как работать с прямыми выплатами в фсс
Прямые выплаты
Получить справку о выплаченных пособиях
Опубликован приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.02.2021 № 26 «Об утверждении форм документов, применяемых для назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователей в 2021 году на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».
О реализации на территории Российской Федерации пилотного проекта по выплатам пособий органами Фонда социального страхования Российской Федерации (пилотный проект «Прямые выплаты»)
С 2011 года на территории Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) реализует пилотный проект, направленный на осуществление страховых выплат по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда (пилотный проект «Прямые выплаты»).
Целью пилотного проекта «Прямые выплаты» является улучшение положения застрахованных граждан и страхователей при осуществлении мероприятий, связанных с назначением и получением пособий в рамках обязательного социального страхования.
Пособия в рамках механизма прямых выплат рассчитываются и выплачиваются застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда в жестко установленные законодательством сроки.
В настоящее время в пилотном проекте «Прямые выплаты» участвует 69 субъектов Российской Федерации. С 1 июля 2020 года в пилотном проекте будет участвовать еще 8 субъектов Российской Федерации.
С 1 июля 2011 года в пилотном проекте участвуют Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область, 1 июля 2012 в пилотный проект вошли Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край, с 1 января 2015 – Республика Крым, г. Севастополь, 1 июля 2015 – Республика Татарстан, Белгородская, Ростовская и Самарская области.
С 1 июля 2016 года к составу участников пилотного проекта присоединились еще 6 субъектов Российской Федерации – Республика Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области.
С 1 июля 2017 года в пилотном проекте по выплате пособий в рамках обязательного социального страхования непосредственно территориальным органом Фонда участвуют: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Алтайский край, Приморский край, Амурская область, Вологодская область, Омская область, Орловская область, Магаданская область, Томская область, Еврейская автономная область.
С 1 января 2019 года в пилотном проекте приняли участие следующие регионы: Республика Ингушетия, Республика Марий Эл, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Камчатский край, Владимирская, Псковская и Смоленская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа.
С 1 июля 2019 года на механизм прямых выплат перешли еще 9 субъектов Российской Федерации: Архангельская, Воронежская, Ивановская, Мурманская, Пензенская, Рязанская, Сахалинская и Тульская области.
С 1 января 2020 года на механизм прямых выплат перешли следующие регионы: Республики Коми, Саха (Якутия), Удмуртская; Кировская, Кемеровская, Оренбургская, Саратовская, Иркутская и Тверская области; Ямало-Ненецкий автономный округ.
С 1 июля 2020 года в пилотном проекте примут участие: Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Красноярский и Ставропольский края, Волгоградская, Ленинградская, Тюменская и Ярославская области.
С 1 января 2021 года механизм прямых выплат реализован в следующих регионах: Краснодарский край, Пермский край, Московская, Свердловская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург.
Форма заявления, необходимого для назначения пособий, утверждается приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.11.2017 № 578 (зарег. в Минюсте России от 15 декабря 2017 г. № 49265) «Об утверждении форм документов, применяемых для выплаты в 2012-2019 годах страхового обеспечения и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных выплат и расходов территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации».
Форма электронного реестра сведений утверждена приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.11.2017 № 579 (зарег. в Минюсте России от 17 января 2018 г. № 49665) «Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения».
В соответствии с Постановлением № 294 после получения от застрахованного лица (его уполномоченным представителем) заявления и необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия страхователь не позднее 5 календарных дней со дня их представления направляет в территориальный орган Фонда сведения для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (в виде электронного реестра).
Страхователю, представившему в территориальный орган Фонда документы или сведения не в полном объеме, территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет извещение о представлении недостающих сведений по форме, утверждаемой Фондом.
Недостающие документы или сведения представляются страхователем в территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня получения извещения.
Выплата пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в порядке и сроки, которые указаны выше. Последующая выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие.
В случае прекращения страхователем деятельности, в том числе при невозможности установления его фактического местонахождения, на день обращения застрахованного лица в целях получения пособия застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) вправе самостоятельно представить в территориальный орган Фонда по месту регистрации его работодателя в качестве страхователя заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Прямые выплаты из ФСС с 2021 года: что нужно знать работнику и работодателю
На основании какого закона все регионы со следующего года переходят на прямые выплаты пособий из ФСС? Насколько нам известно, никакого закона или постановления, которые предусматривали бы такой переход, не существует.
Совершенно верно. Отдельного специального закона или постановления правительства, переводящего все субъекты РФ на прямые выплаты пособий, не принималось. Вместе с тем в НК РФ есть нормы, которые прямо предусматривают зачетный механизм выплаты пособий. В рамках данного механизма пособия выплачиваются непосредственно самими работодателями, которые впоследствии возмещают эти расходы за счет средств ФСС (п.п. 2, 8, 9 и 16 ст. 431 НК РФ).
С 1 января 2021 года указанные нормы НК РФ, а вместе с ними и зачетный механизм выплаты пособий утрачивают свою юридическую силу и прекращают действовать (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ). Таким образом, с нового года регионы переходят на прямые выплаты пособий из ФСС.
Какие именно регионы с 2021 года перейдут на прямые выплаты из ФСС?
Сейчас к проекту ФСС «Прямые выплаты» подключено уже 77 субъектов РФ. Порядок назначения и выплаты в этих регионах пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством регламентирован в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.
Что означает переход на прямые выплаты пособий? Что конкретно поменяется для работодателей?
В настоящее время работодатели тех регионов, которые не подключены к проекту ФСС «Прямые выплаты», платят работникам пособия по нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с зачетным принципом. То есть при выплате пособий они уменьшают сумму обязательных страховых взносов, которые должны уплачивать в ФСС, пропорционально понесенным на выплату данных пособий затратам (п. 2 ст. 431 НК РФ).
С нового года указанные пособия будут выплачиваться гражданам уже непосредственно самим ФСС. В свою очередь, работодатели от обязанности по выплате пособий освобождаются. По новым правилам они станут уплачивать страховые взносы в ФСС в полном объеме, без их уменьшения на величины выплаченных работникам пособий.
Как изменится порядок оформления пособий после перехода на прямые выплаты, в чем будет заключаться роль работодателей?
В 2021 году пособия, выплачиваемые напрямую из ФСС, по-прежнему будут оформляться через работодателей.
В целях получения пособия работнику необходимо будет представить по месту своей работы соответствующее заявление, документ, подтверждающий право на получение пособия (например, свидетельство о рождении ребенка или листок нетрудоспособности), а также справку о сумме заработка (для случаев, когда в расчетном периоде сотрудник работал у других работодателей).
После получения указанных документов работодатель обязан будет направить эти документы в ФСС для выплаты пособия (п. 3 «Положения об особенностях назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности…», утв. постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 ). Само пособие выплачивается отделением ФСС в течение 10 дней с момента получения всех указанных документов.
В каком порядке работодатели должны направлять в ФСС документы в целях выплаты работникам пособий?
Документы для назначения и выплаты пособий направляются в ФСС не позднее 5 календарных дней после получения их работодателем. Причем если численность сотрудников работодателя составляет 25 человек и менее, то указанные документы направляются в отделение фонда заказным письмом с описью вложения.
Если численность сотрудников работодателя превышает 25 человек, то вместо пакета документов работодатель обязан представить в ФСС реестр сведений в электронной форме. Срок направления электронного реестра – не позднее 5 дней с момента обращения работника с заявлением о выплате пособия (п. 4 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294).
Получается, с 2021 года работодатели полностью освобождаются от выплаты работникам социальных пособий?
Освобождаются, но не полностью. Работодатели продолжат выплату следующих видов пособий:
Будут ли работодателям компенсировать (возмещать) пособия, выплачиваемые сотрудникам в 2021 году?
Если работодатель обязан выплачивать пособия в соответствии с законодательством, то такие пособия ему будут возмещаться. Но не во всех случаях.
Так, возмещению подлежит пособие на погребение, оплата дополнительных выходных по уходу за детьми-инвалидами и по временной нетрудоспособности за первые три дня больничного, выплаченное сверх норм льготникам (п.п. 6, 10 и 11 постановления Правительства РФ от 21.04.2011 № 294).
Пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня больничного возмещаться работодателям не будет.
Как работодатель должен вести учет и перечислять НДФЛ с пособий, которые станут выплачиваться напрямую из ФСС?
При выплате пособий работодатели как налоговые агенты обязаны рассчитывать и удерживать НДФЛ с получаемых работниками сумм. НДФЛ уплачивается не позднее последнего числа месяца, в котором работнику выплачено пособие (п. 6 ст. 226 НК РФ). Но если пособие выплачивает не работодатель, а ФСС, то обязанности налогового агента у работодателя не возникает.
Соответственно, на стороне налогового агента в такой ситуации выступает сам ФСС, который и должен рассчитывать, удерживать и перечислять НДФЛ с выплачиваемых работникам пособий. Работодатель не обязан вести учет уплаченных фондом сумм НДФЛ.
Что делать, если сотрудница ушла в отпуск по уходу за ребенком в 2020 году, а пособие продолжает выплачиваться в 2021 году?
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет за период до 1 января 2021 года выплачивается работодателями. С нового года данное пособие выплачивает уже ФСС.
Чтобы сотруднице, которой пособие было назначено в 2020 году, перейти на прямые выплаты из ФСС, она должна представить своему работодателю заявление о назначении и выплате данного пособия. Все остальные документы (свидетельство о рождении ребенка и справки с других мест работы в случае наличия таковых) для назначения пособия у работодателя уже имеются.
Получив от сотрудницы такое заявление, работодатель прикладывает к нему подтверждающие документы (формирует электронный реестр сведений) и направляет их в ФСС. Срок направления документов (реестра) – не позднее 5 дней с момента получения заявления от сотрудницы (п. 3 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294).
До какого срока работодатели должны направить в ФСС заявления и реестры от сотрудниц, находящихся в декрете или отпуске по уходу за ребенком?
Конкретных сроков направления данных сведений и документов законодательство не содержит. Но здесь следует учитывать предстоящие новогодние праздники и 5-дневный срок, в рамках которого работодатели, получившие заявления от сотрудниц, должны успеть направить документы в ФСС.
Поэтому сотрудница может написать заявление о назначении и выплате пособия до 31 декабря 2020 года или сразу же после новогодних праздников. И в том и в другом случае пособие за декабрь выплатит сам работодатель, а за январь и все последующие месяцы – ФСС.
Обязан ли работодатель ежемесячно подавать в ФСС электронный реестр сведений по сотрудницам, находящимся в декрете или в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет?
Нет, не обязан. Электронный реестр сведений по таким сотрудницам подается в ФСС однократно. Повторного представления тех же самых сведений не требуется.
Что делать работодателям, если пособие по уходу за ребенком было назначено в 2020 году, но в 2021 году сотрудник утратил право на его получение, выйдя на работу на условиях полного рабочего дня?
Во всех подобных случаях работодатель обязан информировать ФСС о прекращении права застрахованного лица на получение пособия. Для этого работодатели должны направить в фонд соответствующее уведомление.
Уведомление направляется не позднее 3 дней с момента возникновения обстоятельств, влекущих прекращение права на получение пособия (п. 4.2 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294).
При переходе на прямые выплаты из ФСС кто должен будет удерживать и перечислять алименты с суммы выплачиваемых пособий?
Данные обязанности возлагаются на лицо, производящее должнику выплату дохода, на который обращается взыскание (п. 3 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). Если пособия выплачивает ФСС, то и алименты с получаемых должником пособий удерживает и перечисляет взыскателю сам ФСС.
При этом если работник предъявляет исполнительный лист, на основании которого взыскиваются алименты непосредственно работодателю, то за работодателем сохраняется обязанность по удержанию алиментов с выплат за первые три дня временной нетрудоспособности сотрудника.
Если исполнительный лист о взыскании алиментов предъявлен работодателю, то что с 2021 года делать взыскателю, чтобы и в дальнейшем получать алименты с пособий, выплачиваемых должнику? Что в такой ситуации делать самим работодателям?
Поскольку пособия будет выплачивать ФСС, то исполнительный лист о взыскании алиментов следует направить именно в отделение ФСС. Сделать это должен сам взыскатель. Причем по заявлению взыскателя исполнительный лист в целях взыскания алиментов может направляться судом как работодателю, так и в ФСС (ч. 1 ст. 428 ГПК РФ).
В этом случае работодатель будет удерживать алименты с больничных пособий за первые 3 дня нетрудоспособности, а ФСС – с выплат за все оставшееся время временной нетрудоспособности. При этом законодательство не обязывает работодателей оповещать ФСС о том, что конкретный получатель пособия является лицом, обязанным уплачивать алименты, и перенаправлять в фонд соответствующие исполнительные документы. Все это работодатель может делать исключительно в добровольном порядке.
Правда ли, что с 2021 года пособия станут выплачиваться только по электронным больничным листам? Будут ли в следующем году отменены бумажные больничные?
Нет, не правда. В будущем году назначение и выплата больничного пособия по-прежнему будут осуществляться на основании листка нетрудоспособности, оформленного как в бумажной, так и в электронной форме (приказ Минздрава от 01.09.2020 № 925н). Это равнозначные документы.
Прямые выплаты пособий: как ФСС будет проверять и за что штрафовать страхователей с 2022 года
Всеобщий переход на систему прямых выплат из ФСС отразится и на проверках. С 2022 года инспекторы будут анализировать сведения, которые передали работодатели, и на основании которых были начислены пособия. Если ревизоры обнаружат, что в сведениях есть ошибки, страхователя обяжут возместить средства, потраченные фондом на пособие. Плюс к этому оштрафуют на 20% от суммы излишне выплаченного пособия. Появятся и другие поводы для штрафов.
Какими законами регулируются проверки ФСС
Сотрудники Фонда социального страхования проводят камеральные и выездные проверки.
1. В рамках Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ). Согласно нормам этого закона, инспекторы контролируют правильность начисления взносов «на травматизм». А также произведенные страхователем расходы (больничные в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием, оплату путевок и проч.).
2. В рамках Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ). Согласно нормам этого закона, инспекторы проверяют правильность расходов страхователя на выплату страхового обеспечения (больничные в связи заболеванием или травмой, пособие по уходу за ребенком и проч.). Что касается взносов «на больничные», то их контролирует не ФСС, а налоговые инспекции.
ВНИМАНИЕ
В 2021 году пособия по болезни (за исключением первых трех дней), по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием ФСС перечисляет напрямую сотрудникам (см. «С 2021 года во всех регионах России пособия будут выплачиваться напрямую из ФСС» ). Работодатель не несет расходы на выплату таких пособий. Тем не менее, до конца 2021 года в законах № 255-ФЗ и № 125-ФЗ сохраняются положения о том, что ФСС вправе проверять такие расходы.
С января 2022 года вступят в силу новые редакции указанных законов (изменения утв. Федеральным законом от 30.04.21 № 126-ФЗ). Расскажем о наиболее важных изменениях.
Что проверяет ФСС
Как было при зачетной системе
До 2021 года в тех регионах, которые не участвовали в эксперименте «прямые выплаты», действовала так называемая зачетная система. Суть ее в следующем. Работодатели перечисляли в ФСС взносы «на больничные» и «на травматизм». При наступлении страховых случаев начисляли и выдавали работникам пособия, а затем возмещали свои расходы из средств фонда. А именно из перечисленных взносов (см. « Переход на систему прямых выплат пособий в 2020 году: что надо знать бухгалтеру »).
Инспекторы в ходе проверок, в частности, выясняли, правильно ли рассчитаны пособия. Если находили ошибки, то не подтверждали расходы страхователя на больничные и другие выплаты. Как следствие, начисляли дополнительные взносы.
Как стало при системе прямых выплат
С начала 2021 года все без исключения субъекты РФ перешли на систему прямых выплат. Работодатели по-прежнему платят взносы «на больничные» и «на травматизм». Но большинство пособий, в том числе больничные (кроме оплаты первых трех дней болезни), фонд теперь перечисляет сам. Деньги поступают напрямую от ФСС к застрахованному лицу. Что касается страхователя, то он передает в фонд сведения, необходимые для начисления и выплаты пособий.
Данные новшества отразятся на проверках. Согласно комментируемым поправкам, с января 2022 года инспекторы ФСС будут, в числе прочего, анализировать сведения, полученные от работодателей. Если окажется, что сведения недостоверны, и это повлекло переплату пособия, компанию или ИП обяжут возместить фонду излишне перечисленную сумму. В случае, когда переплата произошла по вине самого застрахованного лица, представившего неверные сведения, то именно он должен будет возместить излишние расходы фонда (новый подп. 12 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ, новый подп. 9.1 п. 1 ст. 18 Закона № 125-ФЗ).
Порядок возмещения пособия, излишне выплаченного фондом
Правила, по которым работодатели и застрахованные лица станут возмещать расходы, излишне понесенные фондом, приведены в новых редакциях статьи 26.20 Закона № 125-ФЗ и статьи 4.7 Закона № 255-ФЗ.
Предусмотрен следующий алгоритм:
ВНИМАНИЕ
Каким способом ФСС может передать работодателю (или застрахованному лицу) решение о возмещении излишне понесенных расходов и требование о возмещении? Есть три варианта. Вручить лично под роспись, переслать по почте заказным письмом, либо направить в электронной форме по интернету. Если документ отправлен почтой, он считается полученным по истечении 6-ти рабочих дней с даты отправления.
Какие решения принимает ФСС по итогам проверок
Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
Сейчас по результатам камеральной или выездной проверки инспекторы вправе принять решение о привлечении страхователя к ответственности, либо об отказе в привлечении.
С января 2022 года по итогам «камералки» ФСС сможет также выносить решения (новый п. 5.1 ст. 26.15 Закона № 125-ФЗ):
А по итогам выездной проверки также решения (новые подп. 3 и подп. 4 п. 8 ст. 26.20 Закона № 125-ФЗ):
Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Сейчас по итогам проверок (камеральных и выездных) ФСС может принять решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения. С января 2022 года инспекторы смогут также выносить следующие виды решений (новая редакция ч. 4 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ):
Какие штрафы инспекторы ФСС могут выписать по итогам проверок
Основания для привлечения страхователей к ответственности и размеры штрафов указаны в статьях 26.29, 26.30 Закона № 125-ФЗ, статье 26.31 Закона № 125-ФЗ (действующая и новая редакции) и в новой статье 15.2 Закона № 255-ФЗ.
Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Штрафы, которые назначаются сейчас
За неуплату или неполную уплату взносов в результате занижения облагаемой базы, иного неправильного исчисления — 20% от суммы недоимки по взносам, при умышленном занижении — 40%.
Сотрудники ФСС не вправе штрафовать страхователей за неуплату взносов и за непредставление расчета по взносам (РСВ).
За нарушение срока сдачи расчета 4-ФСС — за каждый месяц просрочки 5% взносов, начисленных за последние 3 месяца, но не более 30% и не менее 1 000 руб.
За несоблюдение порядка сдачи расчета 4-ФСС в форме электронного документа — 200 руб.
За отказ направить документы в ходе проверки правильности начисления взносов — 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Штрафы, которые добавятся с 2022 года
За подачу недостоверных сведений и документов, либо их сокрытие, повлекшее излишнюю выплату пособия, — 20% от суммы излишне понесенных фондом расходов, но не менее 1 000 руб. и не более 5 000 руб.
За подачу недостоверных сведений и документов, либо их сокрытие, повлекшее излишнюю выплату пособия, — 20% излишне понесенных фондом расходов, но не менее 1 000 руб. и не более 5 000 руб.
За отказ направить документы в ходе проверки полноты и достоверности сведений, переданных страхователем в фонд дня назначения пособия, — 200 руб. за каждый ненаправленный документ
За нарушение срока сдачи сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия — 5 000 руб.
За отказ направить документы в ходе проверки полноты и достоверности сведений, переданных страхователем в фонд дня назначения пособия, — 200 руб. за каждый ненаправленный документ.
Какие штрафы может назначить суд
Кроме того, инспекторы из ФСС могут составить протокол об административном правонарушении и передать дело в суд. Если вина должностного лица организации будет доказана, его привлекут к ответственности: