как принципы толерантности могут быть реализованы в межэтнических отношениях

Толерантность в межэтнических отношениях

Историческая практика взаимоотношений этносов и их культур показала, что возможно два типа отношений: толерантный и интолерантный.

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран. — tolerance. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи.

В XIX в. глагол «терпеть» выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д. Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет здесь созерцательный оттенок, пассивную направленность.
Подобная характеристика понятия сохранилась и в современных словарях. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова (М., 1994) категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных слов и выражений» (М., 1998) понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо».

Характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле Устава ООН: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».

В Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году, понятие толерантности определено как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности; отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.

Толерантность не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

В основе толерантности лежит склонность людей к взаимной помощи, благодаря которой стало возможным выживание и про­грессивное развитие человечества. Толерантность как общественная ценность порождена суще­ствующими различиями в человеческих сообществах и проблемой уважительного отношения к этим различиям.

Этническая толерантностьпонимается не просто как отсутствие негативного, а скорее как наличие позитивного или участного отношения к иной этнической группе, т.е. как готовность контактировать с представителями этой группы такими, какие они есть, при сохранении, однако, позитивного отношения к своей группе. Толерантность «это не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, но одновременно и отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон». (Терпимость рассматривается как наличие нейтрального (не позитивного) отношения к чужой этнической группе.)

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправед­ливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означа­ет, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, по­ведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

На государственном уровне толерантность требует справедли­вого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно- процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации.

Таким образом, понятие толерантности хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Противоположным типом взаимоотношений этносов и их куль­тур является интолерантный тип отношений основывается на неприятии и нетерпимости культурных особенностей других народов. В этом типе основополагающим является убеждение, что собственное куль­турное окружение, своя система взглядов, свой образ жизни выше и лучше других. Соответственно нетерпимость и неприятие чужой культуры порождают стремление к ее подавлению, принижению или уничтожению, к отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов и убеждений.

Перечень практических проявлений и форм интолерантности довольно разнообразен: от обычной невежливости и раздражения до этнических чисток, геноцида и умышленного уничтожения представителей другой культуры. Из широкого диапазона прояв­лений интолерантности наибольшее распространение в прошлом и настоящем получили «этноцентризм», «ксенофобия», «нацио­нализм», «культурный геноцид».

В современном российском обществе наибольшее распростра­нение получила такая форма интолерантности как ксенофобия, означающая неприязненное отношение к чужим этническим группам и их культурам. В зависимости от объекта этнической неприязни в России в настоящее время исследователи выделяют различные варианты ксенофобии: антисемитизм (неприязнь к евреям), кавказофобия (неприязнь к народам Кавказа), синофобия (неприязнь к китайцам), цыганофобия, азиатофобия и др.

Так что же влияет на уровень толерантности/интолерантности в отношениях между индивидами?

Во-первых, усиление конфликтности в полиэтнической среде, затронувшее постсоветские государства впрямую обусловлено болезненными процессами политической и экономической трансформации, распадом традиционной системы ценностей.

Таким образом, можно сделать вывод что, толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности.

Список литературы:

1. Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. – СПб.: Питер, 2004. – 313 с.

2. Арутюнян Ю. В. Этносоциология: учеб. пособие / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. – М.: Аспект-пресс, 1999. – 271 с.

3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.- М., 1983.

4. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология: учеб. пособие для студентов университетов и педагогических вузов/ Г.С. Денисова, М.Р. Радовель. – Ростов-н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000.- 280 с.

5. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости // Толерантность и согласие / отв. ред. В.А. Тишков. — М., 1997. — С. 61-72.

6. Лебедева Н.М. Социально-психологический аспект межэтнических отношений // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х гг. / отв. ред. Л.М. Дробижева. — М., 1994. — С. 91-103.

7. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 320с.

9. Тишков В.А. О толерантности // Толерантность и согласие / отв. ред. В.А. Тишков. — М., 1997. — С. 21-30.

10. Чичановский А.А. Толерантность в условиях постсоветского информационного пространства // Толерантность и согласие/ Отв. ред. В.А. Тишков. — М., 1997. — С. 248-260.

Источник

Толерантность в межнациональных отношениях

как принципы толерантности могут быть реализованы в межэтнических отношениях. Смотреть фото как принципы толерантности могут быть реализованы в межэтнических отношениях. Смотреть картинку как принципы толерантности могут быть реализованы в межэтнических отношениях. Картинка про как принципы толерантности могут быть реализованы в межэтнических отношениях. Фото как принципы толерантности могут быть реализованы в межэтнических отношениях

Описание презентации по отдельным слайдам:

Толерантность в межнациональных отношениях

Цель урока. Ознакомить с проявлениями толерантности в межнациональных отношениях. Задачи урока. Определить, в чем заключается межэтническое сотрудничество. Рассмотреть причины и сущность межэтнических конфликтов. Узнать основные способы регулирования межэтнических отношений. Понять, в чем заключены принципы толерантности вообще и в отношениях наций в частности. Совершенствовать навык работы с компьютером.

Эпиграф урока «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». Н. А. Добролюбов

Проблема урока Можно ли считать современную Россию толерантным государством?

Этнология – наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды. 2 уровня межэтнических отношений Взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни Межличностные отношения людей разных национальностей

Две тенденции этнических отношений Межнациональная дифференциация Межнациональная интеграция

Интеграция – синтез, объединение на основе каких-либо общих признаков. интеграция Экономическая, политическая Интеграция национальных образований в пределах страны

Проблемы межнациональных отношений, возникшие при советской власти Непродуманное административно-территориальное деление Ухудшение экологической обстановки в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обвиненных в пособничестве немецким оккупантам

Проявления интеграции в Европе Связано с глобализацией, складыванием постиндустриального общества, с необходимостью единства в борьбе с международным терроризмом. Пример: деятельность ЕС (25 государств – 450 миллионов, 40 языков) Единое гражданство, единая валюта – евро, наднациональные органы власти Европарламент, Совет ЕС. Европейский суд, разработка Конституции ЕС. НО она может вступить в силу после одобрения всеми странами ЕС

Проявления интеграции в России Забота о формировании общего экономического, гуманитарного правового пространства с несколькими странами, входящими в СНГ. Переговоры с Евросоюзом о взаимодействии в сферах экономики, правосудия, безопасности, науки, образования, культуры.

Кроме интеграции существует дифференциация – разделение, расчленение целого на различные части, формы и ступени. Примеры – разделение Чехословакии на Чехию и Словакию (мирным путем), распад Югославии (с вооруженными действиями).

Этнический конфликт Любая форма противоборства, в котором стороны мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий Любая конкуренция между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов

Причины межнациональных конфликтов Территориальные Экономические Социальные Культурно-языковые

Источники межэтнической напряженности Национализм Ксенофобия Шовинизм

Регулирование межэтнических отношений.

Необходимо воспитание ТОЛЕРАНТНОСТИ – уважения, доверия, готовности к сотрудничеству, компромиссу с людьми, их сообществами любой национальной принадлежности, стремления понимвть и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения. Толерантность определяет сознание и поведение личности, групп населения, представителей властных органов, способствует выработке личной ответственности за благоразумное решение этнических проблем.

Пути урегулирования конфликтов Применение правовых механизмов Переговоры между конфликтующими сторонами Информационный Совместные миротворческие выступления представителей разных конфессий Государственная поддержка политики многокультурности.

Одна из причин конфликтов: жизненная неустроенность этносов: нищета, безработица, низкие заработки и пенсии, плохое жилье, трудности получения образования. Для преодоления конфликтов нужно улучшить жизнь гражданина, создать и закрепить у этносов психологическое чувство удовлетворенности благоприятной стабильностью жизни. Необходимо регулирование общественных конфликтов, включающее договоренности между противоборствующими сторонами о справедливом распределении ресурсов, об увеличении числа рабочих мест, улучшении жилищных условий, о равенстве в трудоустройстве, образовании, в доступе к властным структурам.

Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации.

Национальная политика – составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические отношения в различных сферах жизни общества. В основе демократической национальной политики – уважительное отношение к людям, представляющм любую этническую общность, установка на сторудничество и сближение народов.

Принципы национальной политики в РФ по «Концепции государственной национальной политики РФ» Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности Сохранение исторически сложившейся целостности РФ Равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти Гарантия прав коренных малочисленных народов Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения Содействие развитию национальных культур и языков народов РФ Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды Защита прав и интересов граждан РФ за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

В документах ООН указывается, что толерантность является моральным долгом, правовой и политической потребностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направлена на уважение и понимание многообразия культур; означает активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека.

Основные принципы толерантности · отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений. · умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы; · толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития; · принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Россия – толерантное государство. Из истории мы хорошо знаем, к каким катастрофическим последствиям приводят попытки разжигания национальной розни. И не зря цивилизованный человек проверяет другого в том числе и по отношению к другим нациям. Давайте твердо уверуем: все нации и народности равнозначны, одинаковы в правах. Нужно строить отношения между ними на принципах ТОЛЕРАНТНОСТИ.

Источник

Толерантность как практический принцип развития культуры межэтнического общения

В современной социокультурной ситуации толерантность как практический принцип в культуре межэтнического общения является, прежде всего, принципом терпимости и безопасности. Все международные и межэтнические конфликты возникают на почве непонимания, поэтому в современном мире развитие толерантности как практического принципа в культуре межэтнического общения является необходимостью.

Можно выделить определенные модели толерантности:

— Толерантность как безразличие. Толерантность при таком ее понимании выступает как безразличие к существованию различных взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество.

— Толерантность как невозможность взаимопонимания. Согласно данному пониманию толерантности религиозные, метафизические взгляды, специфические ценности той или иной культуры не являются чем-то второстепенным для деятельности человека и для развития общества. Толерантность в данном случае выступает как уважение к другому, которого я не могу понимать и с которым не могу взаимодействовать.

— Толерантность как снисхождение. В случае данного понимания толерантность выступает как снисхождение к слабости других, сочетающееся с некоторой долей презрения к ним. Например, я вынужден терпеть взгляды, несостоятельность которых я понимаю и могу показать, но вступать в критическую дискуссию с таким человеком не имеет смысла.

— Толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог. Толерантность в этом случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога.

Толерантность нужна везде: в семье, на улице, в офисе, на фабрике, но, прежде всего, в отношениях между расами и нациями, между этносами и народами. И думается, что для утверждения принципа толерантности в межэтнических отношениях уже сложились определенные объективные предпосылки. Поэтому рассмотрим их.

Во-первых, очень сильно представление о том, что, несмотря на все наши различия, касающиеся цвета кожи, языка, места жительства и т.п., у нас общее прошлое и общее будущее.

В силу того, что государство не может быть моноэтничным, возникает опасность внутренних межэтнических конфликтов. Такие конфликты практически неизбежны в следующих условиях:

При этом нации требуют обсуждения вопросов, поставленных так, как будто никаких других социальных групп нет и не должно быть;

В российском обществе все острее ощущается потребность в новом типе социальных отношений, строящихся на принципе диалога и толерантности. Решение этой задачи невозможно без активного привлечения потенциала образовательной системы страны. Основополагающим должен стать принцип толерантности, так как только на основе этого принципа возможно преодоление возможных конфликтов на почве этнокультурных и социальных различий. Воспитание толерантных начал носит многоплановый характер и в условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности и полиментальности населения России не может не приобретать характер поликультурного образования.

Воспитание толерантности может способствовать внедрению в образование элементов поликультурности. Главным в решении этой проблемы можно считать:

— всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;

— обучение правам человека и миролюбию;

— необходимо формировать представление о многообразии культур в России и мире;

— воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;

— создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

— формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

— воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

На территории России много исторически сложившихся поликультурных регионов, где веками жили представители разных этнических и культурных групп. Такими регионами, в частности, являются Поволжье, Башкортостан, республики Северного Кавказа, Краснодарский и Ставропольский края и многие другие. Живущие в этих регионах этносы можно рассматривать как единую систему этнических групп, как некий над этнический социальный феномен. В сходстве исторических судеб, образа жизни, менталитета народов поликультурного региона заложены мощные основы для мирного, толерантного сосуществования.

Чтобы выявить, насколько остро стоит проблема взаимопонимания и толерантности в Южном Федеральном округе, ставропольский Институт повышения квалификации работников образования с апреля по август 2002 года провел исследование на тему: «Толерантность во внутрисемейных, межэтнических и межконфессиональных отношениях». Результаты исследования дают обоснованное и определенное представление о социальном состоянии педагогического и ученического сообщества. Педагогические работники, как правило, демонстрируют большую приверженность принципам социокультурного многообразия и политического плюрализма, чем менее образованные. В какой мере эта закономерность характерна для сегодняшней России и конкретно в некоторых регионах Южного Федерального Округа, подтверждено результатами исследования.

Для жителей республики Ингушетия важными характеристиками толерантной личности являются: умение оказывать любую помощь (в том числе и материальную); терпение, понимание и уважение других (даже нижестоящих); почитание старших; гибкость в поведении; сила в достижении цели, в решении проблем, несправедливости.

Для жителей республики Калмыкия: бесконфликтность, умение сдерживать себя; гибкость в мышлении и поведении; терпение; умение принимать других такими, какие они есть.

Для педагогов Ставрополья: терпение, выдержанность; умение быстро адаптироваться; умение сочувствовать, сострадать, сопереживать; понимание и принятие других; человеколюбие, доброжелательность.

Для учащихся всех перечисленных регионов важными характеристиками толерантной личности являются: осторожность в своих суждениях; терпимость; лояльность; уступчивость; умение сдерживаться; умение оказывать помощь.

Итоги опроса работников образования и учащихся по вопросам толерантности показали, что в многонациональном Ставропольском регионе каждая нация имеет свои традиции и обычаи, свой язык общения и каноны воспитания, образования. Именно это чаще всего становится причиной нестабильности в обществе. Как показало исследование, все беды российского общества, включая экономические, оттого, что люди до сих пор не научились дружить друг с другом и не воспитывают своих детей в духе миролюбия и терпимости.

Анализ, проведенный по итогам анкетирования, показал, что между представителями разных национальностей, вероисповеданий, возрастных особенностей резкой концентрации в акцентуации характеристик толерантной личности не наблюдается. В данной совокупности качеств существует некая иерархичность: основную смысловую нагрузку несут такие качества, как терпение, выдержка. Далее располагаются доброжелательность, альтруизм, открытость.

Социокультурная ситуация в северокавказском регионе, равно как и в прочих многонациональных и поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных либо культурных групп. Довольно просто проявлять терпимость по отношению к эксцентрической личности, одинокой в своей неповторимости. Кроме того, неприятие обществом эксцентричности, противодействие ей, будучи неприглядным явлением, все же не представляет большой опасности. Гораздо выше ставки, когда идет речь о группах инакомыслящих. Слова о том, что легко любить других людей, да к тому же не похожих на вас, могут принадлежать либо святому, либо демагогу. Между людьми, так или иначе, обнаруживаются различия в запросах, талантах и интересах, социальном происхождении. Никто не застрахован от ошибок, заблуждений и предрассудков. Поэтому даже пассивная толерантность несет в себе заряд цивилизованного общения между людьми и благодаря ей становится возможной и приемлемой современная жизнь в браке, в семье, на предприятии, в обществе и в государстве. Толерантность должна рассматриваться, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь, она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон.

В образовательно-воспитательной практике следует ориентироваться не столько на понятие, сколько на тему толерантности, а сама по себе эта тема предполагает установку на длительную перспективу. Очевидно, именно система образовательно-воспитательных мероприятий, направленных на развитие навыков межкультурного, межэтнического общения, основанного на осознанном понимании существующих различий между людьми, принадлежащими к различным сообществам, способна подвести к глубокому и адекватному пониманию феномена «толерантность». Осознание этого позволило российским теоретикам наметить одно из основополагающих требований к содержательной стороне образовательного комплекса в сфере межкультурного и межэтнического взаимодействия. Это требование нашло отражение, как в официальных документах, так и публицистике. В.А. Тишков ставит следующие задачи перед «педагогикой толерантности»: в системе школьного и высшего образования, а также в повестке гуманитарных исследований должны присутствовать исторические экскурсы и оценки вражды и нетерпимости в мире; школьники и студенты должны знать историю и географию геноцидов, расовых и этнических конфликтов, религиозных войн, сегрегации.

Педагогика толерантности должна учить умению анализировать местную ситуацию, обстановку в собственной школе, классе, в семье, а также развивать способности к критическому самоанализу. Педагогика толерантности должна предложить как общие процедуры, так и конкретные меры, и приемы реакции на нетерпимость и на пути ее устранения или нейтрализации. В рамках этого подхода у учащихся формируются представления об общих правах человека, не зависящих от его этнической, культурной, религиозной принадлежности, о причинах конфликтов, признаках возрастания нестабильности в обществе, даются рациональные объяснения конфликтных ситуаций и объясняются возможные пути выхода из них.

Гуманистическое воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и поощрить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

Создать условия мало конфликтного общества может только реализация толерантности как практического принципа в культуре межэтнического общения. Подразумевая, прежде всего признание в Другом «человеческого», толерантность вовсе не означает, что все специфические этнические черты должны игнорироваться. Она предполагает установление разумного баланса между единичностью и всеобщностью. Жизнеспособность любого полиэтнического сообщества достигается за счет минимума общепринятых значений, образов, лексикона, политической культуры и т.д. Этот минимум (как всеобщее) должен обеспечиваться в первую очередь, несмотря на имеющиеся этнические и культурные различия (единичность). Неограниченный этницизм приводит к анархии так же, как неограниченный интернационализм приводит к усилению интолерантности в культуре межэтнического общения. Следовательно, чтобы избежать нетерпимости в сфере культуры межэтнического общения, которая может проявляться в форме анархизма, мелкого национализма, характерного для постсоветского общества, фундаментализма, репрессивной многонациональной империи и т.п., необходимо отказаться в решении этнических и национальных вопросов от любого давления, равно как и от национальных претензий (по крайней мере, публично), чтобы защитить и сохранить основные права человека, соблюдение которых возможно только в рамках плюралистической демократии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *