как проверяют бланки цт
Как проверяют бланки ЦТ?
Если в школе контрольные тетради проверяют учителя, то с проверкой бланков ЦТ всё сложнее. Их сканирует компьютер и при необходимости специалисты-верификаторы. Мы расскажем, куда отправляются бланки ЦТ после тестирования, как их проверяют и по какому принципу выставляют итоговый балл.
Заполненные бланки упаковывают в почтовые мешки — вализы — и спецтранспортом со всей Беларуси доставляют в Республиканский институт контроля знаний. В РИКЗ количество заполненных бланков сверяется с первоначальным, т.к. учитываются как заполненные, так и неиспользованные бланки.
Затем бланки ответов сканируются и превращаются в фотографии, которые уже нельзя изменить. Вся последовательность действий фиксируется. После этого оригиналы бланков ответов опять пакетируются и отправляются на хранение. Храниться они будут до конца года. Вся дальнейшая работа ведется с копиями, что позволяет сохранить оригинал, не пускать его через множество рук.
Юрий Миксюк, директор РИКЗ
Затем отсканированные бланки ЦТ оцифровываются (поэтому организаторы просят абитуриентов заполнять их чёрной гелевой ручкой — её чётко распознаёт сканер). На этом этапе компьютер может что-то не распознать, поэтому проводится верификация. Причём бланки разделяются на две области, и выходит так, что верификатор не видит бланк ответов целиком. Либо область регистрации, либо область ответов. За каждую область отвечают разные люди. Вся процедура проверки бланков строго конфиденциальна.
Сверяет бланк с правильными ответами не человек, а компьютер. Задача верификаторов — проследить, всё ли корректно отсканировано, допустил абитуриент ошибку или просто неразборчиво написал букву (Д как А, Н как М ), залез одним крестиком на другую ячейку. Спорные вопросы рассматриваются несколько раз, каждый тест проверяет по очереди несколько человек. Если вопросы остаются и после этого — бланк ЦТ доставляется из хранилища на рассмотрение специальной комиссии. РИКЗ следит за тем, чтобы оцифрованное изображение на 100% соответствовало тому, что было записано в бланке. Проверка бланков ЦТ — сложный, длительный, но в то же время отлаженный процесс.
Система безопасности выстроена надёжно, фиксирует любые действия и гарантирует прозрачность и объективность. Всё продумано и прописано в служебных инструкциях, соблюдение которых и обеспечивает стопроцентный результат. Мы ведь по жизни часто встречаемся с различными сложными процессами, которые имеют организованную прописанную систему безопасности. И мы вынуждены им доверять. Например, собираясь лететь на самолете, доверяем отлаженной системе, которая проверяет: подготовлен ли самолет, готов ли пилот? Вряд ли кому-то придет в голову мысль пойти посмотреть, целы ли колеса. Или другой пример — электронный документооборот: если не будем ему доверять, придется снова носить бумажки из кабинета в кабинет.
Юрий Миксюк, директор РИКЗ
Баллы за централизованное тестирование подсчитываются и выставляются в соответствии с установленными правилами, о которых мы уже рассказывали ранее.
Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Как составляют и проверяют ЦТ
Сегодня у абитуриентов тестирование по белорусскому языку. С экзамена по этому предмету (сдавать его планируют примерно 24 900 человек из 82 471 записавшихся на ЦТ) традиционно начинается проверка знаний кандидатов в студенты. На очереди — русский язык, который в четверг собираются писать около 66 900 человек. А накануне на заседании Госкомиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний была обозначена основная задача — абитуриенты и их родители должны быть уверены в том, что главным приоритетом, дающим право на поступление, являются исключительно знания. Как работает этот уже отлаженный годами механизм? Об этом в интервью «СБ» рассказал директор Республиканского института контроля знаний Юрий Миксюк.
— Могу с уверенностью сказать, что в стране создана уникальная система информационной безопасности. Начну с того, что на завершающей стадии формирования тестового задания с ним работает один конкретный человек, который и вносит его в общий банк данных, где оно кодируется. Вся работа идет в специальном помещении с видеонаблюдением, с ограниченным доступом, на специальных портативных станциях, которые не имеют выхода в интернет и каких–то внешних носителей. Есть и программная защита. Затем в назначенный день с участием госкомиссии формируется выборка, которая дает нам варианты тестов в виде кодов. Процесс происходит с помощью генератора случайных чисел. Скажем, из 500 вариантов госкомиссия случайным образом отбирает 10. Участники комиссии видят только шифры, у них нет возможности прочитать задания. С макетом теста опять же работает один человек в защищенной комнате с видеонаблюдением, куда никто не может зайти. Затем он же тиражирует тест, закладывает бланки в пакеты и запечатывает. Дальше эти пакеты хранятся в сейфе, откуда их в установленное время в запечатанных вализах забирает фельдъегерская служба и передает комиссии в центре тестирования. Ее представители убеждаются, что пломба целая, вскрывают вализу и проверяют целостность пакетов. А распечатывают их лишь в аудитории в момент тестирования.
— В РИКЗе ведется учет всех бланков ответов, то есть вы точно знаете, какой бланк в какую аудиторию отправился?
— Да, когда розданы бланки ответов и остались незаполненные, они гасятся. Все бланки ответов после тестирования поступают в РИКЗ опять–таки через фельдъегерскую службу, здесь они сличаются, при этом их количество должно совпасть с первоначальным. Затем бланки ответов сканируются и превращаются в фотографии, которые уже нельзя изменить. Вся последовательность действий фиксируется. После этого оригиналы бланков ответов опять пакетируются и отправляются на хранение. Храниться они будут до конца года. Вся дальнейшая работа ведется с копиями, что позволяет сохранить оригинал, не пускать его через множество рук. Отсканированную фотографию мы переводим в электронный вид, то есть оцифровываем. На этом этапе компьютер может что–то не распознать, поэтому проводится верификация. Тут важный момент: электронная часть разделяется компьютером на две области — регистрации и ответов. Верификатор участвует в проверке либо одной области, либо другой. Иными словами, полностью с бланком никто не работает.
— Кто может стать верификатором?
— Это сторонние люди, могут быть учителя, студенты. Они проходят серьезное обучение, и их задача — строго руководствоваться инструкцией. Хорошо, если у человека есть опыт работы на предыдущих вступительных кампаниях: будет быстрее выполнять свою задачу. При этом у верификаторов есть старшие руководители, которые контролируют процесс. И если мы видим, что кто–то пропускает погрешности, то есть заставляет компьютер снова и снова возвращаться к непонятным моментам, такого верификатора больше не приглашаем. Здесь просто задействован человеческий мозг, который помогает компьютеру правильно распознать сложные нюансы.
ФОТО БЕЛТА
— Как выглядит процесс работы верификаторов?
— При проверке области регистрации идет обращение к компьютерной базе данных абитуриента. Если компьютер не распознает какую–то область, верификатор сверяет ее с фотографией области регистрации, скажем, это буква А или Д в фамилии. После этого опять компьютер проверяет, находит, что такой абитуриент действительно есть, номер паспорта совпадает. Если возникают какие–то сложности, у процесса может быть несколько стадий: после одного проверяющего смотрит другой, третий… Компьютер может возвращать, обозначать, что нужно посмотреть еще раз. Все для того, чтобы оцифрованное изображение однозначно соответствовало тому, что было записано в бланке. Когда проверена область регистрации, другие люди начинают верифицировать область ответов. Здесь опять же компьютер указывает, что в задании, где должен быть дан один ответ, обозначены два. Смотрится, что распознал компьютер и что на фотографии. К примеру, мы видим, что крестик поставлен неаккуратно и зацепил соседнюю клеточку или в ответах компьютер не смог понять, написана в слове буква П или Н. Уже на уточненное изображение компьютер накладывает шаблон правильных ответов, после чего результат попадает в базу. Это все очень сложный и длительный, но в то же время отлаженный процесс, и никаких сторонних действий, которые бы влияли на результат, быть не может.
— Иными словами, у абитуриентов нет повода для беспокойства: их ответы будут самым внимательным образом проверены, ошибки исключены?
— Совершенно верно. В силу того, что мы максимально пытаемся обеспечить защиту и информационную безопасность, система сконцентрирована в РИКЗ. Она всегда работала стопроцентно, и ни одного несовпадения с оригиналом установлено не было. Нас ведь тоже проверяют госкомиссия, компетентные органы. Выстроена система безопасности надежно, фиксирует любые действия и гарантирует прозрачность и объективность. Все продумано и прописано в служебных инструкциях, соблюдение которых и обеспечивает стопроцентный результат. Мы ведь по жизни часто встречаемся с различными сложными процессами, которые имеют организованную прописанную систему безопасности. И мы вынуждены им доверять. Например, собираясь лететь на самолете, доверяем отлаженной системе, которая проверяет: подготовлен ли самолет, готов ли пилот? Вряд ли кому–то придет в голову мысль пойти посмотреть, целы ли колеса. Или другой пример — электронный документооборот: если не будем ему доверять, придется снова носить бумажки из кабинета в кабинет.
— Еще один важный момент: в этом году для составления заданий привлекали учителей обычных общеобразовательных школ. Как отметили на заседании госкомиссии, чтобы задания соответствовали школьной программе. Не означает ли это, что тесты стали проще?
— Нет. Не только формулировки, но и сам материал должен соответствовать изложенному в учебниках. Чтобы не было таких вопросов, которые вынесены для ознакомления или не рассматривались в новых пособиях. Поэтому и привлекались практики, которые работают в школе, авторы учебников. В итоге по каждому тесту мы знаем учебник, параграф, страницу. Более того, скажем, по химии для ответов выбираются простые числа, чтобы вероятность ошибок при вычислении была минимальна. Если мы говорим о языках, то тексты должны соответствовать возрасту и лексическому опыту сдающих экзамен. Вся работа над тестами направлена на то, чтобы улучшить их качество и создать условия, которые бы максимально благоприятствовали уточнению уровня знаний абитуриента.
Тест-контроль: ошибки быть не может. Директор РИКЗ рассказал, как составляют и проверяют ЦТ
Сегодня у абитуриентов тестирование по белорусскому языку. С экзамена по этому предмету (сдавать его планируют примерно 24.900 человек из 82.471 записавшихся на ЦТ) традиционно начинается проверка знаний кандидатов в студенты. На очереди – русский язык, который в четверг собираются писать около 66.900 человек. А накануне на заседании Госкомиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний была обозначена основная задача – абитуриенты и их родители должны быть уверены в том, что главным приоритетом, дающим право на поступление, являются исключительно знания. Как работает этот уже отлаженный годами механизм? Об этом в интервью «СБ» рассказал директор Республиканского института контроля знаний Юрий Миксюк.
– Могу с уверенностью сказать, что в стране создана уникальная система информационной безопасности. Начну с того, что на завершающей стадии формирования тестового задания с ним работает один конкретный человек, который и вносит его в общий банк данных, где оно кодируется. Вся работа идет в специальном помещении с видеонаблюдением, с ограниченным доступом, на специальных портативных станциях, которые не имеют выхода в интернет и каких-то внешних носителей. Есть и программная защита. Затем в назначенный день с участием госкомиссии формируется выборка, которая дает нам варианты тестов в виде кодов. Процесс происходит с помощью генератора случайных чисел. Скажем, из 500 вариантов госкомиссия случайным образом отбирает 10. Участники комиссии видят только шифры, у них нет возможности прочитать задания. С макетом теста опять же работает один человек в защищенной комнате с видеонаблюдением, куда никто не может зайти. Затем он же тиражирует тест, закладывает бланки в пакеты и запечатывает. Дальше эти пакеты хранятся в сейфе, откуда их в установленное время в запечатанных вализах забирает фельдъегерская служба и передает комиссии в центре тестирования. Ее представители убеждаются, что пломба целая, вскрывают вализу и проверяют целостность пакетов. А распечатывают их лишь в аудитории в момент тестирования.
– В РИКЗе ведется учет всех бланков ответов, то есть вы точно знаете, какой бланк в какую аудиторию отправился?
– Да, когда розданы бланки ответов и остались незаполненные, они гасятся. Все бланки ответов после тестирования поступают в РИКЗ опять-таки через фельдъегерскую службу, здесь они сличаются, при этом их количество должно совпасть с первоначальным. Затем бланки ответов сканируются и превращаются в фотографии, которые уже нельзя изменить. Вся последовательность действий фиксируется. После этого оригиналы бланков ответов опять пакетируются и отправляются на хранение. Храниться они будут до конца года. Вся дальнейшая работа ведется с копиями, что позволяет сохранить оригинал, не пускать его через множество рук. Отсканированную фотографию мы переводим в электронный вид, то есть оцифровываем. На этом этапе компьютер может что-то не распознать, поэтому проводится верификация. Тут важный момент: электронная часть разделяется компьютером на две области – регистрации и ответов. Верификатор участвует в проверке либо одной области, либо другой. Иными словами, полностью с бланком никто не работает.
– Кто может стать верификатором?
– Это сторонние люди, могут быть учителя, студенты. Они проходят серьезное обучение, и их задача – строго руководствоваться инструкцией. Хорошо, если у человека есть опыт работы на предыдущих вступительных кампаниях: будет быстрее выполнять свою задачу. При этом у верификаторов есть старшие руководители, которые контролируют процесс. И если мы видим, что кто-то пропускает погрешности, то есть заставляет компьютер снова и снова возвращаться к непонятным моментам, такого верификатора больше не приглашаем. Здесь просто задействован человеческий мозг, который помогает компьютеру правильно распознать сложные нюансы.
– Как выглядит процесс работы верификаторов?
– При проверке области регистрации идет обращение к компьютерной базе данных абитуриента. Если компьютер не распознает какую-то область, верификатор сверяет ее с фотографией области регистрации, скажем, это буква А или Д в фамилии. После этого опять компьютер проверяет, находит, что такой абитуриент действительно есть, номер паспорта совпадает. Если возникают какие-то сложности, у процесса может быть несколько стадий: после одного проверяющего смотрит другой, третий. Компьютер может возвращать, обозначать, что нужно посмотреть еще раз. Все для того, чтобы оцифрованное изображение однозначно соответствовало тому, что было записано в бланке. Когда проверена область регистрации, другие люди начинают верифицировать область ответов. Здесь опять же компьютер указывает, что в задании, где должен быть дан один ответ, обозначены два. Смотрится, что распознал компьютер и что на фотографии. К примеру, мы видим, что крестик поставлен неаккуратно и зацепил соседнюю клеточку или в ответах компьютер не смог понять, написана в слове буква П или Н. Уже на уточненное изображение компьютер накладывает шаблон правильных ответов, после чего результат попадает в базу. Это все очень сложный и длительный, но в то же время отлаженный процесс, и никаких сторонних действий, которые бы влияли на результат, быть не может.
– Иными словами, у абитуриентов нет повода для беспокойства: их ответы будут самым внимательным образом проверены, ошибки исключены?
– Совершенно верно. В силу того, что мы максимально пытаемся обеспечить защиту и информационную безопасность, система сконцентрирована в РИКЗ. Она всегда работала стопроцентно, и ни одного несовпадения с оригиналом установлено не было. Нас ведь тоже проверяют госкомиссия, компетентные органы. Выстроена система безопасности надежно, фиксирует любые действия и гарантирует прозрачность и объективность. Все продумано и прописано в служебных инструкциях, соблюдение которых и обеспечивает стопроцентный результат. Мы ведь по жизни часто встречаемся с различными сложными процессами, которые имеют организованную прописанную систему безопасности. И мы вынуждены им доверять. Например, собираясь лететь на самолете, доверяем отлаженной системе, которая проверяет: подготовлен ли самолет, готов ли пилот? Вряд ли кому-то придет в голову мысль пойти посмотреть, целы ли колеса. Или другой пример – электронный документооборот: если не будем ему доверять, придется снова носить бумажки из кабинета в кабинет.
– Еще один важный момент: в этом году для составления заданий привлекали учителей обычных общеобразовательных школ. Как отметили на заседании госкомиссии, чтобы задания соответствовали школьной программе. Не означает ли это, что тесты стали проще?
– Нет. Не только формулировки, но и сам материал должен соответствовать изложенному в учебниках. Чтобы не было таких вопросов, которые вынесены для ознакомления или не рассматривались в новых пособиях. Поэтому и привлекались практики, которые работают в школе, авторы учебников. В итоге по каждому тесту мы знаем учебник, параграф, страницу. Более того, скажем, по химии для ответов выбираются простые числа, чтобы вероятность ошибок при вычислении была минимальна. Если мы говорим о языках, то тексты должны соответствовать возрасту и лексическому опыту сдающих экзамен. Вся работа над тестами направлена на то, чтобы улучшить их качество и создать условия, которые бы максимально благоприятствовали уточнению уровня знаний абитуриента.
ЦТ в Беларуси: как организована защита и проверка бланков и может ли посторонний повлиять на итоговый балл
Новости Беларуси. Для тех, кто неделю назад беззаботно прощался со школой, наступила горячая пора – централизованное тестирование. На уходящей неделе прошли испытания по пяти предметам. А мы заглянули в ту самую тайную комнату, куда заполненные тесты доставляют спецтранспортом со всей республики, пообщались с теми, кто их проверяет, и узнали, кто же выставляет те самые вожделенные баллы.
Тестовые задания вскрывают по часам – ровно в 11.00. И обязательно в присутствии Госконтроля. В аудитории – ни одного лишнего человека. Процедура проведения ЦТ отработана до мелочей и хорошо знакома каждому, кто хочет поступить в вуз. Не соблюдаешь правила – покидаешь не только аудиторию, но и вступительную кампанию.
Впрочем, жесткие требования к абитуриентам – лишь верхушка айсберга в безопасности контроля знаний. После того, как бланки сданы, процедура строго по уставу, почти как у военных. Расписано все до мелочей. Бланки отправляются в вализы.
Наталья Вайтехович, первый заместитель директора Республиканского института контроля знаний:
Вализы – это такие мешки, которые имеют определенную степень защиты, у них есть металлическая защелка, на которую крепится бирка, на которой указан пункт тестирования, наш адрес (адрес института) и ответственное лицо (тот специалист нашего института, который имеет право принимать эти вализы). Эти бирки крепятся на вализу, обязательно ставится пломба.
Доступ посторонних к ответам абитуриентов исключен по определению. Машины приходят по расписанию. Принять вализ у офицеров имеет право только тот сотрудник института, фамилия которого указана на пломбе. Затем мешки выгружают вот в эту комнату.
Наталья Вайтехович, первый заместитель директора Республиканского института контроля знаний:
Нам очень важно знать, что если в пункте тестирования в аудитории № 1 тест писали 50 человек, значит к нам должно прийти 50 бланков ответов. После этого, когда идет такой пересчет, вы видите, что они все у нас особым образом отмечаются (использованные и неиспользованные тесты, бланки ответов). Вот эти материалы снова упаковываются в вализы, несмотря на то, что следующий кабинет находится буквально по соседству. Тем не менее бланки ответов мы не переносим просто так, в руках.
Так положено по правилам информационной безопасности. А вот тот самый кабинет напротив, где бланки снова достают из мешков. Кстати, помещения в институте, даже если там уже не хранится никакой ценной информации, никогда не остаются открытыми. Все двери заперты на ключ. Даже журналистам ни в коем случае нельзя остаться в кабинете без старшего – человека, который отвечает за работу в этом помещении.
Мы тем временем переходим к следующей процедуре. Теперь бумажные бланки сканируют. Это единственное место, где специалисты в буквальном смысле прикасаются к бланкам. Прямо сейчас сканируют ответы абитуриентов из Витебской области.
Поэтому так важна черная гелевая ручка. Именно ее чернила четко распознает сканер. По сути, на этом работа с бумажными носителями заканчивается. Они отправляются в хранилище.
Оцифрованный же вариант делится на две части. Область регистрации, то есть персональные данные (имя, фамилия, паспортные данные абитуриента) и, собственно, ответы. Проверяют разные части разные специалисты-верификаторы. То есть верификатор видит ответы, но не знает, чей именно бланк он проверяет.
Впрочем, правильность ответа, конечно же, определяет не специалист, а компьютер. Задача человека – лишь проверить корректно ли отсканирован ответ, правильно ли компьютер распознал написанные от руки буквы и цифры. Любой спорный вопрос рассматривается несколько раз. Проверяют таким образом каждый тест по очереди пять человек.
Дина Груко, верификатор:
Мы сверяем частично верные слова, чтобы понять, была допущена ошибка абитуриентов либо верификатор неправильно отверифицировал ответ. В данном случае у нас слово «гупливая», которое мы еще раз поверяем и смотрим, действительно ли там стоит буква «п» или «л». Потому что верный ответ, возможно, «гулливая». В данном случае мы еще раз проверили и видим, что стоит на третьей позиции буква «п», оставляем так, как написал абитуриент.
А вот если и после пятой проверки остаются сомнения, приходится отправляться в хранилище. За бумажным вариантом. Его отыщет и рассмотрит специальная комиссия.
Попасть в хранилище нам не удалось. Для того, чтобы в него войти, нужно созвать ту самую комиссию. Входят в нее несколько человек. Хранить бумажные бланки будут до конца года. А вот электронный вариант окажется здесь, в этой комнате. Сервер будет хранить его 75 лет.
Первое в 2016 году тестирование, по белорусскому языку, было написано в понедельник. Но до процедуры шкалирования, то есть выставления баллов компьютером, пока не дошло. Так что высоки ли знания абитуриентов в 2016 году, неизвестно. Каким либо образом повлиять на результат, например, внести правки в ответы абитуриентов или изменить оценку, в принципе нет возможности. Схема проверки ЦТ исключает и личный контакт с экзаменатором, и возможность как-либо повлиять на итоговый балл, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.
А вот что все-таки эффективнее позволяет оценить глубину знаний (экзамены или тесты), до сих пор спорят даже специалисты.
Анна Сендер, ректор Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина:
Что хочется сказать о централизованном тестировании. Безусловно, это очень хорошая форма проверки знаний и зачисления в университет. Почему? Во-первых, соблюдена объективность. Во-вторых, все абитуриенты находятся в одинаковом положении, то есть соблюдена социальная защищенность человека. И совершенно минимизированы коррупционные риски. Есть специальности. Когда надо проявить творчество. И поэтому на многие творческие специальности, к которым, например, относится специальность «журналистика», тоже предполагает экзамен в университет.
Об эффективности можно продолжать спорить, но в справедливости полученной совсем скоро оценки ни родителям, ни абитуриентам сомневаться не приходится.
Директор РИКЗ рассказал, как составляют и проверяют ЦТ
Тест-контроль: ошибки быть не может
Сегодня у абитуриентов тестирование по белорусскому языку. С экзамена по этому предмету (сдавать его планируют примерно 24.900 человек из 82.471 записавшихся на ЦТ) традиционно начинается проверка знаний кандидатов в студенты. На очереди — русский язык, который в четверг собираются писать около 66.900 человек. А накануне на заседании Госкомиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний была обозначена основная задача — абитуриенты и их родители должны быть уверены в том, что главным приоритетом, дающим право на поступление, являются исключительно знания. Как работает этот уже отлаженный годами механизм? Об этом в интервью «СБ» рассказал директор Республиканского института контроля знаний Юрий Миксюк.
— Могу с уверенностью сказать, что в стране создана уникальная система информационной безопасности. Начну с того, что на завершающей стадии формирования тестового задания с ним работает один конкретный человек, который и вносит его в общий банк данных, где оно кодируется. Вся работа идет в специальном помещении с видеонаблюдением, с ограниченным доступом, на специальных портативных станциях, которые не имеют выхода в интернет и каких–то внешних носителей. Есть и программная защита. Затем в назначенный день с участием госкомиссии формируется выборка, которая дает нам варианты тестов в виде кодов. Процесс происходит с помощью генератора случайных чисел. Скажем, из 500 вариантов госкомиссия случайным образом отбирает 10. Участники комиссии видят только шифры, у них нет возможности прочитать задания. С макетом теста опять же работает один человек в защищенной комнате с видеонаблюдением, куда никто не может зайти. Затем он же тиражирует тест, закладывает бланки в пакеты и запечатывает. Дальше эти пакеты хранятся в сейфе, откуда их в установленное время в запечатанных вализах забирает фельдъегерская служба и передает комиссии в центре тестирования. Ее представители убеждаются, что пломба целая, вскрывают вализу и проверяют целостность пакетов. А распечатывают их лишь в аудитории в момент тестирования.
— В РИКЗе ведется учет всех бланков ответов, то есть вы точно знаете, какой бланк в какую аудиторию отправился?
— Да, когда розданы бланки ответов и остались незаполненные, они гасятся. Все бланки ответов после тестирования поступают в РИКЗ опять–таки через фельдъегерскую службу, здесь они сличаются, при этом их количество должно совпасть с первоначальным. Затем бланки ответов сканируются и превращаются в фотографии, которые уже нельзя изменить. Вся последовательность действий фиксируется. После этого оригиналы бланков ответов опять пакетируются и отправляются на хранение. Храниться они будут до конца года. Вся дальнейшая работа ведется с копиями, что позволяет сохранить оригинал, не пускать его через множество рук. Отсканированную фотографию мы переводим в электронный вид, то есть оцифровываем. На этом этапе компьютер может что–то не распознать, поэтому проводится верификация. Тут важный момент: электронная часть разделяется компьютером на две области — регистрации и ответов. Верификатор участвует в проверке либо одной области, либо другой. Иными словами, полностью с бланком никто не работает.
— Кто может стать верификатором?
— Это сторонние люди, могут быть учителя, студенты. Они проходят серьезное обучение, и их задача — строго руководствоваться инструкцией. Хорошо, если у человека есть опыт работы на предыдущих вступительных кампаниях: будет быстрее выполнять свою задачу. При этом у верификаторов есть старшие руководители, которые контролируют процесс. И если мы видим, что кто–то пропускает погрешности, то есть заставляет компьютер снова и снова возвращаться к непонятным моментам, такого верификатора больше не приглашаем. Здесь просто задействован человеческий мозг, который помогает компьютеру правильно распознать сложные нюансы.
ФОТО БЕЛТА
— Как выглядит процесс работы верификаторов?
— При проверке области регистрации идет обращение к компьютерной базе данных абитуриента. Если компьютер не распознает какую–то область, верификатор сверяет ее с фотографией области регистрации, скажем, это буква А или Д в фамилии. После этого опять компьютер проверяет, находит, что такой абитуриент действительно есть, номер паспорта совпадает. Если возникают какие–то сложности, у процесса может быть несколько стадий: после одного проверяющего смотрит другой, третий. Компьютер может возвращать, обозначать, что нужно посмотреть еще раз. Все для того, чтобы оцифрованное изображение однозначно соответствовало тому, что было записано в бланке. Когда проверена область регистрации, другие люди начинают верифицировать область ответов. Здесь опять же компьютер указывает, что в задании, где должен быть дан один ответ, обозначены два. Смотрится, что распознал компьютер и что на фотографии. К примеру, мы видим, что крестик поставлен неаккуратно и зацепил соседнюю клеточку или в ответах компьютер не смог понять, написана в слове буква П или Н. Уже на уточненное изображение компьютер накладывает шаблон правильных ответов, после чего результат попадает в базу. Это все очень сложный и длительный, но в то же время отлаженный процесс, и никаких сторонних действий, которые бы влияли на результат, быть не может.
— Иными словами, у абитуриентов нет повода для беспокойства: их ответы будут самым внимательным образом проверены, ошибки исключены?
— Совершенно верно. В силу того, что мы максимально пытаемся обеспечить защиту и информационную безопасность, система сконцентрирована в РИКЗ. Она всегда работала стопроцентно, и ни одного несовпадения с оригиналом установлено не было. Нас ведь тоже проверяют госкомиссия, компетентные органы. Выстроена система безопасности надежно, фиксирует любые действия и гарантирует прозрачность и объективность. Все продумано и прописано в служебных инструкциях, соблюдение которых и обеспечивает стопроцентный результат. Мы ведь по жизни часто встречаемся с различными сложными процессами, которые имеют организованную прописанную систему безопасности. И мы вынуждены им доверять. Например, собираясь лететь на самолете, доверяем отлаженной системе, которая проверяет: подготовлен ли самолет, готов ли пилот? Вряд ли кому–то придет в голову мысль пойти посмотреть, целы ли колеса. Или другой пример — электронный документооборот: если не будем ему доверять, придется снова носить бумажки из кабинета в кабинет.
— Еще один важный момент: в этом году для составления заданий привлекали учителей обычных общеобразовательных школ. Как отметили на заседании госкомиссии, чтобы задания соответствовали школьной программе. Не означает ли это, что тесты стали проще?
— Нет. Не только формулировки, но и сам материал должен соответствовать изложенному в учебниках. Чтобы не было таких вопросов, которые вынесены для ознакомления или не рассматривались в новых пособиях. Поэтому и привлекались практики, которые работают в школе, авторы учебников. В итоге по каждому тесту мы знаем учебник, параграф, страницу. Более того, скажем, по химии для ответов выбираются простые числа, чтобы вероятность ошибок при вычислении была минимальна. Если мы говорим о языках, то тексты должны соответствовать возрасту и лексическому опыту сдающих экзамен. Вся работа над тестами направлена на то, чтобы улучшить их качество и создать условия, которые бы максимально благоприятствовали уточнению уровня знаний абитуриента.