как правильно составлять план урока образец

Как составить план урока: пошаговая инструкция

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

как правильно составлять план урока образец. Смотреть фото как правильно составлять план урока образец. Смотреть картинку как правильно составлять план урока образец. Картинка про как правильно составлять план урока образец. Фото как правильно составлять план урока образец

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

как правильно составлять план урока образец. Смотреть фото как правильно составлять план урока образец. Смотреть картинку как правильно составлять план урока образец. Картинка про как правильно составлять план урока образец. Фото как правильно составлять план урока образец

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

как правильно составлять план урока образец. Смотреть фото как правильно составлять план урока образец. Смотреть картинку как правильно составлять план урока образец. Картинка про как правильно составлять план урока образец. Фото как правильно составлять план урока образец

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

как правильно составлять план урока образец. Смотреть фото как правильно составлять план урока образец. Смотреть картинку как правильно составлять план урока образец. Картинка про как правильно составлять план урока образец. Фото как правильно составлять план урока образец

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема: повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

как правильно составлять план урока образец. Смотреть фото как правильно составлять план урока образец. Смотреть картинку как правильно составлять план урока образец. Картинка про как правильно составлять план урока образец. Фото как правильно составлять план урока образец

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

как правильно составлять план урока образец. Смотреть фото как правильно составлять план урока образец. Смотреть картинку как правильно составлять план урока образец. Картинка про как правильно составлять план урока образец. Фото как правильно составлять план урока образец

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

как правильно составлять план урока образец. Смотреть фото как правильно составлять план урока образец. Смотреть картинку как правильно составлять план урока образец. Картинка про как правильно составлять план урока образец. Фото как правильно составлять план урока образец

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.

Источник

ОБРАЗЕЦ ПЛАНА УРОКА

Образец плана урока

Тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

Урок №: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

Тип урока: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

Задачи урока: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

К задачам урока относят следующие элементы:

1. Образовательная задача:

Знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т. п., более мелкие по планам изложения)

Умения:
специальные (решение задач, проведение, измерений и т. п.)

общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. п.

Навык — это умение доведенное до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено.

2. Воспитательная: нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.
Потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. (строение материи, вещество — вид материи, динамические и статистические закономерности, влияние условий на характер протекания физ. Процессов и т. п.)

3. Развивающая: развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля) и потребностей мотивационной области.

Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

Оборудование к уроку: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т. д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

Классная доска входит в оборудование урока.

План урока: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

1. Организационная часть — 2–3 мин.
2. Сообщение новых знаний — 8–10 мин.
3. Практическая работа учащихся — 20–26 мин.
4. Сообщение задания на дом — 3–5 мин.
5. Завершение урока — 1–2 мин.

Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.

Ход урока — основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.

Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.

Продумывайте план сразу нескольких уроков. Формулируйте цель каждого урока и его место в системе уроков. Это дает возможность установить взаимосвязь между уроками и добиваться рационального расходования времени. Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем более закончен урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся.

НЕДОПУСТИМО неадаптированное использование рабочих планов прошлых лет.

Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.

Подготовка к уроку — это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя чрезвычайно важно заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения.

Источник

Образец написания поурочного плана

Выбранный для просмотра документ ПЛАНИРОВАНИЕ традиц УРОКА.doc

Дата урока «____»_________________201_г. Класс ______

Тема урока ____________________________________________________________________________

Задачи: Образовательные: Формирование знаний учащихся ___________________________________________________

Совершенствование знаний учащихся о _____________________________________________

Развивающие: Развитие умений учащихся _________________________________________________________

Воспитательные: Формирование диалектико-материалистических мировоззрений учащихся

на основе знаний о _______________________________________________________________;

Методы: словесные (рассказ, беседа, лекция); наглядные (иллюстрации, демонстрации); практические (работа с гербарием, коллекциями, микропрепаратами); репродуктивные; проблемно – поисковые; индуктивные; дедуктивные; методы учебной работы под руководством учителя; методы самостоятельной учебной работы; устный контроль; письменный контроль; ____________________________________________________________

Способ обратной связи

Приветствие, готовность класса к уроку

Осознают цель урока

Осуществляют самопроверку, взаимопроверку

Отвечая на поставленные вопросы, участвуют в составлении логической схемы

Отвечая на поставленные вопросы, формулируют цель изучения темы, записывает число и тему

— участвуют в беседе

— записывают в тетрадь основные термины и понятия изучаемой темы

Контроль за усвоением

Осуществляют самопроверку, самооценку, взаимопроверку, взаимооценку

Подводят итог урока

Записывают домашнее задание

Дата урока «____»_________________201_г. Класс ______

Тема урока ____________________________________________________________________________

Задачи: Образовательные: Обобщение знаний учащихся _____________________________________________

Осуществление контроля за уровнем усвоения ЗУН учащимися ________________

Воспитательные: Формирование диалектико-материалистических мировоззрений учащихся

на основе знаний о ______________________________________________________;

Развивающие: Развитие умений учащихся (работать с микроскопом, с гербарным материалом,

коллекциями и муляжами, таблицами) ______________________________________

Методы: словесные (рассказ, беседа, лекция); наглядные (иллюстрации, демонстрации); практические (работа с гербарием, коллекциями, микропрепаратами); репродуктивные; проблемно – поисковые; индуктивные; дедуктивные; методы учебной работы под руководством учителя; методы самостоятельной учебной работы; устный контроль; письменный контроль; ____________________________________________________________

Способ обратной связи

Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных ситуациях

Оперирование знаниями и способами деятельности в нестандартных ситуациях

Определение домашнего задания

как правильно составлять план урока образец. Смотреть фото как правильно составлять план урока образец. Смотреть картинку как правильно составлять план урока образец. Картинка про как правильно составлять план урока образец. Фото как правильно составлять план урока образец

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

как правильно составлять план урока образец. Смотреть фото как правильно составлять план урока образец. Смотреть картинку как правильно составлять план урока образец. Картинка про как правильно составлять план урока образец. Фото как правильно составлять план урока образец

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

как правильно составлять план урока образец. Смотреть фото как правильно составлять план урока образец. Смотреть картинку как правильно составлять план урока образец. Картинка про как правильно составлять план урока образец. Фото как правильно составлять план урока образец

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

как правильно составлять план урока образец. Смотреть фото как правильно составлять план урока образец. Смотреть картинку как правильно составлять план урока образец. Картинка про как правильно составлять план урока образец. Фото как правильно составлять план урока образец

«Описание материала:

Данный файл содержит образцы написания поурочного плана по биологии. Поурочный план располагается на листе формата А4, что удобно для распечатывания В логической последовательности расположены: дата урока, класс, цель, задачи, тип урока (классификация по Бабанскому), методы, ход урока. При написании конкретного конспекта необходимо заполнить пробелы или выбрать из имеющегося перечня, подчеркнув необходимое. В таблице «Ход урока» имеется колонки «Ранжирование этапов», «Этапы урока», «Элементы урока», «Способ обратной связи». В таблице также необходимо заполнить пробелы или выбрать подходящий вариант из имеющихся.

Номер материала: 33552030731

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

как правильно составлять план урока образец. Смотреть фото как правильно составлять план урока образец. Смотреть картинку как правильно составлять план урока образец. Картинка про как правильно составлять план урока образец. Фото как правильно составлять план урока образец

как правильно составлять план урока образец. Смотреть фото как правильно составлять план урока образец. Смотреть картинку как правильно составлять план урока образец. Картинка про как правильно составлять план урока образец. Фото как правильно составлять план урока образец

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

как правильно составлять план урока образец. Смотреть фото как правильно составлять план урока образец. Смотреть картинку как правильно составлять план урока образец. Картинка про как правильно составлять план урока образец. Фото как правильно составлять план урока образец

Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии

Время чтения: 2 минуты

как правильно составлять план урока образец. Смотреть фото как правильно составлять план урока образец. Смотреть картинку как правильно составлять план урока образец. Картинка про как правильно составлять план урока образец. Фото как правильно составлять план урока образец

Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей

Время чтения: 1 минута

как правильно составлять план урока образец. Смотреть фото как правильно составлять план урока образец. Смотреть картинку как правильно составлять план урока образец. Картинка про как правильно составлять план урока образец. Фото как правильно составлять план урока образец

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

как правильно составлять план урока образец. Смотреть фото как правильно составлять план урока образец. Смотреть картинку как правильно составлять план урока образец. Картинка про как правильно составлять план урока образец. Фото как правильно составлять план урока образец

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

как правильно составлять план урока образец. Смотреть фото как правильно составлять план урока образец. Смотреть картинку как правильно составлять план урока образец. Картинка про как правильно составлять план урока образец. Фото как правильно составлять план урока образец

ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Как правильно составлять план урока образец

Как правильно провести открытый урок?

Подготовка к открытому уроку

Начинать подготовку к открытому уроку лучше всего со следующих шагов:

А) знание учащимися предмета, предыдущих тем.

Б) психологическая диагностика класса: выявление сангвиников, холериков, флегматиков. Зная это, вам будет удобнее разбить учащихся на группы, подготовить персональные задания. Так, например, холерики – это активисты, которые будут «рваться в бой». Сангвиникам лучше предложить что-то спокойное, а флегматики порадуют вас четко слаженной работой.

Психологических тестов полно в сети, а можете подключить и школьного психолога, который подскажет, кто из ребят справится с волнением, отвечая у доски, кого лучше спрашивать с места, а кому дать письменное задание.

План проведения открытого урока

Какой бы план урока вы не составили важно, чтобы в нем присутствовали все необходимые этапы: проверка домашнего задания, актуализация, рефлексия, выставление оценок, определение задания на дом к следующему уроку. Поверяющие могут сделать замечание, даже если вы в волнении забудете отметить в журнале отсутствующих в классе.

Что касается основных этапов, то здесь все зависит от формы урока и целей урока. Об этом чуть позже.

Теперь общие рекомендации к составлению плана:

Или цель: развивать умение работать в группах. Значит, групповая работа обязательно должна быть. Если в целях упомянуто патриотическое воспитание, то и минутку разговора о любви к Родине тоже нужно включить.

То есть, по сути, ваши цели – это составляющие урока, которые предстоит объединить в единую форму.

Формы проведения открытых уроков и важные мелочи

Многое зависит от вида урока: будет это урок получения новых знаний, закрепление по пройденной теме или повторение всего раздела. Последние два — наиболее выигрышные, так как оставляют больше простора для фантазии. Легче всего выбрать нестандартную форму урока: урок-путешествие, диспут, конференцию, спектакль, игровой урок, КВН, урок-суд и т.д. Такие уроки и смотрятся ярче, и позволяют вместить все необходимые этапы. И помните, ваш урок выиграет, если вы выберите такую форму, которая максимально ярко продемонстрирует уровень подготовки учащихся. Чем больше говорят сами дети, тем лучше! Если остановились на традиционном уроке, стоит включить какие-то элементы из нестандартного: мини-игру, аукцион, тестирование. Хорошо работает форма урока, которая предполагает деление класса на группы. Элемент соревнования всегда вносит динамику. В другом случае обязательно продумайте тип задания, который бы разделял класс на группы, пары, тройки. Без использования ТО любой открытый урок сейчас, увы, смотрится архаикой. Подготовить презентацию к своему уроку – не проблема. Если вы совсем не в ладах с техникой, можно и Интернетом воспользоваться. Кстати, вместо презентации можно подготовить слайды с заданиями и прибегать к помощи компьютера на протяжении всего урока. Те же тесты, например, можно вывести на экран монитора. Это, кстати, и время экономит. Но нельзя заменять компьютером весь дидактический материал. Раздаточный материал, наглядный, демонстрационный тоже обязательно должен быть. Например, даже если вы подготовили суперскую презентацию по биографии писателя, его портрет, вывешенный возле доски, только добавит баллов.

Еще одно правило – обязательная привязка к жизни, к современности. Неважно, какой предмет вы преподаете, урок будет неполным, если из него не следует никакой практической привязки к обычной жизни.

И напоследок хотелось бы напомнить, что открытые уроки проводятся для коллег, чтобы поделится с ними своим накопленным опытом или продемонстрировать свои умения перед комиссией. В связи с этим, было бы неплохо предоставить гостям урока некоторые материалы. Помимо опорного конспекта можно подготовить памятки, в которых отдельно указать: какие методы использовались на уроке, какие приемы, подготовить образцы раздаточных и дидактических материалов, список использованной литературы, краткое изложение своего видения преподавания данной темы. Это только повысит оценку урока.

Критерии эффективного урока

Критерии эффективного урока

Эффективный урок отличается:

Критерии эффективности урока:

Известно, что в школе учащиеся наиболее активны на уроках трудового обучения, иностранного языка, физкультуры, во время проведения практических и контрольных работ. На всех остальных уроках комбинированного типа активность учащихся остаётся очень низкой. Лишь четвёртая часть учащихся внимательна, трудолюбива. Четвёртая часть совсем не работает. Остальные малоактивны. Очевидно, что необходимо планировать деятельность каждого ученика на всех этапах урока.

Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.

С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.

Образец плана урока

Образец плана урока

Тема : название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

Урок № : порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

Тип урока: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

Задачи урока: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

К задачам урока относят следующие элементы:

Знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т. п., более мелкие по планам изложения)

Умения : специальные (решение задач, проведение, измерений и т. п.)

общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. п.

Навык — это умение доведенное до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено.

Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

Оборудование к уроку : здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т. д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

Классная доска входит в оборудование урока.

План урока: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.

Ход урока — основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.

Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.

Продумывайте план сразу нескольких уроков. Формулируйте цель каждого урока и его место в системе уроков. Это дает возможность установить взаимосвязь между уроками и добиваться рационального расходования времени. Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем более закончен урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся.

НЕДОПУСТИМО неадаптированное использование рабочих планов прошлых лет.

Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.

Подготовка к уроку — это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя чрезвычайно важно заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения.

Организация учебного диалога

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА

Диалог – это вид речи. Его отличает: зависимость от обстановки разговора, обусловленность предыдущим высказыванием, непроизвольность и малая степень организованности.

Диалог – функциональная разновидность языка. Реализуется в процессе непосредственного общения между собеседниками. Состоит из непосредственого чередования реплик.

Словарь Сергея Ивановича Ожегова имеет следующее толкование этого слова ДИАЛОГ – разговор между двумя лицами, обмен репликами.

Основные языковые особенности диалога: обилие вопросительных и побудительных предложений среди стимулирующих реплик, наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах. Неполнота реплик компенсируется за счёт предыдущего высказывания.

В настоящее время в школе используются 2 формы подачи информации:

МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ

Монологическая форма осуществляется через лекции, рассказ, объяснения.

Диалогическая – через различные виды бесед, дискуссии ( спор, обсуждение какого-то вопроса), диспуты ( публичный спор на важную тему), создание проблемной ситуации.

Очень часто процесс общения на уроках сводится к простейшей беседе или расспросу (вопрос учителя – ответ ученика), что затрудняет развитие устной речи школьника, ограничивает его возможности широко и свободно мыслить. Вместе с тем, учащиеся часто испытывают трудности в общении на уроке. Прежде всего, это связано с неумением задать вопрос учителю или однокласснику по теме урока, а также с неумением вести разговор на заданную тему, т.е. начать и поддерживать беседу. Диалогическую речь школьников необходимо развивать на каждом уроке. Для этого учитель должен использовать в своей работе различные методы и приёмы диалогического обучения.

Почему именно ДИАЛОГ – способ обучения? Во-первых, потому, что сама речь по своей природе диалогична, а наша задача способствовать её развитию. Ведь развитие речи – это прежде всего развитие мышления. Сама речь влияет на развитие его же сихических процессов: сосредотачивается внимание, возникает ощущение слова, чувств, которые вызывают слова, тренируют память. Во – вторых, в современном обществе меняются приоритеты образования: Выпускник школы должен уметь организовать собственную учебную деятельность, т.е. иметь готовность и способность учиться. Поэтому, понятно, что такие цели образования предполагают использование иного метода организации совместной деятельности: на смену монологу приходит диалог.

Что же необходимо учитывать при построении диалогового урока как «места встречи людей ( наших учеников ), думающих по- разному?

Во – первых, необходимо помнить, что диалог – есть форма общения. Поэтому, если у педагога есть проблемы общения с детьми, если он осознанно и неосознанно воздвигает барьеры в общении, диалоговый урок, увы, не получится.

Мы должны вместе с вами, коллеги, решить, какие факторы блокируют общение, а значит, и диалог на уроке?

К таким факторам относятся следующие:

Итак, первое условие организации учебного диалога – это снятие факторов, охлаждающих и тормозящих общение педагога с детьми. Учитель- диалогист хочет и умеет общаться с ребёнком, он восприимчив к чужому мнению, т.е.стремится не оценить, а услышать, понять и принять мнение ребёнка.

Во-вторых, сам педагог должен владеть технологией организации предметного диалога, в частности побуждающего и подводящего диалога.

Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.

ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ – это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е.помогает сформировать учебную задачу.

В формировании проблемы (учебной задачи) помогают такие приёмы, как стимулирующие, открытые вопросы, провокации, задания – «ловушки», противоречия, ситуации риска, интеллектуального разрыва. Это главное условие возникновения учебного диалога на уроке, т.к. именно проблемная ситуация является начальным моментом мыслительного процесса».

В школьном обучении возможны разные виды учебного диалога:

Самый распространённый вид диалога УЧИТЕЛЬ – КЛАСС требует к себе определённого мастерства от педагога. Желательно, чтобы этот диалог вылился в непринуждённую беседу по вопросам, интересующим не только учителя.

Вопрос – тема побуждает учащихся к самостоятельному поиску новых знаний. Тема может быть сформулирована как интересная загадка, как познавательная проблема. Формулировки должны отражать противоположные точки зрения, побуждающие к спору.

В формировании проблемы помогает такой интересный приём, как задания-ловушки, различающие ориентацию ребёнка на задачу и действие учителя. Такие задания воспитывают привычку доверять себе и не считать всякое учительское слово истиной в последней инстанции.

Например, учитель задает детям вопрос и в работе класса присоединяется к неверному детскому ответу, подкрепляя его своим авторитетом. Или учитель сам предлагает неверный ответ, Детям предоставляется выбор, либо повторить ответ учителя, либо, оспорив его, настоять на своём мнении. Записываем на доске число и проговариваем орфографически: « Пятнадцатое декОбря-проверочное слово « кобра». И выдерживаем паузу.

Наглядным свойством появления проблемной ситуации является «ФЕНОМЕН УДИВЛЕНИЯ». Наличие неожиданного препятствия, казалось бы, в знакомой ситуации вызывает у ребёнка удивление и способствует возникновению вопроса: «Почему так получилось?», « Так не бывает!». А появляется вопрос – значит, ребёнок на пороге мышления. И он не останется равнодушным к тому, что происходит на уроке. Предлагаю проверить безударную гласную в слове « ЗЕМЛ.НИКА», и дети никак не могут прийти к правильному выбору такого слова:

ЗЕМЛЯ, ИЗ ЗЕМЛИ, НА ЗЕМЛЕ. Возникает общеклассная дискуссия.

Возникает вопрос « Как поступить дальше?» Выдвигаем гипотезы:

Несколько слов о подводящем диалоге. В технологии РО разработана определённая логика ПОДВОДЯЩЁГО ДИАЛОГА, характерная для уроков постановки учебной задачи.

Различают 3 этапа: 1-создание «ситуации успеха»;

2-возникновение ситуации « интеллектуального разрыва»;

Давайте разберем наличие этих этапов на примере. По математике мы начали по нашей программе несколько уроков назад темы « УМНОЖЕНИЕ» и «ДЕЛЕНИЕ».

Показываю детям лакомство – шоколадку. Предлагаю конкретную практическую задачу, опираясь на знания детей.

— Сосчитайте число кусочков в плитке шоколада двумя способами?

Каждый ученик справляется с заданием. Никто не испытывает затруднения.

В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своим знаниям. ( т. е. « СИТУАЦИЯ УСЕХА»)

2 этап- ВОЗНИКНОВЕНИЕ СИТУАЦИИ « ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

Но мы идём дальше. Нужно ввести новое арифметическое действие- ДЕЛЕНИЕ. Но мы с ним вообще не знакомы! В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха. ( « никто не может» ). Но это положительная эмоция, т.к. нет переживания неуспеха на фоне успеха другого.

3 этап – ФИКСАЦИЯ « РАЗРЫВА»,

На этом этапе дети вместе с учителем должны испытать «дефицит своих способностей». ПОЧЕМУ У НАС ВОЗНИКЛА ТРУДНОСТЬ? ( Да мы не знаем – деления! ) ЧТО ЖЕ МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?

— Давайте поделим лакомство!

( между четырьмя детьми поровну ) Как?

Надо 20:4=5 ( достанется по 5 кусочков)

А если детей 5? Сколько кусочков достанется каждому?

Дети сами находили последующие действия решения задачи! И понимают, что УМНОЖЕНИЕ и ДЕЛЕНИЕ – взаимно обратные действия и затем подкрепляем это чтением правила в учебнике.

Почему ситуация постановки учебной задачи является диалоговой?

Потому что ситуации « успеха» и « неуспеха», которые переживали дети, являются всеобщими ( это происходит с каждым); отсюда вывод: « Я сам не могу, и никто не может, даже учитель, давайте попробуем вместе».

Кроме того, данная ситуация принципиально меняет учебные отношения между педагогом и ребёнком. Вместо отношения «спрашивающий учитель – отвечающий ученик» появляется отношение «спрашивающий ученик – учитель», помогающий сформулировать вопрос и найти на него ответ. Это принципиально важно, потому что ДИАЛОГ может развиваться только от тех вопросов, которые волнуют самого ребёнка.

« Рискующие» учителя поработать таким образом будут приятно удивлены и убедятся в полезности учебного диалога для детей и для себя.

Педагогические технологии

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Технология и пользования в

обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности,

развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех

возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого- педагогические диагностики личности.

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории

индивидуального развития личности.

Советы молодому педагогу

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ НАЧИНАЮЩЕМУ УЧИТЕЛЮ

Начнём с общих рекомендаций. В своей ра­боте важно руководствоваться и классически­ми (наглядности, научности, систематичности и последовательности, доступности и др.), и новыми (опоры на субъектный опыт учащихся, обратной связи, первичности образовательной продукции учащихся и др.) принципами дидак­тики, которые обусловлены тем, что современ­ный образовательный процесс осуществляется в новых условиях. Принципы, как известно, яв­ляются регулятивами деятельности, нормами, которым необходимо следовать. Они определе­ны на основе эмпирически установленных за­кономерностей. К примеру, принцип обратной связи следует из того, что, как установлено, осмысление исполненной деятельности, из­мерение и оценка промежуточных результатов существенно повышают уровень обученности учащихся и их учебно-познавательную моти­вацию.

Правила применения дидактических принци­пов раскрыты, например, в книге А. В. Хутор­ского [1, с. 70-90].

К числу общих требований и рекомендаций мы относим также нормативную правовую базу организации образовательного процесса, на­пример требования учебной программы, нормы оценки результатов учебной деятельности уча­щихся и др.

Нижеизложенные рекомендации сформули­рованы на основе изучения литературы, опыта успешных учителей, личного многолетнего опы­та автора в обучении учащихся физике. В дан­ной статье мы сосредоточим внимание только на некоторых достаточно актуальных проблемах планирования и организации урока.

При подготовке к уроку рассматривайте его как систему.

Урок следует понимать как фрагмент обра­зовательного процесса, это его отрезок, закон­ченный в содержательном, временном и орга­низационном отношениях. Система представля­ет собой «целое, составленное из частей»; это определённый порядок в расположении частей в целом, обусловленный взаимосвязями между компонентами. Таким образом, под системой принято понимать совокупность взаимодей­ствующих элементов, целостное образование, которое имеет новые свойства по сравнению с каждым составляющим её элементом.

Урок или факультативное занятие можно рассматривать как дидактическую систему, со­стоящую (по В. П. Симонову) из целевого ком­понента, содержания, деятельности учителя, учащихся, форм, методов и средств обучения, получаемого образовательного результата. При этом системообразующим компонентом явля­ется цель занятия, а все компоненты должны иметь прямые и обратные связи.

Например, на вашем уроке важно обеспечить связь «цель урока — результат», т. е. в конце занятия учитель и учащиеся должны проверять и оценивать, как усвоено то, что обозначено в качестве обучающей цели. Выбирайте методы и средства обучения, которые в наибольшей степени «работают» на цель. Для решения задач воспитания и развития учащихся придумывайте и организуйте на уроках ситуации, в которых эти задачи более или менее успешно решаются, и т. д. Системный подход к подготовке учителя к уроку изложен автором в книге [2, с. 89-108].

При планировании урока следует руко­водствоваться рекомендациями профессора И. П. Подласого [3]. Он полагает, что первым этапом в этом процессе является изучение и оценка предурочной ситуации — всех обсто­ятельств, в которых будет проводиться урок. В таком случае план урока будет реальным, а риски возникновения непредвиденных случаев минимизируются.

Тем не менее, поскольку урок может пойти не по плану и, следовательно, возможны различные сценарии развития событий, важно продумать альтернативные варианты хода тех или иных эта­пов учебного занятия. Соответствующие подходы и рекомендации изложены в материалах Н. А. Масюковой, опубликованных в журнале «Столичное образование сегодня» [3, с. 15-21; 4, с. 18-31].

При проектировании урока важно ориенти­роваться на предъявляемые к нему требования, сформулированные на основе анализа педагоги­ческих теорий, учёта педагогических закономерностей, социального и государственного заказов школе, педагогического опыта. Эффективный урок отличается:

В то же время, как отмечает И. П. Подласый, многие уроки в массовой школе характе­ризуются низким уровнем продуктивности. Это обусловлено:

Профессор отмечает, что без грамотного, науч­но обоснованного проектирования учебных за­нятий тщетно надеяться на повышение качества образования учащихся. Существует множество примеров, когда учителя даже с высоким уровнем мастерства не могли изменить ход плохо сплани­рованного урока. Главное в хорошем уроке — труд учеников. Без него нет результата [5, с. 62].

Выбрать метод обучения учителю поможет поиск ответов на три вопроса:

Организовывайте работу учащихся.

Это обеспечит дисциплину на уроке и его высокую эффективность.

Эффективность урока обусловлена работой учащихся. В массовой практике традиционно применяется объяснительно-иллюстративный метод обучения (роль «главного деятеля» на уро­ке принадлежит учителю). Тем не менее, при подготовке к уроку продумывайте действия учеников и их результаты на каждом этапе: с каким учебным материалом работать, какие задания выполнять и какие средства при этом использо­вать. Важно стремиться к тому, чтобы учащиеся следовали всем этапам деятельности: опреде­ляли цели, планировали работу, осуществляли деятельность, оценивали её ход и результаты.

Степень самостоятельности учащихся в их учебно-познавательной деятельности зависит от выбранного метода:

Чтобы учащиеся хотели работать на уроке и

готовили домашние задания, опирайтесь на их потребности.

Часто даже опытные педагоги эти потребно­сти игнорируют. Например, многие учащиеся хо­тят получить признание сверстников. Для этого они стремятся тем или иным способом заявить о себе. Задача учителя — создать для ученика все необходимые условия для того, чтобы он раскрыл одноклассникам свой потенциал. Если же учащемуся не дают шанса это сделать, то он, имея данную потребность, реализовывает её зачастую не в школе и, к сожалению, не всегда в лучшей компании.

Актуальной потребностью детей является же­лание общаться (для многих школа — это место для общения со сверстниками). Мы рекомендуем создавать на занятиях ситуации общения, взаи­модействия в парах, группах. Работая вместе, учащиеся не только овладевают учебным мате­риалом, но и приобретают социальные навыки. Если же эта потребность не удовлетворяется, то, во-первых, школьники стараются удовлет­ворить её вне школы, в неформальных группах сверстников, социальных сетях в Интернете; во-вторых, потребность в познании не станет для учащихся актуальной.

Мы часто даём ученикам готовые знания, реализуя «информационно-упражненческий» подход, который многие из них не принимают, поскольку не знают и не понимают, зачем им нужно запоминать ту или иную информацию, вы­полнять однотипные упражнения,

Потребности учащихся в самоутверждении и общении будут удовлетворены только в том слу­чае, если на уроках учитель организует ситуации познавательной напряжённости, неопределённо­сти, ситуации, которые воспринимаются учени­ками как личностно значимая проблема. Её осо­знание стимулирует у них желание выдвигать гипотезы, искать способы их проверки.

Таким образом, опираясь на потребности школьников, обеспечивая их актуализацию, пе­дагог создаёт условия для повышения у них ин­тереса к учёбе, возникновения мотивов, а также повышения качества образования; предупреждает нарушение дисциплины. Для учителей, которые осознали ценность и важность потребностей учеников, будет интересна и полезна книга А. К. Маркова «Формирование мотивации учения: книга для учителя» [7].

Включайте обратную связь.

Обратная связь — это воздействие резуль­татов функционирования какой-либо системы (объекта) на его характер. Если влияние обрат­ной связи усиливает результаты функционирова­ния, то такая обратная связь называется поло­жительной; если ослабляет — отрицательной.

Для школьного урока (и образовательного процесса в целом) обратная связь имеет перво­степенное значение, поскольку она:

Существует немало средств обеспечения обратной связи. Среди них:

Особое значение для осуществления обрат­ной связи и повышения эффективности урока имеет диагностичное определение обучающей цели, которое позволит при завершении урока диагностировать степень её достижения. Эта цель может быть оформлена по-разному:

Все эти варианты позволяют учителю и уча­щимся видеть, на что будет обращено внимание во время оценки результатов урока.

Затем учитель планирует, каким образом цель будет доведена до учащихся, принята или са­мостоятельно ими определена. В этом случае ученики сами становятся субъектами обратной связи и оценки своих успехов и неудач.

В конце урока учащимся представляется воз­можность сравнить свои работы (написанный текст, творческое задание, выдвинутую версию и др.) с эталонами или культурно-историческими аналогами.

Занятие может быть завершено рефлексией, в ходе которой школьники оценивают собствен­ную деятельность по заранее выработанным критериям или, например, посредством соот­несения результатов с целью урока, определяют последующие действия по закреплению своих достижений и коррекции недочётов.

Таким образом, урок с хорошо организован­ной обратной связью (по сути, это технологично организованный урок) существенно отличается от уроков в рамках традиционной модели обу­чения. Естественно, это требует соответствую­щей педагогической и методической подготовки учителя.

Важной также является адекватная профес­сиональная позиция педагога, которая характе­ризуется следующими правилами:

Уделите внимание проблеме задавания учащимся домашнего задания.

Существует немало причин, по которым следует задавать домашние задания. Укажем две из них, которые, на наш взгляд, имеют наиболее существенное значение:

1) домашние задания необходимы для успешного усвоения школьниками содержания учебных программ. Во-первых, программы столь объёмны, что в рамках урока практически невозможно обеспечить овладение учащимися всеми необходимыми знаниями и умениями. Во-вторых, школьники имеют разную скорость восприятия материала, необходимую для его усвоения. При этом задания должны быть дифференцирован­ными, а домашнее задание — существенным дополнением к уроку;

2) выполнение детьми домашних заданий имеет большое значение для развития у них определённых качеств личности. Умелое педагогическое управление выполнением учениками домашних заданий создаёт предпосылки для воспитания у них самостоятельности и ответственности (они формируются в процессе самостоятельной рабо­ты, объём которой на уроке зачастую ограничен). В ходе выполнения домашних заданий ребята учатся правильно планировать и распределять своё время, у них развиваются волевые качества. Ученик учится преодолевать свои соблазны, на­пример компьютерные игры, и трудности, поэто­му укрепляет свой характер. В случае успешного завершения работы он испытывает чувство радо­сти, удовлетворения и гордости, развивает свои способности к самооценке и т. д.

Вместе с тем в практике задавания домашних заданий и их выполнения учениками (и контроля за выполнением) существует немало недостат­ков, которые, вероятно, известны многим учи­телям. Иногда педагоги задают учащимся дома сделать то, что не успели на уроке. При этом для многих детей такое задание является не­посильным. Известно, что школьники далеко не всегда выполняют домашние задания, приуча­ются обманывать, недобросовестно относиться к своим обязанностям. Существует также про­блема контроля и оценки качества выполнения учениками домашнего задания. Учитель, как правило, не может проверить всех на уроке, так как на опрос уходит много времени.

Для более подробного изучения проблемы до­машних заданий и выработки собственной соот­ветствующей методики и начинающим, и опытным учителям будет весьма полезна книга X. Древелова «Домашние задания: книга для учителя» [8].

Анализируйте свои уроки.

Поскольку модель – это копия, аналог реаль­ного объекта, то модель урока – это системное описание реально существующего урока, который уже проведён педагогом. При моделировании урока его автор выделяет в нём сущностные ха­рактеристики, компоненты и связи между ними. Предварительной фазой моделирования является самоанализ (анализ) урока, в процессе которого происходит осмысление взаимосвязи замысла урока, его хода и образовательных результатов.

На основе такого анализа уточняется, коррек­тируется план урока, в результате чего он приоб­ретает характер модели. Модель, с одной сторо­ны, оказывается эмоционально беднее оригинала (проведённого урока), а с другой — представляет собой методический продукт, более качествен­ный, чем первоначальный план, по которому про­водился урок. Это связано с тем, что из него исключают неудачные моменты, несущественные связи, не оправдавшие себя методические при­ёмы и дополняют разработку новыми важными и недостающими деталями.

В процессе анализа урока целесообразно задать себе вопросы, относящиеся ко всем ком­понентам системы «урок»: к цели и задачам, содержанию, формам, методам и средствам обучения, характеру деятельности учащихся и собственных управляющих действий.

Вопросы могут быть, например, такими:

Таким образом, анализ исполняемой и испол­ненной деятельности является мощным стимулом и эффективным средством саморазвития педа­гога. Опыт успешных учителей свидетельствует о том, что они стали такими именно благодаря осмыслению своей практики, анализу уроков и по­иску возможностей для самосовершенствования.

Список литературы по теме

Требования к современному уроку

Современный урок и требования к нему

Современный урок – это творчество самого учителя, его стремление к проявлению профессиональной индивидуальности.

На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Успешность современного урока зависит, по-моему, от профессионализма учителя, индивидуального подхода к ученику, умелого использования учителем различных средств ИКТ.

Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств. Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

– четко определить и сформулировать для себя его тему;

– выделить общую задачу урока;

– конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимися, осознана ими.

– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем;

– определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;

– определить, какой учебный материал сообщать учащимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи сообщить школьникам. Для этого необходимо знать:

1) особенности учащихся класса :

– отношение к предмету;

– темп работы класса

– отношение к разным видам учебной деятельности;

– отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным;

– общая дисциплина учащихся.

2) учет индивидуальных особенностей :

– тип нервной системы;

– управление восприятием нового материала учащихся;

– умение преодолеть плохое настроение;

– уверенность в своих знаниях, умениях;

– умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

III. П ланирование учебного материала урока и подготовка к нему учителя.

Для этого надо:

1) Подобрать литературу по теме. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно – популярные, методические. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Для этого необходимо:

– просмотреть учебную программу;

– перечитать объяснительную записку;

2) Подобрать учебные задания, целью которых является:

– узнавание нового материала;

– применение знаний в знакомой ситуации;

– применение знаний в незнакомой ситуации;

– творческий подход к знаниям.

3) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

– задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

– задания, способствующие осмыслению материала учеником;

– задания, способствующие закреплению материала учеником.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

– как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает.

Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

VII. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.

Типология и структура современного урока

Типология и структура современного урока

Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Примерная типология уроков в современной школе:

Общие требования к современному уроку

Общие требования кратко можно сформулировать так:

— вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;

— формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;

— повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;

— осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;

— формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни;

Эти требования условно можно поделить на четыре группы.

Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.

Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке —неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.

Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

Дидактические требования к современному уроку.

— четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

— определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

— прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

— выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

— реализация на уроке всех дидактических принципов; создание условий для успешного учения учащихся.

Требования к структуре говорят о необходимости:

Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим:

Требования к содержанию урока и процессу учения:

Требования к технике проведения урока:

Требования к организации валеологически грамотного урока:

Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:

— логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;

-используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;

— соблюдены нормы педагогической этики;

— темп урока оптимален для данного коллектива детей; в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности;

— соблюдены гигиенические условия учебного труда;

— созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей;

— дидактическая задача урока решена.

Технология проектного обучения

Технология проектного обучения

Технология проектного обучения одна из самых актуальных технологий реализации образовательного процесса и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов. Понятие «проект» в широком понимании — все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов.

При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который приносит им удовлетворение, в связи с тем, что школьники в результате работы над проектом пережили ситуацию успеха, самореализации. Проектная технология, обретая черты культурно-исторического феномена, создает условия для ценностного переосмысления, диалога, при освоении содержания школьного образования, применения и приобретения новых знаний и способов действия.

Данная технология, применяемая в отечественной школе, не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла в 20-е гг. XX в. в США. Проектную технологию называли методом проблем, методом проектов и связывали с идеями гуманистического направления в образовании. Основные идеи этой технологии разработали Дж. Дьюи и его ученик У.Кил-Патрик. Эти ученые считали, что обучение должно быть ориентировано на целесообразную деятельность учащихся, сообразующуюся с их личным интересом. Основной дидактической единицей учебного процесса, по их мнению, становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема. Они должны самостоятельно или совместными усилиями в группе ее разрешить, применив необходимый опыт подчас из разных областей науки, и получить реально ощутимый результат. Вся проблема и пути ее решения, таким образом, приобретают контуры проектной деятельности.

В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. В дальнейшем проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина. Однако, вследствие того, что данная технология стала внедряться в школу недостаточно продуманно и последовательно, она в 30-е гг. XX в. стала рассматриваться как «непедагогическая». Лишь в последнее время в связи с изменениями в современном образовании к этой технологии вновь возник интерес.

Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология предполагает «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно он выполнен. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить».

Как было подчеркнуто выше, данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную или групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у учащихся, а на самореализацию их личности.

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его диалогнчность, проблемность, интегративность, контекстность.

Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступать в диалог как с собственным Я, так и с другими. Именно в диалоге осуществляется «свободное самооткровение личности» (М.М. Бахтин). Диалог в проектной технологии выполняет функцию специфической социокультурной среды, создающей условие для принятия школьниками нового опыта, переосмысления прежних смыслов, вследствие чего полученная информация становится личностно значимой.

Проблемность возникает при разрешении проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, проявлений самостоятельности у учащихся, вследствие того, что они обнаруживают противоречие между известным им содержанием и невозможностью объяснить новые факты и явления. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату. Н мо подчеркнуть, что наиболее значимыми для школьников я реальные (жизненные) проблемы, реализуемые в проекте (эколог; социально-экономические, политические, молодежные).

Контекстность в проектной технологии позволяет создавать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся, осознать место изучаемой ими науки в общей системе человеческого бытия,

В контексте какой общечеловеческой культурной деятельности быть выполнены учебные проекты школьников? За основание могут взяты основные сферы деятельности человека, разработанные М.С. Каганом: практико-преобразовательная, научно-познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, художественно-эстетическая. Учебные проекты в контексте практико-преобразовательной деятельности могут быть моделирующими, технико-прикладными, экспериментально-измерительными и т.д. Такие проекты наиболее характерны для предметов физики, химии, математики, технологии. Учебные проекты, имитирующие научно-познавательную деятельность, основаны на реальном и мысленном эксперименте и позволяют учащимся представить процесс научно-исследовательской деятельности в любом школьном предмете.

Учебные проекты с элементами ценностно-ориентационной деятельности связаны с фундаментальными ценностями человечества: проблемами сохранения окружающей среды, вопросами, связанными с демографическими проблемами, энергетическими проблемами, проблемами обеспечений населения продовольствием и рассматриваются на уроках географии, истории, биологии и обществоведения.

Учебные проблемы, связанные с коммуникативными потребностями человека, включают проблемы связи, информатики, передачи энергии и информации и рассматриваются на уроках информатики, физики и др.

Учебные проблемы, связанные с художественно-эстетической деятельностью человека, раскрывают основы различных художественных сфер: живописи, музыки, литературы, театра, эстетических феноменов природы и др.

Интегративность проектной технологии «означает оптимальный синтез сложившихся концепций усвоения знаний и теорий обучения школьников».

Любой проект тесно связан с деятельностью по его выполнению. Причем деятельность осуществляется в условиях свободного обмена мнениями, выбора способов выполнения (в форме сочинения, доклада, графических схем и т.д.), рефлексивного отношения к предмету своей деятельности.

Построение учебного процесса, ориентированного на выполнение учащимися проектов, строится не в логике изучаемого учебного предмета, а в логике деятельности учащихся. Отсюда в проектном цикле допускаются информационные паузы для усвоения содержания нового материала, предполагается выполнение проектов в индивидуальном темпе в виде опережающих самостоятельных заданий исследовательского, практического характера под руководством учителя на основе собственного выбора учащихся. Выбор в проектной технологии осуществляется на различных этапах и может быть внешним: выбор самого проекта, выбор вида задания, роли, партнеров по деятельности, выбор материала и формы его представления в проекте, выбор способа выполнения работы, выбор опор. Внутренний выбор учащимися определяется потребностями, способностями школьника, его ценностными ориентирами, субъективным опытом, эмоциональным настроем и взаимоотношениями с другими учащимися.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ПРОЕКТОВ

В настоящее время существуют различные классификации проектов, раскрывающих данную технологию. Обобщая их, выделим следующие наиболее характерные типы проектов (см. схему 3):

По продолжительности времени проведения проекта их разделяют на краткосрочные (разрабатываются на одном, двух уроках), средней продолжительности (занимают изучение одной, двух тем), долгосрочные (разрабатываются в течение длительного времени, чаще проводятся во вне-учебное время, хотя этапы разработки проектов отслеживаются и на уроках).

По уровню интеграции различают проекты с привлечением только содержания изучаемого учебного предмета и межпредметные, учитывающие содержание многих учебных предметов. По мнению учащихся, межпредметные проекты вызывают у них наибольший интерес.

По количеству участников выделяют индивидуальные проекты, выполняемые самостоятельно одним школьником, и коллективные — парные, выполняемые парами участников, и групповые — для групп школьников. Практико-ориентированные проекты нередко бывают массовыми, когда учащиеся принимают участие в природоохранных акциях, разнообразных конкурсах.

По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.

Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение цели, задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. К их числу можно отнести проведение микросоциологических исследований по выявлению отношения населения к определенным проблемам, проекты по решению конкретных экологических проблем своего края, проекты по изучению этнических традиций своего региона. В любом исследовательском проекте проявляется творчество учащихся.

В игровых проектах учащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, на уроке иностранного языка можно реализовать игровой проект «Фестиваль современной песни» изучаемого языка. Нередко в игровых ситуациях преобладает приключенческий сюжет: проектирование научной экспедиции с целью комплексного изучения территории, моделирование гипотетической территории на уроках географии; путешествие с землепроходцами XVI в. по пройденному ими маршруту на уроках истории

Творческие проекты, как и игровые, не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата в логике интересов и совместной деятельности участников проекта. Планируемыми результатами могут быть создание праздника, научного журнала, видеофильма, выставка рисунков, туристических буклетов, любимых игрушек, сайта и т.д.

Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. Такие проекты имеют четкую структуру. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта оформляется в виде схемы, доклада, карты, сообщения, сценарной модели и т.д. Все большее количество проектов реализуется в современном учебном процессе с помощью компьютера. Компьютер в данном случае выступает в качестве необходимого инструмента при реализации поставленных в проекте задач.

Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, создание плана местности, учет транспортных средств на автодорожных магистралях своего города, создание исторической хроники своего населенного пункта. Как правило, такой проект должен иметь внешнюю оценку со стороны других людей. Вот почему о практической деятельности учащихся важно сообщить по школьному радио, в газетной заметке. В последние годы многие отдельные учащиеся, классы принимают участие в международных проектах с помощью системы Интернет.

По использованию дидактических средств различают проекты, в которых применяют «классические» дидактические средства: печатные (учебники, атласы, хрестоматии, рабочие тетради для проектной работы, научно-популярную и художественную литературу), наглядные (таблицы, схемы, рисунки, карты), технические средства и т.д., средства информации и коммуникации, позволяющие осуществить сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации. К информационным и коммуникативным средствам относятся компьютеры, периферийное оборудование, технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность», системы машинной графики и искусственного интеллекта, средства коммуникации (сетевое оборудование, программные комплексы, телефонные линии, волоконно-оптические и спутниковые каналы связи) и их инструментарий.

Свободный и оперативный доступ к информации при использовании компьютерных средств обеспечивает возможность формирования у учащихся умения добывать, перерабатывать, анализировать информацию из разнообразных источников, сократить время на сбор информации при работе над проектом, осуществлять визуализацию изучаемых закономерностей (в виде моделей, графиков, диаграмм).

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Проектная технология реализуется в несколько этапов и имеет циклический вид. В этой связи дадим краткую характеристику проектного цикла. Он определяется как отрезок времени, в который осуществляется совместная жизнедеятельность учащихся от постановки проблемы, конкретной цели до фиксированного проявления запланированных результатов в виде конкретного продукта, а также личностных качеств, связанных с реализацией проекта и ценностно-смысловой деятельности.

Проектная деятельность осуществляется с учетом последовательно выделенных этапов: ценностно-ориентационного, конструктивного, оценочно-рефлексивного, презентативного (табл. 18).

Этапы реализации технологии проектного обучения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *