как проверить форму 1 и форму 2 баланса между собой
Особенности взаимоувязки показателей бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность включает в себя ряд показателей, по которым можно определить результаты деятельности фирмы. Между этими значениями есть взаимоувязки. Представляют собой они логические связи между показателями.
Вопрос: Как отражается в бухгалтерском учете и годовой бухгалтерской отчетности переоценка основных средств (ОС)?
В январе отчетного года организация приобрела объекты недвижимости — земельный участок за 10 млн руб. и здание за 80 млн руб. (без НДС). Согласно учетной политике организации данные объекты ежегодно переоцениваются по текущей (восстановительной) стоимости. Проведенная по состоянию на конец отчетного года переоценка показала, что рыночная стоимость земельного участка составляет 9,2 млн руб., а рыночная стоимость здания (с учетом амортизации) — 83 млн руб. Амортизация, начисленная по зданию в отчетном году, составляет (условно) 2 000 000 руб.
Посмотреть ответ
Каким целям служит взаимоувязка
Взаимоувязки представляют собой или равенство значений, или их соответствие друг другу. Наличие их может устанавливаться как самим бухгалтером, так и представителями налоговой. Необходимы они для этих целей:
Если представители налоговой не обнаружат увязок, это может повлечь за собой организацию камеральных или выездных проверок. Они могут замедлить работу фирмы. То есть проверять отчетность выгодно, прежде всего, представителям компании. Это позволит предупредить проблемы и конфликты с налоговиками в дальнейшем.
Если бухгалтер будет составлять отчетность в соответствии с правилами, то в ней будут присутствовать взаимоувязки. Их основная функция – установление достоверности изложенной информации. Отчетность должна быть такой, чтобы ее пользователь мог понять все изложенные сведения, «прочитать» документ.
ВАЖНО! Контроль над правильностью оформления – это заключительный этап составления отчетности. Он обеспечивает не только исключение допущенных ошибок, но и получение дополнительных сведений, расширенный анализ.
Основная информация
Должны присутствовать взаимоувязки между показателями этих форм отчетностей:
Отчетные документы обычно оформляются по определенным формам. Однако фирма может применять свои или доработанные формы. Но и в этом случае должны присутствовать логические связи.
Вопрос: Как определить уровень существенности ошибки в бухгалтерской отчетности?
Посмотреть ответ
Ключевые взаимосвязи
Сначала нужно установить соответствие между балансом и фин. отчетом:
Затем нужно установить равенство между балансом и отчетом о капитале:
Устанавливается наличие логических связок между отчетом о финансовых итогах и отчетом о капитале:
Потом сравниваются значения баланса и отчета о финансовых итогах:
Связи между балансом и отчетом о прибыли:
Требуется также сравнить баланс и пояснения к нему:
После проведения полной проверки можно сдавать отчетность.
Как используется взаимоувязка в учете
Финансовые и бухгалтерские отчетности имеют информативные и логические взаимосвязи. Логические связи становятся очевидными при просмотре итогов бухгалтерского баланса.
Баланс значений является основным принципом и бухучета, и отчетности. Бухгалтер обязательно должен уметь находить взаимосвязи, так как это позволит детально анализировать структуру отчетов, проверять увязку арифметическим методом.
Различные особенности
Учетная документация фиксирует действительное состояние деятельности компании. Между разными бумагами должна прослеживаться взаимная связь. К примеру, совпадает баланс и отчетность фин. результатов. В частности, прослеживается связь между графами и столбцами баланса и отчетности.
В основных отчетных бумагах совпадает эта информация:
Все отчетности отображают деятельность компании. В разных бумагах могут фиксироваться одни и те же значения.
Дополнительная информация
Нужно ли искать логическую связь между бухгалтерской и налоговой отчетностью? Прямой взаимосвязи между этими документами найти нельзя. Связано это с тем, что при составлении разных направлений отчетности применяются различные принципы. То есть используются разные правила формирования документов. Следовательно, никаких прямых связей между документами нет.
Кто именно должен проводить взаимоувязку? Поиском логических связей между отчетностями должен заниматься любой юридический субъект вне зависимости от его размера. То есть взаимоувязка ищется и бухгалтерами малого бизнеса. Более того, для маленьких компаний процедура будет более простой. Связано это с небольшим количеством документов и данных. Поиск взаимоувязок позволяет не только обнаружить ошибки, но и увидеть реальные финансовые итоги деятельности фирмы.
Какой именно специалист должен искать логические связи? По сути, это работа главбуха. Однако делегировать ее можно любому представителю финансового или бухгалтерского отдела. Если в фирме нет компетентных сотрудников, можно прибегнуть к услугам сторонних специалистов. Поиск взаимоувязок – это достаточно простая работа при наличии соответствующих сведений.
Однако если за это возьмется человек без должных финансовых знаний, несоответствия могут быть пропущены.
Нужно ли как-то фиксировать осуществление взаимоувязки? Нужно, однако проблема заключается в том, что законом не оговорены соответствующие формы подтверждающих документов. Их нужно разработать самостоятельно и отразить это в учетной политике. Руководителю также желательно установить сроки и порядок осуществления процедуры.
Что влечет за собой игнорирование поиска взаимоувязок
Если представители компании не проводят поиск взаимоувязок, в отчетности могут оставаться ошибки и несоответствия. Налоговики занимаются проверкой документов, ищут логические связи. Если будут обнаружены несоответствия, может быть назначена дополнительная налоговая проверка. Это затрудняет деятельность компании. В ходе проверки могут быть обнаружены другие ошибки, что приведет к наложению санкций. Проще предварительно проверить отчетность. Сделать это может любой бухгалтер и специалист с финансовым образованием.
К СВЕДЕНИЮ! Продолжительность проверки зависит от объема сравниваемых документов, профессионализма бухгалтера.
Как проверить бухгалтерский баланс?
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Правильно составленный баланс — это упорядоченная система данных, которая показывает движение имущества, результаты деятельности организации, состояние расчетов с контрагентами и обязательств. Баланс тесно связан с финансовым учетом и помогает контролировать работу предприятия, а также сохранять имущество компании.
Информация, которая содержится в балансе, может быть важна и интересна не только собственникам организации или ФНС, перед которой компания отчитывается этим документом. Данные баланса могут потребоваться другим заинтересованным лицам:
Поэтому важно правильно составить бухгалтерский баланс и провести его проверку: сравнить соотношения показателей между разными формами. Если строка бухгалтерского баланса искажена на 10% или более, то согласно ст. 15.11 КоАП РФ налоговая может выставить компании штраф на 2000-3000 рублей. Если отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то при искажениях будет сложнее получить положительное аудиторское заключение. Из-за ошибок в балансе банк может отказать в кредите, а инвесторы отказаться от сотрудничества. Также баланс не должен содержать помарок и подчисток.
Этапы проверки бухгалтерского баланса
Проверку баланса стоит начать с простых вещей. Правильно ли внесены в документ все ключевые данные об организации? А это:
Далее, проследите, совпадают ли показатели начала отчетного периода и конца предыдущего отчетного периода — по содержанию показателей и по номенклатуре статей. Одно из важных требований баланса — преемственность, когда последующий баланс вытекает из предыдущего.
Сверьте Главную книгу и показатели баланса, опираясь на данные учетных регистров. Это поможет выявить возможные отклонения и подтвердит статьи баланса. Также баланс должен опираться на данные инвентаризации. Проведите инвентаризацию, чтобы убедиться, что остатки, которые числятся на счетах, существуют в действительности.
Еще одно требование к балансу — его единство. Это означает, что баланс должен строиться на единых принципах оценки и учета, когда во всех отделах компании применяется единая номенклатура счетов учета, одинаковое содержание счетов. И за этим тоже следует следить не только при проверке баланса, но уже при самой организации учета или его ведении.
Следует помнить, что основные средства нужно учитывать по первоначальной стоимости, которая включает фактические затраты на строительство, доставку, таможенные сборы, монтаж, настройку, консультации специалистов и т. д. Остаточная стоимость получается, если вычесть амортизацию из первоначальной стоимости. По остаточной стоимости основные средства и отражаются в балансе. Нематериальные активы нужно учитывать по остаточной стоимости после фактической проверки.
Взаимоувязка форм отчетности
Основной и самый показательный критерий правильно составленного баланса — равенство актива и пассива. Но кроме этого некоторые показатели разных форм отчетности связаны друг с другом. Например, некоторые строки баланса и некоторые строки отчета о финрезультатах или отчета о движении денежных средств. И эту взаимосвязь необходимо сохранять.
Сравним показатели Баланса и Отчета о финансовых результатах:
Сравним показатели Баланса и Отчета об изменениях капитала:
Сравним показатели Баланса и Пояснений к балансу и отчету о финрезультатах:
Сравним показатели Баланса и Отчета о движении денежных средств:
Если какие-то показатели в балансе не сходятся, придется вернуться к проверке отчетов, а в них — первичной документации. Чтобы избежать ошибок и кропотливого “ручного” ведения учета, воспользуйтесь бухгалтерской программой или онлайн-сервисом с автоматизированной подготовкой отчетов.
Какие показатели должны сходиться в Бухгалтерском балансе и Отчете о финансовых результатах?
Подходит к концу отчетная кампания за 2019 г. Бухгалтеры всей страны сейчас заняты формированием пакета годовой отчетности, которую до 31 марта 2020 г. необходимо представить в ФНС. Но прежде чем отправить налоговикам итоги работы предприятия за год, рекомендуем ознакомиться с данной статьей, в которой речь пойдет о взаимосвязи двух основных форм – Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах.
Сначала поговорим о важных изменениях в этой области. Федеральным законом от 28.11.2018 г. № 444-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также соответствующие поправки внесены в ст. 23 НК РФ Федеральным законом от 28.11.2018 г. № 447-ФЗ.
Самая главная новость состоит в том, что с 1 января 2020 года организации освобождаются от сдачи экземпляра годовой бухгалтерской отчетности в органы государственной статистики, как это было ранее. Такая обязанность останется только за теми предприятиями, чья отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне, а также она сохранится в случаях, установленных Правительством РФ.
Данные нововведения объясняются тем, что с 2020 года ФНС России будет формировать государственный информационный ресурс (базу), содержащий информацию о бухгалтерской отчетности организаций. Более того, по организациям, подлежащим обязательному аудиту, в базу будут включаться данные аудиторских заключений. Оно должно быть представлено в виде электронного документа вместе с годовой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Вернемся к нашим формам отчетности. Итак, итоги бухгалтерского баланса должны сходиться, т.е. актив баланса должен быть равен пассиву (А=П).
Обычно баланс формируют по итогам календарного года. Но для оценки деятельности организации заинтересованные пользователи могут легко сформировать так называемую промежуточную бухгалтерскую отчетность как на конец месяца, так и на конец квартала.
Показатели в балансе отражены за отчетный год и предшествующие два года.
Чтобы сформировать корректную бухгалтерскую отчетность сначала необходимо выполнить все предусмотренные программой регламентные операции. Для этого заходим в раздел «Операции», далее гиперссылка «Закрытие месяца».
Ежемесячно проводим операцию «Закрытие месяца». Обращаем внимание, что в декабре месяце появляется дополнительная регламентная операция «Реформация баланса», подразумевающая собой процедуру закрытия бухгалтерских счетов, на которых учитываются финансовые результаты деятельности организации.
Для заполнения бухгалтерского баланса берутся данные из ОСВ («Отчеты» – «Оборотно-сальдовая ведомость»). Сальдо на конец периода по счету (дебет (актив) или кредит (пассив)) и формируют баланс.
Рассмотрим более подробно этот момент на примере нашей организации ООО «Ромашка». Сформируем закрытие месяца за декабрь 2019 г. и ОСВ на 31.12.2019 г.
Далее по кнопке «Создать» выбираем позицию «Бухгалтерская отчетность с 2011 г.», указываем период календарный год и формируем экземпляр отчетности.
В сформировавшуюся отчетность из ОСВ остатки счетов по дебету переносятся в Актив, а остатки по кредиту переносятся в Пассив.
Берется развернутое сальдо, как на примере по счету 62 есть остаток по Дт 62.01=42300 руб., а по Кт 62.02=180680 руб., (свернутое сальдо по данному счету получается 138380 руб.).
Показатели бухгалтерского баланса заполняются в тысячах рублей. При отсутствии какого-либо значения ставится прочерк:
В итоге получаем баланс (А=П).
Отчет о финансовых результатах составляется нарастающим итогом с начала года. Он также может формироваться и за год, и поквартально. Данная форма отчетности показывает информацию о доходах и расходах, о финансовых результатах за текущий год и такой же период предыдущего года.
Из оборотно-сальдовой ведомости берутся показатели «Обороты за период» на счетах учета 90, 91, 99. Сальдо на конец периода по данным счетам и субсчетам должно быть закрыто.
Рассмотрим подробнее порядок формирования некоторых показателей.
Если организация на общей системе налогообложения, то выручка берется без учета сумм НДС (оборот по счету Кт 90.01 минус оборот по Дт 90.03 «НДС»).
Данные по оборотам из оборотно-сальдовой ведомости (название счетов учета и показывают в какую строчку отчета о финансовых результатах попадет показатель) переносятся в графу 4 (текущий год) этого отчета. Заполнение строчек происходит в тысячах рублей. Строчки формы, которые вычитаются, показываются в скобках.
Строка 2410 «Текущий налог на прибыль» равна сумме налога, отраженной в налоговой декларации по налогу на прибыль по строке 180 Листа 02. Если организация на УСН, то отражается сумма налога УСН за этот год.
По строке 2400 отражается результат деятельности: чистая прибыль (убыток) организации.
Отрицательный показатель показывается в скобках.
Как правило, для оценки состояния финансового положения организации, баланс анализируют вместе с отчетом о финансовых результатах.
Так что же должно сходиться в этих главных формах?
1. Самый основной показатель баланса строка 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и строка 2400 «Чистая прибыль (убыток)» отчета о финансовых результатах:
— Если данные на начало года отсутствовали, то эти строчки в отчетном году обеих форм должны быть равны,
— Если данные на начало отчетного года есть, тогда строка 1370 баланса предыдущего года + строка 2400 текущего года) = строка 1370 текущего года,
— Если, например, в отчетном периоде была выплата дивидендов:
(строка 1370 предыдущего года + строка 2400 текущего года) минус выплаченные дивиденды по Дт счета 84 = строка 1370 текущего года.
В рассматриваемом примере в организации как раз в течение отчетного года была выплата дивидендов, поэтому: (704+2243-2200)=747 тыс. руб.
На 31.12.2018 г. строка 1370 = 704 тыс. руб.
на 31.12.2019 строка 2400 = 2243 тыс. руб.
В отчетном периоде Дт счета 84=2200 тыс. руб.
На 31.12.2019 строка 1370 = 747 тыс. руб.
2. Если организация применяла ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства должны отражаться развернуто), то:
Строка 1180 «Отложенные налоговые активы» баланса (разница предыдущего и текущего периода) равна строке 2450 «Изменение отложенных налоговых активов» отчета о финансовых результатах на отчетный период.
Строка 1420 «Отложенные налоговые обязательства» (разница предыдущего и текущего периода) равна строке 2430 «Изменение отложенных налоговых обязательств» на отчетный период.
В случае выявленных расхождений в бухгалтерском балансе предлагаем ознакомиться с нашим видеороликом Почему не сходится баланс?
Автор статьи: Оксана Калинина
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Как проверить бухгалтерский баланс
Из нашей статьи вы узнаете:
Как проверить бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс – документ, в котором отражены сведения о движении имущества, состоянии счетов, взаимоотношениях с контрагентами и, в целом, результаты финансовой и хозяйственной деятельности организации.
Правильность составления документа и сравнение его показателей с другими формами отчетности крайне важны. Отклонение в строке сведений на 10% и более от реальной цифры влечет ответственность и штраф в рамках ст. 15.11 КоАП РФ, а также затруднит получение компанией положительного заключения от аудитора.
В статье рассмотрим, как проверить бухгалтерский баланс и увязать его показатели с данными из других видов отчетности.
Этапы проверки бухгалтерского баланса
В первую очередь следует проверить правильность данных об организации:
Текущий баланс должен быть продолжением предшествующего. Соответственно, необходимо проверить их между собой. Показатели начала периода текущего документа должны совпадать с показателями конца предыдущего. Это касается как содержания, так и номенклатуры статей.
Информация в отчетной форме должна соответствовать данным Главной книги и инвентаризационным данным. Рекомендуется регулярно проводить инвентаризацию, чтобы убедиться в действительном существовании различных остатков, которые записаны на счетах.
Как прочитать бухгалтерский баланс
Отчет строится на соотношении активов и пассивов. При чтении документа следует обратить внимание на следующие моменты:
Наиболее результативно читать и анализировать баланс, в котором представлены сведения о нескольких отчетных периодах. Например, за последние 3 года. В этом случае сравнивают цифры по каждому показателю за каждый год и делают вывод о результативности и успешности бизнеса.
Анализ бухгалтерского баланса предприятия
Рассмотрим пример в виде отчета некоторой компании из числа малого бизнеса (в нем нет отложенных налоговых активов и обязательств, так как малый бизнес имеет право не отражать их в данном документе в согласии с п. 2 ПБУ 18/02).
№ | Наименование показателя | Код строки | Данные на 31.12.2018 | Данные на 31.12.2019 | Данные на 31.12.2020 |
---|---|---|---|---|---|
1. | Внеоборотные активы | ||||
Основные средства | 1150 | 808 | 783 | 760 | |
Финансовые вложения | 1170 | — | 3 | 45 | |
2. | Оборотные активы | ||||
Запасы | 1210 | 117 | 119 | 113 | |
Дебиторская задолженность | 1230 | 52 | 50 | 57 | |
Денежные средства и эквиваленты | 1250 | 13 | 9 | — | |
БАЛАНС | 1600 | 990 | 964 | 975 | |
3. | Капитал и резервы | ||||
Уставный капитал | 1310 | 10 | 10 | 10 | |
Резервный капитал | 1360 | 3 | 4 | 5 | |
Нераспределенная прибыль | 1370 | 317 | 476 | 512 | |
5. | Краткосрочные обязательства | ||||
Кредиторская задолженность | 1520 | 660 | 474 | 448 | |
БАЛАНС | 1700 | 990 | 964 | 975 |
Какие выводы следуют из этих показателей:
Взаимоувязка форм отчетности
В правильно составленном документе есть взаимоувязки показателей баланса с другими формами отчетности. В их числе отчет о доходах и расходах, о капитале, движении денежных средств, а также пояснительные записки к документу.
Ключевые взаимосвязи, то есть соответствие между показателями двух документов, включают следующие увязки:
Строка баланса | Строка соотносимого документа |
Финансовый отчет | |
1250 | 4500, 4450, 4400 |
Отчет о капитале | |
1310 | 3100, 3300, 3310, 3320 |
Отчет о финансовых итогах | |
1370 по завершении года | 2600 на текущий год |
Отчет о прибыли | |
1370 | 2400 |
1180 | 2450 |
В онлайн-сервисе Астрал Отчет 5.0 вы быстро подготовите электронную отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и другие ведомства. Платформа предоставляет пакет возможностей для настройки продуктивной работы, в том числе и бухгалтерии:
Выводы
Проверка и чтение бухгалтерского баланса, а также увязка его с другими видами отчетности – важнейшие навыки как для бухгалтера, так и для руководителя компании. Этот документ содержит важнейшую информацию о деятельности организации и при понимании определенных моментов дает опорные точки для выстраивания плана работы всей организации, позволяет избежать серьезных проблем и вовремя поменять тактику ведения бизнеса.
Отчет о финансовых результатах
По завершении отчетного периода организации сдают в ИФНС отчет о финансовых результатах. Мы расскажем, как заполнить форму за 2020 год, дадим расшифровку строк, и на примере проиллюстрируем, какие цифры в них отразить. Кроме этого, напомним, куда и в какие сроки необходимо сдать бухгалтерскую отчетность.
Что такое отчет о финансовых результатах
Это бланк, входящий в состав бухгалтерской отчетности наряду с балансом и приложениями к нему. Форма отчета утверждена приказом Минфина от 02.07.10 № 66н (далее — приказ № 66н).
ВАЖНО. Форма отчета о финансовых результатах не является рекомендуемой. Использовать ее — это обязанность, а не право организаций. Но компания может сама установить степень детализации. Например, расшифровать, из чего складываются коммерческие расходы, и ввести для этого дополнительную строку «В том числе».
К слову, прежде данный бланк именовался «отчет о прибылях и убытках» и «форма № 2». Современное название введено более восьми лет назад, но до сих пор некоторые бухгалтеры, аудиторы и прочие специалисты применяют старое наименование.
Где скачать бланк формы 2 отчета о финансовых результатах
Существует форма, предназначенная для всех организаций (назовем ее общей формой). Она приведена в приложении № 1 к приказу № 66н. Правила заполнения, приведенные далее, относятся именно к общей форме отчета о финрезультатах (по активной ссылке можно скачать бланк формы 2 отчета о финансовых результатах).
Как заполнять отчет о финансовых результатах
Цель заполнения — показать, как были рассчитаны итоговые показатели:
Каждая итоговая величина получается путем сложения или вычитания промежуточных величин. Например, чтобы найти валовую прибыль, нужно сначала взять два промежуточных показателя: выручку и себестоимость продаж. Затем от первого отнять второй.
ВАЖНО. Промежуточные величины, которые участвуют в расчетах со знаком «минус» (то есть отнимаются), нужно указывать в круглых скобках. Некоторые показатели всегда стоят в скобках: коммерческие расходы, проценты к уплате и проч. Но есть и те, которые могут быть либо в скобках, либо без них. Это, к примеру, прибыль (убыток) до налогообложения.
У всех строк есть графа «Пояснения». В ней проставляется номер пояснений, в которых раскрыта информация по данной строке. Если, к примеру, сведения о выручке сведены в справку с номером 15, то перед строкой «Выручка» надо поставить «15».
ВНИМАНИЕ. Раньше отчет о финансовых результатах допускалось заполнять как в тысячах, так и в миллионах рублей. Но сейчас существует только один вариант — в тысячах рублей. Данные поправки в приказ № 66н внесены приказом Минфина от 19.04.19 № 61н.
Отчет о финансовых результатах: расшифровка строк
Для каждой строки предусмотрен свой код, его указывают в отдельном столбце. Расшифровка кодов приведена в приложении № 4 к приказу № 66н (см. табл. 1).
Строки отчета о финансовых результатах с кодами и расшифровкой
Наименование показателя
Что указывать
Оборот за отчетный период по кредиту счета 90 субсчет «Выручка». Берется без НДС и акцизов
Сумма следующих проводок, сделанных за отчетный период: