по теме:
Ледокол
Со стихией в бой пошел
Ледокол.
Мелким крошевом плывет
Белым саваном вдали
Вьюги снежные легли,
И предательский торос
Крепко в море корнем врос.
Север тайны бережет,
Смельчакам со всех сторон
Но команде ледовой
С морем биться не впервой.
Как алмаз стекло грызет,
Ледокол прорежет лед,
И сквозь бурю и туман
Путь отыщет капитан.
Север, знай,— ты будешь наш!
Ты все тайны нам отдашь!
Василий Лебедев-Кумач. Избранное.
Стихотворения. Песни.
Москва: Художественная литература, 1984.
Лед бриллиантами в лучах сверкал,
Обманным блеском все запутал,
Как сказочный колдун зачаровал,
И ледяным теплом своим укутал.
1 С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка (онлайн версия). http://slovari.yandex.ru
2 Лёд — Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/
3 Розалин Уэйд. Лёд. Открытия, находки, факты
4 Розалин Уэйд. Лёд. Открытия, находки, факты
5 И́глу (инуктитут ᐃᒡᓗ/iglu; на языке индейцев Северной Америки — куинзи) — зимнее жилище эскимосов. Представляет собой куполообразную постройку диаметром 3—4 метра и высотой около 2 метров из уплотнённых ветром снежных или ледяных блоков.
6 Морской лёд — Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/
7 Норвежский исследователь Арктики (смотри примечание)
10 Озеро Восток находится под ледниковым покровом Антарктиды на глубине около 4 км.